Почему люди молятся богу

Детально: Почему люди молятся богу - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Почему люди молятся богу

1.В Библии написано не создай себе кумира. Почему же православные молятся на рукотворные иконы?

2.Также Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно?

3. Христос говорил не молиться ему, а молиться Отцу.

4.Почему же православные молятся различным святым, Марии?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

2.Это утверждение фактически неверно. Иисус Христос не запрещает нам молиться за себя. Он дал образец совершеннейшей молитвы – «Отче наш», в которой есть прошения и за себя: «хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:11-13). И еще: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» Мк.11:24).

3. «Христос говорил не молиться ему». Странно, как могло возникнуть такая мысль. В святом Евангелии имеется множество примеров молитвенного обращения людей ко Исисусу Христу. Ему молились 10 прокаженных: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк.17:13). С горячей молитвой за свою страждущую дочь к Нему обращалась жена хананеянка (Мф.15:22). Отец привел одержимого сына: «сжалься над нами и помоги нам» (Мк.9:22). А слепорожденный: «Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк.10:47). Можно привести и другие примеры. Никому Спаситель не запретил молиться к Нему. Всем оказал милость. Иисусу молились ученики и после Его вознесения: «и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (7:59-60).

4. В Священном Писании читаем: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10.1). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12). Как видим, Господь дал истинно верующим власть творить чудеса (исцелять болезни, изгонять нечистых духов). На этом основано наше молитвенное обращение к Божией Матери и святым, которые обладают совершенной верой и силой Божией творят чудеса.

Если человек оставит начетничество, и, вырвавшись из плена узких, предвзятых воззрений, в трудных обстоятельствах будет молитвенно обращаться к Матери Божией и ко св.угодникам, он получит благодатный опыт помощи, который не нуждается в теоретических обоснованиях.

Что такое молитва и почему люди молятся Богу?

Вы когда-либо думали о том, почему вообще люди молятся Богу и что такое молитва? Сегодня мы хотим познакомить вас с небольшим уроком о молитве.

  1. Чем для вас является молитва?
  2. Почему вы молитесь?

Запишите ответы на эти два вопроса или хотя бы сформулируйте ответы для себя лично.

Что такое молитва

Подумайте о том, как вы молитесь. Молитва — это для вас обращение к Богу или разговор с Богом? А также, для чего вы молитесь?

Лично для меня, пока я рос как христианин, примером молитвы служило то, что я видел, как люди молятся публично. Это очевидно, что во время публичной молитвы люди говорят. Когда они перестают говорить, молитва закончена. Поэтому для меня молитва является обращением к Богу, или, по крайней мере, это то, как я это понимал на протяжении многих лет.

Но с таким пониманием есть несколько проблем:

  1. Общение — это не только слова.
  2. Общение, по определению, должно быть двусторонним.

В Послании к Римлянам 8:26-27 сказано:

«К тому же, нам, немощным, помогает в нашей слабости Дух. Мы не умеем молиться как положено, Дух же молит за нас Бога с таким жаром, который не выразить словами. Но Бог, для Кого открыты сердца наши, знает, о чём молит Дух, ибо по воле самого Бога Он молит за святых Божьих».

Вспомните момент в вашей жизни, когда вы делились вашими самыми сокровенными желаниями и чувствами с кем-то, кого вы очень сильно любите. Если вы женаты, это мог быть тот взгляд, которым вы обменялись с вашим супругом, когда вы оба впервые поняли, что любите друг друга. Этот взгляд сказал все. Словами просто невозможно передать самые сокровенные чувства, которые мы испытываем. Молитва — это не просто разговор. Молитва — это чувство. Молитва — это получение сообщения. Святой Дух помогает нам выразить наши самые глубокие чувства Богу. Это двустороннее общение. Он также передает глубокие желания Бога к нам. Иногда во время молитвы нужно помолчать. «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Псалом 45:11).

Существует духовная дисциплина, которая отсутствует у большинства из нас, и я также причисляю себя к новичкам в этой сфере. Это глубокие внутренние размышления или «медитация». Медитация или глубокие внутренние раздумья, это не только индуистская практика. Нам нужно снова начать использовать их в христианской молитве. Когда Давид медитировал, он не повторял мантры, а размышлял о славе Божьей. Псалом 118:27 говорит: «Буду размышлять о чудесах Твоих». В Псалме 76:13 Асаф говорит: «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». Это невозможно осуществить разговаривая. В Псалме 48:9 сынов Кореевых говорится: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего». Молитва, которую Бог ждет от нас, включает в себя медитацию или глубокие раздумья.

Так что же такое молитва? Она включает в себя очень многое. Было бы ошибкой сводить ее к чему-то одному. Одна из этих вещей — это рассказ о наших самых глубоких чувствах и желаниях Богу и ответ Бога нам подобным образом. Давайте рассматривать молитву не только как разговор, но также, как и чувства, и глубокие внутренние размышления (медитацию). Давайте подумаем о роли Святого Духа в этом процессе и научимся умолкать: перестанем говорить и будем глубоко размышлять о Боге, Его чудесах, Его работе, Его неимоверной любви.

Почему люди молятся Богу

Когда у нас есть более целостное видение того, что такое молитва, тогда есть и лучшее понимание того, зачем молиться Богу. Конечно, одна из причин, почему мы молимся, — нам это было заповедано. Но подумайте, пожалуйста, об отношениях, которыми вы очень дорожите. Если они на самом деле для вас ценны, тогда, конечно же, вы общаетесь с тем, кого вы любите, не потому что вы «должны». На самом деле, если вами движет чувство долга, то это уже не любовь.

Есть три гораздо лучшие причины для молитвы, о которых хотелось, чтобы вы подумали:

  1. Воздать славу Богу.
  2. Привести желание своего сердца в соответствие с Божьей волей.
  3. Повлиять на Бога и позволить Ему влиять на нас через отношения.

Вероятно, одно из самых лучших мест в Писании, которое иллюстрирует, почему и как молиться, — это отрывки от Луки 11:1-4 и от Матфея 6:9-13. Здесь ученики Христа, которые молились всю свою жизнь, осознали, что Иисус является великим знатоком молитвы. И они скромно попросили Его научить их молиться. Мы видим, что Его ответ включает в себя три вышеперечисленных пункта.

Молитву Иисус начинает, воздавая славу Богу. Вся честь и слава принадлежат Богу и только Ему одному. Отрывок из Писания об этом, который я лично больше всего люблю, исходит, неудивительно, из уст второго великого молящегося всех времен — Давида:

И тогда Давид благословил Господа перед всем народом, который собрался. Давид сказал:»Господи, Боже Израиля, отец наш, да будь благословен Ты вечно! Тебе принадлежат величие, могущество, слава, победа и честь!Ибо всё Твоё, всё, что на небе и на земле. Царство Тебе принадлежит, Господи!Ты — глава и владыка над всем. Богатство и слава исходят от Тебя. Ты правишь всем. В Твоих руках могущество и сила!Любого можешь сделать Ты великим и могучим. И теперь, Боже наш, мы благодарим Тебя и превозносим славное имя Твоё! Все эти вещи пришли не от меня и моего народа!Все эти вещи от Тебя пришли. Мы только возвращаем Тебе то, что получили от Тебя. Мы всего лишь пришельцы, идущие через эту страну, как и наши предки. Наше время на земле подобно проходящей тени. И не можем мы остановить его. Господи, Боже наш!

Мы собрали все эти вещи, чтоб построить Тебе храм. Мы построим этот храм в честь имени Твоего. Но всё это получено от Тебя, и всё принадлежит Тебе! Мой Бог, я знаю, что Ты испытываешь людей и любишь, когда делают добро. Я от чистого сердца и с радостью отдаю Тебе всё это. Я вижу, что и Твой народ, который здесь собрался, с радостью жертвует Тебе. Господи, Бог наших предков, Авраама, Исаака и Израиля, помоги народу Твоему задумывать доброе. Помоги им быть преданными Тебе и честными! И Соломону, сыну моему, помоги быть честным с Тобой. Чтобы всегда он следовал Твоим заповедям, законам и правилам. Помоги Соломону исполнить всё этои построить великолепное здание, для которого я сделал приготовления». Затем Давид сказал всем собравшимся: «Восхваляйте теперь Господа, Бога вашего». И весь народ благословил Господа Бога, Которому поклонялись их предки. Они пали на землю, и поклонились Господу и царю. (1-я Паралипоменон 29:10-20)

Читайте так же:  Вечерняя и утренняя молитва за усопших

Во-вторых, мы молимся для того, чтобы наши сердца и желания соответствовали воле Божьей на нашу жизнь и на мир в целом. Иисус говорит в Своей молитве: «Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе.» Означает ли это, что Божья воля не всегда исполняется? Я думал, что Бог обладает полным суверенитетом. Но на самом деле Божья воля не всегда исполняется, потому что существуют создания со свободой выбора, чьи желания часто не совпадают с волей Их создателя. В молитве мы стремимся привести наши желания в соответствии с желаниями нашего Отца небесного. Мы капитулируем перед Богом. Мы молимся за какие-то вещи, но мы ожидаем, что Бог ответит на наши молитвы только, если это соответствует Его воле, верно? В 1 Иоанна 5:14-15 говорится, что мы получим все, что просим, что соответствует Его воле. Поэтому, когда мы молимся, мы стараемся привести наши намерения в соответствие с Его волей.

Третья причина молитвы исходит из первой части этого урока. Великая цель молитвы — это воздать славу Богу. В молитве мы приводим нашу свободную волю в соответствие с Божьей волей. Это все верно, но в конце концов молитва — это двустороннее общение. В молитве Бог открывает нам Свои самые глубокие желания о нас, Свои намерения на нашу жизнь и на мир в целом. В молитве мы обнажаем наши самые глубокие желания Богу.

Одно из самых удивительных таинств состоит в том, что Создатель Вселенной хочет, чтобы мы, такие немощные, несостоятельные оказывали на Него влияние. Во время молитвы мы меняем этот мир. То есть, вернее, это не мы, кто меняет этот мир, но мы оказываем влияние на Бога, Который меняет этот мир. В Своей молитве Иисус (от Матфея 6:11) просил Бога, чтобы Он «дал нам наш насущный хлеб». В молитве мы обращаемся к самой влиятельной личности во Вселенной, зная, что, если это будет Его волей, Он это нам даст. «С молитвой, мольбами и благодарностью» мы «открываем наши желания перед Богом» (К Филиппийцам 4:6). Наша молитва способна изменить этот мир, и это одна из причин, почему мы молимся, потому что мы получаем, когда мы просим. Но давайте запомним несколько вещей:

  1. Важно воздавать Богу славу.
  2. Важно привести свои желания в соответствие с Божьей волей.
  3. Важно помнить, что Святой Дух помогает нам открывать Богу наши желания, Он ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Давайте иногда помолчим, глубоко подумаем, помедитируем, «остановимся и познаем, что я Бог».

Перевод: Анна Силина

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Зачем молиться Богу, если Он и так знает в чём мы нуждаемся?

Аудио

— Мы молимся Господу, чтобы Он помог нашим близким и родным людям, например, «Господи, спаси такого-то!». Но Бог – это полнота Любви, и без нашей просьбы Он дает человеку все, что возможно дать. От моей просьбы к Господу в этом случае ничего не меняется. Зачем тогда молиться Господу о других людях?

— Хороший вопрос! Я как-то иду в библиотеку, там сидит студент, копается в книжках. Я говорю: «Ты чего пишешь?» — «Да кандидатскую работу» — «На какую тему?»- «О молитве» — «О молитве? Странно! Зачем молиться-то? Бог любит всех, и каждому дает все, что только можно ему дать. Заем молиться-то, не скажешь?» У него, бедного, аж глаза на лоб полезли.

Бог есть абсолютная Любовь, т.е. предел. Его нельзя сделать более любвеобильным или менее любвеобильным, более милосердным или менее милосердным. Что Он, человек что ли? Это нас можно, как говорили еще греки «Дары склоняют и богов», т.е. нас можно еще разжалобить. Бог – Солнце, на всех направлена полнота Его лучей. Но принимаем-то мы эту полноту лучей как? От меня зависит, вот сейчас возьму и задерну все это! Да еще черным материалом завешу, и будет тьма. Все говорят: «На улице солнце!». Какое солнце? Тьма полная!

Что такое молитва? Это не что иное, как мое искреннее желание измениться. В своем стремлении к Богу я желаю, я каюсь. Само слово «покаяние» в переводе с греческого означает «изменение». Покаяние означает, что я изменяюсь, я делаю себя способным к восприятию этих божественных лучей света. Вот что происходит! Вот почему мы молимся и должны молиться, каяться, меняться.

Основное содержание человеческой жизни состоит в покаянии, т.е. в изменении, в желании изменений. Молитва – это изменения. Я могу только больше или меньше допускать к себе Бога. Бог – Любовь, верно, Он готов дать все, но я говорю: «Постой, Господи, не мешай, Ты в земных вещах не очень разбираешься, я лучше Тебя знаю. Ты говоришь «Не обманывай», да если не обманывать, это что ж такое, а если не украдешь, вообще не проживешь! Что Он там понимает, Господь Бог на Небе, ничего не понимает». Вот как мы рассуждаем-то, вернее живем. Так вот молитва почему нужна. Молитва есть наше изменение, которое делает нас способными к восприятию Божественной Любви, всех Его даров, всех Его милостей, всего Его света!

Более того скажу – без молитвы нет религии. Поэтому не будем отделываться просто записочками и свечечками. Записку подал – и ладно, пусть там батюшка читает. Без молитвы нет христианства. Молитва это, в конечном счете, выключатель – нажали, и свет зажегся, это мое внимание в молитве. Пропала молитва – и свет угас! Только в молитве наш дух становится способным к соединению с духом Божиим. И тогда мы можем получить все блага от Бога, которые только нам наиболее полезны в настоящий момент. Вот почему надо молиться.

— А зачем молиться за других людей?

Читайте так же:  Сколько святых в Русской Православной Церкви, чудотворцы, список

— Это вопрос из серии «Зачем я люблю другого человека?». А зачем его любить? Интересно, правда? Да люблю и все! Говорят: «Зачем читать молитвы какие-то, посещать долгие богослужения?». Хочется ответить: «Пойдите скажите этим влюбленным – сказали о любви друг другу и все, расходитесь по домам, чего там еще ходите где-то часами, разговариваете Бог знает о чем. Так и Господу – сказали «Я верую, Господи» и все, что там стоять 2-3 часа за богослужением, правда?». Оказывается, там, где присутствует любовь, там требуют общения, и когда мы молимся за других, это то же самое. Мы молимся за того, кому желаем блага, обращаемся к Богу.

Мы все составляем единое Тело, даже с теми, кого терпеть не можем. Какой ужас, этот больной зуб – мое тело! Да он мне покоя не дает! И что с ним делать? Лечить… Зачем же? А если печенка-селезенка заболела? Вырви и выброси! Нет-нет, лечить надо. Лечишь свои ручки-ножки, печенки-селезенки, хотя они больные, причиняют страдания, а какую заботу ты о них проявляешь, как их любишь. Мы все один организм. Кто-то нам доставляет удовольствие, кто-то причиняет… ой, не буду даже говорить. Как Бог только терпит таких людей! Мы один организм, и если больше нет средств помочь этому человеку исцелиться, мы молимся за него. Мы обращаемся к Богу не только за своих друзей. Что мне беспокоиться, когда у меня все здорово. Я беспокоюсь за то, что у меня поражено болезнью. Так и здесь, оказывается, мы в первую очередь должны молиться о тех, кто доставляет нам беспокойства, неприятности и прочую всякую всячину, о которой говорить не хочется! Вот какую истину открывает нам христианство.

Зачем нужно молиться Богу — личный опыт и учение Библии

Мне было интересно, зачем молиться Богу и какова истинная цель молитвы, когда мы просим что-то у Бога? Я знаю, что Бог хочет, чтобы мы молились и продолжали общение с Ним через эту привилегию, дарованную Иисусом Христом, но меняет ли это на самом деле мысли Бога или то, что происходит на Земле? Например, если я молился за исцеление кого-то от болезни, как эта молитва изменит то, что в конечном счете произойдет? Кроме того, когда мы молимся, чтобы Бог смягчил сердца людей, работает ли это? Также я не могу найти ни одного примера в Библии, когда бы человек молился за всех людей Земли, а я молюсь за людей, даже за тех, кого я не знаю и, возможно, не узнаю никогда. Почему таких примеров нет в Библии, а если они есть, где они находятся?

Быть христианином — значит постоянно пребывать в личных отношениях с Богом. Когда мы каемся и крестимся, мы получаем прощение грехов и Святой Дух начинает жить в нас. Это восстанавливает отношения с Богом, подобно тем, которые мы имели в Эдемском саду. Любые отношения, по определению, включают в себя связь через наши мысли, идеи, чувства и так далее. Наши отношения с Богом более абстрактны, чем наши отношения с друзьями и семьей, но они все-таки реальны. Молитва — это наши взаимоотношения с Богом, общение о наших идеях, мыслях, желаниях и чувствах. Мы молимся, прося у Него что-то, но это лишь небольшая часть молитвы.

Модель молитвы Богу встречается в Евангелии от Матфея 6:9-13. Здесь мы видим восхваление Бога, просьбу, чтобы Его воля свершилась, просьбу, чтобы Он удовлетворил наши нужды и даровал прощение.

Меняют ли наши молитвы мысли Бога? Да, меняют. Как это работает? Я боюсь, что это тайна, но мы имеем заверения от Бога, что если мы молимся, Он слышит и отвечает нам. В Евангелии от Матфея 7:11 сказано, что если мы просим Бога, Он дает это нам. В Евангелии от Иоанна 14:13-14 мы узнаём, что получим всё, что мы просим у Него. В Послании Иакова 4:1-2 говорится, однако, что если мы просим с неправильными мотивами, Он, как правило, говорит: «Нет». В 1-ом послании Иоанна 5:14 говорится, что когда мы просим и когда наша просьба согласуется с Божьей волей, то мы получаем, что просим. В книге Бытие 18:16-33 мы можем видеть, как Бог передумал из-за просьбы Авраама. Так что, как бы странно это ни звучало, но Создатель Вселенной будет смирять Себя под влиянием наших ничтожных запросов. И это правда.

Исцелит ли Бог кого-то, о ком вы просите? Мы не можем сказать наверняка. Помните, что Послание Иакова 4 и 1-е послание Иоанна 5 указывают на то, что Бог дает нам то, о чем мы просим. Просьба должна исходить из-за правильных побуждений и должна быть, по крайней мере, в общем соответствии с Божьей волей. В книге Бытие 18:16-33 может показаться, что воля Божья несколько гибкая, но во 2-ом послании Коринфянам 12:7-9 Павел просил Бога забрать его болезнь, а Бог говорит «нет» этой конкретной просьбе. У нас нет никаких гарантий исцеления Богом по нашей просьбе. Можно только сказать, что Он слышит нас, и если это лучше для нас и находится в пределах Его воли, Он сделает это. Все мы умрем, в конце концов, и молитва Богу не является верным превентивным средством от всех болезней и тем более смерти, но тем не менее Бог просит нас молиться.

Бог всегда работает в сердцах людей, но я верю, что молитва может сфокусировать Его на конкретном человеке. Конечно, Его воля в том, чтобы люди были спасены, так что, применяя 1-е послание Иоанна 5, я думаю, что для нас возможно предположить, что Бог поможет нам в этой молитве. Хотя Он не будет воровать свободную волю других людей, но молитва может помочь, и мы, безусловно, должны продолжать такие молитвы, но, как и в случае с болезнями, у нас нет твердой гарантии, что это окажет желаемое действие. Я бы отправил вас обратно к Евангелию от Матфея 7:11, как к гарантии того, что Бог слышит и отвечает, даже если точный характер Его ответа может быть загадкой для нас. Вы правы, вы никогда не сможете точно знать, как Бог отвечает на ваши молитвы. Вера включает в себя что-то, что мы не можем увидеть, и мы никогда полностью не сможем уйти от этого факта (Послание Евреям 1:1-2).

Что касается конкретной молитвы Богу о том, чтобы открылось чье-то сердце, я не знаю такого примера с точным соответствием, но молитва Павла в Послании Колоссянам 4:3 (в синодальном переводе) о том, чтобы Бог открыл дверь для слова, кажется мне подходящим примером. Очевидно, что в Библии мы не сможем найти конкретных примеров для каждого возможного вида молитвы, но это, кажется, молитвой такого рода. Не то же самое, но хорошим примером для вас может явиться молитва Анны о ребенке в 1-ой книге Царств 1. Бог ответил на ее молитву. Я считаю, что если бы она не молилась, она бы не имела сына, и один из величайших людей в Библии – Самуил — не родился бы.

В Евангелии от Луки 18:1 говорится, что всегда следует молиться и не сдаваться. Я предлагаю вам принять этот совет и стараться не расстраиваться, даже если вы не видите очевидного результата от ваших молитв, и даже если это занимает годы.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Зачем молиться, если на все Воля Божия

Здравствуйте, увидел в Интернете цитату Сёрена Кьеркегора: «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося». Как эта фраза соотносится с церковным взглядом? Мысль очень красивая, конечно, но что это получается — чуда по молитве совершиться не может? И вообще в жизни тогда нет места чуду — сплошное предопределение? К тому же ведь люди меняются постоянно — и в хорошую сторону, и в плохую, но это же не всегда результат молитвы…

Соединение установлено

Читайте так же:  Оптинские старцы молитва перед сном

Что такое молитва — инструмент для изменения воли Божьей или же попытка угадать эту волю, совместить с ней свои желания и просьбы? Если Бога можно упросить о перемене Его воли, возникает неразрешимое противоречие: воля Бога — плод Его премудрости, которая всегда совершенна, а совершенство не подвержено изменениям. Если же воля Бога неизменна, тогда получается, что молитва к Нему о чем-либо конкретном — дело заведомо бессмысленное, и можно лишь надеяться, что твоя просьба по счастливой случайности совпадет с Его волей о тебе. Звучит это, прямо скажем, не очень обнадеживающе. Но не будем торопиться с выводами.

Истина, как правило, оказывается шире наших представлений о ней.

«Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит», как полагали римские философы-стоики. Отношения человека и Бога в их представлении были похожи на дорогу с односторонним движением, где один только Бог действует, а человек лишь пассивно воспринимает результаты этого действия. Любые попытки сопротивления предначертанной свыше судьбе приводят человека к неоправданным потерям сил и бессмысленным страданиям. В принципе, конечно, у каждого есть возможность отважно выехать на квадроцикле навстречу бульдозеру и посоревноваться — кто кого столкнет с дороги. Но исход такого мероприятия заведомо известен и оптимизма не внушает. В такой картине мира молитва действительно ничего не может изменить.

Однако в христианском понимании этих отношений у человека всегда есть своя «встречная полоса», по которой он может двигаться либо к Богу, либо от Бога. И чудо по молитве может произойти именно там, где человек меняет направление своего движения, духовно возвращаясь к своему Создателю.

Есть известный анекдот о бедном человеке, который слезно молил Бога о выигрыше в лотерею, но при этом даже не удосужился купить лотерейный билет. Вопрос о соотношении человеческой молитвы и воли Божьей можно рассматривать примерно в этой же плоскости. Чтобы получить просимое, человеку кроме самой молитвы нужно выполнить еще и определенные условия, при которых эта молитва может быть исполнена. «Лотерейным билетом», который в данном случае необходимо купить, по слову апостола Иакова, становится изменение своего сердца, принятие заповедей Евангелия как главного закона своей жизни: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:3). Бог не скуп, не жаден и ничем не ограничен в возможностях. Он всегда желает добра человеку и в любой момент готов дать каждому из нас все мыслимые и немыслимые блага, какие только существуют на свете. Но вот воспринять эти блага без вреда для себя и окружающих готов далеко не каждый.

Бойтесь своих желаний

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит весьма радикальное пожелание:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Но что происходило бы в мире, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал бы, например, всем, «…рвущимся к власти навластвоваться всласть»? Какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, в одночасье вдруг оказавшимся под началом у тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном — чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике «Молитвы Франсуа Вийона» Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатное пиво по утрам, наркоманам — гарантированную ежедневную дозу, а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса — по двойной порции свиных отбивных на завтрак, обед и ужин.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В этом смысле волю Бога, конечно, изменить молитвой невозможно. Зато человек может изменить себя, направив свою волю от вреда к собственному благу. И одним из важнейших инструментов такой перемены является молитва.

Кьеркегор и Брянчанинов

Утверждение Сёрена Кьеркегора «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося» может показаться чересчур категоричным. Однако наш русский подвижник святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывается об этом же куда более эмоционально: «Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердный, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу».

Святитель как бы уточняет мысль, высказанную Кьеркегором: молитва может изменить человека вполне определенным образом — приблизить его к Богу и тем самым сделать способным к восприятию тех благ, которые Бог изливает на каждого из нас без всяких просьб с нашей стороны.

Беды человеческие, горе, страдание — все это вошло в жизнь человека через отпадение от Бога, и лишь через возвращение к Нему страдающий человек может найти утешение и покой своему сердцу. Поэтому основной мотив христианской молитвы не «…подай нам, Господи», а «…приди и будь с нами». К слову сказать, даже с чисто прагматической стороны это куда более разумный подход: ведь если с тобой Податель всевозможных благ, значит, и без самих этих благ ты никак не останешься. Вопрос лишь в акцентах: что для тебя важнее и дороже — блага или их Податель? Иногда таким благом может оказаться даже собственная жизнь. Но суть выбора от этого не меняется.

Апостолы, путешествуя в шторм по бушующему озеру, испугались и стали будить уснувшего на корме Иисуса. И по их просьбе Он совершает чудо — велит ветрам утихнуть (причем в греческом оригинале стоит более жесткий вариант, нечто вроде нашего — «заткнись»). Но при этом укоризненно обращается и к ученикам: «Где ваша вера?» Имея на корме Повелителя бурь, апостолы все же предпочли просить его о чуде.

То, что Творец мира находится вместе с ними в одной лодке, представлялось им недостаточным для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. И апостолы получили просимое. Чудо по их молитве оказалось возможным и навсегда вошло в историю человечества как свидетельство того, что Бог слышит наши просьбы. Но вместе с этим чудом в историю также вошел и Божественный упрек в адрес просивших учеников. Нечто подобное происходит и со всеми нами, когда во время всевозможных житейских бурь мы обращаемся к Господу с просьбой о помощи. Нам кажется, что Бог забыл о нас и не видит происходящего, что события вышли из-под Его контроля и вот-вот захлестнут хрупкую лодку нашей жизни. Но Бог всегда сопровождает нас Своим невидимым участием в нашей судьбе.

Молитва лишь помогает нам вспомнить об этой Божественной заботе, но отнюдь не «будит уснувшего Бога». И те из христиан, кто опытным путем в этом убедился, вкладывали в свои молитвы совсем иные смыслы, нежели прошение о каких-либо чудесных изменениях окружающей их действительности, сколь бы угрожающей она ни была.

Ярким примером такого — поистине детского — доверия к Богу является молитва святителя Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Читайте так же:  Сильная мусульманская молитва на деньги и богатство

Сделайте глубокий вдох

Во все времена Бог остается основой нашего бытия, той силой, которая призвала нас к жизни и поддерживает в нас эту жизнь. Он подает нам все блага мира без каких-либо условий, не требуя от нас ничего взамен. И лишь одно благо Он, всесильный, не может дать нам без нашего согласия — Себя Самого. Только это благо — быть с Богом в этой жизни и в вечности — человек должен взять осознанным усилием, отвечая любовью на любовь, жертвой на жертву. Таким ответом на Божью любовь и является для христиан молитва. В этом соединении человеческого духа с Духом Божьим и заключается главный смысл любой молитвы, вне зависимости от ее содержания.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».

Воля Бога о человеке всегда остается неизменной — благо человека, его спасение, дарование ему жизни вечной. Странно было бы предполагать, будто Бог может в какие-то моменты нашего бытия желать нам всего этого в меньшей степени, чем в другие. И горевать о том, что человек неспособен изменить эту благую Божию волю своими молитвами, вряд ли имеет смысл.

Однако человек в духовном смысле не является какой-то раз и навсегда застывшей статичной системой. Он все время меняется, то приближаясь к замыслу Божьему о нем, то удаляясь. Сообразно его текущему духовному состоянию Бог являет ему Свою волю в таких формах, которые именно в данный момент для человека наиболее способствуют его спасению. Так, волевое действие врача всегда направлено на исцеление больного. Но, в зависимости от ситуации, одним пациентам он назначает усиленное питание и поездку на курорт, другим — горькое лекарство и постельный режим, третьим — курс химиотерапии и травмирующую операцию.

С момента грехопадения человечество оказалось духовно больным. Осознанное бытие с Богом — для человека не дополнительный бонус среди прочих благ, а необходимое условие его существования. Богообщение нужно человеческой душе так же, как телу нужен воздух, без него душа задыхается и страдает. Поэтому слова святителя Игнатия совершенно справедливы, хотя и звучат для кого-то шокирующе. Богу действительно не нужны наши молитвы, Он благ, совершенен и ни в чем не испытывает нужды. А вот сами мы — сотворенные из земли и в землю уходящие после кратких лет земной жизни, — сами мы, если оставляем молитву, начинаем духовно умирать еще до того, как нас настигнет биологическая смерть. И уже никакие посылаемые Богом блага не сможем воспринять как чудо в этом состоянии духовной омертвелости.

Молитва не инструмент для изменения Божьей воли, она — источник жизненных сил, «кислородная маска» для задыхающейся души, ниточка, связывающая умирающего человека с Подателем жизни.

Укрепляя молящегося, она действительно изменяет человека, как лекарство изменяет больного в сторону здоровья. Ниточка становится все крепче. И человек оказывается способным к восприятию новых, недоступных ему ранее проявлений благой и неизменной воли Божьей о нем.

Почему мы молимся святым? Ведь есть же Бог!

Вопрос читателя:

Почему так необходимо молиться разным святым? Говорят, что святой ходатайствует о нас перед Богом. Почему, если появилась какая-то проблема, считается, что в ней помогает тот или иной святой, разве не все по воле Божьей? И уж если и просить помощи, то тогда у Бога лично! Кто может быть ближе к человеку, если не его Создатель? Я не спорю, святые были великие люди, заслужили славы у Бога, а мы все грешные люди, но зачем мне пытаются представить Бога строгим начальником, который не слышит просьб подчиненных, как только через своих приближенных?

Кто и как пытается что-то Вам представить, этого я сказать не могу. Кто-то пытается или Вы так воспринимаете. не знаю, эти вопросы оставим.

Вообще, конечно же, все по воле Божией. И основные и все главные молитвы — это все просьбы к Богу или благодарности Богу. Посмотрите, разве не так?

Святые — это люди, чей жизненный опыт засвидетельствован Церковью как правильный, ведущий ко Христу, тот, на который мы можем ориентироваться. И если в земных делах мы обращаемся за помощью и советом к авторитетным людям, то так же точно и в делах духовных. Факт, что некоторые святые помогают своими молитвами в конкретных делах. Ну вот есть такое и масса людей может это подтвердить. И святому-то мы молимся с просьбой вместе с нами помолиться Богу. Как и в любом деле: иногда и один можешь о чем-то попросить, а иногда вдвоем с кем-то легче. А иногда именно кому-то конкретному хочется о своем рассказать. Например, Матери Божией. И Ее именно попросить, чтобы она помолилась Своему Сыну о Вашей ситуации.

Так что акценты Вы верно понимаете, а вот откуда в Вас такое возмущение, честно говоря, я не понял. Оно немного на пустом месте и относится скорее к не совсем верным представлениям конкретных людей, но никак не может быть отнесено к нашей традиции.

У нас есть еще ответ на подобный вопрос: Зачем молиться святым?

И просто тексты по теме:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: Икона святителя Николая. Фото spbpda

Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

Читайте так же:  Как самой освятить дом

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Зачем люди молятся Богу?

К нам на почту пришло письмо: «В одной из публикаций на вашем сайте рассматривался вопрос про мучение невинных младенцев, родившихся больными, и Вы сказали, что Бог мало вмешивается в жизнь людей. Меня это очень поразило. Получатся, Бога вообще нет смысла о чём-то просить? Просит женщина Бога о здоровом ребёнке, но рождается ребёнок больной, ведь, у мамы какая-то накладка в генах. Выходит, что не всё от Бога, а всё от обстоятельств, а Бог просто наблюдает, как ты выкрутишься из такой ситуации?»

Нет. Вы, видимо не совсем правильно поняли. Наоборот! «Что Бог не вмешивается в жизнь людей…» Почему? Потому, что он не хочет вмешиваться в жизнь людей с насилием над нашей свободой. Это основной момент – с насилием над нашей свободой! И поэтому, как раз наоборот!

«Получатся, Бога вообще нет смысла о чём-то просить?» Наоборот! Мы потому Бога и просим, что мы, таким образом, как бы приглашаем его поучаствовать в нашей жизни, и даём ему возможность разрешение, если хотите, с нашей стороны, чтобы он пришёл, и по-своему всё устроил. «Да будет воля, Твоя, яко на Небеси, и на земли». Мы ему разрешаем. Мы согласны: «Да, будет воля». Всё! Мы согласились и мы ждём, чтобы он сделал всё по своей воле. Чтобы не было так, что Он сделал, а потом мы сказали: «А что это Ты сделал? А нам так не нравится. А мы хотим по-другому». Чтобы этого не было, чтобы мы действительно сказали: «Да будет воля Твоя». Чтобы мы сказали: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы это было добровольно, что мы зовём Его, приглашает Его, просим Его, умоляем Его, чтобы Он вмешался в дела нашей жизни, наши земные дела и по-своему всё расставил. Наоборот, молитва, она даёт возможность. Мы поэтому и просим, потому, что Господь, иначе Он опасается. Он как-то это, какими-то путями может и пытается нас вразумить, направить, подсказать, что-то там шепнуть. Но, если мы делаем всё по своему, то Ему приходится сказать: «Ну, ребята, ну, не знаю, раз вы так хотите. Ну, ладно».

Почему люди молятся богу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here