Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Детально: Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Литургическое освещение праздника.

Церковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия (Лк. 2, 21-39) историческом событии.

Церковь в этот праздник прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца-Сына для посвящения Богу Отцу.

Песнопения праздника составлены святыми Константинопольскими патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, архиепископом Критским, святым Космой Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Эти авторы, на основе Евангельской истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. В составленных ими стихирах объяснены причины посещения храма Богородицей с Богомладенцем в сороковой день (в частности, очищение Пречистой Девы-Матери по введенному тогда законом обычаю) и, по сравнению с Евангелием, подробнее изложены пророческие слова праведного Симеона Богоприимца о Кресте Христовом.

Авторы песнопений влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, известное из Евангелия, перед его восприятием Богомладенца на руки. Стихиры праздника изображают также изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

Используя отмеченные нами исторические факты, воссоздадим целостную картину события Сретения Господня в литургическом описании праздника.

Наступил сороковой день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм. По законному требованию, все еврейские дети — первенцы мужеского пола — в сороковой день после рождения представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождавший новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник, опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, — принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.

По словам святого Андрея, архиепископа Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников.

Христос родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но, как смиреннейшая Раба Господня, принесшая пред Лицо Божие Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, — Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами.

В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, святой Косма Маиумский вдохновенно призывает: «Притечем к Богородице и воззрим на держимого Ею Сына Божия». При созерцании Его и бесплотные духи удивленно говорили друг другу: «Ныне мы видим чудное: Создавший Адама вносится, как младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчих недрах описуется плотью».

Священная и Неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца — Создателя всех младенцев, — показала подзаконной Церкви Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма, Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги.

Ветхозаветный храм отверз перед Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил им дары боголепной хвалы.

Конечно, без озарения Святым Духом никто из евреев не мог в это время естественно провидеть в Назаретской Деве Богоматерь и в младенце Иисусе Сына Божия, давшего Моисею закон на Синае.

Но эта великая тайна была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по внушению Святого Духа, в Богомладенце Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего Адама.

В лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица, чистое Жилище Богу, небесная Дверь, херувимский Престол, живая Скиния Господа, Его многосветлый Чертог.

Принесение Богомладенца Иисуса Пречистой Девой в храм эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы. Христос, как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший пречистою Свою Матерь — Деву, не нуждался в жертве очищения8. Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Святым Духом, встретили святое семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.

Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец, предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в одной праздничной стихире «Святителем».

Анна Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно праведному Симеону, была преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день и ночь. Ей тогда было от роду 84 года.

Когда праведный Симеон подошел в храме к Пресвятой Деве и с величайшим благоговением смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: «Симеон, носитель несказанных тайн! Приими на руки, как младенца, Господа славы и спасения мира, . на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка».

Старец поклонился до земли Богоматери и сказал: «Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь. Боюсь объять Бога-Младенца. Правда, Исаия некогда очистился принятием от Серафима углем. Ты же подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света. Страшусь обнять моими руками Превечное Слово, рожденное от Отца».

С этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Он обнимал и лобызал Того, Которого трепещут небесные силы.

Затем старец в последующих словах исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов6.

Св. патриарх Герман, представляя Симеона Богоприимца носящим Господа Иисуса Христа, не может удержаться от восклицания и говорит в одной стихире: «Симеон! Скажи, Кого ты в Церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас». И как было не изумляться патриарху-песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле и херувимской колеснице.

Между тем, праведный Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели тайну, сокрытую от веков и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни». Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя — Жизнь всех». «Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе младенца видел Тебя, непременного превечного Бога и Спасителя. Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым». «Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Приими Твоего служителя, утружденного старостью».

Читайте так же:  Краткая молитва о божьей матери

Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: «Не старец Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее».

Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и Ее страданиях у Креста Христова. «Этот Отрок, — говорил старец Богородице, — будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием». «Он положил Себя камнем преткновения и соблазна непокорным и нерушимым спасением верным». «И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на Кресте».

Что касается пророчества прав. Анны Пророчицы о Христе Спасителе, то оно передается в общих чертах в каноне и стихирах праздника. Святая старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце, называя Его «Спасителем», «Избавителем Израиля», «Христом и Творцом неба и земли».

Изложенное выше содержание богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании образов Богомладенца Христа и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами: «Богородице Дево, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали». «О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами».

В самой истории праздника образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и Божественного величия.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Существует предание, что он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то сначала он слово «альма», которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, — перевел словом «парфенос», что по-гречески — собственно «дева». Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово «парфенос», но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг, Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого: «Ныне отпущаеши» — и от тяготы жизни, и от страха смерти.

Симеону дано было увидеть в этом Младенце и «спасение . всех народов», и грядущее «просвещение язычников», и «славу» истинного «Израиля». Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что младенец этот будет в «предмет пререканий». А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а — Его Матери. Он говорит: «и Тебе Самой оружие пройдет душу». А дальше прибавляет: «. да откроются помышления многих сердец». Дело в том, что отношение к Божией Матери является показателем, насколько человек стал христианином. Через это и открываются «помышления многих сердец». По иному относится к Ней новообращенный, по иному — зрелый христианин. Чем более оценил спасительный подвиг Христа, тем более любишь Ту, благодаря Которой это стало возможным. И чем более ценишь искупительную силу Его невинных страданий, тем более чувствуешь силу оружия, пронзившего Ее душу.

Вспоминается сегодня и еще одна свидетельница пришествия Христова, «Анна пророчица, . достигшая глубокой старости, . вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Мудрый книжник, и простая труженица храма. Как ранее: ученые волхвы и простые пастухи. Волхвы ушли на родину. Пастухи возвратились к своим стадам. Симеон вскоре преставился. А пророчица Анна, хотя и «говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме», но самого Младенца в Иерусалиме уже не было: святое семейство должно было бежать в Египет.

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Книга пророка Исаии (VI, 1—12)

Тропарь праздника Сретения, глас 1-й

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения, глас 1-й

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Перевод: Предварительно освятив рождеством Твоим утробу Девы и благословив руки Симеона, как надлежало, и нас ныне Ты спас, Христе Боже: ниспосли мир обществу среди браней, и укрепи, как единый Человеколюбец.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Сретение Господне: самая главная встреча в истории

В этот день верующие отмечают два важных события – эпизод из земной жизни Господа Иисуса Христа и одновременно реализацию тех надежд на спасение, о которых Бог говорил людям через Своих пророков.
Что же произошло в этот день в храме Иерусалима?

О самом событии нам сообщает только один евангелист – святой апостол Лука (Лк. 2, 22–40). Однако это не должно никого смущать. Действительно, в своих Евангелиях ученики Господа в чем-то повторяют друг друга, что только лишний раз доказывает истинность произошедших событий, но о некоторых моментах жизни Христа упоминается только в каком-нибудь одном из четырех Евангелий. Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, свидетелем того или иного события в жизни Господа мог быть только конкретный евангелист. Во-вторых, именно этому евангелисту о данном событии мог рассказать Сам Христос. И в-третьих, все Евангелия говорят нам только о том, что важно для нашего спасения. Однако какой именно важный эпизод из жизни Господа следует раскрыть подробнее – это каждый евангелист решал, конечно, сам.

Итак, по Закону, данному Богом народу Израиля (Лев. 12), после рождения в семье ребенка мужского пола в течение сорока последующих дней матери запрещалось входить в храм Иерусалима. Эти дни были временем очищения. Однако в сороковой день родители должны были прийти в храм и принести благодарственную и очистительную жертву. Если ребенок был первенцем – его посвящали Богу. Посвящение было во исполнение Закона, а в качестве благодарности и очищения в жертву приносили двух голубей.
Матерь Божия, по святости Своей, не имела необходимости в исполнении данного закона, однако Она все же его исполнила по Своему великому смирению и послушанию.

В сороковой день по рождению Богомладенца Христа Пресвятая Богородица с праведным Иосифом принесли Его в храм Иерусалима. Матерь Божия несла на руках Своего Сына, а Иосиф – двух белых голубей.
В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда пришел праведный старец Симеон. Как свидетельствует Предание Церкви, в свое время ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Богом Мессию. Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285–247 гг. до Р. Х.), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты. Он был осуществлен в III–II веках до Р. Х. в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь именно с нее были сделаны последующие переводы Библии на другие языки, в том числе на церковнославянский.

Читайте так же:  Булгар храм молитва по соглашению

Итак, когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то в пророчестве о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» хотел заменить на «Жена», думая, что первое слово – это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спаситель родится чудесным образом от женщины, сохранившей девство. Тогда-то ему и явился ангел Божий, который запретил исправлять слово, а также предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества святого Исайи.

В день Сретения, по особому внушению Божию, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица, Иосиф Обручник и Богомладенец. Праведный Симеон взял Христа на руки, и, возблагодарив Бога, произнес молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29–32). В этих словах святой Симеон возвестил будущее спасение не только народу Израиля, но и всему человечеству в целом. После этого праведный старец произнес пророчество и для Матери Божией: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34–35). Это второе предсказание раскрыло будущие страдания Господа, Его жертву за мир и человечество, а также те испытания, которые в дальнейшем пришлось пережить Самой Богородице. После этого события праведный Симеон стал называться Богоприимцем.

На анонсе — Сретение Господне. Андреа Монтенья, 1465-1466 г.

ИКОНА СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов читать далее

15 февраля 2020 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)

Сретение Господне – это встреча с Господом. В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм.

Сретение Господне в 2020 году — 15 февраля

15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне . В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

Как произошло Сретение Господне?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Что означает слово Сретение?

Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.

Но почему Сретение, а не Встреча? – размышляет митрополит Вениамин (Федченков).

Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.

Песнопения Сретения Господня

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.

Величание Сретения

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Иконы Сретения Господня

Первая икона Сретения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он – Твое продолженье и света

Читайте так же:  Стих молитва матери о здоровье ребенка

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972

Архимандрит Кирилл (Павлов) о Сретении Господнем

Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) о Сретении Господнем

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе не­счастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.

Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека. Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.

Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.

Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.

Вы прочитали статью Сретение Господне в 2020 году.

Сретение Господне в 2020 году — 15 февраля

Сретение Господне в 2021 году — 15 февраля

Сретение Господне в 2022 году — 15 февраля

Прочтите материалы о других больших праздниках православия:

Сретение Господне. Видео о смысле праздника:

Сретение Господне: коротко о празднике

Фомапостер. Скачать бесплатно

Дата (новый стиль):

Статус:

Событие:

Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета (Лк 2:22-39). На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола, в честь избавления еврейских первенцев от смерти, в то время как ангел Господень поразил всех первенцев земли египетской.

В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию — Спасителя Израиля.

Икона праздника:

В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями.

Первый голубь — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву — голубя.

Второй голубь — жертва очищения и благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца также тесно связана и с празднованием иудейской Пасхи. Как и в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.

Читайте так же:  Канон Святому праведному Иоанну Кронштадтскому чудотворцу

Пасхальный агнец — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к Распятию и Воскресению Христа — «первенца из мертвых», как поется в пасхальном песнопении.

Голубой цвет одежды Божией Матери означает невинность и чистоту. Сретение невозможно причислить ни к господским, ни к богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и одеж­ды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон, по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14) усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя Израиля.

«Септуагинта» — перевод книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, выполненный 70-ю толковниками, одним из которых, по преданию, был старец Симеон. Септуагинта наряду с другими, более поздними, рукописями легла в основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в 360 году.

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши…» .

Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы . Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и душу ее «пройдет оружие».

Сретение Господне – 15 февраля в 2016 году. Рассказ о Празднике.

Сретение Господне православные христиане будут праздновать 15 февраля в 2017 году. Что это за праздник? Какова его история? Читайте об этом в нашей статье!

Сретение Господне – 15 февраля в 2017 году

Душевными Тя рукама сподоби мя, Благодетелю, восприяти,
яко же древний Симеон, и насладитися Твоея благодати.
Ты бо Един еси желание и сладость Превозжеленный.
(Канон предпразднства Сретения, тропарь 9-й песни)

В праздниках Рождества Христова и Крещения Господня Святая Церковь раскрывает перед нашим духовным взором Тайну пришествия на землю и явления вселенной Воплощенного Слова Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес…Глубина Премудрости сокровенного Таинства ныне является человекам, — говорится об этом в одном из песнопений предпразднства Крещения Господня, — Божиих бо судеб бездна ныне верным открывается. Богу с плотию на земли явившуся на обновление человеческого рода, Егоже вся тварь благословляет, славящи вовеки.

На протяжении многих недель, начиная с радостного всенощного бдения под праздник Введения, когда впервые прозвучали дивные рождественские ирмосы, и кончая отданием праздника Богоявления, Святая Церковь своим богослужением вводила нас в постижение этой великой тайны. Она говорила нам в эти дни о любви Божией к грешному человеку, о вольном обнищании Сына Божия ради спасения человека от греха, о явлении во вселенной Света Христова Божества, Который просвещает всякого, кто пожелает причаститься этого Божественного Света.

Непосредственно после отдания Богоявления Святая Церковь готовит нас к встрече праздника Сретения Господня. Начиная с 15 января, в воскресные и праздничные дни уже поются ирмосы Сретенского канона: Сушу глубородительную землю. Они подготавливают нас к восприятию духовного содержания наступающего праздника, раскрывая его в прообразах Ветхого Завета. Особенное значение имеют в этом отношении ирмосы 1-й и 9-й песен, из которых первый связывает нас с духовными переживаниями праздника Крещения, а последний непосредственно подводит к постижению смысла Сретения Господня и значения его для нашей духовной жизни.

Ирмос 9-й песни говорит о ветхозаветном посвящении Богу первенцев израилевых в память избавления их от руки Ангела, поразившего первенцев египетских, …всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. При этом в церковной песне прямо говорится о преобразовательном значении этого ветхозаветного посвящения: В законе сени и писаний образ видим верный… Посвящение Богу первенцев израилевых прообразовало посвящение Ему Иисуса Христа как Первенца всей твари, а вместе с Ним — и всего нового Израиля. «В день Сретения Младенец Иисус представляется Богу не только как Первенец Своей Пречистой Матери, но и как Первенец всего человечества, как Святейший Начаток, чтобы стать начатком в двойном смысле, начатком — жертвой Богу от грешного человечества, и Начатком же как Преемником и Проводником Даров Божиих людям: чтобы сделаться Божественным начатком, как бы квасом или закваской для оживотворения всего мертвенного человеческого примешения спасительным действием благодати Божией» (Никанор, архиепископ Херсонский. Таинственный смысл праздника Сретения Господня).

В день Сретения Господня Святая Церковь возвращает нас к дням младенчества Господа Иисуса Христа. Она вводит нас в Иерусалимский храм, куда Пречистая Дева с праведным Иосифом принесла Младенца Иисуса, чтобы исполнить ветхозаветный закон. Раскрывая нам в празднике Крещения Господня тайну освящения нас благодатью Божией, Церковь призывает теперь к тому, чтобы мы, крещенные и освященные благодатью, сделали первый шаг по пути нашего следования за Христом. Этот шаг приводит нас к посвящению Богу. В Ветхом Завете Богу посвящались только первенцы мужского пола, в Новом же Завете мать-христианка приносит Господу всякого ребенка, потому что теперь в Церкви Христовой несть мужеский пол, ни женский (Гал. 3, 28).

Подобно тому, как праздник Крещения Господня напоминает нам о нашем освящении благодатью в Таинстве Крещения, праздник Сретения напоминает нам о нашем воцерковлении. Он призывает нас к обновлению нашего завета с Богом, к посвящению нашей жизни Господу Иисусу Христу. В этот день Господь явился пред лицо Божие в Иерусалимском храме не только за Себя, но и за нас и для нас. В этот день Он призывает и нас последовать за Ним во святилище и посвятить Ему нашу жизнь и наши души.

Первый и величайший пример такого посвящения себя Господу показывает Матерь Божия. Уже в день Введения Ее во храм, приведенная Своими родителями воспитатися во Святая-святых, Она отдала Себя Богу, посвятила годы Своего младенчества и отрочества приготовлению к великому служению Богоматеринства. В день Благовещения, когда Она ответила возвестившему о рождении от Нее Сына Божия Архангелу: Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1, 38), Она с еще большим усердием продолжала служить Богу, Который зачатым и образованным в Ее чреве Телом должен был пострадать для спасения человеческого рода. И вот теперь, когда родился возвещенный Ей Ангелом Богомладенец, Она, принеся Его в Иерусалимский храм для посвящения Богу, слышит голос нового благовестника — не Ангела, но пророка, который возвещает Ей, что путь Ее земной жизни, посвященной служению Ее Сыну и Богу, будет путем скорбей и страданий.

Читайте так же:  Сильная церковная молитва на торговлю

И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу — да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34-35)…

Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник является наполовину Богородичным. Уже по строю богослужения он более приближается к двунадесятым праздникам в честь Божией Матери, чем к Владычным праздникам. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и Литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня. Особенно большое место занимают обращения к Божией Матери в припевах на 9-й песне канона: из 14 припевов — 6 посвящены Божией Матери. Обращаясь к Ней, Чистой Голубице и Нескверной Агнице, мы просим Ее покрыть и соблюсти нас от всякие нужды и печали и просветить наши души, омраченные люте житейскими сластъми.

Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. Богоносе Симеоне, — обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу, — прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария. А святую Анну пророчицу мы призываем: О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия.

Участие святых праведных Симеона и Анны в событии Сретения Господня и встреча ими Христа в Иерусалимском храме не были случайными. Симеон и Анна были подготовлены к тому состоянием своих душ, посвященных неукоризненному служению Богу. Евангелие говорит, что Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этом многолетнем ожидании утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, заключались смысл и средоточие сокрытой от человеческих взоров внутренней жизни святого старца. Чистота его сердца, привлекшая к нему Духа Божия, дала ему возможность познать Его же под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася (Служба Сретению Господню, на Господи, воззвах, стихира 2-я).

Долгое время праведный Симеон жил ожиданием пришествия Христа Господня и, наконец, увидел Его. Торжественно было это Сретение — Сретение двух Заветов. Ветхого и Нового, закона и благодати. Душа старца, посвященная Богу, обрела плод этого посвящения, и потому в день, когда он увидел Свет во откровение языков и Славу Израиля и поднял Ветхого денми, Который, младенствовав плотию, явился яко Младенец руконосим, путь земной жизни старца получил свое завершение, и он приложился к отцам, чтобы возвестить томившимся во аде ветхозаветным праведникам о скором пришествии Искупителя и Победителя ада.

Третьей участницей события Сретения была пророчица Анна, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37). И в ней мы находим то же состояние души, посвященной Богу. Знаменательно, что характеристика, которую евангелист Лука дает этой праведнице Ветхого Завета, почти дословно совпадает с тем образом истинной вдовицы, который рисует апостол Павел в Первом послании к Тимофею. Истинная вдовица, — говорит апостол, — …надеется на Бога и пребывает в пощениях и молитвах день и ночь (1 Тим. 5, 5). Плодом этого состояния души было то, что и Анна вместе с праведным Симеоном удостоилась увидеть Младенца Христа. Господь дал ей великое счастье сделаться проповедницей и свидетельницей Христовой. Ибо она, по словам евангелиста Луки, говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

Предлагая нам разделить с Божией Матерью и святыми праведными Симеоном и Анной радость праздника Сретения Господня, Святая Церковь ожидает и от нас деятельного духовного участия в этом торжестве. Она призывает нас к тому, чтобы мы не остались равнодушными и праздными зрителями его, но сделались его благоговейными участниками. Вместе с Симеоном и Анной призывает она нас к встрече Христа Спасителя: Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящим, и приимем Его, Его же спасение Симеон виде. Сей ради и законом вещавый, Тому поклонимся (на Господи, воззвах, стихира 3-я).

Святой праведный Симеон назвал Христа Светом во откровение языков (Лк. 2, 32). Этому Свету открыты наши души, омытые в водах иорданских и обновленные благодатью Святого Духа. Подобно солнцу, которое, по словам церковной песни, нашествова иногда, чтобы озарить собою сушу глубородителъную землю, Свет Христов готов озарить наши души, и только от нас зависит, принять Его или нет. При сиянии этого Света раскрывается и становится понятным всякий человек, приходящий в мир… И если мы видим, что одни восстают для спасения через веру в Господа Спасителя, а другие гибнут в глубине неверия и отчуждения от жизни Божией, — то причина этого не в Боге, а в расположении духа и настроении сердца каждого, приемлющего истину или отвращающегося от нее. Спасение, по слову праведного Симеона, уготовано пред лицем всех людей (Лк. 2, 31) и объемлет собою все падшее человечество.

Мы не можем оставаться простыми зрителями этого Божественного Света; каждый из нас должен либо принять Его в святилище своей души, либо отвергнуть Его. Каждый имеет свое отношение к Господу Спасителю, Который смотрит на всех сынов человеческих… Светильник веры, горящий в нашей душе, борется с тайной тьмой, которая силится поглотить его в себе. Долг наш состоит в том, чтобы испытывать себя непрестанно, стоять на страже своего сердца день и ночь и не быть беспечно равнодушными к тому, что совершается в потаенной храмине нашего сердца». Праздник Сретения Господня является истинно благоприятным временем для такого испытания нашего сердца, потому что в этот день Свет благодати Христовой прост нам, хотя ввести в храм Свой (канон предпразднства Сретения, тропарь 8-й песни). Христос Спаситель ожидает от нас обновления нашего завета с ним, посвящения Ему нашего сердца. Только при этом условии можем мы пройти с Ним путь Его земного странствования и сподобиться поклониться дню Светлого Христова Воскресения. Только при этом условии сможем мы завершить при помощи Божией и путь нашего земного странствования и, достигнув предела его, воскликнуть вместе с праведным Симеоном: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1959 год. Из книги: Сретенье Господне. Слова. Поучения. Проповеди. Издательство Московской Патриархии. 1998г.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here