Содержание
Таинства
Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.
1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.
В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).
Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.
Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь ( Притч. 9; 1 ). Еще один вехозаветный прообраз Таинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.
Более категорично вопрос о числе Таинств решается в Послании Восточных Патриархов: «Веруем, что в Церкви есть евангельские Таинства и что их семь. Меньшего или большего числа Таинств в Церкви не имеем, так как число Таинств сверх семи есть порождение еретического неразумия. Седмеричное же число Таинств законополагается и принимается Священным Писанием, как и прочие догматы кафолической веры».
Все стороны жизни Православия являются результатом религиозно-исторического развития живого Тела Церкви. Этот процесс часто сравнивают с тем, как из малого семени вырастает могучее дерево. Не сразу в Церкви оформились и семь Таинств, такое их количество установилось лишь к XV-XVI в. Первая попытка систематизации Таинств связана с именем св. Дионисия Ареопагита 1 . В книге «О церковной иерархии» им выделены шесть Таинств. Первые же упоминания в православных источниках формулы седмеричного числа Таинств без всякого отличия их состава от нынешнего встречаются в грамотах Иоанна Векка 2 (1277 г.) и в так называемом «Исповедании веры» византийского императора Михаила Палеолога и сына его Андроника.
Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
3) видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских 3 и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротонию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие:
1) объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным;
2) субъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.
Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: 1Кор. 11; 26–30 ).
Правильно совершенные и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.
Таинства Православной Церкви делятся на:
1) неповторяемые – Крещение, Миропомазание, Священство;
2) повторяемые – Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
1) обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
2) необязательные для всех – Брак и Священство.
Таинства Православной Церкви *
Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (п/ж – ред.) ( 1Кор. 4; 1 ).
Св. Дионисий Ареопагит был обращен в христианство апостолом Павлом во время его миссионерского путешествия в Афины.
Иоанн XI Векк – константинопольский патриарх во времена императора Михаила Палеолога.
Мужи апостольские – современники апостолов и их непосредственные ученики; раннехристианские писатели I-II вв., представлявшие христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме (св. Варнава, св. Климент Римский, св. Игнатий, св. Поликарп, Папий Иеропольский и др.).
Церковный брак может повторяться до трех раз и только с соблюдением определенных условий.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви
Содержание
Аннотация
Справочник «Таинства Православной Церкви» поможет верующим восполнить недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека. В первой части книги – «Православный храм» – были помещены сведения о внешнем и внутреннем устройстве храма, обо всем, что является принадлежностью храмового здания.
В данном выпуске – «Таинства Православной Церкви» – мы расскажем читателю об установлении Таинств, историческом развитии их чинопоследований, о месте, времени и порядке их совершения. В книге даются практические рекомендации христианам, готовящимся к участию в том или ином Таинстве, перечисляются церковно-канонические условия для их совершения. Справочник снабжен подробным предметным указателем.
В планах Издательства – работа над следующими частями справочника: «Требы», «Священное Писание и Священное предание», «Иконопись», «Православные посты и праздники», «Богослужение Православной Церкви» и другими.
Цензор архимандрит Лука (Пинаев)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Таинство Крещения — Справочник православного человека
Цензор архимандрит Лука (Пинаев)
Справочник православного человека
Часть вторая: Таинства Православной Церкви
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.
1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.
В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).
Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.
Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9; 1). Еще один вехозаветный прообраз Таинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.
Более категорично вопрос о числе Таинств решается в Послании Восточных Патриархов: «Веруем, что в Церкви есть евангельские Таинства и что их семь. Меньшего или большего числа Таинств в Церкви не имеем, так как число Таинств сверх семи есть порождение еретического неразумия. Седмеричное же число Таинств законополагается и принимается Священным Писанием, как и прочие догматы кафолической веры».
Все стороны жизни Православия являются результатом религиозно-исторического развития живого Тела Церкви. Этот процесс часто сравнивают с тем, как из малого семени вырастает могучее дерево. Не сразу в Церкви оформились и семь Таинств, такое их количество установилось лишь к XV–XVI в. Первая попытка систематизации Таинств связана с именем св. Дионисия Ареопагита[1]. В книге «О церковной иерархии» им выделены шесть Таинств. Первые же упоминания в православных источниках формулы седмеричного числа Таинств без всякого отличия их состава от нынешнего встречаются в грамотах Иоанна Векка[2] (1277 г.) и в так называемом «Исповедании веры» византийского императора Михаила Палеолога и сына его Андроника.
Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
3) видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских[3] и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротонию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие:
1) объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным;
2) субъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.
Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: 1 Кор. 11; 26–30).
Правильно совершенные и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.
Св. Дионисий Ареопагит был обращен в христианство апостолом Павлом во время его миссионерского путешествия в Афины.
Иоанн XI Векк – константинопольский патриарх во времена императора Михаила Палеолога.
Мужи апостольские – современники апостолов и их непосредственные ученики; раннехристианские писатели I–II вв., представлявшие христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме (св. Варнава, св. Климент Римский, св. Игнатий, св. Поликарп, Папий Иеропольский и др.).
Чинопоследование Таинства Крещения
Таинство Крещения является одним из 7 Таинств Православной Церкви. Это одно из наиболее древних Таинств, и одно из 3 (помимо Евхаристии и Брака), символизирующих духовное перерождение человек, рождение его в новую жизнь и начинающихся возгласом священника «Благословенно Царство…».
Крещение – первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей . Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной возможно через Таинства, «пропуском» для участия в которых является первое Таинство в духовной жизни человека – Крещение. Крещение принимают не для того, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но для того, чтобы иметь Жизнь Вечную в Боге.
Крещение до Христа
Крещение, по-гречески «баптисма», означает – « погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения. Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву». Кроме того, когда язычники , уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание ; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви. Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа. Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь . Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще – «боящимися Бога».
Таинство Крещения
В православном катехизисе[5] дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис – погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.
Цель совершения Таинства. Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15; 10).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Таинство Крещения
Таинство Крещения Вступление в благодатный живой организм Церкви начинается Таинством Крещения. «В области церковного права, — писал А. С. Павлов, — крещение имеет такое же значение, как рождение в сфере права гражданского. Поэтому оно в наших источниках и называется
Таинство Крещения
Таинство Крещения В Крещении верующий во Христа силою Духа Святаго освобождается от греха, проклятия и вечной смерти и возрождается в жизнь духовную, благодатную.Великое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим:
Таинство Крещения
Таинство Крещения В Крещении верующий во Христа силою Духа Святого освобождается от греха, проклятия и вечной смерти и возрождается в жизнь духовную, благодатную.Великое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим:
Таинство Крещения
Таинство Крещения Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду с призыванием Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных
18. Таинство Крещения
Видео (кликните для воспроизведения). |
18. Таинство Крещения Таинствами христианского посвящения закладываются основы христианской жизни. Эти таинства таковы: Крещение, или начало новой жизни; Миропомазание, или укрепление жизни духовной; Евхаристия, в которой христианин питается Телом и Кровью Христа, чтобы
«Свет миру» (таинство крещения)
«Свет миру» (таинство крещения) Таинство крещения (от греч. baptisma, baptizein – окунуть) совершается для того, чтобы очистить человека от первородного греха и открыть ему путь к спасению. Крещаемого в католичестве называют катехумен. Если крестится взрослый человек
2.2. Таинство крещения
Таинство крещения
Таинство крещения Таинство крещения в библейской культуре — первый церковный ритуал, ритуал эгрегориальной магии-инициации церкви, который осуществляется над новорождёнными с согласия родителей. То есть, таинство крещения это как правило церковный ритуал (магия)
Таинство крещения
Таинство Крещения
Таинство Крещения Установление таинства крещения. — В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства крещения
Таинство Крещения
Таинство Крещения Необходимость таинства крещения тесно связана с присутствием греховной порчи в человеке. Человек появляется на свет с природой уже поврежденной грехом. С годами грех, как некое злокачественное растение, растет и усиливается в человеке и этим все
Таинство крещения
Таинство крещения В Православной Церкви формула крещения такова: «Крещается раб Божий имярек во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». У католиков же происходит перенос внимания на фигуру совершающего таинство. Католический священник говорит: «Я крещаю
Таинство Крещения
Таинство Крещения Апостол Павел пишет: Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3: 27). Когда спрашиваешь: «Для чего крестишься?», ответить могут все что угодно: «чтобы дети не болели», «чтобы получить защиту», «чтобы стать ближе к Богу». Но чтобы человек
Таинство крещения
Таинство крещения В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис – погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни
Таинство Крещения
Таинство Крещения Господь наш Иисус Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».[17]Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с
Таинство крещения
Таинство крещения Л.!Вы только-только входите в церковь, но уже попались на неправое мудрование. А потому, когда Вам бывает что-то непонятно, не спрашивайте у бабушек, но у священника. И не будет еретических ошибок. О некрещеных в церкви молиться нельзя и крестить после
Схема богослужения Таинства Крещения
Схема богослужения Таинства Крещения
Молитвы и обряды, предшествующие Крещению
Предшествуют Крещению следующие молитвы.
1. Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча»[9]).
2. Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»).
3. Молитвы 40-го дня («женеродильнице, по четыредесяти днех»).
Последование чина оглашения
1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»).
2. Молитвы запрещения злых духов.
3. Отречение от сатаны.
4. Исповедание верности («сочетание») Христу.
5. Исповедание Символа веры.
Последование Святого Крещения
Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Аминь.
1. Освящение воды.
2. Освящение елея.
4. Облачение новокрещенного в белые одежды.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Таинства Крещения
Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый образ (то есть священнодействия и молитвы) оказывает на души верующих возвышающее духовное воздействие, поскольку человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние знаки, чтобы сделаться способным к созерцанию предметов невидимых. Поэтому вся обрядовая композиция Таинств и православного богослужения в целом, пронизанная символизмом, должна восприниматься сознанием верующих как путь к богообщению.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
§ 201. Место таинства крещения в ряду прочих таинств, понятие о крещении и его разные названия.
§ 201. Место таинства крещения в ряду прочих таинств, понятие о крещении и его разные названия. 1. Крещение занимает первое место в ряду седми таинств православной Церкви: потому что оно служит для людей как бы дверию в самую Церковь, по слову Спасителя: аще кто не родится
§ 202. Божественное установление таинства Крещения.
§ 202. Божественное установление таинства Крещения. Божественное установление таинства Крещения несомненно. Для подтверждения этой истины не станем указывать на крещение Иоанново, хотя и оно было с небеси (Марк. 11, 30): потому что Иоанново крещение служило только
§ 203. Видимая сторона таинства Крещения.
§ 203. Видимая сторона таинства Крещения. Видимую сторону собственно таинства Крещения (которая со всеми обстоятельствами изображена в чинопоследовании этого таинств а) составляет троекратное погружение крещаемого в воду, с произнесением слов: «крещается раб Божий во
§ 204. Невидимые действия таинства Крещения и его неповторяемость.
§ 204. Невидимые действия таинства Крещения и его неповторяемость. I. Но в то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах Крещения, с произнесением слов: «крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Св. Духа», — благодать Божия невидимо действует на
§ 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность.
§ 208. Божественное установление таинства Миропомазания, его отдельность от Крещения и самостоятельность. Хотя Миропомазание издревле совершается в православной Церкви в связи с Крещением, непосредственно после него: тем не менее Миропомазание есть особое
25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве крещения
25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве крещения Хочу поделиться с Вами теми мыслями, какие приходили мне для Вас на Крещение Господне. Я положил было задать только Вам вопрос: как думаете Вы о своем крещении? Что
Всем священникам и диаконам Симферопольской и Крымской епархии архиепископа Луки увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения
Всем священникам и диаконам Симферопольской и Крымской епархии архиепископа Луки увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, Таинство
1.12.5 Осознание подлинного смысла Таинства Крещения
1.12.5 Осознание подлинного смысла Таинства Крещения В некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т. е. как приносящее «пользу» само по себе — без необходимости внутреннего перерождения человека.Иногда человек стремится принять Крещение потому, что так
III. Миссионерские и катехизические аспекты совершения Таинства Крещения
III. Миссионерские и катехизические аспекты совершения Таинства Крещения Если наречение имени и чин оглашения («во еже сотворити оглашeннаго») совершаются отдельно от Крещения, имена оглашенных целесообразно поминать на литургии на «Молитве об оглашенных» (на литургии
§ 142. Необходимость крещения для всех. Крещение младенцев. Крещение кровью. Неповторяемость крещения.
§ 142. Необходимость крещения для всех. Крещение младенцев. Крещение кровью. Неповторяемость крещения. I. «Веруем, что крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Св. Троицы, необходимо. И без него никто не может спастись, как говорит Господь: аще кто не
§ 172. Видимая сторона таинства. Благодатные действия таинства.
§ 172. Видимая сторона таинства. Благодатные действия таинства. I. Видимая сторона таинства елеосвящения кратко, но полно указана в словах ап. Иакова: да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. К видимой его стороне, следовательно, существенно
Поучение 1-е. Крещение Господне (Назидательные уроки из события Крещения Господня: а) не должно стыдиться труда и безвестности; б) необходимость крещения)
Поучение 1-е. Крещение Господне (Назидательные уроки из события Крещения Господня: а) не должно стыдиться труда и безвестности; б) необходимость крещения) I. Пришедши на землю для спасения рода человеческого и для возвещения ему истины, Господь Иисус Христос до тридцати
Совершитель Таинства Крещения
Совершитель Таинства Крещения В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви.Но Таинство Крещения – единственное из семи Таинств Православной Церкви, – которое при определенных обстоятельствах может
Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения
Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый
Совершитель Таинства Крещения
Совершитель Таинства Крещения В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае Таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чинопоследованием.Но Таинство Крещения –
Схема богослужения Таинства Крещения
Схема богослужения Таинства Крещения Молитвы и обряды, предшествующие КрещениюПредшествуют Крещению следующие молитвы.1. Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча»[9]).2. Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати
Таинство крещения
Таинство крещения. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 32 с. — (Серия «Таинства и обряды»). |
Святая Церковь называет крещение вторым рождением. В этой брошюре читатель найдет необходимые сведения о последовании крещения и глубоком смысле этого церковного Таинства.
Приводим отрывок из книги.
Введение
В наше время, когда традиции воспитания в вере по большей части утеряны, человек чаще всего приходит к Богу путем скорбей или нравственных исканий. Устав от непрочности материальных ценностей и относительности душевных, мы ищем поддержку во Христе, в Его спасительных заповедях и утешительных обетованиях. Нередко желание креститься возникает у людей, которые не знают православного учения в должной мере, тем не менее признают высокий нравственный авторитет Православной Церкви и хотят приобщиться к ее святыне и благодати.
Вхождение в Церковь, иначе называемое воцерковлением, начинается с Таинства святого крещения — первого из семи Таинств Церкви . Его называют также вторым (духовным) рождением.
Само слово «Таинство» говорит о том, что в этом действии таинственно (невидимо) присутствует Сам Господь, чем оно и отличается от обряда или традиции, а священник только выполняет роль посредника или свидетеля, как говорится в одной из молитв, между верующим и Богом.
В Евангелии Господь заповедует: истинно, истинноговорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти естьплоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3, 5–6). Итак, крещение — это Таинство духовного рождения.
В крещении человек таинственным образом умирает для грехов и страстей (отрекается от служения им) и воскресает вместе со Христом для новой жизни, ведущей в жизнь вечную. Все это говорит о том, что крещение — событие столь же важное, как и появление человека на свет.
Крещение прежде всего очищает человека от всех его грехов, вольных и невольных. Из крещенской купели душа выходит обновленной и просветленной. Для младенца, только родившегося в этот мир, также важно очищение поврежденной грехом природы, которую он, к сожалению, неизменно наследует от родителей.
Таинство крещения берет начало от заповеди Спасителя, данной апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28, 19–20).
Эти удивительные слова Христа дороги каждому верующему сердцу, но одновременно мы слышим и о том, что человеку необходимо знать учение, которое он принимает, и учиться соблюдать заповеди Христовы.
Издревле крещению предшествовало ознакомление со спасительным учением нашей Церкви. В ранней Церкви подготовка к крещению занимала от нескольких месяцев до трех лет. Готовившиеся принять это Таинство постепенно постигали жизнь Церкви, изучали Священное Писание, основы веры, участвовали в общей молитве (но не в церковных Таинствах). Крещение тогда совершалось на Пасху, и впоследствии это приготовление дало начало предпасхальному периоду, который стал называться Великим постом.
Сейчас Таинство крещения совершается в течение всего года, поэтому готовящемуся принять крещение необходимо прежде всего иметь горячее желание следовать за Христом и жить жизнью Церкви, то есть участвовать в церковных Таинствах, в богослужении, в молитве и посте.
Обычно от приходящего креститься требуется знать по крайней мере Символ веры — краткое изложение истин христианства, заповеди Божии — азы христианской жизни и молитву «Отче наш». Нередко при храмах ведутся катехизические, или огласительные, беседы в помощь желающим принять крещение. В любом случае есть возможность обратиться за разъяснением к священнику.
Это безусловно касается только взрослых членов Церкви. Дети еще не могут осознавать принимаемого учения и сознательно сочетаться со Христом, поэтому при совершении Таинства над детьми, родители которых являются верующими людьми и намерены воспитывать своих детей в православной вере, избираются крестные.
Таинство крещения
Самое первое Таинство, с которым человек встречается, обратившись в православную веру, это – Крещение. После участия в нем, человека можно считать православным. Это – как бы грань, отделяющая нас от греховной жизни в безверии и обращающая к новой жизни во Христе.
Что такое крещение
В Священном Писании несколько раз упоминается о крещении. В Евангелии описано крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан, а в Деяниях апостолов – о том, как крестили разных людей апостолы.
До пришествия Христа было крещение Иоанново. Что это такое? Святой Иоанн Креститель , называемый также «Предтечей», был предшественником Христа и апостолов. Он первым ввел крещение в реке. На Иордан к нему люди шли толпами. Предварялось оно проповедью святого о покаянии.
Это крещение выглядело таким образом. На реку Иордан приходили люди, желающие принять крещение. Они вслух называли свои грехи перед всеми, каялись. Затем только святой Иоанн окунал их в реку, что символизировало очищение души от грехов. Выходили люди из воды уже чистые и телом, и душой.
Это было не христианское крещение, но оно нужно было для того, чтобы явился миру Христос. Святой Иоанн Креститель несколько раз говорил, что он крестит водой, а вслед за ним придет Некто, Кому он будет недостоин даже развязать ремень обуви, т.е. совершить даже рабскую работу. И Он будет крестить «Духом Святым и огнем», т.е. Благодатью Святого Духа. Отсюда и пошло имя святого – Предтеча, что значит предыдущий.
В Евангелии рассказывается, как пришел ко Иоанну на реку Христос, требуя совершить над ним крещение. Это было Ему и не нужно, ведь у него не было грехов. Об этом Ему и сказал святой Иоанн, но получил ответ, что таким образом «надо исполнить всякую правду», т.е. выполнить то, что должно было произойти.
Когда Христос вошел в воду, то произошло необычайное явление: на голову Иисуса сошел белый голубь. Это был Святой Дух в телесном виде. А с неба прозвучал голос Отца Небесного о том, что перед ними – Сын Божий. Таким образом, была явлена Святая Троица – Бог Отец (голосом), Бог Сын (Христос) и Святой Дух в виде голубя.
Этим Христос показал нам пример послушания и дал новое Таинство – крещение во оставление грехов и начала новой жизни.
Суть Таинства крещения
Таинство крещения нужно проходить для того, чтобы стать православным. Некрещеному человеку нельзя приступать к другим Таинствам Церкви, а значит, и получить Божественную Благодать практически невозможно.
Во время Таинства крещения человеку дается Благодать на отвращение от прежней греховной жизни и обращение к Богу. Человек как бы заново рождается в купели (Иоанн,3;5).
Во время Таинства крещения человеку дается Благодать на отвращение от прежней греховной жизни и обращение к Богу. Человек как бы заново рождается в купели (Иоанн,3;5).
При этом человек произносит слова отречения от диавола, его дел, а затем высказывает свое вероисповедание и желание служить Богу. Чин рассчитан на взрослого человека, пришедшего креститься осознанно. Но на Руси (и в других православных странах) принято крестить человека в младенческом возрасте. Это обычно делается из-за опасения, что человек может не дожить до осознанного возраста, а значит, умереть непросвещенным Благодатью.
Поскольку ребенок не может сам говорить и понимать, за него произносят слова отречения от диавола и соединения со Христом взрослые люди. Они называются « крестными родителями ». Они вступают в духовное родство со своим крестником и его родителями. Обязанность крестных заключается не только в произношении слов на Таинстве, но и последующая забота о духовном воспитании крестника и пожизненная молитва за него. А в случае смерти земных родителей, крестные иногда усыновляют крестника.
Если Таинство проходит взрослый человек , то крестные ему не нужны. Он сам произносит слова отречения и читает Символ веры.
Суть Таинства крещения – разорвать путы души человека с диаволом и ввести его в чин православных людей, имеющих задачу – угождение Богу. В купели происходит омовение тела человека, что символизирует очищение души его от прежних грехов.
Как происходит Таинство крещения
В самом начале оглашенный или крестные родители (если крещение будет принимать ребенок) встают рядом со священником, который читает молитвы о просвещении человека, собирающегося принять крещение, и сохранении его от зла. Потом он поворачивает их лицом на запад и предлагает отречься от диавола, всех его злых дел. После этого надо дунуть и плюнуть на диавола. Этот жест символизирует ненависть к злым делам, грехам.
Затем человек вместе с батюшкой поворачивается лицом на восток и произносит слова веры во Христа. Священник трижды вопрошает оглашенного, отрекся ли он от сатаны и его злых дел. На этот вопрос надо трижды ответить положительно. Потом священник спрашивает о том, верит ли человек во Христа и сочетается ли с Ним. На это тоже трижды надо ответить положительно.
После этого оглашенный или крестный читает Символ веры. Затем священник читает молитву на освящение воды. Он рукой благословляет воду с троекратным пением «Аллилуйя», затем опускает туда освященное масло. Этим маслом батюшка помазает и крещающегося.
Основная часть Таинства
Затем начинается основная часть – троекратное погружение человека в купель со словами: «крещается раб (раба) Божия (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Вынув ребенка из купели, священник отдает его крестным, которые держат наготове полотенце. Они вытирают его и надевают на него крестильную рубаху. Священник в это время читает особую молитву на освящение крещальной одежды.
После этого на шею человека надевается крест, который он не должен снимать до самой смерти. Дальше происходит Таинство миропомазания. После этого крестный с крестником на руках (или сам крещающийся) идут вслед за батюшкой вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3-27 ). Этот шествие повторяется трижды в знак того, что человек готов идти по жизни вслед за Христом и подражать Ему в земной жизни.
Потом читается отрывок из Апостола и Евангелие. Затем следуют ектении, а потом происходит сострижение волос крещающегося в знак посвящения души и тела Богу. Остриженные волосы наматываются священником на свечу и опускаются в купель. (На этот счет имеются народные поверья о том, как поведет себя свеча в купели, потонет или нет. Это, конечно, является предрассудком, и никакого отношения к вере не имеет).
Чин воцерковления новокрещенного
После этого начинается чин воцерковления новокрещенного. Читается особая молитва, лица мужского пола вводятся в алтарь с поклонами, а женщин подводят к амвону. Потом обычно священник читает матери крещающегося ребенка молитву об очищении после родов.
В ближайшее время после Таинства крещения следует принести малыша в храм для принятия Святых Таин.
Как надо готовиться к Таинству крещения: правила
Взрослый человек, собирающийся принять крещение, (или крестные) должен знать основы православной веры. Для этого проводятся специальные беседы накануне крещения. Также человек должен уметь прочесть Символ веры наизусть (Верую во Единого…)
С собой на Таинство крещения надо иметь:
- нательный крестик,
- крещальную рубаху белого цвета (этот цвет символизирует Божественную Благодать и чистоту души),
- большое полотенце.
Обычно принято, что крестные дарят икону святого.
Имя оглашенного должно соответствовать святцам, никаких «Анжел», «Альбертов» и т.д. быть не должно. Иногда младенцу выбирают имя святого, который празднуется в день его рождения.
Нельзя подходить к Таинству крещения:
- в состоянии алкогольного опьянения;
- в плотской нечистоте;
- женщинам – с ярким макияжем;
- в безверии (просто потому что все крестятся, и мне надо).
Крестные должны быть:
К выбору крестных надо подойти со всей серьезностью, это должны быть верующие, надежные люди, а не первые встречные.
Видео (кликните для воспроизведения). |