Содержание
- 1 Чины божественной литургии в Православии
- 2 Текст божественной литургии в воскресенье
- 3 Божественная литургия
- 4 №15 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА (чинопоследование и символика)
- 5 Три литургии Великого поста
- 6 Чины божественной литургии в Православии
- 7 Текст божественной литургии в воскресенье
- 8 Текст божественной литургии в воскресенье
- 9 №15 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА (чинопоследование и символика)
- 10 Божественная литургия
Чины божественной литургии в Православии
Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. Божественная литургия — главное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения.
В Русской Православной Церкви употребляются три чина Божественной литургии: святого Василия Великого, святого Григория Двоеслова, или Преждеосвященных Даров, и святого Иоанна Златоустого.
Божественная литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в Великие четверток и субботу. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей. В предпразднство Благовещения она совершается, если предпразднство бывает в среду и пяток. Непредвиденных Божественных литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом.
Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что (в та два дни поем аллилуиа с поклоны, вечер и утро). К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоваться?. Кроме указанных двух дней, Божественной литургии по той же причине не полагается Уставом в понедельники, вторники и четверги Великого поста, в Великий пяток, в пяток перед Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти праздники случаются в воскресенье и понедельник.
Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии.
В прочие дни совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустого.
Там, где служатся и ранняя и поздняя Божественные литургии, обе совершаются по тому же чину, в зависимости от предписаний Церковного устава на данный день.
Текст божественной литургии в воскресенье
Уважаемые прихожане собора и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.
Божественная литургия св. Иоанна Златоуста
Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника — при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.
Божественная литургия

Все православные стараются посещать храм раз в неделю, по выходным, когда служится литургия или в народе – обедня. Некоторые присутствуют на ней машинально, не вдумываясь в ход этой службы. А между тем при внимательном посещении литургия приносит огромную пользу душе.
Что такое литургия
Божественная литургия – самая основная часть церковных богослужений. Потому что здесь совершается то, ради чего служатся остальные службы – причастие Святых Христовых Таин. Все другие богослужения играют роль подготовки.
Таинство Евхаристии (Причастия) дано нам Самим Господом во время Тайной вечери. Само слово «евхаристия» переводится как «благодарение». Люди приходят в воскресенье для того, чтобы воздать благодарение Богу. Так заповедал нам Господь в десяти заповедях – седьмой день посвящать Богу.
Литургия служится не только в воскресенье, но по двунадесятым праздникам, и в будни, когда празднуется память особых святых.
Всего есть три вида литургий:
- Литургия св. Иоанна Златоуста (бывает чаще остальных).
- Литургия св. Василия Великого (бывает по воскресеньям в Великий пост, в праздник св. Василия Великого, в Рождественский и Крещенский сочельник).
- Литургия Преждеосвященных Даров (бывает по средам и пятницам в Великий пост).

Все виды отличаются друг от друга по чинопоследованию (заамвонные молитвы у всех трех разные, на литургии св. Василия Великого вместо задостойника поется «О Тебе радуется», на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает претворения в Тело и Кровь Христа).
Рассмотрим подробнее чинопоследование литургии св. Иоанна Златоуста.
Литургия св. Иоанна Златоуста
Чинопоследование ее записал св. Иоанн Златоуст. Существовала она с первых веков христианства. Раньше не было разделения на народ и клирос, все присутствующие пели вместе.
Эта литургия состоит из трех частей:
Вся литургия служит воспоминанием земной жизни Христа.
Проскомидия
На этой части службы вспоминается Рождество Христа. Священник подготавливает сосуды и Агнец. Он вырезается из главной большой просфоры и олицетворяет родившегося Христа. Агнец – кубическая часть – надрезается снизу и протыкается с правого бока в знак прободения ребра Христова копием.
В чашу наливается вино, смешивается с водой.

Затем вынимают частицы из других просфор :
Частицы кладутся на дискосе вокруг Агнца, который накрывается звездицей. Она олицетворяет Звезду Рождества. Чаша покрывается двумя покровами, и все вместе с дискосом накрывается воздухом.
В это время на клиросе читаются третий и шестой часы.
Литургия оглашенных
На этой части могут находиться все, в том числе оглашенные. Так называли людей, которые намеревались принять Таинство Крещения. Начинается эта литургия часто с возгласа священника «Благословенно Царство». Далее следует мирная ектения, название такое благодаря частому упоминанию слова «мир» в ее прошениях.

После ектении поются псалмы 102, 145. Потом звучит гимн Спасителю «Единородный Сыне». Затем открываются Царские врата, и под пение Блаженных бывает Малый вход. Это олицетворяет выход Христа на проповедь. В это время поется: «Приидите поклонимся». Затем звучат тропари праздника. Диакон возглашает: «Господи спаси благочестивыя». Раньше до революции эти слова звучали иначе: «Господи спаси царя», строки из псалма Давида. Потом поют Трисвятое.
Затем поется прокимен и читается апостол. После пения «Аллилуйя» со стихами читается Евангелие. Иногда после этого священник говорит проповедь. Затем следуют ектении с упоминанием о здравии и за упокой. Эта часть литургии завершается ектенией об оглашенных. Потом следует возглас: «оглашении, изыдите». Все готовящиеся ко Крещению, должны покинуть храм. Начинается литургия верных.
Литургия верных
Начинает ее ектения, затем звучит Херувимская песнь. Она призывает забыть всякое попечение о земном и, подобно Ангелам, славить Бога. Бывает Великий вход с чашей, олицетворяющий крестный путь Спасителя. Потом бывает просительная ектения, содержащая основные необходимые прошения христиан. Затем звучит Символ веры, и начинается Евхаристический канон.
Это – самая главная часть литургии, во время которой хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. Начинается она словами Архангела Михаила, произнесенными во время падения ангельских чинов. После благословения священника звучит призыв вознести сердца Горе, значит ввысь, к Богу.

Потом все присутствующие призываются к благодарению Бога. В середине канона по молитве священника происходит претворение в Тело и Кровь Христа. В это время вспоминается воскресение Христово.
В этот момент надо положить три земных поклона. Затем звучит прославление Богородицы: «Достойно есть» или задостойник праздника. После просительной ектении поется «Отче наш». Потом священник возглашает, поднимая чашу: «Святая Святым». Затем начинается причастие священнослужителей в алтаре. В это время хор поет концерты.
После этого Царские врата открываются, и священник выносит чашу, вспоминается явление воскресшего Христа ученикам. Начинается причащение мирян. К причастию надо готовиться особо, поисповедоваться, поститься, читать специальные молитвы.
После причастия священник поднимает чашу, вспоминая Вознесение Христово. Потом звучит возглас: «С миром изыдем» и читается заамвонная молитва. Потом бывает благословение священника и отпуст.
Божественная литургия с пояснениями:
Божественная Литургия (от греч. – «общее дело») – это главное из общественных богослужений, во время которого совершается Великое Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. – «благодарение»). Участвуя в этом Таинстве, христиане благодарят Бога за дар жизни, за прощение грехов, за все радости и скорби, ниспосылаемые Промыслом Божиим. Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице на Тайной Вечере, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Перед началом литургии, священник и диакон совершают пред Царскими Вратами входные молитвы. Затем, попросив друг у друга и у народа прощение, они входят в св. Алтарь и прикладываются к св. Престолу, Евангелию и Кресту. После этого, они облачаются в святые ризы со чтением соответствующих молитв. В Литургии можно выделить три основные части:
I. ПРОСКОМИДИЯ
(от греч. – «принесение», «подношение»)
Во время этой части приготовляются литургический хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии; поминаются имена Богородицы, святых и христиан (живых и усопших), за которых священник в Алтаре на жертвеннике вынимает частицы из просфор. Поэтому каждый, кто присутствует в храме в это время, должен подавать поминовение о здравии и о упокоении своих православных родных и близких.
• В храме обычно в это время чтец читает особое молитвословие – Часы (3-й и 6-й час), а также последование ко Св. Причащению. Во время чтения Часов мы призваны вспоминать о суде над Христом у Пилата, о Его поругании и избиении, о том, как Он был веден на Голгофу, как Он был распят на Кресте, как сделалась тьма по всей земле (Лк. 23, 44), и т.д.
• Перед началом Литургии священник или диакон с кадилом совершают каждение Алтаря, церковнослужителей и всех молящихся в храме. Кадильный дым – символизирует действие Святого Духа, наполняющего храм Божией благодатью, освящая верующих.
В заключении следует отметить, что все изложенное в данном издании является лишь видимой и слышимой формой Литургии. Многое сокрыто от молящихся, особенно, в части тайных молитвословий и священнодействий, совершаемых священником в Алтаре у св. Жертвенника и у св. Престола. Все эти молитвословия благодатно связаны в одну ликующую и благодарственную песнь Христу-Спасителю. И для верующего христианина Литургия протекает «на одном дыхании», поскольку он ощущает себя уже не на земле, а в радостном Царстве Небесном! Литургия роднит нас со Христом и соединяет с нашим Небесным Отечеством. И, если мы через Литургию полюбим Его здесь, на земле, то обретем Его и в Вечности. В завершении необходимо отметить, что Литургия является неотъемлемой частью Всенощного бдения, которое пропускать нельзя, особенно тем, кто желает причаститься Святых Христовых Тайн.
Три литургии Великого поста
Литургия в переводе с греческого языка означает «совместное служение». Священники и миряне собираются для богослужения в установленное время в храмах для совершения общей молитвы. Поются и читаются просительные, хвалебные и благодарственные тексты. Священники совершают Таинства, через которые людям передается благодать и возможность стать ближе к Богу.
Божественная литургия
Православное богослужение представляет собой суточный круг молитвенных последований:
Венцом службы является Божественная Литургия. На Литургии совершается Таинство Евхаристии (греч. благодарение). Таинство установлено самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечери. Апостолы передали богослужебную традицию принесения Бескровной жертвы, проповедуя христианство по миру.

Первые христиане причащались за трапезой в общении друг с другом, это называлось агапами. Для благочестивых мирян обычным делом было получение Святых Даров в специальных сосудах. Верующие имели возможность в своих домах совершать богослужение мирским чином с семьей и родными, после чего приобщаться Тела и Крови Христа. В более поздний период эта традиция постепенно сошла на нет. Евхаристия стала главной частью Божественной Литургии и совершалась исключительно священниками в храме.
Значение Евхаристии для христианина
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»
Во время Евхаристии Хлеб и вино соединяются с Божеством Христа, и происходит их преложение в Тело и Кровь Иисуса Христа. Верующие после надлежащей предварительной подготовки и покаяния на исповеди приступают к Святому причастию и соединяются с Богом в Его Таинстве. Регулярное участие в Литургии является необходимым условием для спасения души и вечной жизни. Ведь в Таинстве Евхаристии человек преображается и вступает в единство с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн дает нам силы духовные и телесные. В нас нет жизни, если мы пренебрегаем этой возможностью – принять Самого Спасителя.
Богослужебный чин Литургии
Богослужебные тексты складывались на протяжении многих веков, постоянно дополняясь. Священное Писание и слова молитв составлялись праведными людьми по вдохновению от Святого Духа. В первых христианских общинах богослужения велись по разным литургическим чинам. В раннем христианстве служилась Литургии апостола Иакова, названная Византийской. Литургия апостола Марка была принята в Египте и Александрии.
В современной богослужебной практике сложилось три чина Литургии, каждый из которых в Русской Церкви совершается в зависимости от дней недели и событий церковного календаря. Это Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, и Григория Двоеслова.
Литургия Василия Великого
Устав Церкви предписывает совершать данную Литургию всего 10 раз в год. 7 из них выпадают на время Великого поста. Как можно понять из названия, автором литургического чина был архиепископ Василий Великий, вселенский учитель Православия, живший в IV веке.
Песнопения этой службы протяжнее привычных. Тайные молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее, чем в текстах Литургии Иоанна Златоуста.
Вместо молитвы «Достойно есть» поется «О тебе радуется». В богослужебных указаниях говорится, что петь данный гимн необходимо стоя, со страхом и благоговением, что подчеркивает постное настроение службы.
Литургию Василия Великого служат каждое воскресенье Великого поста (с первого по пятое), в Великий Четверг и Великую Субботу.
В Великий пост 2019 Литургия Василия Великого будет совершаться:
- В марте: 31-го числа
- В апреле: 7, 14, 25, 27- го числа.
Литургия Иоанна Златоуста
«Помысли, христианин, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом»
Святитель Иоанн Златоуст
Наиболее часто совершаемая Литургия составлена вселенским учителем Церкви IV века архиепископом Иоанном Златоустом. Святитель взял за основу текст Литургии Василия Великого, сократив и переделав некоторые моменты. В Великий пост Литургия Иоанна Златоуста служится только по субботам, а также в Вербное воскресенье.
В Великий пост 2019 Литургия Иоанна Златоуста будет совершаться:
- В марте: 30-го числа
- В апреле: 6, 13, 21-го числа.
И, конечно же, данный чин Литургии будет служиться в ночь с Великой Субботы на день Светлого Христова Воскресения, Пасхи.
Литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова)
Литургия есть самое яркое и радостное событие в богослужебном круге. Первые христиане даже называли Литургию Пасхой. Правило 49-го Лаодикийского собора установило более строгий чин Литургии на будничные службах Великого поста. Великопостные богослужения и молитвы призваны вызвать покаянное чувство у верующих. И более «скромная» Литургия способствует этому как нельзя лучше.
Изначально чинопоследование этой службы не было единообразным, потому что передавалась устно. Изложил чин Литургии письменно епископ Римский, Григорий Двоеслов (VI век). Так Литургия Преждеосвященных даров стала носить имя святителя. Шестой Вселенский Собор утвердил чин Литургии Григория Двоеслова для святой Четыредесятницы.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
На этом богослужении верующие причащаются Святыми Дарами, освященными прежде, за Литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста. Поэтому еще одной особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является отсутствие Проскомидии (когда за христиан вынимаются частицы просфор). Это означает, что и не подаются записки о здравии и упокоении. Также на этой службе не причащают младенцев.
За богослужением не читаются послания апостолов и Евангелие. Вместо них прочитываются ветхозаветные пророчества, отрывки из книги Бытия и Притчи Соломона.
Совершается Литургия Преждеосвященных даров в соединении с великопостной вечерней. Служится она в среду и пятницу, в праздники 40 мучеников севастийских, Первого и Второго Обретения Главы Иоанна Предтечи.
В Великий пост 2019 Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться:
- В марте: 27 и 29-го числа
- В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 19-го числа.

Молясь, причащаясь и поминая близких на Литургии, мы имеем возможность стать единым целым с Богом, наполнить свою жизнь и жизни родных людей счастьем. Господь умер за нас и воскрес, чтобы мы смогли стать совершенными. Причащайтесь Тела и Крови Христовых, чаще и молитесь о близких на Литургии. Ведь в каждом Таинстве Евхаристии Господь жертвует Собой ради нас, грешных, давая нам возможность стать гражданами Небесного Отечества.
Через службу ЗапискиЕлицы Вы можете подать записки на Литургии в три значимых для каждого православного христианина обители:
Чины божественной литургии в Православии

Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. Божественная литургия — главное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения.
В Русской Православной Церкви употребляются три чина Божественной литургии: святого Василия Великого, святого Григория Двоеслова, или Преждеосвященных Даров, и святого Иоанна Златоустого.
Божественная литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в Великие четверток и субботу. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей. В предпразднство Благовещения она совершается, если предпразднство бывает в среду и пяток. Непредвиденных Божественных литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом.
Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что (в та два дни поем аллилуиа с поклоны, вечер и утро). К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоваться?. Кроме указанных двух дней, Божественной литургии по той же причине не полагается Уставом в понедельники, вторники и четверги Великого поста, в Великий пяток, в пяток перед Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти праздники случаются в воскресенье и понедельник.
Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии.
В прочие дни совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустого.
Там, где служатся и ранняя и поздняя Божественные литургии, обе совершаются по тому же чину, в зависимости от предписаний Церковного устава на данный день.
Текст божественной литургии в воскресенье
Уважаемые прихожане собора и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.
Божественная литургия св. Иоанна Златоуста
Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника — при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.
Текст божественной литургии в воскресенье
Дорогие братья и сестры!
Мы решили поместить на сайте текст Божественной Литургии, который выдается у нас на Литургии в субботу, для того, чтобы все присутствующие могли петь и следить за службой.

Вы можете подробнее ознакомиться с текстом дома или распечатать для себя.

Ниже приводим песнопения, которые нужно заучить, а со временем Вы сможете петь их вместе с хором.
Тропарь храма:
Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче. Божественных Тайн благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и церкви нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша
Кондак храма:
Днесь пастырь Кронштадтский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верных Христа Пастыре-начальника, обетование давшего: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея».
Предстательство христиан непостыдное:
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
https://www.hamburg-hram.de/files/music/Predstatelstvo_hristian.MP3
Вместе с тем, для лучшего понимания богослужения, предлагаем Вашему вниманию текст Литургии с параллельным переводом на русский язык.
Здесь Вы найдете не только известные уже Вам песнопения и молитвы, но и те молитвы, которые читает священник в алтаре. Важно познакомиться с ними.
Хочу в этом разделе о Божественной Литургии направить Вас к прекрасному фоторепортажу с комментариями священника Константина Пархоменко.
Божественная Литургия: шаг за шагом.
Господь да поможет нас исполнить рекомендацию пророка Давида.
«пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс.46:7–8)
№15 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА (чинопоследование и символика)

Божественная Литургия (от греч. – «общее дело») – это главное из общественных богослужений, во время которого совершается Великое Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. – «благодарение»). Участвуя в этом Таинстве, христиане благодарят Бога за дар жизни, за прощение грехов, за все радости и скорби, ниспосылаемые Промыслом Божиим. Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице на Тайной Вечере, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Перед началом литургии, священник и диакон совершают пред Царскими Вратами входные молитвы. Затем, попросив друг у друга и у народа прощение, они входят в св. Алтарь и прикладываются к св. Престолу, Евангелию и Кресту. После этого, они облачаются в святые ризы со чтением соответствующих молитв. В Литургии можно выделить три основные части:
I. ПРОСКОМИДИЯ
(от греч. – «принесение», «подношение»)
Во время этой части приготовляются литургический хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии; поминаются имена Богородицы, святых и христиан (живых и усопших), за которых священник в Алтаре на жертвеннике вынимает частицы из просфор. Поэтому каждый, кто присутствует в храме в это время, должен подавать поминовение о здравии и о упокоении своих православных родных и близких.
• В храме обычно в это время чтец читает особое молитвословие – Часы (3-й и 6-й час), а также последование ко Св. Причащению. Во время чтения Часов мы призваны вспоминать о суде над Христом у Пилата, о Его поругании и избиении, о том, как Он был веден на Голгофу, как Он был распят на Кресте, как сделалась тьма по всей земле (Лк. 23, 44), и т.д.
• Перед началом Литургии священник или диакон с кадилом совершают каждение Алтаря, церковнослужителей и всех молящихся в храме. Кадильный дым – символизирует действие Святого Духа, наполняющего храм Божией благодатью, освящая верующих.
В заключении следует отметить, что все изложенное в данном издании является лишь видимой и слышимой формой Литургии. Многое сокрыто от молящихся, особенно, в части тайных молитвословий и священнодействий, совершаемых священником в Алтаре у св. Жертвенника и у св. Престола. Все эти молитвословия благодатно связаны в одну ликующую и благодарственную песнь Христу-Спасителю. И для верующего христианина Литургия протекает «на одном дыхании», поскольку он ощущает себя уже не на земле, а в радостном Царстве Небесном! Литургия роднит нас со Христом и соединяет с нашим Небесным Отечеством. И, если мы через Литургию полюбим Его здесь, на земле, то обретем Его и в Вечности. В завершении необходимо отметить, что Литургия является неотъемлемой частью Всенощного бдения, которое пропускать нельзя, особенно тем, кто желает причаститься Святых Христовых Тайн.
Божественная литургия

Все православные стараются посещать храм раз в неделю, по выходным, когда служится литургия или в народе – обедня. Некоторые присутствуют на ней машинально, не вдумываясь в ход этой службы. А между тем при внимательном посещении литургия приносит огромную пользу душе.
Что такое литургия
Божественная литургия – самая основная часть церковных богослужений. Потому что здесь совершается то, ради чего служатся остальные службы – причастие Святых Христовых Таин. Все другие богослужения играют роль подготовки.
Таинство Евхаристии (Причастия) дано нам Самим Господом во время Тайной вечери. Само слово «евхаристия» переводится как «благодарение». Люди приходят в воскресенье для того, чтобы воздать благодарение Богу. Так заповедал нам Господь в десяти заповедях – седьмой день посвящать Богу.
Литургия служится не только в воскресенье, но по двунадесятым праздникам, и в будни, когда празднуется память особых святых.
Всего есть три вида литургий:
- Литургия св. Иоанна Златоуста (бывает чаще остальных).
- Литургия св. Василия Великого (бывает по воскресеньям в Великий пост, в праздник св. Василия Великого, в Рождественский и Крещенский сочельник).
- Литургия Преждеосвященных Даров (бывает по средам и пятницам в Великий пост).

Все виды отличаются друг от друга по чинопоследованию (заамвонные молитвы у всех трех разные, на литургии св. Василия Великого вместо задостойника поется «О Тебе радуется», на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает претворения в Тело и Кровь Христа).
Рассмотрим подробнее чинопоследование литургии св. Иоанна Златоуста.
Литургия св. Иоанна Златоуста
Чинопоследование ее записал св. Иоанн Златоуст. Существовала она с первых веков христианства. Раньше не было разделения на народ и клирос, все присутствующие пели вместе.
Эта литургия состоит из трех частей:
Вся литургия служит воспоминанием земной жизни Христа.
Проскомидия
На этой части службы вспоминается Рождество Христа. Священник подготавливает сосуды и Агнец. Он вырезается из главной большой просфоры и олицетворяет родившегося Христа. Агнец – кубическая часть – надрезается снизу и протыкается с правого бока в знак прободения ребра Христова копием.
В чашу наливается вино, смешивается с водой.

Затем вынимают частицы из других просфор :
Частицы кладутся на дискосе вокруг Агнца, который накрывается звездицей. Она олицетворяет Звезду Рождества. Чаша покрывается двумя покровами, и все вместе с дискосом накрывается воздухом.
В это время на клиросе читаются третий и шестой часы.
Литургия оглашенных
На этой части могут находиться все, в том числе оглашенные. Так называли людей, которые намеревались принять Таинство Крещения. Начинается эта литургия часто с возгласа священника «Благословенно Царство». Далее следует мирная ектения, название такое благодаря частому упоминанию слова «мир» в ее прошениях.

После ектении поются псалмы 102, 145. Потом звучит гимн Спасителю «Единородный Сыне». Затем открываются Царские врата, и под пение Блаженных бывает Малый вход. Это олицетворяет выход Христа на проповедь. В это время поется: «Приидите поклонимся». Затем звучат тропари праздника. Диакон возглашает: «Господи спаси благочестивыя». Раньше до революции эти слова звучали иначе: «Господи спаси царя», строки из псалма Давида. Потом поют Трисвятое.
Затем поется прокимен и читается апостол. После пения «Аллилуйя» со стихами читается Евангелие. Иногда после этого священник говорит проповедь. Затем следуют ектении с упоминанием о здравии и за упокой. Эта часть литургии завершается ектенией об оглашенных. Потом следует возглас: «оглашении, изыдите». Все готовящиеся ко Крещению, должны покинуть храм. Начинается литургия верных.
Литургия верных
Начинает ее ектения, затем звучит Херувимская песнь. Она призывает забыть всякое попечение о земном и, подобно Ангелам, славить Бога. Бывает Великий вход с чашей, олицетворяющий крестный путь Спасителя. Потом бывает просительная ектения, содержащая основные необходимые прошения христиан. Затем звучит Символ веры, и начинается Евхаристический канон.
Это – самая главная часть литургии, во время которой хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. Начинается она словами Архангела Михаила, произнесенными во время падения ангельских чинов. После благословения священника звучит призыв вознести сердца Горе, значит ввысь, к Богу.

Потом все присутствующие призываются к благодарению Бога. В середине канона по молитве священника происходит претворение в Тело и Кровь Христа. В это время вспоминается воскресение Христово.
В этот момент надо положить три земных поклона. Затем звучит прославление Богородицы: «Достойно есть» или задостойник праздника. После просительной ектении поется «Отче наш». Потом священник возглашает, поднимая чашу: «Святая Святым». Затем начинается причастие священнослужителей в алтаре. В это время хор поет концерты.
После этого Царские врата открываются, и священник выносит чашу, вспоминается явление воскресшего Христа ученикам. Начинается причащение мирян. К причастию надо готовиться особо, поисповедоваться, поститься, читать специальные молитвы.
После причастия священник поднимает чашу, вспоминая Вознесение Христово. Потом звучит возглас: «С миром изыдем» и читается заамвонная молитва. Потом бывает благословение священника и отпуст.
Божественная литургия с пояснениями:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |