Сунна или фард молитва

Детально: Сунна или фард молитва - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Сунна или фард молитва

от Замиль · Июль 2, 2019

Помимо обязательного пятикратного намаза в Исламе существует практика дополнительных богослужений. Сюда относятся намазы ваджиб и нафиль. Их выполнение не обязательно, однако считается крайне достойным деянием.

Намазы ваджиб – поклонения, выполнение которых необходимо.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто уверен, что встанет с постели под утро, пусть читает намаз витр в конце ночи, ибо поистине, такой намаз имеет свидетелей — ангелов, и поэтому читать витр в это время лучше» (Муслим, «Мусафирин», 162, 163; Тирмизи, «Витр» 3).

  1. Праздничные намазы: 2 ракаата.

Джабир (радыяллаху анху) сказал: «В день праздника Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обычно возвращался домой с молитвы не тем путём, которым шёл на неё»(Бухари, «Идайн», 24.

Намазы нафиль – дополнительные поклонения, которые можно выполнять сверх обязательных (фардов).

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фардам (сунна-намазы, читаемые до или после фардов, и намаз-таравих, совершаемый каждую ночь во время месяца Рамадан).

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов.

Такие намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения большего саваба. Вот некоторые из них:

а) намаз ад-духа, который читают после восхода солнца по истечении времени макрух для намаза и завершают с приближением солнца к зениту (за 20-40 мин до наступления намаза аз-зухр); он состоит минимум из 2 ракаатов, максимум из 12 ракаатов;

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто постоянно читает 2 ракаата намаза ад-духа, тому будут прощены грехи, даже если их так много, как пены в море» (Ибн Маджа, «Икама», 187, №1382).

В хадисе говорится: «Если мусульманин читает 12 ракаатов духа намаза, то ему Аллах создаст дворец в Раю» (Тирмизи, «Витр», 15, №473).

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) напоминал: «Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать садака. Каждый тасбих (слова Субхан Аллах) – садака, каждый тахмид (слова Альхамдулиллях) – садака, каждый тахлиль (слова Ля Иляха Илляллах) – садака, каждый такбир (слова Аллаху Акбар) – садака. И побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака. Но всё это заменяет собой два рааката намаза ад-духа» (Муслим, «Салятуль-Мусафирин», 81).

б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2 ракаатов, максимум из 12 ракаатов;

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Наилучшей молитвой после пяти обязательных является ночной намаз» (Муслим, «Сыям», 202; Тирмизи, «Мавакыт»).

Он уточнил: «Все молитвы, что совершаются после аль-Иша, относятся к ночным намазам» (Табарани).

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «Выполняйте тахаджуд намаз! Он был привычным для праведников, так как приближает к Аллаху, служит искуплением от дурного и защитой от грехов!» (Хаким, «Мустадрак»).

Он говорил верующим: «Пусть милостив будет Аллах к человеку, который встает ночью и совершает тахаджуд, а потом будит свою жену, и она тоже читает этот намаз! Если она не просыпается, то можно побрызгать ей в лицо водой. Пусть милостив будет Аллах к женщине, которая встает ночью и совершает тахаджуд, а затем будит своего мужа. И если он не встает, то она может брызгать ему водой в лицо» (Абу Давуд, «Витр», 13).

В Сунне сказано: «Спите днем — это поможет встать ночью для совершения намаза тахаджуд» (Ибн Маджа, «Сыям», 22).

в) намаз тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это время не макрух; он состоит из 2-х ракаатов. Если зашедший в мечеть человек сразу совершил другой намаз (фард или сунну), то это заменяет собой молитву приветствия. Если мусульманин зашел в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. Если верующий заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «В Судный День, когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходил в мечеть в темноте» (Ибн Маджа).

В хадисе сказано: «Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам и отправился в Хадж»(Бухари, «Фадаилуль Амаль, 275).

г) намаз аввабин, который совершается после вечерней молитвы (аль-Магриб) и состоит из 4 ракаатов.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто прочитает шесть ракатов после Магриба, тому будут прощены грехи, даже если число их равно количеству пены в море» (Табарани; Ибн Маджа; Тирмизи).

В упомянутые в хадисе 6 ракаатов входят 2 ракаата сунны муаккада и 4 – дополнительной сунны.

д) намаз омовения совершается сразу после этого действия (до высыхания воды с поверхности омытых частей тела), если не наступило время макрух; он состоит из 2 ракаатов.

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто наилучшим образом совершит омовение, после чего выполнит два ракаата намаза с глубокой искренностью, непременно заслужит Рай» (Муслим, «Тахара», 17)

Фарды (обязательное), ваджибы (необходимое) и суннаты намаза

Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список.
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ — ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку’ (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка’да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ — НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ — ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

В НАМАЗЕ — 21 СУННАТ

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта

Столпы молитвы, обязательные (уаджиб) и желательные (сунна) части молитвы.

Дата публикации : 30-09-2011

Вопрос

Вся хвала Аллаху.

Желательных частей (сунна) молитвы много, как в словах, так и в действиях. Под сунной подразумевается всё, кроме столпов и обязательных частей молитвы.

Некоторые ученые по Фикху говорили о семнадцати словесных желательных частях молитвы и о пятидесяти пяти в действии. Молитва при оставлении сунны считается действительной, даже если сунна была оставлена намеренно. В отличие от оставления столпов или обязательных частей молитвы.

Отличие столпа (рукн) от обязательной части молитвы (уаджиб). Столп не отменяется ни при намеренном оставлении, ни при забывании. Его обязательно нужно исполнить. Что же касается уаджиба, то он отпадает при забывании, но после требуется совершить саджда саху (дополнительный земной поклон из-за невнимательности).

Читайте так же:  Молитва при водосвятии

Возможно, здесь будет уместно упомянуть столпы и обязательные части молитвы, а после некоторые из желательных её частей. В перечислении мы будем опираться на текст Далиль ат-талиб , что является известным кратким изложением Фикха у ученых ханбалитов.

Первое. Столпы молитвы, их четырнадцать:

1- стояние человека на обязательных (фард) молитвах, если он может;

2- такбиратуль-ихрам (произнесение слов Аллаху акбар в начале молитвы);

3- чтение суры аль-Фатиха ;

4- поясной поклон (руку‘): самое меньшее, что должен сделать человек, это наклониться так, чтобы он смог дотронуться ладонями до коленей, самый полный поясной поклон– согнуться, держа спину прямо, а голову на одном уровне по отношению к спине;

5- поднятие с поясного поклона;

6- полное выпрямление при вставании с поясного поклона;

7- земной поклон (суджуд): самый полный – опираться на лоб, нос, ладони, колени и кончики пальцев ног соответственно их месту в поклоне, самый меньший – опираться на часть каждой указанной части тела;

8- поднятие с земного поклона;

9- сидение между двумя земными поклонами; достаточно сидеть так, как хочет молящийся, но желательно (сунна) сесть полностью на левую ногу, а правую ногу (пальцы правой ноги – прим. пер.) направить в сторону кыблы;

10- спокойствие (ат-тумаънина) при исполнении всех внешних столпов (или столпов в действии – прим. пер.);

11- чтение последней мольбы ат-ташаххуд;

12- сидение при последнем сидении ат-ташаххуд и при двух приветствиях;

13- два приветствия, а именно произнесение слов Ассаляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах два раза; в дополнительной или желательной молитве достаточного одного приветствия, и также в погребальной или заупокойной молитве (джаназа);

14- порядок следования столпов так, как было упомянуто; если человек, к примеру, совершил намеренно земной поклон до поясного, то молитва считается недействительной; если это было сделано по забывчивости, то необходимо вернутьсяи совершить поясной поклон, а потом земной.

Второе. Обязательные (уаджиб) части молитвы, их восемь:

1- все остальные, кроме первого, такбиры (слова Аллаху акбар );

2- произнесение сэми‘э-Ллаху лимэн хэмидэх для имама и для молящегося в одиночку;

3- слова раббэнэ уа лэкэль хэмд ;

4- произнесение слов субхэнэ раббийаль-‘азым один раз в поясном поклоне;

5- произнесение слов субхэнэ раббийаль-а‘лэ один раз в земном поклоне;

6- слова рабби гфирли между двумя земными поклонами;

7- чтение первой мольбы ат-ташаххуд;

8- сидение при первом ат-ташаххуде.

Третье. Словесные сунны в молитве, их одиннадцать:

1- произнесение после такбиратуль-ихрам Субхэнэкэ ллахуммэ уа бихэмдикэ, уа тэбэракэ-смукэ, уа тэ‘элэ джаддукэ, уа лэ илэхэ гайрук , которые называются ду‘а аль-истифтах (мольба-вступление);

2- слова А‘узу биЛляхи минэш-шэйтанир-раджим ;

3- слова БисмиЛляхир-рахмэнир-рахим ;

5- чтение суры после суры аль-Фатиха ;

6- громкое чтение для имама;

7- произнесение слов миль-эс-сэмэуати уаль-арды, уа миль-э-мэ шиътэ мин шэйин бэ‘д для тех, кто не молится за имамом, (верно, что это сунна и для тех, кто молится за имамом);

8- все восхваления Аллаха, что произносятся более одного раза в поясном поклоне, то есть второе, третье и последующее произнесение субхэнэ раббийаль-‘азым ;

9- все восхваления Аллаха, что произносятся более одного раза в земном поклоне;

10- все мольбы, что более слов рабби гфирли между двумя земными поклонами;

11- приветствие Пророку и его семье, благословение им, мольба после этого во время последнего ат-ташаххуда.

Четвёртое. Желательные части молитвы в действиях или их называют внешними желательными частями молитвы (хайъат):

1- поднятие рук при такбиратуль-ихрам;

2- поднятие рук перед поясным поклоном;

3- поднятие рук при выпрямлении после поясного поклона;

4- опускание их после этого;

5- класть правую руку на левую;

6- смотреть на место земного поклона;

7- оставление промежутка между стопами при стоянии;

8- охватывание раскрытыми ладонями колени при поясном поклоне, простирание спины при нём и держание головы на одном уровне по отношению к спине;

9- совершение земного поклона на части тела, неприкрытые одеждой, кроме коленей; их оставлять неприкрытыминежелательно;

10- оставление промежутков между частями тела при земном поклоне: между животом и бёдрами, между бёдрами и голенями; оставление промежутка между коленями, и вертикальное расположение стоп; расположение внутренних поверхности пальцев ног на земле раздельно, а рук — напротив плеч, вытянув при этом пальцы и прижав их друг к другу;

11- сидеть в положении аль-ифтираш между двумя земными поклонами и во время первого ат-ташаххуда; (аль-ифтираш — сидение на левой ноге, при этом пальцыправой ноги направляются в сторону кыблы – прим. пер.); и сидеть в положении ат-тауаррук – во время второго ат-ташаххуда; (ат-тауаррук – сидение при котором верхняя часть левого бедра находится на земле, а обе ступни высунуты с правой стороны; правая стопа ставится вертикально, пальцы направляются в сторону кыблы – прим. пер.);

12- класть руки на бёдра между двумя земными поклонами, распростерев их и прижавпальцы друг к другу, и также во время ат-ташаххуда; только во время ат-ташаххуда мизинец и безымянный палец правой руки прижимается к ладони, а большой палец образует круг со средним, указательный палец делает знаки при поминании Аллаха;

13- поворачиваться направо и налево при приветствии.

В отношении некоторых пунктов ученые расходятся во мнении, у некоторых действие может быть обязательным, а у других – желательным. Подробно эти вопросы разбираются в книгах по Фикху (мусульманскому законоведению).

Сунна или фард молитва

Таяммум является облегчением при исполнении наших поклонений и одним из благ, ниспосланных Всевышним Аллахом нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха)и для нас мусульман.

ФардыТаяммума и Способ Исполнения:

1.Принять намерение с уточнением цели Таяммума. То есть, в намерении надо указать для чего совершается очищение (например, — для заупокойной молитвы; для малого или полного омовения и т.п.). Например: «Принимаю намерение совершить Таяммум с целью омовения (вместо абдеста или гусуля)», или: «Принимаю намерение совершить Таяммум с целью очиститься от скверны», или: «Принимаю намерение совершить Таяммум с целью исполнения полуденной (заупокойной, вечерней и т.п.) молитвы».

Если учитель совершит Таяммум для показа ученику, то с этим очищением нельзя будет исполнять молитву. (Принятие намерения при малом и полном омовении является сунной).

2.В книге «Менахидж-уль-ибад» Имам аль-Фергани[i] пишет, что в мазхабах Шафии и Ханбали Таяммум совершается только землей (и песком, если он перемешан с пылью). В мазхабах Ханафи и Малики для совершения Таяммума надо засучить рукава выше локтей;принять намерение в соответствии с тем, для чего совершается Таяммум и произнести «А’узубильЛяхи миннаш-шайтанир-раджим. БисмильЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим!» — (Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побитого камнями) шайтана. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!).

Затем, раздвинув пальцы рук, слегка ударить о чистую землю (песок, камень, или побеленную известью стену) и, проведя ладонями вперед – назад, не менее чем тремя пальцами каждой ладони протереть лицо целиком один раз.

(Для полного очищения лица, необходимо раскрыть ладони с сомкнутыми пальцами рук и подвести к границе волос и лба. Здесь, держа пальцы в горизонтальном положении и, касаясь кончиками среднего и безымянного пальцев правой руки с кончиками этих же пальцев левой, медленно провести обе ладони по лицу сверху вниз. При этом пальцы должны тщательно прогладить лоб, веки, обе стороны носа, пройтись по губам и нижней челюсти. Пальцы, при этом, одновременно протирают щеки).

3.Еще раз провести ладони вперед – назад по земле и, ударяя ребрами ладоней (большими пальцами) друг о друга, стряхнуть с них пыль. Затем, внутренней стороной четырех пальцев левой руки протирается внешняя сторона правой руки, начиная с внешней стороны четырех пальцев и кончая локтем включительно (медленно, снизу вверх). При этом, внутренняя сторона большого пальца попутно протирает внешнюю сторону большого пальца правой руки. После этого, внутренней стороной левой ладони протирается внутренняя сторона правой руки, с медленным опусканием сверху вниз до кончиков пальцев. Свободное кольцо на пальце необходимо покрутить. Затем, таким же образом очищается левая рука.

Читайте так же:  Нужно делать поминки на полгода

1. Прикладывать к земле руки ладонями вниз.

2. Продвигать ладони (протереть) по земле вперед, затем назад.

3. Если к рукам прилипнут комочки земли, то стряхнуть их ударами ладоней друг о друга со стороны больших пальцев.

4. Прикладывая руки к земле, пальцы держать раздвинутыми.

5. Начинать с «БисмиЛлях…».

6. Очищать вначале лицо, а потом руки.

7. Очищение проводить без перерыва между рукнами (так же, как и омовение).

8. Если мусульманин находится в положении гостя или путника, и если он знает, что в пределах одной исламской мили (1920 метров) можно найти воду, то поиск воды становится для него обязательным (фард). Если он только предполагает такую возможность, то тогда поиски воды для него являются весьма желательными (сунна).

9. Очищать вначале правую, а затем левую руку.

10. Руки приударять о землю и, продвигая вперед-назад, прижимать их плотно к земле.

11. Протирать руки способом, указанным выше.

12. Протирать между пальцами, прокручивать кольцо.

[i]«Менахидж-уль-ибад» — Книга имама Саи’даддина аль-Фергани (М. б. Ахмад, ум. в 699/1299)

Сунна или фард молитва

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЫ (САЛЯТУ-ЛЬ-МАГРИБ)

На Вечерней Молитве вначале читают 3 ракаата Фарда, а затем 2 ракаата Сунны.

Вечернюю молитву рекомендуется исполнить в начале отведенного времени. Начинается оно после полного заката Солнца за горизонт, и продолжается до полного исчезновения красноты на западном горизонте. [1]

Вечернюю молитву при самостоятельном исполнении можно читать и вслух, и тихо.

Фард Вечерней Молитвы

Вначале читают Азан:

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

Ашхаду ан ля иляха илляЛлах!

Ашхаду ан ля иляха илляЛлах!

Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах!

Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах!

Хаййя аляс-саляти, Хаййя аляс-салях!

Хаййя аляль-фаляхи, Хаййя аляль-фалях!

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар.

Ля иляха илляЛлах!

Аллах Превелик, – Аллах Превелик!

Аллах Превелик, – Аллах Превелик!

Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Спешите к Молитве, — Спешите к Молитве!

Спешите к Спасению, — Спешите к Спасению!

Аллах Превелик, – Аллах Превелик!

Нет другого бога кроме Аллаха!

Затем Икамат:

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!

Ашхаду ан ля иляха илляЛлах!

Ашхаду ан ля иляха илляЛлах!

Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах!

Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах!

Хаййя аляс-саляти, Хаййя аляс-салях!

Хаййя аляль-фаляхи, Хаййя аляль-фалях!

Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях!

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар.

Ля иляха илляЛлах!

Аллах Превелик, – Аллах Превелик!

Аллах Превелик, – Аллах Превелик!

Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Спешите к Молитве, — Спешите к Молитве!

Спешите к Спасению, — Спешите к Спасению!

Молитва начинается, — Молитва начинается!

Аллах Превелик, – Аллах Превелик!

Нет другого бога кроме Аллаха!

Исполнение Первого Ракаата Фарда Вечерней Молитвы

1. Встать, обратившись в сторону Кыблы. Расстояние между стопами – 4 пальца. Принять Намерение в душе: «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать Фард сегодняшней Вечерней Молитвы». (Если мучают сомнения, то дозволяется тихо произнести это намерение и словесно).

2. Поднять раскрытые ладони до уровня головы, и большими пальцами обеих рук коснуться мочек ушей. Затем, во время опускания рук, произнести Вступительный (Ифтитах) Такбир: «Аллаху Акбар» (Аллах Велик!), и сложить руки под пупком, обхватывая большим пальцем и мизинцем правой руки, запястье левой.

3. После Такбира, не отрывая взгляд от места суджуда, тихо, читаем:

«Субханака Аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва Тааля джаддука ва ля иляха гайрук» (Слава Тебе мой Аллах и хвала Тебе, и благословенно имя Твое, и Нет другого бога кроме Тебя!).

Затем, так же тихо:

«А’узубильЛяhи миннаш-шайтанир-раджим. БисмильЛяhи-р-Рахмани-р-Рахим!» — (Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побитого камнями) шайтана. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!).

Следом читаем суру 1 — «Фатиха»…

[1]В переводе смысла хадиса из сборника Бухари говорится:

«…Несомненно, моя умма будет продолжительно находиться под благостью (Аллаха), …пока не будет откладывать вечернюю молитву до появления звезд».

Сунна или фард молитва

2. Фарды и Сунны молитвы Джаназа

По мазхабу Ханафи существуют Два Рукна (Фарда) при исполнении заупокойной молитвы:

1) Произнесение Намерения и 4-х кратного Такбира.

2) Исполнение молитвы Стоя.[1]

Не дозволяется без уважительных причин исполнять молитву сидя на земле или верхом на животном. Это допустимо лишь в том случае, когда невозможно спуститься с животного из-за сильного дождя или грязи.

Приветствие в обе стороны после четвертого Такбира у ханафитов является предписанием степени Ваджиб (близким к фарду).

Три весьма желательных условия (Сунна) молитвы

1) Произнести «Субханака».

2) Произнести «Салават», как это делается перед каждой мольбой.

3) Обратиться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля (в какой-либо форме, известной по Корану или Сунне) о прощении грехов покойного.[2]

Заупокойнаямолитва не исполняется в 4-х случаях:

1- Если мусульманин погиб в сражении в составе мятежников против законно избранного Халифа (правителя).

2-Если умерший был убит при совершении им грабежа, разбоя. Но, если участник разбоя или грабежа скрылся с места преступления, а затем был схвачен, приговорен Шариатским Судом и умер в результате наказания суда или был казнен по приговору суда, то в таких случаях их тела омывают и читают заупокойную молитву.

3-Не совершается заупокойная молитва над телами противника, погибших в схватке, если они угнетали других людей, отличались жестокостью и варварством.

4- Не совершается молитва над человеком, если он был убит при вооруженном вторжении в чужое жилище.

Если человек убил мать или отца, то над ним не исполняется заупокойная молитва, если он будет лишен жизни по приговору Шариатского Суда.

Если человек совершил самоубийство, то, по основным фетвам мазхабов Ханафи и Шафии, тело его подлежит омовению и над ним необходимо прочитать заупокойную молитву.[3] Сказано было в хадисе: «Совершайте саляту’д-джаназа каждому умершему мусульманину, даже если он совершил самоубийство». [Дэйлеми].

3. Время молитвы Джаназа и желательность джамаата

По мазхабу Ханафи существует пять временных отрезков, в которые исполнение каких-либо молитв весьма нежелательно, а точнее близко к Хараму (Тахриман Макрух).

Вспомним эти периоды: 1) Время восхода Солнца. 2) Время захода Солнца. 3) Время прохождения Солнцем зенита. 4) Время, следующее после исполнения Утренней молитвы (Саляту-ль-Фэджр) до восхода Солнца. 5) Время, следующее после исполнения Послеполуденной молитвы (Саляту-ль-Аср) до захода Солнца.[4]

Кроме указанных по мазхабу Ханафи пяти нежелательных периодов, эта молитва не имеет других временных ограничений, как в других молитвах. То есть, молитва Джаназа Обязательна (Фард) к выполнению, но ее выполнение не связано с условием исполнения этой молитвы в определенное время.

[1]Принятие Намерения так же Обязательно (Фард), как и другие Предварительные Условия (Шарты), соблюдение которых необходимо перед всеми молитвами. (см. выше главу «Обязательные Предписания»).

[2]По мазхабу Шафии заупокойная молитва имеет Семь Рукнов (Фардов):

1. Намерение. Так же как и в других молитвах, Намерение здесь обязательно.

2. Произнесение 4-х Такбиров (вместе с Вступительным Такбиром).

3. Чтение суры «Фатиха» после Вступительного Такбира.

4. После 2-го Такбира произнести Салават.

5. После 3-го Такбира обратиться к Всевышнему Аллаху с Мольбой о прощении покойного.

6. После 4-го Такбира отдать Приветствие в обе стороны, как и в других молитвах.

7. Исполнять молитву Джаназа Стоя всем, кто имеет такую возможность.

[3]По мнению некоторых муджтахидов мазхаба Ханафи, среди которых Абу Йусуф (113-182/731-798)и Ибн-и Хумам (790-861/1388-1457)да будет милостив к ним Аллах, молитва Джаназа над самоубийцами не читается. Их доводом служит хадис от Джабира б. Сэмура (приведенный у Муслима), в котором говорится:

«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было доставлено тело человека, лишившего себя жизни, однако он не стал читать над ним молитву Джаназа».

[4]Шафииты полагают, что молитву Джаназа можно исполнять в любое время.

Совершение сунны до и после фарда пятничного намаза (джума)

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Перед каждой обязательной молитвой-намазом [совершаются] два ракяата [сунны]»[1]. Пятничная относится к категории обязательных (фард).

Читайте так же:  Мусульманская молитва в машину

Некоторые приводят в качестве аргумента хадис о том, что сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар «до двух ракяатов фарда пятничной молитвы молился много»[2]. Отдельные богословы, учитывая другие разные по степени достоверности хадисы, а также проводя аналогию с полуденной молитвой Зухр, трактуют это как «четыре ракяата сунны». Другие высказывают мнение, что здесь говорится о дополнительной молитве, которую Ибн ‘Умар совершал до наступления пятничной[3].

Один из хадисов в доказательство «после пятничной молитвы». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас совершил [два ракяата фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда пусть после этого совершит четыре [ракяата сунны]»[4].

В данном достоверном хадисе в повелительной форме говорится о четырех, и это – лучшее, наиболее полное соблюдение Сунны[5]. Можно совершить и два ракяата, что сам Пророк иногда делал[6]. Также желательно что-то сказать после ракяатов фарда (например, после приветствия по обе стороны прочитать краткую мольбу-ду‘а) либо хотя бы немного сместиться с того места, где были совершены фардовые ракяаты[7]. Можно и дома совершить эти ракяаты сунны, как иногда поступал Пророк[8], но следует учесть, что он жил в непосредственной близи к мечети.

Имам аль-Бухари, подчеркивая свое согласие с тем, что до двух ракяатов фарда и после желательно, в соответствии с Сунной, совершить сунну, назвал один из разделов в своем своде хадисов как «Молитва-намаз после джум‘а и до»[9]. Главное предположение именно такого названия – он, имам аль-Бухари, провел аналогию (кыяс) с полуденной молитвой Зухр[10].

В дополнение приведу один хадис о пятнице, в котором также упоминается совершение намаза до выхода имама на минбар для ведения проповеди: «Кто совершит полное омовение в пятницу, воспользуется благовонием, если оно у него имеется, наденет лучшую одежду и отправится в мечеть размеренно и спокойно; зайдя в мечеть, совершит молитву[11], не создавая неудобств окружающим, и будет молчать, начиная с момента выхода имама и до молитвы [два ракяата фарда, что совершаются всеми вместе сообща], то это станет причиной искупления грехов[12] одной недели»[13].

Да, есть мнения относительно чтения ракяатов сунны до и после двух ракяатов фарда пятничной молитвы. Если они обоснованы достоверной сунной и вы считаете одно из них наиболее приемлемым для вас, то это ваше право. Конечно же, лучше следовать одному мазхабу, делая по необходимости богословски обоснованные исключения лишь в отдельных случаях. Обращу ваше внимание на то, что мы говорим о ракяатах сунны, совершение которых не является обязательным (фард), а относится к желательному (сунна).

Мнение ханафитов

Мнение основной части богословов ханафитского мазхаба: четыре ракяата сунны до и четыре после[14].

Обоснование. Все те хадисы и комментарии к ним, что были приведены мною выше, а также практика Ибн Мас‘уда, упомянутая ниже.

Мнение шафиитов

Мнение основной части богословов шафиитского мазхаба: четыре ракяата сунны до и четыре после. В обоих случаях первые два из четырех относятся к обязательной сунне (сунна муаккяда), а вторые два – к желательной (сунна гайру муаккяда)[15].

Обоснование. Все те хадисы и комментарии к ним, что были приведены мною выше, а также практика Ибн Мас‘уда, упомянутая ниже.

В заключение темы считаю уместным упомянуть, что один из сподвижников пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд, относящийся к ученой части сподвижников и передавший от Пророка (да благословит его Господь и приветствует) немалое количество хадисов, совершал четыре ракяата сунны до двух ракяатов фарда пятничной молитвы, а также четыре после. И это весомый аргумент, так как в религиозной практике такие последователи, как Ибн Мас‘уд, ничего не выдумывали от себя, а строго следовали Сунне[16].

Подробнее о совершении пятничной молитвы-намаза, а также несколько богословских исследований, связанных с нею, читайте на umma.ru либо в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Тем, кому интересны богословские полемики, а также актуальные религиозные темы дня сегодняшнего, рекомендую прочитать мою книгу «Как увидеть Рай?»

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Абдуллы ибн Зубайра; св. х. ад-Дара Кутни, Ибн ‘Удийя, Ибн Хаббана и ат-Табарани. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 6. С. 208, хадис № 2455, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 492, хадис № 8057, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 542.

[2] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1128, «сахих».

[3] Подробнее см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 541.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадис № 67–(881); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 168, хадис № 67–(881); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 722, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 296, хадис № 1262; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 646, хадис № 16/427.

В другом достоверном хадисе сказано: «Если собираетесь молиться после [двух ракяатов фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда совершите четыре [ракяата сунны]». См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадисы № 68–(881) и 69–(881); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1131, «сахих».

[5] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 647.

Читайте так же:  Молитва «Сон» Пресвятой Богородицы

[6] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 169, пояснение к хадисам № 67–69 (881) и 70 (882).

[7] См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадис № 73–(883); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 170, 171, хадис № 73 (883) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1129, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 647, 648, хадис № 17/428 и пояснение к нему.

[8] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1132, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 169, хадис № 71–(882); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 296, хадис № 1263.

[9] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 278.

О богословской обоснованности такого названия см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 540–542, пояснение к хадису № 937.

[10] Подробнее см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 541.

[11] Здесь подразумеваются в том числе и четыре (два) ракяата сунны, совершаемые до ракяатов фарда пятничной молитвы. См., например: Аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 3. С. 1029, пояснение к хадису № 1381.

[12] Ученые-богословы говорили, что прощение прегрешений недели может быть только в результате совершения всех действий, упомянутых в хадисе. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 473; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 250.

[13] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В. 8 т. Т. 3. С. 250, хадис № 1192.

Также см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 265, хадис № 883.

[14] См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 266; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 66.

[15] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 414.

[16] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 182, пояснение к хадису № 522; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 297; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 414.

Намазы, которые можно совершать с намазами-фардами

Эти молитвы-намазы не являются обязательными суннами (муаккяда), но могут совершаться в качестве дополнительных (нафиля) к намазам-фардам:

– 2 ракяата после 2-х ракяатов сунны дневного намаза (Зухр)[1];

– 4 ракяата до послеполуденнго намаза (‘Аср)[2]. Возможно совершение и 2-х ракяатов вместо 4-х;

– 2 ракяата до вечернего намаза (Магриб); читаются, как правило, мусульманами шафиитского мазхаба;

– 4 ракяата после вечернего намаза (Магриб). Данная молитва называется «саляятуль-аввабийн»[3]. Она может совершаться после 2-х ракяатов обязательной сунны вечернего намаза;

– 4 ракяата до ночной молитвы (‘Иша’).

Во всех случаях верующий проговаривает обычное намерение: «Намереваюсь совершить такое-то количество ракяатов дополнительного намаза ради Всевышнего».

Про обязательные намазы-сунны (муаккяда), которые верующий совершает вместе с фардами, читайте здесь.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад сказал: «Кто совершит четыре ракяата до дневной молитвы и четыре – после, тому запретен будет Ад» (хадис от Умму Хабиба; приведен в пяти сводах достоверных хадисов). Под четырьмя ракяатами до дневной молитвы и двумя после нее подразумеваются обязательные сунны, оставшиеся два ракяата составляют дополнительную молитву (нафиля). См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1058.

[2] Пророк говорил: «Помилует Аллах человека, который совершал четыре ракяата до послеполуденной молитвы». Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 157, хадис № 430, «хасан».

[3] О значительности воздаяния за выполнение данной молитвы имеется несколько хадисов, но все они недостоверны. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 158, хадис № 435, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1167, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 532, хадисы № 8802–8806, все они с характеристикой «да‘иф».

Календарь событий

Три вещи в Священном Кур’ане поразили меня — железо, совет и калям.
Эти слова имеют другой смысл — сила, свобода и знание.
Это должно быть основой для нашей уммы!

Историк, писатель Имадуддин Халиль.

Проповедь имама

Ислам против террора

«Хикмәт» — областная духовная культурно-просветительская газета

Нормативность совершения зикра предписанной молитвы после исполнения сунны

Ответ:
После хвалы Аллаху, Благодетелю, Одаривающему, а так же благословения и приветствия Господину нашему Мухаммаду, истину вещавшему.
Учёные мазхабов приверженцев сунны и общины едины во мнении о желательности зикра после пятикратной предписанной молитвы. Приводится множество достоверных хадисов с различными вариантами зикров, которые может произносить молящийся после исполнения молитвы. Утренняя молитва имеет здесь особое значение, потому что наилучшее время для зикра днём — это время после утренней молитвы.

Но мнения учёных относительно времени чтения этих зикров разнятся. Далее вашему вниманию представлены разъяснения.

Большинство учёных — ханафитов считает, что эти зикры надо читать после сунны. Имеются в виду те сунны, читаемые после основных предписанных молитв таких как обеденная, вечерняя и ночная молитвы. И непосредственно после основной молитвы зикр читается в том случае, если после неё нет сунны, как в утренней и предзакатной молитве.

Учёные утверждают, что лучше всего после фарда сразу исполнять сунну с небольшим по времени интервалом между ними достаточным для произнесения : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит, и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!». Затем приступать к исполнению сунны. Это следует из того, что исполнение сунны важнее исполнения зикра и не разделяет фард и сунну. В этом утверждении они опираются на достоверный хадис, который приводится Муслимом, Абу Даудом, Тирмизи, Ибн Маджа и Дарими от матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) : «Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сидел между фардом и сунной столько сколько достаточно чтобы произнести : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!» Но не более того». Слова Аиши не свидетельство произнесения Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует) именно этой молитвы, а скорее о том, что Он сидел немного чтобы произнести эту или другую молитву.

Читайте так же:  Татарская молитва иман — МолитваDAY

Здесь необходимо разъяснить следующие моменты:

1. Некоторые учёные — ханафиты допускают совершения зикра сразу после фарда перед сунной. Как «Солнце имамов» Халавани сказал : «Не предосудительно делать зикр между фардом и сунной».

2. У ханафитов считается желательным делать зикр после сунны если молящийся намерен исполнить сунну в мечети. Если же он намерен отправиться домой чтобы исполнить сунну, то в этом случае он читает зикр сразу после фарда, а потом уходит и это не будет нежелательным.

3. Есть указания на необходимость чтения зикра непосредственно сразу после фарда не откладывая их на время после сунны, как после вечерней молитвы. Об этом доводит Абдуррахман бин Гунайм (да будет доволен им Аллах) от Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) : «Кто скажет прежде чем уйти и сложить ноги после вечерней и утренней молитвы : «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, у Него власть и Ему хвала. Он дарует жизнь и забирает её и Он над каждой вещью властен!» — десять раз, то за каждое из них Аллах запишет ему десять воздаяний, сотрёт десять прегрешений и поднимет ему десять степеней. Станет это ему защитой от всех неприятностей, защитой от проклятого Сатаны и не погубит его никакой из грехов, кроме ширка. Никто не сможет свершить деяния благостнее кроме того, кто скажет лучше чем он». Приводится Ахмадом, и Мунзири в «Побуждения и предостережения», и Хайсами в «Сборник дополнений».

От Амара бин Шабиб Ассабаи передаётся как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал : «Кто скажет : «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, у Него власть и Ему хвала. Он дарует жизнь и забирает её и Он над каждой вещью властен!» — десять раз сразу после вечерней молитвы, ниспошлёт тому Аллах ангелов — хранителей, которые будут оберегать его от Сатаны до утра, запишет ему Аллах десять непременных воздаяний и простит десять смертных грехов, и сравнимо это с наградой за освобождение десяти верующих рабов». Приводится Тирмизи, и упоминает его Байхаки в «Ответвления веры», и Мунзири в «Побуждения и предостережения».

К этой же категории относятся зикры, читаемые после пятничной молитвы и об этом упоминала мать правоверных Аиша (да будет доволен её Аллах) в хадисе Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : «Кто прочтёт после пятничной молитвы «Ихляс», «Фаляк», и «Нас» семь раз, того Аллах, велик Он и могуч, убережёт от напастей до следующей пятницы». Приводит Ибн Сунни в своей книге и Навави в «Зикры».

Большинство учёных — шафиитов, маликитов и ханбалитов считают что следует читать зикры сразу после фарда, перед сунной, потому что время сунны истекает когда истекает время фарда. А зикр надо читать сразу после фарда, потому что он следует за ним, а не за его временем. В этом они опираются на буквальный смысл хадисов где говорится что зикры читаются по окончании молитвы. К таковым относится хадис приведённый Муслимом от Саубана (да будет доволен им Аллах) : «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) завершая свою молитву ,троекратно просил прощения у Аллаха, затем говорил : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!» Здесь слово «завершал» они разъясняют как «совершал приветствие, выходя из молитвы». Так же другой хадис, переданный от Кагб бин Уджра (да будет доволен им Аллах) гласит : «Не понесёт убыток произнёсший «завершающие» по окончании каждой предписанной молитвы — тридцать три тасбиха, тридцать три тахмида, тридцать четыре такбира». Приводится Муслимом. «Завершающие» — является прилагательным сокрытого существительного, то есть «завершающие слова». «Завершать» — здесь означает сделать сразу после чего — то.

И как упомянул Ибн Хаджар Аль-Хайтами один из виднейших учёных — шафиитов в книге «Дар нуждающемуся» : «Воздаяние за зикр, совершённый после сунны, не будет упущенным, но будет не полноценным. Разделять фард и сунну — это сунна». Приводит Муслим от Муавия бин Аби Суфьян (да будет доволен им Аллах) : «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) велел нам разделять молитвы либо разговором, либо выходом».

Как было сказано выше, учёные — ханафиты также говорят о разделении между молитвами произнесением : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!» Дабы ни у кого не возникало сомнения в том, что вторая молитва — это продолжение первой.

Желательные зикры, по мнению большинства учёных — ханафитов, согласно вышеприведённым хадисам, необходимо прочитывать после сунны, которую следует выполнять сразу после фарда с коротким, перерывом между ними. Зикры не следуют за фардом, а выполняются по его окончанию, чем и является сунна.

Учёные — шафииты, маликиты и ханбалиты говорят что зикры надо прочитывать сразу после фарда как это было разъяснено выше и согласно упомянутым аргументам. По их мнению, зикры относятся к самой молитве — фард, а не к её времени, тогда как сунну можно исполнить в любое время пока не прошло время фарда.

Исходя из этих разъяснений, становится понятно, что чтение зикров после фарда — второстепенное поклонение, не являющееся основой из основ Ислама и не столь важное, чтобы слепо придерживаться только одного мнения и тем более вызывать раздоры среди мусульман упрёками в том, что они этого мнения не придерживаются, так как единство мусульман по шариату намного важнее этих второстепенных вопросов.

Мусульманину, который боится Всевышнего Аллаха и радеет за единство уммы, необходимо чтить традиции, сложившиеся в местности, в которой он проживает. Если обыватели ханафиты, то ему следует совершать зикр, следуя их традициям, если же они последователи других суннитских мазхабов, то совершать зикр так, как делают это они. У каждого мазхаба свои аргументы, а шариат Ислама тем и отличается, что уважает традиции, не противоречащие шариату.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Шейх Абу Захра сказал : «Несомненно, уважение к традициям, не противоречащим шариату — это благо, какое ни в коем случае не должен упускать факих, а более того, применять это». На это же указывает другой учёный Карафи приводит множество доводов на необходимость уважения сложившихся традиций как в поклонениях так и во взаимоотношениях. Одно из них аят, где говорится об искуплении за клятву : «И искупление клятвы — это или накормить десять бедняков тем, чем кормите вы семейства свои или же одеть их». Сура «Трапеза», аят 89. Здесь возлагается право выбора еды на самого нарушителя в соответствии с традициями в пище той местности где он проживает.

Сунна или фард молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here