Псалом 103 на русском языке читать текст онлайн

Детально: Псалом 103 на русском языке читать текст онлайн - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Библия. Псалтирь

Псалом 103

[Псалом Давида о сотворении мира]

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,

18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

28 Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;

29 скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;

30 пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Псалом 104

Песня рассказывает о сотворении мира и создании человека. В стихах псалма 104 звучит похвала Создателю и в художественной форме повествуется о тех шести днях, в течение которых было создано все сущее на земле.

Текст молитвы псалом 104

В этом псалме последовательно повторен рассказ о сотворении мира от первого дня до седьмого, при этом добавляется, какое значение сотворенное имеет для человека.

Песня имеет свои особенности: только в славянской Библии она имеет свое надписание: «Псалом Давида, о сотворении мира». В других вариантах оно отсутствует.

На церковнославянском языке с ударениями

Мелодичное звучание псалма на старославянском (церковнославянском) языке приближает слова молитвы к Богу:

1 Испове́дайтеся Го́сподеви, и призыва́йте и́мя Его, возвести́те во язы́цех дела́ Его.

2 Воспо́йте Ему и по́йте Ему, пове́дите вся чудеса́ Его.

3 Хвали́теся о и́мени святе́м Его, да возвесели́тся се́рдце и́щущих Го́спода.

4 Взыщи́те Го́спода, и утверди́теся, взыщи́те лица́ Его вы́ну.

5 Помяни́те чудеса́ Его, я́же сотвори́, чудеса́ Его, и судьбы́ уст Его́.

6 Се́мя Авра́амле раби́ Его, сы́нове Иа́ковли избра́ннии Его.

7 Той Госпо́дь Бог наш, по всей земли́ судьбы́ Его.

8 Помяну́ в век заве́т Свой, сло́во, е́же запове́да в ты́сящы родо́в,

9 е́же завеща́ Авраа́му, и кля́тву Свою́ Исаа́ку.

10 И поста́ви ю́ Иа́кову в повеле́ние, и Изра́илю в заве́т ве́чен,

11 глаго́ля: тебе́ дам зе́млю Ханаа́ню, у́же достоя́ния ва́шего,

12 внегда́ бы́ти им ма́лым число́м, мале́йшым и прише́льцем в ней.

13 И преидо́ша от язы́ка в язы́к, и от ца́рствия в лю́ди и́ны.

14 Не оста́ви челове́ка оби́дети их, и обличи́ о них цари́.

15 Не прикаса́йтеся пома́занным мои́м, и во проро́цех мои́х не лука́внуйте.

16 И призва́ глад на зе́млю, вся́ко утвержде́ние хле́бное сотры́.

17 Посла́ пред ни́ми челове́ка: в раба́ про́дан бысть Ио́сиф.

18 Смири́ша во око́вах но́зе его, желе́зо про́йде душа́ его́,

19 до́ндеже прии́де сло́во Его, сло́во Госпо́дне разжже́ его.

20 Посла́ царь и разреши́ его́: князь люде́й, и оста́ви его.

21 Поста́ви его господи́на до́му своему́, и кня́зя всему́ стяжа́нию своему́,

22 наказа́ти кня́зи его́ я́ко себе́, и ста́рцы его умудри́ти.

23 И вни́де Изра́иль во Еги́пет, и Иа́ков прише́льствова в зе́млю Ха́мову.

24 И возрасти́ лю́ди своя́ зело́, и укрепи́ я́ па́че враго́в их.

25 Преврати́ се́рдце их возненави́дети лю́ди Его, лесть сотвори́ти в рабе́х Его.

26 Посла́ Моисе́а раба́ Своего́, Ааро́на, его́же избра́ Себе́.

27 Положи́ в них словеса́ зна́мений Свои́х, и чуде́с Своих в земли́ Ха́мове.

28 Посла́ тму и помрачи́, я́ко преогорчи́ша словеса́ Его.

29 Преложи́ во́ды их в кровь, и измори́ ры́бы их.

30 Воскипе́ земля́ их жа́бами в сокро́вищницах царе́й их.

31 Рече́, и приидо́ша пе́сия му́хи, и скни́пы во вся преде́лы их.

32 Положи́ дожди́ их гра́ды, огнь попаля́ющ в земли́ их,

33 и порази́ виногра́ды их и смо́квы их, и сотры́ вся́кое дре́во преде́л их.

34 Рече́, и приидо́ша пру́зи и гу́сеницы, и́мже не бе числа́.

35 И снедо́ша вся́ку траву́ в земли́ их, и поядо́ша всяк плод земли́ их.

36 И порази́ вся́каго пе́рвенца в земли́ их, нача́ток вся́каго труда́ их,

37 и изведе́ я́ с сребро́м и зла́том, и не бе в коле́нах их боля́й.

38 Возвесели́ся Еги́пет во исхожде́нии их, я́ко нападе́ страх их на ня.

39 Распростре́ о́блак в покро́в им и огнь, е́же просвети́ти им но́щию.

40 Проси́ша и приидо́ша кра́стели, и хле́ба небе́снаго насы́ти я́,

41 разве́рзе ка́мень и потеко́ша во́ды, потеко́ша в безво́дных ре́ки,

42 я́ко помяну́ сло́во свято́е Свое́, е́же ко Авраа́му, рабу́ Своему́.

43 И изведе́ лю́ди Своя́ в ра́дости, и избра́нныя Своя́ в весе́лии.

44 И даде́ им страны́ язы́к, и труды́ люде́й насле́доваша,

45 я́ко да сохраня́т оправда́ния Его и зако́на Его взы́щут.

На русском языке

Псалом 104 на русском языке раскрывает не только красоту стиха, но и его глубокое содержание. Его можно читать дома (келейно).

1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;

2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.

3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.

4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.

5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,

6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.

7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.

8 Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов,

9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,

10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,

11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».

12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней

13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,

14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:

15 не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла.

16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.

17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.

18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,

19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.

20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;

21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,

22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.

23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.

24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.

25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.

26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.

27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой.

28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.

29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.

30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.

31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.

32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,

33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.

34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;

35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.

36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.

37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.

38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.

39 Простер облако в покров и огонь, чтобы светить им ночью.

40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.

41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,

42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,

43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,

44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,

45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!

Для чего читают псалом 104?

В богослужении псалом 104 используется довольно часто и у разных народов – по разным поводам: как завершение молитвы, в поминальных службах, в утренних и дневных молитвах.

Читайте так же:  Святой афанасий афонский молитва

Православие использует его в начале вечерни и носит название предначинательного. Выбор его понятен: в песне рассказывается о шести днях сотворения мира, которое начиналось в вечернее время. В ходе чтения не производится никаких обрядов. Мало того, священник покидает алтарь, где обычно читаются молитвы, а царские врата закрываются. Это действо призвано напомнить об Адаме, который был изгнан из рая и стоял перед его закрытыми вратами.

Накануне великих церковных праздников исполняется в особо торжественном стиле. Для чего читают псалом 104, понятно из пояснений, которые даются к христианской версии. Молитва обращается к Господу на прощение и покаяние грешников.

Толкование

Объемная молитва требует пояснений, поэтому толкование стихов псалма 104 позволяет понять все величие Господа.

Псалтирь, псалом 103 Псалтирь, пс 103

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму — и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.

Да будет Господу слава вовеки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более.

Псалом 102

Как и остальные хвалебные песни, псалом 102 – это особенное молитвенное слово о жизни земной, которую дает Господь каждому из нас. Он имеет свою пару – псалом 103, где описывается духовная связь с Богом. Автором произведений считается царь Давид. В еврейском варианте Библии не стоит его авторство, но оно указывается в Септуагинте и Вульгате.

Текст молитвы псалом 102

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

Не все прихожане хорошо воспринимают на слух церковнославянский язык. Поэтому в храм можно брать Псалтырь и читать псалом 102 на русском языке.

Читайте так же:  Молитва для привлечения хорошей работы

История написания

Все псалмы собраны в одной книге Псалтырь. Некоторые из них являются произведениями одного автора, они считаются парными, прекрасно перекликаются и дополняют друг друга.

В любом переводе Библии есть упоминания о том, что написан Псалом 102 был царем Давидом. Когда и при каких обстоятельствах был создан божественный текст неизвестно. Говорят, что царь писал только в спокойное мирное время, которое выпадало не так уж часто. Возможно, он писал тексты уже на заре своего правления.

Правила чтения и для чего читают Псалом 102?

Зачитывается текст во время вечерней субботней службы или утренней воскресной. Текст молитвы на русском языке псалом 102 читается с особым настроением, душевно и празднично. В хвалебной песне выражается вся благодарность Господу. Текст читается во время утренних и вечерних молитвенных чтений. Иногда они используются в различных житейских ситуациях:

  • При острых заболеваниях;
  • Если женщина хочет выносить и родить здорового ребенка;
  • При гинекологических проблемах у женщин.

Но главный вопрос – для чего же читают псалом 102? Самое важное – поблагодарить Господа за то, что у вас уже есть, за его любовь и милость к миру.

Толкование псалма 102

Каждая строчка песни наполнена хвалебными возгласами.

  1. Стихи с 1 по 5. Песни рассказывают о том, как прекрасны деяния Господни. Каждое слово восхваляет Бога и все то, что он делает для человечества: награждает здоровыми детками, исцеляет от физических и душевных недугов, дарит блага, милует, придает силы.
  2. Стихи с 6 по 7. Текст гласит о Божьем законе, который был дан еврейскому и христианскому народу. Сам закон о любви и заботе, как нужно жить в мире.
  3. Стихи с 8 по 13. Гнев Господа недолог, после наказания за проступок всегда наступает его милость и прощение. Дабы показать всю бесконечность и глубину милости Божьей Давид использует различные сравнения с явлениями природы, где показывается вся сила Господа.
  4. Стихи с 14 по 19. Люди, как пыль или как цветы, которые сегодня расцветают, а завтра увядают. А Бог велик перед любым человеком.
  5. Стихи с 20 по 22. Обращение к восхвалению Господа.

Псалом 103

Один из самых поэтичных и образных текстов псалтыри – псалом 103. В нем описываются шесть дней творения и человек как его венец. Как велико величие Бога как создателя и правителя всего мира, и, исходя из этого, как правильно думать о всемогуществе Бога – все это раскрывает текст псалма 103.

Текст молитвы псалом 103

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, о мирстем бытии,

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́.

2 Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу.

3 Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй о́блаки на восхожде́ние Свое, ходя́й на крилу́ ве́треню.

4 Творя́й Ангелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный.

5 Основа́яй землю́ на тве́рди ея́, не прекло́нится в век ве́ка.

6 Бе́здна, я́ко ри́за, одея́ние ея́, на гора́х ста́нут во́ды,

7 от запреще́ния Твоего́ побе́гнут, от гла́са гро́ма Твоего́ убоя́тся.

8 Восхо́дят го́ры и нисхо́дят поля́ в ме́сто, е́же основа́л еси́ им.

9 Преде́л положи́л еси́, его́же не пре́йдут, ниже́ обратя́тся покры́ти зе́млю.

10 Посыла́яй исто́чники в де́брех, посреде́ гор про́йдут во́ды.

11 Напа́яют вся зве́ри се́льныя, ждут она́гри в жа́жду свою́.

12 На ты́х пти́цы небе́сныя привита́ют, от среды́ ка́мения дадя́т глас.

13 Напая́яй го́ры от превы́спренних Свои́х, от плода́ дел Твои́х насы́тится земля́.

14 Прозяба́яй траву́ ското́м, и злак на слу́жбу челове́ком, извести́ хлеб от земли́.

15 И вино́ весели́т се́рдце челове́ка, ума́стити лице́ еле́ем, и хлеб се́рдце челове́ка укрепи́т.

16 Насы́тятся древа́ польска́я, ке́дри Лива́нстии, и́хже еси́ насади́л.

17 Та́мо пти́цы вогнездя́тся, ероди́ево жили́ще предводи́тельствует и́ми.

18 Го́ры высо́кия еле́нем, ка́мень прибе́жище за́яцем.

19 Сотвори́л есть луну́ во времена́, со́лнце позна́ за́пад свой.

20 Положи́л еси́ тму, и бысть нощь, в не́йже про́йдут вси зве́рие дубра́внии.

21 Ски́мни рыка́ющии, восхи́тити и взыска́ти от Бо́га пи́щу себе́.

22 Возсия́ со́лнце и собра́шася и в ло́жах свои́х ля́гут.

23 Изы́дет челове́к на де́ло свое́ и на де́лание свое́ до ве́чера.

24 Яко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́, испо́лнися земля́ тва́ри Твоея́.

25 Сие́ мо́ре вели́кое и простра́нное, та́мо га́ди, и́мже несть числа́, живо́тная ма́лая с вели́кими,

26 та́мо корабли́ препла́вают, змий сей, его́же созда́л еси руга́тися ему.

27 Вся к Тебе́ ча́ют, да́ти пи́щу им во бла́го вре́мя.

28 Да́вшу Тебе́ им соберу́т, отве́рзшу Тебе́ ру́ку вся́ческая испо́лнятся бла́гости,

29 отвра́щшу же Тебе́ лице́, возмяту́тся, отъи́меши дух их, и исче́знут, и в персть свою́ возвратя́тся.

30 По́слеши Ду́ха Твоего́, и сози́ждутся, и обнови́ши лице́ земли́.

31 Бу́ди сла́ва Госпо́дня во ве́ки, возвесели́тся Госпо́дь о де́лех Свои́х,

32 призира́яй на зе́млю, и творя́й ю́ трясти́ся, прикаса́яйся гора́м, и дымя́тся.

33 Воспою́ Го́сподеви в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь,

34 да услади́тся Ему бесе́да моя́, аз же возвеселю́ся о Го́споде.

35 Да исче́знут гре́шницы от земли́, и беззако́нницы, я́коже не бы́ти им. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

На русском языке

Псалом Давида, о происхождении мира.

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для ни

9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,

11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,

18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

19 Он сотворил луну для указаниявремен, солнце знает свой запад.

20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;

23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

28 Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;

29 скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;

30 пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

История написания

Конкретного повода для написания псалма историки и языковеды не нашли. Но судя по необычайно торжественному настроению песни, исследователи полагают, что псалом 103 был написан после победы царя Давида над неверными или когда Бог избавил его от гонений.

Читайте так же:  Св лука крымский молитва о детях

Для чего читают псалом 103?

Святые отцы – составители псалтыри на всякую потребу, рекомендуют читать псалом 103:

  • чтобы выразить духовную радость;
  • чтобы Господь благословил имущество людей, чтобы они не унывали, не отчаивались, а прославляли Бога;
  • чтобы получить финансовую помощь.

Толкование

Чтобы вникнуть в содержание текста, можно читать псалом на русском языке. Разъяснить более подробно толкование псалма 103 помогают творения святых отцов.

Особенности чтения псалма 103

В церковных богослужениях 103 псалом читают в начале вечерни, то есть он открывает суточный богослужебный круг, является предначинательным. Священник читает псалом вне алтаря, перед закрытыми Царскими вратами, что напоминает об Адаме, стоявшем перед дверями рая, из которого был изгнан.

В домашней обстановке можно читать псалом 103 на русском языке и на церковнославянском – он более традиционен и передает молитвенный дух, перед зажженной свечой или лампадкой, в уединении.

Псалом 103

Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.

Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33–35).

Пс.103:1 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

Пс.103:2 . Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

Пс.103:3 . устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Пс.103:4 . Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.

Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величи и и слав е», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет – является как бы Его одеянием, небо – шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами ( «горние чертоги» – верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.

Пс.103:5 . Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

Пс.103:6 . Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

Пс.103:7 . От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

Пс.103:8 . восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

Пс.103:9 . Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием» , так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению ( «от прещения» , «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.

Пс.103:10 . Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

Пс.103:11 . поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

Пс.103:12 . При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Пс.103:13 . Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.

Пс.103:14 . Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

Пс.103:15 . и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Пс.103:16 . Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

Пс.103:17 . на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,

Пс.103:18 . высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение.

Пс.103:19 . Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

Пс.103:20 . Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

Пс.103:21 . львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

Пс.103:22 . Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

Пс.103:23 . выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Пс.103:24 . Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ( «знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!

Читайте так же:  Молитва покаяния иисусу христу православная

Пс.103:25 . Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

Пс.103:26 . там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26 )), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.

Пс.103:27 . Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Пс.103:28 . Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;

Пс.103:29 . скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;

Пс.103:30 . пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокрое т лице» , не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «по сылает свой дух» , когда снова возвращает всему живущему свою милость.

Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.

Пс.103:31 . Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Пс.103:32 . Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

Пс.103:33 . Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

Пс.103:34 . Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

Пс.103:35 . Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением ( «да веселится» ) к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится ( «призирает» ) о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.

102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее ( Пс. 87 ) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.

103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.

По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.

«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода. Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).

103 псалом

Толкование Псалма 103

И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 – на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов – как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс. 103 – это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.

Тогда как Пс. 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс. 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь – все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение – совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил «беззаконных» с лица земли (стих 35).

А. Славословие Господу Творцу (103:1-23)

Пс. 103:1-4. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы «одет», он – часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт. 1:6-8), и точно соответствует сказанному в Ис. 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо «горними чертогами» (стих 3) по ассоциации с «верхней горницей» (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.

Псалмопевцу привычен образ Бога, «шествующего на облаках», и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии – такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении «ангелами», «служителями») Своими ветры (русское духов).

Пс. 103:5-9. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. «по Божиему грозному гласу», по повелению Его) началось «упорядочение» хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины – согласно «месту своего назначения»; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).

Пс. 103:10-18. Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и «питает» траву для скота, и зелень для человека (стихи 10-12,14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.

Пс. 103:19-23. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).

Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24-32)

Пс. 103:24-30. Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно – вступлением к последующим стихам.

Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40-41 книги Иова и комментарии на них). Нои «свидетели» человеческого разума – корабли, построенные людьми, плавают в море.

Читайте так же:  Молитва пресвятой богородице 150 раз

Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27-28). Глубокая мысль содержится в стихах 29-30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он «посылает дух Свой», обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.

Пс. 103:31-32. Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от «одного Его прикосновения» происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).

В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33-35)

Пс. 103:33-35. Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны («благоприятны»). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма – Аллилуия! – означает «Восхвалите Иегову»; начиная с Пс. 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, 103 псалом

Псалтирь 103 псалом

Толкование Псалма 103

И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 – на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов – как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс. 103 – это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.

Тогда как Пс. 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс. 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь – все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение – совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил «беззаконных» с лица земли (стих 35).

А. Славословие Господу Творцу (103:1-23)

Пс. 103:1-4. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы «одет», он – часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт. 1:6-8), и точно соответствует сказанному в Ис. 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо «горними чертогами» (стих 3) по ассоциации с «верхней горницей» (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.

Псалмопевцу привычен образ Бога, «шествующего на облаках», и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии – такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении «ангелами», «служителями») Своими ветры (русское духов).

Пс. 103:5-9. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. «по Божиему грозному гласу», по повелению Его) началось «упорядочение» хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины – согласно «месту своего назначения»; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).

Пс. 103:10-18. Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и «питает» траву для скота, и зелень для человека (стихи 10-12,14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.

Пс. 103:19-23. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).

Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24-32)

Пс. 103:24-30. Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно – вступлением к последующим стихам.

Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40-41 книги Иова и комментарии на них). Нои «свидетели» человеческого разума – корабли, построенные людьми, плавают в море.

Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27-28). Глубокая мысль содержится в стихах 29-30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он «посылает дух Свой», обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.

Пс. 103:31-32. Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от «одного Его прикосновения» происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).

В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33-35)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пс. 103:33-35. Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны («благоприятны»). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма – Аллилуия! – означает «Восхвалите Иегову»; начиная с Пс. 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.

Псалом 103 на русском языке читать текст онлайн
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here