Содержание
- 1 Паримии на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московскаго
- 2 Русская Православная Церковь
- 3 2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца
- 4 Обретению мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевскаго, Московскаго и всея России чудотворца.
- 5 25 февраля — день святителя Алексия Московского, всея Руси чудотворца. (ВИДЕО)
- 6 Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси
- 7 Обретение мощей Святителя Алексия. Справка
- 8 Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец
- 9 Святитель Алексий, митрополит Московский. Православный календарь на 2 июня
- 10 ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
Паримии на обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московскаго
1. При́тчей чте́ние.
Cр. Притч 10:7А, 5 А; 3:13–16; 8:6, 34А, 35, 4, 12, 14, 17, 5–9
2. При́тчей чте́ние.
Уста́ пра́веднаго ка́плют прему́дрость, язы́к же непра́веднаго поги́бнет. Устне́ муже́й пра́ведных ка́плют благода́ти, уста́ же нечести́вых развраща́ются. Ме́рила льсти́вая ме́рзость пред Го́сподем, вес же пра́ведный прия́тен Ему́. Иде́же а́ще вни́дет досажде́ние, та́мо и безче́стие, уста́ же смире́нных поуча́ются прему́дрости. Соверше́ние пра́вых наста́вит их и поползнове́ние отрица́ющихся упасе́т их. Не по́льзуют име́ния в день я́рости, пра́вда же изба́вит от сме́рти. У́мер пра́ведный, оста́ви раска́яние, нару́чна же быва́ет и посмея́тельна нечести́вых па́губа. Пра́вда непоро́чнаго исправля́ет пути́, в нече́стие же па́дает непра́вда. Пра́вда муже́й пра́вых изба́вит их, безсове́тием же пленя́ются беззако́ннии. Сконча́вшуся му́жу пра́ведну, не поги́бнет наде́жда, похвала́ же нечести́вых поги́бнет. Пра́ведник от ло́ва убе́гнет, вме́сто же его́ предае́тся нечести́вый. Во усте́х нечести́вых сеть гра́жданом, чу́вство же пра́ведных благоспе́шное. Во благи́х пра́ведных испра́вится град, и в поги́бели нечести́вых ра́дование. Во благослове́нии пра́вых возвы́сится град, усты́ же нечести́вых раскопа́ется. Руга́ется гра́жданом лише́нный ра́зума, муж же му́дрый безмо́лвие во́дит.
Притч 10:31 – 11:12
3. Прему́дрости Соломо́новы чте́ние.
Пра́ведник, а́ще пости́гнет сконча́тися, в поко́и бу́дет: ста́рость бо честна́ не многоле́тна, ниже́ в числе́ лет исчита́ется. Седи́на же есть му́дрость челове́ком, и во́зраст ста́рости житие́ нескве́рно. Благоуго́ден Бо́гу быв, возлю́блен бысть, и живы́й посреде́ гре́шник преста́влен бысть, восхище́н бысть, да не зло́ба измени́т ра́зума его́ или́ лесть прельсти́т ду́шу его́. Раче́ние бо зло́бы помрача́ет до́брая и паре́ние по́хоти пременя́ет ум незло́бив. Сконча́вся вма́ле, испо́лни ле́та до́лга, уго́дна бо бе Го́сподеви душа́ его́, сего́ ра́ди потща́ся от среды́ лука́вствия. Лю́дие же ви́девше и не разуме́вше, ниже́ положи́вше в помышле́нии таково́е, я́ко благода́ть и ми́лость в преподо́бных Его́ и посеще́ние во избра́нных Его́.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции
В канун Недели Крестопоклонной Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Святейшим Патриархом утверждена инструкция в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции
В субботу 2-й седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре
Архив
2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца
Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого, князь Иоанн Даниилович, тогда еще отрок, был восприемником Алексия во Святом Крещении, при котором младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было 12 лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».
Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что он слышал. С сего времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы, и, желая поработать единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении, — Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год.
С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия, даже сам Великий князь Московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира.
Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего, Великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к Святейшему Патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами.
Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».
Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.
Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.
Возвратившись из Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих 12 братьев, он хотел идти со своим войском на Русскую землю. Тогда, по просьбе Великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.
Когда скончался Великий князь Иоанн, на плечи святителя легла опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем (будущий вел. князь Димитрий Донской, память 19 мая/1 июня). Власть Великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но отказался исполнить просьбу Великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году появилось два хана-соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание Великого князя Руси и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой всех дел князя Димитрия, трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского.
Святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при сем храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме этого монастыря, святитель Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; здесь святитель заповедал положить свое тело.
Святитель Алексий преобразовал женские монастыри, поставив во главе их независимых игумений. До его времени женские обители зависели от мужских. Своим новым уставом он довел их до процветания. При нем в Москве было создано несколько женских монастырей по его уставу. В Зачатьевском монастыре чтились могилы его сестер Евпраксии и Юлии. Одна из них была игуменьей. Устав митрополита Алексия был окончательно утвержден Стоглавым собором в 1551 г. и стал обязательным.
Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.
Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Тайн. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве в Чудовом монастыре.
Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне.
Мощи святителя Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 г, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.
От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним.
Обретению мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевскаго, Московскаго и всея России чудотворца.
Тропа́рь, гла́с 2:
Яко сокро́вище пребога́тое, многоле́тно в земли́ сокрове́нное, честны́я мо́щи твоя́ обрето́шася чудоточа́щия, всеблаже́нне о́тче святи́телю Алекси́е: от ни́хже врачевство́ прие́млюще, обогаща́емся и Христа́ славосло́вим, глаго́люще: сла́ва прославля́ющему святы́я Своя́.
Ин тропа́рь, гла́с 4:
Апо́стольских прее́мников архиере́ев сопресто́льниче, Росси́и всея́ па́стырю и учи́телю, всеблаже́нне о́тче Алекси́е, Влады́це все́х моли́ся ми́р па́стве твое́й дарова́ти, и спасе́ние душа́м, и ве́лию ми́лость.
Сла́ва и ны́не, Богородичен:
Иже на́с ра́ди рожде́йся от Де́вы, и распя́тие претерпе́в, Благи́й, испрове́ргий сме́ртию сме́рть и Воскресе́ние явле́й я́ко Бо́г, не пре́зри, я́же созда́л еси́ руко́ю Твое́ю, яви́ человеколю́бие Твое́, Ми́лостиве. Приими́ ро́ждшую Тя́, Богоро́дицу, моля́щуюся за ны́, и спаси́, Спа́се на́ш, лю́ди отча́янныя.
Други́й кано́н, гла́с 8.
Пе́снь 1.
Ирмос: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Да́ждь ми́ сло́во, Сло́ве, и у́м мо́й благода́тию Ду́ха просвети́, е́же восхвали́ти Твоего́ уго́дника, святи́теля Алекси́я.
Испроси́ у Христа́ дарова́ти ми́ благода́ть Ду́ха, е́же соплести́ тебе́ достодо́лжную хвалу́, богому́дре о́тче Алекси́е.
Приими́ моле́ние на́ше, святи́телю Алекси́е, и озари́ на́ша мы́сли све́том твои́х доброде́телей, пе́ти тя́ досто́йно.
Богородичен: Земноро́днии Рождество́м Твои́м, Де́во Богоро́дице, от земли́ к небе́сней высоте́ взя́хомся и Ангельским лико́м причто́хомся.
Пе́снь 3.
Ирмос: Утверди́ся се́рдце мое́ во Го́споде, вознесе́ся ро́г мо́й в Бо́зе мое́м, разшири́шася на враги́ моя́ уста́ моя́, возвесели́хся о спасе́нии Твое́м.
Мо́лим тя́, святи́телю, моли́ о хва́лящих тя́ и притека́ющих любо́вию к честны́м моще́м твои́м, е́же получи́ти грехо́в проще́ние и бе́д свобожде́ние.
Просла́ви тя́ Госпо́дь, святи́телю Алекси́е, мно́га бо ле́та те́ло твое́, земле́ю покрове́но, соблюде́ нетле́нно, точа́щее чудеса́ прося́щим тя́ те́пле.
Прояви́ Госпо́дь мо́щи твоя́ и, я́ко свети́льник све́тел, поста́ви я́ не под спу́дом, но на све́щнице, да све́тят сия́нием чуде́с притека́ющим ти́ с ве́рою.
Богородичен: Приво́дим Тебе́ в моли́тву ми́лостивную Хода́таицу, ро́ждшую Тя́ пло́тию, Христе́ Бо́же на́ш, Ея́же моли́твами, Ще́дре, ми́р Тво́й умири́.
Седа́лен, гла́с 1:
Па́мять обре́тения честны́х моще́й твои́х наста́ на́м све́тло празднество́, пречу́дный святи́телю Христо́в, Алекси́е прехва́льне, в ню́же чуде́с благода́ть прия́л еси́ от все́х Царя́, Христа́ Бо́га, разли́чныя неду́ги от челове́к отгони́ти, и от у́з избавля́ти, и оби́димых от лю́т изыма́ти. Те́мже зове́м: изба́ви на́с от вра́г на́ших.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Гаврии́лу веща́вшу Тебе́, Де́во, — ра́дуйся, — со гла́сом воплоща́шеся все́х Влады́ка в Тебе́, святе́м киво́те, я́коже рече́ пра́ведный Дави́д, яви́лася еси́ ши́ршая небе́с, поноси́вши Зижди́теля Твоего́: сла́ва Все́льшемуся в Тя́; сла́ва Проше́дшему из Тебе́; сла́ва Свободи́вшему на́с Рождество́м Твои́м.
Пе́снь 4.
Ирмос: Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися богови́дно усмотри́ и со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.
Те́плый предста́телю бе́дствующих и моля́щихся ско́рый услы́шателю, о́тче на́ш, святи́телю Алекси́е, изба́ви от вся́ких напа́стей вся́, призыва́ющия тя́.
Свети́льниче всесве́тлый, просия́вый доброде́тельми твои́ми, озари́ сердца́ на́ша, омраче́нная прило́ги льсти́ваго, и разжени́ тму́ страсте́й при́сно борю́щих ны́.
Пра́зднующим све́тло па́мять твою́, лю́дем ми́р у Христа́ испроси́ и изба́ви от междоусо́бныя бра́ни и наше́ствий проти́вных.
Богородичен: Пала́та прекра́сная и престо́л Всецаря́ Христа́ показа́лася еси́: честне́йшая бо еси́ вои́стинну все́х тва́рей, Богома́ти, Предста́тельница и покро́в ду́ш на́ших.
Пе́снь 5.
Ирмос: От но́щи неве́дения богове́дением просвети́вый концы́, просвети́ мя у́тром человеколю́бия Твоего́, Го́споди.
Блиста́ньми чуде́с твои́х, богому́дре, це́рковь твою́ озари́ и лю́ди возвесели́, Христа́ моля́ да́ти все́м на́м грехо́в проще́ние.
Моли́ о на́с Всесвяту́ю Тро́ицу, святи́телю Алекси́е, я́ко да низпо́слет на́м благода́ть Свою́, хва́лящим тя́ любо́вию.
Всечестна́я ра́ка твоя́, святи́телю Алекси́е, чудеса́ то́чит приходя́щим ве́рно и прося́щим подае́т цельбу́ оби́льно.
Богородичен: Еди́наго от Тро́ицы воплоще́ннаго Бо́га и́стинно родила́ еси́, Его́же моли́ от бе́д изба́витися рабо́м Твои́м.
Пе́снь 6.
Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.
Преосвяще́нне Алекси́е, красото́ церко́вная, архиере́ев благоле́пие, равностоя́телю же святы́х Ангел, моли́ о хва́лящих тя́ и испроси́ получи́ти все́м грехо́в оставле́ние.
Преблаже́нне святи́телю Алекси́е, моли́ся приле́жно за гра́д и лю́ди твоя́, и обдержа́щия ско́рби премени́, и грехо́в проще́ние и го́рняго весе́лия насле́дие испроси́.
По́двиг твои́х труда́ми прия́л еси́ Боже́ственная дарова́ния: честны́я бо твоя́ мо́щи в шестьдеся́тное ле́то обрето́шася нетле́нны, исцеле́ния разли́чная подаю́щия.
Богородичен: Припа́дающе, мо́лим Тя́ приле́жно, всеми́лостивая Влады́чице: моли́ из Тебе́ Ро́ждшагося изба́вити ны́ лю́тыя ско́рби, и ва́рварскаго преще́ния, и вся́каго наве́та вра́жия.
Конда́к, гла́с 8:
Яко со́лнце незаходи́мое, от гро́ба возсия́ на́м от мно́г ле́т сокрове́нны честны́я твоя́ мо́щи нетле́нны, святи́телю Алекси́е, тобо́ю благода́ть прие́млем: всю́ бо страну́ сию́ и вся́ ны́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши, де́йством благода́ти, да пое́м ти́: ра́дуйся, о́тче, свети́ло Росси́и.
Похва́лим ны́не святи́теля пе́сньми, Росси́йскаго па́стыря и учи́теля, и благоче́стно притеце́м к ра́це моще́й его́, и почерпе́м дарова́ния, я́ко от исто́чника исцеле́ний. Юже обстоя́ще ны́не, ра́достно весели́мся и, усе́рдно обше́дше, светоно́сными пе́сньми просла́вим, глаго́люще: чудотво́рче святи́телю Алекси́е, чудесы́ обогаща́й все́х на́с соде́янием благода́ти, да пое́м ти́: ра́дуйся, о́тче, свети́ло Росси́и.
Пе́снь 7.
Ирмос: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Орга́н духо́вный бы́л еси́, о́тче святи́телю Алекси́е, у́мно дви́жимь благода́тию, при́сно бряца́л еси́, поя́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
На земли́, я́ко со́лнце, сия́еши чудесы́, о́тче блаже́нне, на небесе́х же венцено́сец, ра́дуяся, пое́ши: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Благода́тию Ду́ха честны́я мо́щи святи́теля Алекси́я разли́чныя цельбы́ подаю́т ве́рою пою́щим: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Богородичен: Теле́сныя сла́бости и душе́вныя неду́ги, Богороди́тельнице, любо́вию приходя́щих к кро́ву Твоему́ исцели́, врача́ Христа́ на́м ро́ждшая.
Пе́снь 8.
Ирмос: На горе́ святе́й просла́вльшася и в купине́ огне́м Присноде́вы Моисе́ови та́йну я́вльшаго, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Потщи́ся, свя́те, изба́вити ны́ от напа́стей и скорбе́й мно́гих, обдержа́щих ны́, плотски́х и душе́вных, да, ра́дующеся, пое́м Христа́ во вся́ ве́ки.
Призыва́ющия тя́, о́тче, изба́ви вся́каго зла́ и лю́тых нахожде́ний и от напра́сный сме́рти исхи́ти пою́щия Христа́ во вся́ ве́ки.
Ма́нием Боже́ственным разли́чныя цельбы́ подаю́т честны́я твоя́ мо́щи, святи́телю, прося́щим тя́ усе́рдно и Христа́ пою́щим во вся́ ве́ки.
Богородичен: Ро́ждшая Еди́наго от Тро́ицы, моли́ти не преста́й, Богоро́дице, изба́витися на́м от бе́д, пою́щим и превознося́щим Его́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмос: Проявле́нное на горе́ законополо́жнику во огни́ и купине́, Рождество́ Присноде́вы, в на́ше ве́рных спасе́ние, пе́сньми немо́лчными велича́ем.
Поми́луй ны́, смире́нныя рабы́ твоя́, святи́телю Алекси́е, и от тмы́ скорбе́й изми́ и пла́мене искуше́ний исхи́ти, ве́рно к тебе́ притека́ющия.
Яко звезда́ светоза́рная, на небесе́х водворя́яся, с ли́ки святы́х Ангел моли́ся о хва́лящих тя́ и притека́ющих к ра́це честны́х моще́й твои́х.
Архиере́ев украше́ние, мона́хов удобре́ние, все́х ве́рных прописа́ние, Це́ркве изря́дный па́стырь и учи́тель ты́ еси́, Алекси́е преосвяще́нне.
Богородичен: Безсе́менно ро́ждшая пло́тию Ипоста́сное Сло́во Пребезнача́льнаго Отца́, моли́ся Ему́, Богоро́дице Всепе́тая, спасти́ ду́ши пою́щих Тя́.
Свети́лен:
Прииди́те вси́, ди́внаго и сла́внаго в чудесе́х, вели́каго святи́теля Алекси́я пе́сньми свяще́нными похва́лим, Росси́йскаго свети́льника и учи́теля, и Ангельским чино́м ссе́льника, и моли́твенника те́пла ко Го́споду о чту́щих па́мять его́.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
По Бо́зе упова́ние на́ше иму́ще на Тя́, Пречи́стая Богоро́дице, мо́лим Ти ся: моли́ся о на́с ко из Тебе́ Ро́ждшемуся невре́дны на́с да́же до конца́ сохрани́ти, прири́щущих к покро́ву Твоему́.
Молитва святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси
Молитва вторая святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси
О, свяще́ннейший о́тче, святи́телю Христо́в Алекси́е, па́стырю и учи́телю наш, не отри́ни нас (имена), с ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию, но ско́ро потщи́ся помоли́тися Царю́ ца́рствующих и Го́споду госпо́дствующих, да изба́вит ста́до Свое́ от волко́в, гу́бящих е́, и вся́ку страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа и тру́са, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да же и губи́тельства, пото́па, и меча́, и огня́, и напра́сныя сме́рти, и я́коже исцеле́нием от слепоты́ цари́цы ага́рянския спасл еси́ оте́чество твое́, та́ко поми́луй и нас, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́вней су́щих, и изба́ви нас гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст нам пожи́ти в ве́це сем и на Стра́шнем суди́ще Свое́м сподо́бит десна́го стоя́ния со все́ми святы́ми. Ами́нь.
25 февраля — день святителя Алексия Московского, всея Руси чудотворца. (ВИДЕО)
На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком.
В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника.
В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху.
Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа.
Восторженно встретила святителя Москва. Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, – сказал святой Алексий, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Им основаны в 1361 году Спаса Нерукотворенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов – в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители – Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).
Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.
Тропарь святителя Московского Алексия, глас 8:
Я́ко апо́столом сопресто́льна,/ и врача́ предо́бра, и служи́теля благоприя́тна,/ к ра́це твое́й честне́й притека́юще, святи́телю Алекси́е, богому́дре чудотво́рче,/ соше́дшеся, любо́вию в па́мять твою́ све́тло пра́зднуем,/ в пе́снех и пе́ниих ра́дующеся и Христа́ сла́вяще,/ такову́ю благода́ть тебе́ дарова́вшаго исцеле́ний// и гра́ду твоему́ вели́кое утвержде́ние.
Кондак святителя Московского Алексия, глас 8:
Боже́ственнаго и пречестна́го святи́теля Христо́ва,/ но́ваго чудотво́рца Алекси́я,/ ве́рно вси пою́ще, лю́дие, любо́вию да ублажи́м, я́ко па́стыря вели́каго,/ служи́теля же и учи́теля прему́дра земли́ Росси́йстей./ Днесь, в па́мять его́ прите́кше, ра́достно возопие́м песнь богоно́сному:/ я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу, многообра́зных нас изба́ви обстоя́ний, да зове́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.
Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси
Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363 — 1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря.
20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая. В 1485 году мощи Святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве.
Обретение мощей Святителя Алексия. Справка
2 июня (20 мая по старому стилю.) Русская Православная Церковь празднует обретение мощей свт. Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431).
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, скончался 12 февраля 1378 г.
Перед своей блаженной кончиной митрополит завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения «за алтарем храма», не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Дмитрий Донской (1363‑1389), глубоко почитавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины.
Первый храм, построенный в Чудовом монастыре самим святителем Алексием во имя святого Архистратига Михаила, был деревянный и крыша его, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем все бывшие в это время в храме остались невредимыми.
Тогда великий князь московский Василий Темный (1425‑1462) повелел построить каменный храм. Когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя Алексия неповрежденными и даже одежды на нем не истлели. Это случилось 2 июня (20 мая по старому стилю) 1431 г. С того времени в этот день стали чтить память святителя.
В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и положили мощи святителя Алексия.
В 1485 г. в Чудовом монастыре был сооружен храм, посвященный святителю Алексию, куда и перенесли раку с его святыми останками. С XVI века рака размещалась в арочном проеме, соединявшем Алексеевскую соборную церковь с пристроенным Благовещенским храмом.
В 1535 г. по замыслу великого князя Василия Ш была устроена серебряная рака для мощей святителя Алексия с его позолоченным изображением на крышке в память о рождении по молитвам о чадородии у его честных мощей родителей царевича Иоанна – будущего царя Иоанна Грозного. С этого времени появилась традиция крестить царских детей в Алексеевской церкви у раки с мощами Московского святителя.
Во время страшного московского пожара 1547 г., когда Чудов монастырь полностью сгорел, мощи святителя чудесным образом не пострадали.
В конце XVI века при царе Феодора Иоанновиче начали сооружать новую серебряную раку для святых останков митрополита Алексия. Работа продолжалась несколько лет и была завершена в царствование Бориса Годунова. Около 1600 г. мощи святителя были переложены в новую, украшенную драгоценными камнями гробницу в Алексеевском храме, а прежняя рака была перенесена и установлена в Михайловском соборе Чудова монастыря. Новая рака была варварски уничтожена в 1610-1612 гг. польскими интервентами, глумившимися над московскими святынями после захвата Кремля.
Взамен утраченной раки по велению царя Михаила Федоровича была сооружена новая. Эта рака сохраняла мощи святителя Алексия вплоть до 1812 г., до момента вступления в Кремль наполеоновских солдат, которые подвергли святые останки чудовищному надругательству, выбросив святыню из ограбленной раки.
После освобождения Кремля от иноземных захватчиков по поручению епископа Дмитровского Августина, викария Московской епархии, архимандрит Симонова монастыря Герасим и наместник Чудова монастыря иеромонах Константин нашли святые мощи в углу разоренной Алексеевской церкви, в «шести аршинах» от раки, среди остатков церковного имущества.
Новая рака, сооруженная в первой четверти XIX века, покоилась под вызолоченным металлическим балдахином на мраморных колоннах. Сама гробница, каркас которой был выкован из меди, была украшена литыми серебряными пластинами, из того же материала была изготовлена массивная крышка реликвария.
Внутри раки стоял деревянный гроб, обитый бархатом темно-фиолетового цвета. Непосредственно у раки под балдахином хранился деревянный посох святителя Алексия, а слева от погребального сооружения, в застекленном киоте, находились предметы облачения, по преданию, принадлежавшие митрополиту: подризник, саккос, епитрахиль, омофор и белый вязаный клобук с жемчужным крестом.
В начале ХХ века Алексеевская церковь Чудова монастыря стала местом упокоения члена Царской семьи и видного политического деятеля России – великого князя Сергея Александровича. 4 февраля 1905 г. московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович был убит на территории Кремля бомбой террориста, и его окровавленное тело, накрытое солдатской шинелью, внесли в Алексеевский храм и поместили возле раки святителя Алексия.
В подвальном помещении храма, точно под ракой митрополита Алексия, был устроен склеп для останков великого князя, а в самом подвале в 1906 г. был освящен храм-усыпальница во имя Преподобного Сергия Радонежского в качестве придела Алексеевской церкви.
Сергиевский придел Алексеевской церкви послужил укрытием для раки с мощами святителя Алексия от артиллерийских снарядов в 1917 г., во время обстрела Кремля красногвардейцами. С началом канонады братия Чудова монастыря перенесли раку в пещерный храм и совершали моления под несмолкаемый грохот орудий. Во время обстрела тяжелые снаряды повредили здания митрополичьих покоев и келий Чудова монастыря, но Алексеевский храм не пострадал.
21 марта 1922 г. опечатанную дверь Алексеевской церкви вскрыли члены комиссии по изъятию церковных ценностей Московской губернии. В течение пяти дней с монастырских икон были сняты серебряные позолоченные оклады, реквизированы драгоценные предметы из храмовой ризницы, демонтированы литые, весом более одиннадцати пудов серебряные царские врата иконостаса. С раки со святыми мощами митрополита Алексия были сорваны многопудовая серебряная крышка и другие украшения.
Ограбленная святыня оставалась в Алексеевском храме еще недолгое время, до его разрушения в 1929 г. Единственным музейным работником, которому разрешили войти в Алексеевскую церковь Чудова монастыря перед ее сносом, был известный реставратор, архитектор и искусствовед Петр Барановский.
«У вас всего три минуты, – сказали ему, – берите, что сможете вынести». Петр Дмитриевич вынес деревянный гроб с мощами святителя Алексия, который затем был на телеге перевезен в Успенский собор Кремля.
Для хранения гроба с мощами святителя Алексия в алтарной части Успенского собора, рядом с гробницей святого митрополита Петра, сотрудниками кремлевских музеев была сооружена деревянная рака-футляр простой столярной работы, с небольшим отверстием прямоугольной формы на крышке. Именно в этой временной раке и были перевезены святые останки Московского святителя в Богоявленский Елоховский патриарший собор в ночь с 14 на 15 октября 1947 г.
Мощи святителя Алексия были переданы Русской Православной Церкви по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I.
Торжественное возобновление особого почитания мощей святителя Алексия совершилось по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, Московских и всея России чудотворцев, 18 октября 1947 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. На другой день, 19 октября, после Литургии Первосвятитель Русской Церкви совершил первый молебен у мощей в соборном храме.
В 1948 г. по проекту художника Михаила Губонина мастерами-резчиками, братьями Сергеем, Петром, Василием и Михаилом Ворносковыми была сооружена позолоченная деревянная рака для святых останков с резной сенью над ней. Позднее деревянная рака была заменена на металлическую, отлитую из медного сплава, а изнутри крышки гробницы было помещено шитое, тонкой работы изображение святителя.
С тех пор и в будни, и в праздники не иссякает поток верующих к раке с нетленными мощами святителя Алексия. Ежедневно у раки совершаются молебны, а в воскресные дни вечером – Акафист святителю Московскому Алексию.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу — его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов — в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).
Святитель Алексий достиг глубокой старости — 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.
Святитель Алексий, митрополит Московский. Православный календарь на 2 июня
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
2 июня (20 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (шестой воскресный день после Светлого Христова Воскресения, посвящённый истории исцеления Христом слепого). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восьми христианских святых, известных по именам. Далее коротко расскажем о них.
Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца. Честные останки этого великого русского святого XIV столетия были обретены спустя полвека после его блаженной кончины – в 1431 году от Рождества Христова. Святитель Алексий был удивительным угодником Божиим, чей жизненный путь сочетал архипастырское служение и деяния государственного масштаба.
Будущий Московский Первосвятитель родился на рубеже XIII–XIV веков в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. В 1320 году от Рождества Христова будущий святитель вступил в число братии Московского Богоявленского монастыря, где более 20 лет провёл в строгих иноческих подвигах. Только после долгого монашеского испытания отец Алексий был призван к церковному руководству: в 1352 году возведён в сан епископа Владимирского, а два года спустя взошел на Московский Митрополичий престол.
Святитель Алексий сделал всё, чтобы в условиях внешних вызовов сохранить русский духовный суверенитет. Так, в 1357 году именно он отправился в Орду, где исцелил ханшу Тайдулу от слепоты. За это Русская Церковь была освобождена от ордынских поборов и притеснений, что было особенно важно в условиях непрекращающейся католической экспансии в западнорусских землях. Митрополит Алексий почил в 1378 году. Ему не удалось увидеть триумфальной победы своего воспитанника великого князя Димитрия на Куликовом поле. Но именно этот великий святитель сделал всё, чтобы русские осознали единство и право на свободу своей земли и веры.
Мученики Фалалей, Александр и Астерий Эгейские. Раннехристианские святые, пострадавшие за Христа и Его Церковь в годы правления императора-язычника Нумериана, царствовавшего в Римской империи в 283–284 годах от Рождества Христова.
Мученик Аскалон Антиохийский. Современник святых Фалалея, Александра и Астерия, принявший мученический венец несколько позже, в годы, когда в Римской империи воцарился император-язычник Диоклетиан, трагически прославившийся особенно лютыми гонениями против христиан. Святой Аскалон был казнён около 287 года от Рождества Христова.
Преподобные Завулон и Сосанна. Эти святые III–IV столетий прославились своей благочестивой жизнью и тем, что именно от них родилась равноапостольная Нина, ставшая просветительницей Грузии.
Благоверный князь Довмонт (в Святом Крещении – Тимофей) Псковский. Литовский князь-язычник, переселившийся в Псков, где принял православное христианство и был избран местным князем. Совершив множество подвигов, благоверный князь значительно укрепил Псковские земли, защитив их от внешних захватчиков, и вместе с тем отличался исключительным благочестием и глубиной принятой им христианской веры. Отошёл ко Господу в 1299 году от Рождества Христова.
Благоверный князь Довмонт (в Святом Крещении – Тимофей) Псковский. Фото: pravoslavie.ru
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца
Великий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.
Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.
В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь. Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями. Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник — святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»—преподобный Сергий Радонежский.
Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328—1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).
Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города. Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился. Но вокруг никого не было.
С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.
В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.
Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.
В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.
Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.
Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником. Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.
Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.
В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.
На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия— преподобный Андроник.
Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.
Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России. В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 —1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне — я разорю огнем и мечом твою землю»,— передал хан великому князю.
Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,— он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,— сказал святитель Алексий,— но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,— не презрит Он молитвы веры».
Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.
Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела. Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех. В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.
После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.
Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.
После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия — наследника великокняжеского престола.
Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.
В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении. С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры — игумения Иулиания и монахиня Евпраксия). Им также были основаны обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.
Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».
Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.
Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище — собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.
Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.
Прославление святителя Алексия совершилось 20 мая 1431 года.
В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.
В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.