Содержание
- 1 «Неусыпаемая Псалтирь Валаама» – тема июльского номера журнала «Монастырский вестник»
- 2 Подать на поминовение в монастырь через сайт обители
- 3 Лети, письмо! Спеши, молитва!
- 4 Неусыпаемая псалтырь о здравии валаамского монастыря
- 5 Много может усиленная молитва праведного
- 6 Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?
«Неусыпаемая Псалтирь Валаама» – тема июльского номера журнала «Монастырский вестник»
Вышел очередной, июльский №7[43], выпуск журнала «Монастырский вестник» – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.
Выпуск посвящен Валаамскому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю. Эта древняя обитель, основанная почти 1000 лет назад на островах Валаамского архипелага на Ладожском озере, неизменно привлекает внимание не только верующих, многочисленных паломников, но и туристов, ученых, исследователей, художников, кинематографистов. Сюжеты номера приоткрывают завесу внутренней жизни монастыря, при этом акцент сделан на широко известной островной богослужебной музыкальной традиции – валаамском распеве, который проистекает из древнего знаменного пения. Благодаря уникальному распеву верующие могут погрузиться в особую атмосферу, которая не мешает, а помогает сосредоточиться на молитве. О том, как звучит Валаам, – в новом номере журнала «МВ».
Читайте в номере:
ЮБИЛЕЙ «Там живу. Меня увидишь на Валааме»
В 2017 году в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре отмечается 120-летний юбилей со дня обретения иконы Божией Матери «Валаамская». Чтимый список иконы – одна из главных святынь обители – находится в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, освященном в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Подготовлено Архивом Валаамского монастыря
МОНАСТЫРЬ И МИР «Игумен Мефодий – человек с открытым сердцем»
Игумен Мефодий (Петров) – помощник наместника Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия по приему многочисленных гостей и международных делегаций. В его телефонной книге есть телефоны, дни рождения и дни ангелов большого количества людей: от Президента России до всех пенсионеров острова Валаам.
Беседовали послушники Валаамского монастыря Александр Веригин и Артемий Самойлов
ПАМЯТЬ Помнить всех поименно
Поминовения забытых имен подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с IX по ХХ век, расписанных по дням памяти, по особым поминальным дням и по хронологии, восстановлены в Валаамском монастыре на скиту Всех Святых. Этот поминальный список составлен святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским, и с него началось поминовение усопших на Валааме.
ПАМЯТЬ «Любовь к псалмопению породила монастыри»
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях. По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают…
ПОЗИЦИЯ Ярые церковники
В синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, но сохранились документы и собраны факты только по 8 новомученикам…
МИССИЯ Московский Валаам
Угол 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского в Москве. Трехэтажный праздничный «ларец» – так окрестили в прессе это здание: необычная для храма архитектура, богатый декор снаружи, резные двери в два человеческих роста. Перешагнув порог, окунаешься в размеренную и упорядоченную жизнь подворья Валаамского мужского монастыря.
ИНТЕРВЬЮ «Если Вы приняли монашеский постриг, никогда об этом не жалейте»
Об особенностях чинопочитания на Афоне, важности келейного правила и монахах в миру журнал «МВ» беседует с начальником Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря игуменом Петром (Романовым)
ВОСПИТАНИЕ «Сироту пристроить, что храм построить»
Еще в далеком 1994 году игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, тогда еще архимандрит Панкратий, благословил создание церковно-приходской школы при Приозерском подворье под руководством начальника подворья иеромонаха Фотия…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Послушник двухсот игуменов
«Меня часто спрашивают журналисты об институте старчества в наших монастырях, не понимая того, что само монашество – великая Божия тайна. И монастырь не семинария – за пять лет никто не берется подготовить монаха…»
Епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря
ИСКУССТВО «Кто сказал, что ангелы поют во второй октаве?»
Когда Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря завершил свое выступление в Спасо-Преображенском соборе Валаама, слушатели не сдержались: певчим и их регенту монахине Иулиании (Денисовой) устроили овацию. Мы обратились к монахине Иулиании с просьбой рассказать о ее опыте общения с живой традицией, новом поколении христиан и образе современного церковного пения.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ У истоков возрождения валаамского песнопения
В 1991 году Геннадий Рябцев приехал на Валаам. За его плечами осталось большое музы — кальное прошлое: советский андеграунд, группа «Динамик» и сольный проект «Геннадий Рябцев», гитара, флейта, саксофон…
ИСКУССТВО «Едиными усты и единым сердцем»
«Сначала будто ровный гул, основа всего, а уже из него выходят голоса, рождается смысл», – примерно так описывают свое впечатление гости монашеского острова. Основа богослужения – древнее знаменное пение, из которого создан новый Валаамский распев.
Екатерина Рачкова, Наталья Рогожкина
ИСКУССТВО Пение как православная миссия
«Яко с нами Бог» – с этого древнего многоголосного песнопения начинается каждое выступление хора Валаамского монастыря. Певчие выступают с просветительским туром по городам России с января 2016 года. На их счету без малого 300 концертов, впереди еще год турне. Артисты хора убедились: Россия – страна большая, за год не объедешь, только епархий 300, а приглашения идут теперь из каждого города и храма.
Беседовали Игорь Лунёв, Елена Ларина
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Восстановление братского кладбища
На Валааме всегда идут строительно-восстановительные работы: где-то возводится храм, где-то реставрируется часовня. И есть несколько объектов, которые восстанавливаются всем миром, в том числе – памятники на могилах старцев монастыря. На сайте монастыря valaam. ru размещен специальный раздел «Помощь монастырю», где идет сбор пожертвований на памятники старцев. Уже собраны средства на три надгробные плиты, порушенные временем.
ЛИЧНОСТЬ «За Валаам молились три старца: Кирилл (Павлов), Николай Гурьянов и Павел (Груздев)»
23 февраля 2017 года в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин отпевания архимандрита Кирилла (Павлова).Успенский собор не вместил всех пришедших проститься с отцом Кириллом, множество верующих молились на площади перед собором…
Иеромонах Геронтий (Федоренко)
МИР ВЕРЫ Мироточение – знамение или обман?
В Валаамском монастыре после восстановления обители не раз наблюдались мироточение и обновление икон, отмечалось благоухание мощей. Многочисленные случаи чудесного истечения мира от икон не только зафиксированы, но несколько из них были официально освидетельствованы. В церковной же традиции сложилось трезвое, спокойное отношение к чудесам, которые воспринимались и воспринимаются как событие естественного характера – проявление благодати и любви Божией к человеку.
Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых
Подать на поминовение в монастырь через сайт обители
Чтение Неусыпаемой Псалтири в храме Валаамской иконы Божией Матери
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать на поминовение удаленно. На сайте Валаамского монастыря тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет.
Пожертвование
Рекомендуемое пожертвование за 1 имя:
- Молебен, панихида, проскомидия (1 день) — 5 рублей
- Проскомидия, сорокоуст (40 дней) — 300 рублей
- Проскомидия (1 год) — 1000 рублей
- Неусыпаемая Псалтирь (1 год) — 1000 рублей.
Для существования монастыря и его насельников необходимы материальные средства. Поэтому мы просим у Вас добровольное пожертвование на нужды монастыря. В форме автоматически рассчитывается рекомендуемое пожертвование. Его размер Вы можете изменить по своему усмотрению.
В случае, если Вы находитесь в тяжёлом материальном положении, не позволяющем оказать пожертвование обители, напишите нам письмо на адрес и объясните ситуацию. Решение будет приниматься индивидуально.
Записка почтой или электронно?
Обращаем ваше внимание на то, что по-прежнему сохраняется возможность заказать требы почтовым переводом по адресу: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам, Спасо-Преображенский мужской монастырь, Жердеву Владиславу Петровичу. Отправляя записку по почте, надо иметь в виду, что Валаам – это остров, и почтовые поступления приходят не ранее, чем через неделю, а в периоды ненастья – с еще большей задержкой.
Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считанные минуты.
Теперь, благодаря тому что в монастыре разработан специальный модуль по приему пожертвований, требы могут исполняться намного раньше. Каждое имя аккуратно заносится в специальный список. Это особое послушание в обители, к соблюдению которого относятся очень строго и неукоснительно наблюдают, чтобы имена прочитывались в положенное время. Подробнее
Если есть вопросы
Дорогие друзья! Если у вас есть затруднения и вопросы по заполнению записок или правилам их подачи, не смущайтесь, пишите по адресу. Насельник монастыря, ответственный за прием поминовений, даст вам разъяснение в ближайшие дни.
Особый чин – чтение Неусыпаемой Псалтири
Во время непрерывного чтения Псалтири списки с именами поминаются по порядку на каждой кафизме. Отдельные помянники (синодики) ведутся для молитвы о здравии и спасении живущих, отдельные – об упокоении душ усопших православных христиан. Заздравные и заупокойные синодики вычитываются поочередно.
В монастыре молятся о здравии священноначалия, о насельниках и трудниках обители, о благодетелях и их сродниках, жертвователях и обо всех труждающихся в монастыре.
По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают. Днем чтение Псалтири в храме Валаамской иконы Божией Матери. Привратники на Святых вратах монастыря строго следят, чтобы чтецы, чередуясь, вовремя заступали на чтение Неусыпаемой Псалтири, аккуратно подменяя друг друга. Ночью чтение Псалтири передается на Никольский скит, где уже в домовом храме, закрытом для посещения паломников, продолжают чтение монахи, живущие в монастыре более всех. На каждый день и каждую ночь составляется расписание, каждая смена длится один – два часа.
Чтение Неусыпаемой Псалтири любимо среди насельников Валаамской обители. Оно протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиротворяет душу. Псалтирь воспринимается как неотъемлемая часть молитвенной монастырской жизни. Совершение чтения Псалтири означает проявление любви к ближним – и родным, и совсем чужим людям. Особенно трогает, когда упоминаются «тяжкоболящие», «страждущие», «заблудшие», «без вести пропавшие».
Сорокоуст
Особо следует сказать о сорокоусте за здравие и упокой. В молитвенной практике Православной Церкви широко распространен обычай молиться в храме в течение определенного количества времени о болящих, недужных или об уже скончавшихся чадах Церкви.
Почему число сорок? Потому что оно знаменательно и часто встречается в Святом Писании. 40 лет скитался иудейский народ в пустыне. 40 дней постился пророк Моисей. 40 дней после Своего Крещения провел в пустыне Иисус Христос. 40 дней после Своего Воскресения Спаситель преподавал Апостолам тайны Царства Божьего. Как писал святой Симеон Солунский, сорокоуст совершается еще и в воспоминание события Вознесения Господня, которое произошло на сороковой день после Его Воскресения, с тем, чтобы и усопшие, «восстав из гроба, вознеслись в сретение, то есть навстречу». Обычай молиться об усопших 40 дней узаконили в Церкви первые Апостолы. С тех пор Церковь, следуя традиции, возносит в течение 40 дней свои молитвы к Богу и за живых, и за усопших. Вот так и получается, что заказывая сорокоуст для совершения каждодневной церковной молитвы, нам надо помнить, что все люди, поминаемые в ней, в том числе и усопшие, тоже участвуют в Литургии.
Сорокоуст «О здравии» заказывают не только за здоровье близких, о болящих, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой, решение важных житейских и духовных вопросов. Ведь понятие «о здравии» весьма широкое и включает не только физическое, но и духовное состояние человека.
Будучи христианами, не забывайте молиться и за врагов ваших. Ведь если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
Лети, письмо! Спеши, молитва!
Молитва за людей, живых и усопших – важнейшее дело монаха. В Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре испокон века принимали записки с просьбой помянуть родных и близких от богомольцев, преодолевших сложный путь до Валаама по неспокойным водам Ладоги. Сегодня заказать поминовение можно, не совершая путешествия на Северо-Запад России. С помощью сети интернет.
Для всех интересующихся раскрываем путь, который совершает каждая «электронная записка», присланная в Валаамский монастырь.
Лети, письмо! Спеши, молитва!
Всё начинается на сайте valaam.ru , официальном электронном ресурсе Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Здесь важно отметить, что в интернете появились сайты-подделки, предлагающие заказать поминовение на Валааме. Им не стоит доверять.
На сайте монастыря в разделе “Поминовения” надо заполнить форму:
- выбрать вид поминовения (на Проскомидии или за чтением Неусыпаемой Псалтири, на молебне или Панихиде) и срок (1 день, 40 дней или год)
- вписать имена в родительном падеже (КОГО? Сергия, Антония, Алексия, Евгения или Фотинии, Татианы, Наталии, Александры),
- указать электронный адрес, на который будут приходить уведомления о статусе пожертвования и о начале и окончании чтения записки.
- оформить записку
В имена допускается вводить только буквы, без пробелов и знаков препинания. Пометку к имени (младенца, воина, иерея и т.д.) можно выбрать из списка рядом с именем.
Рекомендуемая сумма пожертвования высчитывается автоматически, исходя из введенных параметров. Вы имеете возможность изменить рассчитанную сумму. Подробнее
Каждые сутки в 01:30 компьютерная программа автоматически формирует списки, которые утром распечатывают.
Самая «популярная» неточность при оформлении записки — неправильно выбранный падеж (особенно это касается парных имен): «Иногда возникает интуитивное сомнение: Александра это мужское имя в родительном падеже или женское в именительном? Хорошо, когда в записке несколько имен. Если Иван, Петр и Александра, то понимаешь – женское, а если Ивана, Петра, Александра – то мужское. Иногда пишут имена в дательном или предложном падежах.»
Иногда в тупик ставят имена, не существующие в святцах, типа Роберт, Янис, Бэлла, Эвелина. Здесь приходится уточнять у подавшего записку, являются ли носители имени православными христианами. Бывают случаи, когда при Крещении человеку почему-то оставили неправославное имя, данное при рождении. Тогда это имя должны поминать в храме, потому что носитель его является членом Церкви. В таком случает после имени лучше подписать: (крещ.- то есть крещенный) – это будет понятным всем знаком, что человек крещен в Православии.
Поминовение некрещёных
Если кто-то не является по Крещению православным, то за него можно и нужно (!) молится. Но только келейно. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частиц из просфоры. Эти частицы символически изображают живых и усопших, о которых молятся. Они переносятся на Святой Престол и в завершении Божественной Литургии опускаются в чашу с Кровью Господа Иисуса Христа. Так что поминаемые как бы причащаются Крови Христовой. А к Святому Причастию ни атеисты, ни иноверцы, ни «абстрактно» верящие в «Бога в душе» не допускаются.
Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение.
пишет святитель Афанасий (Сахаров)
«Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва», — говорит святой Кирилл Иерусалимский. «Не напрасно установили апостолы», – говорит святой Златоуст, – «чтобы при совершении страшных Тайн поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы.»
В поданной записке любую ошибку, неточность или спорный момент можно исправить. Лишь бы приславший её верно указал адрес электронной почты для обратной связи. Это особенно важно в случае повторного обращения. К примеру, если подавалась записка с просьбой молитвы о здравии на год, а человек, спустя несколько месяцев, скончался. При повторном обращении требы переделывают на заупокойные. Достаточно найти письмо-извещение от Валаамского монастыря о включении имени в синодики, которое получает каждый после заказа треб. По номеру, указанному в нём, можно найти нужное имя.
Порядок поминовения
Распечатанные записки с именами передают в руки иеродиакона Евдокима, который ведает книгами синодиков (“синодик” – греческое слово, русский эквивалент – “помянник”). Под его руководством братья старательно, вручную, как и века назад, вписывают имена из электронных записок в толстые тетради или папки с большими листами. А отец Евдоким указывает число, до которого будут поминать записанных: не строго сутки в сутки, но суммируя дни с запасом.
Одни синодики отправляются в храм, где раздаются братии для поминовения во время богослужений. Другие – тоже в храм, только не в большой монастырский собор, а в маленькую уютную церковь Валаамской иконы Божией Матери и домовую церковь в Никольском скиту, где читается Неусыпаемая Псалтирь.
Поминовение на Проскомидии особенно впечатляет во время холодных сезонов, когда день короток. В большом пространстве тёмного храма, освещённом несколькими лампадками, вдруг тут и там зажигаются свечи, огонь которых выхватывает из темноты лица, склонившиеся над тетрадями. Священник служит, хор поёт, чтец произносит молитвы и псалмы, а стоящие в храме поминают живых и усопших. И так каждый день.
Чтение Псалтири происходит иначе. В маленьком храме на нескольких аналоях, стоящих рядом, разложены папки со списками имён и книга псалмов. В тишине звучит только один голос: чередной молится, а посторонним беспокоить его не разрешается. Но в момент чтения он не одинок. Уподобляясь псалмопевцу Давиду, он предстоит перед Богом, вознося Господу слова молитвы и испрашивая милости для поминаемых рабов Божиих. Чередной меняется каждый час или два.
Помимо поминовений, указанных на сайте, записки с именами также раздаются священникам, служащим молебны у раки преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, а также у мощей преподобного Антипы Валаамского, у чудотворных икон Божией Матери «Валаамская» и «Всецарица», списка чудотворной иконы из монастыря Ватопед, написанного специально для Валаамской обители.
Из истории: расстояния – не помеха
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для тех, кто смущается подавать записки о поминовении «через компьютер», напомним, что просьба о молитве посредством «современных информационных технологий» – изобретение не нашего века.
Самой яркой иллюстрацией служит факт из жизни Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Люди, не имевшие возможности лично подать записки с просьбами помолиться о родных и близких, посылали «всероссийскому батюшке» письма, а в случае срочной нужды – телеграммы. Посланий было так много, что для них пришлось открыть отдельное почтовое отделение, поскольку в потоке сообщений, адресованных праведнику, стали теряться письма, адресованные кому-то другому. Каждое утро в Андреевский собор приносили полные корзины телеграмм, записок и писем. Прочесть все не было сил даже у отца Иоанна. Поэтому, устав, он клал на бумажные стопки руку и молился, чтобы Господь помиловал, исцелил, укрепил и исполнил благие просьбы писавших.
На «старом» Валааме летом на престольный праздник преподобных Сергия и Германа съезжалось так много паломников, что верхний Преображенский храм, рассчитанный на 4 тысячи человек, не мог вместить молящихся. К слову, после восстановления монастыря в наши дни такого количества людей в Валаамском храме еще не собиралось.
В позапрошлом столетии, чтобы принять от паломников записки «за здравие» и «за упокой», выставляли столы рядами. За ними вставали все братья, знающие грамоту, вооруженные бумагой, перьями и чернильницами, и писали, писали, писали просьбы о поминовении. Записки исчислялись не количеством, а мешками да корзинами.
На день чествования святых основателей Валаамской обители паломники съезжались не только из столицы и ближних мест, но из разных губерний Российской империи. Благо летом в монастырь можно было попасть водным путём. Зачастую, родственники и соседи снабжали паломников деньгами и записками с именами своих близких. Так что многие везли на Валаам длинные списки имён. В молитвах валаамских насельников поминались тысячи и тысячи людей, живущих на территории огромной империи. А также их усопшие родные.
И сегодня те, кто смог приехать на Валаам в качестве паломников, везут записки, переданные родными и друзьями, соседями, коллегами по работе. Так что в лавке монастыря летом, когда каждый день приезжает до полутора-двух тысяч человек, работают по трое и четверо.
В следующей части мы расскажем о том, как молится монах, о чём просят люди и что делать, когда Бог не отвечает.
Неусыпаемая псалтырь о здравии валаамского монастыря
Подать на поминовение в монастырь с помощью современных средств связи
«Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь»
(cвятитель Иоанн Златоуст)
Традиция подачи записок с именами для молитвенного поминовения именно в монастыри сложилась в России очень давно. И это не удивительно, ведь смысл монашества и состоит в достижении вечной жизни посредством молитвы, в том числе и обо всем мире.
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать на поминовение удаленно. На сайте Валаамского монастыря тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет (см.: valaam.ru/rites ).
Рекомендованная сумма пожертвований за одно поминаемое имя:
*сорокоуст — 300 рублей;
*годовое поминовение на проскомидии — 1000 рублей;
*годовое поминовение во время чтения Неусыпаемой Псалтири — 1000 рублей.
В случае оплаты, Вы через 10 минут обязательно получите подтверждение, — «письмо успеха» от системы Яндекс- касса, а после обработки в монастыре — второе письмо от братии обители о начале чтения записок. Если у Вас возникли вопросы, пишите — [email protected]
Дорогие друзья! Если у вас есть затруднения и вопросы по заполнению записок или правилам их подачи — не смущайтесь, пишите по адресу: [email protected]. Насельник монастыря, ответственный за прием поминовений, даст вам разъяснение в ближайшие дни.
Обращаем ваше внимание на то, что по-прежнему сохраняется возможность заказать требы почтовым переводом по адресу: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам, Спасо-Преображенский мужской монастырь, Жердеву Владиславу Петровичу. Отправляя записку по почте, надо иметь в виду, что Валаам – это остров, и почтовые поступления приходят не ранее, чем через неделю, а в периоды ненастья – с еще большей задержкой.
Теперь, благодаря тому что в монастыре на основе лучших образцов был разработан специальный модуль по приему платежей, требы могут исполняться намного раньше. Каждое имя аккуратно заносится в специальный список. Это особое послушание в обители, к соблюдению которого относятся очень строго и неукоснительно наблюдают, чтобы имена прочитывались в положенное время.
Важно отметить, что, хотя записки и принимаются через интернет, само чтение происходит так же, как и много веков назад.
Особый чин – чтение Неусыпаемой Псалтири
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях. На чтение Неусыпаемой Псалтири можно подавать записки как за здравие, так и за упокой. Молитва имеет силу, «которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада». Старец Иероним Санаксарский говорил: — «где читают Неусыпаемую Псалтирь, там как огненный столп до Неба». Именно монахи имеют особое призвание к непрестанной молитве.
Во время непрерывного чтения Псалтири списки с именами поминаются по порядку на каждой кафизме. Отдельные помянники (синодики) ведутся для молитвы о здравии и спасении живущих, отдельные – об упокоении душ усопших православных христиан. Заздравные и заупокойные синодики вычитываются поочередно.
В монастыре молятся о здравии священноначалия, о насельниках и трудниках обители, о благодетелях и их сродниках, жертвователях и обо всех труждающихся в монастыре. По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают. Сегодня чтение Псалтири совершается по благословению игумена монастыря так: в дневные часы Псалтирь читают на Центральной усадьбе монастыря, в храме Валаамской иконы Божией Матери, куда вход паломникам не благословляется. Привратники на Святых вратах монастыря строго следят, чтобы чтецы, чередуясь, вовремя заступали на чтение Неусыпаемой Псалтири, аккуратно подменяя друг друга. Ночью чтение Псалтири передается на Никольский скит, где уже в домовом храме, тоже закрытом для посещения паломников, продолжают чтение монахи, живущие в монастыре более всех. На каждый день и каждую ночь составляется расписание, каждая смена длится один – два часа.
«Любовь к псалмопению породила монастыри»
«Своим настоящим приношением миру я считаю те полтора часа, в течение которых читаю Псалтирь, – писал старец Паисий Святогорец. – На все остальное я смотрю как на развлечение: придут, несчастные, выговорят мне свою боль, ну, дам им какой-никакой совет. Поэтому я не считаю помощь своим собственным приношением: людям помогает молитва. Если бы я мог отдавать молитве все свое время, то помогал бы миру больше. Псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях. Оно делает душу нежной, услаждает ее, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает».
Чтение Неусыпаемой Псалтири любимо среди насельников Валаамской обители. Оно протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиротворяет душу. Псалтирь воспринимается как неотъемлемая часть молитвенной монастырской жизни. Совершение чтения Псалтири означает проявление любви к ближним – и родным, и совсем чужим людям. Особенно трогает, когда упоминаются «тяжкоболящие», «страждущие», «заблудшие», «без вести пропавшие». Много в наше время горя у людей …
Истинную радость и укрепление веры испытывают братья монастыря, когда люди милостью Божией выздоравливают, получают помощь и пишут слова благодарности. «Любовь к псалмопению породила монастыри», – пишет блаженный Августин.
Вселенская родительская.
Сорокоуст
Особо следует сказать о сорокоусте за здравие и упокой. В молитвенной практике Православной Церкви широко распространен обычай молиться в храме в течение определенного количества времени о болящих, недужных или об уже скончавшихся чадах Церкви.
Почему число сорок? Потому что оно знаменательно и часто встречается в Святом Писании. 40 лет скитался иудейский народ в пустыне. 40 дней постился пророк Моисей. 40 дней после Своего Крещения провел в пустыне Иисус Христос. 40 дней после Своего Воскресения Спаситель преподавал Апостолам тайны Царства Божиего. Как писал святой Симеон Солунский, сорокоуст совершается еще и в воспоминание события Вознесения Господня, которое произошло на сороковой день после Его Воскресения, с тем, чтобы и усопшие, «восстав из гроба, вознеслись в сретение, то есть навстречу». Обычай молиться об усопших 40 дней узаконили в Церкви первые Апостолы. С тех пор Церковь, следуя традиции, возносит в течение 40 дней свои молитвы к Богу и за живых, и за усопших. Вот так и получается, что, заказывая сорокоуст для совершения каждодневной церковной молитвы, нам надо помнить, что все люди, поминаемые в ней, в том числе и усопшие, тоже участвуют в Литургии.
Сорокоуст «О здравии» заказывают не только за здоровье близких, о болящих, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой, решение важных житейских и духовных вопросов. Ведь понятие «о здравии» весьма широкое и включает не только физическое, но и духовное состояние человека.
Помогите своим близким силой христианской любви и церковного поминовения!
Будучи христианами, не забывайте молиться и за врагов ваших. Ведь если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
И еще. в случае, если Вы находитесь в тяжелом материальном положении, не позволяющем оказать пожертвование обители — напишите письмо на адрес rites@valaam.ru и объясните ситуацию. Решение будет приниматься индивидуально.
Много может усиленная молитва праведного
«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — предписывает всем святой апостол Иаков (Иак, 5:16). И действительно, много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, со вниманием, от чистого любящего сердца. Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, тем более монастырская. Монахи имеют особую благодать вымаливать мирян, монахи живут только молитвой.
Более десяти лет иеродиакон Евдоким (Кулик) работает с записками, которые Спасо-Преображенский Валаамский монастырь получает по почте из России и стран СНГ.
У нас существует специальная форма ответного письма в виде открытки: «Дорогой (дорогая) о Господе Брат (сестра) ___(здесь мы вписываем имя того, кто нам прислал перевод)___. Мир Вам и спасение от Господа нашего Иисуса Христа! Святые имена Ваших сродников и близких внесены в монастырский синодик для молитвенного поминовения. Братия Валаамской обители за каждым богослужением молятся о всех заповедавших нам недостойным молиться о них».
И здесь я перечисляю кого и куда записал: о здравии или упокоении, на Псалтирь или на проскомидию, на сорок дней или на год. Конкретно расписываю, например: «Иоанн о здравии на Псалтирь на год».
Важно помнить и знать, что на неусыпаемую Псалтирь мы принимаем записки только на один год — такова наша Валаамская монастырская традиция. Принимаем имена и о здравии, и об упокоении. И братия весь год читает неусыпаемую Псалтирь. Для этого игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий определил один из самых красивых скитов – скит во имя святителя Николая Чудотворца. На этом скиту живут долгожители среди Валаамской братии, на своем веку они прожили не мало — с опытом люди. Вот эти иноки и монахи, сменяя друг друга, ежедневно по два часа читают неусыпаемую Псалтирь. Чтение Псалтири самое любимое послушание всех насельников монастыря – это доброе и благостное послушание. И не каждому его доверяют.
Заказывание поминания на неусыпаемую Псалтирь всегда считается великой милостыней за душу. Подчеркиваю, записки на неусыпаемую Псалтирь мы принимаем только на год (записка на год одного имени стоит 1000 рублей).
Старец Иероним Санаксарский говорил: «где читают неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба».
На неусыпаемую Псалтирь подается имя не только об упокоении, но и о здравии. Особенность такой молитвы заключается в том, что человека, о котором молятся, Псалтирная молитва очень сильно ограждает от лукавых демонов и искушений, известно — Псалтирь укрощает страсти.
Можно подать записки и на меньший срок. На проскомидию мы принимаем и на сорок дней (сорокоуст стоит 300 рублей одно имя), есть проскомидия сроком на год (одно имя — стоит 1000 рублей).
Все думают, что Карелия – это очень далеко, а Валаам — так вообще остров за несколькими морями. Не надо бояться! Сегодня в любом почтовом отделении можно спокойно подать записку (сделать перевод с пожертвованием) прямо в Валаамский монастырь.
Наш адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Игумену монастыря Епископу Панкратию (Жердеву).
Важно писать внимательно, без ошибок. Бывает, что пишут «я заказываю сорокоуст на год». Но сорокоуст заказывается только на сорок дней.
И еще — не надо вкладывать деньги в письмо.
В тексте перевода необходимо написать о ком и на какую молитву подается записка:
Псалтирь на 1 год – одно имя – о здравии или об упокоении (одно имя 1000 рублей),
Проскомидию на 1 год – одно имя – о здравии или об упокоении (одно имя 1000 рублей),
Проскомидию на 40 дней – одно имя – о здравии или об упокоении сорокоуст (читается сорок дней — одно имя 300 рублей).
И пусть легкость подачи не смущает верующих, но в качестве аргумента в пользу такого варианта подачи записок можно привести пояснение духовного смысла церковного поминовения, который заключается не столько в преодолении трудностей, связанных с подачей, сколько в необходимости молитвенного соработничества Господу. А вот этого скорость подачи-приема записок не отнимает. Важно отметить, что, хотя записки и принимаются через интернет, само чтение происходит так же, как и много веков назад.
Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?
Псалтирь, пожалуй, одна из самых древних богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии. Она была написана на протяжении нескольких столетий святым пророком и царем Давидом, а также некоторыми другими людьми. Псалтирь являлась основой богослужения Ветхозаветной Церкви и занимает огромное и чрезвычайное место в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви. Ее значение, как для жизни Церкви в общем, так и индивидуальной жизни каждого христианина в частности, невозможно переоценить. Многие стихи псалмов и целые псалмы разобраны на прокимны перед чтением Священного Писания, входят в состав богослужебных песнопений и келейных молитв. Псалмы пронизывают богослужебную и молитвенную жизнь Церкви, как вода является основой всего живого на планете Земля.
Многие сонмы угодников Божиих, как ветхозаветных, так и новозаветных, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири. Вспомним египетских и палестинских монахов-подвижников, которые за день в своих пустынных кельях выпевали всю Псалтирь.
Святитель Василий Великий отмечал, что Псалтирь «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».
Т. е. мы видим, что Псалтирь в духовном отношении имеет, по словам вселенского великого учителя Церкви, две функции: научающую человека Божественному Откровению и помогающую осуществить заповеди Творца в повседневной земной жизни.
Святитель Амвросий Медиоланский говорил об этой книге очень возвышенно: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».
А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством. И это не просто эпитет. Это ее, если хотите, функция. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.
Маркелл-пресвитер скитский из Лавры Келий (Египет) писал: «Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет, и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».
Остановимся с Божьей помощью на вышеупомянутых цитатах. Анализируя их, мы увидим, что применение Псалтири в повседневной жизни христианина многофункционально и спасительно. Почему?
Псалтирь открывает нам тайны Священного Писания, содержащего Божественное Откровение.
Псалтирь помогает нам применять истины и Божественные глаголы Библии в жизни. Так сказать, жить по ним.
Псалтирь является для души своего рода спасительным лекарством, через которое она, врачуясь, приближается к Царствию Небесному.
Псалтирь – одно из главных оружий, которым мы отражаем невидимых врагов: диавола и бесов, боящихся псалмов как огня.
Потому, конечно же, очень важно в своей домашней келейной молитве по мере своих сил и с учетом занятости повседневными делами читать молитвенно Псалтирь.
Что такое неусыпаемая Псалтирь?
Это одна из форм церковной (келейной) исключительно монастырской молитвы, которая с Божьей помощью была выработана историческим опытом Церкви в конце IV – начале V в. по Рождестве Христовом. Осуществляется только в монастырях. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Оно обозначает круглосуточное чтение практически всеми монахами обители по очереди Псалтири.
Основания к этому, конечно, есть в Священном Предании, говорящем нам о том, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, т. е. в непрерывной молитве. Для земного человека, безусловно, это очень тяжело. Максимально приблизиться к небесному идеалу пытались египетские, палестинские, сирийские монахи-подвижники, выпевая за день всю Псалтирь.
Впервые же опыт неусыпаемой Псалтири был применен преподобным Александром в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат в конце IV – начале V в.
Вот как об этом повествуется в Житии преподобного Александра: «Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1:1–2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия. Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение. Если, говорил он, невозможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога. И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.
Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12:2).
После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина».
То есть мы видим, что Бог благословил это великое духовное начинание. Из-за круглосуточного чтения Псалтири монастырь стал называться обителью Неусыпающих. Вскоре преподобный Александр с Божьей помощью основал подобный монастырь и в столице Византийской империи – Константинополе. Несколько позже «неусыпающие» оставили свою духовную традицию в наследство великому Студийскому монастырю, откуда преподобный Феодосий Печерский в XI веке через своих посланников взял устав монашеского общежития. Таким образом, традиция неусыпаемой Псалтири появилась на Руси.
Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм (в переводе с греческого языка «сидеть» или «сидение»; во время чтения псалмов можно сидеть). Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы – за покойных православных христиан.
С практической стороны чтение неуспыпаемой Псалтири выглядит следующим образом. Игумен (настоятель) монастыря с Божьей помощью, исходя из числа братии, устанавливает очередность среди насельников чтения псалмов. Для каждого из них выделено определенное время суток, включая и ночь. Вывешиваются специальные графики, и каждый монах может увидеть, когда ему идти читать. Чтение происходит либо в храме, либо в специально отведенной для этого молитвенной келье, располагающейся, как правило, рядом с храмом. Вместе с Псалтирью там находятся специальные журналы, в одних помещены имена живых православных христиан, в других – почивших. Монах после каждой «Славы» раскрывает журналы и молится о всех людях, заказавших неусыпаемую Псалтирь. Обычно ее заказывают на следующие промежутки времени: сорок дней, полгода, год. Тот же порядок с чтением неусыпаемой Псалтири и в женских монастырях.
Подавать поминания на неусыпаемую Псалтирь можно только о крещенных в Православной Церкви людях. За упокой так же. Кроме того, нельзя за упокой подавать на Псалтирь о самоубийцах.
Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться о всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени. Конечно же, мирские люди, из которых состоит обычный приход в любом населенном пункте, не могут себе этого позволить (заботы о семье, о хлебе насущном и т. д.). Потому организовать в обычном приходе «неусыпающих» практически невозможно. Но в приходах есть очень хорошая практика «двадцаток». Когда из числа наиболее активных в молитвенном плане прихожан выделяют двадцать человек, задачей которых есть прочитывание в день по одной кафизме с обычным делением на «Славы» и поминания по ним. Таким образом, за день в населенном пункте также вычитывается вся Псалтирь, и эта святая молитва становится невидимым щитом, ограждающим жителей от всякого зла.
Я лично сталкивался с ситуацией, когда о человеке, довольно тяжело грешившем и находившимся из-за греха и недуга, вызванного им, на пороге смерти, заказали в монастыре неусыпаемую Псалтирь. В результате он с Божьей помощью исцелился от своего греха и болезни и сейчас ведет нормальную жизнь.
Ведь на неусыпаемой Псалтири непрестанно возносятся молитвы о православных христианах! И неужели Бог их не услышит? Конечно же, услышит и придет на помощь! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). И недаром в исихастских практиках Иисусовой молитвы большое внимание уделяют дыханию и биению сердца. Наш стук в двери Царства Небесного – это наша искренняя сердечная молитва друг о друге и о всем мире. Молясь и подавая записки в неусыпаемой Псалтири, мы призываем благодать Божию, исцеляющую наши души, отгоняющую лукавых духов и созидающую в нас мир и спокойствие.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И двери в Царствие Небесное открываются нашей искренней молитвой…
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.