Содержание
Икона Богородицы « Знамение » Новгородская
Празднование:
История
Икона эта прославилась в XII веке в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими и замыслил с их помощью покорить Великий Новгород и для этого послал сына своего Мстислава. Составилась громадная рать, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72». Еще задолго до Новгорода люди стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Зимой 1170 года громадное ополчение это обложило Новгород, потребовав сдачи. Не раз обе стороны начинали переговоры, но не могли прийти к согласию.
Началось сражение. Ясно было, на чьей стороне правда, и новгородцы с чистым сердцем могли просить Бога о помощи и ждать небесного заступления. Так они и поступили. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе св. Софии — Премудрости Божией о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:
— Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.
Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром собрал он духовенство и городских представителей и рассказал им о таинственном голосе. Тогда у скорбных новгородцев появилась надежда. Архиепископ Иоанн послал протодьякона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель Иоанн во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и со слезами взывал:
— О Премилостивая Владычица Богородица, упование и заступница граду нашему, не предай нас за грехи наши врагам нашим. Но услышь плач наш и пощади людей Твоих.
Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй!».
Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел. И вот одна из них ранила священный лик. Тогда совершилось новое чудо: икона обратилась сама ликом к городу, и из очей ее потекли слезы. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.
Архиепископ Иоанн тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября.
Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь во имя Знамения.
В 1566 году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.
В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и их храмы. Иконы они подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в Знаменскую церковь.
В 1636 г. задумал обокрасть эту церковь серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.
Чудотворная икона «Знамение» Богородицы стоит в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат. Она имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра и Онуфрия Афонских. В 1565 году икона возобновлена митрополитом Макарием. На иконе золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными каменьями.
Икона «Знамение» представляет Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне ее Божественным Младенцем. Изображение это помещалось на печатях епископа Новгородского. Оно весьма древнего происхождения, так как в Риме, в катакомбах св. Агнии, есть изображение IV в. Богоматери с молитвенно распростертыми руками и с Предвечным Младенцем на коленях. В Греции таким изображением означалось обыкновенно Рождество Христово, и только у нас, в России, иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. На некоторых городских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.
Икона Божией Матери «Умиление»
В христианстве среди православных чтятся несколько основных типов святынь, изображающие облик Пресвятой Девы и одна из таких святынь икона Божьей Матери «Умиление». Она относится к основному русскому типу иконописи, так называемому Елеуса, где Сын Божий сидит на руках у Матери и припадает к Ней щекой. Поэтому на иконе «Умиления» Богородица, как правило, представляется в данном типе, запечатленная по пояс, с Младенцем, на которого она глядит нежно, с умилением.
История иконы
Известно, что Псково-Печерская икона «Умиление» или как ее к тому же называют Владимирская (одноименное название), представлена как список знаменитой чудотворной иконы «Владимирская», что была доставлена из Киева князем Андреем Боголюбским в далекие годы XII века. В Москву, а именно в Успенский собор, святыня прибыла уже после середины 1395 года. В дальнейшем икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская чудом пережила блокаду города Пскова великим князем литовским Стефаном Баторием в 1581 году, а после и в 1812 году сыграла немалое значение в сражении с Наполеоном Бонапартом. Согласно истории, Богородица не раз спасалась от уничтожения, а люди благодаря ей излечивались от тяжелых болезней. Так был случай, когда после длительных молитв иконе «Умиление», невидящая вдова вновь увидела мир вокруг, и такие чудеса были не редкостью.
Локотская икона «Умиление» (Серафимо-Дивеевская)
В противовес Владимирской святыне, Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери обладает рядом отличительных черт, что выделяют ее среди остальных, поскольку она не принадлежит к типу «Елеуса». К числу ее отличий относится то, что на иконе «Умиление» Локотской Богоматерь изображается одна. Руки Богородицы скрещены в районе груди, а лик Святой выражает сильные и светлые чувства. На иконе «Умиления» Серафимо-Дивеевской Пресвятая Дева Мария запечатлена в период самого счастливого момента, когда архангел Гавриил повествует о предстоящем рождении Спасителя. Ее взгляд наполнен добротой, здравомыслием, спокойствием и любовью в трепетном ожидании своего чада.
Изначально икона Божией Матери «Умиление» была исполнена на холсте, прикрепленном к кипарисовой доске. Уже после Всероссийский император Николай II даровал святыне драгоценный оклад. В 1991 году образ Святой был представлен Патриарху Алексею II в московскую патриаршею церковь, откуда ее из года в год перемещают в Богоявленский собор, где проходит ее почитание. Со временем с оригинального образа начали возникать копии, однако и они славятся своими не меньшими способностями, чем подлинник.
Новгородская и Смоленская иконы
Уже около 700 лет жители городка на северо-западе России чтят икону «Умиление» Новгородскую. Святыня знаменита своей чудотворной силой, которую испытали молившиеся пред ней. Она оберегала народ от разорения, пожаров и войн, даровала нуждающимся физическое и душевное исцеление.
Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская в свою очередь также прославилась защитой местных жителей: во время нападения польских войск на горожан в начале XVII века. Богородица на ней изображена вместе с Сыном и данный образ приобрел популярность еще с 1103 года.
Значение иконы «Умиление»
Как известно, образы Божией Матери – один из основных в христианстве, поэтому икона Пресвятой Богородицы «Умиление» имеет большое значение для православных. Лик Девы отличается проникновенностью и чувствительности в отношении тех, кто молит Ее об обереге.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» поддерживает молящихся в часы тяжелых испытаний и угнетающих будней, что подавляют душевное состояние.
У святыни просят об способствовании в решении конфликтов и примирении враждующих сторон, о сбережении семьи и родины. Кроме того, женщины и девушки нередко обращаются к иконе Богородицы «Умиление» с прошением о семейном благополучии и удачном замужестве, рождении здорового ребенка.
В чем помогает икона «Умиление»
Как уже упоминалось ранее, святыня Богородицы очень важна для верующих. Так лик Девы Марии помогает при затруднительных жизненных обстоятельствах, болезнях, придавая сил молящимся. Особенно чудотворная икона «Умиления» покровительствует слабому полу, благоприятствуя сохранению чистоты и целомудренности, а также поддерживает в значимые моменты в жизни каждой представительницы женской половины: брак, семья, зачатие, рождение ребенка.
Рекомендуем прочитать:
Молитва перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская
Если правильно молиться перед иконой «Умиление», то помощь непременно придет. В первую очередь необходимо отдавать словам силу, дабы те вернулись в двойном размере. У святыни просят об избавлении от страданий и душевных болей, об облегчении родов, о гармонии, но даже несмотря на различность этих прошений они нуждаются в одном – искренности, чистоте желаемого. Поэтому набравшись сердечности для получения поддержки Пресвятой Девы, нужно произнести следующую молитву:
Тропарь, глас 4
К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.
Перевод: К Богородице с сердечным сокрушением обратимся все, обремененные грехами, целуя Ее чудотворную икону Умиление и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».
Кондак, глас 3
Ю́же подража́я непло́дную смоко́вницу,/ аз, окая́нный, умиле́ния плода́ отню́д не приношу́ и посече́ния страшу́ся,/ но, взира́я к чудотво́рней ико́не Твое́й Умиле́ния, Влады́чице,/ стеню́ от се́рдца и вопию́:/ умили́ся, Благосе́рдая,/ и мне, окамене́нному се́рдцем,// благоволи́ пода́ти душе́вное и серде́чное умиле́ние.
Перевод: Подражая неплодной смоковнице (Лк.13:6-9), я, окаянный, совсем не приношу плода смирения и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение».
Молитва первая
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во! Приими́ недосто́йныя моли́твы на́ша, сохрани́ нас от наве́тов злых челове́к и от напра́сныя сме́рти, пода́ждь нам пре́жде конца́ покая́ние, на моле́ния на́ша умилосе́рдися и ра́дость в печа́ли ме́сто да́руй. И изба́ви нас, о Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, от вся́кия беды́, напа́сти, ско́рби, боле́зни и вся́каго зла, и сподо́би нас, гре́шных рабо́в Твои́х, одесну́ю ста́ти во второ́м прише́ствии Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, и насле́дники нас бы́ти сподо́би Ца́рствия Небе́снаго и жи́зни ве́чныя со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Молитва вторая
Приими́, всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ней прикла́дныя, от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х: от всех родо́в избра́нная, всех тва́рей небе́сных и земны́х вы́сшая я́вльшаяся, поне́же бо Тебе́ ра́ди бысть Госпо́дь Сил с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом и сподо́бихомся свята́го Те́ла Его́ и пречи́стыя Кро́ве Его́; те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися нам от вся́каго сове́та лука́ваго и вся́каго обстоя́ния и сохрани́тися нам неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго; но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных нас соблюди́, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
Икона Божией Матери «Знамение»
Появление на Руси иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.
История иконы
Вот какова история иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда превосходящие силы врагов осадили город, новгородцы, уповая лишь на милость Божью, денно и нощно молились о спасении. На третью ночь архиепископу было с небес повеление вынести на крепостную стену образ Богоматери, находившийся в церкви Спаса Преображения. Икону понесли крестным ходом, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из Ее глаз заструились слезы, а на врагов напал такой ужас и смятение, что они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы, воодушевленные знамением, явленным Пресвятой Богородицей, бросились в атаку и одержали победу.
В честь этого чудесного избавления архиепископом Новгородским сразу же был установлено празднование в честь Знамения Царицы Небесной, а сама икона получила название икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1356 году икону перенесли в специально выстроенный для нее в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы.
И поныне православные отмечают церковный праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».
История чудесного знамения стала также популярным сюжетом в иконописи.
Еще одно чудо явила икона «Знамение» в Великом Новгороде в 1611 году, когда вошедшие в город шведские войска попытались захватить Знаменский собор, где шло богослужение: раз за разом их отбрасывала невидимая сила, и в конце концов они покинули город.
Значение иконы Божией Матери «Знамение»
Прежде чем говорить о значении иконы Богородицы «Знамение», следует разобраться, что означает само это слово. Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего.
Явила такое знамение икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Ее стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слез из иконы.
Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей ее легкой добычей для монгольского завоевания, причем все князья были православными и молились одному и тому же Богу.
Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.
Описание иконы
Рассматривая, как выглядит икона «Знамение», нельзя не вспомнить самые древние иконописные образа Богоматери, получившие название Оранта, то есть Молящаяся. На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.
В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы
Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были ее списки.
Молитва перед ней помогает в избавлении от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также в примирении враждующих. По молитве происходит исцеление недугов, особенно связанных с поражением глаз и слепотой.
Помогает она и в защите от воровства, козней злоумышленников и завистников. Молятся ей также о сохранении мира в семье.
Молитва перед иконой
Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская
(27 ноября / 10 декабря)
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани…
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Знамение» Новгородская
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь святую, град Твой, обитель Твою, страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его; да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Кондак, глас тойже
Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем. с верою притекающим.
Икона Божией Матери «Знамение»
Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего [3] . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».
Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» [4] . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.
Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря [10] , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» [11] .
Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» [16] . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.
С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» [19] .
Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.
По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова [20] .
В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» [24] . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).
В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.
10 декабря 2007 г.
[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.
Видео (кликните для воспроизведения). |
[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.
[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.
[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.
[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.
[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.
[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php? >
[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.
[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.
[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).
[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».
[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).
[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).
[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.
[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.
[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.
[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.
[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).
[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).
[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php? >
[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.
[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.
Новгородская икона Божией Матери — описание, история и молитва
Согласно древней летописи, новгородская икона Божией Матери «Знамение», хранящаяся ныне в Софийском соборе, впервые была прославлена в XII веке, и случилось это во дни тяжкого испытания, обрушившегося на город. С тех пор этот образ является символом покровительства небесных сил.
Братоубийственный поход
В историю отечества XII век вошел как период жестокого противоборства между удельными князьями, проливавшими реки крови в своем стремлении к власти. Одним из его мрачных эпизодов стала попытка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского подчинить себе Великий Новгород. Не надеясь лишь на свои силы, он заключил союз с другими князьями: рязанским, муромским и смоленским, а во главе объединенного войска поставил собственного сына Мстислава. Зимой 1170 года эта огромная рать двинулась к берегам Волхова, оставляя позади себя бесчисленные трупы и пепелища деревень. В конце февраля воины Мстислава подступили к Новгороду и начали готовиться к штурму.
Воля Пресвятой Богородицы
Видя, что осаждавших великое множество, а их собственных сил явно не хватает, жители города, уповая лишь на небесное заступничество, непрестанно молились, взывая ко Господу и Его Пречистой матери. Многие новгородские иконы к тому времени уже прославились явленными через них чудесами, и это вселяло надежду в осажденных.
И случилось так, что в одну из ночей архиепископ Новгородский Иоанн (прославленный позже в лике святых), стоя на молитве, услышал голос Пресвятой Богородицы, повелевшей ему ради спасения города идти в церковь Спаса, что на Ильинской улице, и, забрав оттуда Ее образ, вознести его на городскую стену.
Чудеса, явленные иконой
Нимало не мешкая, почтенный архипастырь направил в указанную церковь своих слуг, но те, возвратившись, сообщили, что не только не смогли принести спасительный образ, но даже сдвинуть его с места им не удалось. Тогда святитель Иоанн собрал народ и во главе крестного хода лично отправился на Ильинскую улицу. Легенда гласит, что лишь после всеобщей коленопреклоненной молитвы новгородскую икону «Знамение» (именно она оказалась тем чудотворным образом, на который указала Богородица) удалось принять на руки и, торжественно пронеся по улицам осажденного города, вознести на стену.
Не ведая, что творят, воины Мстислава осыпали дивный образ тучей стрел, одна из которых вонзилась в изображение Богородицы. И тогда присутствующие сподобились узреть чудо: Царица Небесная обернула Свой пречистый лик к городу, и из ее очей потекли кровавые слезы. В этот момент ужас охватил осаждавших. Лишенные рассудка, они выхватили мечи и стали беспорядочно рубить друг друга. Многие из них полегли тогда под стенами города, а уцелевшие в панике бежали.
Прославление чудотворного образа
В тот день новгородская икона Божьей Матери «Знамение» оградила новгородцев от неминуемой беды и тем всенародно прославилась. Вскоре была учреждена дата ее ежегодного чествования. Ею стало 25 февраля ─ день счастливого избавления Новгорода от врагов. Почти два века простоял чудотворный образ «Знамение» на Ильинской улице в церкви Спаса, основанной еще в XI веке архиепископом Никитой Новгородским. Икону, выносили только во дни торжеств, а затем возвращали на место. Но со временем новгородцы выстроили для своей спасительницы новую каменную церковь, а прежнюю снесли из-за ветхости. Сегодня на ее месте можно увидеть каменный храм, основанный в 1374 году.
Небесная покровительница Новгорода
История новгородской иконы «Знамение» хранит в себе память о многих явленных через нее чудесах. Так, в 1566 году она спасла город от охватившего его небывалого пожара. В те времена огненные бедствия часто случались на Руси, но на этот раз огонь разбушевался столь неистово, что грозил уничтожить все городские постройки. Лишь благодаря крестному ходу, во главе которого шел митрополит Макарий, неся в руках чудотворный образ, удалось остановить стихию.
Другим ярким эпизодом истории является чудо, явленное через икону в 1611 году, во дни, когда Новгород был захвачен шведами. Желая ограбить церковь «Знамение» ─ ту самую, что была специально построена для чудотворного образа, ─ захватчики попытались вломиться в нее во время богослужения, но на глазах у всех присутствовавших были выброшены наружу неведомой силой. Их повторная попытка завершилась тем же. Вскоре после этого шведы покинули город, полные страха перед его небесной покровительницей. Таких примеров можно привести много.
Судьба иконы в XX веке
В 1934 году собор, где находилась новгородская икона «Знамение», был закрыт, и ее передали в краеведческий музей, в котором она оставалась вплоть до перестроечных времен. Лишь в период Великой Отечественной войны, спасая ценную реликвию от фашистов, новгородцы эвакуировали ее вглубь страны. В 1991 году, когда политика правительства по отношению к Церкви претерпела коренные изменения, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» был возвращен Новгородской епархии и с тех пор находится в Софийском кафедральном соборе.
Иконография образа
По своим художественным особенностям образ Божьей Матери «Знамение» относится к иконам новгородской школы. На доске размером 59 х 52,7 см представлено поясное изображение Богородицы, поднявшей руки в молитвенном жесте. У нее на груди, на фоне овальной сферы, помещен Предвечный Младенец Иисус, правой рукой благословляющий зрителей, а в левой держащий свиток ─ символ учения и мудрости. Кроме этих двух центральных фигур, в композицию иконы включены также размещенные по краям изображения святого Иакова Перского, великомученика Георгия и двух отшельников ─ преподобных Петра Афонского и Макария Египетского.
Данный иконографический тип, носящий название «Оранта», принадлежит к числу наиболее древних образов Богородицы и, как полагают исследователи, восходит к изображению, находившемуся когда-то во Влахернском храме Константинополя. Он получил распространение не только в православном мире, но в церквях западного направления христианства. Ярким тому примером может служить изображение Пречистой Девы Марии с молитвенно распростертыми руками и благословляющим Младенцем, помещенное в римской усыпальницы святой Агнии.
На православной Руси образы Богородицы данного иконографического типа появились одними из первых. Наиболее ранние из них, относящиеся к рубежу XI и XII вв., уже носили название «Знамение», хотя и не во всем соответствовали иконе, хранящейся в Софийском соборе Новгорода. Главное отличие состояло в том, что Божья Матерь на них была изображена в полный рост, опирающаяся стопами на коврик-орлец, являющийся характерным элементом православного архиерейского богослужения. Что же касается молитвенно воздетых рук и расположения Предвечного Младенца, то они были такими же, как и на рассматриваемой нами иконе. Выше приводится молитва, возносимая перед этим всечестным образом.
Особенности образа, хранящегося в Софийском соборе
Новгородская икона Божьей Матери «Знамение» является двусторонней. На ее обороте помещено изображение святых Иоакима и Анны ─ земных родителей Девы Марии, стоящих в молитвенных позах перед Иисусом Христом. Еще одной характерной особенностью иконы является наличие древка, служащего для ее изнесения из храма во дни крестных ходов.
Согласно данным, которыми располагают искусствоведы, в XVI веке лицевая сторона иконы подновлялась. Есть основания полагать, что эта работа была выполнена лично архиепископом Макарием, занявшим впоследствии кафедру митрополита Московского. Детальное изучение живописного слоя показало, что оригинальными остались лишь отдельные фрагменты облачения Богородицы, а также часть медальона, в который помещена фигура Младенца Иисуса. Оборотная же сторона, не тронутая кистью архиерея, дошла до нас в своем первозданном виде.
Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы
Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!
Икона Божией Матери «Знамение»
Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
История иконы Божией Матери «Знамение»
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.
Иконография
Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.
Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Чтимые чудотворные списки с иконы
«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря
«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).
«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.
«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.
Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Знамение»: молитвы и чудеса. Читайте также:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.