Псалом 53 молитва

Детально: Псалом 53 молитва - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Псалом Давида 53

Псалом 53 — молитва Давида Богу в один из сложнейших периодов жизни, когда исчезла всяческая надежда на избавление, но осталась крепкая вера в помощь Господню.

История написания псалма

Еврейский царь Саул, утративший Божье благоволение из-за непослушания Богу, де-факто еще оставался царем, однако, де-юре на правление евреями был помазан молодой пастух. Помазанный пророком по воле Божьей царь уважал царствование Саула и старался служить тому. Однако, сатана не оставлял душу Саула, и тот постоянно искал повода убить праведника, от песен которого недавно наполнялся духом Божьим.

Царь Давид освободил от филистимлян жителей города Кеиля по милости и под защитой Всевышнего. Саул решил захватить молодого царя, тот был вовремя предупрежден Богом и бежал в пустыню Зиф. Зифляне решили выдать Давида Саулу, который собрал войско и загнал праведника в скалистые горы.

Когда поражение было неизбежно, к Саулу прискакал посланник и сообщил о нападении филистимлян, преследователи вынуждены были вернуться домой.

Вот таким образом по великой милости Господней и искренней молитве праведника пришло освобождение.

Толкование Псалма 53

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»

3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,

5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

  • В стихе 1 показан лицемерный дух зифеев, они пришли к Саулу и не сказали открыто, что Давид у них, они боялись обоих царей, и хотели услужить и тем, и другим.

Этот стих учит христиан отличать злое и святое, псалмопевец в песнях воздает хвалу Господу. Конец означает Божье Царство, вечную жизнь, на него уповал псалмопевец, когда наполненные лукавством зифеи донесли о нем Саулу.

Победа Давида перекликается с победой Православной Церкви над вражескими атаками на нее.

  • Стих 3 показывает отношение царя к Творцу, как к Спасителю людей для вечной жизни. Суета сует, если христиане заботятся только о земном спасении, выходя из сложившихся проблем, но при этом их не волнует, что ожидает нас в будущей жизни. Давид провозглашает, что только в имени Бога спасение и через Его суд придет спасение.

Царь не боится суда Божьего, он искренне раскаялся в содеянном, и смело отдает себя в руки Творца.

  • В 4-5 стихах псалмопевец взывает в отчаянии к Создателю, умоляя Его о слышании.

Важно! Люди, не идущие след в след за Богом, идут за сатаной, поэтому их молитвы не слышит Создатель. Искренняя молитва упования была мгновенно услышана Всевышним.

Нет такого оружия в мире, которое было бы сильнее искренней молитвы веры. Царь знает, что в ведении Создателя все с ним происходящее, Давид подчеркивает свою немощь, говоря о том, что чужаки, крепкие в силе, напали на малочисленное войско праведника.

  • Песнь хвалы и уверенности в том, что спасение обязательно придет от Бога, звучит в стихах 6,7.

Читая эти слова, мы мысленно становимся свидетелями того, что помощь пришла вовремя. Бог никогда не опаздывает. Порой Он медлит во благо нам.

  • В стихах 8-9 Давид подчеркивает, что он по доброй воле приносит жертву Богу свой сокрушенный дух, хвалу, сердце. Нет высшей благодати на земле, чем славить Творца, и тогда уходит печаль, врагов ожидает погибель.

Не имеет значения, насколько силен враг, победитель под Господним покровительством своими глазами увидит победу.

Важно! В жизни христиан много врагов, это болезни, финансовые кризисы, семейные неурядицы, но все встает на свои места, когда звучит искренняя хвала, идущая из чистого сердца.

Правила чтения

Несколько псалмов Давида, в том числе и 53, объединены преподобным Амвросием Оптинским единым молитвенным правилом, которое читается в дни скорби. Священник советует в выбранных псалмах выделить слова, отвечающие личной потребе и читать их в вере и смирении.

В период растерянности и подавленности не стоит впадать в панику, нужно сразу обратиться к Богу, как это делал Давид, оставивший свои молитвы в помощь тем, кто в невиновности страдает. Давид не строил козней против Саула, не стремился занять его трон, он действовал по воле Божьей и во всем полагал на ведение от Господа.

Псалом 53 читается в моменты пленения обстоятельствами и болезнями, когда овладевает отчаяние и чувство безысходности.

Псалом Давида 5

Утренняя молитва является надежным покровов на весь день грядущий. Псалом 5 — слезное обращение к Творцу в час тревог и невзгод, когда проблемы плотным кольцом окружают жизнь молящегося.

История написания псалма

В жизни царя Давида редко бывали спокойные дни. С юношества до старости он подвергался гонениям, нападкам врагов и предательству ближних. Родной сын Авессалом готовит восстание против отца и царя Давида, сердце которого разрывается от боли, гнева и несправедливости.

В Псалме 5 Давид в самого начала подчеркивает:

  • свою уверенность в том, что его плач будет услышан Создателем;
  • признание славы и святости Божью;
  • решение постоянно находиться в поклонении;
  • молиться о себе, против вражьих нападок, о народе Израиля.

Важно! В этом псалме отличительной особенностью является рекомендация исполнять песнопение на духовых инструментах, тем самым подчеркивается его важность и сила.

Толкование псалма

В повелевающем и ободряющем принципе молитвы заложена могущественная молитва, воззвание к Царю царей.

1. Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5. ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6. нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10. Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Стихами 2-4 царь буквально кричит к Господу, умоляя Его услышать о создавшейся проблеме, псалмопевец просит Бога снизойти до него.

Другие псалмы царя Давида:

Царь Давид смотрит на Всевышнего, как на Властелина вселенной, и радуется, что Создатель готов выслушать молитву каждого человека, который взывает к Нему.

Псалмопевец называет Творца Царем и Богом, Тем, Кто правит на Небе и земле. Только вдумайтесь, простой, грешный человек, песчинка в человеческом мире имеет право в простой молитве обратиться к Самому Создателю Вселенной со своей просьбой.

В страстной и с верой молитве христиане уверены в том, что:

  • донесенная проблема будет услышана Богом, Его ухо направлено в сторону людей, которые не всегда могут найти взаимопонимание среди себе подобных;
  • их прошение достигнет Бога, и Он даст ответ, после размышлений на добро или зло, ведь без размышлений не может быть крепкой молитва;
  • Бог слышит наш плач и вопли, которые вырываются из груди христиан в минуты великой скорби и отчаяния.

Давид подчеркнул, что он начинает день с молитвы, ибо день, который Господь благословит с утра, будет удачен все опасности и проблемы будут под Его контролем. Творец — Бог, ненавидящий грех, об этом говорит царь в стихах 5-7.

Несмотря на огромное любящее сердце, наполненное чистотой и святостью, Создатель строго судит каждого за грехи. Враги, творящие беззакония, в одно мгновение могут быть уничтожены, как и их процветание, идолопоклонники будут истреблены с земли.

Ещё похожие статьи:

Далее псалмопевец обещает жить в поклонении Всевышнему, воздавая Ему честь и хвалу, в благоговении пребывая в молитве, как в одиночестве, так и в храме.

Поиск святости и справедливости вызывает желание постоянно находиться в присутствии Божьем. Интересно воззвание о том, что Давид просит Божьего наставления ради врагов.

Читайте так же:  Икона Взыскание Погибших в чем помогает

Как часто в наших сердцах возникает гнев, суд, желание отомстить с особой жестокостью. Решая решить проблему по собственной воле, мы часто при этом впадаем в грех. Безгранична милость Творца к любящим Его с послушанием и терпением.

В каждое ситуации, взяв за пример псалом 5 Давида, христиане должны отдавать себя на Божье водительство, тогда ответ Создателя будет на добро просимому и на гнев врагам. Давид молится за врагов своих, зная, что они поступили неправедно.

Лжецы, льстецы, люди, держащие «камень за пазухой», религиозники, выдающие себя за праведников, находятся рядом с нами постоянно, и только воля Божья способна изменить ситуацию.

Множество нераскаянного нечестия — прямой путь в преисподнюю. Давид подчеркивает, что враги выступили не только против него лично, грешники возмутились против Всевышнего, они достойны наказания. Наказание грешников — ответ на молитвы и укрепление веры во всемогущество и справедливость Отца.

Когда читать

Псалмом 5 начинается первый час утрени, после благодарственной молитвы о прошедшей ночи.

Текст этой песни — молитвы можно читать в любой сложной жизненной ситуации, будь то семейная проблема или болезнь, финансовый кризис или элементарная сплетня.

Читайте также интересные статьи:

Читая прошение Давида на утрени, христиане тем самым ставят Божью защиту на весь от искушений, вражеских нападок, непредвиденных проблем и духовного падения.

Псалом Давида 142: «Скажи мне, Господи, путь!»

Псалтирь — это поэтическая книга, которая включена в Ветхий Завет и содержит 150 глав или псалмов. Псалом — это текст, который написан в стихотворной форме, хотя, конечно, рифма соблюдается в оригинале на древнееврейском языке. В русском языке поэтическая форма, к сожалению, не достигнута и переводчики сохранили для современных христиан лишь смысл текста.

Некоторые тексты были написаны другими авторами, но большинство относят авторству царя Давида, как и 142 псалом, который часто используется в церковных богослужениях.

История написания

Написан был Псалтирь на древнееврейском языке и использовался в храмовых служениях и во время поклонения Господу. Со временем книга дополнялась текстами, уже после смерти Давида, но 142 псалом был написан им во времена его семейной трагедии.

Текст песни направлен к Господу, это молитва не царя, а безутешного отца Давида, который пострадал от жадности и честолюбия собственного сына. Авессалом был одним из сыновей царя, он убил своего сводного брата за то, что тот надругался над родной сестрой Авессалома. Но царь простил его и вернул домой, когда тот убежал в страхе от лица царя.

Давид простил Авессалома и вновь приблизил себя к нему, но тот коварно стал собирать войско против отца и тот был вынужден бежать от собственного сына. Текст этого псалма (как и нескольких прочих) был написан во время этого позорного бегства.

Сегодня христиане имеют возможность читать псалом в переводах на более чем 100 языков, в том числе и на русском (Синодальный или современный перевод). Эта песнь охватывает достаточно много тем: воспоминание о благословениях, прошение Господу о защите, собственное раскаяние, просьба о мудрости, уничтожении врагов и наставлении на истинный путь.

Текст 142 Псалма:

  1. Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
  2. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших,
  3. и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
  4. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
  5. Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
  6. Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
  7. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
  8. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
  9. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
  10. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
  11. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

Толкование

Есть несколько выпущенных печатных толкований на весь Псалтирь в целом и конкретно на 142 песнь.

С первой строчки становится понятно, что автор отчаялся и исступленно просит Господа о помощи. Слова «Господи, почему Ты не слышишь меня?» говорят об отчаянии Давида, о том, что он ищет и не может найти ответа. Он зовет Господа, называет Его своим Защитником и Утешителем, говорит о собственном горе, о мраке, в который попал. Он просит Творца о милости и защите, ведь только Бог может уничтожить всех врагов и вновь вознести царя на его престол.

Молящийся четко понимает, насколько он несостоятелен перед Всемогущим Творцом. Псалом ясно отражает мысль, что закон (свод правил евреев) не может спасти человека, но только любовь Бога и милость Его на это способна. В Новом Завете эту же мысль можно проследить у Иисуса Христа, а также в посланиях апостола Павла.

Читая текст можно заметить, как автор от абсолютной уверенности в Господе переходит к отчаянию. Он не сдерживается в выражениях, его душа горюет и кричит. Давид, несмотря на множество чудес, которые сопровождают его жизнь, также переживает и страшиться врагов.

О других псалмах:

Правила чтения

Во время богослужения псалом читается на церковнославянском языке, но для домашнего чтения и изучения используется русский перевод (синодальный или современный). Церковный устав предполагает чтение данного текста на каждой вечерней службе как часть Шестопсалмия. Он читается в группе глав, которые отцы церкви отнесли к покаянным главам.

Совет! Для личного чтения нет никаких особых правил чтения псалма, стоит делать это во время утренних или вечерних молитв.

Читать его можно, если человек:

  • окружен врагами;
  • находится в проблемах;
  • страшится будущего;
  • не может противостоять своим врагам;
  • отчаивается во время испытаний;
  • нуждается в Божьем утешении.

Важно! Читать песнь можно в процессе молитвы или в составе ежедневного молитвенного правила. Главное, сконцентрироваться на тексте и читать искренне, прося Господа о милости.

Псалом 53

Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения ( «на струнных орудиях» ), во-вторых, на характер содержания ( «учение» ), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания – предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам Пс.21 .

Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3–5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6–7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8–9).

Пс.53:3 . Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

«Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди» . Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. «Суди Твоею силою» – прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.

Пс.53:5 . ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

«Чужие восстали. и сильные ищут души моей» . – Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; «сильные» – это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. «Душу мою» – мою жизнь; враги стремились погубить Давида. – «Не имеют Бога пред собою» . Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами – желанием выслужиться пред Саулом.

Читайте так же:  Молитва за лучшего друга — МолитваБогу

Пс.53:7 . Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

«Он воздаст за зло врагам» . Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов. – «Истиною Твоею истреби их» – так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.

Пс.53:8 . Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

Пс.53:9 . ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

«Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» – буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. – «На врагов моих смотрело око мое» . Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.

Псалом 53

Известный праведник и пророк царь Давид был венчан на царствование самим Господом, однако путь к престолу был труден и долог. Давиду пришлось пройти много испытаний и трудностей, в то время он написал немало песен, среди которых и псалом 53. В трудное время только помощь Бога спасала будущего царя.

Текст молитвы псалом 53

На русском языке

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;

1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.

5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.

6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,

7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

На церковнославянском языке

К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»

1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.

2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.

3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.

4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.

5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.

6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,

7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

Для чего читают псалом 53?

Ряд псалмов царя Давида объединены особым молитвенным правилом, их читают в дни скорби. Рекомендуют использовать такие песни частично, выбирать только те слова, которые отражают просьбу верующего и читать их искренне и смиренно. Псалом 53 читают для борьбы с болезнями и трудностями, в отчаянии и унынии. Даже в самые трудные времена нельзя забывать о вере, нужно продолжать обращаться к Господу и просить Его о помощи и помиловании, как делал это царь Давид. Суд Господа справедлив, невиновный никогда не будет страдать, а его обидчики не останутся безнаказанными.

Для прочтения молитвы не обязательно посещать храм, читать псалом 53 на русском языке разрешается дома. Лучше обращаться к Богу перед иконой, чтобы сосредоточиться на своей просьбе. Следует соблюдать обряд таинства и не отвлекаться на посторонние мысли и заботы.

Толкование

В тексте песни повествуется не просто старая история, а вечная борьба и зла, вопрос храбрости и страха. Псалом 53 читают в разных ситуациях, но чтобы молитва была услышана, она должна быть искренней.

Для толкования псалма 53 следует обратиться к отдельным стихам:

  • Подпись к песне несет особый смысл, в этих строках отражено лицемерие зифлян и предательство, которое они совершили, выдав Давида царю Саулу.
  • Стих 1 – в минуты смертельной опасности Давид видел в Господе единственное спасение и защиту, он отдал себя на суд Бога.
  • Стихи 2-3 – отчаянная мольба к Господу о спасении и защите от врагов. Здесь же Давид говорит о том, что его враги отступили от Бога, предали Его и Его законы.
  • Стихи 4-5 – к Давиду возвращается надежда, он не оставил веру и видит, что Господь не отвернулся от него. Бог не опаздывает с помощью, не оставляет праведника в беде.
  • Стихи 6-7 – благодарность Давида Господу за чудесное спасение. Псалмопевец обещает впредь восхвалять Бога и добровольно вверить себя Божьей воле.

Псалом 63

К сожалению, у каждого человека случаются неприятные ситуации в жизни, связанные с клеветой и предательством. Даже цари не исключение. Так, например, во время подготовки мятежа враги Давида использовали любые методы против любимого царя народа. Об этом Давид и рассказывает Господу в псалме 63. Отдельное внимание Давид уделяет клевете, которая против него использовалась.

Текст молитвы псалом 63

На церковнославянском языке

1 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.

2 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.

3 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,

4 состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют eго и не убоятся.

5 Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?

6 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко,

7 и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их,

8 и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их,

9 и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.

10 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

На русском языке

1 Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе, от страха врага избавь душу мою,

2 укрой меня от скопища творящих зло, от множества делающих неправду,

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3 которые заострили, как меч, языки свои, натянули лук свой для дела жестокого,

4 чтобы тайно стрелять в непорочного: внезапно поразят его и не убоятся.

5 Укрепились в злом намерении, сговорились скрытно поставить силки, сказали: «Кто их увидит?»

6 Разыскивали беззакония, изнемогли ведущие изыскания; приступит человек – и сердце глубоко,

7 и вознесётся Бог. Как стрелы младенцев сделались удары их,

8 и изнемогли у них языки их, смутились все видящие их.

9 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Божиих, и действия Его уразумели.

10 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него, и похвалятся все правые сердцем.

История написания

Текст псалма 63 можно считать написанным в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима. Так как невозможно было предпринять ничего против царя Давида, использовалась клевета. Хоть намерения предателей были ясны и тверды, вранье о царе распространялось скрыто. Враги приписывали Давиду несуществующие злодеяния и очерняли его методы управления государством.

Для чего читают псалом 63?

Текст псалма 63 повествует о неприятностях, которые встречались у каждого на пути – о предательстве и клевете. Именно в такие минуты отчаяния хочется верить, что вранье против невиновного человека обернется против клеветника, что правда рано или поздно восторжествует.

Во время самых тяжелых сомнений и переживаний о том, что вас оклеветали рекомендуется читать псалом 63. По правилам псалма читается на старославянском. Но так как главная задача псалма — поддержать человека в трудную минуту, то можно читать псалма 63 на русском языке.

Читайте так же:  Апостол павел молитва

Толкование

Псалом 58

В жизнеописании царя Давида упоминается время, когда на юношу, простого пастуха начались гонения по приказу царя Израиля Саула. В те времена Давид переживал минуты отчаяния и угнетения, ведь он был Господом благословлен на царствование, а в итоге скрывался от многочисленных врагов. Псалом 58, как и ряд других песен Псалтири, был написан в это трудное для будущего царя время, когда он молил Господа о спасении и отмщении.

Текст молитвы псалом 58

На церковнославянском языке

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стрежедом его, еже умертвити его

1 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

2 Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя.

3 Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи.

4 Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь.

5 И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие.

6 Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град.

7 Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша?

8 И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки.

9 Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси.

10 Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих.

11 Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи.

12 Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине.

13 Во гневе кончины, и не будут, и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.

14 Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град.

15 Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут.

16 Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея.

17 Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

На русском языке

К исполнению. Не погуби. Давида, для надписи на столбе; когда послал Саул и стерёг дом его, чтобы умертвить его.

1 Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня;

2 исторгни меня от делающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня.

3 Ибо вот, уловили душу мою, налегли на меня сильные – не за моё беззаконие, не за грех мой, Господи;

4 не совершив беззакония я побежал и путь свой направил, восстань навстречу мне и воззри!

5 И Ты, Господи, Боже Сил, Боже Израилев, поспеши посетить все народы, не пожалей всех делающих беззаконие.

6 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.

7 Вот, они будут разглагольствовать устами своими, и меч в их устах, ибо думают: «Кто нас услышит?»

8 И Ты, Господи, осмеёшь их, в ничто вменишь все народы.

9 Силу мою с Тобой сохраню, ибо Бог заступник мой – Ты.

10 Бог мой, милость Его скоро встретит меня, Бог мой покажет мне её среди врагов моих.

11 Не убивай их, чтобы не забыли они закон Твой, рассей их силою Твоею и низложи их, защитник мой, Господи.

12 Грех уст их – слово языка их. И да схвачены будут в гордыне своей, и за проклятие и ложь получат весть о кончине.

13 Во гневе конец их, и не будет их больше, и узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли.

14 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.

15 Они рассеются, чтобы поесть, если же не насытятся, то возропщут.

16 А я воспою силою Твоею и возрадуюсь утром о милости Твоей, ибо Ты стал мне заступником и прибежищем в день скорби моей.

17 Помощник мой, Тебе буду петь, ибо Бог-Заступник мой – Ты, Бог мой, милость моя.

История написания

Когда пастух Давид был венчан на царствование Господом, это разъярило правящего тогда царя Саула. Он увидел в Давиде угрозу и соперника, поэтому отправил на его поиски воинов, чтобы те не просто поймали юношу, но убили. Весь текст псалма 58 пропитан горечью и страхом, прошениями и мольбами о спасении. Несмотря на множественные грехи и поступления Божьими законами, Господь не отворачивается от еврейского народа, но не оставляет без наказания царя Саула, в котором воплотились худшие черты израильтян.

Давид бежал из дома, чтобы скрыться от Саула и его разбойников. Лишь Божья милость сохранила жизнь Давиду. Жена Мелхола помогла молодому царю скрыться – сбежать через окно и оторваться от убийц. Мольбы юноши были услышаны, Господь помог Давиду спастись и сохранил его невредимым в это страшное время.

Когда читать псалом 58?

В храмах во время служб исполняют псалом 58 в старославянском варианте. Эта песнь не только мольба о помощи, но и надежда на милость и силу Господа. Разрешается обращаться к тексту песни и дома.

Следует читать псалом 58 на русском языке в разных ситуациях:

  • когда требует защита от врагов;
  • для прибавления сил борьбе с врагами;
  • в различных трудностях и испытания;
  • при дефектах речи, чтобы просить у Господа о даровании возможности говорить.

При прочтении молитвы нужно быть сосредоточенным на словах и думать только о своей просьбе, чтобы она была услышана. Желательно читать псалом 58 перед иконами с зажженной свечой или лампадой.

Толкование

Разобрать толкование псалма 58 следует по отдельным стихам:

  • Стих 1 – «Избавь меня от врагов моих»— основное обращение Давида к Господу, просьба о защите и спасении.
  • Стих 2-3 – описание бесчинств и зла, которые сотворили враги Давида. Автор же говорит о своей чистоте и праведности, что не за грехи преследуют его.
  • Стих 4-5 – Давид просит Господа встать на его защиту и наказать всех грешников.
  • Стих 6 – «голодные как пёс» — имеется в виду, что грешники сами лишили себя милости Божьей и его животворящего хлеба. «Будут обходить город» — потеря дома, родины, евреями.
  • Стих 7 – «меч в их устах» — слова, произнесенные грешниками, как приговор, как меч, лишают жизни невиновных.
  • Стих 8 – за подлость и преступления последует Божья кара.
  • Стихи 9-10 – Давид пишет, что Господь услышал его мольбы и встанет на его защиту.
  • Стих 11 – автор просит не убивать грешников, а рассеять их по миру.
  • Стихи 12-15 – за ложь, гордыню, проклятья и другие злодеяния грешники будут наказаны Господом. В конце, лишенные всего, они будут вынуждены признать силу Господа.
  • Стихи 16-17 – восхваление Господа и благодарность за чудесное спасение. Давид называет его помощником, заступником и милостью. Только сила Бога способна остановить врагов и избавить от бед, принести мир и покой.

Библия. Псалтирь

Псалом 53

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»

3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,

5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

Псалом 53

Стихи 1 и 2 этого 53-го псалма составляют его надписание, которое читается так: В конец, в песнех разума, Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? Объяснение слов в конец смотри в предыдущих псалмах (50, 48,4, 6, 10 и др.). А следующие затем выражения: в песнех разума, Давиду имеют такой смысл: псалом принадлежит премудрому Давиду, или, что то же, есть произведение ума Давидова; назначен для исполнения (в конец) голосового (в песнех). Дальнейшие изречения (ст. 2) означают следующее: псалом составлен в воспоминание того события, когда зифеи пришли и сказали Саулу: вот, Давид скрывается у нас. Это самое событие из жизни Давида, как показывает надписание, и послужило поводом к составлению настоящего псалма.

Ст. 3. Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми.

Получивший много раз спасение Божие от различных бед и напастей, св. Давид предвидит, что у него и впереди много будет еще бед и опасностей, а потому молит Бога, чтобы и впредь не оставлял бы его Своею милостью и не лишал спасения, – чтобы даровал ему спасение ради имени Своего, которое Давид с упованием не престанет призывать: Боже, во имя Твое, ради имени Твоего Святого спаси мя. И Господь Иисус Христос апостолам и всем верующим обещал, что призыванием имени Его они будут побеждать врагов не только видимых, но и невидимых ( Мк.16:17 ). Злобные гонители Давида, Саул и его приближенные, были непримиримыми врагами его, и Давиду неоткуда было ждать защиты против них и некому принести на них жалобы, кроме Бога всемогущего, Который один силен и властен рассудить, на чьей стороне правда. Поэтому праведный Давид молится, чтобы Господь рассудил его с Саулом: и в силе Твоей, Господи, властью Твоею суди ми, потому что, кроме Тебя, не имею никого, к кому бы мог прибегнуть и пожаловаться на несправедливость царя.

Читайте так же:  Молитва когда приходишь на кладбище

Пс.53:4–5 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих: яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

Изречениями сих стихов псалмопевец молится о том, чтобы Господь услышал молитву его, не оставил бы без внимания молитвенных слов, исходящих из уст его, причём однозначащие выражения: услыши молитву и внуши глаголы – употребляет для выражения усиленно напряженной молитвы его, или же первым выражает вообще молитву, разумея и непрестанную умную молитву, а вторым говорит о молитве устной. Далее объясняет причину побудившую его к особенно усердной молитве о помощи Божией: яко чуждии восташа на мя. Под именем чуждих разумеет зифеев, которые были хотя и не иноплеменники, но по своему внутреннему расположению были чужды и враждебны Давиду, с которыми у него не было ничего общего, а крепкими называет Саула и его единомышленников, которые были гораздо сильнее Давида и численностью войска, и его вооружением, и которые старались погубить Давида, – искали души его, и действуя так, они не имели страха Божия, не думали о том, согласны ли их действия с волею Божией, – не предложиша Бога пред собою, а действовали исключительно по внушению своих страстей.

Пс.53:6–7 Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их.

Продолжая в этих словах ту же молитвенную песнь Богу, псалмопевец как бы так говорит: злобные враги мои, гоняясь за мной с намерением уловить и погубить меня, не думают о Боге, а Господь устроит мое спасение, и как прежде защищал и всегда спасал меня от находящих бед и скорбных обстояний, так вот (се бо) и ныне являет мне помощь Свою и на будущее время (я уверен в том) не оставит без Своего заступления: Господь заступник души моей; самое то зло, которое враги мои готовили мне и будут замышлять и готовить мне в будущем, Он обратит на них самих, отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их, т.е. правдою Твоею, или по правосудию Твоему, накажи врагов моих – истреби их. Это не зложелательство, а предсказание о том, что должно случиться и что действительно сбылось на Сауле и других врагах Давида. Саул, гнавший Давида и жаждавший его погибели, сам подвергся гонению и опасности жизни со стороны иноплеменников, от которых он и погиб со всем войском своим на горах Гелвуйских ( 1Цар.31:8 ).

Пс.53:8 Волею пожру тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо.

Волею пожру – значит: «принесу благодарственную жертву за спасение добровольно» (а не по принуждению, по требованию Закона), «охотно, с радостью». После того как избавлюсь от врагов, говорит как бы так псалмопевец, я с радостью буду приносить Тебе жертву благодарения, – исповемся имени Твоему, т.е. буду благодарственно прославлять Тебя (имя Твоё): яко благо есть, – потому что прославлять Тебя есть дело доброе (благое) и Тебе угодное и для меня приятное и полезное. Подобное сему сказано и в другом псалме: «Благо есть исповедатися Господеви» ( Пс.91:2 ). Исповедовать же Бога, или, что то же, имя Его, значит открыто и безбоязненно признавать Его своим Богом и прославлять Его Божественные свойства и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в Него (Пространный православный катехизис. Сост. митрополитом Филаретом).

Пс.53:9 Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом 53

В конец, в песнех, разума Давиду. Внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? ( 1Цар. 23:19 ).

Когда Давид бежал от Саула, то пришел и поселился в пустыни, называемой Зиф. Итак, жители сей пустыни, Зифеяне, притворившись друзьями Давида, тайно донесли Саулу, что Давид находится и скрывается у них. Тогда Саул, собравши войско, пошел против Давида. Но как вдруг за сим учинено нападение войною со стороны иноплеменников, то Саул возвратился назад (1). По случаю сего бегства и освобождения от опасности со стороны Саула, Давид написал в благодарность Богу сей псалом за то, что Он, по изобретательному своему промыслу, уничтожил злоумышление Зифеев против него. Посему то псалом имеет и надпись: «в песнех», ибо говорит в нем: буду исповедывать имя Твое, Господи, что оно благо, ибо от всякой печали Ты избавил меня. Надписывается также: «в конец», потому что содержащееся в нем пророчество приближалось к концу и исполнению. Так он предсказал в нем истребление, которое имели понести наветники его, словами: обратит зло на врагов моих – также: на врагов моих воззрело око мое, каковые слова мы изложим ясно в своем месте. Еще в надписи имеется: «разума», потому что только разумному мужу свойственно во время таковых бедствий воспевать и благодарить Бога и призывать Его, как Судию и защитника призывающих Его.

(1) Слова Св. Григория Нисского: В нравственном смысле сидящие на тесном пути, у знойного прохода демоны, когда бывают не в состоянии возбранить нам шествие по тесному пути, опять скоро возвращаются к Саулу (сатане) с прискорбием по причине нашего спасения. Без сомнения, кто не несведущ в истории, знает упоминаемое в сей тесное и знойное место. А под стесненным путем мы понимаем известный евангельеский путь к царствию, которому полагают препятствие Зифеяне, т.е. иноплеменное множество демонов – служители противной силе. Но немногие уклоняются от пространного пути. Священная история говорит о сем так: вот Давид не скрылся ли у нас в Мессаре в узких проходах в Кени на холме ( 1Цар. 23:19 )? Ибо действительно в сей тесноте скрываются живущие в Боге. Новый Завет показывает нам сей путь, по которому возможно взойти на самую вершину горы, которую св. история называет холмом. Итак, когда сей холм мы проходим беспрепятственно, зифеяне доносят о нашем спасении гонителю: а мы возлагаем силу веры в добро на имя Спасителя, говоря: Боже, ради имени Твоего спаси меня и проч.

Пс.53:3 . Боже, во имя Твое спаси мя

Господи, говорит, спаси меня ради Твоего имени, то есть, ради того, что Ты именуешься Спаситель и Праведный. Спаси же меня более и более, всецело и всесовершенно, потому что со всех сторон многие наветы окружили меня (1).

(1) Слова Феодорита: Для меня, говорит, достаточно к безопасности моей одно призывание Твоего имени; сим и св. апостолы производили великие чудеса: ради имени, говорит, Иисуса Христа Назарея встань и ходи. И некто другой говорит: как есть некоторые имена и слова при обаяниях ядовитых пресмыкающихся являющие такую силу, что усыпляют, или умерщвляют самых страшных змий; так и имя Божие, превосходящее всякое имя, (Давид) почитал побеждающим врагов. Ибо суетно всякое спасение со стороны человека: одно только имя Твое, говорит, страшное и всесильное я призывал во спасение свое. Исихий: Не за дела, говорит, ибо я не имею дел значительных; ни за знаменитость отцев, но ради имени Твоего спаси меня, ибо оно сделалось непрерывным и невредимым спасением. Если иногда попавшиеся разбойникам и варварам избавляются от опасностей со стороны их, призвав имя сильных, как близкие к ним, то не гораздо ли больше именем Божиим можем спастись от всякого нападения демонов?

И в силе Твоей суди ми

Поелику, говорит, Ты, Господи, силен, то посему я уверен, что Ты будешь судить со мною Саула, который притесняет меня слабого и отмстишь за меня. Здесь сочинение слова: будешь судить меня κρινης не соблюдено, потому что оно сочинено здесь с винительным, тогда как надлежало бы согласовать (на греческом) с дательным так: κρινδις μοι , как говорит Феодорит, то есть, произведешь мне суд и защиту. Ибо κρινεις με с винительным собственно означает: осудишь меня (1).

Читайте так же:  Кому молиться чтобы муж нашел работу

(1) Слова святого Кирилла: Сказал: ради имени Твоего, то есть, ради Сына. Ибо сила Отца есть Сын. А говоря, Ты будешь судить меня, мы не о том молимся, чтобы прийти на суд и наказание, но более желая того, чтобы судья был милостивым судителем. Григория Нисского: Итак, вступивший на знойный, тесный путь и прогнавший полчище зифеев (демонов) говорит к Богу, что именем Твоим поставлено нам спасение и силою Твоею произведен суд, который в добре имеет силу, что и всегда будет доставляемо. Исихия: Желает суда не для того, чтобы быть осужденным, но для того, чтоб освободиться от гонителя, посему и молился, чтобы был произведен суд силою и чтобы соперник, чувственный ли то или мысленный, был уловлен силоюБожией, а мы были удалены от наветников.

Пс.53:4 . Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих

Кажется, что слова: услыши и внуши и подобные не заключают различия между собою, но только означают усиление и распространение молитвы. Так подобно сему он сказал в начале 4, 5, 16-го и многих других псалмов. Но более усильные изыскатели находят таковые слова имеющими различие. Мы только можем сказать то, что молитвою здесь называет молитву в уме или умную, а словами уст – прошение, произносимое губами и ртом, каково вышеозначенное: Боже, ради имени Твоего спаси меня, и другие подобные им (1).

(1) Слова Исихия: Мы не имеем никакого оружия против врагов, которое было бы сильнее молитвы, если только молимся о том, что достойно Бога. Сознавая в себе это, пророк желает, чтобы слова его были выслушаны Богом, чтобы вняв тому, что он не искал ничего человеческого, принял жертву молитвы.

Пс.53:5 . Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою

Чужими и крепкими Давид называет находившихся при Сауле; чуждыми потому, что они были враги его; а крепкими потому, что были сильные в военном искусстве. Или чужими называет зифеев, как чуждых или далеких от истинной и искренней дружбы с Давидом, а крепкими, как соединившихся с царем Саулом (1).

(1) Слова Великого Афанасия: А наши враги и чужие – суть демоны, злоумышляющие на самую душу. Григория Нисского: Давид говорить о восстании чужих и исканий души его со стороны крепких во зле, над которыми не начальствует Бог, но тот, кого надобно представлять с противной стороны (диавол). Исихия: Чужды все те, которые не мыслят о том, что Божие, хотя б они были родственники и друзья и братья. Посему то часто не стыдятся злоумышлять против нас и родственники, как чужие на чужих. Ибо кто сделал себя чужим для Бога, не гораздо ли более отчуждится и от закона природы? А крепкими называет сильных во зле, которые приобрели столь сильную и упорную порочность, что злоумышляют и на самую душу, устрояя нам не только чувственную, но и умственную смерть.

И не предложиша (представили) Бога пред собою .

Это: не представили, означает то, что означенные враги Давида не представили в уме Бога пред собою и запрещающим не делать ему никакого зла.

Пс.53:6 . Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей

Здесь союз «бо» лишний. А прочими словами Давид показывает, что он получил удостоверение от Святого Духа в том, что Бог поможет ему, почему и открывает божественную сию помощь и заступление. Речение «се» значит, что сия помощь и сие заступление будут даны не по прошествии многого времени, но теперь же (1).

(1) Некто говорит: Вот Бог и Отец помогает мне, и Господь наш Иисус Христос – Сын Его Единородный заступник души моей.

Пс.53:7 . Отвратить злая (обратит зло) врагом моим .

Замышленное, говорит, врагами моими против меня зло Господе обратит на них самих (1).

(1) Слова Григория Нисского: Посему, говорит, они не предложили Бога пред собою. А мне помогает Бог, обращающий зло на изобретателей зла; и истиною истребляется все враждебное и чуждое истине. Некто говорит: Господь силен перенести бедствия на обижающих, что согласно с сими словами: Поступите с ним так, как он поступил лукаво с ближним ( Втор.19:19 ). Также Феодорита: Слова: обратит зло на врагов моих, поставлены вместо следующих: вырыли ров и сделали его глубоким и сами впали в яму, которую сделали.

Истиною Твоею потреби их

Истиною Давид называет здесь правду. И говорит, что поелику истина уничтожает ложь, то посему Ты, Господи, как истинный, истреби их, как лжецов: потому что зифеяне оказались лжецами, обманщиками в дружбе с Давидом, и сам даже Саул, часто говоривший, что не будет злоумышлять против Давида, оказался лжецом в словах своих (1).

(1) Феодорит думает, что Давид истиною называет здесь Святого Духа, как и Бога некто назвал выше Отцем, а Господа – Сыном, так что сими словами Давид загадочно указывает на святую Троицу.

Пс.53:8 . Волею (добровольно) пожру Тебе .

Здесь – добровольно – поставлено вместо: охотно, с радостью. Не буду, говорит, приносить Тебе, Господи, жертву принужденно по повелению закона, но добровольно, или свободно принесу оную Тебе, как Помощнику терпящих обиды, иначе: буду благодарить Тебя, как говорит далее (1).

(1) Слова Исиxия: Бог не принимает невольной жертвы, ибо никто не относит приношения к принуждающему, а к приносящему. Зная сие, апостол Павел говорил: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. При сем ты должен заключать об усердии и по самому времени, ибо часто подвергаясь бедствию, мы становимся благоговейнее самих себя. Но должно и по прекращению бедствия быть одними и теми же (в изд. Своде).

Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо:

Пс.53:9 . яко от всякия печали избавил мя еси

Буду, говорит, благодарить Тебя, Господи; потому что благодарность есть дело доброе, как говорит в другом месте: благо исповедать Господа ( Пс.91:2 ). За что же буду благодарить Тебя? За рассеяние и уничтожение брани, которую теперь имел учинить против меня Саул, и за побуждение его обратиться войною против других. Кто благодарит благодетеля, тот, по словам Исихия, на будущее время сделает его еще щедрее.

И на враги моя воззре око мое

Давид, как пророк, предвидя умственным оком души поражение, которому имел подвергнуться Саул вместе с (другими) врагами его – иноплеменниками зифеянами, говорит сии слова пророчески, что глаза мои воззрели на врагов моих. Здесь только не достает того, что имели они потерпеть и, следовательно, сие должно быть подразумеваемо так: воззрело око мое против врагов моих на то, чего я желал, или на то, что они имели понести, как мы и в 34-м пс. изъясняли такой вид опущения (1).

(1) Такой же образ опущения и такую же мысль имеют и следующие слова: Бог мой явит мне на врагах моих ( Псал.58:11 ). Так изъясняется этот псалом буквально и исторически. Но и мы можем читать его против злых духов, которые чужды Богу, как отступники и противники Его. Они же и крепки во зле, как бестелесные и мировладыки (1).

(1) Слова Григория Нис. Не сказал: на врагов моих воззрит, но воззрело око мое, из чего мы научаемся тому, что для Бога нет ничего, ни будущего, ни прошедшего, но все в настоящее время существует. А я, говорит, буду благодарить тому имени, которым спасся, ибо благодарность – добро (буду благодарить) за то, что избавился от бедствий и усмотрел очами истребление врагов. Пророческий взор увеселяется тем, что на стороне противной добродетели ничего уже не видно. Так как по истреблению порока, который противостоит добродетели на подобие врага, уже не останется и имени врагов. Ибо как может кто-либо называться врагом, когда вражда не находится в живых, но убил ее мир, как говорит Апостол. Слова Феодорита: Достигнув, говорит, сего, я со всем усердием принесу Тебе жертву хвалы, рассматривая Твои благодеяния. Ибо это и мне полезно и всем получающим от Тебя помощь и Тебе по сердцу. Такого дела самая справедливость требует от того, кто освободился от многоразличных несчастий и увидел погибель врагов.

Вам может быть интересно:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Толковая Псалтирь – Псалом 54 – Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

Псалом 53 молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here