Пасхальный тропарь христос воскресе

Детально: Пасхальный тропарь христос воскресе - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Пасхальный тропарь христос воскресе

В оскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на Небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.

Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

П редвари́вшыя у́тро я́же о Мари́и / и обре́тшыя ка́мень отвале́н от гро́ба, / слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, / с ме́ртвыми что и́щете я́ко челове́ка; / ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те, и ми́ру пропове́дите, / я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть: // я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.

А́ ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся: / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, // па́дшим подая́й воскресе́ние.

Задостойник, глас 1:

А́ нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся, / и па́ки реку́, ра́дуйся: / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый, // лю́дие весели́теся.

С вети́ся, свети́ся но́вый Иерусали́ме: / сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не, и весели́ся Сио́не. / Ты же Чи́стая красу́йся Богоро́дице, // о воста́нии рождества́ Твоего́.

Пасхальные песнопения

Стихира, глас 6 1

В оскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Перевод: Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить. 2

Тропарь, глас 5 3

Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.

Ипакои, глас 4 3

П редвари́вшия у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.

Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

Кондак, глас 8 3

А́ ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.

Задостойник, глас 1 3

А́ нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся.

Ангел возглашал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте!

Ирмос Пасхального канона, глас 1 3

С вети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Стихиры, глас 5 3

Стих: Д а воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́.

Да восстанет Бог и рассеются враги Его ( Пс.67:2 ).

П а́сха свяще́нная нам днесь показа́ся, Па́сха но́ва свята́я, Па́сха та́инственная, Па́сха всечестна́я. Па́сха Христо́с Изба́витель, Па́сха непоро́чная, Па́сха вели́кая, Па́сха ве́рных. Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.

Пасха священная в сей день нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных.

Стих: Я́ ко исчеза́ет дым, да исче́знут.

Как исчезает дым, да исчезнут ( Пс.67:3 ).

П рииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, я́ко жениха́ происходя́ща.

Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: «Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!» Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.

Стих: Т а́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся ( Пс.67:3-4 ).

М ироно́сицы жены́, у́тру глубоку́, предста́вша гро́бу Живода́вца, обрето́ша А́нгела на ка́мени седя́ща, и той провеща́в им, си́це глаго́лаше: что и́щете Жива́го с ме́ртвыми? что пла́чете Нетле́ннаго во тли? Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

Жены-мироносицы глубоким утром, гробнице жизни Подателя представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного, как тлению подпавшего? Возвратившись, возвестите ученикам Его!»

Стих: С ей день, его́же сотвори Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ).

П а́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом.

Пасха радостная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всесвященная нам взошла. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: «Возвестите Апостолам!»

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

В оскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: «Братья!» и ненавидящим нас, – всё простим ради воскресения и так возгласим: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!»

Тропарь Пасхи, кондак, величание

Пасха — это важнейший праздник для христиан всего мира, ведь именно он раскрывает суть вероучения. Пасха для Христиан — это Иисус Христос, и Его Воскрешение из мертвых, обещанное пророками за тысячи лет до событий, описанных в Евангелии. Тропарь праздника всегда отличается лаконичностью, чтобы самые простые люди (во времена, когда гимнографы писали тропари, многие не могли похвастаться хорошим образованием). Простым и легко запоминающимся Тропарь Пасхи остается и в наши дни.

О чем же рассказывает нам Тропарь Пасхи? Христос спускался во ад, Он воскрес после мученической смерти на Кресте и Его Смерть стала искуплением наших грехов, как прошлых, так и будущих. Господь даровал жизнь тем, кто уже лежал во гробах и обещал вечную жизнь Нам, верующим в Него.

Читайте так же:  Молитва от воров на дачном участке

Сам Христос воскрешал из мертвых, о чем говорится на страницах Нового Завета, но лишь Его смерть и воскрешение дали нам надежду на Жизнь Вечную, потому что Сам Сын Божий принял на себя страдания за нас.

Кондак Пасхи напоминает о явлении Христа женам-мироносицам и об апостолах, которые принимали мученическую кончину за веру уже после Воскрешения Господа.

Задостойник Пасхи напоминает о Благой Вести, которую Ангел принес Деве Марии. Вместе с вестью о рождении Богомладенца идет и весь о Крестной смерти, но и о последующем Воскрешении. Именно об этом говорится в тексте Задостойника. Тропарь Пасхи помнят наизусть все верующие, ведь эти радостные слова Пасхального богослужения напоминают нам о том, что наша надежда на Вечную жизнь жива и по сей день, мы произносим их с верой и молитвой.

«Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

Наша вера была бы тщетна без этих слов, которыми мы подтверждаем верность Господу.

  • Пасха в 2020 году — 19 апреля
  • Пасха в 2021 году — 2 мая

Тропарь Пасхи

Тропарь Пасхи. Аудио

Кондак Пасхи

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Хотя Ты и во гроб сошел, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как Победитель, Христе Боже, женщинам-мироносицам сказавший: «Радуйтесь!», и Твоим апостолам мир даруя, падшим подавая воскресение.

Задостойник

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: Ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие весели́теся. Свети́ся, свети́ся Но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии рождества́ Твоего.

Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, и мертвых воскресил!» Торжествуйте, люди. Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою воссияла! Ликуй ныне и веселись, Сион! Ты же, Чистая, радуйся, Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Пасха — Светлое Христово Воскресение

Тропарь, глас 5, трижды:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак, глас 8:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й воскресе́ние.

Стихира:

Воскресе́ние Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному, / Кресту Твоему покланяемся, Христе́, / и святое Воскресе́ние Твое́ поем и славим: / Ты бо еси́ Бог наш, / разве Тебе́ иного не знаем, / имя Твое́ именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресе́нию: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресе́ние Его́: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши. [Трижды.]

Воскрес Иисус от гроба, / якоже прорече, / даде нам живот вечный / и велию милость. [Трижды.]

Задостойник

А́нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся! / И па́ки реку́: ра́дуйся! / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый: / лю́дие, весели́теся.

Свети́ся, свети́ся, / но́вый Иерусали́ме, / сла́ва бо Госпо́дня / на тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не / и весели́ся, Сио́не. / Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Моли́тва ко Го́споду Иису́су воскре́сшему.

Песнопения Святой Пасхи — Светлого Христова Воскресения

Начальная стихира Воскресная, глас 6:

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.

Тропарь Пасхи, во глас 5:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Пасхальное начало:

Первый стих: Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́.

И на кийждо стих поем тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (единожды).

Вторый стих: Я́ко исчеза́ет дым, / да исче́знут.

Христо́с воскре́се: (единожды).

Третий стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Христо́с воскре́се: (единожды).

Четвертый стих: Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

Христо́с воскре́се: (единожды).

Слава: Христо́с воскре́се: (единожды).

И ныне: Христо́с воскре́се: (единожды).

Таже вышшим гласом: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак, глас 8:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й воскресе́ние.

Задостойник Пасхи:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся! / И па́ки реку́: ра́дуйся! / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый, / лю́дие, весели́теся.

Свети́ся, свети́ся, / но́вый Иерусали́ме, / сла́ва бо Госпо́дня / на тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не / и весели́ся, Сио́не. / Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Стихиры Пасхи. Глас 5.

Стих: Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́.

Па́сха / свяще́нная нам днесь показа́ся; / Па́сха но́ва свята́я; / Па́сха та́инственная; / Па́сха всечестна́я. / Па́сха Христо́с Изба́витель; / Па́сха непоро́чная; / Па́сха вели́кая; / Па́сха ве́рных. / Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. / Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.

Стих: Я́ко исчеза́ет дым, / да исче́знут.

Прииди́те / от виде́ния жены́ благове́стницы, / и Сио́ну рцы́те: / приими́ / от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: / красу́йся, лику́й / и ра́дуйся, Иерусали́ме, / Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, / я́ко жениха́ происходя́ща.

Стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Мироно́сицы жены́, / у́тру глубоку́, / предста́вша гро́бу Живода́вца, / обрето́ша А́нгела / на ка́мени седя́ща, / и той провеща́в им, / си́це глаго́лаше: / что и́щете Жива́го с ме́ртвыми; / что пла́чете Нетле́ннаго во тли? / Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

Стих: Сей день, его́же сотвори Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

Па́сха кра́сная, / Па́сха, Госпо́дня Па́сха! / Па́сха всечестна́я / нам возсия́. Па́сха, / ра́достию друг дру́га обы́мем. / О Па́сха! / Избавле́ние ско́рби, / и́бо из гро́ба днесь, / я́ко от черто́га / возсия́в Христо́с, / жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: / пропове́дите апо́столом.

Слава, и ныне, глас 5:

Воскресе́ния день, / и просвети́мся торжество́м, / и друг дру́га обы́мем. / Рцем бра́тие, / и ненави́дящим нас, / прости́м вся Воскресе́нием, / и та́ко возопии́м: / Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

Кондак Пасхи

Текст:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Перевод:

Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря «Радуйтесь!» и Твоим апостолам даруя мир и падшим — Воскресение.

Аще — хотя; снизшел — сошёл вниз, спустился; еси — есть; адову — ада; воскресл — воскрес; яко — как; вещавый — говоря; даруяй — даруя.

Смысл:

Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Если тропарь Пасхи («Христос воскресе из мертвых») является утверждением и свидетельством Воскресения Спасителя, то кондак раскрывает и дополняет содержание этого события.

Читайте так же:  Молитва помогающая мгновенно

В начале текста подчёркивается парадокс смерти Творца самим эпитетом «Бессмертне», как пишет Ефрем Сирин:

«Господь самим делом подтвердил смертным обетование Свое, показывая и на деле являя, что человеческая природа Его могла страдать. «

О сошествии во ад говорится в ветхозаветных пророчествах:

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Осия 13, 14)

О нем говорят Апостолы:

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф 4,8).

Последние фразы кондака («женам-мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй воскресение») напрямую восходят к Евангельскому тексту, о явлении Христа женам-мироносицам и апостолам в Сионской горнице; ключевые слова — «радуйтесь» и «мир».

«Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф 28,9)

«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин 20,19).

«Падшим подаяй воскресение» — падшей называется наша человеческая природа, которой Бог даровал воскресение в жизнь вечную: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,40).

Музыка архимандрита Феофана (Александрова) в исполнении Сретенского хора:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Архимандрит Феофан (ок 1785-1852) получил образование в Троице-Сергиевой и Вифанской семинариях. Закончив обучение, он был назначен регентом митрополичьего (лаврского) хора Троице-Сергиевой Лавры. После реформ духовно-учебных заведений будущий архимандрит вёл курсы церковного пения в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище. Уже в сане архимандрита он стал членом Комитета для устройства церковного пения. В рукописи известны 8 томов его сочинений: всенощное, литургия, великопостные песнопения, Страстная седмица, Пасхальные песнопения, песнопения всех двунадесятых праздников, праздников Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла, а также особые песнопения — при погребении, на акафистах, «Под Твою милость», «Утоли болезни».

История и значение тропаря Пасхи

Тропарь Пасхи (тропарь «Христос воскресе») — это торжественное песнопение (величание), занимающее центральное место в богослужении Восточной Православной Церкви, а также Католических церквей, использующих обряды византийского образца. В переводе с греческого «тропарь» — это «трофей» или «победный знак», и применительно к светлому празднику Пасхи он означает полную победу Спасителя над смертью. Поются эти слова, как правило, троекратно. В настоящее время к ним подобрано очень большое количество мелодий.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Сущность песнопения в богослужении

Известно, что самый первый тропарь Пасхи на греческом языке был написан неизвестным автором. Позднее, с распространением христианства, он был переведен на множество других языков всего мира, помогая людям усвоить глубинный смысл Христова Воскресения. Католическая церковь использует тропарь на латинском языке.

Первые упоминания о подобных текстах относятся к 4 веку нашей эры, где это величание употребляли в Константинопольской церкви. На любом языке пасхальный тропарь звучит красиво и торжественно, отражая национальные языковые особенности каждого народа. Но особую популярность среди них приобрели греческое и грузинское песнопения.

Тропарь Пасхи на разных языках уникален. В его коротких и ёмких фразах можно узнать и прочувствовать подлинный смысл христианства, всей благой вести — Христос воскрес из мертвых и подарил вечную жизнь всем, кто в него верит. Читая эти слова несколько раз подряд с верой в сердце, человек обращает внимание на разные стороны доносимой до него информации, которая в совокупности передаёт слушателю целый спектр богословской мысли и величание жертвы Христа.

Органичным продолжением тропаря является Кондак Пасхи — краткое песнопение, раскрывающее и дополняющее сущность тропаря, а также всего праздника.

Написал кондак Пасхи преподобный Роман Сладкопевец, живший в 6 веке нашей эры. Преподобный Роман был родом из Сирии и служил певцом в храме св. Софии в Константинополе.

Тропарь в богослужении пасхального праздника

Первое исполнение величания Пасхи можно услышать во время Пасхальной Заутрени, при совершении Крестного хода вокруг церкви. Верующие собираются перед закрытыми входными вратами и ровно в полночь вместе с духовенством поют тропарь Пасхи «Христос Воскресе» по очереди. Затем его слова будут часто повторяться в качестве припева к словам Псалмов (стихи 76 и 117 по нумерации греческой Септуагинты).

В чем смысл этого действия? Священники и миряне символически повторяют путь, который проделали жены-мироносицы ко Гробу Господа, чтобы умастить его мертвое тело маслом по существующему тогда обычаю. А когда процессия исполняет слова тропаря, она как бы вторит встретившему жён-мироносиц ангелу, который сообщил, что Христа в гробнице нет, он воскрес.

В последующем во время Всенощнего бдения величание:

Трижды произносится

1 после каждой песни канона 2 завершает пасхальные стихиры на стиховне 3 произносится на заутрене после отпуста 4 начале и во время завершения Пасхальных часов

Во время божественной литургии (в начале):

  • тропарь повторяется со стихами псалтыря (76 и 117);
  • повторяется на малом входе;
  • поётся во время причащения народа (и после него);
  • произносится на отпусте Литургии;
  • дополнительно исполняется в начале и отпусте вечерни (с припевами).

Такой порядок богослужения принят в течение всех дней праздника Светлой седмицы. По окончании Фоминой недели, на следующее воскресенье после Пасхи, священные тексты начинают все общественные службы, частные требы и другие молитвы, во время которых он исполняется по три раза. Считается, что в это время пасхальный тропарь заменяет собой призывание Святого Духа «Царю Небесный».

Исполняется это торжественное песнопение и во время 39-дневного пасхального попразднества, каждый день вплоть до наступления Вознесения Господня.

Тропарь «Христос воскресе из мертвых» — чудное песнопение Пасхи

Главным песенным произведением Пасхи является тропарь «Христос воскресе из мертвых», принятый в православной церкви. Он исполняется ежегодно в светлый праздник. Это песнопение называют визитной карточкой Пасхи за его торжественность и способность кратко отразить самые глубины события на Голгофе.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Происхождение и смысл тропаря

Тропарь «Христос воскресе» (византийский распев) является кратким изречением истин, характеризующих смысл самого любимого праздника для верующих. Его главное отличие от иных произведений, читаемых в другие праздничные дни — использование в качестве припева к ветхозаветным псалмам. Также эта песнь может исполняться отдельно, обычно три раза подряд.

Автор этого церковного произведения неизвестен. Скорее всего, его родина — Греция. Произведение входит в сборник богослужебных книг «Триодь цветная», где собраны песнопения 8 и 9 веков нашей эры. С тех пор к тропарю Пасхи подобрано огромное количество мелодий.

Тропарь — это радостный гимн, он возвещает о воскресшем Боге, подарившем нам вечность.

На протяжении сорокадневного празднества песнопение «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ» повторяется очень много раз. Первый раз исполняется во время крестного хода в ночь перед Пасхой, когда участвующие в нём верующие делают остановку у закрытых дверей церкви. Эти двери символизируют запечатанную пещеру, где ученики оставили тело Иисуса.

Богослужение с использованием тропаря

После того, как священники с другими служителями клира останавливаются у закрытых храмовых дверей, они провозглашают «Слава святей», после этого происходит следующее.

Читайте так же:  Очень сильные молитвы за сына о защите над ним, от пьянства, о здоровье
Действие Основание
Они три раза исполняют тропарь Пасхи «Христос воскрес из мертвых»
Им вторит хор (также три раза)
Далее священник исполняет первый стих Псалом 67:2.
Хор исполняет песнь тропаря один раз
Священники поют второй стих песнопения Псалом 67:3
Хор снова поет тропарь полностью один раз
Священники поют четвертый стих Псалом 117:24
Хор снова исполняет единожды пасхальный тропарь
Далее духовенство исполняет запев «Слава Отцу и Сыну…»
Хор подхватывает однократным исполнением песнопения полностью
Священники исполняют концовку запева, а хор снова подхватывает тропарь
Священники поют «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ»
Хор заканчивает это предложение

Далее, в продолжение всенощного богослужения, эта пасхальная песнь:

  • исполняется в заключение каждой песни канона Пасхи (трижды);
  • заканчивают стихиры на стиховне (песни, основанные на псалмах);
  • исполняется утром после отпуста праздника;
  • завершает все пасхальные часы.

На следующее воскресение после Пасхи (Фомина неделя) песнопение «Христос воскресе из мертвых» начинает все общественные службы, молитвы и частные требы, в течение которых оно читается по три раза и заменяет собой традиционное призывание Святого Духа «Царю Небесный».

Смысл тропаря Пасхи в разъяснения святителя Луки Войно-Ясенецкого

Свое толкование сути светлого праздника Пасхи святитель Лука начинает с риторических вопросов о том, что же за тропарь такой есть у Церкви, который так дорог сердцу православных и совсем непонятен для язычников. Провозглашаемое пасхальным песнопением удивительно. Известно, что подобное никогда не угашается подобным. Огонь нельзя затушить огнем, тьму не разгонит тьма, злом не уничтожишь зло. И, тем не менее, Иисус своей крестной смертью победил смерть.

Христос победил, в первую очередь, смерть духовную, которой подвержены все люди и которая отчуждает их от Бога — воплощения Любви, Истины, Жизни и самого главного Пути. Смерть духовная заставляет человека отвернуться от этого Пути и всего чистого, что с ним связано, она полна ненависти, лжи и всякого зла, за которым стоит дьявол. Спаситель своим бесконечным потоком любви победил эту смерть, и дьявольская ненависть ко всему человеческому роду была побеждена Любовью Бога к своим детям.

На многих языках сегодня можно услышать «Христос воскресе из мертвых»: греческий, арабский, албанский, гавайский, западноармянский. Таким образом воскресение Спасителя возвещается на разных наречиях по всему миру.

Некоторые пасхальные песнопения

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Тропарь Пасхи, глас 5:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Ипакои Пасхи, глас 4:

Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и и обре́тшая ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми что́ и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́: тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бога, спаса́ющаго род челове́ческий.

Кондак Пасхи, глас 8:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Задостойник Пасхи, глас 1:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: Ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие весели́теся. Свети́ся, свети́ся Но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии рождества́ Твоего.

Ексапостиларий Пасхи

Пло́тию усну́в, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние

ПАСХАЛЬНЫЙ КАНОН, глас 1-й

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев:

Христос воскресе из мертвых (перед каждым тропарем канона)
Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще.

Припев:

Христос воскресе из мертвых
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

Богородичны*:

(*Припев к ним: «Пресвятая Богородице, спаси нас», или «Слава. «, «И ныне. «.)

Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево всенепорочная, и мир просветившаго. Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати всенепорочная.

Песнь 3

Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается.

Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Богородичны:

На нетленную жизнь прихожду днесь, благостию Рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго. Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай.

Ипакои, глас 4-й:

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте, и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Песнь 4

Ирмос:

На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Богородичны: Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения. Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая, зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй.

Песнь 5

Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Богородичны:

Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание. Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи, Мати радовашеся.

Песнь 6

Ирмос:

Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Читайте так же:  Давид пророк молитва

Богородичны:

Возведеся древле держимое смертию и тлением, Воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево. Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, cшедый, и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба.

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Еже прежде солнца, Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се, бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. (Трижды)

Песнь 7

Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог, и препрославлен.

Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Яко воистинну священная и всепразднственная, сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Богородичны:

Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь, всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, Един благословенный отцев Бог и препрославленный. Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен.

Песнь 8

Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: в оньже благословим Христа во веки.

Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки.

Троичен:

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех Естество, Пресущественне и Пребожественне, в Тя крестихомся, и Тя благословим во вся веки.

Богородичны:

Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова: темже благословим Его во веки. Всю низложив смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий совознесе нас и обожи: темже воспеваем Его во веки.

Песнь 9

Припев:

Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца.

Ирмос:

Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Припев:

Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

О, божественнаго! О, любезнаго! О, сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти, до скончания века, Христе, Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

Припев:

Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Cило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.

Богородичны:

Согласно, Дево, Тебе блажим вернии: радуйся, двере Господня, радуйся граде одушевленный; радуйся, Еяже ради нам ныне возсия свет из Тебе Рожденнаго из мертвых воскресения. Веселися и радуйся, божественная двере Света: зашедый бо Иисус во гроб, возсия, просияв солнца светлее, и верныя вся озарив, богорадованная Владычице.

Ексапостиларий самогласен

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. (Трижды)

СТИХИРЫ ПАСХИ

Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха, происходяща.

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша ангела, на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха!Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни глаголя: проповедите апостолом.

Слава, и ныне:

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим:

Народные версии тропаря Пасхи «Христос воскресе» в смоленском Поднепровье

Ц ерковный тропарь Пасхи «Христос воскресе» – обиходное песнопение русского православного богослужения – существует не только в богослужебной, но и в народной певческой практике, что зафиксировано фольклорными экспедициями РАМ им. Гнесиных в 80–90-е годы XX века. Записано около 150 исполнений тропаря народными певицами и беседы с ними об обрядовом и бытовом контексте пения тропаря. Он стал на Смоленщине музыкальным знаком пасхального сезона и вобрал в себя черты местного песенного фольклора.

Тропарь Пасхи прочно вошел в календарные обряды пасхальной недели, Радуницы, дня Жён-мироносиц, Егорьева дня, Вознесенья, а также в похоронный обряд. Специфика традиций смоленского Поднепровья заключается в существовании в каждом селе нескольких народных музыкальных версий тропаря.

Тропарь Пасхи «Христос воскресе» – обиходное песнопение православного богослужения – бытует не только в церковной, но и в народной музыкальной практике. В этих условиях он впервые был записан на Смоленщине фольклорными экспедициями РАМ им. Гнесиных в 80-е годы XX века. Народные версии тропаря фиксировались на этой территории систематически. В целом сделано около полутора сотен звукозаписей тропаря в народной интерпретации, а также бесед с народными исполнителями об условиях его звучания.

В народной традиции, как и в церковной практике, тропарь «Христос воскресе» исполнялся в течение всего пасхального сезона – от Пасхи до Вознесения. Его пели в любой обстановке: расхаживая по улицам села, по дороге на поле или с поля, в домах, во время работ и праздничных застолий. Тропарь является частью музыкального оформления всех обрядов этого периода: «Христа кричали от Пасхи до Вознесення. Утром идём в церковь, а от церкви – Христа кричим. От церкви и до дома эта как паложена – шесть недель до Вознесення, сорок дней от Пасхи вот эта толька и пели, всё время: и скорóдють, и с поля идуть. Где б ни сабирались – па адиночке, в общем ли – этих сорок дней адна эта и была песня» (д. Всходы Угранского р-на), «Кругом жита хадили на Ушесстя (Ушесстя же впереди Духа!) На Ушесстя хадили, значить, кругом жита. Кагда кругом жита шли, тоже кричели Христа. Вот на Ушесстя толька до абеда паложена Христа кричать» (д. Замошье Ельнинского р-на).

Читайте так же:  Молитва чтобы сына в тюрьму не посадили

Исполнителями тропаря были преимущественно женщины, те, за которыми в данной местности закреплена привилегия пения календарных песен. В основном пели ансамблями, но могли петь и соло (например, во время какой-либо работы). В подавляющем большинстве смоленских сел пение тропаря обозначают термином Христа кричать, что ярко отражает манеру интонирования, сходную с календарной: пение напряженным, зычным звуком: «На улице вон сабираемся, становимся и на всю улицу, на всю деревню кричим «Христос воскресе». Далеко слышна!» (с. Белый Холм Глинковского р-на). Кроме того, существуют народные термины играть, славить, кликать, величать, петь Христа. Кое-где пение тропаря обозначают глаголом куралесить.

На данной территории тропарь «Христос воскресе» органично вошел во все обряды пасхального периода, функционируя в них сходным с песнями образом. Так, тропарь пели во время пасхальных волочёбных обходов дворов, ношения икон по дворам одной или нескольких соседних деревень в течение всего пасхального сезона. При этом исполнители могли делиться на две группы и попеременно петь тропарь и волочёбные песни или две разные версии тропаря – мужскую и женскую: «Сначала пають «Христос воскресе» три раза, а патом валачёбную «Ходил Христос сам по земле», патом апять «Христос воскресе». Толька нада спеть «Христос воскресе» три раза. Ета и на кладбище пають, и валачёбную тоже на кладбище пають! И па дварах! Па валачёбных три раза паются» (с. Белый Холм Глинковского р-на). «В васкресенье на Пасху хадили с иконами, «Христос воскресе» пели. Делились папалам: то мужчины, то женщины. И пака идуть, всё время пають» (д. Залужье Кардымовского р-на).

Активно звучал тропарь и на Радуницу, главным событием которой было массовое посещение кладбища с целью помина родителей. По приходе на кладбище жители совершали его троекратный обход с пением тропаря «Христос воскресе», после чего вешали на кресты новые самотканые вышитые полотенца, накрывали могилы скатертями, ставили на них поминальную еду и трапезовали. Тропарь пели и небольшим составом – своей семьей – на могилах родственников. «Раньше тра раза абхадили кругом кладбища на паминальный день и пели «Христос воскресе». А этат паминальный день радителей паминают – Радуница радашная» (д. Замошье Кардымовского р-на). Зафиксировано и свидетельство о пении тропаря на женском гулянии в день Жён-мироносиц. В этом случае тропарь открывал гулянье.

Различные ритуальные действия, совершаемые в Егорьев день, также сопровождались пением тропаря. Так, на Смоленщине обход стада коров в этот день на выгоне или в поле совершался коллективно хозяевами скота совместно с церковнослужителями. В обходе участвовал и пастух. Во время обхода кричали Христа, стреляли из ружья, перекидывали через стадо пасхальные яйца. «А скот на Ягорья выганяють. Как раз на Ягорья выганяють и Христа пéють. Так ходють кругом скота и кричать Христа» (с. Старое Село Сафоновского р-на). «Одна женщина с иконкой идёт кругом скота, ага. Человек пять-шесть идуть, «Христос» поють. Аж на две партии поють! Делимся на две партии: мы кончаем, эти начинають. Без перярыва! Пакудава круг сделають. Старинный признак, чтоб скот, говорят, ўместе ходил и никуда не разболталси» (д. Дубьё Демидовского р-на).

Второй егорьевский ритуальный комплекс связан с земледельческим циклом. Во время обходов полей с иконой жители сел пели различные церковные молитвы, специальные егорьевские песни и тропарь «Христос воскресе». Последний раз клин жита с пением тропаря обходили на Вознесение. Тропарь «Христос воскресе» входил не только в календарные, но и в окказиональные обряды, совершавшиеся в пасхальный период, среди которых вызывание дождя, защита посевов от вредителей и проч. Он также исполнялся на похоронах и поминках в это время.

Во всех перечисленных обрядах причудливо переплелись языческие и христианские представления. Звучание тропаря «Христос воскресе» на протяжении всего пасхального периода придает ему значение музыкального знака сезона наряду с календарными песнями. Во многих обрядах тропарь исполнялся параллельно с календарными песнями – веснянками, волочёбными, духовскими, майскими. В ряде традиций тропарь Пасхи и календарная песня могли звучать одновременно: исполнители делились на две партии, одна из которых пела песню, а другая – тропарь. Это называлось петь наперябив. Иногда пели наперямену, когда партии менялись напевами при одновременном их звучании.

Все фольклорные версии тропаря ориентированы на его обиходный церковный напев. Он многократно звучит в определенные уставом моменты богослужений. Почти в каждой деревне исполнители знают не один, а два или даже три его напева (по народной терминологии – гóлоса), различая их как женский и мужской или церковный и деревенский, или обычный и по покойнику. «Бывала, ва всех канцах кричат «Христос воскресе». Па-разнаму! Аны слова усе одны, а мотивы уже разные: мужчина – он па-мужски, мужчина не может са мной спеться! А я – на свой, ну, женский. И всё!» (д. Садовая Дорогобужского р-на). «Христа кричали на два голаса: и как в деревне, и как в церкви» (д. Мазово Ельнинского р-на).

От церковного распева народные версии тропаря отличает, прежде всего, многоголосие. Если для церковного напева характерно гармоническое соотношение голосов, то в народной интерпретации тропарь звучит в гетерофонной фактуре, когда все исполнители поют одну мелодию, по-разному ее варьируя. Эта мелодия ориентирована на партию басового голоса церковного напева. В народных версиях также очевидна своеобразная трактовка лада, ритмики и мелодики обиходного распева. В мелодическом отношении весь корпус смоленских народных версий тропаря предстает как некий калейдоскоп напевов, в которых в качестве значимых признаков могут выступать разные мелодические и гармонические детали.

В народной традиции, как и в церковной, тропарь поется, как правило, троекратно. Но в некоторых обрядовых ситуациях (например, при ношении икон) его звучание заполняет весьма длительное время всего ритуала.

Канонический текст тропаря почти не изменяется, если не считать его диалектного произношения. Кроме того, к нему могут быть добавлены припевы народного происхождения. Например:

Светлое Воскресение, Богово Вознесение,

Как тебя выпевати, Христа Бога величати?

На Смоленщине записано четыре разных текста припевов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Традиция исполнения тропаря Пасхи вне храма до сих пор жива в смоленском Поднепровье, хотя количество ситуаций исполнения значительно сократилось. Записи народных версий тропаря и беседы со смолянами позволяют реконструировать яркую, живую картину его функционирования в данной традиции даже в советское время. Все звукозаписи тропаря Пасхи хранятся в архиве Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных.

Пасхальный тропарь христос воскресе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here