Сочинение по стихотворению лермонтову молитва

Детально: Сочинение по стихотворению лермонтову молитва - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Стихотворение Лермонтова Молитва (сочинение)

Стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году, названо «Молитва». Может показаться странным такое название: молитва — это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова — но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати.

Но в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?

На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Не эта ли «русская душа» вдохновила Лермонтова на создание такого проникновенного стихотворения, как «Молитва» 1839 года? Не она ли наполнила его той неповторимой щемящей и в то же время умиротворяющей интонацией, которая так сродни подлинной молитве русского человека? Слова его, подобно молитве в русской церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Историк Ключевский, написавший статью о творчестве Лермонтова под названием «Грусть», доказывает в ней, что по своей ритмике, общему интонационному рисунку поздняя лирика Лермонтова действительно приближается к народной первооснове. Ее ведущий тон Ключевский называет «грусть-тоска» и видит в Лермонтове основоположника того нового мироощущения, отраженного в поэзии, которое совместило в себе романтические и народно-православные основы.

Но как же тогда быть с лермонтовским Демоном? «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» — так думал юный поэт. Но прошло время, и в 1839 году Лермонтов с ним «разделался — стихами». Теперь он свободен и открыт для «святой прелести» «слов живых». Это очень важные для понимания общего смысла стихотворения эпитеты. Ведь слово, освещенное «силой благодатной», обладает удивительными возможностями: как капля дождя в пустыне оживляет росток, оно, падая даже в самую черствую, омертвевшую душу, возрождает ее, приносит ей успокоение, снимает тяжкое бремя сомнений:

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Эту удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог постичь только в конце своего жизненного пути. Что мешало ему? Демон сомнения — он теперь отринут: «С души как бремя катится / Сомненье далеко…». Грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире? Да, и это было. И тогда совсем другие звуки были в его «Молитве» 1829 года:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, Боже, не тебе молюсь.

То действительно были «грешные песни», но поэту было дано сказать и иное слово, обращенное в «Молитве» 1837 года к «теплой заступнице мира холодного». Это слово пока еще не о себе, «не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием». За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной». Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано Лермонтовым то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в «минуту жизни трудную» надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания — у Божией Матери.

Читайте так же:  Молитва на продажу животных собак

А к кому обращена «Молитва» 1839 года? Лермонтов не говорит об этом, мы не знаем, что это за «молитва чудная», о чем она. Да и не так важно, чтобы это услышали мы, — ведь поэт обращает молитву к Небесам, где он уже обрел способность «видеть Бога». Главное, чтобы мы услышали «благодатную силу», «созвучье» этих «слов живых», прониклись ими, как сам поэт, почувствовали, пусть и непонятную, но «святую прелесть» этих звуков. И тогда для нас тоже откроется то удивительное состояние, которое так точно выразил поэт:

Великая бородинская битва

Школьное сочинение

Битва при селе Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Бесконечные мужество и отвага, проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — это, в основном, бесхитростный рассказ старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, «немногие вернулись с поля». Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность «постоять головою» за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя. Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Ярко и живо описывает бывалый воин эту битву: «смешались в кучу кони, люди», «рука бойцов колоть устала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». И все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты «были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».

С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Читайте так же:  Молитва приворот на любовь читать

Художественные средства

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Помогие СРОЧНО. Даю 30баллов
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» 7 класс

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Majorrr777 16.11.2016

Ответ

Проверено экспертом

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Главная тема:

Обращение к Богу,просьба утешения и поиск защиты.

Основная мысль:

В молитвах душа человека находит успокоение,покаяние и искренняя вера приносит умиротворение душе,защиту от бед и спасение от сомнений.

Проблематика стихотворения:

Философская лирика,столкновение душевных сил с реальным, суровым миром.Личные переживания поэта в трудное время ,смятение души и поиск успокоения.

Идея стихотворения:

Показать силу веры человека.Не каясь в грехах,и не прося о прощении,а за счёт простой молитвы человек находит в сердце настоящую веру,которая оберегает его и даёт успокоение.

Главные герои:

Лирический герой-сам автор.Стихотворение перекладывали на музыку и исполняли как романс.

Художественные средства выразительности:

Эпитеты:минута жизни трудная,молитву чудную,сила благодатная,непонятная, святая прелесть,живые слова.

Сравнения:с души как бремя скатится.

Метафоры:теснится в сердце грусть,дышит непонятная, святая прелесть в них.

Ассонанс-повторение гласных звуков,для придания мелодичности, замедлению и усилению динамики произведения.

Синтаксический параллелизм: И верится, и плачется, И так легко.

Динамика стихотворения:

Ритмичное, за счёт рифмы, стихотворение идёт по нарастающей,с замедленного темпа переходит вверх,на возвышенной ноте идёт подъём,которому способствует высокопарный стиль лексики.Первое четверостишие распевное,замедленное при помощи ассонанса, передаёт церковный стиль чтения молитв.Второе усиливает настроение,в третьем начинается душевный подъём.

Размер стихотворения:четырехстопный и трехстопный ямб,12-ти строфное стихотворение-три четверостишия.

Рифма:перекрёстная (1-3 ,2-4 строки рифмуются),попеременно мужская рифма(ударение на последний слог) и женская рифма(ударение на предпоследний слог).

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тема – сила молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирический монолог, философская направленность.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Читайте так же:  Сильная материнская молитва о детях господу

Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Сочинение: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» (восприятие, истолкование, оценка)

Некоторые писатели, вступавшие в конфликт с действи­тельностью, находили или пытались найти утешение в рели­гии. Лермонтов был в очень сложных отношениях с церко­вью и Богом. Еще в юные годы он создал стихотворение «Ангел» (напечатанное в 1839 году):

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Душа человеческая, ниспосланная Богом на Землю, «в мир печали и слез», томится в земной юдоли и, не найдя сча­стья, порывается обратно к небесам.

В стихотворении, написанном позднее, в 1837 году («Ко­гда волнуется желтеющая нива. »), Лермонтов яркими красками воспроизводит прелести родной природы, чувство охватывающего его счастья и связывает их с Богом:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на Земле,
И в небесах я вижу Бога.

[sms]

Но одновременно иногда у Лермонтова появляются про­изведения, отмеченные богоборческой направленностью. Та­ково, например, стихотворение «Благодарность», опублико­ванное в 1840 году:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Злая ирония по отношению к всевышнему несомненна. Антицерковные, а то и богоборческие мотивы пронизывают поэмы «Мцыри» и «Демон». Однако религиозное чувство Лермонтова было двойственным. Поэтизация таинственной силы слова или стиха, которые, как заветный ключ, способны открывать человеческие сердца, часто встречаются в его сти­хотворениях.

Вообще, даже во многих из тех произведений, где Лер­монтов раскрывал свои тяжелые переживания и настроения, сказалась характерная особенность его творчества, отмечен­ная М. Горьким: его пессимизм — «действенное чувство, в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности и отрицание ее, жажда борьбы и тоска, и отчаяние от сознания одиночества, от сознания бессилия». Переплетение этих мо­тивов, среди которых жажда борьбы занимает не последнее место, определяет своеобразие таких стихотворений, как «Смерть Поэта», «Как часто пестрою толпою окружен. » и другие.

Интересно сравнить это стихотворение с другой «Молит­вой», написанной в 1839 году («В минуту жизни трудную. »).

По словам А.О. Смирновой-Россет, оно было написано специально для М.А. Щербатовой: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». В «Молитве» с психологической и поэтической про­никновенностью передано состояние душевной просветлен­ности. Оно противопоставлено «трудной минуте жизни», обычному для лирического героя Лермонтова настроению тя­желой рефлексии и скептицизма:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Вместе с тем «святая прелесть» слов чудной молитвы предстает и как власть слова над человеком — «сила благо­датная» «слов живых», — что сближает «Молитву» со стихо­творением «Есть речи — значенье. », воспевающим могущество «из пламя и света рожденного слова». Это как бы самопроизвольность светлого душевного порыва, которому отдается поэт. Естественность и прозрачность этого порыва заставляют Лермонтова обратиться к лексике и интонации, близким к стихии народной поэзии. Душевный порыв нахо­дит выражение в особой мелодичности стиха, в использова­нии певучих дактилических рифм.

Иногда это стихотворение рассматривалось как свиде­тельство отхода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению, однако такие переходы не были характерными для поэта. Еще в 1841 году В.Г. Белинский подчеркнул, что «. из того же самого духа поэта, на которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце человеческие звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, смирения и блаженства в жизни жизнию. ». Бо­лее сорока композиторов переложили эти стихи на музыку, создав тем самым замечательные романсы.

Религиозные мотивы звучат и в стихотворении «Молит­ва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою. »), выражающем страстную мольбу о счастье для «девы невинной», «души до­стойной», «сердца незлобного». Оно строится как монолог лирического героя — мольба о счастье любимой женщины, о ее душе. Современники высказывали предположение, что в стихотворении идет речь о В.А. Лопухиной. В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей матери, лирического героя и той возлюбленной, о которой он молится. Внутрен­няя драма героя, одинокого странника с «пустынной ду­шой», отодвинута на второй план. На первый план выступает образ героини — ее нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

Читайте так же:  Молитва на благополучие и деньги

«Молитва» проникнута интонацией просветленной гру­сти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Вместе с тем герой отвергает традицион­ные формы обращения к Богу с молитвой о себе («Не о спасе­нии, не перед битвою, /Не с благодарностью иль покаянием, / Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души».

На шестнадцать строк в этом стихотворении — всего шесть глаголов, ни одного из них нет в рифме, но зато фразы изобилуют прилагательными, чаще всего акцентными, риф­мующимися.

Интересна и метрика этого стихотворения: в нем исполь­зуется четырехстопный дактиль, которому многочисленные трехсхемные ударения в сочетании с пропусками ударений в ряде сильных мест и сплошь дактилической рифмовкой при­дали своеобразный мелодический рисунок.

Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М. А. Лопу­хиной от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам сти­хотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путе­вых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, по­тому что я его забыл — но это вовсе ничего не доказывает».

Лермонтова можно было представить в динамике — в рез­ких сменах душевных состояний, в быстром движении мыс­ли, в постоянной игре лица. Но иногда он бывал задумчив и элегичен — и тогда обращался душой и пером к молитве. [/sms]

М.Ю. Лермонтов стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

В стихотворении «Молитва» Лермонтов показал нам то, как на него действуют слова молитвы. Он подчеркивает, что молитва помогает пережить самые трудные моменты в жизни. Слова молитвы снимают тяжесть с сердца, тоску. Эти слова дают спокойствие, помогают обрести душевное равновесие, которого поэту так не хватало в жизни. Из сердца, из души от слов молитвы уходят все сомнения, все тяжкие думы. Молитва помогает Лермонтову принять правильное решение, смотреть на ситуацию более трезвым взглядом.

Это стихотворение Лермонтов написал в конце своей жизни. В нем чувствуется то, что поэт поменял свое отношение к жизни, к окружающим людям, к стране. Он пришел к осознанию того, что надо смериться со своей ролью в этом мире.

Сочинение «Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»»

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца.
Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

И верится, и плачется,

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед.
Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Читайте так же:  Молитва перед исповедью и причащением читать

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» | источник

Основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва». Сопоставление стихотворения «Молитва» с другими известными произведениями поэта (ЕГЭ по литературе)

Произведение М.Ю. Лермонтова «Молитва» — это описание меняющегося состояния души лирического героя. В первой строфе создается гнетущее настроение, чувствуется уныние рассказчика: «в минуту трудную», «теснится грусть». Автор обилием эпитетов в стихотворении облегчает понимание читателем своей мысли. Так, во второй строфе мы видим, что слова молитвы «живые», в них есть «сила благодатная» и «святая прелесть».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Проникновение лирического героя в том, что он произносит, создает подход к чуду, которое с ним происходит. Герой освобождается от тяжелого состояния, которое сковало его, и в третьей строфе показано обновляющее действие молитвы на рассказчика: «С души как бремя скатится», «и верится, и плачется».

Можно сказать, что стихотворение отражает сложившееся мировоззрение художника. Поэт открывается с другой стороны: он возносит молитву, радуется и удивляется тому живительному чувству, приводящему героя к светлым душевным порывам. В этом и заключается основная мысль «Молитвы».

В лирике М. Ю. Лермонтова нередко прослеживаются мотивы обращения к Богу, которые присутствуют и в стихотворении «Молитва». Оно схоже с другими его произведениями, такими, как «Когда волнуется желтеющая нива…» и «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. »). Их можно сопоставить в том, что все они своим содержанием представляют молитву высшим силам, просьбу. В раннем стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный» лирический герой еще не верит в существование благодати в мире, и его «песнопения» действительно «грешны». Душа его мятежна и просит бури. Однако, читая последние строки «Когда волнуется желтеющая нива…» , мы уже видим мотив примирения, выражающийся в смирении перед лицом Всевышнего. Также в этом стихотворении лирический герой достигает спокойствия путем созерцания мироздания, а в «Молитве» акцент сделан на «благодатной силе» святых слов, которые способны снять бремя с души.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id58867

Какова основная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (ЕГЭ по литературе)

Давайте разберёмся, в чем же заключается основная мысль стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Во-первых, автор говорит о молитве, как о чудодейственной силе. Она способна помочь человеку найти выход из трудной жизненной ситуации. Молитва направляет на истинный путь.

Во-вторых, обращаясь к молитве, человек получает утешение и жизненные силы. Молящийся уверен, что все в мире находится во власти божьей. Именно поэтому справедливость в его жизни обязательно восторжествует.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Таким образом, М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении подчёркивает силу молитвы и власть божью.

Сопоставьте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» с другими известными вам стихотворениями поэта. В чем, по-вашему, их сходства, а в чем отличия.

Многие стихотворения М.Ю.Лермонтова можно сравнить с «Молитвой»

Например, тема веры встречается в стихотворении «Когда волнуется желтеющая Нива. ». Природа является местом для понимания себя и уединения с богом. Так же, как и в «Молитве, лирический герой, молясь, испытывает спокойствие и умиротворение. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая Нива. » главная тема-человек и природа, в отличие от «Молитвы», где центральной темой является вера.

В стихотворении «Три пальмы» также затрагивается тема бога и веры в его силы. Но если же в «Молитве» лирический герой в итоге получает помощь и спокойствие, то в стихотворении «Три пальмы» пальмы начинают упрекать бога в несправедливости своего приговора.

Таким образом, многие стихотворения М.Ю.Лермонтова можно сопоставить с «Молитвой», но в каждом из них тема бога раскрывается по-своему.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63494

Сочинение по стихотворению лермонтову молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here