Содержание
Оптинский патерик
Содержание
По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина
Предисловие
Настоящее издание «Оптинского патерика» представляет собой первую попытку собрать под одной обложкой жития преподобных Оптинских старцев, жизнеописания подвижников благочестия, просиявших в этой святой обители, и простых оптинских насельников, в жизни которых непременно встречаются назидательные и душеполезные примеры для подражания. Вы прочтете об известных русских пастырях и иерархах, чьи судьбы так или иначе были связаны с Оптиной; узнаете об оптинских мучениках и исповедниках, пострадавших за Христа в годы безбожной власти, а также вспомните наших современников – тричисленных новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года.
От составителя
Патерик (от греч. – «отечник») – это сборник рассказов о жизни христианских подвижников, главным образом монахов-пустынников стран христианского Востока и Запада. Первые попытки их составления датируются IV-VII веками. Несмотря на сходство рассказов патериков в описании событий и поступков их персонажей, каждый отдельно взятый сборник имеет свои неповторимые черты. Как правило, все они различаются принципом подбора материала и системой компоновки произведений (тематическая, хронологическая, алфавитная или по авторским циклам).
В разное время и в различных странах были составлены Синайский патерик (или «Луг духовный» Иоанна Мосха), Египетский (в том числе «Лавсаик»), Скитский, Азбучный (Алфавитный), Иерусалимский, Римский (известный как «Собеседование о жизни италийских отцов и о бессмертии души» святителя Григория Двоеслова), Древний, Палестинский патерики и др.
По примеру переводных сборников уже в XIII веке на Руси был составлен Киево-Печерский патерик. Он неоднократно перерабатывался и переиздавался, и таким образом в XVII веке было известно уже не менее шести различных его редакций.
Патериковый жанр полюбился благочестивому русскому читателю: Троицкий, Соловецкий, Волоколамский, Можайский, Ярославский, Тверской, Олонецкий, Московский, Афонский, Валаамский, Глинский, старообрядческий Урало-Сибирский патерики стали излюбленным чтением православных христиан.
В течение последних десяти-пятнадцати лет было издано много литературы об Оптиной пустыни, ее истории и насельниках: отдельные жития преподобных старцев, их поучения, письма, дневники, воспоминания духовных чад и паломников. Но каждая из этих книг в отдельности не дает полного представления о том, чем же являлась эта святая обитель для русского народа на протяжении всего XIX и начала XX века.
Настоящее издание «Оптинского патерика» представляет собой первую попытку собрать под одной обложкой жития преподобных Оптинских старцев, жизнеописания подвижников благочестия, просиявших в этой святой обители, и простых оптинских насельников, в жизни которых непременно встречаются назидательные и душеполезные примеры для подражания. Вы прочтете об известных русских пастырях и иерархах, чьи судьбы так или иначе были связаны с Оптиной; узнаете об оптинских мучениках и исповедниках, пострадавших за Христа в годы безбожной власти, а также вспомните наших современников – тричисленных новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года. В силу множества объективных причин настоящее издание никак не может претендовать на полноту изложения; целью этого сборника было собрать те жизнеописания и биографии оптинцев, которые нам известны и доступны на сегодняшний день 1 .
«…Оптина пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замерзшая Россия»,– писал замечательный русский религиозный философ Георгий Федотов 2 . Отблески пламени этого костра освещают и страницы книги, которую вы держите в руках. И если они коснутся чьего-нибудь сердца так, что затеплят в нем любовь и веру, согреют мятущуюся душу, значит – свет Оптиной продолжает светить сквозь века и есть еще надежда на исполнение пророческих слов, сказанных преподобным старцем Нектарием: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов» 3 .
«Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. …Вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет».
Преподобный Варсонофий Оптинский (Беседа 12 апреля 1911 года. Машинопись)
Чем же привлекает паломников эта святая обитель? Почему, несмотря ни на какие повороты истории, до сих пор не иссякает в ней поток богомольцев, жаждущих напитать свои сердца благодатным оптинским духом?
На эти вопросы отчасти отвечает первая глава книги, повествующая об истории возникновения обители и ее скита; о тех великих иерархах, благодаря которым устоял и возродился монастырь; а также об особенном оптинском богослужении и древней традиции старчества, отличавшей Оптину пустынь от многих других русских монастырей.
Литература, использованная при составлении данного издания, указана в библиографии в конце книги
Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Собрание сочинений: В 12 т. Т. 8. М.: «Мартис»; «Sam & sam», 2000. С. 199
Цит. по: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. ТСЛ, 1995. С. 538; ср.: Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. С. 128
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители
Содержание
Пролог
Русский летописец под 6545 (1037) годом отмечает, что от крещения Руси «нача вера хрестьяньска плодитися. и манастыреве починаху быти. И бе Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» 1 , то есть более всего любил монашество. В те времена и многие века позднее монашеским духом пронизан был вообще весь быт православных 2 . Евангельская нравственность почти вытеснила языческую распущенность. Православные духовники были в народе и в среде бояр и князей самыми авторитетными людьми и, собственно, были часто тем, чем позднее стали старцы.
Вскоре в Киеве возник и один из самых знаменитых русских монастырей – Киево-Печерская Лавра, бывшая поначалу пещерным монастырем, который не был учрежден ни боярином, ни князем. Историк пишет, что он возник из чисто аскетических устремлений отдельных лиц из простого народа и прославился не знатностью ктиторов и не богатствами своими, а той любовью, которую снискал у современников благодаря аскетическим подвигам своих насельников, вся жизнь которых, как пишет летописец, «в воздержании и в великом пощеньи, и в молитвах со слезами».
Основателями Лавры были святые преподобные Антоний и Феодосий, великие учители жизни по евангельским заповедям. С этого времени труд постижения духовных истин, борьба с грехом и очищение своего внутреннего мира начали становиться для русского человека делом жизни. С тех пор свойственно стало для православного человека пренебрежение к материальным благам, внимание к голосу совести, уважение к аскетическому ради Бога образу жизни. Пусть и не у всех это было, но такой идеал жизни в русском народе преобладал не только тогда, но и ныне существует.
Русский народ полюбил храмы, монастыри, с особенным уважением относился к странникам, ходившим по святым местам, к Христа ради юродивым, блаженным, нищим. Это черты нашего национального характера, который, как бы ни вели себя отдельные люди, никогда не утратится. Если бывала какая-нибудь роскошь, это приходило извне, с Востока и особенно Запада. В ней, как писал И.В. Киреевский, «извинялись». Она тревожила совесть. Обычной картиной было, скажем, для русского села – великолепие белокаменного храма и окружающие его более чем скромные деревянные избы. Дело не в камне, а в искусстве, в той любви, которая чувствовалась при взгляде на русский храм, если даже он был и деревянным, – русский плотник своим топором делал чудеса. До сих пор удивляют нас древние деревянные церкви в костромской Берендеевке или в Кижах.
Отчего русские любят свои монастыри? Да по многим причинам. Что такое монастырь, что монашество? Прочтем несколько мест из писем Оптинского старца Макария на эту тему, – он объясняет все кратко и ясно. Итак: «Обиталища сии – не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святый, чрез богодухновенных отцев, уставил жительство сие для тех, кои позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих» 3 . «Святые отцы уподобляют монастырь земному раю и благоцветущему вертограду. а монашеский чин – древу высоколиственному, плодовитейшему, которого корень есть от всех телесных отчуждение, ветви же – беспристрастие души и о еже ни едино имети усвоение (привязанность) вещей, ихже удалился; плод же – добродетелей стяжание и боготворящая любовь и непресецаемое от сих веселие» 4 . «Монастырь есть рай, а потому он есть место молитвы и славословия и другого благоугодного исправления. Сущие во Христе братие суть Ангелы, потому что приемлют жизнь, подобную жизни ангельской; а настоятель монастыря занимает место Бога. Следовательно, послушание, которое показывают иночествующие своему настоятелю, относится к Богу» 5 .
Тяжкий гнет татаро-монгольского ига не был бы сброшен, если бы не воспитал себя и потом своих собратий-иноков в труде молитвенного самоотречения преподобный Сергий Радонежский, создатель другой Лавры – Свято-Троицкой. Он освятил меч святого благоверного князя Димитрия Донского и послал с ним на битву с войском хана Мамая двух схимников – Ослябю и Пересвета. Если бы не было христианской веры в народе, никакие аскеты и схимники не помогли бы ему победить на Куликовом поле. Он победил. И инок Пересвет своею кровью освятил эту победу.
Тогдашняя обитель преподобного Сергия была весьма бедна: в маленькой деревянной церкви ее были деревянные сосуды и вместо свечей зажигались лучины. Но паломник чувствовал здесь скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Мир видел все это и уходил отсюда ободренный и освеженный.
Русский человек не только получал здесь духовную пищу, но чувствовал глубоко родственную стихию, сближающую его душу с небом, чего он и в родном доме порой не находил.
С самого начала русской монастырской жизни и до конца XVII века славны и известны были старцы, опытные монастырские духовники, из которых преподобный Сергий был наиболее ярким. Его ученики, разошедшиеся по всей Руси, основали множество обителей, большинство из которых существует и поныне. Спустя век после преподобного Сергия также близ Москвы, в Иосифо-Волоколамском монастыре, подвизался старец-игумен преподобный Иосиф. Он трудился наравне с простыми иноками, но, как писал митрополит Трифон, «воины и воеводы, бояре и вельможи, сановники и князья – все искали возможности видеть его, послушать его сладкой речи, воспользоваться его наставлениями и советами, а многие избирали его себе в духовники» 6 .
В конце XV – начале XVI века одним из самых знаменитых старцев Руси был Нил Сорский. Позднее, в середине XIX века, святитель Игнатий (Брянчанинов), величайший из наставников монашества, считал преподобного Нила своим учителем. «. Мои грешные сочинения, – писал он, – содержат в себе приспособление учения преподобного Нила к современному монашеству» 7 .
Монастырское старчество было столь необходимо русским людям, что и перерыв почти в целое столетие, когда и царь Пётр, и царица Екатерина (оба вошедшие в историю с почетными титулами «Великих») почти разорили монастырскую жизнь, не уничтожил этого святого дела. Господь не дал ему исчезнуть.
Не стали русские монастыри, как желал царь Пётр, больницами, богадельнями и приютами для солдат-инвалидов, а монахи – крестьянами-землепашцами в рясах. А для народа не университеты стали училищами благочестия и врачебницами душ. Не стали учителями жизни ни правители, ни чиновники, ни писатели светские. Народ устремлялся в монашеские обители. И как бы ни были редки и малодоступны в иные времена старцы, люди находили их. Вовсе без старцев-руководителей Господь русского народа не оставлял. Паломники шли на Соловки, плыли на Валаам, посещали Псково-Печерскую обитель, достигали Саровской и Глинской пустыней. Никакие трудности и расстояния не устрашали сильных христианской верой простых, бесхитростных искателей святости. Оптина пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шел ищущий вечного спасения души русский человек.
Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – нач. XII в. М., 1978. С. 166.
См., например, труд проф. С. Смирнова «Древнерусский духовник» (М., 2004). Уже в XII в. в миру, говорится здесь, «духовный отец был безусловным и неограниченным нравственным руководителем своих духовных детей, подобно игумену или старцу в монастыре» (С. 76). «Духовные дети были желанными гостями в доме отца, как его родственники» (С. 122).
Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского / Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. С. 321.
Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского / Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. С. 322.
Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского / Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. С. 323.
Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997. С. 141.
Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игум. Марк (Лозинский). М.; СПб., 1995. С. 726. Письмо 496.
Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Приложения. Молитвы
Собору преподобных отцев и старцев Оптинских
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии// и спасет души наша.
Воистину дивен Бог во святых Своих, пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша, ныне же, во славе Божией пребывающе,// молитеся непрестанно о душах наших.
Ублажаем вас, преподобнии отцы наши старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов// и собеседницы Ангелов.
Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим
Преподобному Амвросию, старцу Оптинскому
Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную// спастися душам нашим.
Завет пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ублажаем тя, преподобне отче наш Амвросие, и чтим святую память твою, наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.
О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое. Избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от Великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие небесных и земных благ, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.
Молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле.
Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня.
Господи, какие бы я ни получал известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля.
Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня.
Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами.
Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.
Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.
Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною.
Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим.
Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя все содействует ко благу.
Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь.
Оптинский патерик (fb2)
Добавлена: 12.09.2012 Версия: 1.0. Кодировка файла: utf-8 |
[url=https://coollib.net/b/197161]
[b]Оптинский патерик (fb2)[/b]
[img]https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fcoollib.net%2Fi%2F61%2F197161%2Fcover.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*[/img][/url]
QR-код книги
Аннотация
День рождения — 15/28 января 1782
Мирские именины — 22 января /4 февраля
День тезоименитства — 28 августа /10 сентября
Иерейская хиротония — 25 декабря 1822 /7 января 1823
Постриг в схиму — 6/19 июня 1862
Кончина (день памяти) — 16/29 июня 1862
Обретение мощей — 13/26 декабря 1994
День рождения — 9/22 марта 1795
Мирские именины — 16/29 марта
Постриг в мантию — 2/15 февраля 1820
День тезоименитства — 17/30 января
Иерейская хиротония — 1827
Постриг в схиму — 9/22 марта 1865
Кончина (день памяти) — 7/20 августа 1865
Обретение мощей — 13/26 декабря 1994
Рождение — 1768
Мирские именины — 20 февраля /5 марта
Постриг в мантию — 1801
День тезоименитства — 20 февраля /5 марта
Иерейская хиротония — 24 декабря 1801 /6 января 1802
Постриг в схиму — 1808–1809
Кончина (день памяти) — 11/24 октября 1841
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 20 ноября /3 декабря 1788
Мирские именины — 22 ноября /5 декабря
Постриг в мантию — 7/20 марта 1815
День тезоименитства — 19 января /1 февраля
Иерейская хиротония — 27 мая /9 июня 1817
Постриг в схиму — 1858
Кончина (день памяти) — 7/20 сентября 1860
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 8/21 апреля 1805
Мирские именины — 8/21 апреля
День тезоименитства — 21 октября /3 ноября
Постриг в схиму — 9/22 марта 1872
Кончина (день памяти) — 18 сентября /1 октября 1873
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 23 ноября /6 декабря 1812
Мирские именины — 23 ноября /6 декабря
Постриг в мантию — 29 ноября /12 декабря 1842
День тезоименитства — 7/20 декабря
Иерейская хиротония — 9/22 декабря 1845
Постриг в схиму — 1846–1848
Кончина (день памяти) — 10/23 октября 1891
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 24 марта /6 апреля 1824
Мирские именины — 17/30 марта
Постриг в мантию — 17/30 ноября 1862
День тезоименитства — 3/16 июля
Иерейская хиротония — 7/20 сентября 1870
Постриг в схиму — 15/28 декабря 1893
Кончина (день памяти) — 25 января /7 февраля 1894
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 31 мая /13 июня 1810
Постриг в мантию — 5/18 октября 1854
Иерейская хиротония — 8/21 июля 1858
Постриг в схиму — 1891–1893
Кончина (день памяти) — 22 августа /4 сентября 1894
Обретение мощей — 31 января /13 февраля 1995
День рождения — 2/15 ноября 1837
Мирские именины — 12/25 ноября
Постриг в мантию — 16/29 июня 1872
День тезоименитства — 4/17 апреля
Иерейская хиротония — 1/14 октября 1884
Постриг в схиму — 14/27 февраля 1888
Кончина (день памяти) — 9/22 мая 1911
Обретение мощей — 3/16 октября 1988
День рождения — 5/18 июля 1845
Мирские именины — 29 июня /12 июля
Постриг в мантию — декабрь 1900
День тезоименитства — 11/24 апреля
Иерейская хиротония — 1/14 января 1903
Постриг в схиму — 11/24 июля 1910
Кончина (день памяти) — 1/14 апреля 1913
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 15/28 февраля 1855
Постриг в мантию — 3/16 июня 1895
День тезоименитства — 3/16 июля
Иерейская хиротония — 26 марта /8 апреля 1906
Постриг в схиму — 1921
Кончина (день памяти) — 30 июля /12 августа 1922
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
Рождение — 1853
Постриг в мантию — 14/27 марта 1887
День тезоименитства — 29 ноября /12 декабря
Иерейская хиротония — 21 октября /3 ноября 1898
Постриг в схиму — апрель 1920
Кончина (день памяти) — 29 апреля /12 мая 1928
Обретение мощей — 3/16 июля 1989
День рождения — 26 сентября /9 октября 1888
Мирские именины — 6/19 декабря
Постриг в мантию — 24 мая /6 июня 1915
День тезоименитства — 28 сентября /11 октября
Иерейская хиротония — 3/16 ноября 1917
Кончина (день памяти) — 25 июня /8 июля 1931
Рождение — 1865
Постриг в мантию — 7/20 июня 1898
Иерейская хиротония — 24 октября /6 ноября 1902
Кончина (день памяти) — 26 декабря 1937 /8 января 1938
(†23 февраля /8 марта 1922)
(†23 января /5 февраля 1867)
(†7/20 сентября 1857)
(†18/31 марта 1846)
(†18/31 августа 1893)
(†30 мая /12 июня 1877)
(†4/17 сентября 1849)
(†30 апреля /13 мая 1815)
(†13/26 марта 1866)
(†30 апреля / 13 мая 1878)
(†30 августа /12 сентября 1914)
(†15/28 апреля 1841)
(†21 апреля /4 мая 1862)
(†2/15 октября 1850)
(†5/18 ноября 1861)
(†30 мая /12 июня 1890)
(†12/25 декабря 1936)
(†4/17 сентября 1937)
(†16/29 ноября 1937)
(†22 июня /5 июля 1958)
(†25 марта /7 апреля 1976)
(†19 июля /1 августа 1929)
(†10/23 февраля 1946)
(†29 апреля /12 мая или 4/17 мая? 1970)
(†18 апреля /1 мая 1939)
(†1/14 августа 1958)
(†30 октября /12 ноября 1959)
(†3/16 февраля 1931)
(†12/25 октября 1937)
(†16/29 ноября 1937)
(†4/17 февраля 1845)
(†28 ноября /11 декабря 1888)
(†31 июля /13 августа 1894)
(†4/17 декабря 1864)
(†10/23 октября 1856)
(†24 июля /6 августа 1898)
(†21 декабря 1917 /3 января 1918)
(†26 декабря 1849 /8 января 1850)
(†28 мая /10 июня 1859)
(†2/15 сентября 1899)
(†2/15 сентября 1851)
(†24 декабря 1833 /6 января 1834)
(†16/29 декабря 1893)
(†29 марта /11 апреля 1864)
(†22 декабря 1828 /4 января 1829)
(†8/21 декабря 1865)
(†4/17 апреля 1891)
(†7/20 декабря 1900)
(†23 сентября /6 октября 1872)
(†16 февраля /1 марта 1861)
(†24 января /6 февраля 1886)
(†26 марта /8 апреля 1870)
(†27 декабря 1887 /9 января 1888)
(†18 ноября /1 декабря 1834)
(†8/21 августа 1918)
(†14/27 января 1843)
(†30 апреля /13 мая 1827)
(†25 апреля /8 мая 1892)
(†23 сентября /6 октября 1872)
(†4/17 декабря 1853)
(†28 июня /11 июля 1841)
(†20 декабря 1888 /2 января 1889)
(†4/17 августа 1863)
(†2/15 января 1908)
(†26 ноября /9 декабря 1904)
(†21 декабря 1897 /3 января 1898)
(†18 июня /1 июля 1826)
(†25 января / 7 февраля 1905)
(†3/16 апреля 1913)
(†3/16 декабря 1907)
(†15/28 января 1869)
(†28 декабря 1849 /10 января 1850)
(†28 мая /10 июня 1914)
(†4/17 августа 1835)
(†22 марта /4 апреля 1888)
(†1/14 декабря 1890)
(†12/25 декабря 1867)
(†13/26 апреля 1913)
(†9/22 августа 1895)
(†24 декабря 1833 /6 января 1834)
(†7/20 апреля 1881)
(†31 августа /13 сентября 1884)
(†1/14 сентября 1830)
(†29 февраля /13 марта 1836)
(†22 января /4 февраля 1894)
(†22 августа /4 сентября 1851)
(†16/29 января 1900)
(†2/15 октября 1978)
(†24 сентября /7 октября 1915)
(†21 июня /4 июля 1932)
(†30 апреля /13 мая 1867)
(†10/23 ноября 1937)
(†12/25 ноября 1891)
(†22 октября /4 ноября 1891)
(†16/29 января 1873)
(†6/19 апреля 1966)
(†12/25 апреля 1904)
(†5/18 апреля 1993)
(†5/18 апреля 1993)
(†5/18 апреля 1993)
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 495 страниц — очень много (235)
Средняя длина предложения: 103.10 знаков — немного выше среднего (84)
Активный словарный запас: близко к среднему 1488.81 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 0.50% — очень мало (26%)
Подробный анализ текста >>
Оптинский патерик (fb2)
Добавлена: 12.09.2012 Версия: 1.0. Кодировка файла: utf-8 |
[url=https://coollib.net/b/197161]
[b]Оптинский патерик (fb2)[/b]
[img]https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fcoollib.net%2Fi%2F61%2F197161%2Fcover.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*[/img][/url]
QR-код книги
Аннотация
День рождения — 15/28 января 1782
Мирские именины — 22 января /4 февраля
День тезоименитства — 28 августа /10 сентября
Иерейская хиротония — 25 декабря 1822 /7 января 1823
Постриг в схиму — 6/19 июня 1862
Кончина (день памяти) — 16/29 июня 1862
Обретение мощей — 13/26 декабря 1994
День рождения — 9/22 марта 1795
Мирские именины — 16/29 марта
Постриг в мантию — 2/15 февраля 1820
День тезоименитства — 17/30 января
Иерейская хиротония — 1827
Постриг в схиму — 9/22 марта 1865
Кончина (день памяти) — 7/20 августа 1865
Обретение мощей — 13/26 декабря 1994
Рождение — 1768
Мирские именины — 20 февраля /5 марта
Постриг в мантию — 1801
День тезоименитства — 20 февраля /5 марта
Иерейская хиротония — 24 декабря 1801 /6 января 1802
Постриг в схиму — 1808–1809
Кончина (день памяти) — 11/24 октября 1841
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 20 ноября /3 декабря 1788
Мирские именины — 22 ноября /5 декабря
Постриг в мантию — 7/20 марта 1815
День тезоименитства — 19 января /1 февраля
Иерейская хиротония — 27 мая /9 июня 1817
Постриг в схиму — 1858
Кончина (день памяти) — 7/20 сентября 1860
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 8/21 апреля 1805
Мирские именины — 8/21 апреля
День тезоименитства — 21 октября /3 ноября
Постриг в схиму — 9/22 марта 1872
Кончина (день памяти) — 18 сентября /1 октября 1873
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 23 ноября /6 декабря 1812
Мирские именины — 23 ноября /6 декабря
Постриг в мантию — 29 ноября /12 декабря 1842
День тезоименитства — 7/20 декабря
Иерейская хиротония — 9/22 декабря 1845
Постриг в схиму — 1846–1848
Кончина (день памяти) — 10/23 октября 1891
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 24 марта /6 апреля 1824
Мирские именины — 17/30 марта
Постриг в мантию — 17/30 ноября 1862
День тезоименитства — 3/16 июля
Иерейская хиротония — 7/20 сентября 1870
Постриг в схиму — 15/28 декабря 1893
Кончина (день памяти) — 25 января /7 февраля 1894
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 31 мая /13 июня 1810
Постриг в мантию — 5/18 октября 1854
Иерейская хиротония — 8/21 июля 1858
Постриг в схиму — 1891–1893
Кончина (день памяти) — 22 августа /4 сентября 1894
Обретение мощей — 31 января /13 февраля 1995
День рождения — 2/15 ноября 1837
Мирские именины — 12/25 ноября
Постриг в мантию — 16/29 июня 1872
День тезоименитства — 4/17 апреля
Иерейская хиротония — 1/14 октября 1884
Постриг в схиму — 14/27 февраля 1888
Кончина (день памяти) — 9/22 мая 1911
Обретение мощей — 3/16 октября 1988
День рождения — 5/18 июля 1845
Мирские именины — 29 июня /12 июля
Постриг в мантию — декабрь 1900
День тезоименитства — 11/24 апреля
Иерейская хиротония — 1/14 января 1903
Постриг в схиму — 11/24 июля 1910
Кончина (день памяти) — 1/14 апреля 1913
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
День рождения — 15/28 февраля 1855
Постриг в мантию — 3/16 июня 1895
День тезоименитства — 3/16 июля
Иерейская хиротония — 26 марта /8 апреля 1906
Постриг в схиму — 1921
Кончина (день памяти) — 30 июля /12 августа 1922
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998
Рождение — 1853
Постриг в мантию — 14/27 марта 1887
День тезоименитства — 29 ноября /12 декабря
Иерейская хиротония — 21 октября /3 ноября 1898
Постриг в схиму — апрель 1920
Кончина (день памяти) — 29 апреля /12 мая 1928
Обретение мощей — 3/16 июля 1989
День рождения — 26 сентября /9 октября 1888
Мирские именины — 6/19 декабря
Постриг в мантию — 24 мая /6 июня 1915
День тезоименитства — 28 сентября /11 октября
Иерейская хиротония — 3/16 ноября 1917
Кончина (день памяти) — 25 июня /8 июля 1931
Рождение — 1865
Постриг в мантию — 7/20 июня 1898
Иерейская хиротония — 24 октября /6 ноября 1902
Кончина (день памяти) — 26 декабря 1937 /8 января 1938
(†23 февраля /8 марта 1922)
(†23 января /5 февраля 1867)
(†7/20 сентября 1857)
(†18/31 марта 1846)
(†18/31 августа 1893)
(†30 мая /12 июня 1877)
(†4/17 сентября 1849)
(†30 апреля /13 мая 1815)
(†13/26 марта 1866)
(†30 апреля / 13 мая 1878)
(†30 августа /12 сентября 1914)
(†15/28 апреля 1841)
(†21 апреля /4 мая 1862)
(†2/15 октября 1850)
(†5/18 ноября 1861)
(†30 мая /12 июня 1890)
(†12/25 декабря 1936)
(†4/17 сентября 1937)
(†16/29 ноября 1937)
(†22 июня /5 июля 1958)
(†25 марта /7 апреля 1976)
(†19 июля /1 августа 1929)
(†10/23 февраля 1946)
(†29 апреля /12 мая или 4/17 мая? 1970)
(†18 апреля /1 мая 1939)
(†1/14 августа 1958)
(†30 октября /12 ноября 1959)
(†3/16 февраля 1931)
(†12/25 октября 1937)
(†16/29 ноября 1937)
(†4/17 февраля 1845)
(†28 ноября /11 декабря 1888)
Видео (кликните для воспроизведения). |
(†31 июля /13 августа 1894)
(†4/17 декабря 1864)
(†10/23 октября 1856)
(†24 июля /6 августа 1898)
(†21 декабря 1917 /3 января 1918)
(†26 декабря 1849 /8 января 1850)
(†28 мая /10 июня 1859)
(†2/15 сентября 1899)
(†2/15 сентября 1851)
(†24 декабря 1833 /6 января 1834)
(†16/29 декабря 1893)
(†29 марта /11 апреля 1864)
(†22 декабря 1828 /4 января 1829)
(†8/21 декабря 1865)
(†4/17 апреля 1891)
(†7/20 декабря 1900)
(†23 сентября /6 октября 1872)
(†16 февраля /1 марта 1861)
(†24 января /6 февраля 1886)
(†26 марта /8 апреля 1870)
(†27 декабря 1887 /9 января 1888)
(†18 ноября /1 декабря 1834)
(†8/21 августа 1918)
(†14/27 января 1843)
(†30 апреля /13 мая 1827)
(†25 апреля /8 мая 1892)
(†23 сентября /6 октября 1872)
(†4/17 декабря 1853)
(†28 июня /11 июля 1841)
(†20 декабря 1888 /2 января 1889)
(†4/17 августа 1863)
(†2/15 января 1908)
(†26 ноября /9 декабря 1904)
(†21 декабря 1897 /3 января 1898)
(†18 июня /1 июля 1826)
(†25 января / 7 февраля 1905)
(†3/16 апреля 1913)
(†3/16 декабря 1907)
(†15/28 января 1869)
(†28 декабря 1849 /10 января 1850)
(†28 мая /10 июня 1914)
(†4/17 августа 1835)
(†22 марта /4 апреля 1888)
(†1/14 декабря 1890)
(†12/25 декабря 1867)
(†13/26 апреля 1913)
(†9/22 августа 1895)
(†24 декабря 1833 /6 января 1834)
(†7/20 апреля 1881)
(†31 августа /13 сентября 1884)
(†1/14 сентября 1830)
(†29 февраля /13 марта 1836)
(†22 января /4 февраля 1894)
(†22 августа /4 сентября 1851)
(†16/29 января 1900)
(†2/15 октября 1978)
(†24 сентября /7 октября 1915)
(†21 июня /4 июля 1932)
(†30 апреля /13 мая 1867)
(†10/23 ноября 1937)
(†12/25 ноября 1891)
(†22 октября /4 ноября 1891)
(†16/29 января 1873)
(†6/19 апреля 1966)
(†12/25 апреля 1904)
(†5/18 апреля 1993)
(†5/18 апреля 1993)
(†5/18 апреля 1993)
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 495 страниц — очень много (235)
Средняя длина предложения: 103.10 знаков — немного выше среднего (84)
Активный словарный запас: близко к среднему 1488.81 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 0.50% — очень мало (26%)
Подробный анализ текста >>
Оптинский патерик, Глава 8 — читать, скачать
Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24
Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить
Глава I. Краткая история и описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь
Возникновение и местоположение монастыря
Митрополит Платон (Левшин) и игумен Авраамий
Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита
Старчество в Оптиной пустыни
Святитель Филарет Московский
Влияние Оптиной пустыни на представителей русской культуры
Возрождение святой обители
Первая Пасха в возрожденной Оптиной [10]
Глава II. Преподобные старцы оптинские
Преподобный схиархимандрит Моисей (Путилов)
Преподобный схиигумен Антоний (Путилов)
Преподобный иеросхимонах Лев (Наголкин)
Преподобный иеросхимонах Макарий (Иванов)
Преподобный иеросхимонах Иларион (Пономарев)
Преподобный иеросхимонах Амвросий (Гренков)
Преподобный иеросхимонах Анатолий старший (Зерцалов)
Преподобный схиархимандрит Исаакий I (Антимонов)
Преподобный иеросхимонах Иосиф (Литовкин)
Преподобный схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)
Преподобный иеросхимонах Анатолий младший (Потапов)
Преподобный иеросхимонах Нектарий (Тихонов)
Преподобный иеромонах Никон (Беляев) исповедник
Преподобный архимандрит Исаакий II (Бобриков) священномученик
Глава III. Подвижники благочестия оптиной пустыни
Схиархимандрит Агапит (Беловидов)
Монах Андрей (Петровский) [35]
Схимонах Вассиан (Гаврилов) [36]
Схимонах Николай (Абрулах) [39]
Схиигумен Илия (игумен Иларий) [42]
Схимонах Иларион (Козлов) [43]
Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) [44]
Схимонах Иоанникий (Руфов) [46]
Схимонах Карп (Алексеев) слепой [48]
Иеромонах Климент (Зедергольм) [49]
Схиархимандрит Ксенофонт (Клюкин)
Архимандрит Мелхиседек (Короткий) [52]
Иеродиакон Мефодий (Шкломбовский) [53]
Иеромонах Никон (Огиевский) [54]
Иеродиакон Палладий (Иванов) [55]
Схиигумен Феодосий (Поморцев)
Иеросхимонах Феодот (Кольцов) [61]
Иеросхимонах Флавиан (Маленков)
Некоторые неупомянутые выше оптинские насельники
Глава IV. Мученики и исповедники оптинские
Монах Агапит (Таубе)
Иеромонах Аифал (Панаев)
Иеромонах Андрей (Фесюк) [62]
Иеромонах Варнава (Иванов)
Инок Георгий (Попов)
Иеромонах Геронтий (Ермаков)
Иеромонах Даниил (Фомин) [64]
Иеромонах Досифей (Чучурюкин)
Преподобномученик иеромонах Евфимий (Любовичев)
Игумен Иоанн (Соколов)
Схимонах Иоасаф (Моисеев)
Иеродиакон Кирилл (Зленко)
Иеромонах Лаврентий (Левченко)
Иеромонах Макарий (Иноземцев)
Иеромонах Макарий (Чельцов)
Архимандрит Мартирий (Гришин)
Иеросхимонах Мелетий (Бармин)
Епископ Михей (Алексеев)
Монах Никита (Чувенков), монах Сергий (Борисов), монах Феодор (Лавров) [65]
Преподобномученик игумен Пантелеимон (Аржаных)
Иеромонах Рафаил (Шейченко)
Иеромонах Тихон (Лебедев)
Неоконченные страницы Оптинского мартиролога
Глава V. Скитский некрополь
Монах Александр (Лихарев)
Послушник Алексей Гуляев
Монах Алексий (Лебедев)
Инок Андрей (Свешников)
Инок Андрей (Сланский)
Монах Арсений (Леонов)
Монах Афанасий (Саприкин)
Бывший валаамский игумен Варлаам (Давыдов)
Послушник Владимир Кавелин
Схимонах Геннадий (Туманов)
Монах Григорий (Косых)
Инок Димитрий (Алексеев)
Схимонах Диомид (Кондратьев)
Схимонах Ефрем (Косых)
Послушник Иаков Сушенко
Иеромонах Иларий (Червячков-Гурьянов)
Иеромонах Иннокентий (в схиме Иов)
Монах Иннокентий (Горбунов)
Монах Иоанн (Скорняков)
Схимонах Иоанн (Чернов)
Схимонах Иоанникий (Королев)
Схимонах Кирилл (Мусатов)
Схимонах Леонид (Бочаров)
Схимонах Макарий (Грузинов)
Монах Макарий (Дектярев)
Монах Макарий утопший
Послушник Максим Горностаев
Монах Мартин (Кривенков)
Схииеродиакон Мартирий (Кашнов)
Инок Матфий (Кузнецов)
Иеросхимонах Михаил (Андреев)
Послушник Михаил Бакин
Схимонах Нестор (Фуфаев)
Инок Никита (Костинский)
Схимонах Николай (Книжников)
Схимонах Николай (Лопатин)
Монах Нифонт (Пономарев)
Послушник Павел Бородин
Инок Павел (Тамбовцев)
Иеромонах Палладий (Белоусов)
Послушник Пармен Феодоров
Монах Пахомий (Сабодаш)
Монах Петр (Иванов)
Монах Петр (Никифоров)
Монах Рафаил (Фомин)
Иеросхимонах Савватий (Нехорошев)
Схимонах Сергий (Пономарев)
Схииеродиакон Сергий (Трунов)
Схимонах Тимон (Трунов)
Монах Феодосий (Жарков)
Игумен Феодосий (Попов)
Схимонах Феодот (Герасимов)
Глава VI. Окрыленные Оптиной
Схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов)
Преподобный схиархимандрит Гавриил Седмиезерский (Зырянов)
Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров)
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Священномученик архимандрит Иоанникий (Дмитриев)
Монах Климент (Константин Леонтьев)
Архимандрит Леонид (Кавелин)
Схимонах Михаил (Чихачев)
Преподобный схиархимандрит Севастиан Карагандинский (Фомин) исповедник
Митрополит Трифон (Туркестанов)
Архиепископ Ювеналий (Половцев)
Некоторые духовные лица, имевшие тесные связи с Оптиной пустынью [83]
Глава VII. Тричисленные новомученики
Кровь мучеников — семя Церкви
Убиенный иеромонах Василий (Росляков)
Инок Трофим (Татарников)
Инок Ферапонт (Пушкарев)
Алфавитный указатель оптинских насельников, о которых повествуется в патерике
Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители
Скачать книгу в формате:
Аннотация
«Вертоград старчества» – одна из попыток изложить историю Введенской Оптиной пустыни, заключающая в себе сведения о большом количестве насельников обители. Здесь рассказывается и обо всех старцах, из которых ныне большинство прославлено в лике святых. Впервые публикуются фрагменты составленного в 1924–1925 годах Н.Г. Чулковой «Некрополя Оптиной пустыни». Составитель книги монах Лазарь (Афанасьев) использовал в ней наиболее доступный печатный и архивный материал, посвященный знаменитому монастырю. С начала 1990-х годов он много работал над оптинскими темами и издал более десяти книг, житий, очерков и статей в церковной периодике.
Отзывы
Популярные книги
- 40290
- 1
- 3
Дем Михайлов Господство клана Неспящих. Гром небесный © Михайлов Д., 2015 © Оформление. ООО «Изд.
Гром небесный
- 31809
- 1
В магазинчике «Народный промысел» в селе Сокольничьем найдена задушенной богатая дама. Она частен.
Селфи с судьбой
- 36291
- 2
В ОЖИДАНИИ МАЛЫША Уильям и Марта Сирс Как пользоваться этой книгой Чтобы составить представление.
В ожидании малыша
- 30226
- 12
- 2
Я посвящаю эту книгу своим родителям Вступление Моя книга — это руководство по личным взаимоотнош.
Мужчины любят стерв. Руководство для слишком хороших женщин
- 44963
- 1
- 19
Пусть меня осудят 2
- 50028
- 4
- 1
7 навыков высокоэффективных семей
- Понравилось: 0
- В библиотеках: 0
Новинки
Земля… Век двадцать третий… Государств практически не осталось, всё поделили между собой транскор.
Там, за горизонтом…
Земля… Век двадцать третий… Государств практически не осталось, всё поделили между собой транскор.
Цивилизация – тяжба сволоты в золотых венцах, коронах, чалмах, с нерожденными богами Греции, Перс.
Везувий – тяжба сволочей с Богами
Видео (кликните для воспроизведения). |
Цивилизация – тяжба сволоты в золотых венцах, коронах, чалмах, с нерожденными богами Греции, Перс.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.