Тема молитва в творчестве лермонтова

Детально: Тема молитва в творчестве лермонтова - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Идея стихотворения Лермонтова «Молитва»

1 ответ

В стихотворении “Молитва” Лермонтов рассуждает о значении веры в жизни человека. Он убежден, что вера и молитва помогают человеку пережить жизненные невзгоды, трудности и страдания. Слова молитвы, идущие из глубины души, произнесенные от чистого сердца, очищают душу от грехов и сомнений. После живых и благодатных слов молитвы к верующему приходит ощущение легкости и умиротворения, уверенности в правильности своих деяний. В этом заключается главный смысл стихотворения.

Оценка: 4.3 ( 10 голосов)

  • 1. Лермонтов, анализ Молитва, 1837
  • 2. Анализ “Я матерь божия ныне с молитвою”
  • 3. Ахматова “Молитва” анализ стихотворения
  • 4. Основные мотивы лирики Лермонтова кратко
  • 5. “Молитва” Анна Ахматова анализ
  • 6. Тема стихотворения: что такое тема и идея стихотворения
  • 7. Что такое анализ стихотворения?

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Игорь Проскуренко 385
  2. 2. Полина Базарнова 344
  3. 3. Ирина Савкина 168
  4. 4. Катя Кузнецова 156
  5. 5. Софья Кузнецова 112
  6. 6. Alex Samin 87
  7. 7. Максим Будков 86
  8. 8. Александр Шимунов 84
  1. 1. Кристина Волосочева 18,620
  2. 2. Ekaterina 18,171
  3. 3. Юлия Бронникова 18,155
  4. 4. Darth Vader 17,331
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирический монолог, философская направленность.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Читайте так же:  Молитва на приём пищи

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Жанр молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова

В статье рассматриваются стихотворения М.Ю.Лермонтова, относящиеся к жанру поэтической молитвы.

Скачать:

Вложение Размер
zhanr_molitvy_v_tvorchestve_m.yu_._lermontova.docx 22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 . Жанр молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова

обучающаяся 8к класса МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска,

Руководитель: Зайнуллина Галина Файзулловна ,

учитель русского языка и литературы

Слайд 2 . Молитва — исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение перед очами Божиими; блаженное исчезание перед воссоздавшим и всеисполняющим творцом; живая вода души; молитва — вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

В жизни верующего человека молитва занимает ведущее место. Евангелие повествует о том, что Сам Господь учил своих учеников молиться: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» [Мф. Гл. 6: 9].

Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [Лит. энцикл. Т.6]; «лирическая поэзия изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа» [Там же]. Лирический текст имеет свои законы, которым подчиняется каждый входящий в него элемент.

По мнению М.С. Руденко, Слайд 3 . «поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного». Молитва как жанр лирического произведения за счет таких характерных черт как исповедальность и диалогичность получила большое распространение в русской литературе. К жанру молитвы в своем творчестве обращались такие поэты как А.С. Пушкин, Ф.Н. Глинка, Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие.

Библейские мотивы в творчестве выдающегося русского писателя и поэта М.Ю. Лермонтова на протяжении многих лет исследуются учеными-литературоведами. Многие исследователи жизни и творчества Лермонтова убеждены, что поэт не был религиозным человеком. Однако его произведения говорят об обратном. И прямо называют причины, по которым поэту приходилось скрывать свои религиозные убеждения, как, например, отрывок из поэмы «Сашка». Слайд 4

Читайте так же:  Молитва ребёнку от заикания — Молитвы

Век наш — век безбожный;

Пожалуй, кто-нибудь, шпион ничтожный

Мои слова прославит, и тогда

Нельзя креститься будет без стыда

И поневоле станешь лицемерить,

Смеясь над тем, чему желал бы верить.

Оказывается, что вся демоничность образа М.Ю.Лермонтова является наносной, и под маской циника скрывается тонкий, ранимый и глубоко верующий человек. Один из сослуживцев Лермонтова вспоминал, как видел однажды поэта в церкви, тот стоял на коленях и молился. Отец поэта оставил ему такое духовное завещание: Слайд 5 «. ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими. это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! . ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».

В творческом наследии М.Ю. Лермонтова есть четыре стихотворения, озаглавленные им как молитвы. Одна из них — «Юнкерская молитва» — является пародией. К стихотворным молитвам тесно примыкает стихотворение «Благодарность», выстроенное по канонам молитвы.

Первая «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный. ») была написана М.Ю. Лермонтовым в 1829 году, когда поэту исполнилось 15 лет. Слайд 6 И рассматривать ее нужно как выражение юношеского максимализма. Поэт стремится жить полной жизнью, радоваться каждому дню, он не боится кары господней и открыто вступает с Богом в полемику, утверждая счастье жизни здесь на земле сию минуту, а не где-то когда-то в раю.

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Вторая «Молитва» или «Молитва странника» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою») написана в 1837 году. Все стихотворение строится как монолог лирического героя, который просит Божию Матерь о счастье любимой женщины. Считается, что в этом стихотворении идет речь о Варваре Лопухиной, отданной замуж за другого и в браке несчастной.

Это стихотворение по праву считается шедевром любовной лирики. Церковная молитва имеет определенную структурную композицию: личное обращение, изложение просьбы, благодарности или прославления [Культура русской речи 2003: 333]. Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

В нарушение всех канонов построения молитвы лирический герой ничего не просит для себя, его внутренние переживания отодвинуты на второй план. Слайд 7 На первом плане образ героини «Но я вручить хочу деву невинную/Теплой заступнице мира холодного».

Замечено, что русская молитва есть по преимуществу молитва к Богоматери и только через Неё ко Христу. Слайд 8 Мы не знаем многих образов Христа, но образы и иконы Богоматери многообразны. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Слайд 9

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Как трогательно, по-детски, вырвалась эта последняя мольба. Как будто есть ангелы лучше или хуже? Но именно лучшего, самого лучшего просит Лермонтов, а то, пожалуй, и ангел окажется недостойным его любимой.

Третье стихотворение, озаглавленное «Молитва», написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Слайд 10 Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

В Новый год 1840 года М.Ю. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Слайд 11 Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,- говорит Тургенев,- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества». В этом 1840 году М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Благодарность». Выделяют три типа молитв: прошения, славословия и благодарения. «Благодарность» можно отнести к молитвам-благодарениям. В таких молитвах взывающий к Богу ничего не просит, он благодарит Бога за все, что Он ниспослал. Слайд 12

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был.

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

К сожалению, стихотворение оказалось пророческим, поэт действительно недолго еще благодарил Бога за те испытания, которые ему довелось вынести.

Молитва — как жанр в лирике Лермонтова? Помогите!! ! Пожалуйста.

Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва — тайная.

Редко где Лермонтов так глубоко проникал в свою творческую личность, так ясно понимал её и обрисовал столь отчетливо, как в «Молитве» (» Не обвиняй меня, всесильный . «) 1829г. Ощущение и осознании 15-летним (!) автором своего дара слишком подлинны в этом раннем шедевре, воззвания к Богу слишком откровенны и горячи и рождаются на глазах читателя.
Лермонтов уже в этом стихотворении обнаруживает неистребимую противоречивость своей натуры (и человеческой природы вообще) . Одной стороной она навеки прикована к «мраку земли могильной», и «дикие волненья» этого мира безраздельно владеют сердцем поэта. Другой стороной она влечется к Богу и знает высшие и вечные ценности.

Читайте так же:  Молитва к архангела чамуилу

«Молитва» начинается как покаянное обращение к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями) :

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю.

А дальше следует цепь придаточных анафорических предложений («За то, что. «), составляющих первую строфу — период, где поэт перечисляет все свои грехи:

За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю.. .и т. д.

Но одновременно с покаянной интонацией ощущается в этих строках и чуждая молитве интонация самооправдания. Возникает нарастающее напряжение мольбы — спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.

В быстрой смене состояний рождения трагически противостоящее всевышнему «я»: из неслиянности двух голосов — покаяния и ропота — растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «я» и богом, которая все же признается животворной:

. редко в душу входит
Живых речей твоих струя

И все чаще место «живых речей» занимают «заблужденья», душу захлестывают неистовые стихии (клокочущая «лава вдохновенья», «дикие волненья» земных страстей) ; гордость не дает принять мир таким, каков он есть, а смириться и приблизиться к всесильному — страшно:

Мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,

потому что это означает отказ от своего пусть грешного, но исполненного неистребимой жажды жизни «я»; и, наконец, неожиданное вторжение в обращение к творцу — молитвы к неведомому, не — богу:

Я боже, не тебе молюсь.

Моление о прощении все более заглушается интонацией оправдания своих страстей и заблуждений, выступающих как самостоятельные воле героя силы, а в подтексте — недоумение перед лицом Творца, наделившего его всем этим, которое во второй строфе оборачивается упрёком ему.. .

молитва как жанр в лирике лермонтова

Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва — тайная.

Редко где Лермонтов так глубоко проникал в свою творческую личность, так ясно понимал её и обрисовал столь отчетливо, как в «Молитве» (» Не обвиняй меня, всесильный . «) 1829г. Ощущение и осознании 15-летним (!) автором своего дара слишком подлинны в этом раннем шедевре, воззвания к Богу слишком откровенны и горячи и рождаются на глазах читателя.
Лермонтов уже в этом стихотворении обнаруживает неистребимую противоречивость своей натуры (и человеческой природы вообще) . Одной стороной она навеки прикована к «мраку земли могильной», и «дикие волненья» этого мира безраздельно владеют сердцем поэта. Другой стороной она влечется к Богу и знает высшие и вечные ценности.

«Молитва» начинается как покаянное обращение к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями) :

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю.

А дальше следует цепь придаточных анафорических предложений («За то, что. «), составляющих первую строфу — период, где поэт перечисляет все свои грехи:

За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю.. .и т. д.

Но одновременно с покаянной интонацией ощущается в этих строках и чуждая молитве интонация самооправдания. Возникает нарастающее напряжение мольбы — спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.

В быстрой смене состояний рождения трагически противостоящее всевышнему «я»: из неслиянности двух голосов — покаяния и ропота — растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «я» и богом, которая все же признается животворной:

. редко в душу входит
Живых речей твоих струя

И все чаще место «живых речей» занимают «заблужденья», душу захлестывают неистовые стихии (клокочущая «лава вдохновенья», «дикие волненья» земных страстей) ; гордость не дает принять мир таким, каков он есть, а смириться и приблизиться к всесильному — страшно:

Мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,

потому что это означает отказ от своего пусть грешного, но исполненного неистребимой жажды жизни «я»; и, наконец, неожиданное вторжение в обращение к творцу — молитвы к неведомому, не — богу:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Я боже, не тебе молюсь.

Моление о прощении все более заглушается интонацией оправдания своих страстей и заблуждений, выступающих как самостоятельные воле героя силы, а в подтексте — недоумение перед лицом Творца, наделившего его всем этим, которое во второй строфе оборачивается упрёком ему.. .

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)

Автор: Guru · 20.04.2018

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» посвящено взаимодействию человека с божественной силой. Писатель считает, что обращение к Богу помогает пережить тяжёлые периоды в жизни.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение в 1839-м году. В то время его возлюбленной была М. А. Щербатова. Она посоветовала ему искать покой в духовной сфере. Автор прислушался к её словам, хотя это произведение достаточно необычно для столь скептичного человека.

Позднее оно вошло в собрание сочинений, которое было выпущено в 1842-м году.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения можно обозначить, как лирический монолог. Текст относится к романтизму и написан ямбом с пиррихием.

Автор применяет перекрёстную рифму, то есть первую строчку сочетает с третьей, а вторую с четвёртой. Также используется мужская рифма (ударение на последний слог) и дактилическая (ударение на третий слог с конца).

Композиция

Образы и символы

В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

Настроение и мотивы

Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека.

М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Читайте так же:  Благодарственный акафист господу иисусу христу

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как найти покой в душе?»;
  • «На что способна молитва?»;

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Средства художественной выразительности

Автор употребляет в тексте эпитеты. Называет минуту трудной, молитву чудной, силу благодатной, прелесть святой и непонятной. Также присутствуют олицетворения. Грусть теснится и прелесть дышит.

Кроме того, поэт говорит языком сравнений: сомнение – как бремя.

Михаил Лермонтов «Молитва»

М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — знаменитый русский поэт, но писал он и прозу, был замечательным драматургом, художником, человеком, обладающим многими талантами. К сожалению, он рано закончил свой земной путь. В творчестве поэта есть не только гражданские, философские и личные мотивы, но и религиозные, духовная жизнь народа всегда волновала Лермонтова. Его произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе, а стихи стали основой для прекрасных народных песен и романсов. Молодой поэт оказал большой влияние на всю творческую среду своего времени и оставил великое наследие.

Михаил Лермонтов «Молитва»

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

История создания

О стихотворении Михаила Лермонтова «Молитва» лучше всех сказала его бабушка Е. А. Арсеньева «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу… Стихи, которые он мне вчера принес». Молодого поэта часто обвиняли в легкомысленности, как это бывает в юности. Но М. Ю. Лермонтов, словно зная, что рано уйдет из жизни, вел с самых молодых лет напряженный духовный поиск и одним из отражений этого поиска стало произведение «Молитва». Он написал его в 1839 году, это был последний период его творчества, о чем тогда никто не знал. Поводом для написания стихотворения послужила беседа с М. А. Щербатовой, в которую, по слухам, поэт был влюблен. Именно она посоветовала в минуты грусти — молиться.

Создатель «Демона», утверждающий прежде о своем атеизме, Лермонтов в этом стихотворении обращается к Богу. Легко ли были Лермонтову переступить через себя? Возможно, нет. Но обращение это трогательное и искреннее. Композитор М. Глинка написал романс на текст «Молитвы».

Михаил Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения

Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.

Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.

В стихотворении употребляются эпитеты, Лермонтов называет:

  • минуту трудной,
  • молитву чудной,
  • силу благодатной,
  • прелесть святой и непонятной.

И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».

Художественные приемы и тонкая лирика стихотворения «Молитва» позволили ему войти в историю Русской литературы.

Урок литературы в 10 классе «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, относящихся к жанру молитвы.

Скачать:

Вложение Размер
lermontov._molitva_kak_zhanr.docx 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Цели и задачи урока:

  • продолжить знакомство с основными мотивами в лирике М.Ю.Лермонтова, в частности с жанром молитвы в его творчестве;
  • совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение;
  • воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование : тексты ст-ий, учебник, презентация.

2.Сообщение темы урока, постановка целей, запись эпиграфа.

«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…»

3.Чтение наизусть ст-я А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…»

Прозвучало ст-е А.С.Пушкина, которое является поэтическим переложением Великопостной молитвы святого Серафима Саровского.

—О чём просит лирический герой Всевышнего?

Наши соотечественники, жившие в 19 в. и ранее, всегда были людьми глубоко и правильно верующими. Мотивы молитвы, обращения к Богу, к святым встречаются в творчестве многих русских поэтов и писателей. Но своё развитие как жанр молитва получила именно в лирике М.Ю.Лермонтова.

Может быть вам покажется странным, но с этим жанром вы уже встречались. Давайте сначала вспомним и обобщим то, что вам уже известно в лирике Лермонтова, связанное с жанром молитвы.

5. Анализ ст-я «Когда волнуется желтеющая нива…» (7 класс)

— Прочитайте ст-е выразительно.

На первый взгляд к молитве оно, кажется, не имеет отношения. Однако некоторые исследователи тв-ва Лермонтова почему-то называют его «иконой русской природы»

—Почему, как вы думаете?

(Икона – это изображение святого, к которому мы обращаемся с молитвой.

Лирический герой утверждает, что наблюдая эти картины природы, он смиряет свою тревогу, морщины на его челе расходятся, он постигает счастье на земле, а в небесах видит Бога.

—Когда всё это происходит с верующим человеком?

(Во время молитвы).

—Большой интерес представляет синтаксис этого предложения.

Как вы думаете, почему? Чем нам может быть интересно это ст-е с точки зрения синтаксиса?

Читайте так же:  Молитва благословление от матери сыну на свадьбу

(Это одно сложноподчинённое предложение. Главную часть представляет последняя строфа, а все остальные строфы – это придаточная часть.)

—Прочитаем ст-е снизу вверх. Оно не потеряет смысла, его смысл, наоборот, полнее раскроется.

Замечательный русский писатель Борис Шергин однажды написал, что русская природа – это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа.

Восприятие природы как иконы присуще и Лермонтову в ст-и «Когда волнуется желтеющая нива…»

Хочу сказать вам о том, что лирика Лермонтова, в частности его ст-е «Когда волнуется желтеющая нива…» оказали огромное влияние на всю русскую поэзию 20 века. Борис Пастернак писал: «Лермонтов в детстве оказал на меня почти такое же влияние, как Евангелие и Пророки». А Иван Алексеевич Бунин признаётся, что волнующие образы ст-я «Кода волнуется желтеющая нива…» получили своеобразное преломление в его ст-ии о Блудном сыне:

И цветы, и шмели, и трава и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Обратимся к ещё одному уже известному вам ст-ю из программы 7 класса. Это ст-е «Ангел»

Выразительное чтение ст-я.

—Кому посвящено это ст-е?

(Оно написано 17-летним поэтом и посвящено матери, которую он потерял в 3-х летнем возрасте)

В ст-ии ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталось.

Нежная, меланхоличная, романтическая мать, часто посадив маленького сына на колени, наигрывала печальные мелодии. «Это была песня, от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен, если бы услыхал её, она произвела бы прежнее действие…»

7. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько ст-ий, которые называются «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Самое первое ст-е с таким названием (1829) («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Выразительное чтение ст-я.

—О чём просит лирический герой Всевышнего? От каких грехов он старается освободиться?

8. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Выразительное чтение ст-я.

Ст-е написано в 1837 году и посвящено Вареньке Лопухиной.

—Почему лирический герой обращается не к Богу, а к Богородице?

(Он просит не о себе, а о душе «девы невинной». Богородица традиционно считается заступницей женщин).

—Как поэт называет Богородицу?

(Тёплой заступницей мира холодного).

—Что же он просит для своей любимой?

Эту молитву можно назвать своеобразным подвигом отречения. Он не просит Святую Мадонну о том, чтобы она вселила в душу девушки любовь к нему. Ему ничего для себя не надо. Он просит счастья для любимой, отрекаясь от неё. Это и есть настоящее человеколюбие, настоящая любовь.

Чтение статьи учебника, с. 68.

9. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Перед лицом вечности, считает поэт, всё великое на земле разлетается как дым, а потому нельзя жить на этой земле без веры в бессмертие души и без христианского смирения перед земным несовершенством. Лермонтов невольно даёт нам понять и почувствовать в своих стихах, что с утратой веры в Бога человек становится на земле беззащитным. Рабство в плену у земных страстей приводит человека к опустошению. А потому…

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Это ст-е написано в 1839 году.

—Чем оно отличается от предыдущих молитв?

В это молитве лирический герой ничего не просит у Всевышнего. Он относится к вере светло и возвышенно, он молится, потому что молитва облегчает его душу.

Тематически и логически к жанру молитвы примыкает и стихотворение «Благодарность».

Выразительное чтение ст-я.

Лирический герой обращается к Богу с благодарностью.

—Вы можете спросить: «А почему к Богу? Откуда это видно?»

Ну, во -первых, в первой редакции слово «тебя» писалось с большой буквы.

А, во-вторых, в двух последних строчках звучит дерзкая просьба.

К кому можно обратиться с такой просьбой?

Почему она дерзкая?

В этом ст-ии используется интересный троп.

Троп это называется оксюморон (в переводе с греческого языка – остроумно-глупое).

Оксюморон – соединение противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе., в результате чего рождается новое понятие (знакомый незнакомец, оглушительная тишина, живой труп, пышное природы увяданье)

Лермонтов активно использует оксюморон в своей лирике ( «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг…»)

—Найдите примеры оксюморона в ст-ии «Благодарность».

(Отрава поцелуя, клевета друзей).

—Можно ли утверждать, что жанр молитвы в творчестве Лермонтова претерпевает эволюцию? Аргументируйте свой ответ.

Ранние молитвы построены по каноническому образцу. И лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно.

Но в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть вызвано особенностями характера поэта, перепадами в его поведении, которые отмечали и современники поэта и его биографы.

13. Выставление оценок.

—Как каждый из вас сам бы оценил свою работу на уроке?

Прочитать и осмыслить, подготовить для анализа ст-я

«Завещание»
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления «тихая лирика», выявлены художественные осо.

Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока «Тихая лирика и Н.Рубцов».

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова — резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств.

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр.

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По теме: «Лирика М.Ю. Лермонтова» мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии «педагогических мастерских». Данная технология позволяет научить.

Тема молитва в творчестве лермонтова
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here