Содержание
- 1 Сердечная молитва это
- 2 Опасности «сердечной» молитвы
- 3 Внутренняя сердечная молитва
- 4 Об уме и сердце, молитве и искушениях
- 5 Молитва очищает сердечные каналы и открывает сердце
- 6 Как научиться молиться искренне, чтобы молитва шла от сердца?
- 7 Три самые короткие молитвы Господу Богу помогающие в различных ситуациях
- 8 Молитва внутренняя и внешняя
- 9 В помощь к умно-сердечной молитве в храме и дома
- 10 Сердечная молитва это
Сердечная молитва это
Что такое умная молитва, сердечная молитва. Как правильно молиться? Я имею ввиду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать правильно ли ты молишься или нет?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.
Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.
Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.
Опасности «сердечной» молитвы
Молитва имеет три названия: устная, умная и умно-сердечная. Устная читается языком, когда находишься одна – вслух, а при других молча. Умная молитва произносится одним умом. Умно-сердечная молитва – соединенными умом и сердцем. Такая молитва требует уединения, и без уединения она не может быть, и уединение без молитвы тоже не может быть.
Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде – тогда мы живем в Боге, Который есть любовь. Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки.
Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной.
Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других.
Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя эту молитву, не отступают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца…
Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном и не настроенном евангельскими заповедями.
Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси, не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.
Причина прелести – не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова, – нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь – вот причины прелести!
Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.
Внутренняя сердечная молитва
В христианской мистической традиции существует прекрасная практика, которая называется «внутренняя сердечная молитва»; другие её известные названия, которые могут встречаться в литературе: «непрестанная молитва», «непрерывная молитва» и «умная молитва».
Небольшая книжка «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» очень хорошо объясняет технику выполнения данной практики и основные эффекты, которые она вызывает; когда внутренняя сердечная молитва освоена, то она начинает работать сама, независимо от Вас и ненавязчиво, день за днём делает Вас всё более осознанными.
Например, Вы работаете за компьютером и отсутствуете в состоянии «Здесь и Сейчас»; через какое-то время решили отвлечься, пойти выпить кофе; и вот, Вы встаёте из-за стола, делаете один шаг, и в сердечном центре немедленно включается внутренняя молитва; Вы немедленно просыпаетесь и входите в состояние «Здесь и Сейчас»; кроме того, молитва спокойно и постоянно даёт Вам энергию с Высших Уровней Бытия.
Как-то раз, когда эту практику до конца я ещё не освоил, я шёл по Москве в состоянии глубочайшего депресняка и похмелья; с работы меня уволили, живу я в однушке с женой и кучей детей; сплю на матрасе на кухне, на улице холод, ветер и сырость (что-то там сыпят на эти дороги, чтобы они не замерзли); над головой у меня кружились пакеты и другой летающий мусор.
Я стал выполнять сердечную молитву, и она проворачивалась с трудом и со скрипом, как старое, ржавое колесо; через несколько оборотов она раскрутилась, и моё состояние волшебным образом изменилось меньше чем за минуту; я увидел, что сейчас куплю себе пива и похмелье пройдет, работу найду, однушку, даст Бог, поменяю на трёшку, перестал остро ощущаться холод, сырость и ветер; а мусор летящий пусть летит туда, куда ему нравится, жизни моей и меня самого он никак не коснётся, потому что я не часть всей этой помойки.
Внезапно произошёл прорыв в осознании; я увидел, что от моего сердца куда-то высоко в небо уходит труба и чёрная энергия моего депресняка уходит вверх, по этой трубе, прямо к Богу.
Я позвонил Руслану, рассказал про прорыв, и он мне прислал новую практику для работы с сердечным центром; с этого дня я стал дополнительно ко всем практикам выполнять внутреннюю сердечную молитву всегда, как только о ней вспоминал; на Пути у меня наступил переломный момент, и я пошел постоянно, уверенно вверх и в небо, к Богу, к источнику этой сердечной трубы.
Начинать выполнение практики следует только после того, как Вы успешно прошли предварительный курс обучения в нашей Школе и как минимум месяц выполняли мистическую практику зикр; этот курс научит Вас управлять своим вниманием, расшатает и активирует центры, очистит внутреннее пространство сердечного центра; зикр даст опыт взаимодействия с энергиями, принадлежащими Высшим Уровням Бытия.
Иисусову молитву, которая предписана для выполнения в книге «Откровенные рассказы странника» в нашей Школе читать нельзя; молитва выбирается и адаптируется в соответствии с обязательным принципом суфийского обучения: «Время-Место-Люди».
Молитва должна быть короткой, ясной, читаться на четыре шага и состоять из двух частей; первая часть молитвы одинаковая для всех, потому что в нашей Школе практика осознания является основной; вторая часть молитвы должна отражать ту цель, которую ученик (ученица) стремится достичь в течение ближайших пяти лет; каждый ученик (ученица) выбирает себе вторую часть молитвы, которую полюбит всем своим существом, или составляет её сам (сама).
Вот примеры молитв, с которыми можно успешно работать:
Господи, дай мне осознанность и открой Сердце
Господи, дай мне осознанность и Твою Любовь
Господи, дай мне осознанность и открой Твою Истину
Господи, дай мне осознанность и открой мне Себя
Прежде чем молитва начнет работать сама, её необходимо освоить; для этого выбираем тридцать минут свободного времени ежедневно на протяжении двух месяцев; в течение этих тридцати минут никто не должен Вам звонить или каким-то другим образом Вас отвлекать; выходим на улицу и читаем выбранную молитву на четыре шага; молитву читаем не громко и не шёпотом (как предписано в книге), а про себя; молитва должна крутиться в сердечном центре против часовой стрелки, если смотреть изнутри (часы, прямо перед собой, направлены циферблатом к груди).
В течение дня продолжаем выполнять практику самонаблюдения и стараемся крутить внутреннюю сердечную молитву всегда, когда только вспоминаем о ней.
После того как молитва освоена и начала работать сама, её можно крутить как колесо, с направлением вверх или вниз, как удобнее, или интуитивно менять технику её выполнения.
Не так давно я зашёл на Озон посмотреть эту книжку про «Странника» в напечатанном виде; пока выбирал переплёт и издательство, обратил внимание на негативные отзывы о ней «так-называемых-христиан»; они писали со ссылкой на «духовного-лидера» какого-то батюшку, который сказал, что эта молитва вызывает «прелесть», что является «грехом» для «настоящих-христиан».
Подозреваю, что батюшка прочитал эту книжку и попробовал выполнять практику; через какое-то время молитва раскрылась и из него поперли подавленные сексуальные желания (бесы, говоря христианским языком); он испугался и объявил книжку вредной, а молитву опасной.
Была у меня тогда мысль написать что-то там, на Озоне, но это, что называется «бисер-метать», все равно не поймут.
Во-первых, молитва пришла к нам из реальных мистических христианских источников.
Во-вторых, книга переписывалась и издавалась в издательствах очень серьёзных монастырей, как говорит нам об этом профессор архим. Киприан, Сергиевское подворье, в предисловии к книге, многократно называя внутреннюю молитву сокровищем.
И самое главное – кто бы что ни писал и ни говорил, «внутренняя сердечная молитва» была, есть и будет одной из мощнейших практик, которая может быть адаптирована для своих целей в любой настоящей мистической Школе.
Об уме и сердце, молитве и искушениях
Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу; 1912–2002), одним из самых почитаемых румынских духовников, 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году.
Архимандрит Софиан (Богиу) |
— Батюшка, уточните, пожалуйста, различие между умом и сердцем, которое проводят духовные святые отцы.
— Это различие легко провести потому, что есть два особых места, в которых размещаются эти два центра. В голове размещается Ум, включающий интеллект и память. Другим центром является сердце, где находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное — это центр, в котором Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг. И может жить любая страсть. Иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной. А когда Дух Святой пребывает в нас (а мы и были созданы — иметь Его в нас), жизнь наша полна света, полна человечности, любви, полна смирения. Таким образом сердце, о котором вы меня спрашивали, является духовным центром каждого из нас.
— Что делать, если мой духовник, не занимающийся сердечной молитвой, считает, что молодым необязательно заниматься ею, и ориентирует нас на социальное христианство, а не на мистическое?
— Я думаю, что не бывает христианской жизни без того, чтобы она была в то же время мистической, то есть таинственной, связанной с Богом. Я не знаю таких христиан, которые не были бы одновременно и мистиками. Я имею в виду настоящих христиан, которые исповедуются, которые причащаются Таин Церкви, которые освящают свою внутреннюю жизнь. Это состояние мистическое, таинственное, сокрытое. Войди в клеть твою и помолись Отцу твоему, Который втайне! [1]
Как ты можешь молиться, не веря в Того Отца Небесного, Который сокрыт в сердце твоем и видит твое внутреннее душевное состояние? Как ты можешь быть хорошим христианином без Этого Духа, полученного в Крещении, без этой энергии, этого горения души, с которым тело наше становится совершенной машиной?
Таким образом, в каждом из нас есть таинственный, мистический центр. К этому центру направляются все наши отношения с ближним, наша любовь, доброта, милость, смирение, умиление, наше благочестие; все связано с тем мистическим центром в нас, где обитает Бог, и Царство Его, и Дух Святой. Так что я не знаю, какая жизнь может быть у нас без молитвы, без этого мистического центра, без этого места Божия в нас.
У язычников была общественная жизнь, и они занимались только этой горизонталью жизни. Но Господь наш Иисус Христос говорит нам в Нагорной проповеди и это слово: ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6: 33). Поэтому я не думаю, что возникнет препятствие к занятию общественной работой, если у тебя будет неиссякаемый источник — присутствие Бога в тебе самом.
— Бывают ли услышаны Богом молитвы тех людей, которые не исповедуются годами? И тех, которые живут в больших грехах?
— Если молитвы возносятся подобно молитвам мытаря из Евангелия [2] , с уничижением и болью сердечной, не осуждая другого, испрашивая прощения за свое былое окаянство, тогда Бог слышит их. Ибо именно для спасения грешных Бог воплотился в истории. Разбойник на кресте сказал всего лишь несколько слов и спасся, был прощен [3] .
Блаженный Августин говорит и такое слово о разбойнике на кресте: «Счастливый разбойник! Всю свою жизнь он крал, а в конце похищает и рай!» Таким образом, Бог слышит молитву, приносимую человеком в уничижении, раскаянии, сожалении обо всем, что было плохого в его жизни до того момента, когда он задумался о том, что существует Бог, и понял, что несет в этой земной жизни какую-то ответственность.
— Существуют ли на молитве искушения слева и искушения справа? Что это такое?
— Да. Есть искушения и слева, и справа. Искушения слева очень хорошо известны: пьянство, леность, блуд, воровство, месть, гнев — всё это искушения и грехи слева. Искушением справа может стать чрезмерный пост.
Пост назначен святыми отцами, чтобы служить нам на пользу, для стяжания внутренней и телесной чистоты. Однако пост должен быть не только телесным, но и душевным. Сегодня я слышал нечто весьма интересное. Один человек говорил, что встретил в каком-то месте людей, которые не ели брынзу по той причине, что она заквашивается на сычуге, а значит, к брынзе примешано немного крови. Это крайность. Нигде у святых отцов в духовной жизни нет столь строгой и в то же время ложной разборчивости. Итак, пост, если он не совершается с рассудительностью, чтобы быть действительно полезным, и не соединен с добротой сердца, хранением уст, воздержанием от осуждения другого человека, — не есть пост. Осуждение ближнего очень грешно пред Богом: ты можешь умереть с голоду, иссохнуть от жажды, но если ты питаешь злобу на ближнего и говоришь о нем плохо в его отсутствие, — твой пост напрасен.
Также и дела, совершённые с благим намерением — освятить нашу жизнь — могут стать крайностями. Это всё падения справа. По причине добродетелей ты сбиваешься с пути. Поэтому хороша та мудрость, которой мы просим у Бога, чтобы Он осветил нам путь и мы шли царским путем, как говорят святые отцы, этим «Via aurea» — золотым путем, и не грешили.
Пост наш да будет благоразумным, воздержание — воистину воздержанием, хранение чувств да будет искренним. Покаяние да не будет фальшивым. Молитва да будет со вниманием, умилением и смирением, и тогда всё будет идти хорошо. Напротив, если молитвы наши совершаются одними устами, то, как бы длинны они ни были, эти молитвы помогают очень мало — в той мере, в какой мы, время от времени, бываем внимательны к тому что говорим. Есть такие бедные христиане, которые прочитывают акафисты и псалмы, много псалмов и много акафистов, однако потом сознают, что читали их одними устами, а сердцем и умом отсутствовали в том, о чем читали.
Молитва очищает сердечные каналы и открывает сердце
Молитва — это главный инструмент, помогающий выровнять тонкие тела и сосредоточиться на центре многомерной структуры сознания: физического тела, тонких тел, “аспекта души”, выключить мысли и внутренний диалог, а также выправить энерготела вашего биополя.
- Многие читатели не знают о том, что молитва очищает сердечные каналы и способствует их открытию в эфирном теле, это самое главное действие, без которого нельзя открыть сердечный центр. Открытие сердца — это молитвенный труд, занимающий не одно воплощение “аспекта души” на земле.
Людей с открытыми сердцами в мире очень мало, по причине трудности открытия сердечного центра.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Человек, живущий по самости постоянно находится в разбалансированном состоянии души — это неустойчивое состояние психики: эмоциональные вспышки агрессии или беспричинной радости, бегающих мыслей в голове, ведущий внутренний диалог между собой.
- Как сосредоточить тонкие тела и выключить диалог ума?
Мысленно или шепотом проговаривая слова молитвы Господа Иисуса Христа, позволит вам сосредоточиться на тексте молитвы и сконцентрировать все свое внимание на словах — это займет ум от внутреннего диалога.
А так же сердечное и искреннее произнесение Иисусовой молитвы, поможет вам сосредоточить тонкие тела и выключить ум. Иисусова молитва является важнейшим из всех вибрационных ключей для настройки и очищения сердечных тканей, с последующим открытием сердца.
- “Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)”.
Молящийся верующий в этой молитве обращается к Иисусу Христу с просьбой о помиловании, зная о множестве своих грехов. Это мощный мысленный посыл и сердечное покаяние, в котором молящийся человек озвучивает Богу свои грехи и просит Его помиловать.
- ”Миловать” — это старое слово обозначает Любовь, Бог есть Любовь.
- Прося о помиловании, мы просим Самого Иисуса Христа присутствовать в нашей жизни, чтобы не умереть духовно.
В Православии про открытие сердца с помощью регулярного чтения молитв, писали и оставили многие упоминания в своих трудах православные святые старцы и подвижники — Божие угодники.
Обычно многими богословами рекомендуется к чтению про себя краткая форма Иисусовой молитвы, но есть вариант полного объема Иисусовой молитвы, во время чтения которой, мы обращаемся за помощью открытия сердца к Богородице и Всем Святым.
- Молитва предначинательная из утреннего молитвенного правила:
- “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй (мя) нас. Аминь”.
Иисусова молитва в полном объёме усиливается при прошении помощи и поддержки Пречистой Святой Богородицы и всех Святых, и указывает на то, что связь с ними не прекращается после их перехода в духовный мир.
Мы своим вниманием в молитве усиливаем концентрацию на сердечном центре, соответственно ускорим очищение сердца и его последующее открытие .
- У обычного, немолящегося человека разбалансировка проявлена на тонком плане, поэтому его биополе смещается вправо или влево, вперед или назад и с годами это приобретает устойчивое состояние ума.
Тут на помощь приходит Иисусова молитва, о чем во весь голос говорят и пишут многие святые старцы, и Афонский Исихаст.
- Инструмент простой, но при регулярном чтении этой молитвы содержит некоторые подводные камни. Советую найти книгу и прочитать об этом в книге — Неизвестный афонский исихаст: “Трезвенное созерцание”. Всем советую прочитать, как автор с помощью регулярной молитвенной практики — это чтение Молитвы Иисусовой: “Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”, достиг духовных высот в развитии.
- Сказать просто читайте молитву и откроете свое сердце — этот молитвенный метод не каждому подходит и помогает, но добиться цели помогут некоторые условия, описанные в книге — “Трезвенное созерцание”.
Молитва настраивает вас на небесный поток, помогает быть сосредоточенным и одновременно наблюдать разные моменты своей реальности, способствует выключению диалога ума и останавливает мысли. Очищение и открытие сердца происходит в результате регулярного чтения — Иисусовой молитвы, а также и других молитв из молитвослова , канонов и акафистов Божией Матери, Иисусу Христу и всем Святым.
Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:
Путь к Богу — нашли ответ, ставь палец верх
Подпишись на тематический канал: Путь к Богу
Как научиться молиться искренне, чтобы молитва шла от сердца?
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Привыкайте молиться в том числе и своими словами, это единственно, что можно предложить в вашей ситуации, но при этом все же не оставляйте традиционное утреннее или вечернее правило. Молитвенное состояние редко когда бывает живым и вдохновенным, гораздо чаще приходится себя к нему принуждать, как и ко всякому хорошему и доброму делу. Но к минимуму общего молитвенного правила, которое можете исполнить, добавляйте и свои собственные молитвенные прошения и воздыхания, если они возникают.
Три самые короткие молитвы Господу Богу помогающие в различных ситуациях
Не устаем повторять: молитва великая сила и она помогает нам в бедах и напастях житейских, служит путеводным огоньком на пути повседневной жизни каждого верующего человека! Ведь сила Господа Нашего, к которому обращаемся мы молясь, воистину безгранична! Бог способен защитить нас грешных от беды, от всякого зла, сохранить Милостью Своей от напастей. Расскажем сегодня о коротких молитвах ко Господу, которые помогли многим людям. Помогут они и нам с вами!
Строго говоря в бедах наших и житейских обстояниях помогает в общем то не молитва, не какие то конкретные, определенные слова. А помогает Господь Бог, к которому мы, собственно говоря в наших молитвах сердечных и обращаемся! Ведь молитва — не есть заговор! Молитва — наша надежда и упование на Господа, которая выражена в абсолютно простых и кратеньких, подчас словах. Я думаю, что коротенькие, но сильные молитвы, о которых мы сегодня расскажем знает каждый христианин. И ведь многие употребляют их, вспоминая порой в самых безнадежных и экстренных ситуациях!
Итак, пожалуй, самая короткая молитва Богу о которой мы уже как то рассказывали вам состоит всего из двух слов. Но простота и краткость не отменяют силы Божией и Его Милосердия к нам. Это следующая молитва:
Повторяют иногда ее люди, к сожалению, в суйю, то есть совершенно напрасно призывая Бога. Так говоря эти слова между делом, в общем то и о Господе то не думая. Это, конечно грех. Но сказанная со вниманием ума и от всего сердца эта короткая молитва спасет человека и поможет ему в том или ином обстоянии, ситуации самого экстренного характера! По сути эта молитва самая краткая форма молитвы следующей:
Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного!
Много сказано о силе Иисусовой молитвы (а это именно она и есть!) Святые отцы говорили, что в тяжелые времена сила этой молитвы будет спасать каждого читающего ее. Старец Серафим Саровский оставил нам свое молитвенное Серафимово правило . Оно известно в кругу многих верующих православных людей. Особое место в нем как раз и уделяется молитве Иисусовой . По словам святого старца стоит уделять внимание этой молитве до несколько сот раз в день. Конечно, это порой не представляется реалистичным и выполнимым. Однако не стоит забывать и о том, что молиться можно не только вслух, но и про себя. Господь слышит любые молитвы и помогает нам!
Приведем еще одну короткую молитву ко Господу которая помогла многим людям. Она может помочь и каждому из нас. Ведь главное — не количество, а так сказать, «качество» прочитанной молитвы любой, в том числе и этой. Под словам «качество» можно понимать степень участия ума и сердца при ее прочтении. Итак, вот еще одна короткая молитва ко Господу:
Святый Бoже, Святый Крeпкий, Святый Безсмeртный, помuлуй нас.
Этой молитвой мы призываем Бога Отца, Сына и Святаго Духа в нашу жизнь. Она читается в утреннем и вечернем нашем правиле, перед началом молитв. Как и другие вышеприведенные ее можем услышать мы и за каждым православным богослужением. Молитва » Святый Боже » особенно сильна. В ней мы прославляем Триединого Бога, молясь Ему и прося заступления в различных ситуациях, в том числе и самых тяжелых и кажущихся безысходными!
Итак, любая, пусть и очень коротенькая молитва — универсальный диалог с Богом. Помогает Бог нам тогда, когда мы обращаемся к Нему от всего сердца, от всей души и с участием нашего разумного ума, а не только устами! Да поможет нам Господь во всяком деле состоянии и непростой ситуации житейской, тогда когда нам это будет просто необходимо! Но и благодарить и славить Бога за все забывать просто недопустимо!
Просим Вас поставить лайк ,
подписывайтесь на канал ВОПРОСЫ ПРАВОСЛАВИЯ
Спаси и сохрани Вас Милосердный и Всеведущий Господь!
Молитва внутренняя и внешняя
Будем говорить о молитве, что это такое и для чего она нужна. Представьте картину, молодая мамочка учит своего маленького ребёночка креститься. Складывает ему пальчики правильно, учит его осенять себя крестным знамением и потом кланяться. И вот ребёнок с большим удовольствием всё это делает. Взрослые умиляются, говоря: «Вот он у нас молится». И ребёнок растёт с осознанием, что осенять себя крестом и кланяться – это и есть молитва. Ну ладно, когда так думает ребёнок, но иногда и взрослые тоже так думают.
Что такое молитва?
Молитва – это возношение своего ума и сердца к Богу. Это благоговейный разговор человека с Богом. Это излияние души человека Богу. Молитва, по сути, – это внутреннее, душевное делание. Это особое состояние молитвенное, настроение. Благочестивые, благоговейные мысли, желания, чувствования, обращённые к Богу. Молитва может быть и без слов. Это если человек только своё сердце и ум вознёс к Богу, и там только внутри самого себя беседует с Богом. А внешне это никак не проявляется. Такая молитва называется умной или внутренней, духовной, сердечной.
В святоотеческой литературе такую молитву называют умным деланием, потому что человек молится умом. При этом он может выполнять какую-то работу: заниматься рукоделием, наводить порядок, ковыряться в огороде, мыть посуду, готовить обед и так далее. То есть, что-то он делает руками, а в уме и в сердце собеседует с Богом в этот момент.
Такая молитва – это сердечная, умная молитва. А еще собеседование с Богом может сопровождаться и внешними какими-то проявлениями, например, словами. То есть, человек действительно произносит что-то вслух, говорит. При этом он ещё выполняет какие-нибудь действия. Благоговейные, благочестивые действия, то есть, осеняет себя крестом. Может встать на колени, воздеть руки, поднять глаза к Небу. То есть, он молится и внешне. На него глядя, понятно, что человек молится.
Такая молитва – это уже внешняя молитва. Внутренняя сердечная и внешняя молитва взаимосвязаны, конечно же, между собой. И, по большому счёту, внутренняя молитва без внешней – это ещё может быть. Но, если только внешне человек молится, то есть, он вроде бы читает молитву, осеняет себя крестным знамением, совершает поклоны, но внутри, в его сердце нет благоговейной беседы с Богом, то это не молитва. Это просто внешнее делание, и всё. Но самого разговора с Богом тут нет. Добавим и ещё кое-что.
Если человек молится только в своём сердце, всегда, а вот внешне молитва никак не проявляется, это тоже неправильно. Почему? Потому что мы с вами не ангелы. У нас, кроме души, есть ещё и тело. Нужно, чтобы и оно тоже было задействовано в молитве. Хорошо, когда ты занимаешься рукоделием, ум свой вознёс к Богу и молишься, так сказать, в тишине своей собственной души, своего собственного сердца, собеседуешь с Богом. Хорошо это, да. Но всё-таки должно быть в твоей жизни и такое, что ты оставляешь свои дела, идёшь, встаёшь на молитву, занимаешь определённую позу. То есть, стоя ты молишься или на коленях, читаешь по молитвослову или наизусть молитвы, или своими словами молишься, но ты именно читаешь. То есть, участвует в молитве не только твоя душа, но и твоё тело, потому что человек состоит из души и из тела. Важно, чтобы весь человек участвовал в собеседовании с Богом.
Для чего же мы молимся? Что нам даёт молитва? Для чего это надо?
Давайте, чтобы стало понятно, мы просто на нашу грешную землю спустимся и разберём такой пример. Скажем, некий молодой человек окончил школу, поступил в институт, в университет или в академию, не важно. Там он будет взаимодействовать и общаться с профессорско-преподавательским составом. Это кандидаты, доктора наук. В общем, очень образованные, грамотные, прекрасные, замечательные люди. Полезно ли молодому человеку общение с этими умными, замечательными людьми? Безусловно, полезно. Потому что, общаясь с ними, он обогатит внутренний свой мир. С кем поведёшься, от того и наберёшься, , поговорка такая есть. Всё это работает.
Полезно ли нам общаться с людьми, которые профессионалы в своём деле? Например, прекрасно разбираются в живописи или, скажем, в архитектуре. Они очень много могут рассказать прекрасного о картинах или о домах, архитектурных каких-то решениях. Полезно ли это нам? Наверное, да.
Мы что-то новое узнаем? Узнаем. Внутренне обогатимся? Обогатимся, да. То есть, это полезно. Если же нам полезно общаться с такими же людьми, как мы, со специалистами в своей области, для того, чтобы внутренне себя обогатить, то насколько полезно нам общаться с Богом! Ведь это же Творец! Творец Вселенной, Сам Господь!
Все вопросы о необходимости молитвы, о том, что нам даёт молитва, должны просто отпасть. Общение с Богом, безусловно, обогащает нашу жизнь и нас вообще обогащает. Без общения с Богом никакой духовной жизни у человека быть не может. То есть, без молитвы духовная жизнь невозможна. Некоторые могут мне возразить и сказать: «А если человек посещает театр, кино, приобщается к культуре, неужели у него нет никакой духовной жизни?» Нет у него духовной жизни. У него есть богатая душевная жизнь. И здесь отдельный разговор о том, что такое душевное, что такое духовное, как это между собой соотносится. Но это именно отдельный разговор.
В помощь к умно-сердечной молитве в храме и дома
В Успенский пост
Но, чем дальше мы во времени от Рождества Христова, тем больше религиозный подъем среди верующих охлаждался, сейчас в большинстве своем человек не верит в Бога, и стал всвязи с прогрессом даже сильнее ангелов, молитва не нужна большинству, ему необходимо знание, а сразвитием информатики человечество уже живет в нескольких измерениях мира. В истории Церкви и настоящее время, можно заметить, что преобладание ума больше свойственно западному христианству, как то католицизму и протестантизму, а мистическая молитва направленная к сердцу, более присущна восточному христианству, то есть, Православию.
Мы знаем, что в сердце человека сегодня есть доброе и злое, в зависимости развития человека в жизни и во времени. И тогда: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. » (Лк. 6, 45). Вроятнее всего нет ничего хуже огрубелого и лицемерного сердца: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Деян. 28, 27); «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8). У сынов проклятия глаза исполнены любострастия и непрестанного греха, «сердце их приучено к любостяжанию» (2 Пет. 2, 14). В злое сердце входит ожесточение (Мк. 3, 5) и похоти (Рим. 1, 24). Но нераскаянное сердце человека виновато само: «по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2, 5), то есть без таинства исповеди. В злое сердце может проникнуть дух злобы, как во время тайной вечери диавол «вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13, 2).
Вот почему необходимо очищать сердце, святить и молить в сердцах своих Господа Бога (1 Пет. 3, 15). А первой и наиглавнейшей заповедью и Ветхого и Нового Завета является: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. » (Мф. 22, 37; сравн.: Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).
Согласно святоотеческой традиции православного образа жизни необходимо блюсти и хранить сердце: «Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни; потому что из него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония, — становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце — Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалился из него» (7); «Всякий час и всякое мгновение будем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, туманящих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу. Будем непрестанно искать Царствия Небесного внутрь сердца» (8); «Блюсти сердце — значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань» (9); «Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу. Всякого подходящего, — помысл, чувства, желание, — спрашивай: свой или чужой. Чужих гони без жалости, — и будь неумолим» (3).
Таким образом после определенной работы над своим сердцем для поготовки к молитве по своему молитвослову православный человек может наблюдать некоторые свойства чистого сердца: безóбразность: «Сердце чисто то, которое всегда представляя Богу память безвидною и безобразною, готово бывает единым от Него впечатлениями печалится, в каких Он обычно благоволит явным Себя ей делать» (); бесстрастность: чистое сердце у того, «кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском. » (10); сострадание и милосердность: «в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным» (18); позитивность: «Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем» (11).
Каким образом достигается сердечная молитва, каждый православный христианин может спросить у своего духовного отца, или в силу большого оскудения сейчас, можно посоветоваться с приходским батюшкой, также есть духовная литература по этому вопросу. Каждый может применять указанные рекомендации во время утренних и вечерних молитв, которые занимают примерно два часа в день. Однако, однозначно умно-сердечная молитва по четкам или жить с правилом Иисусовой молитвы, можно только по благословению правящего Архиерея или духовника близлежащего монастыря, только монашествующим или одиноким, не планирующим создавать семью людям, однако как в любом правиле есть исключение, тем не менне подтверждающее данное правило.
Конечно, необходима практика построения такого внутреннего стержня, при этом нельзя рассчитывать только на одни технические приемы: «Опасность психотехники, как показал долгий опыт, в том, что есть немало людей, слишком большое значение придающих самому методу» (21). Самое главное «сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовию» (3). Внимать сердцу нужно правильно, не торопясь и не спеша: «Для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание — начинание гордостное, безумное!» (22).
В зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Святого Духа-Бога в человеке, можно довольно относительно обозначить, что до всецелой преданности человека в Промысел Божий доступны пока человеку три вида молитвы: словесная ( которая обычно читается вслух дома или в храме); умно-деятельная (умная произносится мысленно, например тайные молитвы, деятельная при усилиях самого человека, священнодействия, труд в храме или церковная деятельность), и умно-сердечная деятельная молитва (ум, сосредоточен в словах молитвы, а сердце сочувствует смыслу слов в вознесении молитвы к Богу во время богоугодной деятельности).
В такое сложное время мы желаем всем нашим богомольцам и паломникам Русской Церкви в Нью-Йорке достигнуть такой молитвы во спасение от греха себя и близких и окружаещее пространство. Следующие два вида молитвы вероятно обретаются христианами по очищении сердца от страстей и греха: умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом-Богом), умно-сердечная чистая, или непарительная (молитва святых людей чистая от помыслов). А вот по соединении души с Небесным Царем Вседержителем в единый дух, обретается высшая степень молитвы: молитва зрительная (соединившись с Господом, христианин видит великие тайны Пресвятой Троицы в Царстве Небесном и нашей Вселенной, как в этом мире так и в Небесном). Будем надеяться, что то немногое приведенное в данной статье поможет богомольцам для жизни в инославной среде.
Игумен Евтихий (Довгань), Глен Ков. Нью-Йорк
Использованная литература:
1. Библия. Москва.1987
2. Иларион схимонах (Сочинения, 1912, с.100)
3. Феофан Затворник. Творения. Собр. писем. Вып. 5. 1994, с.165/Феофан Затворник. 1995, с.442 Феофан Затворник. 1995, с.441 / Феофан Затворник. 1908, с.238/ Феофан Затворник. Вып. 5. 1994, с.228/ Феофан Затворник. Вып. 2. 1994, с.194 /Феофан Затворник. Вып. 6. 1994, с.116 /Феофан Затворник. 1908, с.208
4. Григорий Палама. 1995, с.44
5. Шушания иерод. 1914, с.3
6. Дионисий Александрийский. 1900, с.37
7. Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.349-350/ Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.349 / там же, с.350
Сердечная молитва это
Что такое умная молитва, сердечная молитва. Как правильно молиться? Я имею ввиду не содержание молитвы, а чувства, мысли, настроение. Как узнать правильно ли ты молишься или нет?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов — дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва — живое, реальное общение с Богом. «Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией» (Никодим Святогорец, преп., Невидимая брань,М.,2002, с.275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство.
Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее — минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.