Содержание
- 1 Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших
- 2 Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших
- 3 Период пения Цветной Триоди.
- 4 ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ
- 5 НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
- 6 НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
- 7 Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших
Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Снедию изведе из рая враг Адама: / Крестом же разбойника введе Христос в онь, / помяни мя, зовуща, / егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Покланяюся страстем Твоим, / славословлю и Воскресение со Адамом и разбойником, / со гласом светлым вопию Ти: / помяни мя Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Распялся еси, безгрешне, / и во гробе положился еси волею, / но воскресл еси, яко Бог, / совоздвигнувый Себе Адама, / помяни мя, зовуща, / егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Храм Твой телесный тридневным Воскресивый погребением, / со Адамом, и иже от Адама, воскресил еси, Христе Боже: / помяни нас, зовущих, / егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Мvроносицы приидоша, плачуща, / на гроб Твой Христе Боже, зело рано: / и в белых ризах обретоша Ангела седяща, / что ищете; зовуща. / Воскресе Христос, не рыдайте прочее.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Апостоли Твои, Господи / на гору, аможе повелел еси им, пришедше Спасе, / и Тя видевше, поклонишася. / Ихже и послал еси во языки учити и крестити я.
Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими.
Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской.
Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших; тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие; тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской, тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания, и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.
Есть чудная книга, недавно написанная, – «Святая Русь». Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны, и все то представляет, действительно, златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех, которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею русскую своим пастырским деланием. Мы видим, как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью: не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония.
С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те, которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример той святости.
Мы прославляем всех тех, которые в разных концах земли Русской утверждали христианство, проповедовали тем, которые еще христианства не знали. Русь объединяла всех в единственном крове не столько единством границы, сколько духовным призывом к святости святых, в земле Российской просиявших. Многие имена вошли в состав русского народа. И хотя в основе русского народа – народ славянский, в нем есть множество разных имен, но никто не считался чужим, как только принимал православную христианскую веру. Православная вера спасла Русь. Православная вера ее освятила. Православная вера ее укрепила. И в тяжкие времена татарского ига чем спасались русские люди? Только верой в Бога, и тогда, в те тяжкие времена, наибольше строилось храмов, наибольше основалось монастырей. И в те тяжкие времена русские люди всегда особенно призывали Бога – и тогда духовно воскресала Русь.
Еще задолго до наших бедствий и вне пределов России были святые, принадлежавшие к русскому народу, на Руси воссиявшие и просиявшие в иных местах. Вот в Греции один из славных угодников Божиих кто? – Иоанн Русский, который был пленником во времена Петра Великого, жил тогда среди турок и так был тверд в христианской вере, что перед ним склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить в мусульманство, но он остался тверд; не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русского человека, который среди них находится прежде как раб и в то же время духовно царствует над ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азию, они принесли его мощи в церковь на острове Эвбея, недалеко от Афин. И теперь она является местом, куда стекаются греческие, а ныне и русские беженцы-паломники.
За пределами Руси подвизался и Паисий Величковский (не прославленный еще [1] ), но сделался духовным отцом многих праведников, которые были духовными водителями на Руси в последнее время. Всех их празднуем вместе.
Как разнообразны их жития! Одни князья, другие простолюдины. Одни занимают высокое положение, другие скитаются по улицам полуодетые – и в то же время к их голосу прислушиваются цари! Иоанн Грозный, перед которым трепетали все, начиная от членов его семейства, и который сослал митрополита Филиппа, святого мужа, обличавшего его, слушался полунагого Василия Блаженного. Однажды стоял Иоанн Грозный в храме и, выходя из него, видит Василия Блаженного. Он говорит: «Василий, я тебя не заметил, не видел здесь». – «А я тебя видел царь, не здесь, в храме, а как ты ходишь по Воробьевым горам!» И смутился царь Иоанн. «Да, – говорит, – во время обедни я думал о том, как строить дворец на Воробьевых горах». Разгромил он Великий Новгород. Подступил к Пскову, и другой юродивый, блаженный Николай, предлагает ему мясо. «Не буду мясо есть ныне. Сегодня пяток», – говорит Иоанн Грозный. «Но ты хуже делаешь – ты пьешь кровь человеческую, – отвечает ему блаженный Николай. – Скорее уходи отсюда. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». И Иоанн Грозный словами блаженного ушел со двора. Стали уже исполняться слова блаженного, так как сразу пропал любимый царский конь. Быстро уезжает из Пскова, не учинив там никакой расправы. Так святость побеждала всюду.
Уже в недалекие от нас времена приезжает царь Николай I в Киев. Там его, сидя на полу, приветствует блаженный Феофил, тоже не прославленный еще святой угодник земли Русской [2] . Говорит ему разные наставления, и царь, самодержавный правитель, перед которым трепещет Европа, внимает его голосу.
До последнего времени были праведники земли Русской. Многие из них прославлены, известны всему миру, многие из них доселе неизвестны и просияют, если Богу угодно, тогда, когда настанет для этого время. Святитель Гермоген, к примеру, после своего подвига 300 лет почивал непрославленный. Бог так устраивает, чтобы мы на разные примеры взирали, не только прославляли нынешний день, а потом, выйдя из храма, принимались за другие дела и забывали о них. Нет, надо, чтобы святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имели их перед своими глазами.
Уже здесь, за рубежом, в наши дни, мы имеем праведников, хотя еще не прославленных, но от которых люди получали дивные знамения. Вот, например, епископ Иона Маньчжурский. Чувствуется приближение конца его земной жизни. Призывает он священника и начинает сам читать отходную, и в тот час, когда дух его отходит на небо, мальчик, который лежит в том городе больной ногами, который в течение долгого времени не мог ходить, бежит и кричит: «Мама, мама явился мне сейчас святитель Иона и говорит: вот, мне ноги больше не нужны. Вот тебе ноги». Тот мальчик, который лежал недвижимо на кровати, теперь бежит! В то время проносится слух, что в тот самый час скончался владыка Иона.
Во Франции несколько лет тому назад при переносе одного кладбища, когда разрыли одну могилу, вдруг рабочие в ужасе отскочили. Там лежал в полном облачении православный священник, и оказалось, что этот священник больше 16 лет пролежал там. Умирал от рака, когда обычно человек разлагается заживо, а он лежал цел и нетленен, и ныне тело его перенесено под Париж.
Сияют угодники Божии в наше время. А сколько их на нашей несчастной измученной Родине! Сколько там священномучеников! Сколько там мучеников! Несть им числа. Сколько в различных местах сосланных наших святителей, которые скончались, которые подобны своим житием тем святителям, которые были преследуемы во время иконоборчества и других ересей. И Петр Крутицкий, и Кирилл Казанский, и многие иные, которые скончались где-то в неизвестности, которых и мощи никогда не будут, может быть, найдены, но сияют, как свет пресветлый, перед нашими духовными очами на русском небе. Все они, святые угодники Божии, прославленные и непрославленные, молятся за нас, показывают нам пример.
Повторяю, что были всегда грехи и беззакония в России. Были они от самых первых времен, как вообще грех наполнил землю, от того часа, когда прародители наши согрешили в раю. Но грех не должен оставаться грехом, и если кто кается, то из преступника святым делается. Как была грешна Мария Египетская, другие были разбойники, а потом стали преподобными.
Помолимся ныне, чтобы Господь дух их послал в сердца наши. Чтобы мы за рубежом, следуя их примеру, помнили, что не напрасно мы носим имя сынов России. Что не напрасно Господь нам дал дар иметь свои корни, дал одним возрасти на Родине, а другим родиться от русских родителей. Потому что если какая страна чем хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франция», – говорят. Разным странам прилагаются разные названия – чем какой народ удивил. Но Русская земля паче называется Святой Русью. Только к одной другой земле приложено это название – к Святой Земле, в которой просиял Господь наш. Никто из других стран, никто из других народов не принимает этого звания. Почему? Потому что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость. Это идеал, это предел стремления русского народа. Мы забываем обращаться к духовному небу, но, я надеюсь, мы не навсегда забыли. Как путники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь, так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству здесь, за рубежом, чтобы Господь преобразил сердца русских людей в зарубежье, и тогда, поверженные духовным натиском, падут и внешние цепи пространства. И воскреснет Русь во всей своей славе и величии.
Период пения Цветной Триоди.
Неделя всех святых, в земле Российской просиявших
Вы — соль земли, вы — свет мира, говорит Христос Своим ученикам в Евангелии. Святые — это соль земли, смысл ее существования. Земля должна приносить от себя угодные Богу плоды — то есть святых. Об этом говорят многие притчи Спасителя — например, о злых виноградарях и о бесплодной смоковнице. Из этих притчей следует, что святые есть тот плод, ради которого и существует земля. Каждый христианский православный народ приносит от себя Богу эти плоды святости и праведности. Среди них и русский народ, Русская Церковь уже тысячу лет приносит Богу такие плоды.
В Евангелии также есть известная притча о сеятеле, который сеял семена в разных местах: при дороге, в каменистую почву, в терние и, наконец, на добрую землю. Притча эта показывает, как принимает Евангельское слово сердце каждого человека, сердца разных людей. Но можно эту притчу приложить и к целым народам: каждый народ может быть отнесен к какому-то одному из этих четырех типов.
Несомненно, что Евангельское слово, посеянное в сердце русского народа тысячу лет назад, попало на добрую почву. Русский народ принял Евангельскую весть всем сердцем, отдал Христу святое святых своей души и принес Ему изобильные неземные плоды праведности и святости. В богослужебной минее перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц, и, конечно, еще несравненно больше святых не перечислено в этом списке, но имена их известны одному лишь Господу Богу.
Русь называли святой, и высшим идеалом для нее всегда были праведность и святость. Далеко не во всех христианских народах удалось сохранить такой идеал. Например, народы Западной Европы, некогда христианские, давно уже утратили этот небесный идеал и заменили его земным, человеческим. Не святость, а порядочность, честность, воспитанность и тому подобные человеческие добродетели вот уже много веков являются идеалом для Запада. Конечно, честный, хороший, воспитанный человек — это тоже неплохо, но разница между таким человеком и человеком святым — это как разница между землей и небом…
Именно небесным идеалом святости жила долгие века своей истории святая Русь, к нему она стремилась, его она искала. И многие русские люди достигали этого идеала, а те, которые не достигали, приближались к нему очень близко. Об этом свидетельствуют многочисленные факты русской истории и русской жизни. Например, преподобный Силуан Афонский говорил про своего отца Ивана Петровича, простого крестьянина, что он, то есть преподобный Силуан, в его меру христианского совершенства не достиг, что отец выше его. И ведь это говорит великий святой!
А один духовный писатель передает следующий рассказ монахини Смарагды, человека высокой духовной жизни, праведницы и молитвенницы: «Сидит женщина на базаре, торгует чем-то от своего огорода. Платок натянула совсем на глаза: во-первых, солнце печет, а во-вторых, чтобы меньше отвлекаться на окружающую суету, творит она молитву Иисусову. Сидит она, опустив глаза, молится и вдруг слышит, что подошедший нищий старик говорит ей: «А ты бы попроще: только ‘Господи, помилуй’, так-то тебе легче будет». Сказал и пошел. Видела она его в первый раз. Молитву творила, конечно, про себя: слышать он не мог. Вот какие у нас бывали и торговки, и нищие…»
И сколько их было по России, Божиих людей и праведников, известных одному лишь Богу! Совершенно неудивительно, что преподобный Серафим Саровский однажды в Духе Святом видел Русскую землю, которая вся была покрыта благоухающим дымом молитв, восходившим от земли до неба. И это, конечно, подлинно есть картина народа Божия, живущего верой, молитвой, богообщением. Вполне справедливы слова поэта Рильке, который говорил, что все государства граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом…
Руси достался трудный путь, на протяжении всей своей истории она была вынуждена воевать против многочисленных сильных и беспощадных врагов, часто грозящих ей полным уничтожением. От этих врагов ее не защищали ни море, ни горы, ни пустыни — ведь Россия расположена на открытой со всех сторон широкой равнине. С востока на нее шли полчища Батыя и Мамая, с запада — поляков, Наполеона и Гитлера. С севера — шведов, с юга — турок. Самые климатические и природные условия, в которых она жила, были условиями трудными: половина территории России — это вечная мерзлота, где невозможно земледелие. Южная же ее часть, где земледелие возможно, была территорией, полностью открытой и не защищенной от военных нашествий и от набегов степных хищников. Поэтому люди всегда жили в России сравнительно небогато. Даже то, что удавалось накопить, часто уничтожалось, захватывалось, выжигалось дотла очередным нашествием или набегом.
Да, жизнь в России не была безоблачной и легкой. Но ведь с христианской точки зрения именно такой и должна быть жизнь народа Божия. Ни один православный народ не жил безмятежной, безопасной и комфортной жизнью. Причина этого ясна: человек слаб, и если дать ему все удобства и роскошную жизнь, то он легко забывает Бога, забывает все небесное и полностью обращается к земле, тонет в земном прахе. Потому Господь и не давал Своим народам такой жизни. Преподобный Исаак Сирский говорит, что «тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир веселится в наслаждении и покое. Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении…» Таким путем Господь ведет всех Своих истинных последователей, как и Сам Он, став человеком, прошел в нашем мире именно таким путем — путем креста.
Чтобы понять, почему Господь не попускает Своему народу слишком обогащаться и роскошествовать, следует еще вспомнить, на какой земле мы живем, вспомнить, что земля наша — не место развлечений и удовольствий, а место, куда нас изгнали из Рая, место нашего наказания и исправления. Мы живем в мире тленном, падшем и поврежденном, в мире, где царствует смерть, где все ею пропитано, живем на оккупированной диаволом и смертью территории, живем короткое время, которое должны посвятить борьбе — борьбе за то, чтобы исполнить заповеди Божии. На земле мы живем как на войне, как на фронте. Возможно ли поэтому для христиан устраиваться здесь со всеми удобствами и роскошью? Станут ли солдаты строить на передовой вместо окопов и укреплений пятизвездочные отели с их блеском и излишествами? Возможно ли последователям Христа утопать в удовольствиях и роскошествовать в том мире, где убили их Творца, Господа и Спасителя? где неистовствует беспощадная смерть? где многие миллионы людей страдают и мучаются? где каждую секунду кто-нибудь умирает.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сказанное не означает, конечно, что народ Божий обречен на полную нищету и разорение, на жизнь оборванцев, бомжей и беспризорников, нет, все необходимое для земной жизни Господь нам дает, ибо, по Его собственным словам, Он знает, что мы имеем нужду в этом. Но Господь не допускает Своему народу чрезмерно богатеть и доходить до излишества и пресыщенной жизни, потому что тогда народ перестает быть народом Божиим, перестает рождать святых. Господь премудро ведет Свой народ средним путем, путем умеренной бедности. Таким путем Он вел в ветхозаветные времена народ Израиля, который никогда даже и близко не имел такого земного блеска и богатства, такой славной земной культуры, как, например, Египет, Греция или Рим. И этим же путем Он вел во времена Нового Завета все истинно христианские, то есть православные народы. Он вел их так потому, что на этом пути народ Божий больше всего способен рождать святых и праведников.
Таким путем шла и Россия, которая никогда не переставала рождать святых. Даже в ХХ веке, во времена атеистического беснования, в ней просияли многие тысячи святых и праведников. А сегодня, после беспрецедентных гонений большевистского государства, когда все силы тьмы были направлены на то, чтобы стереть православие с лица Русской земли, — даже и сегодня более половины православных людей нашей планеты принадлежат именно к Русской Православной Церкви…
Церковь учит нас, что святые к нам близки, — в том случае, конечно, если мы живем по-христиански. Они близки к нам по духу, по общему служению Христу. Однако наши русские святые близки к нам не только по духу, но и по крови — они в буквальном смысле являются нашими родственниками. Они вышли от нас, из нашей среды, родились вместе с нами, выросли в наших семьях, селах, городах. Взять хотя бы последних по времени святых — новомучеников и исповедников российских: ведь они жили совсем недавно, и у большинства из них есть еще живые родственники — дети, внуки, племянники и другие, более отдаленные. Наверное, редко в каком другом народе в наше время можно увидеть родственников святых в таком количестве, как у нас, в России. И это также говорит о том, что Отечество наше и сегодня, на пороге XXI века, продолжает оставаться, несмотря ни на что, православной страной и народом Божиим.
Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя, говорил преподобный Серафим. То есть около каждого святого, стяжавшего Дух Святой, спасаются тысячи христиан, хотя и не достигших святости, но почитающих святость, молящихся святым и подражающих им. Будем же, братия и сестры, любить и чтить святых земли Русской, будем молиться им, будем стараться по мере сил подражать их жизни. Ведь тогда и мы, несомненно, войдем в те тысячи, которые спасутся около каждого из них, — войдем их молитвами и милостью Божией. Аминь.
В начале было Слово. Сто избранных проповедей
ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ
2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых.
Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа: , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»: , канон 8-го гласа, ирмос: , нач.: . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001).
Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко . 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.
Помимо гимнографических произведений для службы рус. святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых чудотворцев ( Макарий, архим . 1997), иером. Сергий (Шелонин) — «Похвальное слово русским преподобным» ( Панченко . 2003).
Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа: и 4-го гласа: ; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»: ; канон утрени 8-го гласа (ирмос: , нач.: ); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос: , нач.: ); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис 49. 8-15, Сир 44. 1-14, Прем 3. 1-9; Евангелие утрени: Мф 4. 25-5. 12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол 3. 20-4. 3 (или Евр 11. 33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк 12. 32-40 (или Мф 4. 25-5. 12), причастен Пс 149. 4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах.
Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части — молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры-подобны ) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
ДЬЯКОН АЛЕКСАНДР РАСТВОРОВ
14 июня 2015 года
Сегодня, во 2-е воскресение после праздника Пятидесятницы, мы празднуем память всех святых, в земле Российской просиявших. В прошлое воскресение вспоминали вообще всех святых, а теперь – наших.
Святая Церковь показывает нам идеал, к которому нужно и необходимо стремиться. Тех русских святых, которые благодатью Святого Духа, дарованной Церкви в день Пятидесятницы, освятились, побороли свои страсти, приблизились к Богу, получили вечное спасение, стяжали дерзновение помогать людям, обращающимся к ним.
Под русскими святыми мы, конечно же, понимаем не обязательно русских по национальности, хотя их и больше всего, а тех, кто был чадом Русской Православной Церкви (русские, украинцы, молдаване, татары и представители многих и многих национальностей).
Воспоминание русских святых – это для нас и выражение благодарности угодникам Божиим, нашим предкам духовным, и побуждение к тому, чтобы подражать им по мере сил. Если бы они не совершили свой подвиг, то и нас бы с вами как христиан не было бы и Отечества нашего не было бы.
Святые зачастую ближе для нас, чем окружающие люди. Кто не чувствовал их любовь к нам, кто не получал помощь или вразумление?
Когда мы молимся нашим святым, вспоминаем их – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Александра Свирского, Иоанна Кронштадского и многих-многих других, то сердце наполняется радостью и надеждой, появляются силы, дерзновение. В минуту искушения осознаешь, что ты не один.
Дьякон Александр Растворов. 14 июня 2015 года
У каждого христианина выстраиваются со временем настоящие личные отношения, молитвенная связь с конкретными святыми. И очень жалко людей неверующих, которые в безумии обкрадывают себя не только тем, что сами отдаляют себя от Бога, но и тем, что не имеют общения с теми, кто к Богу приблизился, – со святыми.
И все мы – православные христиане – призваны к святости. Путь верующего человека – это восхождение к Богу, а значит, к святости. Вспомните, апостол Павел называл верующих – его современников – святыми.
Что такое святость, или блаженство, говоря языком сегодняшнего евангельского чтения? Святость – это дар Божий, это пребывание благодати Божией в человеке. Но дар этот просто так не дается, для того чтобы получить его, необходимо постоянно бороться с самим собой. И на этом пути борьбы, отвержения себя происходит преображение человека.
Кого-то может смутить или даже испугать слово «борьба». Борьба в мирском понимании связана с достижением всего того, что люди подразумевают под составляющими земного счастья: сила и достаток, власть и признание, физическое здоровье и покой, семейное благополучие. Нельзя, конечно, сказать, что все это однозначно плохо и не нужно. Но многие из этих признаков счастливой жизни для людей, стремившихся к совершенству, для святых зачастую являлись искушениями и препятствиями к достижению духовного блаженства.
Борьба святых, как и наша борьба, наше делание имеют другое направление и совершенно другое измерение.
Мы призваны к блаженству. Мы на каждой литургии слышим заповеди блаженства, и сегодня читали евангельский отрывок из Матфея – начало Нагорной проповеди Спасителя, во время которой впервые и прозвучали эти заповеди.
Тех, кого мир всегда не понимал, считал и считает сейчас слабыми и обделенными, несчастными и глупыми, Сам Господь называет блаженными: нищих духом, плачущих, кротких, алчущих, стремящихся к правде, милостивых, чистосердечных, миротворцев, изгнанных за правду, поносимых и гонимых за имя Христово. Спаситель обещает таким людям Царство Небесное, утешение, милость, зрение Бога, радость, великие награды в жизни вечной.
Наши святые Церкви Русской, как и все святые, явленные и неявленные миру, избирали блаженство, избирали святость, проповедуемую Христом, добровольно бежали от счастья земного.
Икона Всех святых, в земле Российской просиявших. 14 июня 2015 года
Но разве можно их назвать людьми несчастными? Кто, кроме человека, находящегося в ограде церковной, хоть в малой степени может понять и пережить их чувства, их мысли? Что значит ощущать мир в своей душе, что значит иметь любовь к людям окружающим тебя, что значит не бояться и быть свободным, что значит быть готовым на скорбь, имея несомненное упование на Бога, как можно описать умную молитву и божественные откровения?
Сейчас мы вступили в период отпусков, дети не учатся. Мы можем и должны набраться сил не только физических, но и духовных.
Воспользуемся же возможностью побывать в святых местах, поклониться мощам великих угодников Божиих земли русской, прикоснуться к жизни и богослужению наших замечательных монастырей, что несомненно предаст нам сил духовных. А кто будет все лето в городе, пусть не забывает, что и в самой Москве и в Подмосковье сосредоточено большое количество святынь. А в Троице-Сергиеву Лавру хотя бы один раз за лето мы просто обязаны съездить.
С праздником всех поздравляю! Сегодня все святые земли нашей, Богу угодившие, предстоят незримо в Церкви и имеют особое дерзновение молиться Богу за нас.
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
История и значение празднования
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю неделю по Пятидесятнице.
Первым храмом в честь Всех российских святых стала Домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник». *
Тропарь, глас 8
Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Регент хора Надежда Аристархова. Запись 14 июня 2015 года
Кондак, глас 3
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.
Регент хора Надежда Аристархова. Запись 14 июня 2015 года
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших
Всех святых, в земле Русской просиявших, Неделя – 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех русских святых.
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв. С конца XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа: «Пречестная верста Богом возлюбленная, отцы преблаженнии», кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»: «Яко благочестия проповедники и нечестия обуздатели», канон 8-го гласа, ирмос: «Песнь возслем, людие», нач.: «Вси песньми духовными, иже постом просиявшая». По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001).
Около 1643 г. иеромонах Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. украинский аналог службы в честь Всех Русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной рукописи XVII в. – РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в Сыропустную субботу (Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.
Помимо гимнографических произведений, для службы русских святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых чудотворцев (Макарий, архим. 1997), иером. Сергий (Шелонин) – «Похвальное слово русским преподобным» (Панченко. 2003).
Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния» и 4-го гласа: «Иерусалима вышняго гражданы»; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»: «Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших»; канон утрени 8-го гласа (ирмос: «В чермнем фараона с колесницами погрузил еси», нач.: «Вси в песнех духовных воспоим согласно»); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Многими содержими напастьми, к вам прибегаем»); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис. 49:8-15, Сир. 44:1-14, Прем. 3:1-9; Евангелие утрени: Мф. 4:25-5:12; чтения литургии: прокимен из Пс. 15, Кол. 3:20-4:3 (или Евр. 11:33-12), аллилуиарий со стихами Пс. 43, Лк. 12:32-40 (или Мф. 4.25-5:12), причастен Пс. 149:4; помимо прочего, в состав службы входят особые тропари на блаженнах.
Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, некоторые ее части – молебное пение накануне, ряд песнопений и др. – на практике сокращаются или опускаются), некоторые ее тексты (напр., стихиры подобны «Земле русская») вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.
Спасский И. Первая служба всем русским святым и ее автор // ЖМП. 1949. № 8. С. 50–55.
Служба всем святым, в земле Русской просиявшим. — М., 1995.
Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского) // АиО. 1997. № 2 (13). С. 128–144.
Певческие книги выголексинского письма. XVIII – 1-я пол. XIX в. / Сост. Ф. В. Панченко. — СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1).
Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова) // ЕжБК, 2003. С. 377–380.
Панченко О.В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» – соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547–592.
Панченко О.В. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» – соч. Сергия Шелонина // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453–480.
Тропарь Всем святым, в земли Русской просиявшим, глас 1
Я коже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, / земля Российская приносит Ти, Господи, / и вся святыя в той просиявшия. / Тех молитвами в мире глубоце / церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Кондак Всем святым, в земли Русской просиявшим, глас 3
Д несь лик святых в земли нашей Богу угодивших предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу; Ангели с ним славословят и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют: о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.
Молитва Всем святым, в земли Русской просиявшим
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.