Содержание
- 1 Господи, воззвах
- 2 Теоретический материал для занятия 5-го: о стихирах на «Господи воззвах»
- 3 Стихиры на «Господи, воззвах» на вечерне Навечерия Богоявления
- 4 Стихи на господи воззвах текст
- 5 Воскресные стихиры на «Господи, воззвах»
- 6 Вечерня Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, Услыши мя, Господи
- 7 Господи воззвах
- 8 Стихи на господи воззвах текст
Господи, воззвах
1-й лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; /услыши мя, Господи./ Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; /вонми гласу моления моего./ Внегда воззвати ми к Тебе: /услыши мя, Господи.
2-й лик: Да исправится молитва моя, /яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею, /жертва вечерняя./ Услыши мя, Господи.
Положи, Господи. (Пс.140, 141).
На 10 стихов (стихир): Изведи из темницы душу мою, /исповедатися Имени Твоему.
Мене ждут праведницы, /дондеже воздаси мне.
На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, /Господи, услыши глас мой.
Да будут уши Твои /внемлюще гласу моления моего.
На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/
Яко у Тебе очищение есть.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душу моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
На 4: От стражи утрения до нощи, от стражи утрения, / да уповает Израиль на Господа.
Яко у Господа милость, и многое у Него избавление:/ и Твой избавит Израиль от всех беззаконий его.
Хвалите Господа вси языцы, / похвалите Его вси людие.
Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает во век.
Славо Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Догматик или стихира.
Вход с кадилом
Молитва входа
Иерей: Вчера, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса, или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих душы наша, яко к Тебе. Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Диакон: Благослови, владыко, святый вход.
Иерей(благословляя): Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков.
Диакон: Премудрость, прости.
© «Новгород.ру», 1997-2020.
Великий Новгород, ул. Нехинская, д.8, тел. (8162) 60-60-06
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Материалы, помеченные значком , публикуются на правах рекламы.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Теоретический материал для занятия 5-го: о стихирах на «Господи воззвах»
После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».
Гласы.
Гласов, применение которых к службе начинается с этого момента бдения, есть 8, и каждый из них имеет свой музыкальный колорит, трудно определимый словами, как и вообще трудно определение (интерпретация) того или другого характера музыки. И это тем более, что самые напевы для гласа не есть что-либо твердо установившееся, но они терпели и терпят различные видоизменения. Кроме того, напевы одного и того же гласа не одинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. В церковных гласах неудобные особенности греческих напевов нашли смягчение и преобразование, очищены от всего греховного; только общий колорит остался тот же. – Что касается количества гласов, то 8 для него могло быть выбрано и из-за символичности этого числа. Оно, по Григорию Богослову и писателю, называющему себя Дионисием Ареопагитом, считается символом вечности. Иоанн Дамаскин в числе семь видел все настоящее время, а в восьми – будущее состояние по воскресении мертвых. «Богослужение Церкви, разделенное или подведенное под число 8, выражает собою ту мысль, что жизнь христианская во времени и в вечности состоит во всегдашнем прославлении Господа, в вечном служении Ему».
Об усвоении Церковью для богослужения греческих напевов, есть известия уже от III в., в IV-V в. было не более 4 напевов ; папе Григорию Великому († 604 г.) на Западе и св. Иоанну Дамаскину (VIII в.) на Востоке приписывается введение осмогласия.
Псалмы «Господи воззвах».
Об употреблении на вечерне 140 пс. говорит уже св. Иоанн Златоуст. Этот псалом, должно быть, разумеют Апостольские Постановления (IV-V вв.) под именем «светильничного» псалма, начинающего вечерню и исчерпывавшего ее ветхозаветный материал. Его упоминают на вечерне древнейшие Типиконы Великой Константинопольской церкви и имеют на вечерне и все восточные уставы, и все инославные чины богослужения, исключая западные, из которых римский чин имеет на вечерне все эти псалмы раз в неделю, амвросианский чин тоже, а в праздники всегда 129 пс. Когда не было на вечерне 103 пс. и песненных антифонов, 140 пс. был на ней в начале; отсюда, может быть, приурочение к нему каждения, которое обычно начинало службу.
Начальный припев.
Стихиры.
На псалмах «Господи воззвах» ветхозаветный песненный материал вечерни постепенно переходит в христианский: к последним стихам этих псалмов присоединяются церковные песни, и это попеременное пение означает то, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову Христову: «не приидох разорити закон, но исполните». Присоединяемые так к стихам псалмов церковные песни от этого получили наименование стихир, – вид церк. песней, который уставом ставится ниже других видов церковной песни, например, тропаря, кондака, светильна, ипакои, седальна.
Стихирами у св. отцов нередко называются учительные книги Ветхого Завета за их стихотворный размер. В греческих Часословах так называются иногда ветхозаветные песни – Моисея, Анны и др. Название «стихира» стишок наиболее подходило к припевам, взятым из библейских псалмов и песней, и первоначально, может быть, прилагалось только к ним: в Святогробском уставе IX-XI в. так называются псалмические припевы к антифонам в службе Страстей, например «Князи людстии».
О припевах к Господи воззвах упоминается уже в VI-VII в. в известном рассказе о посещении Софронием и Иоанном Мосхом Нила Синайского, но они называются здесь тропарями. В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX в.) название «стихира» прилагается к песням на Господи воззвах, на стиховне и на хвалитех, но к первым и последним не во всех ркп. Ипотипосиса. И во время св. Симеона Солунского (XV в.) это не исключительное и не твердо установившееся название для песен, присоединяемых к стихам псалмов, по крайней мере для стихир на Господи воззвах; их св. Симеон Солунский называет «песнями в тропарях самогласных , произносимыми вместе со стихами» (может быть, под тропарем здесь разумеется напев, глас); название стихира у него прилагается только к стиховным. Вполне нынешнее приложение слово получает впервые в полных списках Студийского и Иерусалимского уставов. – В первоначальной форме стихиры были короче нынешних и по объему, должно быть, равнялись стихам псалмов.
Каждение на Господи воззвах
И содержание псалмов «Господи воззвах», и особая торжественность их исполнения требует сопровождения их каждением. Каждение на Господи воззвах совершает «иерей или диакон»; первый, разумеется, тогда, когда вечерня служится без диакона. На вечерне вне бдения это первое и единственное каждение при этой службе. Из других псалмов сопровождается каждением только 118-й.
Каждение на Господи воззвах грузинская рукоп. Иерус. уст. XIII в. указывает совершать священнику (хотя ектении произносит диакон), но все греч. и слав. ркп., – как нынешний Типикон. «Чин» патр. Филофея (XIV в.) – только диакону, который берет у священника благословение словами: «Благослови, владыко, кадило»; священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».
Количество стихир
В воскресенье стихир на Господи воззвах бывает 10 «ради совершенства сего числа», по св. Симеону Солунскому. Кроме воскресенья, столько же стихир и потому же бывает на Вознесение и в вечерни самых воскресений Великого поста (кроме Вербного); в других случаях 10 стихир на Господи воззвах бывает ради стечения памятей и обилия материала – так 1 сентября и на Преждеосвященных литургиях. В двунадесятые праздники, исключая связанные всегда с воскресеньем – Ваий и Пятидесятницу, стихиры на Господи воззвах на 8, и в том числе на Пасху; так и для великих святых; для меньших 6, а для малых 3. Таким образом, количеством стихир на Господи воззвах воскресенье превосходит самые великие праздники, несмотря на то, что устав в количестве этих стихир явно соразмеряется с важностью праздника. Если здесь не имеет места простая непоследовательность, то этим, может быть, внушается мысль, что все же воскресенье выше всех других праздников по воспоминаемому событию (под Пасху вечерня еще полупостная); притом же большого количества стихир в воскресенья требовало всегдашнее почти соединение с ними памяти святого или другой; при нормальном числе стихир для последнего рода памятей 3, воскресных стихир остается только 7, одною меньше, чем для великих праздников.
Состав стихир в воскресенье
Уставы студийского типа, имевшие 8 стихир на Господи воззвах воскресной вечерни, в числе которых не было «восточных», назначали воскресные стихиры на 4 и святому 4 с удвоением первых; имевшие восточны: 3 воскресных, 2 восточных и 3 святому. Студийско-Алексиевский устав, имевший 9 стихир на Господи воззвах, не отводил места для стихир Минеи, исключая великих святых, и утроял 3 воскресные стихиры. Иерусалимские уставы, начиная с самых древних списков, в этом пункте неизменны. Что они ни в каких списках не предусматривают двух святых в воскресенье, это свидетельствует или о том, что этот пункт устава хранится без перемены с того времени, когда на каждое число месяца не существовало более одной службы святому, или о том, что при двух святых в воскресенье в прежнее время служба одного опускалась. Замечательно, что и Марковы главы всех редакций, предусматривающие всевозможные совпадения с воскресеньем, не говорят о таком совпадении, между тем как говорят, например, о совпадении с воскресеньем пред- или попразднства с двумя святыми, указывая тогда оставлять службу второго святого; говорят также, как петь тропари, если в воскресенье два святых с отдельными тропарями; но о стихирах и каноне на этот же случай не содержат указаний.
На случай, если в церкви нет Минеи, в Октоихе после восточных стихир печатаются для каждой воскресной вечерни 3 стихиры Пресв. Богородицы, творение Павла Аморрейского, основателя и игумена Евергетидского мон. († 1054 г.), который их, может быть, заимствовал у св. Ефрема Сирина . Это стихиры покаянного настроения. Глас их только для служб 1 и 5 гласов совпадает с гласом недели; для остальных же служб заменяется другим, большей частью параллельным, гласом: в службе 2 гласа стихиры Павла 6 гласа, в 3 гл. – 7, в 4 – 8, в 6 – 3, в 7 – 2, в 8 – 4; это, должно быть, для разнообразия и для полного соответствия с минейными стихирами, глас которых большей частью не совпадает с воскресными стихирами. Ввиду того же разнообразия и соответствия с минейными стихиры Павла, должно быть, имеют и «подобны», т. е. исполняются более красивым и сложным напевом, чем обычный гласовой. Подобны их 1 гл. «Небесных чинов», 6 гл. (следовательно, для службы 2 гл.; так и далее) «Отчаянная», 7 гл. «Днесь бдит Иуда», 8 гл. «О преславнаго чудесе», 5 гл. «Радуйся», 2 гл. «Егда от древа», 4 гл. «Яко добля».
Впервые стихиры Павла Аморрейского появляются, по-видимому, в слав. Октоихе, изданном в Киеве, 1699 г. В нынешнем Октоихе в 1 гл. о них замечание: «Ведомо убо буди, яко в греческих преводех сих стихир на ряду несть». О них не упоминает и Евергетидский устав.
Догматики
Распределение стихир между хорами
О самом образе пения стихир на Господи воззвах Типикон ничего не говорит, но само собою разумеется, что они поются по ликам и что пред каждой стихирой тот же лик поет и припев ее. Если пение с канонархом, то само собою тоже разумеется, что пред минейными стихирами канонарх объявляет их глас и подобен; если глас воскресных стихир совпадает с минейными, то возглашает: «глас тойже, подобен такой-то». Последний стих псалмов «Яко утвердися милость» с последней стихирой Типикон указывает петь обоим ликам вместе, – это ввиду заблаговременного соединения для совокупного пения Богородична, при котором бывает вход и который поэтому должен петься торжественнее других стихир. «На конечном стихе лики сходятся, означая сим и согласие их между собою, и соединение всего мира чрез Спасителя». На этом же стихе иерею указывается, поклонившись игумену, идти (подразумевается из своей стасидии) в алтарь и облачаться для входа (диакон облачается ранее – к последней малой ектении и к каждению).
Михаил Скабалланович «Толковый Типикон», 4-ое издание, 2016
Стихиры на «Господи, воззвах» на вечерне Навечерия Богоявления
Погласица «Господи, воззвах» на 2-й глас:
Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя./ Услы́ши мя, Го́споди./ Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя:/ вонми́ гла́су моле́ния моего́,/ внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.// Услы́ши мя, Го́споди.
Да испра́вится моли́тва моя́,/ я́ко кади́ло пред Тобо́ю,/ воздея́ние руку́ мое́ю/ – же́ртва вече́рняя.// Услы́ши мя, Го́споди.
Поглaсица, Г Dи, воззвaхъ :, глaсъ в7:
Г Dи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS./ Ўслhши мS гDи./ ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS:/ вонми2 глaсу молeніz моегw2,/ внегдA воззвaти ми2 къ тебЁ.// Ўслhши мS гDи.
Д а и3спрaвитсz мlтва моS,/ ћкw кади1ло пред8 тоб0ю,/ воздэsніе рукY моє1ю,/ жeртва вечeрнzz.// Ўслhши мS гDи.
Стих на 8, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: Из глубины́ воззва́х к Тебе́ Го́споди, // Го́споди, услы́ши глас мой.
Стjхъ на >, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: И# з8 глубины2 воззвaхъ къ тебЁ гDи,// гDи, ўслhши глaсъ м0й.
Стихира Богоявления 1-я, на «Господи, воззвах», глас 2:
Просвети́теля на́шего,/ просвеща́ющаго вся́каго челове́ка,/ ви́дев Предте́ча крести́тися прише́дша,/ ра́дуется душе́ю и трепе́щет,/ руко́ю показу́ет Eго́ и глаго́лет лю́дем./ Сей, избавля́яй Изра́иля,/ свобожда́яй нас от истле́ния.// О безгре́шный Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Стіхи1ра бGоzвлeніz №, на Г Dи воззвaхъ :, глaсъ в7. Їwaнна монaха:
П росвэти1телz нaшего,/ просвэщaющаго всsкаго человёка,/ ви1дэвъ п®тeча кrти1тисz пришeдша,/ рaдуетсz душeю и3 трепeщетъ./ рук0ю показyетъ є3го2, и3 глаг0летъ лю1демъ:/ сeй и3збавлszй ї>лz,/ свобождazй нaсъ t и3стлёніz.// q безгрёшный хrтE, б9е нaшъ, слaва тебЁ!
Стих на 7, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: Да бу́дут у́ши Твои́ // вне́млюще гла́су моле́ния моего́.
Стjхъ на з7, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: Д а бyдутъ ќши твои2,// внeмлющэ глaсу молeніz моегw2.
Стих на 6, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: А́ще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? // я́ко у Тебе́ очище́ние есть.
Стjхъ на ѕ7, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: Ѓ ще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ;// ћкw ў тебE њчищeніе є4сть.
Стихира Богоявления 2-я, на «Господи, воззвах», глас 2:
Изба́вителю на́шему, от раба́ креща́ему/ и Ду́ха прише́ствием свиде́тельствуему,/ ужасо́шася, зря́ще, А́нгельская во́инства./ Глас же с Небесе́ принесе́ся от Oтца́:/ Сей, Eго́же Предте́ча руко́ю креща́ет,/ Сын Мой eсть возлю́бленный, о Не́мже благоволи́х.// Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Стіхи1ра бGоzвлeніz в7, на Г Dи воззвaхъ :, глaсъ в7. Їwaнна монaха:
И# збaвителю нaшему, t рабA крещaему,/ и3 д¦а пришeствіемъ свидётельствуему,/ ўжас0шасz зрsще ѓгGльскаz вHинства./ Глaсъ же съ нб7сE принесeсz t nц7A:/ сeй, є3г0же п®тeча рук0ю крещaетъ,/ сн7ъ м0й є4сть возлю1бленный, њ нeмже бlговоли1хъ,// хrтE б9е нaшъ, слaва тебЁ.
Стих на 5, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́, // упова́ душа́ моя́ на Го́спода.
Стjхъ на є7, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: И$ мене рaди твоегw2, потерпёхъ тS гDи, потерпЁ душA моS въ сл0во твоE,// ўповA душA моS на гDа.
Стихира Богоявления 2-я, на «Господи, воззвах», глас 2:
Изба́вителю на́шему, от раба́ креща́ему.
Стих на 4, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния, // да упова́ет Изра́иль на Го́спода.
Стjхъ на д7, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: T стрaжи ќтренніz до н0щи, t стрaжи ќтренніz,// да ўповaетъ ї>ль на гDа.
Стихира Богоявления 3-я, на «Господи, воззвах», глас 2:
Иoрда́нския струи́ Тебе́, Исто́чника, прия́ша,/ и Уте́шитель в ви́де голуби́не схожда́ше./ Приклоня́ет верх Приклони́вый Небеса́./ Зове́т и вопие́т бре́ние Зижди́телю:/ что́ ми повелева́еши, я́же вы́ше мене́?/ Аз тре́бую Твоего́ Креще́ния.// О безгре́шный Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Стіхи1ра бGоzвлeніz G, на Г Dи воззвaхъ :, глaсъ в7. Їwaнна монaха:
Ї oрд†нскіz струи6 тебE и3ст0чника пріsша,/ и3 ўтёшитель въ ви1дэ голуби1нэ схождaше./ Приклонsетъ вeрхъ приклони1вый нб7сA./ Зовeтъ и3 вопіeтъ брeніе зижди1телю:/ чт0 ми повелэвaеши, ±же вhше менє2;/ ѓзъ трeбую твоегw2 кRщeніz.// q безгрёшный хrтE, б9е нaшъ, слaва тебЁ!
Стих на 3, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: Я́ко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него́ избавле́ние, // и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний eго́.
Стjхъ на G, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: Ћ кw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе,// и3 т0й и3збaвитъ ї>лz t всёхъ беззак0ній є3гw2.
Стихира Богоявления 3-я, на «Господи, воззвах», глас 2:
Иoрда́нския струи́ Тебе́, Исто́чника, прия́ша.
Стих на 2, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: Хвали́те Го́спода вси язы́цы, // похвали́те Его́ вси лю́дие.
Стjхъ на в7, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: Х вали1те гDа вси2 kзhцы,// похвали1те є3го2 вси2 лю1діе.
Стихира Богоявления 4-я, на «Господи, воззвах», глас 2:
Спасти́ хотя́ заблу́ждшаго челове́ка,/ не не сподо́бился eси́ в ра́бий зрак облещи́ся:/ подоба́ше бо Тебе́, Влады́це и Бо́гу, восприя́ти на́ша за ны,/ Тебе́ бо кре́щшуся пло́тию, Изба́вителю,/ оставле́ния сподо́бил eси́ нас./ Те́мже вопие́м Ти:// Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Стіхи1ра бGоzвлeніz д7, на Г Dи воззвaхъ :, глaсъ в7. Їwaнна монaха:
С пасти2 хотS заблyждшаго человёка,/ не не спод0билсz є3си2 въ рaбій зрaкъ њблещи1сz:/ подобaше бо тебЁ, вLцэ и3 бGу, воспріsти нaша за ны2,/ тебё бо крeщшусz пл0тію, и3збaвителю,/ њставлeніz спод0билъ є3си2 нaсъ./ Тёмже вопіeмъ ти2:// хrтE, б9е нaшъ, слaва тебЁ.
Стих на 1, на «Господи, воззвах», глас 2:
Стих: Я́ко утверди́ся ми́лость Его́ на нас, // и и́стина Госпо́дня пребыва́ет во век.
Стjхъ на №, на Г Dи воззвaхъ , глaсъ в7:
Стjхъ: Ћ кw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ,// и3 и4стина гDнz пребывaетъ во вёкъ.
Стихира Богоявления 4-я, на «Господи, воззвах», глас 2:
Спасти́ хотя́ заблу́ждшаго челове́ка.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Стихира Богоявления на «Слава, и ныне», на «Господи, воззвах», глас 2:
Приклони́л eси́ главу́ Предте́чи,/ сокруши́л eси́ главы́ змиéв./ Прише́д в струи́, просвети́л eси́ вся́чeская,/ éже сла́вити Тя, Спа́се,// Просвети́теля душ на́ших.
Стіхи1ра бGоzвлeніz на слaва, и3 нhнэ:, на Г Dи воззвaхъ :, глaсъ в7. Вmзантjево:
П риклони1лъ є3си2 главY п®тeчи,/ сокруши1лъ є3си2 главы6 ѕміє1въ:/ пришeдъ въ струи6, просвэти1лъ є3си2 всsчєскаz,/ є4же слaвити тS, сп7се,// просвэти1телz дyшъ нaшихъ.
Стихи на господи воззвах текст
Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
Диакон: Востаните! Господи, благослови!
Иерей: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков.
Священнослужители в алтаре: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Приидите, поклонимся и припадем к Нему.
Псалом 103, предначинательный
Хор: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи.
Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси. Благословен еси, Господи.
На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи.
Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи.
Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Диакон: Миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй. На каждое прошение. Диакон: О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилла, и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), чест-нем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
О граде сем (или: о веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Блажен муж, иже не и́де на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блажени вси надеющийся Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Воскресни́, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / услыши мя, Господи. / Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / вонми гласу моления моего. / Внегда воззвати ми к Тебе: / услыши мя, Господи.
Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздея́ние руку́ моею, / жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.
Положи, Господи… (Пс. 140, 141).
На 10: Изведи из темницы душу мою,/ испове́датися Имени Твоему.
Мене ждут праведницы, / до́ндеже воздаси мне. На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой.
Да будут уши Твои / внемлюще гласу моления моего.
На 6: Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит? / Яко у Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потер-пе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи ут-ренния, / да уповает Израиль на Господа.
Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: / и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Хвалите Господа вей язы́цы, / похвали́те Его вей людие.
Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает во век.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Догматик или стихира. [1]
Вход с кадилом, Свете Тихий
Диакон: Премудрость, прости.
Хор: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, / Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! / Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй; / темже мир Тя славит.
Диакон: Премудрость. Вонмем. Прокимен, глас…
В субботу, глас 6:
Диакон: Господь воцарися, / в лепоту облечеся.
Хор: Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Диакон, стих 1: Облечеся Господь в силу, и препоясася.
Хор: Господь воцарися, в лепоту облечеся. На каждый стих.
Диакон, стих 2: Ибо утверди вселенную, яже не подви-жится.
Диакон, стих 3: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Диакон: Господь воцарися.
Хор: В лепо́ту облечеся.
В воскресенье, глас 8:
Се ныне благословите Господа / вей раби Господни.
В понедельник, глас 4:
Господь услышит мя,/ внегда воззвати ми к Нему.
Во вторник, глас 1:
Милость Твоя, Господи, / пожене́т мя вся дни живота моего.
Боже, во Имя Твое спаси мя, /ив силе Твоей суди ми.
В четверг, глас 6:
Помощь моя от Господа, / сотворшаго небо и землю.
Поется: под воскресенье – догматик гласа, под двунадесятый праздник – стихира праздника, под праздник святого – положенный на ряду Богородичен.
Некоторые праздники – Богоявление, Воздвижение, Преображение, Рождество Христово, Вознесение— имеют особый «великий прокимен».
Воскресные стихиры на «Господи, воззвах»
Вечерния наша молитвы приими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире воскресение.
Обыдите людие, Сион, и объимите его и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых, яко Той есть Бог наш, избавле́й нас от беззаконий наших.
Прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову, воплощшемуся от Девы Марии, приидите, поклонимся: Крест бо претерпев, погребению предадеся, яко Сам восхоте, и воскрес из мертвых, спасе мя, заблуждающаго человека.
Христос Спас наш, еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади, и смертную державу упраздни; покланяемся Его тридневному Воскресению.
Твоим Крестом, Христе Спасе, смерти держава разрушися, и диаволя прелесть упразднися; род же человеческий, верою спасаемый, песнь Тебе всегда приносит.
Славлю Отца и Сына силу и Святаго Духа пою власть, нераздельное, несозданное Божество, Троицу Единосущную, царствующую в век века.
Животворящему Твоему Кресту непрестанно кланяющеся, Христе Боже, тридневное Воскресение Твое славим: тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество, Всесильне, и Иже на Небеса восход обновил еси нам, яко Един Благ и Человеколюбец.
Врата адова сокрушил еси Господи, и Твоею смертию смертное царство разрушил еси: род же человеческий от истления свободил еси, живот и нетление миру даровав, и велию милость.
Честны΄м Твоим Крестом, Христе, диавола посрамил еси и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси, и спасл еси ны от врат смертных: славим Тя, Единородне.
Велие чудо, невидимых Содетель, за человеколюбие плотию пострадав, воскресе Безсмертный. Приидите, отечествия язык, Тому поклони΄мся: благоутробием бо Его от прелести избавльшеся, в Триех Ипостасех Единаго Бога пети навыко́хом.
Победу имея, Христе, юже на ада, на крест восшел еси, да во тьме смерти седящия воскресиши с Собою; Иже в мертвых свободь, источаяй живот от Своего света, всесильне Спасе, помилуй нас.
Тебе, Господи, сущаго по всей твари, грешнии, камо бежим; на небеси Сам живеши, во аде попрал еси смерть, во глубины морския, тамо рука Твоя, Владыко, к Тебе прибегаем, Тебе припадающе молимся: Воскресый из мертвых, помилуй нас.
Приидите, возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу и просветившему человеческий род, со Безплотными зовуще: Содетелю и Спасе наш, слава Тебе.
Апостоли, видевше Воскресение Содетеля, чудяхуся, поюще хвалу Ангельскую: сия слава есть церковная, сие богатство царствия: пострадавый нас ради, Господи, слава Тебе.
Вечернюю песнь и словесную службу Тебе, Христе, приносим: яко благоволил еси помиловати нас воскресением.
Тебе славим, Господи, волею нас ради крест претерпевшаго, и Тебе покланяемся, Всесильне Спасе: не отвержи нас от лица Твоего, но услыши и спаси ны Воскресением Твоим, Человеколюбче.
Стихиры на «Господи, воззвах» берутся из Октоиха (Триоди) и из Минеи.
Перед стихирами поются стихи псалмов: 141-го — «Изведи из темницы душу мою. «, 129-го — «Из глубины воззвах к Тебе, Господи. » и 116-го — «Хвалите Господа, вси языцы. «
Если положено петь стихиры на 10, то псалмы начинают со стиха «Изведи из темницы душу мою. «; если на 8, то со стиха «Из глубины воззвах к Тебе, Господи. «; если на 6, то со стиха «Аще беззакония назриши, Господи. «; если на 4, то со стиха «От стражи утренния до нощи. «
На вседневной вечерне поются стихиры чаще всего на 6. На великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени (в праздники с полиелеем, когда они совпадают с предпразднством или попразднством), стихиры поются на 6 и 8. На всенощном бдении, когда бывают праздники двунадесятые и с бдением, стихиры поются на 8. На воскресные дни стихиры поются на 10.
Если в воскресенье нет праздника святому, поются 7 стихир воскресных из Октоиха и 3 стихиры святому из Минеи. Если же с воскресным днем совпадает праздник святого, то поются 6 воскресных стихир. Например, если по Уставу святому положено петь стихиры на 6, то поется 6 воскресных стихир и 4 — святому; если память святого совершается с полиелеем или двунадесятый праздник Богородичный совпадает с воскресеньем, поются 4 воскресные стихиры и 6 святому или празднику. Если память святого совершается с полиелеем и на это же воскресенье приходится предпразднство или попразднство, исполняются 3 воскресные стихиры, 3 — предпразднства или попразднства и 4 — святому. Если же с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник Господень, то вся воскресная служба оставляется и поется только служба праздничная, по Минее.
Вечерня Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, Услыши мя, Господи
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку́ моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи.
Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя [1].
По чину поются стихи псалмов. В приходских храмах они обычно читаются до стиха, помеченного: «на 10» или «на 8», «на 6», «на 4» в зависимости от числа положенных стихир.
- Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.
- Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
- С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их.
- Накажет мя праведник милостию и обличит мя: елей же грешнаго да не намастит главы моея.
- Яко еще и молитва моя во благоволениих их, пожерты быша при камени судии их.
- Услышатся глаголи мои, яко возмогоша: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.
- Яко к Тебе, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отъими душу мою.
- Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.
- Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.
Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных. Вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это — милость; пусть обличает меня: не повредит голове моей. Но мольбы мои — против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам. Услышат слова мои как могущественные, истинные; как твердый грунт земли (разрываемый плугом), раздробляется и рассыпается на разные части земли, так и кости их (беззаконников) рассыпаются в гробе. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от сетей, поставленных для меня, от соблазнов беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я (по милости Твоей) прейду. (Псалом 140-й).
- Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.
- Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.
- Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя.
- На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.
- Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене.
- Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.
- Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых.
- Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.
Голосом моим ко Господу воззвал я, голосом моим ко Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признаёт меня. Не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты — прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог: избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. (Псалом 141-й.)
Пение Октоиха, последовательно с 1 по 8 глас, начинается с Недели, то есть с воскресенья, которое следует за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю Неделю Великого поста. Исключение составляют двунадесятые Господние праздники как в седмичные дни, так и в Неделю (воскресенье), когда вся служба идет по Минее, а также в двунадесятые Богородичные праздники и в предпразднства всех двунадесятых праздников, совпадающих с седмичными, но не с воскресными днями (Неделей).
Во время пения «Господи, воззвах» и стихир диакон совершает каждение алтаря, всего храма и молящихся. Приняв кадило, диакон влагает в него ладан при благословении священника «Кадило Тебе приносим. » и совершает крестообразное каждение престола, затем горнего места, жертвенника и икон по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре на южной и северной сторонах. Далее выходит на солею северной дверью и кадит местные иконы, клиросы, молящихся и весь храм, начиная с икон на южной стороне солеи. Диакон заканчивает каждение пред царскими вратами и местными иконами, входит в алтарь южной дверью, снова кадит престол, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю.
Каждение всего храма напоминает верующим о вечерних ветхозаветных жертвах и воскурениях фимиама, совершавшихся с верой и надеждой на пришествие обетованного Спасителя.
Пение вечерних стихов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. » (псалмов 140, 141, 129 и 116-го) выражает скорбь и душевные страдания, вызванные содеянными грехами, и вместе с тем твердое упование на милосердие и человеколюбие Божие, на Его всепрощение.
- Здесь и далее более мелким шрифтом дается изложение содержания славянских текстов молитвословий с целью облегчить их понимание ^
Господи воззвах
После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы — стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни — для предначинательного псалма и Блажен муж — сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».
Грузинская рукопись Иерусалимского Типикона XIII в. и слав. ркп. не упоминают о таком возглашении гласа канонархом, но по греч. ркп. «монах, назначенный канонархать, по окончании стихословия говорит глас».
Об усвоении Церковью для богослужения греческих напевов есть известия уже от III в. (см. Вступ. гл., с. 107—108); в IV—V в. было не более 4 напевов (там же, с. 160—161); папе Григорию Великому ( 604 г.) на Западе и св. Иоанну Дамаскину (VIII в.) на Востоке приписывается введение осмогласия (там же, с. 334—335).
Об употреблении на вечерне 140 пс. говорит уже св. Иоанн Златоуст (Вступит. гл., с. 145). Этот псалом, должно быть, разумеют Апостольские Постановления (IV—V вв.) под именем «светильничного» (έπιλύχνιος) псалма, начинающего вечерню и исчерпывавшего ее ветхозаветный материал (там же, 147). В «Каноне антифонов псалмов», приписываемом Константинопольскому патриарху Анфиму (VI в.), этот псалом и 85-й имеют антифон: κατά λύχνης («со свещника») и с 12 пс. называется λυχνικοί, как и в Александрийском кодексе Библии V в. Его упоминают на вечерне древнейшие Типиконы Великой Константинопольской церкви и имеют на вечерне и все восточные уставы, и все инославные чины богослужения, исключая западные, из которых римский чин имеет на вечерне все эти псалмы раз в неделю, амвросианский чин тоже, а в праздники всегда 129 пс. (см. Вступит. гл., с. 300,301, 303). Когда не было на вечерне 103 пс. и песненных антифонов, 140 пс. был на ней в начале; отсюда, может быть, приурочение к нему каждения, которое обычно начинало службу.
Студийско-Алексиевский устав, некоторые списки Иерусалимского устава, например Моск. Синод. библ. № 336/388 XVI в., и старообрядческий устав указывают следующие припевы к псалмам «Господи воззвах»: к 140 пс. «Услыши ны Господи» (по ркп. Моск. Синод. библ.: «мя»); к 141: «Возвах Ти услыши» (Студ. по Типогр. сп.), или (Синод. ркп.) «Воззвах к Тебе услыши мя», или «Воззвах к Тебе Господи, спаси мя» (Иерус), или то же без «Господи» (старообр.); к 129 пс: «Боже Спасе помилуй» (Студ. Типогр.) или «Христе Спасе помилуй нас» (остальные). Второй припев из пс. 140,1 и представляет усиление первого. Третий припев — переход к стихирам и, может быть, зародыш их (так часто оканчиваются стихиры).
Стихиры
На псалмах «Господи воззвах» ветхозаветный песненный материал вечерни постепенно переходит в христианский: к последним стихам этих псалмов присоединяются церковные песни, и это попеременное пение означает то, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову Христову: «не приидох разорити закон, но исполнити». Присоединяемые так к стихам псалмов церковные песни от этого получили наименование стихир, — вид церк. песней, который уставом ставится ниже других видов церковной песни, например, тропаря, кондака, светильна, ипакои, седальна, как и напев стихир проще напева всех последних.
Каждение на Господи воззвах
И содержание псалмов «Господи воззвах», и особая торжественность их исполнения требует сопровождения их каждением. Каждение на Господи воззвах совершает «иерей или диакон»; первый, разумеется, тогда, когда вечерня служится без диакона. На вечерне вне бдения это первое и единственное каждение при этой службе. Из других псалмов сопровождается каждением только 118-й.
Каждение на Господи воззвах грузинская рукоп. Иерус. уст. XIII в. указывает совершать священнику (хотя ектении произносит диакон), но все греч. и слав, ркп., — как нынешний Типикон. «Чин» патр. Филофея (XIV в.) — только диакону, который берет у священника благословение словами: «Благослови, Владыко, кадило»; священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» (отголосок древнего начала вечерни с «Господи воззвах»?).
Количество стихир
В воскресенье стихир на Господи воззвах бывает 10 «ради совершенства сего числа», по св. Симеону Солунскому. Кроме воскресенья, столько же стихир и потому же бывает на Вознесение и в вечерни самых воскресений Великого поста (кроме Вербного); в других случаях 10 стихир на Господи воззвах бывает ради стечения памятей и обилия материала — так 1 сентября и на Преждеосвященных литургиях. В двунадесятые праздники, исключая связанные всегда с воскресеньем — Ваий и Пятидесятницу, стихиры на Господи воззвах на 8, и в том числе на Пасху; так и для великих святых; для меньших 6, а для малых 3. Таким образом, количеством стихир на Господи воззвах воскресенье превосходит самые великие праздники, несмотря на то, Что устав в количестве этих стихир явно соразмеряется с важностью праздника. Если здесь не имеет места простая непоследовательность, то этим, может быть, внушается мысль, что все же воскресенье выше всех других праздников по воспоминаемому событию (под Пасху вечерня еще полупостная); притом же большого количества стихир в воскресенья требовало всегдашнее почти соединение с ними памяти святого или другой; при нормальном числе стихир для последнего рода памятей 3, воскресных стихир остается только 7, одною меньше, чем для великих праздников.
Западные Студийские Типиконы и Евергетидский устав имели 8 стихир на Господи воззвах в воскресенье: 4 воскресных и 4 святого; Студийско-Алексиевский устав 9, так как утроял 3 воскресные стихиры (если не было памяти великого святого); то же и по Ипотипосису, § 18, но место читается не во всех ркп.; Иерусалимский устав — искони 10.
Уставы студийского типа, имевшие 8 стихир на Господи воззвах воскресной вечерни, в числе которых не было «восточных», назначали воскресные стихиры на 4 и святому 4 с удвоением первых; имевшие восточны: 3 воскресных, 2 восточных и 3 святому. Студийско-Алексиевский устав, имевший 9 стихир на Господи воззвах, не отводил места для стихир Минеи, исключая великих святых, и утроял 3 воскресные стихиры. Иерусалимские уставы, начиная с самых древних списков, в этом пункте неизменны. Что они ни в каких списках не предусматривают двух святых в воскресенье, это свидетельствует или о том, что этот пункт устава хранится без перемены с того времени, когда на каждое число месяца не существовало более одной службы святому, или о том, что при двух святых в воскресенье в прежнее время служба одного опускалась. Замечательно, что и Марковы главы всех редакций, предусматривающие всевозможные совпадения с воскресеньем, не говорят о таком совпадении, между тем как говорят, например, о совпадении с воскресеньем пред- или попразднства с двумя святыми, указывая тогда оставлять службу второго святого; говорят также, как петь тропари, если в воскресенье два святых с отдельными тропарями2; но о стихирах и каноне на этот же случай не содержат указаний.
Стихи на господи воззвах текст
На Господи, воззвах — стихиры свт. Николая (исполнитель: Хор Моск. Сретенского мон. )
Войти в Tekstovoi.ru
Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Войти через ВКонтакте
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.