Содержание
- 1 Стихотворные молитвы М. Ю. Лермонтова
- 2 Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
- 3 О стихотворении молитва
- 4 « Во дни печальные Великого Поста . » (Ефрем Сирин и Александр Пушкин)
- 5 Анализ стихотворения Молитва «я матерь божия»
- 6 Молитва — Михаил Лермонтов
- 7 Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
- 8 К Божией Матери
- 9 Михаил Лермонтов «Молитва»
- 10 Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану
Стихотворные молитвы М. Ю. Лермонтова
Есть в творческом наследии М.Ю.Лермонтова три стихотворения с одинаковым названием – «Молитва». Обычно молитвой называют проникновенное обращение человека к Богу. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в храме и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова, которые не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе известны примеры того, как молитва становится особым жанром поэзии, сохраняющим основные черты молитвы православной. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов). По свидетельству современников Михаил Юрьевич Лермонтов не относился к их числу. И все же написал он стихи-молитвы, посвятив их разным людям.
Первое из них и наименее известное написано в 1829 году, когда Лермонтову было всего 15 лет. И, пожалуй, стоит отметить, что при жизни поэта оно не было напечатано.
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к всесильному Богу с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне просьб оказывается любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Именно творчество заставляет забывать его о Боге. Поэт отождествляется с вулканом, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из его жерла, возможно, даже помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах.
Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой.
Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может при желании отобрать.
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
По всей видимости, посвящено это стихотворение В.А.Лопухиной (1815—1851). Введено оно в текст письма к М.А.Лопухиной (от 15 февраля 1838 года) под названием «Молитва Странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл – но это вовсе ничего не доказывает».
«Будучи студентом, — пишет А. П. Шан-Гирей, — он был страстно влюблен. в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей. »
Стихотворение строится как монолог лирического героя. Звучит мольба его о счастье любимой женщины. Несомненно – это шедевр любовной лирики Лермонтова. Стихи пронизаны благоговейным чувством нежности, света и чистоты.
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
По свидетельству А.О.Смирновой, написано оно для княгини Марии Александровны Щербатовой (урожденной Штерич) которой Лермонтов был увлечен в 1839-1841 годах: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Щербатова Мария Алексеевна (ок. 1820 — 1879гг.), княгиня; в первом браке была за князем М. А. Щербатовым, во втором за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-1840 годы. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию. Соперничество в ухаживании Лермонтова и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними. Стихотворение отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой.
Даже немного странно, что это творения Лермонтова: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Свойственна им мягкая лирическая интонация. И щемящие душу строки о сокровенном – молитвенном порыве, когда в минуты слабости или неверия в свои силы обращается он к Творцу.
Вместе с тем не покидает мысль – как рано он ушел из жизни, сколько мог еще написать прекрасных творений. Для меня он так и остался ребенком: очень талантливым, капризным и. одиноким. И все потому, что мои дети теперь старше поэта.
***
А.И.Клюндер. Портрет М.Ю.Лермонтова. 1838.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Тема и идея стихотворения
Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»
Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:
«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Художественные средства
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.
О стихотворении молитва
СТИХИ О МОЛИТВЕ
-
Золотые лучики — сайт творчества детям, родителям, педагогам Виленско-Литовской епархии >Архив новостей >ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ «АртЕкклесия» >Галерея творчества >Православная поэзия > СТИХИ О МОЛИТВЕ
СТИХИ О МОЛИТВЕ
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнётся счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?
Звезды яркие в небе сияют,
Поздний вечер. И мамочка спит.
Я молитву тихонько читаю,
У иконы лампадка горит,
Богородицы образ целуя,
Прошепчу своей маме любя:
Спи, моя дорогая мамуля,
Я сегодня молюсь за тебя.
ПЕРВАЯ МОЛИТВА
Что за праздник здесь случился?
В будни — праздничный пирог!
Я — молиться научился:
В этом мне Сам Бог помог!
Я сегодня первый раз
За сестренкой милой
Повторил, молясь за нас:
Солнце брызнуло по окнам!
К маме бросилась сестра.
Мама испекла пирог нам,
И его нам есть пора.
Но теперь перед обедом
Я за стол не тороплюсь.
За сестрой и мамой следом.
Словно взрослый — помолюсь! ((Монах Варнава)
МОЛИТВА В ПОДАРОК
Этот стих одна старушка
Прошептала мне на ушко.
Ей его дала монашка,
И учить его не тяжко:
Я его запомнил сразу —
То есть с первого же разу,
Так его слова просты…
А с какого раза ты? (Монах Варнава)
ДРУЖНАЯ МОЛИТВА
В дверь звонок:
— Вам телеграмма!
Грустен папа, плачет мама.
Брат вздыхает:
— Плохо дело —
Баба Маша заболела…
Я скорей встаю с кровати:
— Так помолимся давайте!
— Верно!
Зажигаем свечи,
И до ночи целый вечер
Богу молимся мы дружно —
Это бабе Маше нужно!
Вновь звонок раздался вскоре
И сменила радость горе!
Телеграмму смотрим вместе,
Радуемся доброй вести.
Исцелилась баба Маша
По молитве дружной нашей!
Папа рад, И мама рада.
Шепчет брат:
— Всегда так надо:
Если болен кто из нас,
То молиться сей же час! (Монах Варнава)
Маленькая девочка к церкви подошла,
Перекрестилась рученькой, к алтарю прошла.
Стоит и просит Боженьку матери помочь:
«Болят у мамки ноженьки, не спит какую ночь…»
А у самой слезиночки сбегают по щеке,
Как чистые росиночки, и свеченька в руке.
Зажгла ее, поставила за здравие святым,
Не говорит молитвою, а словушком простым.
С престола крест с распятием ручонками взяла,
И Боженькою миленьким Иисуса назвала.
«Прошу тебя, мой миленький, мне мамку полечи!
Не откажи, родименький! Не помогли врачи. »
Священник встал в стороночку, слезу рукой смахнул:
«Помочь бы чем ребеночку?» И тяжело вздохнул.
Ушла из церкви девочка, неделю не была,
Малая, словно белочка, а Богу знать дала..
И вдруг ее на паперти священник увидал,
Стояла вместе с матерью, Господь здоровье дал!
А маленькая девочка вбежала на престол
И положила розочку на дивный Божий стол:
«Спасибо, милый Боженька, что мамочке помог!
Болеть не стали ноженьки, ТЫ – НАСТОЯЩИЙ БОГ!»
Детская молитва
Ночь опустилась тихо на крылечко,
В окно глядит далекий диск луны.
Уснул, свернувшись, рыжий кот колечком.
Игрушки в ряд притихли у стены.
Ручонками обнял, поцеловал,
Сказал, что любит маму очень-очень.
Я вышла, он как будто засыпал.
У мамы есть всегда заботы впрок.
Вдруг, обернувшись, вижу на диване
Воробышком притих, сидит сынок.
Всем детям спать давно пора,- ворчу.
А он сказал, поджав босые ножки-
Я помолиться Господу хочу.
Слезами, проступая на глазах.
Ну что ж, сынок, я помолюсь с тобою,-
Сказала, кроху ласково обняв.
Я слушала, как молится мой сын.
И хоть слова нестройно так звучали,
Он Бога с детской простотой просил.
Мне сны, Господь, хорошие пошли,
Пусть страшные не снятся этой ночью,
Пусть рыбки снятся, зайчики, слоны…
Я смысл их не сумела уловить.
Но точно знаю, Кто слова те слышал,
И Кто их смог понять и оценить.
Так дорога Небесному Отцу.
Она, как чистый ручеёк журчала,
Неся отраду сердцу моему.
Свою бесхитростную детскую нужду.
Он маленьким сердечком просто верил,
Не задавая лишних «почему».
«Аминь»- ему я, вторя, прошептала.
Спокойно он потопал спать в кровать.
А я ещё немало размышляла,
Как безгранична Божья благодать.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
МАМИНА МОЛИТВА
Кротко озаряла комнату лампада;
Мать над колыбелью, наклонясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая,
Над окном деревья темные качая.
Дождь шумел, раскаты слышалися грома;
И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку сына нежно мать глядела,
Колыбель качая, тихо песню пела:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Ах, уймись ты, буря; не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребенка!
Пронеситесь, тучи черные сторонкой».
Спи, дитя, спокойно… Вот гроза стихает,
Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься и откроешь глазки,
Снова встретишь солнце, и любовь, и ласку.
« Во дни печальные Великого Поста . » (Ефрем Сирин и Александр Пушкин)
Среди множества проникновенных великопостных молитв и песнопений особенно выделяется одна, суммирующая в себе главные вехи на путях духовного восхождения. Она принадлежит восточному отцу Церкви св. Ефрему Сирину (ок. 306–373 гг.), заслужившего у современников почетное прозвище «сирийского пророка». Написанная в оригинале (на сирийском языке) стихами, эта молитва, известная как «Молитва преподобного Ефрема Сирина», звучит в наших храмах в ритмизированном славянском прозаическом переводе. Творится она с высокой великопостной торжественностью.
В определенные моменты богослужения священник выходит из алтаря и, стоя на амвоне, лицом к Царским вратам, громко произносит три её прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Поднявшись, он совершает двенадцать поясных (малых) поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их, выпрямившись, громко произносит молитву св. Ефрема полностью, все три прошения одно за другим, без перерыва, и творит ещё один земной поклон, после чего молча уходит в алтарь. Вслед за священником, подражая ему, поклоны совершают и все молящиеся в храме.
Чтение молитвы Ефрема Сирина начинается, согласно Уставу, со среды Сырной седмицы (масленицы) и заканчивается в Страстную Среду. Исключительная важность молитвы зафиксирована её богослужебным статусом: не являясь особой иерейской молитвой (как молитвы евхаристические или светильничные), молитва Ефрема Сирина не может совершаться ни чтецом (анагностом), ни даже дьяконом (которому дозволяется богослужебное чтение Евангелия!), но лишь священником. «Устав подвергает великой ответственности пред Богом и судом Церкви как священника, если он без должного внимания читает молитву и небрежно совершает поклоны, так и всех православных, если они совершают поклоны с бестолковой торопливостью, не вслушиваясь в слова молитвы и не подражая священнику» [1] . Прочтем её вместе.
«Господи и Владыко живота (жития) моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» [2]
В 1836 году один петербургский прихожанин дал переложение этой глубокой и проникновенной молитвы в александрийских стихах, отличающихся большой смысловой точностью (для наглядности, выделены в его известном стихотворении курсивом).
«Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.»
Вы уже догадались, что «таинственный прихожанин», внимающий словам великой молитвы, – Александр Сергеевич Пушкин. Нам представляется в высшей степени примечательным, что эти только что прозвучавшие строки были написаны им летом, 22 июля 1836 года, спустя почти четыре месяца по окончании Великого поста (Пасха в тот год приходилась на 29 марта). Это значит, что давно отзвучавшая в храмах молитва звучала в его сердце непрестанно.
Стихотворение «Отцы пустынники. » входит в незавершенный «Каменноостровский цикл», свидетельствующий о духовном самоуглублении поэта, видимо, предчувствовавшего, что скоро ему суждено предстать пред Судиёй всяческих. Отсюда и великопостные – покаянные и прощальные – мотивы. И действительно, услышать на земле молитву Ефрема Сирина в Великом посту следующего года, «рабу Божию Александру» уже не довелось. Пасха 1837 года была поздняя, 18 апреля (по юлианскому календарю), и Пост начинался 1 марта, а среда Сырной седмицы, когда впервые звучит в православных церквах эта молитва, приходилась на 24 февраля. Роковой выстрел у Черной речки гулко громыхнул в морозном воздухе четырьмя неделями ранее.
По знаменательному совпадению, А. С. Пушкин умер на другой день после памяти святого Ефрема Сирина, совершаемой Православной Церковью 28 января по Юлианскому календарю. В XX и XXI столетиях оба этих события – при переводе их на новый календарный стиль – совпадают и воспоминаются нами одновременно – 10 февраля.
Вспомним сегодня об этих двух поэтах. В чем-то они диаметрально противоположны, но то, что их навсегда соединило, – вряд ли можно назвать случайностью.
[1] Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Часть I. М., 1993, с. 555.
[2] Подробнее об этой молитве см.: Ушаков Н. Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина и черты его жизни. М., 1905; а также: Денисов Л. Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. С приложением его предсмертного завещания, покаянной молитвы и увещаний к покаянию, извлеченных из «Гимнов о покаянии». М., 1897.
Анализ стихотворения Молитва «я матерь божия»
1 ответ
Стихотворение М. Ю.Лермонтова «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою) написано в 1837 году.
Лирический герой стихотворения обращается к Божьей Матери с молитвой о любимой женщине и ее счастье.
В стихотворении три образа: лирический герой, Богоматерь и та, о ком молится герой. Причем себя герой отставляет на второй план, а на первый выходит возлюбленная.
Она нравственно чиста и беззащитна перед холодным, враждебным миром.
Герой одинок и грустен, но он умеет жертвовать своими чувствами, глушить их ради того, чтобы позаботиться о родном человеке.
Стихотворение наполнено эпитетами. О себе герой говорит «душа пустынная», «странник безродный», а возлюбленную называет нежно, ласково, с любовью: «дева невинная», «душа достойная». Для нее он прости «лучшего ангела», «молодость светлую», «старость спокойную».
Эпитеты придают речи героя напевность, красоту и оставляют чувство легкой грусти.
Молитва — Михаил Лермонтов
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
В минуту жизни трудную. На слова М.Ю. Лермонтова.
Впервые опубликовано в 1839 г. в «Отечественных записках» (т. 6, № 11, отд. III, с. 272). Также в сборнике « Стихотворения М. Лермонтова». — СПб.: Типография Ильи Глазунова и комп., 1840. — С. 71—72. В сборнике 1840 г. «Стихотворения М. Лермонтова» датировано 1839 г. Автограф не сохранился.
Стихотворение обычно связывают с именем М. А. Щербатовой, ссылаясь на автобиографию А. О. Смирновой-Россет, где она цитирует «Молитву» и вспоминает: «Машенька велела молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти строки».
Замысел «Молитвы», возможно, внушён и тем, что осенью 1839 г. В. Ф. Одоевский, которого связывали с Лермонтовым тёплые приязненные отношения, передал ему Евангелие и книгу Паисия Величковского «Добротолюбие». Об этом свидетельствует записка Одоевского к поэту, датируемая после 5 авг. 1839 г. В записке Одоевский просил поэта читать Евангелие. По поводу книги П. Величковского Одоевский писал: «О другом ‹издании› напиши, что почувствуешь прочитавши». Вскоре в № 11 «Отечественных записках» появилась «Молитва» (ценз. разреш. 14 нояб. 1839 г.).
Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.
История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
Тема – сила молитвы в жизни человека.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Жанр – лирический монолог, философская направленность.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.
Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.
Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.
История создания
Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.
По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.
Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
Композиция
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.
Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.
Средства выразительности
Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
К Божией Матери
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастьем счастья достойную,
Дай ей спутников полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела – душу прекрасную.
Прослушать: читает актёр театра и кино Евгений Пименов
Михаил Лермонтов «Молитва»
М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — знаменитый русский поэт, но писал он и прозу, был замечательным драматургом, художником, человеком, обладающим многими талантами. К сожалению, он рано закончил свой земной путь. В творчестве поэта есть не только гражданские, философские и личные мотивы, но и религиозные, духовная жизнь народа всегда волновала Лермонтова. Его произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе, а стихи стали основой для прекрасных народных песен и романсов. Молодой поэт оказал большой влияние на всю творческую среду своего времени и оставил великое наследие.
Михаил Лермонтов «Молитва»
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
История создания
О стихотворении Михаила Лермонтова «Молитва» лучше всех сказала его бабушка Е. А. Арсеньева «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу… Стихи, которые он мне вчера принес». Молодого поэта часто обвиняли в легкомысленности, как это бывает в юности. Но М. Ю. Лермонтов, словно зная, что рано уйдет из жизни, вел с самых молодых лет напряженный духовный поиск и одним из отражений этого поиска стало произведение «Молитва». Он написал его в 1839 году, это был последний период его творчества, о чем тогда никто не знал. Поводом для написания стихотворения послужила беседа с М. А. Щербатовой, в которую, по слухам, поэт был влюблен. Именно она посоветовала в минуты грусти — молиться.
Создатель «Демона», утверждающий прежде о своем атеизме, Лермонтов в этом стихотворении обращается к Богу. Легко ли были Лермонтову переступить через себя? Возможно, нет. Но обращение это трогательное и искреннее. Композитор М. Глинка написал романс на текст «Молитвы».
Михаил Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения
Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.
Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.
В стихотворении употребляются эпитеты, Лермонтов называет:
- минуту трудной,
- молитву чудной,
- силу благодатной,
- прелесть святой и непонятной.
И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».
Художественные приемы и тонкая лирика стихотворения «Молитва» позволили ему войти в историю Русской литературы.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану
1. История создания
«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.
Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.
На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.
А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».
Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.
2. Литературное направление
Произведение романтического направления.
3. Род
По роду «Молитву» можно отнести к философской религиозной лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность произведения – элегия.
Философское размышление представлено в форме монолога лирического героя.
5. Проблематика
Автор поднимает проблему одиночества человека в мире, непонимание личности окружающими людьми, в результате чего и возникает «минута жизни трудная», и не каждый в состоянии справиться с возникшими трудностями самостоятельно.
6. Тематика
Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.
В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».
У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.
7. Идея
Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.
Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.
Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.
8. Пафос
Эмоциональный фон произведения показывает широкий диапазон чувств лирического героя – от охватившей его тоскливой безысходности и трагического восприятия мира, до пробуждения в душе надежды и веры в лучшее в заключительных строчках.
9. Система образов
В произведении присутствует образ лирического героя, который в тяжёлый момент своей жизни обращается к образу высшей силы.
10. Центральные персонажи
В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, который ведёт повествование от первого лица.
11. Лирический герой
Мы не знаем жизненных реалий лирического героя. Остаётся неизвестным, кто он, чем занимается, как живёт. Но, тем не менее, понимаем, что он может быть отождествлён с автором стихотворения и, в значительной степени, выражает его мысли.
Через своего лирического героя Лермонтов говорит читателям о своих жизненных трудностях.
12. Сюжет
В произведении нет выраженного сюжета и нет действия. Автор описывает лишь эмоциональное состояние своего героя, чья скорбь и печаль, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу посредством молитвы.
13. Композиция
Стихотворение состоит их трёх строф.
В начале стихотворения лирический герой говорит о своей тоске и печальном состоянии духа. Вторая строфа дарит ему надежду, а в заключительной происходит метаморфоза – скорбь и тревога покидают лирического героя, печаль «с души как бремя скатится», ему становится легко.
14. Художественное своеобразие произведения
К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.
Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.
Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.
15. Размер, рифма, строфика
В стихотворении «Молитва» – двенадцать строк, три строфы.
Написано оно четырёх- и трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ) с чередованием мужская – женская.
16. Средства художественной выразительности
Эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть».
Метафоры: «сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них».
Удачно подобранная лексика позволяет следить за душевным настроением лирического героя – из состояния уныния «в минуту жизни трудную» он, посредством «слов живых», обретает состояние душевного покоя.
17. Значение произведения
Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.
Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.
18. Актуальность
Стихотворение «Молитва» написано около двухсот лет назад, но по-прежнему актуально. Оно находит отклик в душе у многих людей, поскольку проблема преодоления тяжёлых жизненных ситуаций, состояния духовного и душевного кризиса – одна из основных во все времена.
19. Моё отношение
Мне нравится это стихотворение. Оно мелодично по звукописи и трогательно по содержанию, поскольку выражает настоящие, знакомые каждому чувства и написано прекрасным языком.
20. Чему учит
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Произведение учит не замыкаться в себе в трудные минуты, когда «теснится в сердце грусть», а искать выход и уметь обращаться за помощью, искать «силу благодатную», которая поможет вернуть уверенность в себе и в своих силах.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.