Содержание
- 1 Великая бородинская битва
- 2 Основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва». Сопоставление стихотворения «Молитва» с другими известными произведениями поэта (ЕГЭ по литературе)
- 3 Какова основная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (ЕГЭ по литературе)
- 4 Стихотворение Лермонтова Молитва (сочинение)
- 5 М.Ю. Лермонтов стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
- 6 Молитва в жизни человека
- 7 Молитва
- 8 Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
- 9 Православная Жизнь
Великая бородинская битва
Школьное сочинение
Битва при селе Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Бесконечные мужество и отвага, проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — это, в основном, бесхитростный рассказ старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, «немногие вернулись с поля». Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность «постоять головою» за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя. Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Ярко и живо описывает бывалый воин эту битву: «смешались в кучу кони, люди», «рука бойцов колоть устала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». И все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты «были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».
С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.
Смотрите также:
УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.
Основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва». Сопоставление стихотворения «Молитва» с другими известными произведениями поэта (ЕГЭ по литературе)
Произведение М.Ю. Лермонтова «Молитва» — это описание меняющегося состояния души лирического героя. В первой строфе создается гнетущее настроение, чувствуется уныние рассказчика: «в минуту трудную», «теснится грусть». Автор обилием эпитетов в стихотворении облегчает понимание читателем своей мысли. Так, во второй строфе мы видим, что слова молитвы «живые», в них есть «сила благодатная» и «святая прелесть».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Проникновение лирического героя в том, что он произносит, создает подход к чуду, которое с ним происходит. Герой освобождается от тяжелого состояния, которое сковало его, и в третьей строфе показано обновляющее действие молитвы на рассказчика: «С души как бремя скатится», «и верится, и плачется».
Можно сказать, что стихотворение отражает сложившееся мировоззрение художника. Поэт открывается с другой стороны: он возносит молитву, радуется и удивляется тому живительному чувству, приводящему героя к светлым душевным порывам. В этом и заключается основная мысль «Молитвы».
В лирике М. Ю. Лермонтова нередко прослеживаются мотивы обращения к Богу, которые присутствуют и в стихотворении «Молитва». Оно схоже с другими его произведениями, такими, как «Когда волнуется желтеющая нива…» и «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. »). Их можно сопоставить в том, что все они своим содержанием представляют молитву высшим силам, просьбу. В раннем стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный» лирический герой еще не верит в существование благодати в мире, и его «песнопения» действительно «грешны». Душа его мятежна и просит бури. Однако, читая последние строки «Когда волнуется желтеющая нива…» , мы уже видим мотив примирения, выражающийся в смирении перед лицом Всевышнего. Также в этом стихотворении лирический герой достигает спокойствия путем созерцания мироздания, а в «Молитве» акцент сделан на «благодатной силе» святых слов, которые способны снять бремя с души.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id58867
Какова основная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (ЕГЭ по литературе)
Давайте разберёмся, в чем же заключается основная мысль стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»
Во-первых, автор говорит о молитве, как о чудодейственной силе. Она способна помочь человеку найти выход из трудной жизненной ситуации. Молитва направляет на истинный путь.
Во-вторых, обращаясь к молитве, человек получает утешение и жизненные силы. Молящийся уверен, что все в мире находится во власти божьей. Именно поэтому справедливость в его жизни обязательно восторжествует.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Таким образом, М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении подчёркивает силу молитвы и власть божью.
Сопоставьте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» с другими известными вам стихотворениями поэта. В чем, по-вашему, их сходства, а в чем отличия.
Многие стихотворения М.Ю.Лермонтова можно сравнить с «Молитвой»
Например, тема веры встречается в стихотворении «Когда волнуется желтеющая Нива. ». Природа является местом для понимания себя и уединения с богом. Так же, как и в «Молитве, лирический герой, молясь, испытывает спокойствие и умиротворение. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая Нива. » главная тема-человек и природа, в отличие от «Молитвы», где центральной темой является вера.
В стихотворении «Три пальмы» также затрагивается тема бога и веры в его силы. Но если же в «Молитве» лирический герой в итоге получает помощь и спокойствие, то в стихотворении «Три пальмы» пальмы начинают упрекать бога в несправедливости своего приговора.
Таким образом, многие стихотворения М.Ю.Лермонтова можно сопоставить с «Молитвой», но в каждом из них тема бога раскрывается по-своему.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63494
Стихотворение Лермонтова Молитва (сочинение)
Стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году, названо «Молитва». Может показаться странным такое название: молитва — это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова — но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати.
Но в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?
На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.
Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Не эта ли «русская душа» вдохновила Лермонтова на создание такого проникновенного стихотворения, как «Молитва» 1839 года? Не она ли наполнила его той неповторимой щемящей и в то же время умиротворяющей интонацией, которая так сродни подлинной молитве русского человека? Слова его, подобно молитве в русской церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Историк Ключевский, написавший статью о творчестве Лермонтова под названием «Грусть», доказывает в ней, что по своей ритмике, общему интонационному рисунку поздняя лирика Лермонтова действительно приближается к народной первооснове. Ее ведущий тон Ключевский называет «грусть-тоска» и видит в Лермонтове основоположника того нового мироощущения, отраженного в поэзии, которое совместило в себе романтические и народно-православные основы.
Но как же тогда быть с лермонтовским Демоном? «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» — так думал юный поэт. Но прошло время, и в 1839 году Лермонтов с ним «разделался — стихами». Теперь он свободен и открыт для «святой прелести» «слов живых». Это очень важные для понимания общего смысла стихотворения эпитеты. Ведь слово, освещенное «силой благодатной», обладает удивительными возможностями: как капля дождя в пустыне оживляет росток, оно, падая даже в самую черствую, омертвевшую душу, возрождает ее, приносит ей успокоение, снимает тяжкое бремя сомнений:
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Эту удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог постичь только в конце своего жизненного пути. Что мешало ему? Демон сомнения — он теперь отринут: «С души как бремя катится / Сомненье далеко…». Грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире? Да, и это было. И тогда совсем другие звуки были в его «Молитве» 1829 года:
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не тебе молюсь.
То действительно были «грешные песни», но поэту было дано сказать и иное слово, обращенное в «Молитве» 1837 года к «теплой заступнице мира холодного». Это слово пока еще не о себе, «не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием». За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной». Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано Лермонтовым то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в «минуту жизни трудную» надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания — у Божией Матери.
А к кому обращена «Молитва» 1839 года? Лермонтов не говорит об этом, мы не знаем, что это за «молитва чудная», о чем она. Да и не так важно, чтобы это услышали мы, — ведь поэт обращает молитву к Небесам, где он уже обрел способность «видеть Бога». Главное, чтобы мы услышали «благодатную силу», «созвучье» этих «слов живых», прониклись ими, как сам поэт, почувствовали, пусть и непонятную, но «святую прелесть» этих звуков. И тогда для нас тоже откроется то удивительное состояние, которое так точно выразил поэт:
М.Ю. Лермонтов стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
В стихотворении «Молитва» Лермонтов показал нам то, как на него действуют слова молитвы. Он подчеркивает, что молитва помогает пережить самые трудные моменты в жизни. Слова молитвы снимают тяжесть с сердца, тоску. Эти слова дают спокойствие, помогают обрести душевное равновесие, которого поэту так не хватало в жизни. Из сердца, из души от слов молитвы уходят все сомнения, все тяжкие думы. Молитва помогает Лермонтову принять правильное решение, смотреть на ситуацию более трезвым взглядом.
Это стихотворение Лермонтов написал в конце своей жизни. В нем чувствуется то, что поэт поменял свое отношение к жизни, к окружающим людям, к стране. Он пришел к осознанию того, что надо смериться со своей ролью в этом мире.
Молитва в жизни человека
Не каждый человек в этом грешном мире верит в Бога, его силу. Сколько молитв написано, но только когда душе становится плохо, когда не к кому обратиться – мы начинаем молиться Всевышнему, прося и умоляя у него пощады. Перечитывая много полезной информации, потихоньку вливаясь в церковную жизнь, начинаем задумываться, почему раньше этого не делал, что мешало хотя бы раз в месяц сходить в церковь и просто поставить свечки за здравие своих родных, а также за упокой тех, кто покинул нас навсегда.
Существует множество молитв и молений, которые, если в них верить всем сердцем и надеяться только на лучшее, могут исцелить услужника от любой болезни, от которой, порой, даже талантливые врачи давно уже открестились, чтобы не брать на себя ответственность.
«Отче наш», «О здравии Пантелеймону», «Николаю Чудотворцу», «Богу отцу», «Божьей матери», «Животворящему Кресту», «В не до уменья что делать», «При трудных родах» и многие другие прошения не стоит забывать. Все перечисленные молитвы люди годами писали для нас с вами, чтобы хоть малую каплю услужник мог уберечь себя от проблемы, горя, стать на путь иной.
Когда тебе скверно можно просто обратиться к Богу и сказать: «Господи, я человек грешный и не разумею, как должно, но Ты, Милостивый, вразуми меня, как нужно поступить» и ты увидишь, что эти слова возможно дадут тебе помощь в каком то начинании.
Очень полезно каждое утро и вечер прочитывать три мольбы над детской кроваткой, осеняя ее крестным знамением («Отче наш», » Богородице Дева, радуйся. «, «Ангеле Христов. «). Как только ребенок начнет понемногу разговаривать, родители могут начать с ним учить самые простые славословия, например: «Господи помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Священные слова, так называемые слова-обереги – это основа и корень всех добродетелей, источник неисчерпаемый для духовных сил смертного, в любой речи Божьей Бог познается как Любовь. Когда мы читаем прошения, гораздо легче перенести какие-либо трудности в бытие, которые часто нам встречаются на жизненном пути. Беременным девушкам желательно помолиться в церкви животворящему Кресту.
Дорогие наши читатели, верьте в молитвы и Бога нашего во что бы то ни стало, ибо Бог есть с нами, и мы должным образом благодарить его за все утешения и подмогу к нам, ведь порой сами знаем, что за какие-то поступки наши, нам попросту нет прощения, но в следствии слову Божьему мы с вами заново приобретаем веру в твердость и пытаемся из всех своих ошибок сделать урок на все оставшуюся жизнь.
Молитва
Исповедаю Тебе, Господи Боже мой, вся греси моя от младенчества даже до сего дня бывшая и вём, яко тех ради Ты попустил мя еси впасти в нынешнее обстояние, в руки хулящих имя Твое святое и умышляющих погубить мя. Но вся сия сотворил по благости Твоей. Да возжаждет душа моя покаяния, да притечет, да прилепится Тебе Единому, Очищающему и Спасающему. Ей, Господи, Иисусе Христе, Создателю мой, Промыслйтелю и Спасителю, не даждь ми, созданию Твоему, погибнути со беззаконьми моими, но сотвори со мною ныне знамение во благо, благослови дни заточения сего, претвори его во образ покаяния очистительного, молитвы непрестанной и предстояния живого и трепетного пред лицем Твоим. И сподоби мя. Господи, любити Тя от всей души моея и помышления и творити во всем волю Твою и ходити путем заповедей Твоих на вСяк день. Даждь ми духа терпения, кротости, воздержания, прощения, милосердия и любви. Избави мя духа злоречия, поношения и осуждения ближняго, самопревзношения, славы от человек желания, положи хранение устом моим, паче же даруй ми молчание молитвенное. Духа воздержания всяческого, со благотворением всели в мя, скудость пищи благослови быти в благодать пощения пред Тобою.
В покаянии мя приими, на исповедание настави, веру умножи, укрепи, утверди, несомненну сотвори.
Расторгни, Многомилостивый Господи, узы блуда, ими же сатана связа мя многочастне и многообразие от младенчества. Сокруши я, сотри, вконец истреби, очисти, омый, убели, Имени ради Твоего.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Молитва подвижника и молитва общины
Молитва подвижника и молитва общины Каким образом соотносится частная молитва подвижника с молитвой общины?Какое значение имеет молитва общины для молитвы подвижника-затворника?С одной стороны, были подвижники и в древности и в более поздние времена, в частности –
ГЛАВА 36 Городская квартира — Самодействующая молитва остановилась — Буря хульных помыслов — Возобновление блудной брани — Главная беда — вынужденное празднословие — В горы — новым путем — Болезнь — Возвращение в город — И снова в пустынь — Кот выжил — Самодействующая молитва возобновилась
746. При продолжении опасного недуга — о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение
Видео (кликните для воспроизведения). |
746. При продолжении опасного недуга — о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны
Что такое умная молитва, сердечная молитва?
Что такое умная молитва, сердечная молитва? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой.
Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва
Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва Вопрос: Если наша молитва не влияет на решения Творца, то выходит, мы сами не влияем на ход событий? Или все же каким-то образом влияем?Ответ: Любое ощущение человека, даже такое, которое он сам не ощущает, которое проскакивает
Первая молитва: молитва всей Церкви
Первая молитва: молитва всей Церкви Затем предстоятель обращается к народу: «Помолимся». По этому призыву всё собрание замирает и пребывает в молчании. Не должно быть в храме больше никакой суеты, всем надо сосредоточиться.Из этого можно извлечь один общий урок.
МОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХ ДЕТЯХ МОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХ ДЕТЯХ (СОСТАВЛЕНА ПРЕПОДОБНЫМ АМВРОСИЕМ ОПТИНСКИМ)
МОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХ ДЕТЯХ МОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХ ДЕТЯХ (СОСТАВЛЕНА ПРЕПОДОБНЫМ АМВРОСИЕМ ОПТИНСКИМ) Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они
МОЛИТВА ВДОВЫ О ЗАЩИТЕ, О ПОМОЩИ, О ПРОСВЕЩЕНИИ МОЛИТВА ВДОВЫ О ЗАЩИТЕ, О ПОМОЩИ, О ПРОСВЕЩЕНИИ И УМЯГЧЕНИИ ОБИДЧИКОВ (СОСТАВЛЕНА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕЙ ОЛЬГОЙ)
МОЛИТВА ВДОВЫ О ЗАЩИТЕ, О ПОМОЩИ, О ПРОСВЕЩЕНИИ МОЛИТВА ВДОВЫ О ЗАЩИТЕ, О ПОМОЩИ, О ПРОСВЕЩЕНИИ И УМЯГЧЕНИИ ОБИДЧИКОВ (СОСТАВЛЕНА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕЙ ОЛЬГОЙ) О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница
МОЛИТВА ПРЕСЛЕДУЕМОГО ЧЕЛОВЕКАМИ МОЛИТВА ПРЕСЛЕДУЕМОГО ЧЕЛОВЕКАМИ (СОСТАВЛЕНА СВЯТИТЕЛЕМ ИГНАТИЕМ БРЯНЧАНИНОВЫМ)
МОЛИТВА ПРЕСЛЕДУЕМОГО ЧЕЛОВЕКАМИ МОЛИТВА ПРЕСЛЕДУЕМОГО ЧЕЛОВЕКАМИ (СОСТАВЛЕНА СВЯТИТЕЛЕМ ИГНАТИЕМ БРЯНЧАНИНОВЫМ) Как молиться о собственном спасении, о даровании любви к БогуБлагодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною!Благодарю Тебя за все скорби
МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО (СОСТАВЛЕНА ПРЕПОДОБНЫМ ГАВРИИЛОМ СЕДМИЕЗЕРСКИМ)
МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО (СОСТАВЛЕНА ПРЕПОДОБНЫМ ГАВРИИЛОМ СЕДМИЕЗЕРСКИМ) Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца
Слово 15. О разных отличиях безмолвия, о власти ума и о том, сколько властен ум возбуждать собственные свои движения при разных видах молитвы, какой предел дан молитве самим естеством, до какого предела властен ты молиться молитвою, по преступлении какого предела молитва твоя уже не молитва, хотя со
Слово 15. О разных отличиях безмолвия, о власти ума и о том, сколько властен ум возбуждать собственные свои движения при разных видах молитвы, какой предел дан молитве самим естеством, до какого предела властен ты молиться молитвою, по преступлении какого предела молитва
48. Его молитва есть моя молитва
48. Его молитва есть моя молитва Я испытываю глубокую печаль при виде тех людей, которые хотели бы молиться, в которых обитает тайная тоска по молитве, но которые оставляют свои усилия, потеряв надежду на успех. Эта тоска по молитве, тем не менее, сохраняется у них в течение
ГЛАВА 36 Городская квартира — Самодействующая молитва остановилась — Буря хульных помыслов — Возобновление блудной брани — Главная беда — вынужденное празднословие — В горы — новым путем — Болезнь — Возвращение в город — И снова в пустынь — Кот выжил — Самодействующая молитва возобновилась
ГЛАВА 36 Городская квартира — Самодействующая молитва остановилась — Буря хульных помыслов — Возобновление блудной брани — Главная беда — вынужденное празднословие — В горы — новым путем — Болезнь — Возвращение в город — И снова в пустынь — Кот выжил —
Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов)
Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии
Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского)
Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам,
ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ
ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она — Дом Божий истинный. хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему… Для
Лермонтов Молитва, анализ стихотворения
Лермонтов написал много разных произведений, но его Молитва больше всего выделяется среди всех его работ. Особенно ярко Молитва выглядит после стихотворения Демон, которое было неоднозначным и противоречивым с точки зрения православия. И вот, автор в своем позднем творчестве, обращается к Богу, где мы видим переосмысление жизни, которое пришло к нему в ссылке на Кавказе. Приступим же к изучению Молитвы Лермонтова и ее анализу.
Лермонтов: Молитва
Как известно, стихотворение Молитва Лермонтов написал по возвращении из ссылки в столицу. Посещая разные светские рауты, он встречает Щербакову, которая в беседах с поэтом посоветовала в минуты душевной боли и скудного настроения обращаться с молитвой к высшим силам, что должно облегчить душу. А тут еще и Одоевский, который в 1939 году дарит писателю Евангелие и другие книги духовного содержания. Вот и последовал Лермонтов совету княгини, и создав для нашего читательского дневника свою Молитву, которая стала откликом на мудрые рекомендации друзей.
Когда читаешь стихотворение Молитва, то сразу видишь изменения, что происходят в душе лирического героя. Сначала это печаль, что гложет его изнутри. Но стоит обратиться с помощью искренних слов к Божественным силам, как тут же все сомнения улетучиваются и наступает умиротворение и просветление. Читая авторскую работу, мы не встретим покаяния и не увидим просьб. Идея работы заключается в другом. Лермонтов хочет показать, насколько важно верить, ведь вера действительно помогает перенести невзгоды, а обращаясь с молитвой к Богу, наступает душевное исцеление. И главное: не важно какую молитву вы будете произносить, да и не обязательно это должна быть молитва с молитвослова. Достаточно простых слов, обращенных к господу. Важно, чтобы они были наполнены искренностью, шли от сердца. И тогда станет легко, а с души скатится сомненье далеко.
Главные герои
Главным героем произведения Лермонтова является лирический герой, который решил обратиться к молитве, дабы облегчить свою душу и получить умиротворение и спокойствие. Под образом лирического героя стоит понимать и самого автора, который впервые в жизни решил воспользоваться советами своих друзей и поискать спокойствия в обращении к Богу.
Послушать стихотворение
Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.
История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
Тема – сила молитвы в жизни человека.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Жанр – лирический монолог, философская направленность.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.
Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.
Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.
История создания
Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.
По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.
Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
Композиция
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.
Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.
Средства выразительности
Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
Православная Жизнь
Что делать человеку, который потерял молитву?
Для этого нужно быть хоть немного похожим на Господа. Мне всегда вспоминается по этому поводу одна история. Как известно, одно из моих дел – преподавание в различных университетах. И как-то после лекции ко мне подошла моя студентка, девушка двадцати пяти лет (не удивляйтесь: она получала второе высшее образование православного педагога и вместе с ней учились также люди, значительно превосходившие её по возрасту), и попросила поговорить. Разговоры со студентами – моя всегдашняя радость. Она рассказала, что уже пять лет ходит в храм и даже поёт на клиросе, но никогда в жизни не имела живого чувства того, что Бог есть, и не знает, как это – Его чувствовать.
Тогда я предложил ей в один из ближайших дней вместе со мной отправиться волонтерствовать в психоневрологический интернат.
– Для чего? – удивилась она, – и как это относится к моей проблеме?
– Увидите, – отвечал я, и мы условились о встрече.
Волонтерский труд пришелся ей по душе. Она жалела больных, радовала их в тот день вместе со мной. Так мы провели полдня, а когда вышли за стены интерната и отправились к остановке, студентка с удивлением сказала:
– Знаете, я впервые в жизни ясно чувствую Его присутствие.
Что необходимо, чтобы чувствовать Бога в молитве
Это зависит от того, какой вы человек. Одна моя прекрасная студентка замечает, что особое ощущение Бога в молитве приходит к ней на берегу моря. Некий мой друг много говорит с Ним, когда по этому морю плавает в одиночестве. Иосиф Исихаст считал самым подходящим временем для своей молитвы ночь, а Иоанн Кронштадтский наиболее ценил всякий повод попросить о ком-нибудь, кто страдает.
Вслушайтесь в себя – и вы откроете то, что наиболее подходит именно вам. Ведь молитва не сводится только к словам. Молитва – это чувство удивления перед Его красотой. Это песня живой души. Поэтому если вам сейчас не хочется ничего говорить, то просто вслушайтесь в мир – и вы найдёте Его.
«Нестандартная» молитва
Героиня одного чудесного фильма сказала, что не может молиться вслух или про себя. Может только письменно. Значит, это утешение для людей, ведь они стараются молиться чинно-благородно, а можно и вот так. Нестандартно.
Молитва – это всё, что в нас обращено к Богу. Одна моя студентка как-то написала мне, что её муж разбушевался в воскресенье утром и потребовал, чтоб она сжарила ему блинов.
– Я так и сделала, как он сказал, – заметила она, – и, конечно, пропустила службу.
– Как же вы перенесли день без службы? – удивился я, зная её особенную любовь к каждодневной Литургии.
– Всё очень просто, – улыбнулась она. – Моей молитвой и в тот день были мои блины.
Молитва за иноверцев
Какая она? Можно ли православному молиться о некрещёных и людей другой веры?
Мой духовный дедушка, старец Виталий Сидоренко, имел огромный помянник, в который вписывал вообще всех, с кем был знаком. Более того, всех, о ком он читал или слышал, что им нужна помощь. Если человек уступал ему место в автобусе, старец Виталий считал себя обязанным выпросить для этого человека счастье…
А Клайв Льюис отмечал, что для молитвы необязательно даже знать имя человека, а достаточно просто сказать: «О той девушке с прекрасным лицом, которая проходила мимо кофейни в пятницу» или «О старике, улыбнувшемся мне возле парикмахерской».
Ведь молитва берет силы в любви. Мы просим о тех, кто нам по какой-то причине стал дорог. Это может быть и незнакомая девушка, которую мы больше никогда не увидим, случайно встреченная нами на улице, или унылая соседка, которую нам стало особенно жалко. Православны ли они? Вовсе нет. Но они любимы. Они нужны. А любви, когда она приходит на помощь, не свойственно спрашивать, правильно ли любимый всё понимает. Она просто приходит и дарит. Так поступает с нашим миром Христос. Так поступают и те, кто идёт за Ним.
Молитва о земных вещах
Можно ли просить Бога о таких приземленных вещах?Греховно ли желание само по себе? Например, мне жизненно необходимы, скажем, новое платье, что-то из бытовой техники или поездка на море.
Вселенная и всё, что в ней есть, создано для человека. И дело здесь не в том, хочет ли человек поехать на море или вкусно пообедать в траттории, смотреть соревнования конькобежцев по телевизору или приобрести собаку, а в том, смотрит ли он на Бога, или от Него отвернулся. Только в этом всё дело, в направлении, которое имеет человеческая жизнь.
Честертон был любителем трактиров и таверн, он ценил плотный обед и восхищался простыми радостями человеческой жизни, но при этом пребывал в постоянном ощущении Бога. И секрет его был в благодарности. Он не просто ел жареного кабана в трактире и запивал его литрами чая, не просто приносил цветы своей любимой жене, а благодарил за всё это своего Творца. И благодарность превращала любое самое обычное земное дело в богослужение.
А ведь в этом один из важнейших смыслов Литургии: чтобы мы, наполнившись светом, понесли его в окружающий мир. Вся жизнь человека может быть богослужением, даже когда он пропалывает грядки с клубникой или заваривает чай своему другу. Ещё Василий Великий писал, что всякое дело, совершаемое перед лицом Божьим, есть молитва. Потому что молитва – это прежде всего счастье о том, что Бог у меня есть.
Насколько важно положение тела при молитве
Крайне важно… Для формалистов… Для тех, кто не понимает, что молитва – это быть с Богом, а не вычитывать целые тома текстов. Потому Феофан Затворник в своё крайне формалистическое время советовал людям всегда говорить Господу хотя бы несколько слов от себя, чтобы те чувствовали, для чего вообще христианство существует, понимали, что вера – это путь к
Любимому, а с любимым не говоришь и не ведёшь себя по предписанному, разве только если предписанное совпадёт с глубинными устремлениями твоего сердца.
Приведу об этом такой диалог молодого человека из Германии (будущего инока Силуана) в Домпьере, православном монастыре в Швейцарии, в котором до 1997 года был старцем известный в Западной Европе подвижник и архиепископ Серафим Родионов, ученик самого́ Силуана Афонского.
«– Владыко, как мне молиться, какому молитвенному правилу следовать? (“Pravilo” – произносит с акцентом о. Силуан).
Он говорит:
– Что такое молитва?
Владыка был почти глухой, и я подумал, что он не расслышал.
– Нет, Владыко, я спрашиваю: как мне молиться? (Wie soll ich beten?)
– Что такое молитва? (Was ist Gebet?)
“Не слышит”, – думаю я. И снова переспрашиваю, совсем громко.
– Как, как мне молиться?
– Да, да, я понял! Что такое молитва?
– Что такое молитва? Хм… Это значит – молиться…
– Да, да, но что такое молитва?
– Молитвенное правило… Нет, не знаю, скажите.
И он сказал так просто:
– Молитва – это значит всегда быть с Богом, всегда!
Так просто!
Я хотел получить молитвенное правило, а получил – “всегда быть с Богом”. И самое волнующее – это то, что все вот эти слова – “любовь Христова”, “всегда быть с Богом – для него не были отвлеченной теорией. Когда Владыка говорил, то это просто чувствовалось – да, он всегда с Богом, всегда – в любви. Это было живое свидетельство».
Ответ Бога
Почему Бог иногда не отвечает сразу на наши молитвы и приходится просить Его годами?
Когда Бог не отвечает сразу, то это значит, что, как писал Иоанн Златоуст, «Он готовит нам что-то лучшее, чем мы просим». Это подобно тому, как если мы, влюбившись в кого-то, думаем, что без этого человека жизнь в дальнейшем невозможна. И мы молимся, много просим Бога о помощи, а помощь, кажется, не приходит. Мы совершенно теряем этого человека, не ответившего нам взаимностью, плачем и мучаемся, но лишь спустя много лет понимаем, насколько Господь был прав.
А поскольку я воспитывался не во дворце Будды, то есть не был избавлен от страданий, то такая история существует и в моей жизни. Мне очень нравилась одна девушка из храма, куда я ходил в те годы (это было лет 20 назад), и я старался как мог завоевать её внимание, но она в течение нескольких месяцев не соглашалась на мои ухаживания, хотя и не отвергала их. Не выдержав этого мучения, я написал письмо в Троице-Сергиеву Лавру известному старцу Кириллу Павлову. В письме была просьба, чтобы старец помолился, и эта девушка ответила «да», и вышла за меня замуж. Письмо вызвалась отвезти одна моя подруга, которая как раз ехала в ту сторону. И в тот день, когда старец Кирилл прочитал мою просьбу и помолился, моя предполагаемая девушка ответила резким отказом, заметив, что у неё уже есть молодой человек и ей неловко меня обманывать…
Огорчению моему не было предела. Я так переживал, что даже заболел сильнейшей ангиной, хотя все происходило летом. Но время шло, я всё яснее видел, что у нас совершенно разные устремления в жизни, а, как замечал Конфуций: «Люди, идущие в разных направлениях, не могут быть вместе». Ей хотелось самую обычную семью, с поездками на море, с евроремонтом и со всякими подобными вещами, которые для поэта равняются смерти. Как пел об этом бард Олег Медведев:
И будет душный дом и овощное рагу,
И будет ночью – «ложись» и будет утром – «вставай»,
И что там будет ещё – предположить не могу.
Двадцать лет я молился о том, чтобы у меня появился близкий человек. Но Господь, казалось, молчал. И только через двадцать лет, встретив свою необыкновенную эльфийскую супругу, я понял, что Он знает, что делает, и тогда, когда нам кажется, что ответа нет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Но сама история мира, Библия, жизни множества людей говорят о том, что ответ обязательно будет, если только мы останемся верными пути доброты.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.