Содержание
- 1 Стихи матери Марии
- 2 Стихи о войне для детей
- 3 Православная Страничка
- 4 Православная Страничка
- 5 Стихи о матери — Православный журнал «Фома»
- 6 СТИХИ О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
- 7 Отцы пустынники и жены непорочны…
- 8 Стихи о Рождестве — Православный журнал «Фома» (продолжение)
- 9 «Фома» — журнал для отсомневавшихся?
- 10 Стихи о Рождестве — Православный журнал «Фома»
Стихи матери Марии
Монахиня Мария (известна как Мать Мария, в миру Елизавета Юрьевна, в девичестве Пиленко) — монахиня Западноевропейского Экзархата русской традиции Константинопольского Патриархата. Русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица. Она погибла в Германии в марте 1945 года. А родилась в Риге — 20 декабря 1891 года.
За этот день, за каждый день отвечу, —
За каждую негаданную встречу, —
За мысль и необдуманную речь,
За то, что душу засоряю пылью
И что никак я не расправлю крылья,
Не выпрямлю усталых этих плеч.
За царский путь и за тропу пастушью,
Но, главное, — за дани малодушью,
За то, что не иду я по воде,
Не думая о глубине подводной,
С душой такой крылатой и свободной,
Не преданной обиде и беде.
О, Боже, сжалься над Твоею дщерью!
Не дай над сердцем власти маловерью.
Ты мне велел: не думая, иду.
И будет мне по слову и по вере
В конце пути такой спокойный берег
И отдых радостный в Твоём саду.
22 августа 1933 г.
Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Каждая царапинка и ранка
В мире говорит мне, что я мать.
Только полагаться уж довольно
На одно сцепление причин.
Камень, камень, Ты краеугольный,
Основавший в небе каждый чин.
Господи, Христос — чиноположник,
Приобщи к работникам меня,
Чтоб ответственней и осторожней
Расточать мне искры от огня.
Чтоб не человечьим благодушьем,
А Твоей сокровищницей сил
Мне с тоской бороться и с удушьем,
С древним змием, что людей пленил.
Пусть отдам мою душу я каждому,
Тот, кто голоден, пусть будет есть,
Наг — одет, и напьётся пусть жаждущий,
Пусть услышит неслышащий весть.
От небесного грома до шёпота,
Учит всё — до копейки отдай.
Грузом тяжким священного опыта
Переполнен мой дух через край.
И забыла я, — есть ли средь множества
То, что всем именуется — я.
Только крылья, любовь и убожество,
И биение всебытия.
Стихи о войне для детей
Стихи о войне для детей. Надо ли это? Может быть стоит беречь детей от таких тяжелых впечатлений (а впечатления будут тяжелыми, потому что война — это прежде всего боль, ужас, трагедия)? Но если мы действительно христиане и хотим привить детям христианское отношение и к нашему настоящему, и к прошлому — говорить о войне придется неизбежно. Причем в первую очередь — именно о Великой Отечественной войне, память о которой так сильна. Об этой войне написано множество книг, снято множество фильмов, сочинено множество песен и стихов.
Стихи из этой подборки нельзя в прямом смысле слова назвать христианскими. Если смотреть на мировоззрение их авторов (в основном это поколение фронтовиков или детей войны) — то чаще всего они, советские люди, христианами себя не позиционировали, да и в точном смысле слова верующими не были. Но, если родители не просто прочтут детям эти стихи, а будут с ними их обсуждать, то мгновенно возникнет почва для серьезных, глубоких разговоров о вере, о Боге, о христианском понимании истории. Поэзия воздействуюет в первую очередь на эмоции, на переживания, и для детей это пока актуальнее, чем, например, исторический анализ событий.
И еще: возможно, некоторые стихи из этой подборки покажутся родителям слишком сложными для детей, слишком многослойными, требующими слишком много исторических пояснений. Это ложные опасения: дети гораздо лучше воспринимают стихи, чем это кажется взрослым. Пускай с первого раза они считают не все смыслы — но все равно уловят главное. А хорошие стихи — они всегда на вырост, их время от времени стоит перечитывать, и тогда они начинают сверкать новыми, ранее незамеченными гранями.
1.
Валентин Берестов
ВЕЛИКАН
Я в детстве дружил с великаном.
Нам весело было одним.
Он брёл по лесам и полянам.
Я мчался вприпрыжку за ним.
А был он заправским мужчиной
С сознанием собственных сил,
И ножик вертел перочинный,
И длинные брюки носил.
Ходили мы вместе всё лето.
Никто меня тронуть не смел.
А я великану за это
Все песни отцовские спел.
О мой благородный и гордый
Заступник, гигант и герой!
В то время ты кончил четвёртый,
А я перешёл во второй.
Сравняются ростом ребята
И станут дружить наравне.
Я вырос. Я кончил девятый,
Когда ты погиб на войне.
2.
Наум Коржавин
ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
Фрида Вигдорова
Я знаю, будет мир опять
И радость непременно будет.
Научатся спокойно спать
Все это видевшие люди.
Мы тоже были в их числе
И я скажу тебе наверно,
Когда ты станешь повзрослей,
Что значит тьма ночей пещерных.
Что значит в неурочный час
Проснуться в грохоте и вое,
Когда надвинется, рыча,
Свирепое и неживое,
И в приступе такой тоски,
Что за полвека не осилишь,
Еще не вытянув руке,
Коснуться чудищ и страшилищ:
Опять, опять ревут гудки,
Опять зенитки всполошились.
И в этот допотопный мрак
Под звон и вопли стекол ломких
Сбежать, закутав кое-как
Навзрыд кричащего ребенка.
Все, как на грех, перемешать,
И к волку приплести сороку,
И этот вздор, едва дыша,
Шептать в заплаканную щеку.
Но в дорассветной тишине
Между раскатами орудий
На миг приходит к нам во сне
Все то, что непременно будет:
Над нашим городом опять
Рубиновые звезды светят,
И привыкают мирно спать
Сиреной пуганные дети.
Комментарий: Это стихи из романа «Черниговка», завершающего трилогию «Дорога в жизнь». По сюжету, листок с этим написанным от руки стихотворением находят в кармане платьица двухлетней девочки (эшелон их попал под бомбежку, мать погибла, а девочка оказалась в детском доме, в сибирском городке). Стихотворение это напечатали в газете, и вскоре пришло письмо с фронта от отца девочки: он узнал стихи своей жены. Так благодаря стихам матери девочка не осталась полной сиротой.
4.
Анна Ахматова
ПАМЯТИ ВАЛИ
1
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
2
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Комментарий: Стихотворение посвящено мальчику Вале Смирнову, соседу Ахматовой по коммунальной квартире в Ленинграде. Ахматова дружила с Валей и его братом Вовой, присматривала за детьми, развивала их. В блокаду, когда Ахматова была в эвакуации, Валя погиб.
5.
Яков Козловский
СЛУЧИЛОСЬ ЭТО В КИЕВЕ
Горилки вдоволь выхлестав
И доверяя челяди,
Затмившие антихристов,
Разбойничают нелюди.
Занятие не новое,
Но собственного облика.
И поднялось багровое
Над Бабьим Яром облако.
Подумала игуменья:
«Отступницей не стала я.
А выдадут врагу меня —
Самой-то что? Я старая».
Привычно пахнет ладаном,
Где слышится моление:
«Еврейкам, мною спрятанным,
Пошли, господь, спасение».
Она уставу следует,
Монашек исповедует.
Одна явилась давеча:
— Ой, матушка, ой, верите,
Боюсь я. Вдруг, пытаючи,
О всем прознают нелюди.
— Ступай! Молись, негожая,
И знай, слуга церковная:
Мария, Матерь Божия, —
Сестра евреям кровная.
И в клобуке, как в кивере,
Ей в очи грозно глянула.
Случилось это в Киеве,
Когда война нагрянула.
Комментарий: Когда в сентябре 1941 года Киев был захвачен немцами, всех киевлян еврейского происхождения фашисты убивали. Больше всего киевских евреев было уничтожено в овраге на окраине города, называемом Бабьим Яром. Но некоторые киевляне спасали евреев, прятали их. В частности, прятали их монахини Свято-Покровского женского монастыря, маскируя еврейских женщин под монахинь. В стихотворении Козловского есть фактическая неточность: игуменья, настоятельница монастыря, не может принимать исповедь, это может делать только священник. Возможно, не особо разбиравшийся в церковных реалиях поэт спутал исповедь с так называемым откровением помыслов, которое таинством не является.
Бойцы советской стрелковой дивизии. Гатчина. 26.01.1944
6.
Константин Симонов
ЖДИ МЕНЯ
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
7.
Булат Окуджава
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты…
Бери шинель — пошли домой.
Война нас гнула и косила.
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына…
Бери шинель — пошли домой.
К золе и пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись…
Бери шинель — пошли домой.
А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Бери шинель — пошли домой.
Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним?
Бери шинель — пошли домой.
Мы все — войны шальные дети,
И генерал, и рядовой
Опять весна на белом свете…
Бери шинель — пошли домой.
8.
Владимир Высоцкий
ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ
Почему всё не так? Вроде — всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только — он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал,
Он с восходом вставал, —
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось, будто из плена весна, —
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих…
Всё теперь — одному. Только кажется мне —
Это я не вернулся из боя.
9.
Юлия Друнина
* * *
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
10.
Борис Пастернак
ОЖИВШАЯ ФРЕСКА
Как прежде, падали снаряды.
Высокое, как в дальнем плаваньи,
Ночное небо Сталинграда
Качалось в штукатурном саване.
Земля гудела, как молебен
Об отвращеньи бомбы воющей,
Кадильницею дым и щебень
Выбрасывая из побоища.
Когда урывками, меж схваток,
Он под огнем своих проведывал,
Необъяснимый отпечаток
Привычности его преследовал.
Где мог он видеть этот ежик
Домов с бездонными проломами?
Свидетельства былых бомбежек
Казались сказочно знакомыми.
Что означала в черной раме
Четырехпалая отметина?
Кого напоминало пламя
И выломанные паркетины?
И вдруг он вспомнил детство, детство,
И монастырский сад, и грешников,
И с общиною по соседству
Свист соловьев и пересмешников.
Он мать сжимал рукой сыновней.
И от копья архистратига ли
По темной росписи часовни
В такие ямы черти прыгали.
И мальчик облекался в латы,
За мать в воображеньи ратуя,
И налетал на супостата
С такой же свастикой хвостатою.
А рядом в конном поединке
Сиял над змеем лик Георгия.
И на пруду цвели кувшинки,
И птиц безумствовали оргии.
И родина, как голос пущи,
Как зов в лесу и грохот отзыва,
Манила музыкой зовущей
И пахла почкою березовой.
О, как он вспомнил те полянки
Теперь, когда своей погонею
Он топчет вражеские танки
С их грозной чешуей драконьею!
Он перешел земли границы,
И будущность, как ширь небесная,
Уже бушует, а не снится,
Приблизившаяся, чудесная.
Православная Страничка
Произведения
- Под покровом Бога. Наталия Гранковская— религиозная лирика, 20.10.2014 04:00
Избранные авторы:
Ссылки на другие ресурсы:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Православная Страничка
Произведения
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 16.— прозаические миниатюры, 26.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 15.— прозаические миниатюры, 25.06.2010 17:08
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 14.— прозаические миниатюры, 24.06.2010 00:03
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 13.— прозаические миниатюры, 23.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 12.— прозаические миниатюры, 22.06.2010 00:06
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 11.— прозаические миниатюры, 21.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 10.— прозаические миниатюры, 20.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 9.— прозаические миниатюры, 19.06.2010 01:30
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 8.— прозаические миниатюры, 18.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 7.— прозаические миниатюры, 17.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 6.— прозаические миниатюры, 16.06.2010 00:01
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 5.— прозаические миниатюры, 15.06.2010 14:33
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 4.— прозаические миниатюры, 14.06.2010 10:13
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 3.— прозаические миниатюры, 13.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 2.— прозаические миниатюры, 12.06.2010 00:02
- И. С. Шмелёв. Лето Господне 1.— прозаические миниатюры, 11.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 12.— прозаические миниатюры, 09.06.2010 00:03
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 11.— прозаические миниатюры, 08.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 10.— прозаические миниатюры, 07.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 9.— прозаические миниатюры, 06.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 8.— прозаические миниатюры, 05.06.2010 02:52
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 7.— прозаические миниатюры, 04.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 6.— прозаические миниатюры, 03.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 5.— прозаические миниатюры, 02.06.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 4.— прозаические миниатюры, 01.06.2010 00:27
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 3.— прозаические миниатюры, 31.05.2010 00:00
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 2.— прозаические миниатюры, 30.05.2010 01:04
- И. С. Шмелёв. Старый Валаам. 1.— прозаические миниатюры, 29.05.2010 16:46
- Колокольня. Александр Солженицын— прозаические миниатюры, 06.01.2010 09:01
- Царь Саул. Константин Романов— религиозная лирика, 17.07.2011 11:22
- Поминовение усопших. Александр Солженицын— прозаические миниатюры, 04.01.2010 10:04
- Молитва. Александр Солженицын— cтихотворения в прозе, 02.01.2010 14:59
- К Тебе, о, Матерь Пресвятая— религиозная лирика, 14.10.2009 19:56
- Пресвятая Богородица. Иероманах Роман— религиозная лирика, 14.10.2009 19:51
- Покров. Автор — А. Никуленков— религиозная лирика, 14.10.2009 19:49
- Хвала Богоматери. Автор — М. Волошин— религиозная лирика, 14.10.2009 19:43
- ПК 9 за 2009 г. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский.— афоризмы, 05.10.2009 10:27
- Надежда Лохвицкая. Страстоцвет— без рубрики, 27.09.2009 09:58
- Софья Парнок. Люблю тебя в твоем просторе я.— без рубрики, 27.09.2009 09:51
- В лесу, в горе. Иван Бунин— без рубрики, 27.09.2009 09:47
- Пел соловей. Автор — иеромонах Роман Матюшин— без рубрики, 23.08.2009 17:27
- Милосердный отец— религиозная лирика, 23.08.2009 17:30
- Риза Господня. Автор — Александр Солодовников— религиозная лирика, 19.08.2009 19:59
- Вижу розы Богородицы. Автор — Александр Солодовник— религиозная лирика, 19.08.2009 20:03
- Август. Автор — Борис Пастернак— без рубрики, 19.08.2009 20:10
- На Преображение Господне. С. А. Ширинский-Шихматов— религиозная лирика, 19.08.2009 20:06
- Розы. Автор — И. Северянин— без рубрики, 04.08.2009 08:12
- Покаяние. Автор — иеромонах Роман— религиозная лирика, 03.08.2009 17:32
- Станем пред Царицею Небесною. Иеромонах Роман— религиозная лирика, 03.08.2009 17:30
- Хвала Воскресшему. Автор — К. Романов. К. Р— религиозная лирика, 19.04.2009 09:30
Избранные авторы:
Ссылки на другие ресурсы:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Стихи о матери — Православный журнал «Фома»
Молитва матери
(Из книги «Молитва матери»)
Добавить комментарий
Сегодня по календарю
23 марта
1876 г. Павел Николаевич Яблочков получил патент на изобретенную им «электрическую свечу».
1906 г. В России разрешена свобода переселения крестьян.
1919 г. В Милане Бенито Муссолини основывает новое политическое движение, которое получает название «Фашио ди комбаттименто» (Fasci di Combattimento, «Союз борьбы»). Так рождается сам термин, и появляется первая фашистская организация.
1933 г. В Германии Закон о дополнительных полномочиях фактически превращает Адольфа Гитлера в диктатора до апреля 1937. Вскоре будут запрещены или распущены все партии, кроме нацистской, и большинство профсоюзов.
Родились:
1749 г. Лаплас Пьер Симон (1749-1827), французский астроном, математик, автор космогонической теории.
1900 г. Николай Николаевич Волков (1900-1985), советский актер театра и кино («Старик Хоттабыч», «Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Бегство мистера Мак-Кинли»).
1910 г. Акира Куросава — японский кинорежиссер, сценарист, продюсер.
1905 г. Борис Михайлович Тенин (1905-1990), актер театра и кино («Кружева», «Златые горы», «Бесприданница», «Человек с ружьем», «Новые похождения Швейка», «Падение Берлина»), народный артист СССР.
СТИХИ О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Над кроватью, чуть в сторонке,
Божьей Матери иконка.
Добрый взгляд Ее лучится;
Если мама отлучится,
То не страшно мне одной –
Матерь Божия со мной.
Утром рано я проснусь,
На икону помолюсь.
Слякоть пусть и бездорожье –
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
От всего на свете злого –
Лес, и поле, и дома –
Покрывает все покровом
Количество просмотров — 10131
Поделиться:
НОВОСТИ ПАТРИАРХИИ
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ТАТЬЯНИН ДЕНЬ»
РАДИО «ВЕРА»
ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА «ФОМА»
Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта
Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова
Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12
Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма — при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий — с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.
Отцы пустынники и жены непорочны…
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Стихи о Рождестве — Православный журнал «Фома» (продолжение)
Михаил Кузмин
Ёлка (отрывок)
С детства помните сочельник,
Этот детский день из дней?
Пахнет смолкой свежий ельник
Из незапертых сеней.
Все звонят из лавок люди,
Нянька ходит часто вниз,
А на кухне в плоском блюде
Разварной миндальный рис.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Солнце яблоком сгорает
За узором льдистых лап.
Мама вещи прибирает
Да скрипит заветный шкап.
В зале все необычайно,
Не пускают никого,
Ах, условленная тайна!
Все – известно, все ново!
Тянет новая матроска,
Морщит в плечиках она.
В двери светлая полоска
Так заманчиво видна!
В парафиновом сиянье
Скоро ль распахнется дверь?
Это сладость ожиданья
Не прошла еще теперь.
Алексей Плещеев
Елка в школе
В школе шумно, раздается
Беготня и шум детей…
Знать, они не для ученья
Собрались сегодня в ней.
Нет, рождественская елка
В ней сегодня зажжена;
Пестротой своей нарядной
Деток радует она.
Детский взор игрушки манят:
Здесь лошадки, там волчок, Вот железная дорога,
«Фома» — журнал для отсомневавшихся?
Сегодня мы публикуем ответы Владимира Романовича на вопросы к нему как к главному редактору журнала «Фома».
«Фома» — журнал о Православии
Несколько недель на Правмире шел онлайн с Владимиром Легойдой — кандидатом политических наук, профессором МГИМО, председателем Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Все читатели могли задать волнующие их вопросы.
Читайте также:
А почему «Фома» перестал быть журналом для сомневающихся? Ни одного обсуждения острых событий, ни одного критического мнения о разделе епархий и т.д. Все лакировано. Для отсомневавшихся пишете? Владимир В.В.
Уважаемый Владимир В.В.!
Если Вы действительно видите примеры публикаций, которые были у нас раньше и которых нет сейчас, — напишите нам. Вы этим действительно поможете сделать журнал лучше, а я заранее Вас благодарю.
Примеры можно прислать в редакцию по адресу [email protected], сославшись на мою просьбу. Мне обязательно покажут Ваше письмо.
Со своей стороны я не вижу никаких тем и публикаций, которые были бы в “Фоме” раньше, а потом пропали.
Прежде чем ответить дальше на Ваш вопрос, хотел бы сказать, что наш журнал назван в честь апостола Фомы не случайно, мы пишем именно для людей, имеющих подобные сомнения.
Что я имею в виду? Ведь апостол сомневался не как скептик-критик, но как человек, который очень хотел поверить, но нуждался в Божественном уверении и получил его.
Есть, безусловно, сомнения и другого плана. Например, те, что вызваны поведением некоторых священников и людей Церкви. Хотел бы сказать, что такое сомнение мы тоже не обходим стороной. “Фома” много писал об этом.
Статья Александра Ткаченко «Когда завянут помидоры» — о том, как далека от идеала семейная жизнь даже самых православных и верующих людей.
«Старикам здесь не место» — подборка материалов о людях, живущих рядом с умирающими немощными родственниками.
«Война не дающая покоя» — спор о Великой отечественной и о нашем отношении к ней сегодня.
«Дом, где разбивается судьба» — очень жесткий текст Александра Гезалова о детских домах.
«Государство и семья» — целая тема номера более чем на острую тему, как мне кажется.
Просто острая и болезненная тема — это не всегда тема о политике и даже не всегда тема социального характера. Подчас причинами внутреннего кризиса становятся совсем иные проблемы, а мы стремимся говорить именно о внутренней человеческой жизни. И всегда стремились только к этому.
Что касается вопроса о создании новых епархий, то здесь тоже нет какого-то излишнего молчания. Я неоднократно как официальный представитель Церкви лично высказывал позицию по этому вопросу: главный цели изменений заявлены прямо — сделать Церковь еще ближе к людям, приблизить архиереев к рядовому духовенству и мирянам, чтобы Преосвященные лучше понимали нужды и проблемы своей паствы, находились с ней в более тесном контакте, и не отрывались от нее.
“Фома” также опубликовал несколько материалов на эту тему:
Вот позиция светского эксперта.
Вот моя колонка на ту же тему.
Вот комментарий историка Церкви.
Но я согласен — “Фома” не заострял на этой проблеме внимания. Дело в том, что этот вопрос (как и целый ряд других), будучи весьма острым для внутрицерковной дискуссии, мало интересен и не слишком важен для людей светских, то есть для основного читателя “Фомы”.
Также хотел бы обратить внимание на наш сайт, так как многое у нас не помещается в журнал — просто не хватает объема. В интернете же “фомовских” материалов выходит значительно больше, и их тематика – значительно шире.
Владимир Романович!
Почему Ваш журнал «Фома» не пишет о политике? Понимаю, в другое время это могло бы быть оправдано какими-то высокими соображениями, но сегодня эта тема затмевает все остальные в публичном пространстве. Людям хочется знать: что думает Церковь о политической ситуации в стране. Неужели в такой ситуации можно молчать? Незарегистрированный
Уважаемый незарегистрированный пользователь!
Действительно, это не наша тема. Хотя не могу сказать, что мы совершенно ее избегаем. За последний месяц у «Фомы» прошла целая серия публикаций на тему, связанную с политикой. Например, статья Владимира Гурболикова или очень интересный текст нашего обозревателя Юрия Пущаева, кандидата философских наук.
Мы не пытаемся агитировать ни «за», ни «против». Наша цель – дать людям инструмент, с помощью которого они смогут сделать самостоятельный выбор. Думаю, это очень полезно, особенно сейчас, когда всем нам не повредит чуть больше трезвости в принятии важных для всей страны решений.
Очень жаль, что нет литературной страницы. Верните, пожалуйста. Незарегистрированный
Дорогой незарегистрированный пользователь!
Кризис заставил существенно сократить объем журнала. Мы постарались как-то компенсировать исчезновение этой рубрики, например, теперь поэтический раздел «Строфы» стал у нас ежемесячным. Плюс к тому, мы все-таки печатаем периодически прозу в журнале и на сайте.
В редакции при этом на меня тоже постоянно давят – всем хочется, чтобы литературная страница вернулась в полном объеме, но пока – увы.
Фото: Юрий Бутерус
Готов ли журнал Фома к тому, чтобы стать журналом для широких масс (журналом с большим тиражом)? Является ли это стратегической целью журнала? Будете ли вы принимать какие-либо шаги в этом направлении? Незарегистрированный
Уважаемый незарегистрированный пользователь!
Все зависит оттого, что понимать под массами. В недавнем интервью “Эксперту” я говорил, что вижу максимальный тираж “Фомы” в пределах 50-60 тысяч. Но для этого необходим бюджет на продвижение и опять же — работа профессионалов.
Сейчас тираж нашего журнала — 36 тысяч, и это вполне достойный тираж для издания, которое занимает фактически ту же нишу, что и серьезные светские еженедельники, подобные тому же “Эксперту”. К слову, «Фома» вошел в список самых цитируемых российских СМИ за 1 квартал 2011 года по версии компании TNS Media Intelligence.
Связано это с нашим сознательно высоким (в плане тематики и сложности) уровнем публикаций. Это не значит, что мы делим людей на “достойных” и “недостойных”, просто всегда есть более легкое чтение и более сложное, для тех, кто готов и хочет читать серьезные издания.
Не думаю, что тираж такого СМИ может превышать 100 тысяч, а изменение формата нами никогда не планировалось. Все-таки мы изначально задумывали “Фому” как журнал для людей образованных и читающих, а не только рассматривающих картинки.
Вы прочитали статью «Фома» — журнал для отсомневавшихся? Читайте также:
Стихи о Рождестве — Православный журнал «Фома»
Великий князь Константин Романов
Рождество Христово
Ива Афонская
СНЕГ ИДЕТ НА РОЖДЕСТВО
Снег идет на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идет — и волшебство
в этот день случиться может.
Тишина и чистота,
ничего их не нарушит.
Верь: не даром красота,
раз она спасает душу.
Свыше послана тебе,
чудодейственная сила,
это — смысл в твоей судьбе
и разгадка тайны мира.
Снег идет — и, чуть дыша,
смотрим мы на мир крылатый.
Пробуждается душа,
омертвевшая когда-то.
Снег идет, снимая боль,
у земли обледенелой.
Ты подставь ему ладонь:
приземлится ангел белый.
Александр Вертинский
Рождество
Рождество в стране моей родной,
Синий праздник с дальнею звездой,
Где на паперти церквей в метели
Вихри стелют ангелам постели.
С белых клиросов взлетает волчий вой…
Добрый праздник, старый и седой.
Мертвый месяц щерит рот кривой,
И в снегах глубоких стынут ели.
Рождество в стране моей родной.
Добрый дед с пушистой бородой,
Пахнет мандаринами и елкой
С пушками, хлопушками в кошелке.
Детский праздник, а когда-то мой.
Кто-то близкий, теплый и родной
Тихо гладит ласковой рукой.
. . . . . . . . . . .
Время унесло тебя с собой,
Рождество страны моей родной.
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
А.Блок
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.
Сочельник в лесу
Ризу накрест обвязав,
Свечку к палке привязав,
Реет ангел невелик,
Реет лесом, светлолик.
В снежно-белой тишине
От сосны порхнет к сосне,
Тронет свечкою сучок —
Треснет, вспыхнет огонек,
Округлится, задрожит,
Как по нитке, побежит
Там и сям, и тут, и здесь…
Зимний лес сияет весь!
Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,
Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей
Загорелся луч иной,
Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
Саша Черный
Рождественское
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Валентин Берестов
ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!» —
«Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!»
Иосиф Бродский
Рождественская звезда
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
В Рождество все немного волхвы…
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.
То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.
Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
Иван Бунин
Видео (кликните для воспроизведения). |
Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века… И Он распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…
Борис Пастернак
Рождественская звезда
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.