Содержание
Витр намаз
На то, насколько важно совершать эту молитву указывают многие хадисы. Название витр намаз в переводе с арабского означает «нечетный», то есть данный намаз включает в себя нечетное число ракаатов: от одного до одиннадцати, но наиболее распространено, когда он совершается в три ракаата — является дополнительной молитвой в исламе, не входящих в число обязательных (фард), но относящаяся к важным молитвам, которые Пророк Мухаммад ﷺ никогда не оставлял. Читается после 5-го обязательного намаза Иша до утренней молитвы Фаджр.
Время совершения витр-намаза
Время, когда следует совершать его, по сунне приходится на момент после совершения молитвы Иша (последней пятой обязательной молитвы) и продолжается до зари.
Если верующий мусульманин ночью просыпается для того, чтобы совершить тахаджуд, то после него желательно совершить витр намаз. Если же нет уверенности в том, что мусульманин сможет встать ночью для этого, то лучше совершить его перед сном. Абу Бусра приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что тем верующим, кто уверен, что сможет проснуться в последней трети ночи, должен совершать витр намаз в конце ночи, поскольку это самое лучшее время, ведь «намаз в конце ночи имеет свидетелей ангелов». Тем же, кто не уверен, что проснется, лучше совершать его в самом начале ночи.
Сунна или ваджиб?
Само совершение намаза витр – это узаконенная в Шариату сунна, то есть сунна муаккада. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что этот вид молитвы – ваджиб.
Как пять обязательных молитв, витр намаз не обязателен, но имеет более высокую степен важности, чем нафиль-молитва и сунна-молитва, так что оставление этой молитвы нежелательно.
По мнению шейхуль Ислама ибн Таймии, витр, который является сунной, нельзя пропускать, и если кто-то постоянно пренебрегает совершением витр намаза, то его свидетельство не будет браться в расчет. Он называл витр намаз самой лучшей молитвой из всех желательных молитв, более настоятельной, чем ратибат-молитва, добровольно совершаемая при молитве обеденной, ночной и вечерней, а также витр намаз является самой настоятельно рекомендуемой наряду с ратибатом до утренней молитвы.
Как совершить витр-намаз?
В составе молитвы витр определенное число намазов по два ракаата, а завершается нечетным намазом, который состоит из 1 ракаата.
Витр намаз, при котором совершают одиннадцать ракаатов, считают самым ценным, а ограничиваться только одним ракаатом нежелательно. Если совершается больше, чем три ракаата вместе с одним салямом, то в последнем ракаате читают один ташаххуд или в последних двух ракаатах читают два ташаххуда, но более двух нельзя читать. Самым предпочтительным будет совершить намаз витр по два ракаата, затем произносить салям, а в завершении прочитать один ракаат.
Нежелательно совершать витр намаз из трех ракаатов и одного саляма, поскольку этим мы уподобляем его вечернему, а его Пророк Мухаммад ﷺ запретил нам.
Есть вариант, когда он состоит из одного намаза, состоящего из четного числа ракаатов, которые выполняются непрерывно, их может быть от двух до десяти, а потом завершается намазом, в котором один ракаат. Нет обязательного предписания, что придерживаться следует одного из этих способов, можно чередовать методы совершения этой молитвы. Пророк Мухаммад ﷺ , как следует из некоторых хадисов, совершал эту молитву и тем способом, и другим.
Витр намаз из трех ракаатов может быть исполнен двумя разными вариантами:
- В первом варианте следует выполнить 2 ракаата, как это делают в обычной молитве двухракаатной, а затем совершают один ракаат, читая дуа «Кунут» перед совершением поясного поклона.
- Во втором варианте выполняют три ракаата подобно тому, как это делают в молитве Магриб, но есть отличие. Если в намазе Магриб, когда совершают земной поклон после совершения второго ракаата, читается молящимися ташаххуд, то при совершении витр намаза не читается, а следует сразу же встать на третий ракаат.
В данном видео приводится хадис о дуа, читаемом в намазе-витр:
По мнению ряда ученых, первый способ совершать витр намаз более предпочтителен. Его могут рассматривать в качестве части ночной молитвы, являющейся сунной, а завершать ее рекомендуют отдельным одним ракаатом. Читать его разрешается и после Иша-намаза сразу, и перед тем, как отойти ко сну, а также можно читать его во время последней трети ночи, и особая благодать содержится в это время. Если же у мусульманина есть опасения, что в период последней трети ночи он может не проснуться для того, чтобы совершить молитву, то лучше ему совершать его перед сном.
Какие суры читаются?
Когда совершают трехракаатный витр намаз, читать следует после того, как читается «Аль-Фатиха», дополнительные суры – в первом ракаате «Аль-А ‘ ля», во втором — «Аль-Кафирун», а в третьем — «Аль-Ихляс».
Дуа кунут
Дуа «Кунут» — мольба, которую читают в третьем ракаате: или до поясного поклона, или после в намазе витр.
Согласно одному из мнений, в есь год следует ежедневно читать дуа «Кунут», как того требует Ханафитский мазхаб, по Шафиитскому мазхабу оно читается в течение второй половины священного месяца Рамазан.
По мнению некоторых ученых, это дуа всякий раз читать необязательно, когда совершаешь витр намаз, поскольку нет какого-либо указания, что каждый раз это дуа читал Пророк Мухаммад ﷺ .
Текст кунута
Дуа «Кунут» содержит такой текст: «О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты – Господь наш, и Возвышенный!»” Абу Дауд 1425, ан-Насаи 3/248.
Дуа кунут на арабском читаемое в последнем ракаате молитвы витр
Транскрипция: Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа ‘ афини фиман ‘ афайт, уатауалляни фиман тавалляйта, уабарикли фима а ‘ тайт, уакъини шарра ма кадайт, фаиннака такъды уаля юкъда ‘ аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я ‘ иззу ман ‘ адайт, табаракта Раббана уата ‘ аляйт.
Пророком ﷺ достоверно установлена только эта единственная мольба къунут.
После произнесения этой мольбы можно обратиться к Всевышнему с мольбой за посланника Аллаха ﷺ , сподвижники поступали так, а среди них был и Убай ибн Ка ‘ б, и Абу Халима Му ‘ аз аль-Ансари – эти сподвижники делали так во время Рамадана в витре.
Передается также, что во время в итра ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил в дуа кунут следующее: «О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». аль-Байхакый 2/211.
Транскрипция: Аллахумма, ийака на ‘ буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ‘ азабак, инна ‘ азабака биль-кяфирина мульхак. Аллахумма, инна наста ‘ инука, уа настагъфирук, уанусни ‘ аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бика, уанахда ‘ у ляк, уанахля ‘ у ман йакфурук.
То, что сподвижники поступали так, указывает, что к Аллаху можно во время кунута обращаться с любой мольбой помимо той, которой своего внука обучил Пророк Мухаммад ﷺ .
Если дуа «Кунут» совершающий молитву мусульманин не знает, он может вместо него произносить текст: «Раббанаа аатина фид-дуньяя хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа азаабан-наар«, который переводится как просьба к Господу дать верующему благое в настоящей земной жизни и будущей, а также защитить от мучений Ада.
Обязательность дуа-кунут
В связи с витр намазом часто задают вопросы относительно совершения мольбы Кунут. Ее произносят в последнем ракате витр намаза и, по мнению некоторых ученых, эта мольба является обязательной, и если ее оставляешь, то после должен искупить это совершением саджда сахуа, то есть искупительных земных поклонов. Читать эту молитву можно как до совершения поясного поклона, так и после него, но читать до поясного поклона предпочтительнее, поскольку именно так делал Пророк Мухаммад ﷺ , как о том свидетельствуют шейх аль-Альбани и хафиз аль-Иракый.
Зикр после намаза-витр
Пророк Мухаммад ﷺ , когда завершал витр намаз, произносил три раза вслух слова «Субхааналь-маликиль-куддуус» , перевод на русский: » Слава Святому Владыке (Аллаху)».
Совершение витра путешественником
Витр намаз относится к сунна-намазам, то есть желательным, и его время – после ночной молитвы до утренней. Мусафир, то есть тот, кто находится в пути, может перенести ночную молитву, совершая ее после вместе с вечерней, и витр намаз он может совершить после этого, не дожидаясь времени, когда следует совершать ночную молитву.
Читается одним молящимся или джамаатом?
Совершается витр намаз без джамаата, то есть индивидуально, и только в период Рамазана рекомендуется совершать его коллективно, то есть джамаатом. Во вторую половину Рамазана в стоянии после совершения поясного поклона в последнем ракаате рекомендуется произносить молитву «аль-Кунут».
Из всех намазов-сунна витр намаз – самый ценный из тех, что совершаются без джамаата, то есть индивидуально. Также он ценнее, чем ратибаты, который относятся к сунна-намазам и совершают их вместе с молитвами фарз, то есть обязательными.
Ценность витр-намаза
Мазхаб имама Абу-Ханифы обозначает совершение этой молитвы ваджибом, то есть необходимым, поэтому не следует пропускать ее.
В ряде хадисах говорится о том, какой ценностью обладает витр намаз: в приведенном ат-Тимирзи хадисе, который также привели Абу-Дауд, ибну Маджах и ан-Насаи, сказано: «Поистине, Аллах – витр (то есть Один), и Он любит витр. О народ Корана, соблюдайте витр».
Эта молитва обладает рядом достоинств. На это особенно указывает тот факт, что Пророк Мухаммад ﷺ постоянно совершал эту молитву, даже если находился не дома, а в путешествии, и одно это уже указывает на его важность. По постановлению Шариата, витр намаз является сунна муаккада, то есть сунной усиленной.
Если пропустил, можно ли восполнить?
В случае пропуска этой и ночной молитвы, нужно сначала возместить ночную молитву, а потом возместить витр намаз.
Возмещение витр намаза, если верующий пропустил ее, считают дозволенным многие ученые, и на это указывал сам Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе, переданном Абу Саидом Худри. Сунна – его возмещение в процессе молитвы «духа» до восхода солнца. Возмещая витр намаз, следует его совершать не нечетным, а парным числом ракаатов.
Иша намаз
Ночной намаз или иша намаз – это молитва, которая совершается после того, как заканчивается время магриба. Состоит из четырех ракаатов фарда и двух ракаатов сунны намаза.
Ночной иша намаз входит в пять обязательных ежедневных мусульманских молитв:
Мужчинам желательно молиться в мечети, как и остальные коллективные обязательные намазы.
Последовательность действий в ночном намазе
В первую очередь выполняют четыре ракаата фарда, а затем 2 ракаата суннат иша намаза. Следует отметить, что в ночном намазе в первом и втором ракаатах имам читает суры вслух: мужчина, молящийся один или мужчина-имам читают суры громко, а молящаяся женщина или женщина-имам в коллективном намазе среди женщин читает эти суры не слишком громко, но не про себя.
В третьем и четвертом ракаате читается только сура аль-Фатиха про себя как мужчинами, так и женщинами.
Первый ракаат
В положении стоя следует сделать намерение (ният) совершить ночной иша намаз, намерение можно произнести про себя или шепотом «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха совершить четыре ракаата ночного фарда намаза Иша».
Обе руки поднимают на уровень ушей или плеч, раздвигая пальцы и ладони обратив в сторону Киблы. Для женщин – руки предписано поднять до уровня груди.
После этого надо произнести: «Аллаху акбар», вслух это произносят мужчины и имам. Далее кладут правую руку на левую, обхватив правой рукой запястье левой руки и кладут руки на живот или грудь. Женщинам предписано поставить руки на уровень груди.
Оставаясь стоять в этом положении следует прочитать дуа Сана: «Субхаанакя аллаахумма …», затем чего читают: «А ‘ узу билляхи минашшайтаанир раджим. Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим» и далее читают суру аль-Фатиха.
По окончании чтения суры аль-Фатиха надо прочитать вслух какую-либо суру или длинный аят – это может быть сура аль-Кяусар, что касается слова «Амин» после суры аль-Фатиха, то согласно ханафитскому мазхабу его говорят про себя, другие же имамы считают, что «Амин» следует произносить вслух, хором.
Далее следует опустить руки, произнести: «Аллаху акбар» — мужчины и имам произносят это вслух и совершить поясной поклон или руку. В поясном поклоне надо сказать трижды «Субхана Раббияль азыйм».
После совершения поясного поклона тело следует выпрямить до положения вертикально, а во время выпрямления следует говорить: «Раббана уа лякаль хамд». Эти слова также имам и мужчины должны говорить вслух.
Далее говорят «Аллаху акбар» — мужчины и имам – вслух, затем следует совершить земной поклон или саджда. Саджда выполняется так: сначала следует опуститься на колени, или на руки, согласно шафиитскому мазхабу, после этого опираются на руки, и только затем касаются носом и лбом места саджда. Во земном поклоне надо произносить трижды «Субхана Раббияль А‘ля».
Затем поднимаются в положение сидя из саджда, говоря (вслух имам и мужчины) «Аллаху акбар». В положении сидя следует выдержать паузу в несколько секунд, во время которой произносят дуа «Раббигъфирли вархамни ваджбурни варфа‘ни варзукъни ваhдини ва‘ афини».
Далее снова произнести: «Аллаху акбар» (вслух – имам и мужчины), снова опуститься в поклон саджда и произнести трижды «Субхана Раббияль А‘ля». Затем произносят «Аллаху акбар», поднимаясь из саджда (имам и мужчины – вслух) для совершения второго ракаата ночного намаза иша.
Второй ракаат
Следует сказать слова «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», после чего читают суру аль-Фатиха, а затем какую-либо короткую суру, либо длинный аят – подойдет сура аль-Ихляс.
Далее все действия ночного намаза повторяются как и в первом ракаате до второго суджуда (земного поклона), после которого молящийся возвращается из саджда в положение сидя и следует читать дуа Аттахият «Аттахияту лилляхи вассалавату…». Далее молящийся должен произнести слова «Аллаху акбар», которые вслух произносят мужчины и имам, после чего поднимается на третий ракаат ночного намаза иша.
Третий ракаат
Третий ракаат ночного намаза иша аналогичен первому ракаату, за исключением того, что читается только одна сура аль-Фатиха про себя, как мужчинами, будь то имам, так и женщинами.
После второго суджуда молящиеся поднимаются в положение стоя для совершения четвертого ракаата.
Четвертый ракаат
В четвертом ракаате также следует произнести: «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», и прочитать суру аль-Фатиха про себя.
Далее все действия молитвы повторяются аналогично другим ракаатам намаза до второго суджуда (земного поклона), после завершения которого молящиеся возвращаются в положение сидя, и в этом положении читают дуа Аттахият. После этого дуа следует читать Салават «Аллахума салли ‘ аля Мухаммадин…», а далее читать дуа Раббана «Аллахумма инни ‘аузу бика мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азабиль-кабри…».
После этого следует произнести, поворачивая голову сначала вправо «Ассаляму галейкум уа рахматуллах», взгляд направлен на правое плечо, а затем повернуть голову влево, произнося «Ассаляму галейкум уа рахматуллах», взгляд направлен на левое плечо. На этом фард ночного намаза закончен.
Зикр после иша намаза
После окончания обязательного ночного намаза желательно произнести тасбих: трижды «АстагфирулЛах», а затем «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам». Далее мусульманин может продолжить чтение зикров ночного намаза: слова поминания Аллаха по 33 раза «СубханаЛлах«, «АльхамдулиЛлях«, «Аллаху Акбар«, затем сделать дуа после намаза и встать для совершения суннат намаза ночного иша-намаза. Также можно совершить сразу суннат-намаз, а данные зикры совершить уже после молитвы.
Суннат ночного намаза
После совершения обязательного фард намаза мусульманину желательно почитать 2 ракаата суннат намаза. Он может читаться, как в мечети, так и дома. Суннат намаз читается отдельно одним молящимся, при этом тексты сур и аятов, а также дуа и молитвенные фразы произносятся про себя.
Последовательность действий такая же как в в ночном намазе иша, в начале следует намерение (ният) совершить молитву, про себя или можно произнести шепотом: «Намереваюсь ради Аллаха совершить два ракаата сунны ночного намаза Иша (или Ясту намаз по-татарски)».
Первый ракаат
- Нужно поднять обе руки до уровня ушей с раздвинутыми пальцами, чтобы ладони были повернуты к Кибле. Для женщин положение рук должно быть таким: поднимать руки следует до уровня груди. Далее следует произнести: «Аллаху акбар», после этого правую руку следует положить на левую. Руки следует опустить на живот или грудь, а женщинам следует поставить руки свои до уровня груди.
- Оставаясь в таком положении, следует прочитать дуа Сана: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика…», после этого прочитать «А‘узу билляхи минашшайтаанир-раджим» и далее «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим». Следующий шаг – нужно прочитать суру аль-Фатиха, а после ее прочтения следует прочитать еще какую-то короткую суру или длинный аят.
- Далее руки опускают, говорят: «Аллаху акбар», совершают поясной поклон или руку, в котором нужно говорить трижды «Субхана Раббияль ‘азыйм».
- После чего нужно выйти из поклона руку, говоря: «Сами‘аллаху лимян хамидах» и затем сказать: «Раббана уа лякаль хамд».
- После этого произносятся слова «Аллаху акбар!», выполняется земной поклон или саджда, для чего сначала следует встать на колени, опереться на руки (или можно наоборот опереться на руки, а затем встать на колени), затем коснуться места саджда лбом и носом.
- Во время земного поклона следует трижды повторить «Субхана Раббияль А‘ля», а затем подняться из поклона саджда сказав: «Аллаху акбар» и перейти в положение сидя, оставаясь в этом положении несколько секунд, где следует произнести короткий зикр.
- Затем снова следует опуститься в саджда, произнеся «Аллаху акбар!», и снова в сажда сказать «Субхана Раббилья А‘ля» трижды. Затем вставая в положение стоя произнести «Аллаху акбар», далее переходят ко второму ракаату.
Второй ракаат сунны
Нужно произнести: «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», и прочитать суру аль-Фатиха. После ее прочтения читают кроткую суру либо один из длинных аятов – в таких случаях подойдет сура аль-Ихляс «Куль хува Аллааху Ахад…».
Далее в ночном иша намазе руки опускают, произнося «Аллаху акбар», совершают поясной поклон или руку, в поясном поклоне произносят трижды «Субхана Раббияль ‘азыйм», затем выходят из поклона, выпрямляя тело до положения вертикально, произнося «Сами‘аллаху-лимян-хамидах» и затем «Раббана уа лякаль хамд».
Далее со словами «Аллаху акбар» выполняется земной поклон саджда. В земном поклоне нужно произносить «Субхана Раббияль А‘ля» трижды, а затем подняться из саджда, произнося «Аллаху акбар», и в положении сидя провести несколько секунд, во время которого произносят «Раббигфирли» (два или три раза).
Далее произносят слова «Аллаху акбар» опускаясь снова в саджда, снова трижды произносят «Субхана-Раббияль-А‘ля». Далее возвращаются в положение сидя, говоря «Аллаху акбар», и в этом положении нужно прочитать дуа Ат-Тахият «Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту…», а затем «Салават» и по желанию короткие дуа.
Далее необходимо произнести таслим, поворачивая голову к правому плечу со словами «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах», а затем также к левому плечу со словами «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах», и на этом намаз будет завершен.
Некоторые мусульмане завершают ночной намаз и сунну, дополнительным намазом витр, состоящим из одного, трех или более нечетных ракаатов. Данный намаз можно делать как после молитвы иша, так и отложив его по сунне до времени наступления тахаджуд намаза (последнюю треть ночи). Выполнение молитвы витр является обязательной в исламе.
Хадисы об иша намазе
Ночной намаз иша упоминается в ряде хадисов. По словам Аиши, Пророк Мухаммад ﷺ однажды откладывал иша намаз, пока большая часть ночи не прошла, и только потом он вышел и объявил, что это и есть подлинное время, в которое следует читать намаз Иша, но он не хочет обременить своих последователей.
Еще в одном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что исполнить иша намаз следует до первой трети ночи или в середине ночи, и он повелел бы своим сподвижникам выполнять ночной намаз в это время, если бы не считал это для своей общины обременительным.
Также в хадисе со слов Джабира рассказано, что Посланник Всевышнего ﷺ иногда торопился с ночной молитвой, но были случаи, и когда он медлил. Если же Пророк Мухаммад ﷺ видел, что уже собрались верующие для совершения молитвы, то он совершал намаз раньше, но если верующие опаздывали, то Пророк Мухаммад ﷺ откладывал намаз.
Уснул и пропустил ночной намаз, что делать когда проснешься?
Если мусульманин проспал ночной намаз или забыл, то проснувшись и вспомнив об этом ему следует встать помолиться, как будто он не пропускал эту молитву.
Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения
Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).
Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.
1. Тахаджуд
Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».
Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.
2. Духа
Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.
3. Молитва омовения
Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.
4. Намаз приветствия мечети
Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.
Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:
- Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
- В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
- Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.
5. Намаз истихара
Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.
В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).
После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:
«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»
Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».
6. Молитва хаджат
Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».
Да примет Аллах ваши молитвы!
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Молитва (намаз) Тахаджуд
Аудио версия настоящей статьи:
Тахаджуд [1] — (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.
Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи» [2]. В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи» [3]. Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений» [4].
Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).
Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а) [5]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.
Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [6].
И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи [7]. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари» [8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 452, хадис № 202 (1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 60, хадис № 949.
[3] Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.
[4] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.
[5] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.
[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.
[7] Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время «ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 298, хадис № 169 (758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 62.
Молитва тахаджуд: достоинства и порядок совершения
Тахаджуд – особый вид дополнительной молитвы (нафль), выполняемой в ночное время. Его название образовано от арабского глагола «тахаджада», что означает «вставать ночью». Согласно Шариату, за её совершение человеку полагается награда, а за оставление – нет греха.
Осуществление этого обряда поклонения Аллаху дозволено в период между ночным (ясту, иша) и утренним (сабах, фаджр) намазами. Однако наилучшим временем считается заключительная часть ночи, о чём гласит хадис: «Когда приходит заключительная 1/3 ночи, Всевышний нисходит к нижнему небу и произносит: «Кто из рабов Моих поминает Меня, дабы Я ответил на все его мольбы? Кто просит прощения за грехи, дабы Я простил ему их?» (Бухари).
Заключительный Божий посланник (с.г.в.) регулярно практиковал эту молитву. Даже когда он заболевал, то молился сидя. После ясту-намаза он ложился спать, а затем просыпался и читал тахаджуд. При этом молитву витр лучше выполнять после тахаджуда. Но если человек сомневается, что сможет проснуться, то витр нужно прочитать после ночного намаза.
Число ракаатов в тахаджуд-намазе
В Шариате строго не оговаривается количество допустимых ракаатов этой молитвы. Известно, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал разное их количество. Однажды его супругу Аишу (р.а.) спросили об этом. На что та ответила: «Его молитва состоит из семи, девяти или одиннадцати ракаатов» (Бухари). С учётом того, что Посланник Аллаха (с.г.в.) по ночам выполнял три ракаата витр-намаза, на тахаджуд приходилось четыре, шесть либо восемь ракаатов. Также дозволено совершать и два ракаата. Исходя из этого, продолжительность данной молитвы варьирует в промежутке от двух до восьми (чётное число) ракаатов.
Несмотря на то, что некоторые богословы считают дозволенным совершать и 10, и 12 ракаатов, большинство учёных придерживаются мнения о недопустимости делать свыше восьми, так как существует угроза совершения греха нововведения (бид`а).
Желательно выполнять тахаджуд-намаз по 2 ракаата, как это делал Пророк (с.г.в.), но дозволено и по 4. Порядок чтения аналогичен традиционному суннат-намазу, но с одним отличием: если верующий совершает четыре ракаата, то в начале третьего перед сурой «аль-Фатиха» нужно прочитать дуа «Субханака»:
«CУБХАНА-КАЛЛАХУММА УА БИХАМДИКЪ, УА ТАБАРА-КАСМУКЪ, УА ТА’АЛЯ ДЖАДДУКЪ, УА ЛЯЯ ИЛЯЯХА ГАЙРУКЪ»
Перевод смысла: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».
Достоинства молитвы тахаджуд
1. Большая награда
За совершение этого нафль-намаза человеку полагается значительный саваб. В Своей Книге Аллах говорит:
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господину. Ни один человек не знает, какие услады для очей сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:16-17)
Кроме того, к совершению тахаджуда желательно побуждать и своих родных, которые так же могут стать обладателями величайшей милости Творца. Божий Посланник (с.г.в.) сказал: «Если верующий, проснувшись ночью сам, разбудит свою жену для совершения молитвы, имена обоих Господь запишет в качестве регулярно Его поминающих» (Ибн Маджа).
2. Большое внимание со стороны Посланника Аллаха (с.г.в.)
Как уже отмечалось выше, Пророк (с.г.в.), чьему примеру должны следовать все правоверные, регулярно молился по ночам, даже когда чувствовал недомогания. Со слов Аиши (р.а.) передаётся, что её муж никогда не оставлял данную молитву (Бухари). Этот факт говорит о важности тахаджуд-намаза для мусульманской уммы.
3. Принятие дуа
После выполненного тахаджуда существует большая вероятность того, что мольбы верующего окажутся приняты Аллахом. В одном высказывании Милости миров Мухаммада сказано: «Каждую ночь наступает момент, в который все дуа выполняются Господом» (Муслим). В данном случае речь идёт о последней 1/3 ночи.
4. Лучший намаз
Тахаджуд считается наиболее значимым среди молитв нафль. В хадисе подчёркивается: «Лучший из дополнительных намазов – это тахаджуд» (Ахмад). Верующий ради Творца нарушает свой сон и прерывает его для поклонения.
5. Приближение к Аллаху
Пророк (с.г.в.) отмечал: «Тахаджуд удерживает верующего от грехов и приближает к Создателю» (Тирмизи). Смысл хадиса в том, что посредством совершения молитвы ночью мусульманин повышает уровень своего имана, который, в свою очередь, ведёт к уменьшению грехов.
6. Освобождение от ужасов в могиле
Пророческое высказывание гласит: «Тахаджуд отдаляет от мучений в могиле» (Ибн Маджа). Дело в том, что люди, которые в течение земной жизни совершали много грехов, начнут мучиться уже в могиле. Вставая по ночам для поклонения, верующие обретают саваб, который, по воле Аллаха, поможет им избежать этой участи.
В какие дни нужно молиться по ночам
В году существует несколько дней, в которые следует уделить особое внимание совершения молитвы тахаджуд. Считается, что в эти дни благие деяния человека Всевышним увеличиваются в многократном объёме. К таким дням относятся: завершающие 10 ночей месяца Рамазан, первые 10 в месяце Зуль-Хиджа, ночь середины месяца Шаабан, девятая ночь месяца Мухаррам (Ашура), ночь перед праздниками Ураза- и Курбан-байрам.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Тахаджуд намаз
В числе рекомендованных для всех мусульман специальных молитв – Ночной тахаджуд намаз является рекомендованной для всех мусульман специальной молитвой, совершаемой глубокой ночью.
Тахаджуд намаз – это сунна, его совершают после обязательной ночной молитвы Иша до совершения обязательной утренней молитвы Фаджр. Мусульманин, который хочет делать эту молитву, должен прервать сон ночью специально в период между полночью и тем временем, когда следует делать намаз Фаджр, и этот период приходится на последнюю третью часть ночи.
Большинство верующих мусульман стараются делать ночной тахаджуд намаз регулярно, сделав его частью своей жизни, несмотря на то, что обязательной эта молитва не является. Таким способом мусульмане стараются приблизиться ко Всешнему Аллаху, продемонстрировать Ему свою преданность и заработать Его прощение и искупить свои грехи. Поэтому мусульманину следует особенно тщательно изучить информацию о том, что такое тахаджуд намаз, как совершать эту ночную молитву, особенности совершения и почему следует ее сделать частью своей жизни, несмотря на ее необязательность.
Тахаджуд намаз как совершать
Намаз Тахаджуд можно делать в любую часть ночи, но если есть возможность сделать его в последней трети ночи, то лучше делать именно в этот период, поскольку в последнюю треть ночи Всевышний Аллах, спускаясь на нижнее небо, задает вопросы к верующим, которые обращаются к Нему просьбой, обещая ответить на мольбы верующих, а также обращается к тем, кто просит Всевышнего Аллаха о прощении, обещая простить этому человеку.
Подготовка
Как только будет совершена ночная молитва Иша, мусульманину следует подготовиться ко сну, а также побеспокоиться о том, чтобы проснуться через несколько часов посреди ночи, но это должно произойти до того, как придет время делать утреннюю молитву Фаджр. С этой целью можно поставить будильник и поручить разбудить вас другим членам семьи.
Верующий мусульманин, который проснется в последнюю треть ночи и выполнит тахаджуд намаз, будет услышан Всевышним Аллахом. Если же мусульманин сделал все для того, чтобы проснуться в это время ночи, но все равно уснул и всю ночь проспал, то не следует себя винить: Всевышнему Аллаху известно, что такие намерения были у верующего, а потому Он в качестве акта милосердия подарил сон Своему рабу.
Возможно вам будет интересно, что делать, если проспал намаз?
Омовение
После пробуждения среди ночи, до совершения ночного намаза следует сделать малое омовение или полное омовение.
Возможно вам будет интересно узнать о том, что портит омовение.
Омовение выполняют в таком порядке, используя чистую воду:
- умывают лицо;
- моют руки: начиная с кистей до локтей;
- моют, вытирают голову или совершают масх;
- моют ноги до щиколоток.
Место молитвы
Совершать тахаджуд намаз следует в месте тихом и чистом, чтобы это место было достойно того, что в нем совершалась молитва и произносилось имя Всевышнего Аллаха. Следует сесть на молитвенный коврик так, чтобы лицо молящегося было обращено к Мекке, к Святой Каабе. Это делается и во время обязательных молитв.
Концентрация на молитве
Перед совершением молитвы тахаджуд ночью следует из своего сердца отпустить все мирские дела и проблемы, поскольку во время совершения намаза тахаджуд важно думать только о Всевышнем Аллахе и сосредоточиться на намазе, который мусульманин собирается делать. Во время совершения ночного тахаджуд намаза следует успокоиться, игнорировать любые события, негативными или позитивными ли они будут, не следует отвлекаться – важно сосредоточиться, можно для этого закрыть глаза, и только так можно достигнуть состояния повышенного сознания духовного.
Как делать тахаджуд намаз
Сначала следует произнести про себя о своем намерении делать намаз тахаджуд, а также определиться, как именно вы будете завершать молитву и почему вы собираетесь совершить ночью намаз: чтобы прославить Всевышнего Аллаха или для того, чтобы просить прощения у Него. Это заявление вслух не говорят: Всевышнему Аллаху прекрасно известны ваши мысли и намерения – вам следует сделать их явными для самого себя.
Тахаджуд совершают, повторяя несколько циклов или ракаатов намаза, так же как и во время обязательной молитвы. Ракааты тахаджуда выполняют парами, поэтому молящемуся необходимо с самого начала решить, сколько ракаатов он выполнит. Начинается чтение тахаджуда с выполнения двух ракаатов.
В тахаджуд намазе совершается также как и любой другой намаз с выполнением всех необходимых рукнов (столпов) молитвы.
Ракааты мусульманин может повторять так, как он пожелает – два раката составляют минимум того, что необходимо выполнить, чтобы намаз тахаджуд был совершен надлежащим образом. Но можно повторять ракаты четыре раза или столько раз, сколько молящийся посчитает нужным. Хадисы гласят, что для Посланника Аллаха ﷺ было обычным делом повторять ночью во время совершения тахаджуда до тринадцати ракаатов. Для основного числа мусульман восемь ракаатов считают большим количеством, но они повторяют часто два ракаата, четыре, а также шесть или восемь. Во время тахаджуда молящийся может читать любые суры и аяты из Священного Корана. Высоко оценивается, если мусульманин читает длинные суры – такими являются Ан-Ниса, Аль-Бакара или Аль-Имран, и, если мусульманин только иногда прибегает к ним, это все равно дает ему неоспоримые преимущества.
Как рассказано в хадисах, Пророк Мухаммад ﷺ, заметив, что в то время, как он читал тахаджуд ночью, приблизился рассвет, закончил ночной намаз, прочитав только в качестве витра или обязательной предрассветной молитвой, а витр обязательно должен быть произнесен перед Фаджром в один ракаат. Завершается намаз-тахаджуд витром, при условии, что молящийся не прочитал витр после намаза иша, можно совершить как два ракаата плюс один ракаат витр-намаза, так и отдельно один ракаат витр-намаза.
После ракаатов мусульманин может добавить свою молитву, а когда мусульманин завершит те ракааты, которые были им отведены для тахаджуд намаза, он может добавить любую молитву, но она должна быть искренней, полной преданности и уважения к Всевышнему Аллаху. В этой молитве верующий может обратиться к Всевышнему за помощью или выразить Аллаху дополнительную благодарность, вознести хвалу Аллаху или попросить у него руководства в своих проблемах.
Любая молитва, которая совершается мусульманином, каждая просьба будет услышано Аллахом, и Он ответит.
Если мусульманин слишком устал, то он может не читать молитву для завершения тахаджуда ночью, а вернуться в постель, поскольку молитва тахаджуд прерывает нормальный сон человека, и для него вполне нормально ощущать усталость. Всевышний отметит, что верующий был полон готовности совершить намаз тахаджуд, но силы оставили его, и мусульманин не должен испытывать стыда относительно этого.
Коран и хадисы о тахаджуде
О ночном намазе можно прочитать в отрывках Священного Писания и хадисах, если мусульманин стремится понять, насколько уникальна и важна молитва тахаджуд. Во все периоды развития исламской науки ученые неоднократно обсуждали вопросы соблюдения тахаджуд намаза.
В Книге 21 Сахих аль Бухари есть семьдесят хадисов, которые описывают то, какие правила следует соблюдать при совершении тахаджуд намаза. Супруга Пророка Мухаммада ﷺ Аиша в одном из хадисов говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине Посланник Аллаха (мир ему) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. Даже в случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя».
В Коране относительно тахаджуд намаза сообщается несколько раз, в сурах 17-79, 39-9 и 73-20.
В аяте суры «Аль-Исра» сказано: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место».
В суре «Ас-Саджда» Корана сказано: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали».
Побуждение себя и своей семьи к ночной молитве
Мусульманину следует размышлять о том, как будет совершать тахаджуд намаз его семья. Пророк Мухаммад ﷺ советовал совершать тахаджуд намаз супругам совместно, как он ﷺ совершал эту молитву ночью вместе со своей женой Аишей.
Мусульманин должен с осторожностью относиться к тому, как он будет приучать своих детей старше десяти лет к совершению тахаджуд намаза, ведь не всегда маленький или более взрослый ребенок сможет вставать среди ночи для того, чтобы совершить его – в этом случае ругать или наказывать ребенка не следует, и так же следует отнестись к тем членам семьи, которые нуждаются в полноценном ночном сне и не могут вставать для совершения молитвы – такими людьми могут быть маленькие дети и пожилые члены семьи, а также те члены семьи, которые на данный момент страдают от недомоганий или болезней.
В качестве примера выполнения тахаджуд намаза, следует брать совершение молитвы Пророком Мухаммадом ﷺ – его методы и являются тем самым идеалом, который поможет мусульманину стать ближе ко Всевышнему Аллаху.
Тахаджуд намаз должен стать частью повседневной жизни мусульманина, хоть молитвой обязательной он и не является, то есть мусульманину не следует чувствовать так, будто он обязан ее читать. Но большое число мусульман практикуют данный намаз постоянно.
Достоинства молитвы тахаджуд
Для верующего лучшим способом поклонения Всевышнему Аллаху является намаз, а искреннее поклонение Всевышнему является лучшим из тех деяний, что могут совершить верующие. И если мусульманин желает приблизиться к Всевышнему, он не должен ограничиваться обязательными намазами. Выполняя дополнительные нафиль-намазы, к которым относится и тахаджуд намаз, мусульманин приближается к Всевышнему и к тому, чтобы обрести Его довольство. Пророк Мухаммад ﷺ называл тахаджуд намаз сунной, «лучшим из дополнительных намазов».
В хадисах сказано, что верующего, который совершает ночной тахаджуд намаз, Всевышний Аллах наделит всевозможными благами мирской жизни:
- он будет храним от бед и грехов;
- на лице отразится след подчинения Господу;
- сердца всех праведников в мире будут любить его, как любить его будут и все люди на земле;
- с языка такого человека будет исходить мудрость, поскольку Всевышний Аллах одарит его пониманием и сделает мудрым;
- верующему мусульманину, который совершает намаз тахаджуд регулярно, будут посланы Всевышним блага вечной жизни: когда он воскреснет, его лицо будет озаряться светом. В Судный День его отчет, когда Аллах будет вершить его дальнейшую судьбу, будет поистине легким. В Судный День, когда настанет момент подать Книгу деяний, она будет дана в правую руку.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ сказано, что Аллах любит троих людей, которым Он улыбается и дарит радостные вести. Первый из этих людей – человек, который «борется позади группы, которая спасается бегством и поступает так со своей душой ради Аллаха, независимо от того, убьют его, или ему поможет Аллах, и он победит». Всевышний Аллах говорит о таком человеке: «Посмотрите на моего раба, который терпелив со своей жизнью ради Меня». Второй из этих людей – мусульманин, имеющий красивую жену и мягкую постель, но который поднимается ночью, вспомнив Аллаха, хотя мог бы продолжить спать, если бы захотел. Третий из людей – это тот, кто «путешествует с группой, и они двигаются, бодрствуя ночью, и затем ложатся спать, а он все еще совершает молитву усердно или непринужденно».
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.