Содержание
- 1 Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
- 2 Помогие СРОЧНО. Даю 30баллов Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» 7 класс
- 3 Ахматова «Молитва» анализ стихотворения
- 4 Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
- 5 Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…) Лермонтова
- 6 Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
- 7 Михаил Лермонтов «Молитва»
- 8 Анализ стихотворения «Молитва» (М. Ю. Лермонтов)
- 9 Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану
- 10 Помогите сделать анализ стихотворения Лермонтов Молитва
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Тема и идея стихотворения
Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»
Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:
«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Художественные средства
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.
Помогие СРОЧНО. Даю 30баллов
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» 7 класс
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
Majorrr777 16.11.2016
Ответ
Проверено экспертом
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»
Главная тема:
Обращение к Богу,просьба утешения и поиск защиты.
Основная мысль:
В молитвах душа человека находит успокоение,покаяние и искренняя вера приносит умиротворение душе,защиту от бед и спасение от сомнений.
Проблематика стихотворения:
Философская лирика,столкновение душевных сил с реальным, суровым миром.Личные переживания поэта в трудное время ,смятение души и поиск успокоения.
Идея стихотворения:
Показать силу веры человека.Не каясь в грехах,и не прося о прощении,а за счёт простой молитвы человек находит в сердце настоящую веру,которая оберегает его и даёт успокоение.
Главные герои:
Лирический герой-сам автор.Стихотворение перекладывали на музыку и исполняли как романс.
Художественные средства выразительности:
Эпитеты:минута жизни трудная,молитву чудную,сила благодатная,непонятная, святая прелесть,живые слова.
Сравнения:с души как бремя скатится.
Метафоры:теснится в сердце грусть,дышит непонятная, святая прелесть в них.
Ассонанс-повторение гласных звуков,для придания мелодичности, замедлению и усилению динамики произведения.
Синтаксический параллелизм: И верится, и плачется, И так легко.
Динамика стихотворения:
Ритмичное, за счёт рифмы, стихотворение идёт по нарастающей,с замедленного темпа переходит вверх,на возвышенной ноте идёт подъём,которому способствует высокопарный стиль лексики.Первое четверостишие распевное,замедленное при помощи ассонанса, передаёт церковный стиль чтения молитв.Второе усиливает настроение,в третьем начинается душевный подъём.
Размер стихотворения:четырехстопный и трехстопный ямб,12-ти строфное стихотворение-три четверостишия.
Рифма:перекрёстная (1-3 ,2-4 строки рифмуются),попеременно мужская рифма(ударение на последний слог) и женская рифма(ударение на предпоследний слог).
Ахматова «Молитва» анализ стихотворения
1 ответ
Стихотворение «Молитва» написано в 1915 г. Это было тяжелое время для России, шла Первая мировая война. Муж Ахматовой, поэт Гумилев, записался в добровольцы. Она хотела отправить это стихотворение мужу, но так и не решилась. Другие жены молились о возвращении мужей домой, она готова пожертвовать всем во имя светлого будущего России.
Стихотворение посвящено теме Родины. Главным качеством лирической героини является высокая гражданская позиция. Она приносит в жертву все самое дорогое, что у нее есть: мужа, сына, поэтический дар, – в обмен на то, чтобы закончилась война. Ахматова не называет имя того, к кому она обращается. Эти слова могут быть адресованы и Богу, и Богоматери и какому-то святому. Она обращается к тому, кто имеет власть влиять на события, происходящие в человеческом мире.
Ахматова использовала анапест и перекрестную рифму. Это придает стихотворению напевность, напоминая чтение псалмов. Большое количество эпитетов: горькие годы, таинственный дар, томительный дни, темная Россия, – подчеркивает то, что происходит в душе у героини.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
План
1. История создания
2. Тема и идея стихотворения
3. Художественные средства
4. Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца.
Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Тема и идея стихотворения
Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»
Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:
«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед.
Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.
Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…) Лермонтова
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.
Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.
Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.
Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.
Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь,
Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.
Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.
Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.
История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
Тема – сила молитвы в жизни человека.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Жанр – лирический монолог, философская направленность.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.
Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.
Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.
История создания
Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.
По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.
Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
Композиция
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.
Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.
Средства выразительности
Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Видео (кликните для воспроизведения). |
Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
Михаил Лермонтов «Молитва»
М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — знаменитый русский поэт, но писал он и прозу, был замечательным драматургом, художником, человеком, обладающим многими талантами. К сожалению, он рано закончил свой земной путь. В творчестве поэта есть не только гражданские, философские и личные мотивы, но и религиозные, духовная жизнь народа всегда волновала Лермонтова. Его произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе, а стихи стали основой для прекрасных народных песен и романсов. Молодой поэт оказал большой влияние на всю творческую среду своего времени и оставил великое наследие.
Михаил Лермонтов «Молитва»
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
История создания
О стихотворении Михаила Лермонтова «Молитва» лучше всех сказала его бабушка Е. А. Арсеньева «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу… Стихи, которые он мне вчера принес». Молодого поэта часто обвиняли в легкомысленности, как это бывает в юности. Но М. Ю. Лермонтов, словно зная, что рано уйдет из жизни, вел с самых молодых лет напряженный духовный поиск и одним из отражений этого поиска стало произведение «Молитва». Он написал его в 1839 году, это был последний период его творчества, о чем тогда никто не знал. Поводом для написания стихотворения послужила беседа с М. А. Щербатовой, в которую, по слухам, поэт был влюблен. Именно она посоветовала в минуты грусти — молиться.
Создатель «Демона», утверждающий прежде о своем атеизме, Лермонтов в этом стихотворении обращается к Богу. Легко ли были Лермонтову переступить через себя? Возможно, нет. Но обращение это трогательное и искреннее. Композитор М. Глинка написал романс на текст «Молитвы».
Михаил Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения
Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.
Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.
В стихотворении употребляются эпитеты, Лермонтов называет:
- минуту трудной,
- молитву чудной,
- силу благодатной,
- прелесть святой и непонятной.
И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».
Художественные приемы и тонкая лирика стихотворения «Молитва» позволили ему войти в историю Русской литературы.
Анализ стихотворения «Молитва» (М. Ю. Лермонтов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.11.2019 · Обновлено 28.11.2019
Тематика лирики М. Ю. Лермонтова очень разнообразна, но, несомненно, важное и значимое место в ней занимают многочисленные тексты философского содержания. Поэт активно исследует человеческую природу и законы мироздания, сомневается, мечется, теряет веру и вновь ее обретает – все это находит отражение в его творчестве. Красивое, искреннее и светлое стихотворение «Молитва» открывает читателю еще одну грань душевных исканий Лермонтова. Поэт говорит о силе веры и ее способности исцелять, рассеивать человеческие печали. Понять все собранные в стихотворении мысли и образы поможет подробный анализ произведения по плану, который представляет Вашему вниманию Многомудрый Литрекон.
История создания
В лирике Лермонтова отдельное место занимает тема молитвы. Воспитанный в христианской традиции, поэт часто обращался в своих текстах к Богу, это могла быть просьба о помощи и защите или некий спор со Всевышним, но всегда – определенное таинство, где поэт имел возможность говорить о самом сокровенном.
«Молитва» была написана в 1839 году. В этот период Лермонтов часто посещал салон Карамзиных, где познакомился с молодой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. По свидетельствам друзей, умная и красивая княгиня восхищалась творчеством молодого поэта. Молодые люди были увлечены друг другом.
В беседах с княгиней Лермонтов рассказывал о тоске, которая часто настигает его в одиночестве, и Мария Алексеевна однажды посоветовала ему свой проверенный способ борьбы с этим недугом: искренняя молитва, разгоняющая любое уныние. Серьезно относившийся к ее словам и дороживший дружбой с ней, поэт прислушался и вскоре создал свою «Молитву».
Стихотворение было издано в 1842 году, уже после гибели поэта.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.
Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.
Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.
Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.
Композиция
Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.
- Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
- Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
- В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.
Образы и символы
Образ лирического героя в стихотворении «Молитва» очень близок самому поэту. Перед нами некогда сомневавшийся человек, которого порой одолевают тяжелые и печальные думы, но он оказывается способен находить успокоение и просветление в чтении молитвы. В минуты, когда герою особенно одиноко и трудно, он неизменно вспоминает слова знакомой молитвы и ощущает, как легко становится на душе.
Центральным образом становится сама молитва как некая чудодейственная сила, способная рассеять грусть и вернуть человеку светлый взгляд на себя и окружающий мир. Это символ искренней, способной творить чудеса, внутренней веры и, одновременно, гармонии человека с миром.
Темы, настроение и проблемы
В стихотворении «Молитва» на первый план выходит христианская тематика.
- Основная тема — вера. Поэт говорит о силе истинной веры и молитвы. Простые слова молитвы оказываются способны исцелить душевные раны человека и развеять его сомнения, если он искренне верит и не просто повторяет, а пропускает эти слова через себя.
- Еще одна тема текста – поиск душевной гармонии и покоя. Одиночество и поиск смысла жизни, свойственные герою Романтизма, являются ключевыми и для Лермонтова. Лирический герой часто испытывает тревогу и тоску, его одолевают сомнения и он предается тяжелым раздумьям. Такому состоянию человека противопоставляется в стихотворении спокойное и светлое мироощущение, когда после прочтенной молитвы поэту «и дышится, и плачется, и так легко, легко…».
Все стихотворение проникнуто светлым приподнятым настроением – именно таким, какое описывается в финале. Это достигается за счет нарастающей от первой строфы к заключительной динамики повествования и простых слов, очень точно описывающих душевные движения героя.
Основная идея
Главная мысль и идея стихотворения «Молитва» – сила молитвы, ее способность дать человеку успокоение, защиту от жизненных тревог и душевных метаний.
К моменту написания текста Лермонтов был уже зрелым, сформировавшимся поэтом со своей духовной и философской позицией. Взгляд поэта на христианские ценности трансформировался на протяжении его творческого пути, и смысл его «Молитвы» — это попытка оценить внутреннюю веру человека как инструмент борьбы с унынием и печалью. Сам акт обращения к высшим силам и вера в силу искренних, идущих от самого сердца слов становится первым шагом к поиску выхода из мрака одиночества и отчаяния. Образно можно представить это как выход из темной пещеры к дневному свету, именно «светло» становится главным описанием состояния обновленного после молитвы лирического героя.
Средства выразительности
Стихотворение совсем небольшое по объему, но содержит много тропов, помогающих поэту более образно и точно выразить заключенную в тексте идею.
- Активно используются эпитеты, одновременно простые и возвышенные, как будто из текста молитвы: «трудная минута», «чудная молитва», «благодатная сила», «святая прелесть».
- Картина зримых и живых душевных изменений героя рисуется с помощью метафор: «теснится грусть», «дышит непонятная, святая прелесть в них».
- Очень уместным становится вольное использование поэтом фразеологизма «камень с души упал»: «с души как бремя скатится», описывает состояние после чтения молитвы Лермонтов. Этот образ позволяет наглядно изобразить, как душевная тяжесть героя сменяется ощущением необыкновенной внутренней легкости.
- Очень красивый ассонанс «у» в первой строфе делает текст созвучным церковному песнопению, добавляет ему певучести и тягучести.
- Из синтаксических средств выразительности стоит отметить инверсию («одну молитву чудную твержу я наизусть»), стилистически приближающую стихотворение к религиозному тексту.
Среди религиозной и философской лирики М. Ю. Лермонтова значимое место занимает стихотворение «Молитва». В нем нашли выражение мучительные душевные искания поэта, попытка исцелиться от печали, сомнений и одиночества с помощью искренних слов молитвы. Простые и, одновременно, возвышенные слова и конструкции, композиция, мелодика и средства выразительности делают лирический текст Лермонтова похожим на молитву, наделяют его чудесной силой дарить спокойствие и свет.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану
1. История создания
«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.
Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.
На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.
А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».
Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.
2. Литературное направление
Произведение романтического направления.
3. Род
По роду «Молитву» можно отнести к философской религиозной лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность произведения – элегия.
Философское размышление представлено в форме монолога лирического героя.
5. Проблематика
Автор поднимает проблему одиночества человека в мире, непонимание личности окружающими людьми, в результате чего и возникает «минута жизни трудная», и не каждый в состоянии справиться с возникшими трудностями самостоятельно.
6. Тематика
Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.
В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».
У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.
7. Идея
Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.
Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.
Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.
8. Пафос
Эмоциональный фон произведения показывает широкий диапазон чувств лирического героя – от охватившей его тоскливой безысходности и трагического восприятия мира, до пробуждения в душе надежды и веры в лучшее в заключительных строчках.
9. Система образов
В произведении присутствует образ лирического героя, который в тяжёлый момент своей жизни обращается к образу высшей силы.
10. Центральные персонажи
В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, который ведёт повествование от первого лица.
11. Лирический герой
Мы не знаем жизненных реалий лирического героя. Остаётся неизвестным, кто он, чем занимается, как живёт. Но, тем не менее, понимаем, что он может быть отождествлён с автором стихотворения и, в значительной степени, выражает его мысли.
Через своего лирического героя Лермонтов говорит читателям о своих жизненных трудностях.
12. Сюжет
В произведении нет выраженного сюжета и нет действия. Автор описывает лишь эмоциональное состояние своего героя, чья скорбь и печаль, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу посредством молитвы.
13. Композиция
Стихотворение состоит их трёх строф.
В начале стихотворения лирический герой говорит о своей тоске и печальном состоянии духа. Вторая строфа дарит ему надежду, а в заключительной происходит метаморфоза – скорбь и тревога покидают лирического героя, печаль «с души как бремя скатится», ему становится легко.
14. Художественное своеобразие произведения
К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.
Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.
Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.
15. Размер, рифма, строфика
В стихотворении «Молитва» – двенадцать строк, три строфы.
Написано оно четырёх- и трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ) с чередованием мужская – женская.
16. Средства художественной выразительности
Эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть».
Метафоры: «сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них».
Удачно подобранная лексика позволяет следить за душевным настроением лирического героя – из состояния уныния «в минуту жизни трудную» он, посредством «слов живых», обретает состояние душевного покоя.
17. Значение произведения
Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.
Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.
18. Актуальность
Стихотворение «Молитва» написано около двухсот лет назад, но по-прежнему актуально. Оно находит отклик в душе у многих людей, поскольку проблема преодоления тяжёлых жизненных ситуаций, состояния духовного и душевного кризиса – одна из основных во все времена.
19. Моё отношение
Мне нравится это стихотворение. Оно мелодично по звукописи и трогательно по содержанию, поскольку выражает настоящие, знакомые каждому чувства и написано прекрасным языком.
20. Чему учит
Произведение учит не замыкаться в себе в трудные минуты, когда «теснится в сердце грусть», а искать выход и уметь обращаться за помощью, искать «силу благодатную», которая поможет вернуть уверенность в себе и в своих силах.
Помогите сделать анализ стихотворения Лермонтов Молитва
Ответ
Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»
Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:
«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.