Проповеди на день Николая Чудотворца

Детально: Проповеди на день Николая Чудотворца - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«В память вечную будут праведники!»

Этими и многими другими словами Святая Церковь ныне прославляет святителя и чудотворца Николая. Святитель жил в далекое от нас время и в далекой от нас стране, но память его из поколения в поколение, из века в век, из рода в род переходит, потому что это великий угодник Божий, который прославился своим подвигом, своим служением, своим верным пребыванием о Господе, своим искренним чувством любви, которое он простирал на окружающих его людей. Память святителя Николая совершается дважды в год, и, кроме того, каждый четверг Святая Церковь вспоминает подвиги и труды святителя Николая, потому что он заслужил того, чтобы его прославляли, чтобы к нему обращались усердной молитвой, ожидая небесной помощи по его заступничеству.

Более 16 столетий тому назад жил святитель Николай. Он родился ещё в III веке и жил в конце 3-го столетия и первой половине 4-го столетия. Святая Церковь прославляет его, как правило веры. Исповедовать веру Христову тогда, когда жил святитель Николай, было весьма трудно и даже опасно, потому что святитель жил в то время, когда ещё продолжались жестокие гонения на христиан. Он родился в городе Патары, где служил его родной дядя, тоже по имени Николай, и под его руководством святитель Николай воспитывался в христианской вере и благочестии, поэтому он был крепким в вере, безбоязненным и мужественным исповедником веры Христовой, несмотря на то, что были жестокие гонения. Эти гонения грозили не только различного рода мучениями и истязаниями, но и мученической кончиной. Но святитель Николай, будучи твёрдым в своей вере, воспитанным в христианском духе, мужественно противостоял всем козням гонителей. Он был заключен в темнице, в течение очень многих лет находился в тюрьме, но и там тоже мужественно исповедовал веру, укрепляя и других, потому что очень много христиан тогда было ввергнуто в темницу за исповедование веры Христовой.

Таким образом, мы видим, что Святая Церковь, прославляя святителя Николая как правило веры, имеет в виду все те события, которые связаны с одной стороны с гонениями на христиан, когда нужно было мужественно исповедовать веру Христову, и с тем временем, когда нужно было противостоять еретическим заблуждениям, нисповергающим православное учение о Христе, Сыне Божием.

Благодарная память о святителе Николае проявляется в том, что на всех просторах Руси Великой построено множество храмов в честь святителя Николая. Святитель Николай прославляется в тех местах особенно, где построены храмы в его честь, где возносится бескровная жертва, где постоянно совершаются молебны и другие молитвословия, прославляющие святителя и свидетельствующие о том, что молитва христиан, обращенная к нему, всегда бывает исполнена.

Вот вкратце, дорогие братья и сестры, то, что заключается в тропаре, который поется в этот день: «Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей Истина.» А «вещей Истина» — это Сам Господь. Он явил святителя Николая таким угодником Своим, который и прославляется Самим Господом, который прославляется и нами, к нему мы обращаемся с молитвами.

Святитель Николай почитается не только среди православных, но и среди других христиан, тем более, что мощи святителя Николая пребывают в городе Баре. Это храм католический, в котором находятся мощи святителя Николая, но там можно молиться всем христианам, которые во множестве в настоящее время, благодаря Господу, могут посещать это святое место.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей и путешествующих. Многие из тех, кто по долгу службы своей находятся во власти морской стихии, всегда обращаются к святителю Николаю, и моряки всегда почитают его, потому что он, действительно, являет чудеса милости и спасает очень многих, именно тех, кто с сокрушенным сердцем, истинно стремится к тому, чтобы найти небесную помощь по молитвам этого великого угодника Божия. Будем же, дорогие братья и сестры, прославляя ныне святителя и чудотворца Николая, всегда обращаться к нему с нашими молитвами, и Господь, по милости Своей, по молитвам святителя, удостоит нас неизреченных благ.

Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

Христос Воскресе!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Так святой апостол Павел призывает прославлять тех, которые проповедовали слово Божие и являются нашими наставниками в вере не только словом, но и примером своей собственной жизни. К таким наставникам относится святитель и чудотворец Николай, память которого ныне мы празднуем.

Это был великий святитель, который жил в 4-ом столетии. Он принял на себя многие страдания, потому что жил в то время, когда ещё были гонения на Церковь Христову, на христиан, на всех последователей Христовых, на всех верующих, которые исповедовали имя Христово. Гонения были страшными. Святитель Николай неоднократно был заточаем в темницу и претерпевал всевозможные лишения, но твёрдо стоял в вере. Когда Христианская вера стала дозволенной, святитель защищал веру Христову от тех, кто извращал её, поэтому, будучи на Первом Вселенском Соборе, он, свидетельствуя о стойкости своей веры, поражал еретические заблуждения. Поэтому Святая Церковь, за всю его святую Богоугодную жизнь и за защиту веры истинной, прославляет его как угодника Божия.

Ныне особый праздник, посвященный событию, которое связано не непосредственно с жизнью и деятельностью святителя Николая, а с перенесением его многоцелебных мощей из города Миры в город Бари. Это произошло в 11-ом столетии. Но с того времени это событие отмечается Православной Церковью, потому что и на новом месте, где водворились мощи святого Николая, продолжали совершаться чудеса так же, как и на месте его первоначального погребения.

Вскоре после того, как наступила его кончина, его мощи стали источать миро. Это стало известно многим христианам, не только жившим в городе Миры, но и повсеместно. Поэтому когда было нашествие иноплеменников на город Миры, то благочестивые христиане решили перенести мощи, чтобы не подверглись они поруганию, и перенесли в город Бари, где в скором времени был построен и особый храм, где доныне покоятся под престолом многоцелебные мощи святителя Николая, источающие миро. И, несмотря на то, что католическая церковь определила праздник в честь святителя Николая быть в числе местночтимых, несмотря на то, что мощи находятся в католическом храме, в католической стране, в католическом городе, несмотря на то, что он был провозглашен только местночтимым, христиане со всего мира прибывают в город Бари, чтобы почтить святителя и поклониться ему и помазаться многоцелебным миром, которое источается от его мощей. Конечно, католическая церковь празднует день святителя 9 мая по новому стилю, а мы совершаем его память 22 мая. Именно в этот день в город Бари съезжаются очень многие паломники. Многие сотни и тысячи людей в эти дни бывают там для того, чтобы поклониться многоцелебным мощам святителя Николая и помазаться тем миро, которое источается от его многоцелебных мощей.

Святитель Николай является почитаемым угодником Божьим за то, что он в своей жизни проявил стойкую веру, что он проявил многие другие христианские добродетели. Святая Церковь, когда воспевает его в день его кончины, называет его «правилом веры, образом кротости, учителем смирения и воздержания» и многие другие добродетели указывает в его жизни. Мы знаем, что святитель Николай не только при своей жизни, но и после блаженной кончины продолжал совершать великие и дивные чудеса. Как при своей жизни он проявлял нищелюбие, оказание помощи нуждающимся людям, защищал невинных, то то же самое он продолжал совершать и после своей кончины. По молитвам его многие избавлялись от всяких болезней, недугов, скорбей. Мореплаватели всегда призывают святителя Николая в помощники и заступники, и тот, кто действительно с верой глубокой прибегает к святителю, тот бывает спасаем от треволнений моря и благополучно достигает тихой пристани. Святитель Николай почитается многими, даже людьми, которые далеки бывают от Церкви, но если они предпринимают путешествие по водной стихии, то, несомненно, призывают его в свои помощники, заступники и покровители. И святитель Николай никогда не оставляет тех, кто с усердием прибегает к его молитвам, к его небесному заступничеству.

Читайте так же:  Молитва московской матроне о сыне

Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы с вами стекаемся в храм Божией для того, чтобы прославлять святителя Николая, чтобы помолиться ему, чтобы поблагодарить за те благодеяния, которые он по милости Божией посылает нам, и стремиться к тому, чтобы, прославляя его, подражать его вере и его благочестивой жизни. Поэтому тот призыв, который мы сегодня слышали из послания к евреям, апостол Павел обращает и к нам, чтобы мы поминали наставников, проповедовавших нам слово Божие, и чтобы мы подражали их вере. А святые отцы, в частности святитель Николай, не только на словах исповедовал свою веру, но и всей своей жизнью, примером своего святого богоугодного жития он показывает нам, что мы должны быть стойкими в вере и исповедовать безбоязненно свою веру перед окружающими нас людьми и стремиться к тому, чтобы вера наша была не на словах только, но и в делах, чтобы мы проявляли милосердие, пример которого явил святитель и чудотворец Николай. По молитвам этого великого угодника Господь да управит путь нашей жизни.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
22 мая 2014г

72. Слово в день святителя Николая Чудотворца 191

Как вчерашний праздник в честь апостола любви Иоанна Богослова, так и нынешний в честь святителя Николая, являющегося как бы олицетворением добродетели милосердия, побуждают нас, братие, беседовать о завещанной миру Христом любви.

Вероятно, нет и нужды много говорить о значении любви, потому что кто не знает силы любви и значения ее в жизни человеческой. Она есть солнце жизни, способствующее хранению и беспрепятственному развитию последней. Поистине заповедь о любви, по слову святого апостола Иоанна Богослова, есть «заповедь древняя» , которую «мы слышали от начала» ( 1Ин. 2, 7 ), «чтобы поступали по ней» ( 2Ин. 1, 6 ). Она есть заповедь, яснейшим образом начертанная на скрижалях сердца человеческого при создании; ибо о чем так ясно и неумолчно возвещает людям совесть, как не о высоте любви, ее красоте и величии, об обязанности нашей поступать с другими так, как хотели бы мы, чтобы поступали с нами ( Мф. 7, 12 ).

Вероятно, люди все более и более проникаются сознанием необходимости любви в жизни общественной, все более и более начинают говорить о гуманности или человеколюбии, о равенстве, братстве и свободе всех. Во имя, по-видимому, любви и именно христианской любви ныне все заняты мыслями о заключенных в тюрьмах по политическим и общественным делам. Ибо разве не Христос велел посещать заключенных в темницах, разве Его истинные последователи не печаловались о последних? Разве и пример святителя Николая, освободившего при царе Константине от неправедного убиения трех мужей, заключенных в темнице, не побуждает к тому же?

Итак, пусть современные политические и общественные деятели, не желающие отречься от Христа, чаще проверяют путь свой по Евангелию и не решают дела политические и общественные, опираясь исключительно на человеческую мудрость мира сего.

Пусть не забывают они и еще иное наставление апостола: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин. 3, 18 )! Пусть вместо высказывания угроз, дышащих смертью, и требований, иногда совершенно неразумных, приступят скорее к созидательному труду на благо народа, ради которого попали в тюрьму и заключенные в темницу (если, конечно, они были искренни), к труду на пользу просвещения народа и поднятия его внешнего благосостояния! Ибо ведь такую деятельную созидательную любовь имели ученики Христовы апостолы, оставившие все для того, чтобы распространить всюду Евангелие Христово, мученики, своею кровию запечатлевшие свидетельство о Христе пред очами всего мира, преподобные, победившие с великим усилием немощи естества и страсти для того, чтобы во всей светлости воссиял в них образ жизни Христовой. Это есть любовь Божия, явленная миру Христом. Пусть эта любовь Божия, имеющая корень свой в вере, положена будет в основу при совершающемся обновлении земли Русской, а не подобные «меди звенящей» слова нынешних людей, «угрызающих и снедающих друг друга» ( 1Кор. 13, 1 ; Гал. 5, 15 )! Аминь.

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 9 марта 1906 года. (ОЕВ. 1906. № 10. С. 392–394.)

Проповедь в день святого угодника и чудотворца Николая

Сегодня мы празднуем память человека, который был богат, но вошел в Царство небесное. Господь сказал – «трудно богатому войти в Царство небесное» ( Мф. 19,23 ). Но Господь не говорил, что богатому в Царство небесное войти невозможно. Если бы Он так сказал, тогда многие богатые наследники, заведомо без всякой своей вины были бы лишены Царства. Был бы лишен его и царь Неманя, который имел «семь башен грошей и дукатов». Были бы исключены все, кто считался богатым в этом мире, но, несмотря на это мы читаем их имена в церковном календаре.

Нет, братья мои, благой Господь никого не лишает Своего Царства, ни перед кем из ищущих вечной жизни, какого бы звания он не был, вечной не затворяет врата. По неизреченному человеколюбию Бог хочет, что все спаслись, и никто никому не может помешать спастись, если сам себе не помешает.

Богатому трудно войти в Царство не потому что он богат, а потому что редкий богатый может победить искушения, исходящие от богатства. Редкий богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не купили ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство небесное, но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство и в календарь святых, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, внутренне они были свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и раздавали согласно евангельским заповедям. Так они спасли свои души и помогли спастись другим. Это мужественные души, которые не дали богатству победить себя, но сами стали его победителями.

Помимо земного сокровища святитель Николай обладал еще тремя сокровищами, превосходящими по цене земные – сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая, из любви к Христу, свое богатство бедным он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни, чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие, вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие, вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас.

Вера святого Николая была чиста как хрусталь и крепка как алмаз. Он доказал это в Никее, когда подвергая опасности собственную жизнь, защитил православие от еретика.

Правда Божия в святом Николае была яркой как солнце. Он показал это, когда не дал палачу казнить трех невинно осужденных мужей. Святитель подбежал и успел собственной рукой вырвать меч из рук палача, снова ставя под угрозу свою жизнь.

Читайте так же:  О доме, который терпит наваждение от злых духов

А милосердие святого к нищим и убогим было подобно милосердию Христа. Он раздал как милостыню все свое имение, как правило, делая это в тайне, обрекая себя на голод и бедность.

Но этот великий раб Божий не страшился ни еретиков, ни палачей, ни голода. Он твердо знал, что Всевышний внимателен к Своим верным слугам, так и было, Всевышний защищал его до конца жизни и так прославил его после смерти среди ангелов и людей, как прославлял немногих.

Но кроме трех великих духовных сокровищ – веры, правды и милости, святой Николай имел неисчерпаемую ризницу духовных благ, в ней были сокровища кротости, воздержания, поста , молитвы и смирения. Эту ризницу переполненную духовными и нравственными сокровищами оставил дивный святитель Христов в наследство вам, православным христианам. Сегодня эта ризница широко распахнута и ее сокровища открыты для вас. Угодник Божий примет от вас и свечи и молитвы и славский хлеб не в дар, а в благодарность. Он сам сегодня предлагает вам свои дары. Если вы примите их, то и он примет вашу благодарность, но если вы его дары отвергнете, то и он ваши отвергнет. Смотрите, чтобы не презрели вы тех даров, которые предлагает вам этот богач Христов.

И еще запомните, и возрадуйтесь – святитель Николай не писал книг, не проливал мученически крови за Христа, и все-таки, он почитаем больше многих святых, мудрые писавших книги или мученически пострадавших за Христа. Тайна сия велика и чудесна. Это дело промысла Божия, этим благой Господь хотел показать, что Он вводит в Царство Свое не только мудрых богословов и мучеников, но и бесчисленный сонм добрых душ, хранивших истинную веру и исполнявших заповеди Божии. А таких среди верующих было и есть множество, среди тех, кто не говорил, а делал, не писал книг, но дышал Духом Божиим. Правда, мудрые богословы и мученики многочисленны, но все же они в меньшинстве по сравнению с великим множеством тех последних, прославленных не как богословы и мученики, а как молчаливые и верные рабы Христовы, как святой народ Божий.

Святитель Николай – народный святитель, совершенный образ тех, кто, слыша слово Божие, спешил исполнить его и научить своим примером других. В этом причина того, что угодник Николай почитаем более многих святых учителей и мучеников. Это основание для того, что Церковь посвятила ему кроме этого дня , который празднуем мы сегодня, каждый четверг каждой недели года, наряду со святыми апостолами, ему – Николаю Мирликийскому чудотворцу.

Богу нашему слава, святителю Николаю честь и похвала, а всем вам мир и здравие и радость и благословение на веки. Аминь.

Слово на литургии в день памяти Святителя и Чудотворца Николая

19 декабря 1977 г.

Среди многих светил, украшающих духовный небосклон Вселенской Христовой Церкви, одной из самых ярких и прекрасных звезд первой величины сияет, радуя наш мысленный взор, дивный образ великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая.

Знают его и молятся ему повсюду – на востоке и на западе, в странах холодного севера и знойного юга, призывают его на помощь в скорбях и бедствиях на суше и на море, воссылают ему свои благодарения люди разных вероисповеданий и даже разных религий.

Еще в седой древности один благочестивый писатель жития Святителя Николая писал: «Приди на Русь, и ты увидишь, что нет такого города или села, где не были бы явлены чудеса святого Николая, и рассказать обо всем их множестве посредством писания невозможно»..

Нет и ныне на святой земле Русской такого храма, где бы не было чтимой иконы великого Святителя. С какой любовью устремлены на его благостный лик взоры молящихся, которые с глубокой верой и твердой надеждой обращаются к нему, прося его помощи и заступления! И каким воодушевлением полны слова столь любимого тысячами православных верующих людей акафиста: «Слышаша ближнии и дальни величие чудес твоих, преблаженне Николае. проповедует мир: весь тебе. . . скораго в бедах заступника!».

Чем же заслужил Святитель Николай столь великое дерзновение пред Богом? Чем стяжал великую славу отзывчивого и сострадательного помощника всем, сущим в бедах и напастях? Без сомнения, высокой святостью и чистотой своей жизни, посвященной ревностному служению Богу и делам христианского милосердия.

Святитель Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские, являет нам высокий пример личной добродетельной христианской жизни и замечательный образец пастырского служения.

С ранних детских лет душа его стремилась к общению с Богом, и Он со всем усердием посвящал себя различным подвигам благочестия. Он имел сильную любовь к храму, строго исполнял все церковные уставы относительно поста и молитвы, отличался целомудрием и примерной чистотой нравов, сочетал богомыслие с деятельной любовью к ближним.

В сравнительно молодые годы промыслом Божиим он был призван на подвиг пастырского служения. Рукополагавший его во пресвитера епископ пророчески предсказал народу великое будущее угодника Божия. «Вот, братия, – сказал он, – я вижу новое солнце, восходящее над землей и озаряющее ее до отдаленнейших пределов: оно явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!».

И действительно, сначала в сане пресвитера, а затем в сане епископа, Святитель Николай оправдал эти пророческие слова. Помогать страждущим, спасать погибающих, всем оказывать любовь и милосердие – было его неодолимой духовной потребностью. Дерзновенно просил он Бога о помощи тем, кто находился, казалось, в безнадежном состоянии: или в тяжкой болезни, или в опасности для жизни, или на краю духовной гибели. И Господь являл через его посредство Свою всемогущую милующую и спасающую силу. Святитель Николай удостоился обильного дара чудотворения, и название «Чудотворец» стало постоянно прилагаться к его имени.

Святитель Николай имел и дар прозорливости. Узнав духом, что некоторые люди были заражены скверной плотских грехов, он кротко сказал им: «Присмотритесь к себе и исправьте сердца и помышления ваши, чтобы угодить Богу. Если и можно скрыть что-нибудь от людей, и даже можно, при тяжких грехах, слыть у них за добродетельных, то от Бога ничего утаить нельзя. Нужно строго сохранять душевную и телесную чистоту, помня, что «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( IКор. 3:16 ).

Святитель Николай был кроток и незлобив, смирен духом, чужд всякой надменности. Он поучал не столько словами, сколько делами своими. Самый облик его был исполнен благости и высокого духовного обаяния. «Светлая ясность лица твоего, – говорится в одной стихире из службы св. Николаю, – свидетельствовала о твоем душевном незлобии, а кротость речей – об умиротворенности и спокойствии духа».

Нет возможности исчислить все добродетели этого великого и прославленного Угодника Божия. И потому остановимся кратко хотя бы на двух, самых ярких из них, о которых говорит нам посвященный ему св. Церковью тропарь.

Он был «правилом веры». Согласно всеобщему древнему церковному преданию, он был деятельным участником первого Вселенского Собора, обличителем ереси Ария, дерзавшего Единородного Сына Божия называть «тварью» и произшедшим «из ничего». «Радуйся, твердое православия укрепление», – восклицаем мы вместе со св. Церковью, вспоминая подвиг Святителя Николая в защиту православной веры.

И не только на соборе, но и в своей повседневной архипастырской деятельности, Святитель Николай всячески заботился о поддержании в своих пасомых чистой и непорочной православной веры. Мудрыми увещаниями, кроткими вразумлениями, особенно же примером собственной всецелой верности богопреданному учению Церкви он, по свидетельству святого Андрея Критского, спас от духовной гибели множество людей, «затопляемых волнами арианской ереси».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Святая православная вера – это бесценное сокровище, с которым не могут сравниться никакие ценности земной жизни. Она есть великий дар Божий, который нужно бережно хранить и тщательно возгревать, ибо только в ней и в жизни по ее нормам – нормам истинно христианского благочестия – имеем мы надежный залог блаженного общения с Богом в будущей вечной жизни.

Одного инока, жившего праведной жизнью и стяжавшего глубокое смирение, невзлюбили его собратья по монастырю. «Ты себялюбец и лицемер, – говорили они ему. «Правда, – отвечал он. – Простите меня, Христа ради!» Но этот смиренный ответ не успокоил обвинителей. Они продолжали всячески поносить подвижника, укоряя его в совершении им якобы многих и тяжких грехов. «Ты обидчик и сквернослов», – продолжали они свои укоризны. «Так, братия, правду вы говорите. Таков я и в самом деле. Но простите меня и помолитесь за меня грешного!» – «Ты блудник, и дела твои хуже дел убийцы!» – «Поистине, – отвечал он, – нет грешника худшего, чем я. Будьте же милостивы и помолитесь, чтобы Господь не дал мне погибнуть во множестве беззаконий моих!» – «Ты еретик и отступник от веры!» – не унимались обвинители. «Нет, досточтимые отцы и братия, – ответил на это инок. – Знаю, что нет такого греха, которого не сделал бы я, несчастный. Но если и есть во мне что-нибудь доброе, так это то, что я никогда не изменял святой православной вере, никогда не отступал от нее и по милости Божией никогда не отступлю. Ибо в этом вся моя надежда на спасение!»

Читайте так же:  Молитва на снятие приворота с сына

О, если бы и мы с вами, возлюбленные братия и сестры о Господе, так любили святую православную веру, так ценили ее и так мыслили о ней. О, если бы сердце наше, несмотря на все наше недостоинство, на все наши греховные падения, было всегда неприступной крепостью, готовой выдержать все испытания в вере, устоять против любых соблазнов и обольщений. О, если бы в самой глубине души нашей всегда звучали, как неумолкающий призыв, слова нашего Господа и Спасителя: «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ).

Святитель Николай был и «образом кротости».

«Блаженны кроткие, – говорит Господь наш Иисус Христос, – ибо они наследуют землю« ( Мф. 5:5 ). И действительно, именно кротость, проявляющаяся в благожелательности и незлобии, способна покорить мир, явить непобедимую нравственную силу добра, послужить торжеству дела Божия.

Величайшей кротостью запечатлен искупительный подвиг воплотившегося Сына Божия, Который »будучи злословим. не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет. 2:23 ).

Кротость привела и Святителя Николая к тому, что он стал поистине «победителем народа» (ибо таково значение греческого имени «Николаос»), потому что он действительно пленил и пленяет множество людей, обитающих по всему лицу земли, в послушание Христу.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих« ( Ин. 15:13 ). Объясняя эти слова Господа, знаменитый подвижник древности преп. Пимен Великий говорил: «Тот полагает душу свою за ближнего, кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет, или кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику» (Отечник, составл. еп. Игнатием Брянчаниновым. СПб, 1903, с. 345–346).

О, если бы и мы, вспомоществуемые теплыми ко Господу молитвами любвеобильного и кроткого Святителя Николая, хотя постепенно приучили себя к кротости, незлобию – не осуждая других, не отвечая злом на зло. Какой мир водворился бы в нашем сердце, какое дерзновение имели бы пред Богом и наши скромные молитвы, и сколько радости доставило бы нам и окружающим нас людям посильное исполнение нами завета Христова: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ).

Возлюбленные о Господе братия и сестры! »От избытка сердца говорят уста« ( Мф. 12:34 ). Сердца бесчисленного множества людей, облагодетельствованных чудесной помощью великого молитвенника и заступника Святителя и Чудотворца Николая, полны благодарной любовью к этому дивному носителю и таиннику Божия благодати. И сила этой любви, исходящей от сердец множества поколений верующих, ярко отражена в проникновенных песнопениях святой Церкви, составленных ее лучшими песнотворцами. Пусть же и наши сердца в этот день вселенского торжества, посвященного памяти Святителя и Чудотворца Николая, принесут ему свою смиренную дань любви и преклонения, в надежде, что его дерзновенное пред Богом ходатайство поможет и нам стать на путь чистой и добродетельной жизни в православной вере, послушании, терпении и кротости во славу дивного во святых Своих Триединого Бога и Спасителя нашего – Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь.

Слово в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, когда Господь проповедовал на земле слово Божие, то Его окружали и теснили тысячи людей. Ближе всего к Нему теснились ученики Его; были и другие, жаждущие послушать святую проповедь, были и те, кто пришел с тайной надеждой обрести исцеление от многоразличных своих недугов. Словом, скорбь человеческая рекой стремилась к стопам Милосердного Учителя. И Он, по совершении исцелений, став на ровном месте и отверзши уста Свои, произнес на все времена неизменные Божественные заповеди: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 20-23).

Откликнулось человечество на эти святые призывы своего Спасителя? Да, откликнулось — в лице Апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех истинных последователей Христовых. Смиренные сердца их приняли Его заветы и принесли богатые и обильные плоды. Смирение стало корнем, из которого произрастают прочие плоды святой веры. Смирение вознесло людей, низвело на них многоразличные дары благодати и прославило их в Царствии Небесном. Вот в числе таких смиренных и кротких делателей и подвижников добродетели и является чествуемый ныне Церковью Святитель Христов Николай, великий угодник Божий, который, услышав о Христе и о Его спасительном учении, пошел неуклонно и верно за Ним, в точности исполняя евангельские заповеди и во всем стараясь подражать своему Владыке.

Родившись в Ликийской стране от благочестивых родителей Феофана и Нонны, Святитель Николай с детства рос смиренным и богобоязненным отроком. Воодушевленный простой, но живой и сердечной верой, он в своей ревности по славе Божией был подобен иным великим ревнителям ее — пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну. Его ревность по славе Христа Бога проявилась и в том, что он на первом Вселенском Соборе, не стерпев еретического кощунства, еретика Ария ударил по щеке, за что Отцами Собора был осужден. Но Господь, явившись вместе с Пресвятой Богородицей некоторым из Святых Отцов, оправдал его и восстановил в епископском сане: Отцы видели в видении, как Спаситель Сам вручил ему Евангелие, а Матерь Божия — омофор. Оправдал, ибо поступок его был не следствием порочности сердца или грубости нрава, но следствием ревности по славе Божией.

В другой раз его праведная душа, возмущенная неправедным осуждением невиновных, воспламенилась ревностью о спасении их, и он, полагая душу свою за ближних, избавил их от смерти. Так же он и в темницах заключенных посещает, и в море погибающих чудесно спасает.

Так прославился Святитель Христов Николай своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. Поэтому и пользуется он особенною любовью и почитанием, и не только среди православного народа, но и среди евреев, магометан и других иноверных. Вся подсолнечная полна его чудес, щедро даруемых всем, в скорбях обращающимся к нему.

Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся его жизнь представляет собой непрерывный ряд благодеяний, оказанных страждущим людям.

Вот один из таких примеров. Один несчастный человек разорился и, имея трех взрослых дочерей, в отчаянии вознамерился поправить свои дела гнусным способом — продажей чести девушек. Святитель узнает о бедственном положении семьи и, не дожидаясь просьбы, стремится предотвратить грех и бедствие, хочет спасти и душу, и тело невинных девиц от позора. Под непроницаемым покровом полуночи приходит он к жилищу бедняков, тайно опускает в оконце мешочек с золотыми монетами и незаметно скрывается. Он следит за тем, как отец девушек распорядится его даром, и, убедившись в разумном его употреблении, еще дважды повторяет свое благодеяние, пока все три девицы не были устроены. Но благодарный отец на третий раз подстерег своего тайного благодетеля, бросился ему в ноги со словами: «Чем благодарить мне тебя, человек Божий!». «Молчанием», — отвечал Святитель.Не только при жизни, но и по смерти не перестает он благотворить обращающимся к нему с молитвами. Поэтому из всего сонма угодников Божиих Святитель Николай пользуется особенной любовью православного нашего русского народа. В честь его было построено много храмов, само имя его любезно православному русскому человеку, и потому оно часто встречается в христианских семьях.

Читайте так же:  Молитва если сделали порчу на смерть

Помолимся ему, чтобы он испросил нам дары духовные: смирение, кротость и любовь. Святителю отче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим! Аминь.

Память святителя Николая Чудотворца 9/22 мая

Святитель Николай Чудотворец Паломничество в Бари

  • Священник Афанасий Гумеров.Москва – Бари – Рим. Дорога – У святителя Николая – У римских святынь – Собор Святого Петра – Базилика Святого Павла
  • Священник Афанасий Гумеров.Рим – Бари – Москва. Снег на Эсквилинском холме – Собор в Латеране – Святая лестница – Авентин – Катакомбы – Город – Колизей – Праздник – Помпеи – Возвращение
  • Фотогалерея. Праздник свт. Николая в итальянском городе Бари
  • Протоиерей Владимир Кучумов.Храм-подворье святителя Николая Чудотворца в Бари сегодня

Храмы и монастыри

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бари

Проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой — мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью — все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание — не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер — а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он — в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни — но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия — это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о каждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь — все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать — ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью — суд, а за судом — что? Неизвестно. Ад? Прощение. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть — как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Читайте так же:  Молитва о даровании ребенка к Господу

Я уже сказал нечто о своем отце; простите — я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие — потому что оно могло быть последним — должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но — Боже! — порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они — подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Проповедь в канун дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно всех вас поздравляю с праздником – памятью святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца.

Святитель Николай – великий чудотворец и подвижник. Для каждого верующего сердца это святой, к которому обращаются с особой любовью, теплотой и благоговением, а главное – с надеждой.

Мы воспринимаем святителя Николая как отца и человека, который особо близок нам и всегда может понять и помочь. Житие нам рассказывает о том, что святитель Николай, от юности посвятив себя служению Богу, людям и Церкви Христовой, старался всегда поддержать и утешить малодушного, помочь страждущему, несчастному и обездоленному человеку. Одним словом, он всегда старался поступать так, как говорит нам об этом Священное Писание «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12).

Святитель Николай прославляется нашей Церковью от востока до запада, от севера и до юга. Нет не одного храма, где мы не встретили бы его иконы. И в Русской Церкви, и в православных храмах на Востоке или на Западе – везде его память чтят с особой любовью и благоговением.

Святитель Николай – это образ пастырства и наставничества. Я бы даже сказал больше. Святитель Николай для архиереев и духовенства является главным примером, а день его кончины и поминовения можно было бы назвать праздником духовенства. Ведь в своей жизни каждый духовник и священник должен стараться подражать жизни святителя и, прежде всего, брать пример с Пастыреначальника – Христа. Евангелие, которое мы с вами слышали, как раз повествует о пастырстве.

Главное качество священника – это любовь к своим чадам. Любовь к тем людям, которые вверяют пастырю свои души и сердца. Мы слышим притчу, которую Господь обращает к своим апостолам. Он говорит, что тот, кто входит в ограду извне, не через вход, а как бы перелезает через ограду, тот есть «лжепастырь». Настоящий пастырь входит в ограду перед овцами, наставляет их, и овцы слышат его глас. Господь говорит о себе, как о Пастыреначальнике, о том, кто может наставить и помочь, кто может спасти от опасности. Недаром Церковь благословляет читать этот евангельский отрывок на память святителей, в том числе и святителя Николая.

Тропарь святителю Николаю говорит: «Правило веры и образ кротости» – то есть он для всех людей должен быть примером для подражания. «Воздержания учителя» – тот, у кого мы должны учиться таким добродетелям, как смирение и терпение. «Яви тя стаду твоему» – действительно каждый священник и пастырь должен подавать пример своей жизни для своей паствы. Любой родитель если хочет, чтобы его дети выросли достойными людьми, должен собственным поведением подавать пример добродетели, учить ребенка тому, как поступать и чего в жизни делать нельзя. И горе тому родителю, который учит одному, а в собственной жизни поступает совсем иначе.

«Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». Только человек, который сам смиряется и может потерпеть своего ближнего, сможет и другого научить смирению, достичь высот духовной жизни. Настоящее богатство может собрать только тот человек, который сможет потерпеть некоторые лишения, который в своей жизни будет стараться помнить об аскезе, о воздержании.

Совершая память святителя Николая, дорогие братья и сестры, мы молимся и просим поддержать и укрепить нас. Мы обращаемся к нему, как к истинному отцу и пастырю, но и мы сами – и миряне, и духовенство – всегда должны помнить, что и в нашей жизни, есть некая ответственность, некое послушание, выполнять которые мы должны искренне, самоотверженно, тем самым подавать пример ближним нашим. Мы не должны лукавить, таить каких-то обид, нам нужно быть искренними и открытыми людьми, только так можно исправить зло, изменить мир.

В этот день я хотел бы сердечно поздравить духовенство нашей епархии, а также всех кто здесь присутствует и совершает с нами соборную службу. Поздравить всех вас, дорогие братья и сестры, и пожелать молитв святителя Николая. Пожелать вам, чтобы святитель был примером для вас, чтобы вы всегда в нем находили истинного пастыря. И по мере ваших сил и возможностей старались подражать ему.

Храни вас всех Господь дорогие братья и сестры, помощи Божьей! Пусть Господь, по молитвам святителя Николая, даст нам и радость, и утешение, и все, что нам необходимо в нашей повседневной жизни. Храни вас всех Господь!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
18 декабря 2015

Проповеди на день Николая Чудотворца
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here