Содержание
Ответы на вопросы
Фото: Фотобанк Лори
Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.
Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:
- молитвенная поза
- коленопреклонение
- воздевание рук
- поклоны
- крестное знамение
В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.
Важность участия тела в молитве
Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.
Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.
Труд в молитве
Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.
Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.
Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!
Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.
Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.
Как читать дома молитвы — стоя или сидя?
В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы
Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.
Молитва стоя
Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно
- прямо,
- благоговейно,
- не переминаясь с ноги на ногу,
- не делая суетливых движений.
Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.
На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.
Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время
- чтения Евангелия
- в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
- во время возгласов священника «Благословенно царство. »
Молитва на коленях дома
Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.
На коленях дома можно молиться в любое время,
кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.
Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия
— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.
Коленопреклонения на литургии в православии
В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только
- в праздник Пятидесятницы,
- на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.
В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.
В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.
Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.
Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?
Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.
Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.
В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.
Как правильно совершать земной поклон?
Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.
В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):
- два земных поклона до прикладывания и
- один земной поклон после прикладывания.
В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.
Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).
Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.
Как правильно совершать поясной поклон?
Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.
- Обычно делается сразу после крестного знамения
- Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.
Молитвенные жесты
Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.
Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.
О крестном знамении в православии: сила, значение и суть
В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.
Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.
Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.
Как совершать крестное знамение?
Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.
Сначала складывают пальцы:
- большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
- безымянный и мизинец остаются согнутыми.
Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться
- сначала лба, освящая свои мысли,
- затем живота — во освящение сердца и чувств,
- затем правого плеча
- и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.
После этого должен следовать наклон головы или поклон.
Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.
Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии
Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.
Для этого жеста
- большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
- мизинец и безымянный прижимают к ладони.
Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.
В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.
Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.
После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.
Именословное перстосложение
Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.
Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.
Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:
- указательный палец вытянут,
- средний слегка согнут, образуя букву С,
- большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
- мизинец также согнут в виде буквы С.
Ответы на вопросы
Фото: фотобанк «Лори»
Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.
Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.
Молиться с чистым сердцем
Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.
Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.
С какими чувствами молятся Богу
По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.
С какими словами надо обращаться к Всевышнему
Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.
Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.
На каком языке нужно молиться в церкви и дома?
Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.
В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.
Как правильно молиться святым
Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.
В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.
Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.
Как нужно начинать и заканчивать молиться
- Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
- Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
- В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.
У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.
Молитвенное правило в православии
Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.
Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.
Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.
Что такое молитвенное правило
Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.
Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.
Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,
- утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
- Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
- После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
- Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.
К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.
Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.
В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.
Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.
По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.
На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.
Как исполнять молитвенное правило
Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.
Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.
Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.
Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.
Православный молитвослов
В православном молитвослове обычно содержатся
- главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
- утреннее и вечернее молитвенное правило
- каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи
Видео (кликните для воспроизведения). |
Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.
Как не отвлекаться во время молитвы
Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.
Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.
Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.
Молитва — сила, меняющая судьбу. Как правильно молиться
- Молитва — сила, меняющая судьбу. Как правильно молиться
- Как читать молитвы в 2017 году
- Как молиться за близких людей
Известно, что от 5 до 20 минут внимательной молитвы в день успокаивают ум человека. Если он молится 20 минут в день, его судьба на этот день становится благоприятной, но новая судьба не создается. Если 40 минут в день, то судьба уже меняется. Если же молится больше 40 минут в день, то появляется знание в сердце, как изменить то, что вызывает беспокойство. А более 1,5 часов молитвы в день не только дают знание как менять судьбу, а еще и силы для изменения!
Самое благоприятное время для молитвы — раннее утро, до 6 утра. В это время молящегося не будут отвлекать посторонние мысли. Чем выше поднимается солнце, тем сложнее будет молиться. Возможно, у вас пока нет мотивации вставать так рано. Но постарайтесь делать это как можно раньше, насколько это для вас возможно. А потом желание вставать пораньше появится само, когда вы увидите и прочувствуете изменения в собственной жизни. Вечером, после захода солнца, тоже очень благоприятно очищать свой разум молитвой, избавиться от негативных последствий прожитого дня. Вечерняя молитва — как энергетический душ, бесценна для нашего сознания!
Чтобы почувствовать силу правильной молитвы, нужно сесть с прямой спиной перед изображением святого человека, иконой или изображением Господа. Можете положить перед глазами священные писания, если так принято в вашей вере. Затем нужно включить звук святого человека, это может быть звук хора или молитвы.
Внимательно слушая звук человека или группы людей, памятующих о Господе, начните повторять молитву. Лучше, если в молитве будет обращение к Господу или его имена. Старайтесь вслушиваться в звук аудиозаписи молящихся и пытайтесь во время молитвы перенять их умонастроение. Существует три настроения, с которыми очень хорошо молиться — тоска по Господу, настроение служения и любовь к Господу. Не беспокойтесь, если поначалу вы не почувствуете ничего особенного. Через некоторое время практики у вас начнут проявляться такие эмоции и чувства. Главное во время молитвы — не давать посторонним мыслям проникать в вашу голову и стараться полностью сосредоточиться на повторении.
Во время молитвы будьте благодарны Господу за то, что у вас есть. Не нужно во время молитвы думать о проблемах, о своих просьбах Господу. Нет никакой нужды в этом, они автоматически разрешатся, если вы постоянно будете практиковать молитву по утрам. Помните, сосредотачиваться нужно на звуке, именно он обладает силой менять судьбу.
Как молиться на коленях
- Как молиться на коленях
- Можно ли читать молитвы сидя
- Как молиться в церкви
Молитва в положении стоя выражает готовность человека внимать, указывает на его собранность перед обращением к Господу. Взгляд человека при молитве стоя должен быть обращен только на икону, на молитвенный образ.
Молитва на коленях стоя или сидя выражает покаяние, особенно усиленную мольбу человека. Но нельзя долго стоять на коленях, если это неудобно физически. Иначе вместо обращения к Богу человек будет думать о боли в коленях.
Молитва, сидя на скамье, способствует углублению в свои размышления, внимательности к словам молитвы.
Когда креститься, когда кланяться… 1
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1
Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.
Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.
Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.
Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.
В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:
Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.
За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.
Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.
Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.
Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.
Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).
В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.
Правильная молитва на коленях
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Можно ли в воскресенье молиться на коленях
Ответ: К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:
Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен.
Вопрос: Ввиду разногласий очень просим вас указать, когда именно надо делать коленопреклонения во время Божественной литургии?
Здесь естественна оговорка: молящийся по книге, конечно, не может лежать, павши ниц до земли, а должен поднять голову, дабы иметь возможность читать написанное в книге. Но это исключение, вызываемое естественной необходимостью, не отменяет общего и для всех православных обязательного правила о поклонах.
Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?
О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.
Вопрос: При запрещении земных поклонов с вечера среды Страстной недели — допускаются ли они перед Плащаницей?
Ответ: Допускаются, на подобие того, как установлено, совершать земные поклоны перед Св. Крестом в неделю Крестопоклонную или на праздник Воздвижения Креста Господня, хотя бы он приходился в день воскресный, что оговорено особо в Типиконе.
Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).
Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.
Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.
Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.
В православии есть большое количество определенных обрядов, таинств и ритуалов, выполнение которых несет в себе определенный смысл. Среди таких выделяют поклоны. Они несут некоторое символистическое значение и передают некий посыл от верующего к Богу. Есть определенные правила того, как делать земной поклон в православии, а также уместность его выполнения. Зная тонкости совершения определенных действий мы всегда будем чувствовать себя уверенно и избегать неприятных ситуаций.
Поклоном называют символическое действие, которое характеризуется наклоном тела и головы, которые показывают смирение и покорность перед Господом. Есть несколько разновидностей поклонов:
- Великие или земные. При них молящийся становится на колени и касается головой земли.
- Малые или поясные. При его выполнение наклоняется только голова и тело.
Обычай совершать поклоны пришел к нам еще с древних библейских времен.
Есть определенные случаи, когда поклоны не предусмотрены. Многие также путают такие понятия как поклоны и неправославный обычай стояния на коленях.
При выполнении земного поклона мы показываем свое смирение и благоговение перед Творцом вселенной. После поклона мы встаем, показывая тем самым, что Господь дал нам все необходимое для спасения.
Делать великие поклоны нельзя:
- в дни от Рождества до Крещения,
- в воскресные дни,
- в дни великих праздников,
- от Пасхи до Пятидесятницы,
- в праздник Преображения,
- запрещено причастникам в день первого причастия и последующие.
Есть еще и такой вид как великие постовые поклоны. Такими называют троекратные земные поклоны, которые сопровождаются наложением православного крестного знамения и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, которая поделена на три стиха.
Священники говорят о том, что в Церковном Уставе говорится о неспешном, своевременном, чинном, неторопливом и истовом выполнении. Поклоны и коленопреклонения стоит совершать после каждого кратного прошения ектении или молитвословия. Запрещается делать это во время чтения или пения. Также не разрешается совершать поклоны вместе с крестным знамением.
Как правильно делать земные поклоны? Перед совершением необходимо наложить на себя крестное знамением. После этого встаньте на колени и поклонитесь, руки и голова должны касаться пола. Перед тем, как приложиться к иконе или распятию необходимо снова дважды перекреститься поклониться, приложиться, а потом еще раз перекреститься и поклониться.
Уже было сказано о том, когда не нужно совершать поклоны, но многие люди не знают и те моменты, когда это делать необходимо. Если даже по незнанию Вы совершите земной поклон во время праздника, то это не будет считаться ошибкой. Многие священнослужители говорят и о том, что часто необходимо смотреть еще и на традиции того храма, который Вы посещаете. Бывает такое, что существуют и определенные местные традиции.
Земной поклон в воскресение вызывает массу споров. Прежде всего это заключается в том, что по Церковному Уставу запрещено совершение земных поклонов в воскресные дни и праздники. Но многие литургисты говорят о том, что совершать земные поклоны необходимо всегда перед престолом, независимо от дня недели или праздника. Кроме того, есть определенная практика, когда земные поклоны заменяются на поясные.
Есть такое понятие как Литургия. Еще Иоанн Кронштадский говорил о совершении земных поклонов во время Литургии. Он говорил, что совершать поклоны необходимо независимо от времени проведения Литургии. Делать стоит три поклона во время ее проведения:
- На входных перед Престолом.
- При положении Даров.
- Непосредственно перед причащением.
Но опять же таки о том, если Вы не знаете, когда делать земной поклон на Литургии, можно посоветоваться с церковнослужителями или просто наблюдать за их поведением. Так как постигнуть все тонкости совершения всех ритуалов и обрядов достаточно сложно, то не стоит стесняться просить о помощи, а также консультироваться со знающими людьми. Это позволит Вам избежать неприятных и неловких ситуаций в храме.
Помните о том, что совершение любого действия не должно идти из-за необходимости или по принуждению. Все действия должны исходить от чистого сердца и только по добрым побуждениям. Ведь наше обращение к Господу будет услышано и одарено благодатью только в том случае, если у нас будут чистые помыслы и искренняя вера.
Поклон
Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом.
Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.
Церковь никогда не отделяла души от тела. Поклоны – это молитва тела.
«Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться».
праведный Иоанн Кронштадтский
Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.
Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны с крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.
Церковный Устав требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
О недопустимости земных поклонов в дни воскресные
Не положены земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения ( см. обсуждение на форуме).
Также см. в Типиконе: «[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]».
Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25.
Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Следует различать поклоны и в целом неправославный обычай стояния на коленях. Преклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше искупление (дал нам всё необходимое для спасения).
святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ( Мф.6:6 )».
свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».
митрополит Антоний Храповицкий:
«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы «восстави» на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим – в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение – стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу».
святитель Симеон Солунский:
«Нет ничего маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?».
…В древности коленопреклонения перед принятием причастия на самом деле никогда не было, не говоря уже про все традиции. Характерным древним жестом благоговения перед принятием причастия было не коленопреклонение, а поклон и наложение крестного знамения, что до сих пор мы видим в византийских обычаях. Коленопреклонение — знак покаяния. Обычай становиться на колени является средневековой западной практикой, которая постепенно вошла в обиход Латинской церкви между XI и XVI столетиями. И, конечно, постепенно греко-католики, угнетаемые собственным комплексом неполноценности, переняли это у латинян; чтобы показать последним, что, имитируя латинские инновации, они уже не вполне православные, а становятся «более католиками».
архимандрит Роберт Тафт SJ
О поклоне на возгласе: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»
Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?
Что уж говорить о безразличии к священным уставным нормам, когда, например, не только несведущие миряне, но и пастыри и иноки пренебрегают каноническим чином временной отмены земных поклонов и коленопреклонений 4) . А ведь такие ограничения не внешняя формальность. «Не преклонять колен» в определенные моменты свт. Василий Великий относит к нормам «сакраментальной и литургической жизни Церкви» 5) . Все в православном ритуале несет в себе глубокий богословский и аскетический смысл, здесь затрагивается таинственное внутреннее взаимодействие между душой и телом. Поскольку не только ум, но «все душевно-телесное существо человека участвует в богослужении», важна адекватность каждого движения. Отсюда особый символический язык жеста, который «Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы», к нему относятся и поклоны, и коленопреклонения – «безгласный язык, где слово заменяется движением» 6) . Поэтому так важно осмысленное исполнение ритуальных действий и строгое следование каноническому чину 7) .
Нарушение чина поклонов далеко не мелочь. Не признак ли это выхолащивания церковной жизни, зарождения культа обрядоверия, когда чинопоследование превращается в «бессодержательные внешние действия» 8) или, хуже того, когда им придается лжеритуальное суеверное значение. Отцы предупреждают, что, «не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую». Чтобы духовная жизнь не вырождалась в бессмысленную обрядность, «необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно оттого, что она вместо литургии стала обедней, был пережит всеми нами глубокий кризис» 9) .
Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.
Примечания
[1] Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.
[4] Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. Василия Великого (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. Пахомию Великому: «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». Казанский П.С. История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.
[7] Богословско-аскетическое значение коленопреклонений и смысл запрета на земные поклоны – эти темы рассматриваются в наст. изд., т. 2, 4.
[9] Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Essex; М., 2003. С. 68.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т.1. Глава «Тайна Таинств». С. 80-83. Новиков Н.М.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.