Содержание
Празднование Святой Пасхи
(историко-литургическая справка)
(ЖМП. 1966. № 4. С. 52–56.)
Церковное пасхальное богослужение ведет свое начало из глубокой христианской древности. В течение столетий оно дополнялось новыми обрядами и песнопениями, пока, наконец, приняло современный вид.
Основание церковному богослужебному году было положено в век апостольский празднованием воскресного дня. Первое определенное указание на празднование воскресного дня находится в 1-м Послании ап. Павла к коринфянам ( 1Кор.16:1-2 ). В Книге Деяний ( Деян.20:7-8, 11 ) имеется указание на освящение воскресного дня богослужебным собранием. В Троаде «в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета». Как видим, воскресный день («первый день недели») освящался совершением Евхаристии. Дееписатель отмечает также, что в горнице, где происходило преломление хлеба, было «довольно светильников».
О праздновании еженедельного воскресного дня всей Церковью после апостольских времен упоминают многие церковные писатели. Так, св. Игнатий Богоносец, ученик ап. Павла, в Послании к магнезийцам советует оставить хранение субботы и жить «жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его» («Писания мужей апостольских», в перев. прот. П. Преображенского. СПб., 1895, с. 282).
О еженедельном праздновании христианами воскресного дня упоминает в начале II века и Плиний Младший. «Они,— пишет Плиний,— …имеют обыкновение собираться в определенный день перед рассветом и петь гимны Христу, как Богу…».
В обращении к язычникам древние церковные писатели (св. Иустин Философ, Тертуллиан и др.) часто называли воскресный день днем солнца, потому что так назывался у язычников этот день недели. В обращении же к иудейской среде они, когда нужно было отличить воскресный день от субботы, называли его днем воскресения Господня и просто днем Господним.
Если первые христиане сохраняли иудейские обычаи, в том числе празднование субботы, то во II веке воскресный день вытесняет субботу, а Лаодикийский Собор 29-м правилом прямо запрещает христианам «иудействовать», то есть праздновать субботу, и повелевает всем «день воскресный преимущественно праздновать».
День воскресный освящается и празднуется и доныне в каждом обществе христиан. Прославляя Господа, воскресшего из мертвых, и торжествуя Его победу над смертью. Святая Церковь установила еженедельно совершать богослужение в радостный день Воскресения Христова без обязательных коленопреклонении в молитве.
У писателей раннего христианства имеются сведения и о праздновании ежегодного дня смерти и Воскресения Христова, то есть Пасхи (Послание св. Иринея, епископа Лионского, к епископу Римскому Виктору; две книги о Пасхе Мелитона, епископа Сардийского; писания Аполлинария, епископа Иерапольского, Климента’ Александрийского, ов. Ипполита, папы Римского, и др.).
Если на Пасху вначале могли смотреть как на пост в память смерти Спасителя, умершего в день еврейской Пасхи, то вскоре начинают соединять с ней и радостное воспоминание о Воскресении Христовом и приурочивать это событие к воскресному дню, а не к любому дню недели, на который приходилась бы еврейская Пасха, и особенно это было заметно в Западной Церкви.
С течением времени из празднования Пасхи крестной образовалась Страстная седмица (в древности она называлась «великой седмицей»), с ее торжественно-скорбными богослужениями, из Пасхи же воcкресной — собственно Пасха с Светлой седмицей, а древняя практика крещения оглашенных на Пасху с предшествовавшим этому их оглашением (наставлением в истинах веры) за богослужениями, во время которого они, проводя время в посте и молитвах, знакомились с содержанием Священного Писания, начиная с книги Бытия, дала начало посту Св. Четыредесятницы. Сорокадневная продолжительность этого поста установлена в память и подражание сорокадневному посту Иисуса Христа пред началом Его служения делу нашего спасения. В современном Уставе сохранились следы древнего празднования Пасхи крестной и Пасхи воскресной. Это заметно в праздничном характере служб Великих четвертка, пятка и субботы и в структуре бдения на Пасху, состоящего из торжественно-скорбной пасхальной полунощницы, с каноном Великой субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. (Что службы пасхальных полунощницы и утрени составляют одно целое, видно из того, что при совпадении Благовещения с Пасхой Устав назначает петь канон Благовещению на полунощнице и на утрене.)
IV век ознаменовался прекращением гонений, и это, конечно, оказало благотворное воздействие на создание торжественности всех церковных служб, и тем более пасхальной. Этому способствовали также меры по усугублению торжественности православных богослужений, проводившиеся великими иерархами Церкви в борьбе с арианством, которое привлекало последователей внешней пышностью своих религиозных процессий. О величии и торжественности совершения пасхального богослужения в этот период можно судить по Пасхальным Словам таких отцов, как свв. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие. Св. Григорий Нисский в своем Слове на Пасху говорит: «Слух наш оглашается во всю светлую ночь словом Божиим, псалмами, пениями, песнями духовными, которые, втекая в душу радостным потоком, преисполняли нас благими надеждами, и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого, возносилось чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство, так что блага сего покоя, удостоверяя собою в неизреченной надежде на получение уготованного, служат для нас образом тех благ, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2:9 )».
Обстоятельные и интересные сведения о торжественности совершения служб Святых Страстей и Пасхи в Иерусалимской Церкви в IV веке дают записки паломницы IV века Этерии (Сильвии Аквитанки), — в частности сведения о схождении св. огня, крещении оглашенных в Великую субботу и т. д.
С IV в. утверждается семидневное празднование Св. Пасхи, что видно из писаний свв. Кирилла Иерусалимского, Иакова Низибийского и Иоанна Златоуста, который семидневное торжество Пасхи называет духовным браком (Слово против упивающихся и о Воскресении). Пасхальная служба начинается в ночное время .и заканчивается с рассветом. Особенностью этого ночного пасхального богослужения является, по свидетельству историка Евсевия и других, возжжение множества светильников в храмах и в городах, благодаря чему «эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня» (Е в с е в и й. Жизнь Константина, IV , 22).
В дальнейшем пасхальное богослужение в основном не претерпевает особых изменений, а только пополняется новыми песнопениями. Те величественные песнопения, которые мы слышим в Светлый Праздник Пасхи, большею частью принадлежат св. Иоанну Дамаскину, который сложил их согласно с высокими выражениями о Пасхе священных писателей и древних отцов Церкви, преимущественно свв. Григория Богослова и Григория Нисского.
Божественной славе Воскресшего и величию светлого Праздника Пасхи, по современному Уставу, как и в древнее время, присуща высокая и особенная торжественность. Священнослужители перед началом утрени облачаются, по указанию Типикона, «в светлейшыя священныя одежды». С зажженными свечами, Евангелием и образом Воскресения, при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», которая сначала поется троекратно в алтаре, они выходят из храма с певцами и народом, совершая шествие вокруг храма, сопровождающееся торжественным звоном колоколов. Этим шествием, по изъяснению толкователей этого обряда; мы изображаем «мироносиц, шедших утру глубоку помазать Тело Христа Спасителя» (К. Никольский. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1874, стр. 614).
В притворе храма начинается пасхальная утреня. Затем с радостной вестью «Христос Воскресе!» все входят в храм, как текли некогда жены-мироносицы в Иерусалим возвестить апостолам о Воскресении Господа.
Этой же песнью «Христос Воскресе», многократно повторяемой во время пения канона, Святая Церковь, «Царя Христа узрев из Гроба, яко Жениха происходяща», выражает неземной восторг праздничного торжества.
В конце пасхальной утрени при пении «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: «братие!», и ненавидящим нас простим вся Воскресением…» верующие приветствуют друг друга, произнося «Христос Воскресе!» и отвечая «Воистину Воскресе!», и запечатлевают это приветствие поцелуем и дарением пасхальных яиц.
С древнего времени на пасхальной заутрене читается «Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Пасху», сопровождаемое пением тропаря Свят. Иоанну.
Непосредственно после утрени, «безрасходно», по примеру храма Воскресения в Иерусалиме, начинается торжественное служение литургии.
Торжествуя и изображая во всех своих песнопениях, молитвословиях и священнодействиях победу Христа над смертью и начало вечной, блаженной жизни, Святая Церковь на пасхальной литургии антифонами из псалмов 65, 66 и 67 призывает всю вселенную воскликнуть Господу и воздать славу Ему.
В апостольском чтении ( Деян.1:1-8 ) говорится о Воскресшем Ииусе Христе, Который пред Своими учениками «явил Себя живым в страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1 , говорится и об обетовании апостолам Святого Духа.
Евангельское литургийное чтение ( Ин.1:1-17 ) возвещает, что Воскресший есть Сын Божий, воеприявший плоть человеческую, соделавший верующих чадами Божиими и явивший славу Свою, славу Единородного Сына Божия, полного благодати и истины, которыми Он наполняет верующих в Него и во всей толноте сообщает им то, что служит к богопознанию и богопочитанию, к просвещению и вечному блаженству. Это чтение Евангелия совершается на литургии первого дня Пасхи на многих языках во свидетельство того, что проповедь веры христианской, основанием которой является Воскресение Христово, огласила все народы, все концы земли. (В Греческой Церкви Евангелие на литургии читается обычным порядком, а на многих языках читается Евангелие на вечерне первого дня Пасхи).
Не менее торжественно совершается в первый день Пасхи и вечернее богослужение с чтением Евангелия, в котором повествуется о явлении Воскресшего Спасителя «дверем затворенным» в первый день вокресения ученикам в Иерусалиме ( Иоан.20:19-25 ).
В дни Святой Пасхи в православном народе с древних времен существует обычай вкушения освященных брашен. Христианская Пасха есть Сам Христос Своим Телом и Кровию: «Пасха—Христос Избавитель!» — поет Святая Церковь, повторяя слова ап. Павла ( 1Кор. 5 ,
Поэтому в светлый день Пасхи особенно прилично причащаться Св. Тайн Тела и Крови Христовых, «но так как православные христиане имеют обычай принимать Св. Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются не многие, то по совершении литургии в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, называемые пасхами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе» (Прот. Г. Дебольскиий. Дни богослужения Правосл. Кафолич. Вост. Церкви, т. 2, СПб., 2, с. 14).
День святой Пасхи по православному календарю
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи — Песаха.
В 2017 году православная Пасха празднуется 16 апреля (3 апреля по старому стилю). В этом году православная и католическая Пасха выпадают на один и тот же день.
В этот день вспоминается воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после его распятия на кресте за грехи всего человечества.
Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу.
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.
Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число.
Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).
С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.
Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».
В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.
Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.
После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется Светлая или Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!»
Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к позднему апокрифу (произведение раннехристианской литературы, не вошедшее в библейский канон), в котором говорится об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В пасхальном куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.
Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
День святой Пасхи
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи — Песаха.
В 2016 году православная Пасха празднуется 1 мая (18 апреля по старому стилю).
В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.
Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу.
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.
Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).
С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.
Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».
В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.
Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.
После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется Светлая или Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».
Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к позднему апокрифу (произведение раннехристианской литературы, не вошедшее в библейский канон), в котором говорится об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В пасхальном куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.
Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Видео (кликните для воспроизведения). |
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .
Вход Господень в Иерусалим
В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. | Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне». |
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех Живот Даровав. | Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертью смерть и даровав жизнь находящимся в гробах. |
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. | Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира. |
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе! | Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрыми рыбаков (то есть апостолов), ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший Вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец! |
7 августа 2017 г.
[1] О преподобной Марии Египетской мы пишем на с. 371. (2 ф., с. 28)
[2] См. об этом на с. 294-295. (1 ф., с. 154)
[3] Об этом событии мы пишем на с. 325. (1 ф., с. 171)
Святая Пасха: Православный праздник. И не только
Накануне святого праздника Пасхи ВЦИОМ провёл опрос «Праздник Пасхи: не только куличи и яйца!». Опрос дал интересные и даже неожиданные результаты
Сразу надо сказать, что «пасхальный» опрос ВЦИОМ проводился в общенациональном масштабе. Опрашивались люди, имеющие разное отношение к религии в целом и к православию в частности.
На вопрос «Знаете ли Вы, когда в этом году православные христиане отмечают Пасху?» правильно дату праздника назвали вдохновляюще многие — 77% опрашиваемых.
На более сложный вопрос: «Как Вы считаете, что празднуют в Пасху?» половина твёрдо ответила, что «Воскресение Христово». Остальные либо затруднились (32%), что понятно при отсутствии в нашей стране какого бы то ни было религиозно-культурного образования, либо спутали с Рождеством Христовым (6%).
Фото: Aliaksandr Barouski / Shutterstock.com
На вопрос «Как Вы собираетесь отмечать Пасху?» можно было дать несколько ответов. Самыми распространёнными были: «Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи)» — 48%, «Буду принимать гостей, сам пойду в гости» — 44%, «Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви» — 21%, «Поеду на кладбище» — 16%, «Пойду ко всенощной» — 11%, «Буду делать подарки близким» — 11%.
Здесь можно отметить странное отсутствие ответа: «Пойду с утра на литургию», что делают очень многие празднующие Святую Пасху. Думаю, что будь он предложен, процентов 10 он тоже бы набрал.
Можно сказать, что все, кто понимает, что в Святую Пасху празднуют Воскресение Христово, собственно, так или иначе и собираются религиозно участвовать в этом празднике.
Полновесно, по-церковному хотят отметить этот день 11% опрошенных, в том числе 14% православных, 4% иноверных (удивило) и 1% номинальных атеистов. Освятят в церкви кулинарные символы праздника 21%, из них 27% православных, 10% иноверных и 5% атеистов. Остальные будут отмечать Пасху в кругу семьи и знакомых (48% православных, 32% иноверных и 33% атеистов). Не будут праздновать 18% опрошенных. В это число входят в основном атеисты (42%), представители других религий (43%) и только 8% номинально православных (также удивило).
Из этих приведённых цифр можно сделать два серьёзных вывода:
Первый — что церковных людей в России становится больше. На саму службу в 2005 году ходили 3%, в 2017 — 9%, в 2018 — 7%, в 2019 — уже 11%. А в целом 90% православных по своему происхождению так или иначе предполагают отмечать Пасху. Национальный консенсус по этому празднику у русских есть.
Второй вывод из опроса ВЦИОМ более сенсационный. Православный праздник Святой Пасхи широко празднуется в той или иной степени и третью иноверных, и третью атеистически настроенных граждан России. Это, по крайней мере, меня и удивило, и порадовало.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Светлое Христово Воскресение стало по-настоящему не только православным церковным праздником, но и государственным, гражданским праздником для очень многих граждан России.
К последнему нашему выводу хорошей доказательной базой пойдёт и другой опрос ВЦИОМ: «Пасха — третий по значению среди российских праздников». В нём выяснилось, что в нашей стране Пасху считают одним из наиболее важных праздников до 35% опрашиваемых. Святая Пасха наряду с 9 мая и Новым годом — самые общенародные праздники в нашей стране.
Уникальный праздник для всех людей
Скоро, совсем скоро церковный народ воскликнет: «Христос воскресе! Воистину воскресе!». Главный православный праздник Воскресения Христова, Святая Пасха, придёт в сердце каждого, кто захочет принять радость, возвещаемую им.
Господь был распят на Кресте, на древе, чтобы разрешить всех людей от греха, происшедшего через древо познания добра и зла, произраставшего ещё в Раю.
До Воскресения Христова, — писал великий святитель Филарет (Дроздов), — многие из людей знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются неизвестно куда. Иные нечто слышали ещё об аде как о пропасти, которая всех угрожает поглотить и никого не отдаёт обратно. Немногие помышляли о Небе… Теперь, когда Христос воскрес и когда Ему как Богочеловеку дана «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землёй так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земле является Божество, и на небе человечество.
До Воскресения Христова спасение души было невозможно. После Воскресения Христова у людей появилась надежда на восхождение в Царствие Небесное, на загробное продолжение вечной жизни в раю с праведниками.
Совсем скоро весь православный мир запоёт:
«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
Всех с наступающим праздником Светлого Христова Воскресения!
Святая Пасха
материал по теме
Методический материал для проведения внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasha_babynin.zip | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ
И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное Образовательное Учреждение
Начального Профессионального Образования
« Профессиональное училище № 16 г. Строитель
Яковлевского района Белгородской области»
учитель истории и обществознания
ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель
Бабынин Сергей Анатольевич.
«Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу».
(Святой Амвросий Медиоланский)
Пасха (греч. πάσχα , лат. Pascha , ивр. פסח песах — «прохождение мимо»); в христианстве также Воскресение Христово (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ ) — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).
- Лазарева суббота;
- Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи;
- Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи;
- Пасха — Светлое Христово Воскресение;
- Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) — явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;
- Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;
- Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи.
Праздник святой пасхи – воскресения Христа празднуют каждый год весной. История пасхи уходит своими корнями во времена, когда еврейский народ находился в рабстве у египетского фараона. И та, еврейская пасха была празднованием окончания рабства. Позже после Воскресения Христова апостолы установили христианскую пасху, и суть пасхи стала иной, чем прежде. Ныне суть пасхи в победе над смертью. Данный праздник не имеет конкретной даты для его празднования, поэтому существует календарь пасхи, в котором можно смотреть дату пасхи в каждом году. Вообще Пасха Христова отмечается в 1-ое воскресение, которое следует за первым полнолунием после мартовского равноденствия. Так этот праздник выпадает каждый год на разные дни, обычно этот период попадает в интервал с 22.03 по 25.04 по старому стилю. Так, Пасха в 2011 году дата выпадает на 24 апреля. А вот пасха 2012 будет 15 апреля.
1. Барская Е. А. Урок внеклассного чтения по главе «Пасха» повести И.С.Шмелева «Лето Господне»: 6 класс / Е. А. Барская; Худ. Ф.Домогацкий // Литература в школе.- 2003.- № 2.- С. 33: ил.
2. Великий Пост // Начальная школа: Прил. к газете «Первое сентября».- 1997.-№ 14.- С. 14.
Об описании празднования пасхи в произведениях некоторых русских писателей.
Рассказ о самом радостном и светлом христианском празднике — Пасхе.
3. Норык Т. Норык Т. Пасхальные игры и забавы / Т. Норык // Мир школы.- 2002.- № 4 . -C. 80-81.
История возникновения праздника Пасха и традиции его празднования .
4. Редькин П. Редькин П. Дорого яичко к Христову дню / Редькин П. // Юный художник.-2000.- № 4.- С.46-47.
Традиции и обычаи Пасхи
Подготовка к Пасхе длится весь великий пост — 7 недель
Прежде всего надо помнить, что Церковь готовится к Пасхе очень основательно. Весь Великий Пост — это и есть подготовка к Пасхе. Великий Пост делится на седьмицы. На первой седьмице все верующие читают в Церкви Покаянный Канон Андрея Критского. И строго постятся — не едят молока и мяса. Интересно, что православные японцы считают обязательным в это время не заниматься шоппингом. Почему? Потому что Великим Постом мы изо всех сил стремимся быть с Богом. Для этого мы отстраняемся от всего отвлекающего или развлекающего. Каждый определяет меру строгости поста для себя лично, по своим силам, чтобы не загнать себя в уныние, отчаяние или болезнь.
Перед Пасхой с начала поста кроме воскресенья в Церкви не служат литургию Иоанна Златоуста, а только литургию преждеосвященных даров, которую написал святитель Григорий Двоеслов специально для Великого Поста. Великопостная литургия отличается от обычной тем, что Дары — Тело и Кровь Христовы — на ней не освящаются. Они заготавливаются заранее. На литургии преждеосвященных даров не принято причащать младенцев.
Вторая седьмица Великого Поста посвящена мистическому молитвенному опыту святителя Григория Паламы. После подготовки в первую неделю, верующие погружаются с молитвой в учение Григория Паламы о Фаворском Нетварном Свете и Божественных Энергиях.
Третья седьмица — Крестопоклонная — верующие погружаются в молитвенное воспоминание и осмысление Креста, как орудия спасения человечества.
Четвёртая седьмица — посвящена Иоанну Лествичнику. Иоанн Лествичник — монах, который описал путь очищения от грехов и духовного роста в виде ступеней лестницы.
Пятая неделя посвящена Марии Египетской, которая в отрочестве убежала из дома и стала блудницей. Она долго вела распутную жизнь, это был ее выбор, но однажды она решила приложиться к честному древу Креста. Какая — то сила не пускала ее в храм. Мария стала молиться перед иконой Богородицы. Ей открылась вся бездна и мерзость ее греха, она ушла в пустыню. Там она молилась и плакала о своих грехах 37 лет. Господь ее покаяние принял. Она стала святой, смогла принять причастие. К месту, где ее причастили, Мария дошла по воде. Христиане вспоминают Марию постом, потому что для грешника — главное — решимость оставить грех.
Шестая седмица — посвящена Входу Господню в Иерусалим, она завершается Вербным воскресеньем
Седьмая неделя Великого Поста — страстная. Перед тем, как возликовать великой радостью, что Христос Воскрес, благодарные люди с трепетом и состраданием вспоминают страдания нашего Спасителя.
Видео (кликните для воспроизведения). |
На этой неделе в Великий или Чистый четверг все верующие причащаются.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.