Содержание
- 1 Соболезнование
- 2 Тазия – соболезнования по поводу смерти в исламе
- 3 Этика соболезнования в Исламе
- 4 3 лучших дуа за родителей из Корана
- 5 3 дуа которые читал Пророк (с.а.в) для исцеления от любого недуга
- 6 Как выражать соболезнование?
- 7 Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа
- 8 Правда ли, что желательно пожимать руку во время соболезнования?
- 9 Проводите соболезнования по Сунне
- 10 Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище
Соболезнование
Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].
Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык.
В Священном Коране Господь миров говорит:
«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288.
Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.
[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.
[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему.
Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.
[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.
[5] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 175, хадис № 1601, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С . 494, хадис № 8092, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1488.
[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».
Тазия – соболезнования по поводу смерти в исламе
Таз´ия – обычай в исламе выражать соболезнования семье умершего, в общем случае – человеку, понёсшему большую потерю. Основной целью тазии является успокоение близких покойного в нелёгкий час, напоминание о терпении и смирении перед волей Аллаха.
Пророк Мухаммед о соболезновании:
– Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.
– Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.
Когда нужно соболезновать по традициям ислама
Соболезнуют в первые три дня по смерти. Не следует это делать до погребения (дафн) и во время погребальной церемонии. У родственников мысли должны быть направлены на скорейшее упокоение тела, и потому отвлекать их от погребальных забот не стоит. Обычно тазия совершается после похорон, когда близкие умершему будут явственно ощущать пустоту в своём сердце. Исключение: если домочадцы умершего слишком сильно переживают горе и это мешает им заниматься захоронением по традициям мусульманского похоронного обряда Джаназа.
Совершение тазии после третьего дня по смерти является макрух (запретным) – ведь за прошедшие дни печаль несколько утихла, и выражение соболезнований может разбередить сердечную рану.
Если человек отсутствует на похоронах по уважительной причине (например, отъезд, в пути, болезнь и т. п.) или если весть о кончине приходит слишком поздно, допускается выражать соболезнования позже.
Где выражают соболезнования мусульмане
Выражать соболезнование следует в доме покойного или в мечети.
Как выражают соболезнования у правоверных
Под соболезнованием в исламе понимается слова не только утешения, но наставления тем, кто пребывает в горе. Скорбящим говорят о необходимости проявить терпение, смириться с безвозвратной потерей, напоминают о грехе нетерпимости по отношению к деяниям Аллаха. Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания. Поэтому плакальщиц следует утешить, дабы прекратить их голошения. Ведь сказано в Коране, что дом, в котором слышатся причитания по покойному, покидают ангелы милости. Сама рыдающая должна покаяться в своём грехе неверия в милость Аллаха, иначе в Судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы.
При совершении тазии желательно пожать руки в знак сочувствия. Подобный жест допустим в отношении всех членов семьи – мужчин, разумных детей и женщин в годах. Однако молодым женщинам и девушкам соболезнуют только женщины или те, кто для них является махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). Соболезнования от постороннего мужчины для молодицы является харамом (запретным).
Помимо наставления, соболезнующему полагается произнести слова молитвы (дуа). В ней просят о ниспослания прощения умершему за совершённые при жизни грехи и даровании всех благ родне вместо горя.
Соболезнования семье почившего выражают единожды. Порицается совершать тазию несколько раз по одному человеку. Не следует садиться в доме покойного или оставаться на ночь, если вы не являетесь его родственником. Иначе пришедшие в дом почившего посчитают вас скорбящим и совершат тазию.
Кому выражают соболезнования в исламе
Соболезнования выражают всем родственникам умершего, кроме молодых женщин. Им совершают тазию только женщины или их махрамы. Ранее считалось, что собираться в одном доме для принятия соболезнований недопустимо, чтобы горе не переживалось особенно тяжело. Сейчас, когда члены семьи покойного могут проживать в различных частях земного шара, подобное даже приветствуется. Так, пришедший в дом почившего, сможет совершить тазию сразу всей родне.
Сунна поощряет домочадцев почившего соболезновать друг другу. Например, если умер отец, то сыновья соболезнуют друг другу.
Соболезнования выражают независимо от веры покойного или скорбящего.
Этика соболезнования в Исламе
Выражать соболезнования родственникам покойного является настоятельной сунной, то есть очень желательной сунной в Исламе. Соболезнования желательно выражать друг другу и самим родственникам, например если умер отец то братьям желательно выразить друг другу соболезнования.
В хадисе Посланника Аллаха (с.а.в) говорится:
«Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллаh в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства» ( Ибну Маджа 1601, Байхаки 59/4 ).
Что такое соболезнование?
Соболезнование — это повеление о терпении (сабру) и побуждение его к терпению рассказывая о том какое вознаграждение уготовано за терпение, так же это и дуа чтобы Всевышний простил грехи умершему.
В какое время нужно выразить соболезнование?
Соболезнование лучше всего выразить до погребения покойного, так как это время самое тяжелое для родственников и близких покойного. Само время для соболезнования длится всего три дня.
Для того кто находился в местности (в городе или в селе) где умер и похоронили покойного по истечению трех дней ему не желательно выражать соболезнования (макрух), так как после трех дней печаль обычно уходит, а соболезнования после этого времени только возвращает печаль. А тому кто был болен или был в другом городе или в селе разрешается соболезнования по истечению трех дней.
Как правильно выразить соболезнования?
Мусульманин в соболезновании обращается к другому мусульманину у которого случилось горе со словами:
أعظم الله أجرك، وأحسن عزاءك، وغفرلميّتك
«АгIзамаЛлагьу аджарака ва ахlсана гIазаака вагъафара лимаййитика» .
Смысл: «Да преувеличит Аллаh твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение и да простить Аллаh твоего покойного».
Сунной является до этого начать со словами который сказал Пророк Хизри (мир ему) на соболезновании семье Пророка Мухаммада (с.а.в) по причине ухода Пророка (с.а.в) в мир иной:
إنّ في الله عزاءمن كل مصيبة، وخلفا من كلّ هالك، ودركًا من كلّ فائت، فبالله فثقوا، واياه فارجوا، فإنّ المصاب من حُرم الثواب
«Инна фиЛлягьи ГIазаан мин кулли мусибатин, вахаляфан мин кулли гьаликин, вадаракан мин кулли фаитин, фа биЛлягьи фасикъу, ваийягьуфаржу, фаинн-аль мусабу ман хIурима-с-саваб».
А тому мусульманину у которого умер родственник который был неверным следует обратится со словами:
أعظم الله أجرك وصبرك وأخلف عليك
«АгIзамаЛлагьу аджарака васабрака ваахлафа гIалайка»
Смысл: «Да преувеличит Аллаh твое вознаграждение и терпение и да заменит тебе его Аллаh еще лучшим» .
Если же у неверующего умер родственник который был мусульманином, то разрешается выразить ему соболезнования, и желательно, если есть надежда что он примет потом Ислам. К нему обращаются со словами:
غفر الله لميّتك وأحسن عزاءك
«ГъафараЛлагьу лимаййитика ваахIсана гIазаака»
Смысл: «Да простит Аллаh грехи вашего покойного и сделает хорошим ваше утешение» .
Также дозволяется идти на соболезнование к неверному, когда умер его родственник неверный, но это является нежелательным если нет надежды, что он в дальнейшем примет ислам. А вот если есть такая надежда, тогда это даже желательно.
3 лучших дуа за родителей из Корана
Родители это самое ценное в жизни каждого человека. В Исламе родителям уделяется особое внимание, в некоторых хадисах даже говорится что Рай находится под ногами родителей, а ключ от Рая находится у отца . Когда мы молоды, мы не ценим своих родителей и не уделяем должного внимания. Не смотря на это, наши родители всеравно нас любят.
Счастье тому человеку который застал своих родителей живыми и понял их значение в жизни и в Исламе. А если их уже нет в живых, остается только усердно молится за них прося лучшего в обоих мирах.
Предлагаем вашему вниманию 3 дуа из Священного Корана которые рекомендуется читать за родителей, в независимости живы они или нет.
Дуа №1
رَّبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَن دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَلَا تَزِدِ الظَّالِمِينَ إِلَّا تَبَارًا
«Рабби-ґфир ли валивалидаййя валиман дахаля байтия муъминав-валиль-муъминина валь-муъминати валя тазиди-ӟ-ӟалимина илля табаран».
Смысл: «Господи! Прости меня и моих родителей, которые (по Твоей воле) дали мне жизнь, и тех, кто вошёл в мой дом верующим, и всех верующих мужчин и верующих женщин, и не приумножь неверным ничего, кроме гибели!» (28 аят суры «Нух»).
Дуа №2
رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ
«Раббана-ґфир ли валивалидаййя валиль-муъминина явма яḱуму-ль-хисаб».
Смысл : «Господь наш! Прости мне и моим родителям, и верующим грехи в День Страшного Суда, когда свершится Суд, а за ним последует воздаяние!» (41 аят суры «Ибрахим»).
Дуа №3
رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا
«Рабби-рхамhума кама раббаяни саґиран».
Смысл: «Господи! Помилуй их, как они миловали и воспитывали меня, когда я был маленьким» (24 аят суры «аль-Исра’»)
Не забывайте дорогие братья и сестры своих родителей. В наше время мы часто ссоримся с родителями из-за всяких бытовых мелочей. И только потеряв их, понимаем что были не правы.
Да наставить нас и наших родителей Всевышний Аллах на истинный путь, и да соберет нас всех вместе в Раю. Аминь.
3 дуа которые читал Пророк (с.а.в) для исцеления от любого недуга
Болезни ниспосланные человеку является проявлением милостыны от Всевышнего Аллаха. Посредством болезней и недугов Всевышний так же испытывает своего любимого раба. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С болезнью уходят грехи человека».
Наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал нам читать дуа в момент недуга или когда у нас проблемы, чтобы Всевышний ниспослал милость и исцеление на своего раба.
Дуа читаемая при недуге:
«Аллахумма азхабиль-баса Раббан-наси вашфи фа анташ-шафи ля шифаа илля шафаука шифаан ля йюгадиру сакаман».
О, Господь! Сними боль, и даруй исцеление. Ты дарующий исцеление и нет иного, исцеления кроме твоего. Мы просим от тебя исцеления от всех болезней.
Положив правую руку на то место где ощущается боль желательно произнести следующее дуа:
«Бисмиллях аузу би иззатилляхи ва кудратихи мин шарри ма аджиду ва ухазири».
Я ищу защиты от боли у Всевышнего Аллаха, обладающего силой и благочестием.
Есть так же дуа читаемое при посещении больного человека:
«Бисмилляхи аркикя мин кулли шайин йю’зикя мин шарри кулли нафсин ау айнин ау хасидин. Аллахума йяшфикя биссмилляхи аркикя»
Я прошу милости от Аллаха для тебя от всего, что тебя беспокоит, и всякого проявления зависти, сглаза или нафса. Путь Всевышний дарует тебе исцеление. С именем Аллаха прошу для тебя исцеления».
Так же наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал просить делать дуа за здоровых у тех кто болеет, так как их дуа принимается Аллахом больше.
Как выражать соболезнование?
Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой большой проблемой для меня оказались люди, которые не умеют как положено выражать соболезнование. В Исламе для всех ситуаций есть свои нормы и правила этикета, которые входят в служение Творцу, и нарушение которых карается.
Самое главное, чтобы женщины не смешивались на кладбище с мужчинами. Само кладбище должно находиться в окрестностях города, если же ваш родственник похоронен в другом городе, то надо ехать вместе с вашим махрамом или мужем.
Тем, кто направляется на кладбище, желательно читать Коран или хотя бы знать наизусть суры из Корана, например, аят «Аль-Курси», прочитав которую вы попросите Всевышнего передать вознаграждение покойным – то в их могилы войдет сорок сияний и могилы расширятся. Также, если прочитать три раза суру «Аль-Ихлас», независимо от того на кладбище вы или у себя дома, и сделать ду’а, то и покойный, и вы получите вознаграждение, равное вознаграждению за чтение целого Корана. Любому, кто в пятницу посетит могилу родителей и прочитает суру «Я-син», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа
Дуа за умершего — это особый вид исламской молитвы, которую произносят за умершего человека. Родные покойного просят Аллаха о помещении души усопшего в райский сад и прощении всех прижизненных грехов. Неизбежность ухода в загробный мир трактует нормы поведения, которым должен следовать каждый верующий.
Почему важно читать дуа за умерших
Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.
Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.
Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.
Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину
Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.
Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.
Перед смертью
Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:
«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».
В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.
Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:
«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».
При соболезновании
Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.
При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:
«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».
В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:
«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».
Усопшим родителям до 40 дней
Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.
Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:
«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».
«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».
«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».
За упокой
Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:
«Аллахуммягъфир (имя умершего) УарфягъДяраджятаху ФильМадийиня УахлюфхуФииА’къыбихи ФильГъабирииняУагъфирляня УаЛяхуЙя РаббяльАляямиин. УафсиЛяхуФии КъабрихиУаНяууир ЛяхуФиих».
При посещении кладбища над могилой произносят дуа за упокой душ матери, отца или других родственников:
«АссалямуАлейкум! ДарраКауминМукъминина, УаАтакум МаТуадуна, ГаданМуаджжалюна, УаИння, Иншаллах, БикумЛяхикун. АллахумАгфирли АхлиБакиильГаркад».
Данная молитва служит приветствием умерших в их последнем пристанище. Дуа повествует о том, что на все произошедшее воля Аллаха. Молящиеся при помощи данной мольбы просят простить прегрешения усопшим.
Еще один текст за упокой произносится так:
«АссалямуАлейкум, ЙааАхлиль-Кубур. ЯгфирулляхуЛя НауаЛякум. АнТум Саляфуна, УаНахНу БильАсаар».
Молящийся данными словами приветствует находящихся под землей и просит у Всевышнего простить умерших за их грехи.
За умершего родственника после похорон
Когда погребение состоялось необходимо совершение погребальной молитвы с прочтением дуа. Джаназа-намаз совершается в несколько этапов:
- Ритуальное омовение.
- Произнесение мольбы:
«CубханакаллахуммаУаБихамдика, УаТабаракасмука, УаТааляДжаддука, УаЛяИляхаГайрук».
Восхваляется Аллах и обозначается как единственный достойный поклонения и наделенный силой.
Читается дуа с просьбой благословления Пророка и его семьи Аллахом, как единственным достойным восхваления:
«АллахуммаСалли ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааСаляйта ‘АляИбрахиимаУа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджиид. АллахуммаБарик ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааБаракта ‘АляИбрахиима Уа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджид».
Видео (кликните для воспроизведения). |
«АллахуммаГфир ЛяхуУархамх, УаАафихиУагъфу‘Анх, УаАкримНузуляху УаУасси‘ Мудхаляуу, УагсыльхуБильМа’иУасСалджи УальБарад. УаНаккыхи Миналь-ХатайаКямяЮнака-С-СаубульАбъяду МинадДанас. ВаАбдильхуДаран ХайранМинДаарих, УаАхлянХайранМинАхлих, УаАдхыльхулДжаннатаУа КыхиФитнатальКабэри УаГазабанНар».
На поминках
Когда погребение умершего совершилось, следует прочесть дуа к Великому:
Данный текст в переводе с арабского языка трактуется как прошение Аллаха простить усопшего.
На поминках умерших родителей родственники произносят специальное дуа:
«АллахуммяГъфир ЛихийяняУаМяййитиня УаШяхидиняУага-И-БиняУа СагъыириняУаКябииириня УаЗякяриня УяУнсяня. АллахуммяМян АхйайтяхуМиння Фя-АхйихиА’ляль-Ислями УаМян ТяуяффяйтяхуМиння ФятяуаффяхуА’ляль-Имян. Аллахуммя ЛяТяхримня АджрахуУаЛя ТудылляняБя’дях».
Молящий взывает даровать жизнь по нормам ислама, а мертвым – покой в веровании. Всевышнего просят не лишать наград за терпеливое нахождение в испытаниях.
Можно ли с помощью дуа помочь умершему
Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.
Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:
- мусульманин не должен надеяться на получение собственных благ за счет дуа от другого верующего;
- умершие получают только те награды, которых достигли сами;
- согласно трактовке сур Корана в день Суда потомки возложат на чашу весов своих предков праведные деяния.
Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.
Правда ли, что желательно пожимать руку во время соболезнования?
Смерть неизбежна для всех живых существ, в том числе для каждого человека. Смерть является также испытанием для живых людей, которые печалятся от разлуки с родными.
В нашей религии для всех жизненных ситуаций есть свои нормы и правила поведения, которые подпадают под служение Всевышнему Аллаху и за которые верующий получает вознаграждение. А нарушение этих норм и правил карается наказанием в Судный день.
Соболезнование является одним из видов благих взаимоотношений между людьми. Каждый мусульманин спешит утешить своего брата по вере, которого охватила печаль, чтобы облегчить ему боль утраты и оказать поддержку.
Соболезнования (та‘зият) с точки зрения Ислама подразумевают наставление человеку, которого постигла беда, или тому, кто переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение. Во время соболезнования следует рассказывать ему о достоинстве терпения во время бед и о воздаянии, которое он получит за это.
Желательно также предупредить его о том, что не следует возмущаться случившемуся, и о наказании, которого заслуживает тот, кто не проявляет терпение и стойкость и ведёт себя недостойно.
Также соболезнование подразумевает совершение дуа за умершего с просьбой о прощении его грехов, а для того, кого постигла беда – о скорейшем спасении от несчастий и ниспослании блага взамен этой беды.
Выражать соболезнование тем, кого постигла беда, или родственникам усопшего является настоятельной сунной (сунна аль-муаккада). Выражать соболезнование следует всем родственникам умершего, независимо от того, являются они взрослыми мужчинами, детьми (мумайз) или пожилыми женщинами.
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» по этому вопросу пишет следующее:
«Соболезнование по поводу смерти человека (или по поводу материальной беды, постигшей человека и тому подобного) является сунной. Выражать соболезнование желательно каждому, кто печалится по этому поводу: родственникам, супругам, свойственникам, друзьям и всем остальным, даже если они являются несовершеннолетними.
Однако молодой девушке выражают соболезнование только женщины и мужчины из числа близких родственников (махрамы). То есть другим людям делать это нежелательно, подобно тому, как нежелательно её приветствовать.
Что касается соболезнования молодой девушки чужому мужчине (немахраму), то нет сомнения в его запретности (харам), подобно тому, как ей запрещено приветствовать его.
Соболезнование является сунной, согласно хадису Пророка ﷺ , в котором сообщается:
مَنْ عَزَّى مُصَابًا فَلَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ
«Кто выражает соболезнование человеку, который попал в беду, тот получит такое же вознаграждение, как и пострадавший (попавший в беду)«.
«Такую же награду, как и тот, кто попал в беду, получит человек, который выразит ему соболезнование«. (Этот хадис со слов ‘Абдуллаха бин Мас’уда (да будет доволен им Аллах) приводят Тирмизи, 1073; Ибн Маджах, 1602).
Также в другом хадисе, который приводит Ибн Маджах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ما مِنْ مُؤْمِنٍ يُعَزِّي أخاهُ بِمُصِيْبَتِهِ إِلاَّ كَساهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ حُلَلِ الكَرَامَةِ يَوْمَ القِيامَةِ
«В День воскрешения Всемогущий и Великий Аллах оденет в почётные одежды любого верующего, который выразит соболезнование брату по вере в его беде«. (Ибн Маджах (1601) от Амра бин Хазма (да будет доволен им Аллах))
Некоторые сказали, что родственникам покойного нежелательно выражать друг другу соболезнования, но в этом мнении заключается явная ошибка, ибо это противоречит смыслу и ясному значению слов учёных.
Лучше всего выразить соболезнование до погребения умершего, если человек видит родственников сильно скорбящими, чтобы утешить их и внушить им терпение. В противном случае лучше отложить соболезнование до окончания погребения, ибо родственники усопшего до этого бывают заняты подготовкой к похоронам.
Время соболезнования длится приблизительно три дня после погребения, потому что после этого времени в большинстве случаев печаль уходит. Следовательно, по истечении трёх дней нежелательно выражать соболезнование, потому что это возвращает печаль.
Период соболезнования начинается с погребения, как об этом пишется в книге «Аль-Маджму‘». Однако с этим мнением не согласилась группа учёных, утверждающих, что от предшественников передано мнение, согласно которому этот период начинается с момента смерти.
И соболезнование будет длиться три дня в том случае, если (в городе, селе и т. п.) присутствует тот, кто соболезнует, и тот, кому приносят соболезнования, и если тому, кто должен принести соболезнования, стало известно о смерти. В противном случае отсчёт дней начинается с момента прибытия (в населённый пункт того, кто отсутствовал) или с того момента, когда это стало ему известно. В этом вопросе больной, заключённый и т.п. приравниваются к отсутствующему».
Абдульхамид Аш-Ширвани, комментируя эти слова Ибн Хаджара, добавляет:
«На полях некоторых достоверных книг пишется, что во время соболезнования также желательно пожимать руки, потому что в этом заключается утешение для родственников усопшего и избавление их от печали.
Рукопожатие во время соболезнования является более предпочтительным, чем рукопожатие в праздничные дни и подобные моменты.
Полное вознаграждение за сунну соболезнования записывается человеку за одно соболезнование. Если человек повторяет соболезнование, будет ли это нежелательным (макрух) для него, ибо это может стать причиной возобновления печали?
Этот вопрос следует подробно разъяснить. Здесь следует сказать, что нежелательность повторного соболезнования относится только к случаю, когда соболезнование повторяется по истечении трёх дней. А если соболезнование повторяется в течение первых трёх дней, то в этом нет нежелательности, особенно если родственники умершего сильно скорбят по нему».
Исходя из вышеприведённого, мы можем сказать, что рукопожатие во время выражения соболезнования является желательным действием, потому что это утешает тех, кто попал в беду или скорбит из-за потери близкого человека, и способствует избавлению от печали. В этом и заключатся основной смысл соболезнования.
Да сохранит нас Всевышний от всех бед и несчастий, и дай Аллах нам сил достойно пережить все беды и боль утраты родных и близких, не выходя за рамки нашей религии. Амин!
Проводите соболезнования по Сунне
Дорогие имамы, уважаемые джамааты!
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Мы все знаем, что соболезнование – тазият – является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а сунна – это следование за Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) во всех делах. Давайте же подумаем, соответствует ли форма тазията, которое мы совершаем, тому, что совершал Пророк (мир ему и благословение). В наше время учёные богословы замечают порой много порицаемых и греховных действий, допускаемых в местах соболезнования как мужчинами, так и женщинами. Например, мужчины, забыв о умершем, отвлекаются на разные бесполезные и греховные разговоры, в которых идёт активное обсуждение или осуждение братьев и сестёр по вере, обмен мнениями о политических событиях или выборах. Это умножение горечи и печали семьи усопшего вместо успокоения и внушения им терпения, а также прибавление хлопот и забот для страдальцев по приёму и уходу за многочисленными гостями и т. д.
Что касается неприемлемого поведения женщин во время соболезнования, то замечаний очень много: плюс к перечисленным выше действиям это и плач по покойному с воплями, криками и запретными словами, и появление в неподобающем виде перед чужими мужчинами, объятия совершенно чужих мужчин и женщин друг с другом во время выражения соболезнования, а также выход женщин из дома в дорогу без сопровождения близких мужчин и пр.
Анализируя все эти факты, становится очевидным, что грехи запретных действий на тазияте превышают само вознаграждение за него. Смысл тазията с точки зрения Шариата – внушение смиренного терпения страдающим близким в постигшем горе и оказание им моральной поддержки. Поэтому сунна соболезнования считается выполненной при высказывании слов сочувствия родственникам умершего, независимо от места их встречи, а также передача слов соболезнования через других лиц, в письме, смс, по телефону.
Сунна тазията, как и другие сунны Пророка (мир ему и благословение), является важной, однако игнорирование более важных сунн, а порой и фарзов и принятие «тазията» за обязанность некоторыми мусульманами является неправильным. Нарушение своих функциональных обязанностей, с точки зрения религии, по причине присутствия на соболезновании Ислам не допускает. Нам нельзя возмущаться, мол, почему прежние алимы не говорили такое?! Ведь проблема, с которой мы сегодня столкнулись, возникла из-за того, что мы не только не соблюдаем установки прежних алимов, но и, добавляя от себя или изменяя сказанное ими, меняем форму сунны Пророка (мир ему и благословение) до такой степени, что от неё остаётся только название, а содержание становится порицаемым или греховным. Поэтому нам необходимо вернуться к той форме исполнения сунны Пророка (мир ему и благословение), которой нас учили истинные носители знаний Пророка (мир ему и благословение).
Для того чтобы человек мог находиться или сидеть на тазияте, учёные Ислама выдвинули несколько условий:
1. Отсутствие порицаемых или запрещённых Исламом действий в местах тазията.
2. Не побуждать родственников покойного вновь и вновь горевать об умершем.
3. Не становиться обузой для родных покойного, вынуждая их предоставлять еду, ночлег или транспорт.
4. Оплакивать умершего без громкого плача и криков.
5. Не оставаться слишком долго на тазияте, вызывая неудобство или смущение окружающих.
6. Не создавать проблем на работе себе и другим из-за поездки на соболезнование. Например, врач, учитель, наёмный рабочий и др.
Так давайте же подумаем, дорогие мусульмане, соблюдаются ли эти условия в наше время в местах тазията? Как говорится, избежание пагубного приоритетнее привлечения полезного, поэтому очень важно, чтобы алимы и джамааты постарались уподобить форму проведения нами тазията форме, которая была принята во времена Пророка (мир ему и благословение).
Да представит Аллах каждому из нас истину истиной, а ложь – ложью!
Пресс-служба ДУМД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище
Дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Как посещение мечети, оно является неотделимой частью духовной жизни последователей ислама. Мусульмане совершают молитвы для различных случаев, в том числе и для облегчения участи души в потустороннем мире. Приходя на кладбище, родственники усопших читают Дуа при посещении могил.
Поможет ли усопшему чтение дуа
В мусульманской вере важна забота о душе, ее участь после телесной смерти. Родственники покойного совершают обязательные дуа за умершего во время посещения могил, просят Аллаха упокоить дух, поселить его в раю, смягчить участь, простить грехи.
Вечная жизнь начинается с могилы. Душа покидает тело, но продолжает видеть, чувствовать, испытывать грусть, радоваться, переживать. Родственники могут высказать свои мысли умершему во время посещения его могилы.
Души усопших нуждаются в молитвах. После смерти все дела человеческие прекращаются, за исключением трех, награда за которые зачитывается и после смерти: постоянная милостыня, познания, от которых живущие имеют пользу и истинно верующие потомки, которые возносят молитвы за предков.
Мольба за ушедших близких напоминает спасательный круг, который не позволяет загробные мучения. Дуа потомков при посещении могил помогут возвысить праведников в глазах Аллаха.
Человек, обижавший живых родителей, приносивший им муки, но усердно совершающий дуа за них после смерти, посещающий их могилы может быть прощен Всевышним.
Мольбы живых за ушедших:
- дойдут до умерших, принесут им радость;
- облегчат долю души в загробной жизни;
- принесут очищение живым.
Виды дуа для чтения после смерти близкого
Дуа важна для верных мусульман. Она не настолько бескомпромиссна как намаз. Молитву при посещении могил можно совершать на любом языке. Во время мольбы человек смирен, признает, что бессилен перед Всевышним, принимает посланное им – болезни, здравие, печали, радости. Верующий смиренно просит помощи, защиты. Мольбы читают в любое время.
Время скорби, прощания с ушедшим, часы посещения могилы покойных сопровождают обращением к Аллаху.
В момент кончины, когда усопшему закрывают глаза, совершают мольбу к Всевышнему:
Алаххумягъфир дярраджяттаху виль-маддийння уаххлювху фи аккъыбиххи филь-габбириня уггфирляня уа ляхху йа рабялль алляямин. Уаффси ляхху фи кабрихи уа няуир ляхху ффиих.
Аллах, прости усопшего, подними его степень, прости и нас, и усопшего, о Всевышний. Сделай могилу его широкой, освети ее для него.
- Тело заворачивают в саван, имам совершает заупокойный намаз.
- Покойного перекладывают в торбут, мусульмане используют гроб в редких случаях.
- Пока тело несут к могиле, совершают дуа.
- Необходимо читать дуа при входе на кладбище за похороненных.
- Обращаются к Аллаху за покойного с просьбой простить грехи, когда ляхд закрыт, могила засыпана.
- После погребения сопровождающие покидают кладбище, остается имам, он читает над могилой талкин.
- Мольбы совершают при посещении могил, дома умершего.
Во время погребения, при посещении могил соблюдают подобающую атмосферу. Мольбы читают тихим голосом с благоговением, не допуская мирских тем в разговорах, не допуская нарушения покоя мертвых. Для женщин наложен запрет присутствия на погребении, так как они могут не сдержать эмоций при прощании.
При входе на кладбище
Посещение усопших – сунна. Ранее зияраты к могилам были запрещены по причине сильных языческих традиций. В дальнейшем посланник указал на желательность посещений кладбища. В зияратах скрыта мудрость. Человек думает о смерти и душе, возносит мольбы для усопших. Рядом с могилами крепнет сила веры истинного мусульманина.
Совершать посещение могил дозволено в любое время. На кладбище и возле него стоит приветствовать умерших так, как приветствовали при жизни. Затем надо вознести дуа к Всевышнему за усопших.
Айша передавала, что посланник Аллаха выходил на кладбище Аль-Баки и говорил:
Мир вам, находящиеся в мире верующих. Вы обрели то, что всем обещано. А завтра наступит наше время. И коли так решит Аллах, мы будем с вами. О, Всевышний, прости усопших.
На вопрос Айши о том, что говорить при входе на кладбище, пророк велел приветствовать лежащих в могилах, возносить дуа к Аллаху за них.
На похоронах
После захоронения присутствующие совершают мольбу о прощении Всевышним грехов усопшего.
Запрещено произносить суры из Корана во время похорон. Посланник Аллаха не возносил суры на месте погребения, и последователи на похоронах и при посещении могил читают дуа.
Текст дуа на похоронах произвольный, воздается благодарность Аллаху, просьба позаботиться о душе усопшего.
В мусульманской религии не разрешено проводить поминки. После похорон совершают мольбы за умершего, посещение святых мест, раздают милостыню, совершают хадж, читают дуа. Поминальные обеды – нововведение, которое не приветствуют истинные мусульмане.
Смысл дуа на похоронах возле могилы:
О, Всевышний, прости грехи его и освободи от мук могильных. Сделай милость ему, сотвори могилу просторной, освободи от прегрешений.
Аллаха молят одарить ушедшего домом и семьей на небе, просят простить его грехи, избавить душу от страданий.
При посещении могил
Человеку, совершающему зиярат на могилу, следует вести себя, будто бы он пришел навестить живого. Во время посещения живой возносит дуа, просит милости за лежащих в земле. Необходимо много читать Коран, проявлять адам к похороненным.
Мусульманскую молитву за усопших при посещении могил читают своими словами. Условия:
- слова произносят искренне, с чистыми мыслями;
- муслим совершает мольбу усердно, смиренно;
- слова дуа возносят на могиле без мирских помыслов, думая об ахирате;
- искренне желают похороненным благословения Всевышнего.
При посещении дома умершего
Соболезнование родственникам покойного – сунна. Посланник Аллаха выражал соболезнования. Пророк выразил сочувствие сподвижнику, потерявшему дитя.
Мусульманин обязан напомнить родственникам усопшего о терпении, о смирении с горем. Не стоит досадовать на судьбу, роптать на волю Аллаха.
Текст дуа при посещении дома умершего содержит мольбу об облегчении страдании родственников:
Воздаст Всевышний Вам большее вознаграждение, облегчит горе и дарует прощение умершему.
Посланник во время посещения дома выразил сочувствие дочери, потерявшей ребенка, словами:
Аллаху принадлежит то, что взял к себе он, что даровал он тебе. Для всего определил Всевышний срок. Прояви смирение и возблагодари Аллаха в надежде на награду.
Человек, принимающий соболезнования, должен попросить Аллаха вознаградить посетившего его дом.
Тексты дуа на кладбище
Аллах слышит все обращения и просьбы. Он знает о намерениях тех, кто читает дуа, независимо от языка молитвы. Всевышнему известны слова и мысли просящего. Главное – искренность, поклонение Аллаху, покорность, вера. Этикет посещения усопших:
- У входа на кладбище приветствуют тех, кто там захоронен.
- Нельзя ходить между могилами во время посещения. Мусульмане хоронят умерших в нише в боковой стенке погребальной ямы. Усопшие лежат в стороне от холма.
- К усопшим обращаются почтительно. Читают им тексты из Корана, затем совершают мольбу.
- Дуа читают на любом языке. Допустимы при посещении могил заученные тексты, дуа произнесенные своими словами.
На кумыкском языке
Дуа при посещении кладбищ и могилы умершего на кумыкском языке произносят по тем же принципам, что и на других языках. В них слышно призыв к смирению Этме кюй екъ:
Ассаламу ‘аля аххли-д-диярри минна-ль-муъмининна валь-муслимина, ва йархаму- Ллахху-ль-мустакдиминна минна валь-мустаъхирина, ва ин-на ин шаа-Лаху бикум ляхыкунн.
Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам.
На аварском языке
Основные дуа при посещении кладбища на аварском языке:
Болъон дуниял болъон дуниял нужее, пребывающие нижер обители уверовавших ниж, захочет всевышний, Аллах, присоединимся нужее нижехъе.
Мусульманская традиция предполагает частое чтение молитв. Дуа являются обращениями к Всевышнему и такие воззвания могут иметь произвольную форму, в отличие от намаза. Общение с Господом сопровождает все сферы жизни верующего, в том числе и посещение могил умерших.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мусульмане чтят своих предков, согласно Корану, уважают праведников даже после их смерти. Перед посещением могилы родных и близких, мусульманин читает дуа, которые напоминают, что все люди смертны и все предстанут перед Аллахом, каждый в свой час.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.