Псалтирь или псалтырь

Детально: Псалтирь или псалтырь - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Псалом — что это такое. Как их читать

ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются значения псалмов. Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный 33-й псалом – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, 50-й покаянный псалом, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах .
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы . Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читает ся только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

Читать последовательно следующие молитвы:

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва.

Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы:

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Достойно есть
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В 118 псалме есть такое сокращение- (среда), которое означает «середина» псалма. Оно служит для удобства священников, т. к. в середине псалма в службу включаются заупокойная ектения об усопших и другие заупокойные песнопения.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ

Вообще церковь рекомендует читать псалмы , также, как и Евангелие все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни . Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Для тех, кто только знакомится с псалтирем, вполне можно сначала читать псалмы по-русски, хотя на богослужениях их читают на церковнославянском языке. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.
При чтении псалтыри (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — в этом нет ничего страшного, потом можно продолжить с того места, где произошла остановка. Но все же лучше постараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтырь разделен на части, которые получили название кафизмы. При домашнем чтении псалмы можно читать по одному, по два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать Псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы . Если чтение прерывается и Вы продолжаете на следующий день, заново начальные молитвы читать не нужно. Оканчивать чтение всей псалтири необходимо читая молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалтири.
Когда все это прочитано, начинаем все заново с начальных молитв.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают :

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее:

  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя, но во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это можно делать на разных «Славах«:
— на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник (если есть);
— на второй «Славе» — о здравии все родные и близкие;
— на третьей – о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

КАКИЕ ПСАЛМЫ ЧИТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Конечно, псалмы — это очень сильные молитвы, но воспринимать их как «волшебные слова» или «заклинания» нельзя, от их чтения Ваша жизнь сразу же не пойдет в нужное русло. Хотя, если духовно правильно относиться вообще к вере, и в частности к псалмам , то они помогут. Обязательно!

Читайте так же:  Молитва к иконе божьей матери киккская

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

Поэтому на вопрос какие псалмы читать в разных определенных случаях (если нет возможности читать псалмы каждый день), можно ответить, что в первую очередь

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся«, эти молитвы помогут оградить от беды:

Псалом 26 , как видно из значений псалмов, означает упование на Бога, его читают при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях.
50 псалом — молитва о прощении грехов и в покаянии
90 псалом— упование на защиту Божию в любых обстоятельствах.

Почему чтение Псалтири — это опасно

Псалтирь — книга Ветхого Завета. Руководимый Духом Святым, Царь Давид то воспевает славу Господу, то сокрушается от испытаний посланных на него. Эта книга — кладезь духовной мудрости, многие известные молитвы написаны благодаря псалмам.

Расскажу пару историй связанных с этой замечательной книгой, а после поделюсь своим опытом.

Когда человек читает Псалтирь, ангелы ликуют, а бесы негодуют.

Вот рассказ одного священника по этому поводу:

«Была у меня одна прихожанка, очень благочестивая, назовем её Ольга. Я благословил её на прочтение всей Псалтири за сутки . Спустя некоторое время, Ольга пришла ко мне, вид у неё взволнованный.

Она рассказала мне следующее:

Батюшка, как вы и благословили я читала Псалтирь. Ближе к ночи послышался стук в дверь , поначалу я не обращала внимания, но стук становился сильнее и сильнее, а по коже пробежали мурашки. На какое-то время я остановилась и стук сразу прекратился.

И вот, во время чтения ещё одной кафизмы, сильным толчком кто-то выбивает дверь . Знаете,Батюшка, я чувствовала, как кто-то дышит за спиной. Меня объял такой страх, не пошевелиться.

Я знала, если повернусь, мне конец . Стоило больших усилий сказать: » Господи помилуй «. Внезапно страх, как рукой сняло. Через какое-то время я обернулась, но » гостя » не было, а дверь стояла на месте.

Я посоветовал Ольге в следующий раз, ни в коем случае не останавливаться . Так она и сделала. Были у неё искушения, кошки скреблись под окном, хотя жила Ольга на 5 этаже, стуки в дверь, но со временем все это проходило.»

Ещё один рассказ:

«Один семинарист пожелал читать Псалтырь по усопшему родственнику. Заканчивая кафизму, он почувствовал будто бы костяные руки сжимают его горло, начиная душить . Благо юнец не бросил чтение и спустя время искушение отступило.»

Не уверен в правдивости таких рассказов, но из жития святых видим много таких случаев. Чтение Псалтири, как и любое другое дело, должно быть в меру . Желательно, взять благословение у священника, чтобы чего худого не вышло.

Я иногда заменяю утреннее и вечернее правило чтением кафизм, добавляя туда пару молитв. Так и правило не приедается и что-то новое узнаешь.

P.S Никого ни в коем случае не отовариваю от чтения этой замечательной книги. 😉

“Неусыпаемый псалтырь” — непрекращающаяся молитва о выздоровлении болящего

Псалтирь — это священный молитвенный текст, помогающий в жизни обычному христианину, в решении острых жизненных проблем, неожиданно возникающих в жизни.

«Неусыпаемый Псалтырь» — это непрерывное чтение Псалтири для поминания усопших или за здравие живущих, и о выздоровлении болящих в течении нескольких суток и даже на протяжении целого года. Для обычного мирянина бывает достаточно сложно долго молиться и читать псалмы, поэтому за молитвенной поддержкой чаще всего обращаются к монахам в монастырь.

«Неусыпаемый псалтирь» — молитва, помогающая отвести человека от греха и страстей.

  • Молитва монахов, читающих «Неусыпаемый Псалтирь» и упоминающих одно имя может творить чудеса: исцелять больного человека, защитить от зла, отвести от греха и страстей.

Вот история одной молодой семьи, в которой возникли проблемы со здоровьем новорожденного младенца. Младенец после рождения был очень слаб, врачи не могли поставить диагноз и не знали как ему помочь, тогда родители обратились за помощью к духовидцу.

  • Родителям порекомендовали заказать специальную молитвенную службу, в которой читают о здравии дитя непрестанно псалтырь и упоминают имя новорожденного крещенного младенца, а также самим молиться за его здоровье.

В результате определенного времени молитва монахов помогла молодой семье и они разрешили проблему без понимания причины возникновения такой жизненной ситуации…..

  • Бог посылает испытания в помощь нашей душе, чтобы её пробудить от сна и привести наше внимание от прилипания к материи к духовным планам бытия.

“Неусыпаемый псалтырь” — непрекращающаяся молитва о выздоровлении болящего

Читаемый «Неусыпаемый Псалтырь» о выздоровлении болящего ,воистину может творить чудеса, при условии, что это угодно Богу.

  • Псалтырь, читаемый за вас без остановки в монастырях на протяжении года, может производить изменения на тонких планах вашей многомерной души и оказать одномерную помощь в решении сложных проблем.
  • Молитва монахов и монахинь специально читающих псалтирь с упоминанием единственного вашего имени производит изменения вашей структуры души и тонких тел с последующим оздоровлением физического тела.

Молитва — это прямой канал с Отцом Небесным, с тонкими планами бытия.

Мы все на тонком плане едины без разделения на правых и левых, красных и белых и так далее. Моление в монастыре о вашей душе привлекает внимание небесные сферы, где начинают обращать на ваши энергополя повышенное внимание, таким образом и происходит энергообмен с Небесами . С тонкого плана на энерготело души начинает поступать энергопоток, влияющий на очищение и наполнение энергией созидания, дающий выздоровление больному человеку.

Обычно мы должны самостоятельно молиться, читать каноны и акафисты, ходить в Церковь на исповедь и причастие, но в экстренной ситуации, при молитвенной неотложной помощи — “неусыпаемого псалтыря”, за определенную оплату, вы ускоряете себе всю работу на духовном плане.

«Неусыпаемый псалтырь» производит изменения на тонком плане, влияющий на выздоровление даже от неизлечимой болезни. Бог посылает вам выздоровление в качестве аванса на ваши сознательные изменения развития души. Так как многие, живущие в мире сем, пребывают в иллюзии благости, праздности и радости жизни.

Хочется предупредить желающих халявы, что достичь через записочки желаемого и улучшить свое здоровье, и благостное состояние, без личного молитвенного духовного труда нельзя наработать тонкие поля своей души.

  • Испытав “высокие” чувства праздности и радости, некоторые иногда даже решаются зайти в Церковь помолиться и поблагодарить Бога.
  • Благодаря Бога за радость и “ высокие” чувства праздности жизни, вы в этот момент становитесь едины с Отцом Небесным.
  • “Неусыпаемый псалтирь”, производит изменения в тонких полях человека, для последующего развития души.
  • Псалтырь: Вычитывания усопших по псалтырю молясь .

Любое событие в нашей материальной реальности помогает осознать нашу земную жизнь и прилипнуть к ней еще сильнее или проснуться от глубокого “духовного” сна. Обычно человек, привыкший жить в достатке, обращается к Богу только по нужде и успешно пользуется помощью этого молитвенного инструмента, забывая напрочь, что Бог таким образом пытается его душу пробудить и направить к себе. Чаще всего такое средство применяют в крайнем положении, когда нужно оказать реальную божественную помощь нуждающемуся человеку, но без должных выводов, такие ситуации вскоре могут участиться и усугубиться уже с другими членами семьи.

  • Очень часто Бог исполняет любые наши желания, даже те, которые нам впоследствии вредят — Бог долготерпелив, милосерден, но бьет бывает очень больно.
  • Наша материальная жизни очень сильно заставляет наш “аспект души” прилипать к материальным ценностям и забывать о Боге.
  • Бог, как любящий Отец старается нас пробудить через окружающую нашу реальность и посылает испытания по потребности, и готовности нашей души.
Читайте так же:  Молитва от сглаза для матери

Причина кроется в одном, Бог любит нас и понимает, что пока мы сами шишек не набьем об ухабы на дороге жизни, то не сможем всей душой устремиться к вере к Богу. И начав самостоятельно вставать по утрам и вечерам на молитву, мы понемножку не спеша начнем ускоряться в нашем развитии и прохождении старых забытых уроков в земной школе жизни.

Заказать за себя или родных и друзей в монастыре “Неусыпаемый псалтырь”, или отложить в надежде на решение жизненной проблемы своими силами, такое решение принимать только вам, взвешенно и без сильных эмоциональных волнений.

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

Путь к Богу — нашли ответ, ставь палец верх

Подпишись на тематический канал: Путь к Богу

ПСАЛТЫРЬ или ПСАЛТИРЬ?

ПСАЛТИРЬ и ПСАЛТЫРЬ – это ОДНО И ТО ЖЕ.

Слово это происходит от греческого ψαλτήριον (что означает музыкальный инструмент – псалтерион).
По-церковнославянски – ПСАЛТИРЬ, через И.
Слово это – женского рода.
Причем, если верить С. И. Ожегову, ПСАЛТИРЬ (через И) может быть только женского рода, а ПСАЛТЫРЬ (через Ы) – как женского, так и мужского.
Вот, собственно, и вся премудрость.

Однако не удержусь и «лягну» лишний раз интернет – «всемирную помойку».
В интернете я прочитал, что «ПСАЛТЫРЬ – ФОРМА БОЛЕЕ СТАРИННАЯ, И ПОТОМУ МЕНЕЕ ПОНЯТНАЯ БОЛЬШИНСТВУ, И ЕЕ МОЖНО УПОТРЕБЛЯТЬ ТОЛЬКО В РАЗГОВОРЕ С ТЕМИ, КТО ГЛУБОКО ПРОНИКСЯ СТАРИНОЙ И ХОРОШО ЕЕ ПОНИМАЕТ, А С ЧЕЛОВЕКОМ СОВРЕМЕННЫМ ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ ПСАЛТИРЬ».
Нет, каково, а?
Мало того, что там пишут полнейшую чепуху и бредятину, – так еще и, будто нарочно, шиворот-навыворот!
Наоборот, повторяю, именно ПСАЛТИРЬ – это как раз более древнее, церковнославянское начертание.

Давеча – в конце какой-то своей заметки о русском языке и о всеобщей малограмотности – я кричал (в полном соответствии с заповедями о любви к ближнему):
ТОПОР МНЕ! ТОПОР!
А здесь, в этом случае, требуется, пожалуй, попросту МЕТЛА.

Любой, кто меня знает, наверняка заметил, что я всегда тяготею к первоначальности. (Uralt heißt echt, modern heißt schlecht!)
Лично я говорю, пожалуй, всё-таки ПСАЛТИРЬ.
Но должен сказать, что к этому конкретному случаю я отношусь наиболее терпимо.
Если, например, за «кулинари́ю», «кетý», «петлю́» и «фольгý» я готов расстрелять, то за «ПСАЛТЫРЬ» не решусь даже пожурить.

И всё же, и всё же.
ПСАЛТИРЬЮ можно увлечься, углубиться в ее содержание.
А ПСАЛТЫРЁМ можно треснуть по башке нерадивого хориста.
Чувствуете разницу?
Чувствуете оттенок?

Всё-таки (как это ни прискорбно и как ни крути) это непреложный вселенский закон:
чем новее – тем хамее.

Что такое Псалтирь в Православной Церкви

Псалтирь- это одно из величайших библейских произведений. В древности под песнопения из Псалтири совершались некоторые древнеиудейские богослужения. Пение псалмов упоминается во всей христианской литературе, начиная от апостолов.

Автор Псалтири — это не один царь Давид, авторов несколько. Закрепилось название «Псалтирь Давида», так как в ней больше всего псалмов, составленных именно Давидом. Здесь можно привести аналогию с авторством книг в наше время: если авторов много, то обычно первым указывается самый главный, остальные — соавторы.Иногда соавторов даже всех не перечисляют и тогда в надписании книги остается только один человек. Кто же соавторы царю Давиду в таком величайшем молитвенном подвиге? Это Моисей, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. Самому Давиду, как считается, принадлежат 78 таких молитвенных песнопений.

Моисею принадлежит один псалом, 89-й. Моисей этой молитвой обращается к Богу в конце сорокалетнего странствия по пустыни. Соломон, сын Давида — автор трех псалмов. Это молитвы ко Господу во время воцарения, по окончании строительства Храма и внесения Ковчега Завета во Храм. Очень многие псалмы имеют свои надписания самая первая строчка, которая часто и раскрывает авторство, например Песнь, псалом Асафа (82), Кореевых сынов псалом (84), Учение Ефама Езрахита (88).

Если в надписании стоит слово «псалом», это значит, что данная молитва исполнялась под аккомпанемент псалтири, особого такого струнного инструмента, похожего на древнерусские гусли. Если сказано, что это «песнь», значит эту песнь пели только голосом. Есть разновидности степени сопровождения музыкой, указания на низкий голос. Также есть упоминание о шошане — другом музыкальном инструменте и аламоф — пение очень высоким голосом, девическим.

Некоторые надписания поясняют исторические события, связанные с ними: «псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего» (3). Сейчас надписания-руководства богослужебной роли не играют, многое прошло, теперь иная культура. В православной церкви все псалмы либо поются, либо читаются. Читаются особым способом — спокойно, без чувств и эмоций, чтобы молитва легко и естественно наполняла душу и возносила ее ко престолу Всевышнего.

По своему содержанию псалмы тоже очень разные. Есть молитвенные и покаянные, есть хвалебные псалмы, есть псалмы паломников, есть исторические, есть и мессианские — которые предсказывали Христа — пророчествовали о Нем, говорили о Нем в виде образов. Вот пара таких наиболее ярких примеров: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22; Матф. 21, 42). «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109,1; Матф. 22,24).

Вот, кстати, поэтому царя Давида называют еще и пророком. Он через свои вдохновенные молитвы предсказывал о грядущем Спасителе, открывал волю Божию для Израильского народа и вообще всем людям. Если в некоторых псалмах есть просто пророчество, упоминание о Мессии, то некоторые целиком говорят о Христе.

Прочитайте второй псалом. Посмотрите какие слова о Господе: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе. Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их как сосуд горшечника. Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на него».

А вот слова из 21-го псалма: «Боже мой! Боже мой! Внемли мне. Для чего Ты оставил меня?» — Именно это сказал Спаситель на Кресте. «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивают главою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, если он угоден Ему».

Вспомните, как ругались на Христа, и все это дословно говорили Ему.

«Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои». — А это все ощущения, переживания Распятого на Кресте Спасителя. «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий». — И это сбылось в тот же час. Разделили одежду, а на хитон бросили жребий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так ярко, полно и емко о Христе кроме Давида говорил в древности только один пророк — Исаия, которого мы часто называем даже ветхозаветным евангелистом.

В том виде, в каком мы имеем Псалтирь, она не существовала изначально, теперь это нам видно из тех же надписаний авторства. Вся история формирования этого молитвенного богослужебного сборника — около тысячи лет. Происходило постепенное накопление молитв, формирование из них нескольких сборников

В структуре Псалтири мы видим пять частей, четыре из которых оканчиваются словами «Буди, буди» (на церк.-слав.) — «Аминь, аминь». В последствии эти сборники были объединены в один известный нам. На особую популярность Псалтири в Церкви указывает тот факт, что по богослужебным правилам, она полностью прочитывается на службе за каждую неделю, а великим постом — даже дважды в неделю.

Что еще так же часто читается на службах?! Псалмы входят в состав многих частных богослужений, ими почти все предваряется. Один псалом — покаянный Давида (50) входит в состав наших утренних молитв. Многие святые отшельники знали ее наизусть, и в настоящее время многие христиане миряне молятся на память стихами из псалмов

Читайте так же:  Молитва божией матери троеручице

Существует традиция читать Псалтирь в самых разных жизненных, житейских ситуациях. В радости ли, радоваться псалмами, размышлять, сетовать и сокрушаться — повторяя при этом псалмы. Вот и появляется необходимость читать Псалтирь, когда кто умирает, чтобы и себя поддержать молитвенно, и душе усопшего дать молитвенную поддержку.

Ведь умерший больше не может ничего сделать сам для себя. И единственное его упование — на нас, на наши молитвы. Во многом благодаря им души получают облегчение и поддержку на испытаниях мытарствами и даже получают силу войти в рай. Что касается непосредственной разницы чтения Псалтири по усопшим, то здесь разница не в самих псалмах, а в тех молитвах, которые добавляются. Читается особая молитва из «Последования по исходу души»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего…», читаются специальные короткие молитвы — тропари, из того же последования.

Сама Псалтирь разделена на 20 частей, кафизм, каждая из таких частей на три в свою очередь. Дополнительные молитвы мы как раз и вставляем между этими частями. Читаем псалмы неспешно, с вниманием, стараясь вникнуть в глубину всех этих молитв. Увы, но существует такое опасное поверие, что бесы боятся самой Псалтири. Приходится иной раз слышать и такое «наставление»: «ничего, что ничего не понимаешь, зато бесы понимают и боятся».

Если мы не разумеем, что читаем, откуда будет у нас молитва? Если мы не внимательны, то угодна ли Богу такая молитва? Нужно стараться понимать прочитанное, читать не только на церковнославянском, но и на родном языке. Читая псалом-молитву , молиться словами автора, призывать молитвенно и самого царя Давида, чтобы он научил нас сокрушению сердечному:

Оригинал моей статьи

Моя страничка в контакте https://vk.com/id212671137 добавляйтесь в друзья.

Страничка в контакте нашего храма https://vk.com/club53429784 добавляйтесь в друзья нашего поселкового храма.

Если заметка была вам полезна, ставьте и подписывайтесь на канал!

Как правильно пишется, ударение в слове «псалтирь»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: аэродинамический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «псалтирь&raquo

Предложения со словом «псалтирь»

  • Сейчас я читал псалтирь и по окончании, идя сюда в келию, как хорошо чувствовал я себя.
  • Между прочим вздумали поворожить псалтирью.
  • Псалтирь он дозволял, впрочем, читать иногда и сидя.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «псалтирь»

  • – Псалтырь – священное писание, да и то царь Давид прощенья просил у бога за псалтирь.

Сочетаемость слова «псалтирь»

Какой бывает «псалтирь»

Значение слова «псалтирь»

Псалти́рь, Псалты́рь (церк.-слав. ѱалти́рь; от греч. ψαλτήριον, по названию музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется ивр. ‏תהלים‏‎ (тəhилим) — буквально «восхваления», располагается в начале третьего раздела Танаха — Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч. ψαλμοί, англ. psalms и т. д., причём это название является греческим переводом с еврейского — в Танахе греческому слову «псалмос» ψαλμός соответствует слово на ивр. ‏מזמור‏‎ (мизмор), имеющее значение «песнь», «хваление в форме песни»). (Википедия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «псалтирь»

Псалти́рь, Псалты́рь (церк.-слав. ѱалти́рь; от греч. ψαλτήριον, по названию музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется ивр. ‏תהלים‏‎ (тəhилим) — буквально «восхваления», располагается в начале третьего раздела Танаха — Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч. ψαλμοί, англ. psalms и т. д., причём это название является греческим переводом с еврейского — в Танахе греческому слову «псалмос» ψαλμός соответствует слово на ивр. ‏מזמור‏‎ (мизмор), имеющее значение «песнь», «хваление в форме песни»).

Предложения со словом «псалтирь»:

Сейчас я читал псалтирь и по окончании, идя сюда в келию, как хорошо чувствовал я себя.

Между прочим вздумали поворожить псалтирью.

Псалтирь он дозволял, впрочем, читать иногда и сидя.

Псалтырь, Псалтырь и Псалтирь

Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .

Смотреть что такое «Псалтырь, Псалтырь и Псалтирь» в других словарях:

псалтырь — (устарелое псалтирь), ж., род. псалтыри и псалтырь, м., род. псалтыря … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

псалтырь — псалтирь Словарь русских синонимов. псалтырь сущ., кол во синонимов: 5 • инструмент (541) • книга … Словарь синонимов

ПСАЛТЫРЬ — ПСАЛТЫРЬ, и, жен. и ПСАЛТЫРЬ, я, муж. и ПСАЛТИРЬ, и, жен. Часть Библии, книга псалмов. | прил. псалтырный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Псалтирь — или Книга псалмов одна из библейских книг Ветх. Звета, yalthrion по греч., tehillim по евр. Книга состоит из 150, а по греч. (ислав.). Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержаниемблагочестивые излияния восторженного сердца при… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПСАЛТЫРЬ — Псалтирь (Книга псалмов), одна из книг Библии, содержит 150 псалмов. Заняла важное место в христианском культе; оказала влияние на фольклор и средневековую словесность; в средневековье была основной учебной книгой для овладения грамотой … Большой Энциклопедический словарь

псалтирь — сущ., кол во синонимов: 1 • псалтырь (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Псалтырь — Киевская Псалтырь, 1397 г. Псалтирь, Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтерион) музыкальный инструмент) библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, греч.… … Википедия

Псалтирь — Разворот Хлудовской псалтыри (9 век) с изображением сочинителя царя Давида, играющего на арфе (псалтерии) и побеждающего диких животных и врагов Псалтирь, Псалтырь (от … Википедия

Псалтирь или Книга псалмов — одна из библейских книг Ветхого Завета, ψαλτήριον по гречески, tehillim по еврейски. Книга состоит из 150, а по греческой (и славянской) Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержанием благочестивые излияния восторженного сердца… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

псалтырь — ПСАЛТЫРЬ, и, ж и я, м и >псалтирь>, и, ж Собрание псалмов, входящее в Ветхий Завет. Церковь учит, чтоб над телом покойного был прочитан канон на исход души, а затем как можно дольше читалась Псалтирь (П.Калиновский). Посредине… … Толковый словарь русских существительных

Что такое Псалтирь

Что такое Псалтирь

Книга Псалтирь — это сборник из 150 псалмов, особого жанра молитвословной поэзии. Псалмы при этом поются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Раньше это были щипковые инструменты, отсюда и название «псалом», от греческого слова «щипать». Сейчас в западноевропейской традиции музыкальное сопровождение псалмов — орган.

История создания

Псалтирь — это одна из книг, входящих в состав Ветхого Завета. Первый автор псалмов — Царь Давид. В иудейской традиции книга Псалтирь называется «тегелим». Поэзия Псалтири возвышенная и восторженная. В числе авторов Псалтири, кроме царя Давида:

Когда читают Псалтирь

Псалмы из Псатири закреплены за определенными богослужениями суточного круга, но их исполняют не только в храме. Псалмы подходят и для домашней молитвы. Псалтирь читают и на божественной литургии, молебнах, на заупокойной службе.

Кроме того, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Именно поэтому Псалтирь поделена на разделы, всего их 20, каждый из них в свою очередь делится на кафизмы. В каждой кафизме от шести до девяти псалмов.

Значение Псалтири для христианина

Святитель Григорий Нисский о Псалтири:

«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».

Святитель Афанасий Великий о Псалтири:

Читайте так же:  Очень редкая молитва к пресвятой богородице об исцелении детей

«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.

Хор Валаамского монастыря. Псалтирь

Что такое псалом?

Что такое псалом

Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.

Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.

Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.

Как читать псалмы

Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.

Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:

  • Соломона,
  • Моисея,
  • Асафа и его потомков,
  • Емана,
  • Ефама,
  • сынов Кореевых,
  • неизвестных авторов.

Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.

Святой Ефрем Сирин о псалмах

Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.

Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Псалтирь или псалтырь

Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте).

  • Православная Церковь использует переводы, основанные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов.
  • Римско-католическая Церковь традиционно использует латинский перевод (именуемый Вульгата), где нумерация также совпадает с греческой; такая же нумерация и в современном латинском издании Литургии часов. Однако в новом латинском переводе Библии (Новая Вульгата), равно как и во многих переводах на национальные языки используется масоретская нумерация.
  • Протестанты обычно используют масоретскую нумерацию.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии, в том числе и протестантских, обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная. В данной статье, в соответствии с установившейся традицией, также применяется греческая нумерация.

Содержание и структура

Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.).

В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. Первую составляют псалмы 1-40, вторую — 41-71, третью — 72-88, четвёртую — 89-105, пятую — 106—150.

Читайте так же:  Молитва на оружие

В большинстве псалмов имеются надписания, которые представляют собой значительную трудность при установлении их происхождения и значения. В этих надписаниях указываются имена псалмопевцев — составителей и исполнителей псалмов; исторические события, по поводу которых написан тот или иной псалом; указания для исполнителей и т. д. Некоторые надписания различаются в масоретском тексте и в Септуагинте. Для многих слов значение точно не установлено, из-за этого существуют различные варианты переводов.

Авторство

Традиционно автором Псалтири считают царя Давида, хотя на многих псалмах очевидны следы позднейшего происхождения: времен плена вавилонского и ещё позже. В самом тексте книги для некоторых псалмов прямо указаны иные авторы: главный псалмопевец Давида Асаф (см. 1Пар.16:5), храмовые привратники сыны Кореевы (Кораха) (1Пар.9:19), Моисей и др. В Талмуде (Бава Батра, 14б) в числе авторов, кроме Давида, упомянуты Адам, Мелхиседек, Авраам, Моисей, Асаф, Еман, Идифун и сыны Кореевы. Классический еврейский комментатор Раши насчитывает в начале своего комментария к Псалмам десять авторов.

Вернее всего, Псалтирь вырастала постепенно, как всякий продукт коллективного творчества, и в канон еврейских священных книг вошла сравнительно поздно, после строгой обработки и редакции.

Богослужебное использование

Богослужебной (в иерусалимском храмовом культе) Псалтирь стала ещё при Давиде — сперва в Скинии, потом в Храме. От евреев богослужебное употребление Псалтири рано перешло к христианам.

В иудаизме

В Скинии, а затем в Иерусалимском храме пение псалмов было частью храмового ритуала; эту обязанность исполняли левиты. Псалмы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов (в отличие от современного богослужения, в котором их исполняют, как правило, а капелла).

В современном иудаизме псалмы являются важной частью как индивидуальной молитвы, так и синагогальной службы. Особенно важное значение придаётся троекратному в течение дня чтению молитвы «Ашрей» (ивр. אשרי ‎ — Счастливы), которая состоит из псалма 144, к которому в начале добавлены два стиха из псалмов 83 и 143, а в конце — заключительный стих из псалма 113 (нумерация здесь и далее дана по греческому варианту; при сравнении текстов следует помнить, что в иудаизме используется масоретская нумерация). Ежедневно читаются псалмы 145—150 и некоторые другие. В праздничных богослужениях особое место занимает Галель — псалмы 112—117. Каждому дню недели соответствует определёный псалом: в воскресенье читается псалом 23, в понедельник — 47, во вторник — 81, в среду — 93, в четверг — 80, в пятницу — 92, в субботу — псалом 91. Согласно Мишне, эти псалмы исполнялись ещё левитами в Храме во время принесения ежедневной жертвы.

В некоторых общинах принят обычай прочитывать всю книгу Тегилим за неделю или за месяц, с определённой разбивкой по дням. Так, у хасидов Хабада книга читается каждое утро и прочитывается за месяц, кроме этого утром в последнюю субботу месяца книга Тегилим читается целиком.

У православных

В православной Церкви (в византийском обряде) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Так, на каждой вечерне читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые воззвахи или воззвашные псалмы), завершаться вечерня должна непременным 33 псалмом. В начале утрени читается Шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утрени перед чтением канона должен читаться псалом 50, полиелей представляет собой пение 134 и 135 псалмов, в конце утрени — псалмы 148—150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д. В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» — 118 псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов — стихирами.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей псалтирь была поделена на 20 больших разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели псалтирь прочитывается два раза (впрочем, на практике это всё соблюдается только в монастырях и других храмах, строго придерживающихся устава, а также у старообрядцев).

Та же псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

У католиков

Кроме того, псалом или значительная часть псалма теперь поётся или читается на каждой мессе после первого чтения из Писания (до реформы исполнялись лишь два стиха из псалма, именуемые, в разных случаях, градуал или тракт). Псалом обычно подбирается таким образом, чтобы соответствовать содержанию прочитанного чтения или смыслу праздника.

В домашней молитве псалмы также подбираются обычно в соответствии с содержанием молитвы. Например, существует последование «семи покаянных псалмов» (6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142), читавшихся в Великий пост и в других подобающих случаях. Что же касается чтения псалтири просто подряд, то каких-либо устойчивых практик такого рода (наподобие православных кафизм) в Католической Церкви не сложилось — в первую очередь из-за того, что текст псалтири (как и прочих книг Библии) долгое время был доступен на Западе только на латинском языке, непонятном простому народу.

Псалтирь в исламе

В исламе Псалтирь называется «Забур» (араб. زبور ‎‎, переводится как «пение», «музыка») и, наряду с Торой (Таурат) и Евангелием (Инджиль), относится к числу пророческих книг, ниспосланных Богом до дарования Корана. Единственным автором книги признаётся царь Давид (Дауд), почитаемый в исламе как пророк. В Коране (21:105) имеется цитата из Псалтири ( Пс.36:29):

И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные.

Псалтирь у славян

Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, Псалтирь была переведена на славянский язык, по словам летописей, еще свв. Кириллом и Мефодием. Древнейшие сохранившиеся славянские рукописи Псалтири относятся к XI веку (древнейшая глаголическая «Синайская псалтирь», а также несколько кириллических рукописей). Впервые славянская Псалтирь была напечатана в 1495 году в Черногории (см. статью «Сербуля»); часто встречающиеся упоминания о краковском издании 1491 года (первопечатник Швайпольт Фиоль) на самом деле относятся не к Псалтири, а к Часослову, хотя и нестандартного по нынешним понятиям состава.

Псалтирь на Руси

На Руси Псалтирь обычно была последней, «высшей» книгой для обучения грамоте (после букваря и Часослова) не только среди священнослужителей, но и для лиц светских. Она оказала громадное влияние на древнюю письменность: летописи, сочинения Феодосия Печерского, митр. Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и разными местами и изречениями из Псалтири; многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки. В Древней Руси был также обычай гадать по Псалтири.

Толковая Псалтирь

В некоторых изданиях Псалтири помещены и краткие истолкования псалмов, и такая Псалтирь называется толковой. Из древних толкований Псалтири известны: Иоанна Златоуста, Амвросия, Августина; из новых — Толюка, Эвальда; в русской литературе — еп. Феофана, прот. Вишнякова и др. При толкованиях прилагаются и критические введения.

Следованная Псалтирь

Псалтирь послужила первоисточником большей части вечерних и утренних молитв, вместе с которыми, а также с Часословом, известна под названием «Следованной Псалтири» или «Псалтири с восследованием». Впервые следованная Псалтирь была напечатана по-славянски в Сербии в 1545 году (см. в статье «Сербуля»), и в таком виде была одной из наиболее часто издававшихся славянских книг, причем в нее постепенно входили и другие добавления с целью сосредоточить в одном месте все необходимые богослужения. Следованная Псалтирь часто использовалась для обучения грамоте, выписки из неё есть в грамотах новгородского мальчика Онфима.

Переложения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Весьма распространены были стихотворные переложения псалмов. В русской поэзии XVIII—XIX вв. перелагали псалмы и подражали им крупнейшие литераторы: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков и др.

Псалтирь или псалтырь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here