Содержание
- 1 Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
- 2 Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)
- 3 Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»
- 4 Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
- 5 Настроение стихотворение Лермонтова «Ангел»
- 6 Анализ стихотворения Ангел Лермонтова по плану
- 7 Настроение стихотворения ангел лермонтова
- 8 Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел»
- 9 Урок литературы в 7-м классе по теме «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел»
Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
История создания произведения
Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну. А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.
Тема и идея стихотворения
В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».
Художественно-изобразительные средства
Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая». Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту. В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.
Образ лирического героя
Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона. Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.
Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)
Автор: Guru · 25.09.2018
Лирика Лермонтова известна многим любителям изящной словесности, ведь она не теряет своего шарма. Красивые стихи не стареют, да и люди озадачены одними и теми же глобальными и вечными вопросами, о которых писал автор. К примеру, его произведение «Ангел» посвящено духовным поискам.
История создания
Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году. Лермонтов создал это произведение, будучи молодым человеком. Творческим импульсом к написанию послужила колыбельная песня, которую поэт часто слышал в исполнении своей матери, ей и было посвящено это стихотворение.
Однако автор позаимствовал лишь форму, полностью изменив смысловую наполняющую текста.
Жанр, направление и размер
“Ангел” — пример произведения, созданного в духе романтизма. Его можно рассматривать как элегию, ведь в произведении усилена интонация меланхоличной задумчивости. К тому же при чтении создается ощущение мелодичности, смешанной с возвышенным тоном, который достигается благодаря высоким по своей стилистической окраске словам. Перед нами старославянская лексика, например, “херувим”; “духов” с ударением на последний слог; неполногласное сочетание звуков в слове “младую” и др. Лирический пафос создается за счет внутренней философской семантики, которая обыграна религиозным сюжетом.
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Размер создает интонацию напева. Это послужило тому, что многие выдающиеся русские композиторы использовали “Ангела” для создания своих творений: С. В. Рахманинов, А. Е. Варламов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн.
Образы и символы
В тексте присутствуют отсылки к библии и религиозные символы. Лермонтов противопоставляет два мира: горний и дольний.
- Первый ассоциируется с чистотой пения ангела в безграничном небе и силой, которой подвластны “и месяц, и звезды, тучи”.
- Второй олицетворяет собой вечные скитания и суетность всего сущего.
Лирический герой до появления на свет был в объятиях божественного ангела, который вложил в его душу звук своей невинной и животворящей песни. Теперь юноша прибывает в мире земном, полном “печали и слез”. Однако где-то глубоко он сохранил то сияние от встречи с ангельским образом. Он не запомнил слов, но в его душе остался божественный звук, который служит ему путеводной звездой на грешной земле. И все невообразимые по своей красоте мелодии мира не могут сравниться с тем тонким ангельским пением, которое лучом просочилось в сердце лирического героя. Чистый звук наполняет его и дарит силы и надежду на возможную встречу с этим светлым образом вновь.
Темы и настроение
Основная идея
Главная мысль заключается в том, что поэт противопоставляет тот мир, в котором пребывает лирический герой, и чудесный символический образ, к которому он стремится. Мотив двоемирия вообще свойственен романтизму: мир реальный и мир иной являются отражениями друг друга. Земная жизнь — искаженный образ небесного рая. Здесь тоже есть прекрасные мелодии, но ни одна из них никогда не зазвучит так, как ангельское пение.
Стихотворение выдержано в меланхоличном настроении, но при этом имеет какое-то нежное свечение. Лирический герой, несмотря на присутствие в грешном мире страданий, живет мечтаниями о вечной музыке, которые наполняют его сердце любовью. Смысл бытия он находит в стремлении к этому идеалу.
Средства художественной выразительности
В основе сюжета антитеза: “мир печали и слез” и мир ангелов. Стихотворение было написано в юношеском возрасте, поэтому эпитеты довольно простые, но точные: “тихая песня”, “песня святая”, “безгрешные духи”, “бог великий”, “желание чудное” и др.
В тексте есть еще одно значимое противопоставление: “тихая песня” ангела и “скучные песни земли”. Интонационный рисунок помогают выстраивать сонорные звуки, которых в тексте очень много. Если проанализировать последнее четверостишие, то это станет заметно. Я думаю, здесь речь идет о возникшей не запланировано аллитерации, которая наполнила стихотворение дополнительной глубиной звучания.
Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»
Автор: Guru · Опубликовано 06.10.2017 · Обновлено 08.10.2017
Образ ангела в искусстве достаточно популярен. Он распространён в живописи, нередко к нему обращается и литература. Безусловно, обращение к херувиму всегда связано с религиозным сознанием, но авторы, как правило, добавляют и свои смыслы в создаваемые ими произведения об этом светлом образе. В данной статье мы исследуем, какое место занимает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» в творчестве поэта, какие мотивы затрагивает произведение и с какими другими сочинениями оно связано.
История создания
«Ангел» — одно из самых первых значительных стихотворений М.Ю. Лермонтова, зрелость которого признавал сам автор. Оно написано в 1831 году, когда поэту было только 16 лет. К этому времени у молодого литератора уже возник замысел поэмы «Демон», влияние коей можно проследить в стихотворении. Опубликовано оно было в 1839 году.
Для Лермонтова «Ангел» имеет особенное значение: она посвятил это стихотворение своей матери, Марии Михайловне. Ему было всего три года, когда ее не стало. В основу произведения легло воспоминание о колыбельной, которую она когда-то пела ему.
Жанр и размер
Размер стихотворения «Ангел» — четырёхстопный амфибрахий, чередующийся с трёхстопным, что делает произведение музыкальным и напевным. Неслучайно это стихотворение выбирали для своих романсов такие композиторы как А. Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов.
Сам Лермонтов не дал жанрового определения этому стихотворению, но можно относить его к элегии. Во-первых, на это указывает напевная интонация, близкая к колыбельной. Во-вторых, сам характер произведения. Неотъемлемой составляющей элегии является тоскующий лирический герой, а он в тексте присутствует. Это «младая душа», что в объятиях херувима. Наконец, сочинение «Ангел» позволяет считать элегией возвышенная атмосфера стихотворения. Религиозная составляющая и философские категории, используемые поэтом, создают особый лирический пафос.
Направление
Художник эпохи романтизма (это и есть направление, в русле которого работал автор) интересовался вопросами веры и религии. Лермонтов нередко обращался к этим темам в своём творчестве, например, стихотворения «Молитва», «Дума». Но мотив мучающейся в мире людей души был близок творцу на протяжении всего его творчества. И об этом свидетельствует не только поэзия. Печорин в «Герое нашего времени» — это тоже тоскующий, но уже практически не страдающий персонаж. Отсюда появляется герой-бунтарь, который жаждет изменить свою жизнь, воплотить мечту. Это «Беглец», а в первую очередь – «Мцыри».
Но прототип героя, не находящего себе места в мире, — Демон. Изгнанник Рая наказан вечной жизнью, где его ждёт тоска и скитания. Стихотворение «Ангел» 1831 года рассказывает не об изгнанной, но покинувшей Рай душе, и этот мотив сближает данное произведение с поэмой «Демон», над которой Лермонтов работал с 14 лет.
Главные герои и их характеристика
В своём стихотворении М.Ю. Лермонтов создаёт образ чистого, светлого Ангела. Он олицетворяет собой идеал веры, ведь он поёт о Боге, «и хвала Его непритворна». Он умеет очаровать своей песней весь мир, не только звёзды, даже тучи находятся под влиянием его голоса.
У него есть особая задача: принести в этот мир новую жизнь – новую душу. Он её просто сопровождает, или Лермонтов так изображает Ангела-Хранителя? Решать читателю. Важно здесь то, что образ Ангела как представителя Небес противопоставляется земле – миру людей, где лишь «скучные песни», и даже не всё способно внять ангельскому голосу. В этом мире предстоит жить «младой душе», которая последние мгновения своего существования проводит в объятиях посланника Бога.
Это сравнительно небольшое стихотворение охватывает несколько немаловажных для творчества М.Ю. Лермонтова тем.
Во все времена поэта считали особенным человеком, наделённым исключительным даром слова. Для эпохи романтизма это творец, который может слышать голос Небес. В русской поэтической традиции эта идея была воплощена в образе Пророка, к которому обращались А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Оба автора были сторонниками идеи о небесном происхождении поэтической души. Таким образом, главная идея стихотворения «Ангел» — показать рождение нового Пророка, который будет облекать в слова райские песни Ангела. Поэта ждёт страдание, непонимание, отторжение обществом, но это не наказание, как в случае с Демоном, а миссия, как у Пророка, как у Иисуса Христа. Стихотворение пронизано печальным элегичным характером, но имеется место и для радости. Она будет жить в светлом воспоминании и небесной песне.
Средства выразительности
Эпитеты в стихотворении «Ангел» помогают создавать определённые образы и особую атмосферу. Так, показывая уникальную чистоту главного персонажа, Лермонтов называет его хвалу «великому» богу «непритворной». Поэт употребляет это определение так, чтобы читатель не мог не обратить на него внимания при прочтении: в конце второй строфы, в обособленной уточняющей конструкции. Образу молодой души придаёт особый колорит эпитет «чудный», относящийся к её желанию. То есть, несмотря на печаль мира и собственное томление, душа продолжает верить и надеяться, ведь она помнит «живой» голос Ангела.
Поэт пользуется антитезой «небо и земля», а усиливает её противопоставленными эпитетами, описывающими песни этих миров. Например, у земли песни «скучные», а у Ангела – «святые».
Кроме того, Лермонтов обращается к такой стилистической фигуре, как инверсия, что придаёт возвышенность и покой повествованию. В последней строфе мы обнаруживаем анафору: «И долго…И звуков», — что делает завершение стихотворения наиболее гармоничным, но в тоже время намекает на бесконечность жизни молодой души, когда-то принесённой на землю Ангелом.
Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
Стихотворение “Ангел” изучается на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Ангел” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ангел.
История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.
Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.
Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.
Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.
Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.
Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.
История создания
Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.
В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “ младую душу ” ждёт “ мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной ” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “ внимают ” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли” . Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.
Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.
Средства выразительности
Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни” . Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу” , именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была” . Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.
Настроение стихотворение Лермонтова «Ангел»
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.. .
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
__________________________
Настроение меняется. В первом Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти
Во втором Печальное, легкая грусть,
В третьем Теплое. Уютное, немного тревожное
В четвертом Печаль о прошлом.
_____________________________________________
Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!) , лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник.
Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни. )
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
Размер стиха -4 и 3 стопный амфибрахий
Рифма- мужская
Рифмовка стихотворения-смежная
Стихотворение “Ангел” вызывает чувства доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
Анализ стихотворения Ангел Лермонтова по плану
«Ангел» Михаил Лермонтов
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
План:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.
4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5) Какую лексику использует автор:
— архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/
6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
— рассказ от лица персонажа
Придерживаться плана, если не получается просто не делайте то что не подходит
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
КРАСОТКАААВА 14.09.2016
Ответ
Проверено экспертом
1)»Ангел» автор Михаил Юрьевич Лермонтов.
2)Написано в 1831 году, юный ,16-ти летний поэт посвятил стихотворение памяти матери-Марии Михайловне,которую он потерял в три года. Колыбельная,которую пела поэту мать,навеяла написание стихотворения,поэтому оно очень напевно и легко ложится на музыку.Поводом для написания послужил замысел поэмы «Демон»,автор противопоставил будущую поэму образу херувима.
3)Тема стихотворения:Рождение человека,одиночество и вера Богу.
Душа падает в мир,рождается человек,но его не понимают,людям чужд райский язык.Одиночество поэта-изгнание и непонимание людьми.Вера Всевышнему есть только у Ангела,он верит и славит Бога.Его песнь-призыв о спасении,но его не слышат люди,поэтому по ночам Ангел приносит души,они как посланники Бога,которые продолжат идеи Ангела.
Идея:показать миссию поэта-пророка,который должен нести слово Божье людям,но обречён на непонимание людей и страдания.
Главная мысль:Поэт может быть отвергнут людьми и обречён на непонимание,изгнание,но его слова останутся навечно в сердцах людей,как и память о нем,несущим светлую песню.
4)Автор использует красочные эпитеты,который создают особую атмосферу происходящего,создают нежный и чистый образ Ангела,новой души,помнящей песнь:тихая песня,святая песня, безгрешные духи,непритворная хвала,душа младая,великий Бог,желание чудное,скучные песни земли,звуки небес.
Метафоры рассказывают смысл,вложенный автором в образы:небо полуночи;толпа туч,звёзд;кущи райских садов;мир печали и слёз,живая песнь без слов.
Олицетворения оживляют душу,мир природы:месяц, звезды, и тучи внимали песне;звук песни остался — без слов, но живой;душа томилась.
Противопоставление неба и земли,ира людей и небес:антитеза небо- земля,скучные-святые,звук песни -без слов,но живой.Инверсия-нарушение порядка слов,автор привлекает внимание к главному слову.Анафора,повторение звуков» И тихую. И месяц,И долго,И звуков..»,автор подчёркивает бесконечность души,временность пребывания на земле и логически завершает произведение.
Романтизм Лермонтова ярко выражен в этом стихотворении. Лирический герой оторван от мира,вымышленный мир и мифические персонажи.Душа страдает,одиночество и противопоставление обществу-все признаки романтизма.Элегия ,с возвышенной атмосферой стихотворения.
5)Стихотворение написано четырёхстопным и трёхстопным амфибрахием.Амфибрахий-это трёхсложная стропа с ударением на средний слог,короткий трёхстопный,средний-четырёхстопный. Чередование короткого и среднего размера строф делают произведение музыкальным,напевным.
Стихотворение состоит из четырех четверостиший,поделённых по смыслу и продолжающих друг друга.В первой строфе — образ небес, вторая строфа -смысл песни,третья -описание будущей жизни. Последняя строфа-придаёт возвышенность и покой стихотворению, логически завершает произведение,делает вывод.В ней заключена нерешаемая проблема-томится на земле и тосковать по звукам неба.
Композиция четверостиший-рифма парная,мужская.Каждая строфа несёт законченный смысл и дополняет основную мысль.Развитие смысла идёт постепенно,из первого вытекает второе,смысл строф сопоставлен.
6)Автор использует литературную,книжную лексику,употребляя устаревшие слова,что придаёт особый возвышенный смысл произведению.Райские кущи,непритворна песнь,душа младая,внимали песнь,чудно желание.
7)Образ лирического героя-это Ангел Хранитель.Ангел несёт веру,вдохновляет людей песней.Автор говорит об Ангеле в третьем лице,ведя повествование от своего имени.Ангел противопоставлен скучному миру людей,небеса-земле.
Настроение стихотворения ангел лермонтова
Видео (кликните для воспроизведения). |
Разбор стиха
М.Ю Лермонтов «Ангел»
1) Строфа: четверостишие (4 строфы)
2) Основная мысль: перед тем, как попасть в «мир печали и слёз» (земная жизнь), душа человека обитает с Богом и ангелами, где ей хорошо.
3) Настроение: возвышенное, божественное, описание полёта ангела над землёй с безгрешной душой.
Дополнительные вопросы:
1) С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
Эпитеты: святая песня, безгрешных духов, райских садов, Боге великом, младую душу, чудным желанием, скучные песни.
Метафоры: небо полуночи, мира печали и слёз, молодой душе, томилась на свете, звуков небес, песни земли.
Олицетворение: и месяц, и звезды, и тучи внимали песне.
2) Особенности синтаксиса стихотворения
Сложные предложения: 1) бессоюзные, соединены точкой с запятой (;); 2) Союзные, соединены союзом И.
3) Определить размер стиха: амфибрахий (3-х и 4-х стопный).
4) Определите рифму: мужская.
5) Рифмовка стихотворения: смежная (рифмуются каждые две строки).
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел»
Разделы: Литература
Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Технология: мастерская, диалоговая.
Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”
Х О Д У Р О К А
Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.
Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.
1. Слово учителя.
(Читаю эпиграф урока).
Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.
Выразительное чтение стихотворения.
— Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?
(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)
Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
— Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.
Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.
Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан
3. Работа с печатной тетрадью.
Стихотворение
Основная мысль
Настроение
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
— С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
— Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.
— Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)
— Определите рифму (мужская)
— Какая рифмовка стихотворения? (смежная)
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
— Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?
— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)
— И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
— Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
— В каком случае человек обращается к молитве?
— Давайте посмотрим толкование этого слова.
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
— Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?
(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).
Итог урока.
– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.
– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?
В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.
Домашнее задание:
-
Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
- Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.
Список литературы:
-
Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
- М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.
- В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М., “Просвещение”,1973.
- Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.
Урок литературы в 7-м классе по теме «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел»
Разделы: Литература
Если мы хотим достичь настоящего мира
Во всем мире, то начинать надо с детей.
Почему дети иногда бывают бездушные? Почему жестоко относятся к своим товарищам и взрослым? Почему остаются безучастными к жизни своих сверстников? А веди «равнодушие – паралич души, преждевременная смерть», как говорил А.П.Чехов. Верят ли наши дети (я имею в виду искренно, а не на словах) в Бога? Могут ли наши ребята прощать и быть гуманными, как Бог? Эти и другие вопросы обсуждаем мы на уроках литературы. И помогают нам стихотворения наших великих поэтов, например, огромное поле для диспутов таится в разгадке стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел».
Учитель читает стихотворение «Ангел».
– Стихотворение написано в 1831 году, когда писателю было 17 лет. Вспомните страницы биографии поэта. (Мальчика воспитывала бабушка, т.к. мама будущего поэта умерла в 22 года, когда её сыну было всего 3 года) (см.1, 5)
– Почему именно в это время поэт пишет стихотворение «Ангел»? (Видимо, он или влюбился, или были какие-то неприятности в жизни. Как хочется юноше поделиться с родным человеком своими мыслями, попросить совета. Не все можно сказать бабушке, вряд ли она его поняла, с папой он практически не виделся. Как было бы хорошо поделиться с мамой. Увы, мама давно умерла.)
– А при чем здесь ангел? (Не может человек исчезнуть вовсе. Ангелы приносят на землю души людей, а после смерти человека ангелы снова уносят в рай душу умершего. Но разве молодая мама, уйдя на тот свет так рано, не может беспокоиться о маленьком сынишке?! Как может она все время не думать о маленьком создании?)
– О чем стихотворение Лермонтова?
Каждый человек, читая художественное произведение, особенно поэтическое, видит свой смысл в стихотворении. Так и мои ученики, прочитав последние 2 строфы, подумали, что это душа мамы не может покинуть землю, потому что здесь находится ее сын, который в ней нуждается. И она поет ему песню. Он, правда, не помнит слов «Колыбельной», но зато сыночек помнит музыку и звук песни. Все дети уверены, что души родных людей всегда будут помогать оставшимся на земле. Ребята поделились своими мыслями о взаимоотношениях со своими родителями. Конечно, у них с родителями возникают прения, ссоры, иногда они обижаются на маму и папу, которые, с их точки зрения, не понимают современных детей. А потом все ребята сказали, как хорошо, что у них есть родители. Они помогут им в трудную минуту, всегда посоветуют, никогда не предадут своих детей.
После этих уроков я дала задание написать письменный анализ стихотворения. Вот несколько примеров сочинений.
М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в 1831 году, когда был еще совсем юным (ему исполнилось 17 лет). Оно. Возможно, это стихотворение – воспоминания поэта о его любимой, рано ушедшей из жизни матери и о песнях, которые он слышал, когда был совсем маленьким.
О чем же мы узнаем из стихотворения? Ангел летит по ночному небу, поет нежную, мелодичную песню и в объятьях несет «душу младую». Песню ангела внимательно слушают звезды, тучи и месяц:
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Ксения Щёголева, 7 «А»
Стихотворение «Ангел» М.Ю.Лермонтов написал в 1831 году, когда ему было 17 лет. Скорее всего, лирический герой – сам Лермонтов.
Главный герой стихотворения – ангел. Он летит в полночь по небу и поет песню:
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…
Он поет о Боге, о духах, и делает это ангел без притворства:
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Ангел несет «душу младую» для «мира печали и слез» (наш мир). Звук песни остался в душе лирического героя, но не слова:
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
Наверное, мать Лермонтова пела сыну колыбельные, и он запомнил их мелодии.
«Скучные песни» земли не могли заменить душе песню ангела:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Всю жизнь Лермонтова окружали ложь, лицемерие, ненависть, и только маму он представлял доброй, безгрешной.
«Песня святая», «безгрешных духов», «желанием чудным» – эти эпитеты помогают создать святой образ ангела, искренность в его песне. Лермонтов использует старославянизмы («внимали», «младую»), чтобы показать божественную сущность ангела. Еще автор употребляет олицетворения (месяц, звезды, тучи внимали) и метафоры («звезды толпой»), чтобы показать: песня ангела такая прекрасная, что делает живым всё. Чтобы передать плавность полета ангела, поэт использует трехстопный и четырехстопный амфибрахий и прием аллитерации (повторяются звуки Л и Н).
Это стихотворение, по-моему, о том, что в душе каждого человека остается частичка души его матери и что она никогда ее не покидает.
Олег Сикорский, 7 «Б» класс
Но на этом изучение стихотворения не закончилось. Ребята захотели написать свои стихотворения.
Ангел по небу летел,
Песню напевая.
И нежную душу матери поэта
В руках своих качая.
Несмотря на то что была мертва,
Она была красива и нежна.
И песнь её молодую чуть слышно
Было на небе тогда.
Вся суета земли ей надоела.
Нужна ей неземная красота.
Младая душа поэта
Томилась там, на земле.
И мать его знала об этом.
И звук её песни поэтому
Приходил к нему даже во сне.
Когда я прочитал стихотворение «Ангел»,
Подумал я о тех, кто любит меня очень сильно.
И не погаснут мои чувства к ним, как факел,
Ведь это были мама, папа и сестра.
Я думал, что поэт переживал за мать.
Он вынужден из-за нее страдать.
Но, так как он ее любил,
Сей образ он боготворил.
Поэт отныне пребывал в унынье,
Писал стихи, поэмы, прозу.
Он, безусловно, был талант!
Его стихи тому гарант!
Мама для Лермонтова всем была,
Пока она не умерла.
Потом, когда её не стало,
Вся жизнь его почти пропала.
Нужен был ему совет,
Но, увы, мамы рядом нет.
Его проблемы нарастали,
Стихи он начал сочинять.
Прекраснее стиха не сыскать!
Он написал про то, как ангел
Забрал на небо его мать,
Про то, что трудно было маме
На земле сына оставлять.
Колыбельная осталась
В памяти поэта.
Трудно было напевать:
Слова остались где-то.
Вот рай. И видишь ты песок горячий,
На море штиль,
И дует ветерок прозрачный.
И все равно тебе нехорошо.
Ведь там, внизу, все те, которых любишь,
Они сейчас, увы, не с тобой.
Ведь там, внизу, все те, которых в мыслях ты целуешь,
Но ты давно приобрела покой.
И разве на земле хоть кто-то будет думать,
Что вовсе не прекрасен этот рай?
Туда ведь попадает лучший.
А мне милее на земле, с тобой, ты знай…
Пройдут года, века, столетья…
И не забудут все меня.
Мой рай – это мой дом, моя семья!
Над нами, может, вовсе нет и рая…
За одним плечом – ангел,
За другим – дьявол.
Они бьются вечность,
Но этого мало.
Слева слышу сердце,
Справа идет время,
Нам не жить вечность,
С нами это бремя.
На одной – наша вечность,
На другой – минута.
Не добьешься в вечности
Для себя уюта.
Один говорит «уверенность»,
Другой, что «всё предрешено»…
И завтрашний день
Уйдет в небытие.
Белая метель, опускаю руки.
Жизнь как колыбель, но дарует муки.
Пулю из свинца запускают в сердце.
Не твоя судьба, нет прохода к дверце.
Но живи, как есть, не жалея силы,
Но живи, как есть, все вокруг красивы.
Ангелам, паря, обрезают крылья.
Славу не сдержа, делают страхи былью…
Пуля из свинца разрывает быстро,
Ветром в высоте жизнь проходит быстро.
В полете сказочном своем
Они приносят свет в наш дом.
Они прекрасны в небесах.
Но нет уж на земле того свеченья,
Они видны на полюсах,
Но люди не прочли знаменья.
Кто видит звезд круговороты,
Кто видит их паденье,
Пусть загадает наперед,
Что хочет в награжденье.
Желанья есть, загадано немало,
В последний свой миг звезда умоляла:
«Спаси, сохрани, пожила ведь так мало».
А звезды, как люди, сегодня сияют,
Рождаются, падают и умирают.
Используемая литература:
Видео (кликните для воспроизведения). |
1. Жизнь замечательных людей. В.Афанасьев. Лермонтов. – Москва: Молодая гвардия.1991 г.
2. М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4.–М.: Издательство «Правда», 1969 г.
3. М.М.Гиршман. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева.– М.: Высшая школа. 1981.
4. З.Я.Рез. М.Ю.Лермонтов в школе. Издание второе, дополненное. – Л.: Издательство Министерства просвещения РСФСР. 1963.
5. С.А.Андреев-Кривич. Тарханская пора. – Саратов: Приволжское книжное издательство. 1981.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.