Содержание
- 1 Как и когда рассказать и объяснить детям о Боге в православии
- 2 LiveInternetLiveInternet
- 3 Три важных шага вместе с ребенком к Богу.Архимандрит Андрей Конанос.
- 4 Как привести ребенка к Богу
- 5 Три важных шага вместе с ребенком к Богу
- 6 Три важных шага вместе с ребенком к Богу
- 7 aa.antabis.ru
- 8 Сергей П. 12 шагов. Шаг третий.
Как и когда рассказать и объяснить детям о Боге в православии
Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.
Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?
Когда надо начинать христианское воспитание детей
Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.
Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние. Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары. Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.
Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.
Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.
О христианском воспитании детей:
Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь. Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать. Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.
Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.
Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения. Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.
Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.
Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.
Главные факторы христианского воспитания
Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:
- искренность;
- последовательность;
- реальность;
- личный пример;
- молитва.
Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить. Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры. Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.
Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.
Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.
Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога. Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной. Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.
Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет. Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам. Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.
Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.
На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.
Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.
Молитвы о детях:
- Молитвы Господу Иисусу Христу о детях
- Материнская молитва о детях
- Молитва Божией Матери о детях
Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.
Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей. Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе. Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма. Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.
Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь. И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса. И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.
Практические советы по христианскому воспитанию детей
Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.
Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.
Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.
Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни. С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы. Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.
Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».
Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.
Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.
Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости. Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем. Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.
Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Стена
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Три важных шага вместе с ребенком к Богу.Архимандрит Андрей Конанос.
Суббота, 14 Июля 2018 г. 09:13 + в цитатник
«Отче, я не курю! – говорит паренек. – А почему ты мне об этом говоришь? – Ну, разве это не хорошо? – А почему это хорошо?» Диалоги с детьми и три важных совета от архимандрита Андрея (Конаноса).
1. Не оттолкнуть ребенка от Бога
Архимандрит Андрей (Конанос)
Один мальчик в школе как-то сказал мне:
– Отче, я столько грешу!
– А как, по-твоему, в такие моменты смотрит на тебя Господь?
– Мне кажется, Он даже не хочет меня видеть – отворачивается и уходит. И мне так тяжело становится, так стыдно, что я даже не хочу идти в храм, потому что Бог отошел от меня.
Ну и о каком же боге в таком случае мы рассказываем нашим детям? Какому богу учим поклоняться? Богу по имени «Ты мне – я тебе», богу обмена и обещаний. Сделай это и это, и тогда Господь пошлет тебе то и то. Иногда это, правда, «работает», но гораздо важнее ребенку понять главное: Кто есть Господь, почему мы Его любим, – понять, что и Он любит нас, несмотря ни на какие наши грехи и проступки. Вот что поможет детям быть со Христом – в каком бы состоянии они ни находились. Это очень важно – не оттолкнуть ребенка от Бога, что бы ни случилось, чего бы он ни натворил.
Огромное значение имеет то, как мы смотрим на грехи детей, на их падения. Если внимательно подумать над тем, почему тот или иной ребенок перестает ходить в церковь, становится ясно, что в какой-то момент его там просто обидели, оттолкнули, не поняли, разочаровали. Не Бог. Бог Сам приносит Себя в жертву, и в такие моменты – тоже. Просто мы искажаем Его образ в детском сознании. Как говорил апостол Павел, «ибо ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).
Ребенок смотрит на то, как ты живешь, и теряет веру. Ты ругаешь, обижаешь, бьешь его – и всё это во имя Христа?
Именно так поступают родители, которые уверены, что Бог у них «в кармане» и они знают о Нем всё. А как жили святые? Разве они говорили о Боге так уверенно, как сегодня говорим мы? Нет. И когда отцы, матери приводили к ним своих детей, святые всегда указывали этим родителям на их собственные ошибки: отсутствие добрых и ласковых слов, категоричность, завышенные требования… Мы обвиняем детей в том, что сами делали в их возрасте.
2. Задать ребенку вопросы
Обязательные условия в разговоре с ребенком о Боге – это понимание и самопознание. Да-да, самопознание. Поймите это. Родители, наделавшие в молодости массу ошибок, а затем потратившие множество сил на то, чтобы вернуться на путь истинный, обычно чрезвычайно строги к собственным детям. Один старец сказал женщине, которая постоянно ругала своего сына: «Ты забыла, какой сама была в его возрасте!» – «Я – другое дело!» – ответила старцу эта женщина. Конечно, ты – это одно, а твой ребенок – совсем другое. У каждого из нас свой путь. Но в первом классе все дети пишут с ошибками, и никто не ругает их, потому что дети – маленькие. Так и в жизни. Ребенок обязательно будет совершать ошибки. И наша задача – быть рядом и поддерживать его, а не обвинять, не отталкивать и не прогонять из Церкви собственным поведением.
Очень важно научить ребенка выстраивать собственные, личные отношения с Богом. Этот процесс называется индивидуализацией, индивидуализированным вероучением.
Неспроста беседы священника с желающими креститься называют огласительными.Оглашение подразумевает устный рассказ о Боге, который я извлекаю из себя гласом(голосом). При этом мысленно я – в молитве, и получается, что моими устами говорит Сам Господь. Так же и в разговоре с детьми. Мы произносим какие-то слова, душа ребенка начинает вслушиваться в то, что говорит ему нашими устами Господь. И в этот момент следует обязательно отойти в сторону, чтобы не мешать.
Пусть ребенок сам начнет строить отношения с Богом – и не так, как этого хочется мне, а сообразно своим особенностям – личности, характеру, способностям, генам.
Бог – один, но то, как мы Его видим, – уже индивидуально. Как на Афоне. Там одна вера, все служат Одному и Тому же Христу, но при этом у каждого монастыря – свои особенности. Монахи из разных монастырей даже внешне отличаются друг от друга. «Этот из Григориата!» – скажут про одного. «А этот – из Симонопетра» – про другого (Григориат и Симонопетра – названия монастырей на Афоне. – Прим. перевод.). Чем же эти монахи различаются? Нюансами в одеянии, которые обязательно разглядит местный, знающий человек. То есть по внешнему виду монаха можно определить, из какого он монастыря.
И совсем не плохо, если, получив одни и те же знания о Боге, люди идут каждый своим путем. В Церкви расцветает каждый, и пусть таланты и способности каждого ребенка проявятся в полную силу. Не надо стремиться закатать детей в асфальт – чтобы все они были одинаковыми и думали как я или как учитель в воскресной школе. Ни в коем случае. Даже когда сам ребенок называет что-то грехом. Я, например, в таких случаях всегда спрашиваю:
– А почему ты думаешь, что это грех?
– Не знаю.
– Не знаешь. Тогда почему говоришь, что это грех? Ты задумывался об этом когда-нибудь?
– Но мне не кажется, что это грех…
– Ну вот видишь, ты уже поменял свое мнение!
Фото с сайта uzi.cerkov.ru
3. Сделать так, чтобы ребенок задумался
Иными словами, ребенок не должен повторять мои слова, как попугай. Важно, чтобы он знал, почему то или иное является грехом.
– Отче, я не курю! – говорит паренек.
– А почему ты мне об этом говоришь?
– Ну, разве это не хорошо?
– А почему это хорошо?
– Нет, ну вы же батюшка! Разве вы не считаете, что это правильно?
– Это правильно, но мне хочется понять, знаешь ли ты, почему это правильно.
– Отче, – говорит другой паренек. – У меня нет девушки. Я совсем не общаюсь с девушками.
– А почему?
– Потому что не надо!
– Почему не надо?
И всё, ступор. Ответа нет. Разговор окончен.
– Отче, так что же – получается, надо?
– Нет, я не скажу тебе, надо или не надо.
В наше время важно уметь сделать так, чтобы человек задумался, а не давать какие-то готовые рецепты. В противном случае ребенок будет «глотать таблетки», повторяя всё подряд, а как только он окажется в миру, с ним можно будет сделать что угодно. Сейчас много наших детей уезжают на учебу в Англию, Германию, Америку. И когда они возвращаются оттуда совершенно другими людьми, родители ужасаются: «Каким он был и каким стал!» А это как раз те дети, которые здесь были ангелами. Но ангелами такими, как бы поточнее сказать… Бессознательными. Они не сознавали, что делают, когда росли здесь, – просто повторяли за взрослыми. А так нельзя.
Необходимо отдавать себе отчет в том, почему мы поступаем так или иначе, а не просто копировать чье-то поведение.
Только так можно по-настоящему приблизиться к Богу. А готовых решений в воспитании детей нет.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»
Как привести ребенка к Богу
Поделиться
Конечная цель детского служения — «Представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе”, Кол. 1:28.
Мы желаем, чтобы дети были возрожденными христианами.
Дитем Божьим становятся не через воспитание, но через рождение свыше.
I. 3 ДУХОВНЫХ ПРИНЦИПА УВЕРОВАНИЯ
1. УВЕРОВАНИЕ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ СЛОВО БОЖИЕ.
- Научите детей основам Слова Божия.
- Преподавайте им всю Божию правду просто и ясно.
- Покажите детям путь к спасению.
- Дети, которые знают Священное Писание, могут ответить на призыв Божий.
- Детское решение об уверовании часто искусственное, если у него нет надежной основы Слова Божия, и потому такое решение не устоит.
- Для того, чтобы ребенок уверовал, первым и важным шагом является: научить его Библейским основам.
1 Петр.1:23 ”Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия живого и пребывающего в век”;
Рим.10:17 “Вера от слышания, а слышание от Слова Божия”.
2. УВЕРОВАНИЕ — РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ДУХА СВЯТОГО.
- Все убеждения напрасны, если Дух святой не сделал Свою работу в сердце ребенка.
- Мы не одни, и когда учим детей, Дух Святой всегда с нами, Он работает в сердцах детей. Ин.16:7-11”И Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде, и о суде”.
- Убедитесь, что сила, заставившая выйти ребенка вперед на покаяние — это сила Духа Святого, а не действие твоей персоны.
- Учитель воскресной школы сам нуждается в помощи Духа Святого, в Его водительстве и мудрости. Иак.1:5 ”Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему”.
3. УЧИТЕЛЬ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ — ЭТО ТОЛЬКО “ОДНО ЗВЕНО В ЦЕПОЧКЕ”.
- Уверование — это, обычно, результат работы многих: сеятель, поливающий, жнущий, 1Кор.3:6”Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог”.
- Никогда не спешите, ждите, пока сердце ребенка будет под действием Духа Святого!
- Не старайся прибегнуть к силе.
- Не думайте, что все зависит от вас.
- Довольствуйтесь быть одним звеном в цепочке, а остальное доверьте Духу Святому!
- Вы должны зависеть от Духа Святого.
- Предавайте детей в руки Божьи, и Он будет проводить Свою работу!
II. ЧЕТЫРЕ СТУПЕНИ УВЕРОВАНИЯ
Бог создал нас индивидуальными, и уверование каждого индивидуально, но все-таки в каждом уверовании в той или иной последовательности повторяются одни и те же “ступени”. От их отсутствия решение об уверовании остается неустойчивым.
1. Я ГРЕШНИК. ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ.
- Ребенок должен осознавать себя грешником и понимать, что грех разделяет его с Богом.
- Если Дух Святой работает в сердце ребенка – он понимает, что он грешник.
- Иногда ребенок понимает, что он грешник, когда на это ему указывают практическими примерами. Рим.3:23“Все согрешили”. Покаяние с более глубоким значением придет позднее, постепенно, когда ребенок получит личное переживание о грехе.
2. Я ВЕРЮ: ИИСУС УМЕР ЗА МОИ ГРЕХИ!
Он прощает мои грехи, если я исповедую их.
1Ин.1:9 ”Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды”;
Евр.11:6 ”А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает”.
- Дети, которые знают Слово Божие, верят, что Иисус прощает их грехи.
- Помните, что для уверования нужно ВЕРИТЬ, ПОНИМАТЬ И ЛИЧНО РЕШИТЬ.
- Убедитесь на вопросах, понимает ли ребенок, верит ли он, что Иисус умер за Его грехи.
- Если ребенок не может ответить, помоги ему найти ответ из Библии.
1Петр.2:24 ”Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились”;
1Петр.3:18 ”Потому, что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом”;
Рим.5:8 ”Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками”.
- Если ребенок не понимает, смущен — оставьте его, помолитесь за него и пригласите посещать воскресную школу.
3. Я ПОДСЧИТЫВАЮ ЗАТРАТЫ (ЦЕНА УВЕРОВАНИЯ).
Иисус Христос предупредил последователей о подсчете затрат: Лук.18:18-23 — богатый юноша; Ин.4:1-30 – самарянка; Лук.14:28 ”ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек”.
Ребенку необходимо умело, используя практические примеры рассказать, что уверование и следование за Иисусом означает, что:
- необходимо отказаться от определенных привычек: пить, курить, списывать, сплетничать, насмехаться и т.п.;
- возможно, последуют насмешки от друзей;
- необходимо оказывать добровольную помощь родителям;
- необходимо регулярное посещение воскресной школы;
- необходимо ежедневно читать Библию и молиться
Если ребенок отступает, считая, что цена уверования слишком большая, значит, он не совсем понял серьезность вопроса — пусть он уходит, но вы продолжайте молиться за него!
Видео (кликните для воспроизведения). |
4. Я ПРИНИМАЮ РЕШЕНИЕ.
Откр.3:20 ”Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною”.
Это последний шаг: решение принять Иисуса, отдать Ему жизнь и последовать за Ним, может произойти после первых трех шагов.
- Помните, сто СПЕШКА ПАГУБНА, ОНА ВСЕ ПОРТИТ!
- Ребенок должен сам принять решение, и не просто потому, что другие так делают.
- Лучше предложить детям остаться, поговорить с ними, пригласить ребенка к себе домой!
- Помните, что ребенок думает конкретно и не всегда понимает Библейский язык: уверовать, спастись, возродиться свыше, стать дитем Божьим, отдать жизнь Иисусу, сложить свое бремя у подножья креста. Выбери самую важную метафору, которую ребенок понимает: *Верить в Иисуса Ин.3:16. *Открыть дверь, пригласить Иисуса Откр.3:20. *Принять Его Ин.1:12. ПОМНИТЕ: Ребенок не всегда может выразить то, что хочет!
III. КАК ПОМОЧЬ УВЕРОВАВШЕМУ РЕБЕНКУ ВОЗРАСТАТЬ?
Высказанное решение о принятии Иисуса, как своего Спасителя — это только начало. Будут ли эти дети продолжать духовно расти? Станут ли они деятельными христианами — будет в большей степени зависеть от того, сколько им лично будет уделено индивидуального внимания и сколько молитв, посвященных им, будет произнесено!
- Апостол Павел очень беспокоился о новообращенных христианах: он много знал о разрушительной силе зла. 2Кор.11:2,3.
- Павел заботился о духовном росте новых христиан.
- Стремился, чтобы они достигли духовной зрелости.Гал.4:19; Кол.1:28.
- Через свои послания, Павел поддерживал связь с церквями и отдельными членами, щедро изливая свою любовь. 2Кор.2:9.
- Павел долго и часто молился об их духовном росте. 1Фес.3:10.
- Когда он не мог лично отправиться к кому-то, то он посылал к ним обученных людей. 1Фес.3:1-3.
- Самым важным секретом его успеха было то, что он лично возвращался к отдельным христианам и церковным группам, чтобы встретиться с ними и обучать их. Деян.13:2-3; Деян.15:36; Деян.18:23.
Новообращенные христиане действительно нуждаются во внимании в силу разных причин, и кто-то должен проявлять заботу о них.
Помните, что труд не заканчивается, когда ребенок уверует, он только начинается! Уверовавший — это как только что родившийся ребенок, который нуждается в заботливом уходе.
- Убедись, что ребенок понял основы спасения.
- Укажите ребенку, что он в надежных руках, что он спасен, потому что Господь так сказал в Своем Слове.
Ин.6:37 ”Приходящего ко Мне не изгоню вон”;
Ин.10:28-29 “И никто не похитит их из Руки Моей”. ”И никто не может похитить их из Руки Отца Моего”;
Ин.5:24 ”Слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”.
- Пусть ребенок засвидетельствует о своем покаянии.
- Поставьте ребенка на “две ноги”: помогите практическими советами начать регулярную молитвенную жизнь и научите читать Библию. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел свою Библию или Евангелие.
- Научите ребенка свидетельствовать об Иисусе.
Рим.10:9-10 “Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению”.
- Направьте ребенка в церковь, в общение с детьми Божьими.
- Объясни ребенку, что нужно делать, когда он духовно упадет, споткнется.
1Ин.1:9 ”Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды”.
- Дайте ребенку какой-то труд, чтобы он почувствовал, что он нужен для труда.
- Откройте двери дома своего для ребенка, особенно свое сердце. Ребенок нуждается в том, чтобы ему было с кем читать и молиться.
- Хорошо если вы посетите дом ребенка, встретитесь с его родителями. Если родители неверующие, то похвалите ребенка, расскажите, о важности его посещений воскресной школы. Узнайте, есть ли у него Библия. Верующим родителям посоветуйте ободрять ребенка и предупредите их не пренебрегать верой ребенка; укажи родителям, что ребенок остается ребенком, хотя он и уверовал. Объясните родителям, как важно молиться вместе с ребенком, брать его на молитвенные служения.
- Направляйте ребенка дальше на пути спасения, он нуждается в научении основных истин Библии.
- Поддерживайте контакт с ребенком, будьте рядом с ним, когда ему хорошо и когда ему плохо. Будьте рядом с ребенком, интересуйтесь его делами, помогайте ему возрастать духовно!
- Не пытайтесь управлять верой ребенка. 2Кор.1:24”Не потому, будто мы берем верх над верою вашею, но мы споспешествуем радости вашей, ибо верою вы тверды”.
ТРУД УЧИТЕЛЯ ВШ, КАК ОБЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОИХ ДЕТЯХ
Три важных шага вместе с ребенком к Богу
1. Не оттолкнуть ребенка от Бога
Архимандрит Андрей (Конанос)
Один мальчик в школе как-то сказал мне:
– Отче, я столько грешу!
– А как, по-твоему, в такие моменты смотрит на тебя Господь?
– Мне кажется, Он даже не хочет меня видеть – отворачивается и уходит. И мне так тяжело становится, так стыдно, что я даже не хочу идти в храм, потому что Бог отошел от меня.
Ну и о каком же боге в таком случае мы рассказываем нашим детям? Какому богу учим поклоняться? Богу по имени «Ты мне – я тебе», богу обмена и обещаний. Сделай это и это, и тогда Господь пошлет тебе то и то. Иногда это, правда, «работает», но гораздо важнее ребенку понять главное: Кто есть Господь, почему мы Его любим, – понять, что и Он любит нас, несмотря ни на какие наши грехи и проступки. Вот что поможет детям быть со Христом – в каком бы состоянии они ни находились. Это очень важно – не оттолкнуть ребенка от Бога, что бы ни случилось, чего бы он ни натворил.
Огромное значение имеет то, как мы смотрим на грехи детей, на их падения. Если внимательно подумать над тем, почему тот или иной ребенок перестает ходить в церковь, становится ясно, что в какой-то момент его там просто обидели, оттолкнули, не поняли, разочаровали. Не Бог. Бог Сам приносит Себя в жертву, и в такие моменты – тоже. Просто мы искажаем Его образ в детском сознании. Как говорил апостол Павел, «ибо ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).
Ребенок смотрит на то, как ты живешь, и теряет веру. Ты ругаешь, обижаешь, бьешь его – и всё это во имя Христа?
Именно так поступают родители, которые уверены, что Бог у них «в кармане» и они знают о Нем всё. А как жили святые? Разве они говорили о Боге так уверенно, как сегодня говорим мы? Нет. И когда отцы, матери приводили к ним своих детей, святые всегда указывали этим родителям на их собственные ошибки: отсутствие добрых и ласковых слов, категоричность, завышенные требования… Мы обвиняем детей в том, что сами делали в их возрасте.
2. Задать ребенку вопросы
Обязательные условия в разговоре с ребенком о Боге – это понимание и самопознание. Да-да, самопознание. Поймите это. Родители, наделавшие в молодости массу ошибок, а затем потратившие множество сил на то, чтобы вернуться на путь истинный, обычно чрезвычайно строги к собственным детям. Один старец сказал женщине, которая постоянно ругала своего сына: «Ты забыла, какой сама была в его возрасте!» – «Я – другое дело!» – ответила старцу эта женщина. Конечно, ты – это одно, а твой ребенок – совсем другое. У каждого из нас свой путь. Но в первом классе все дети пишут с ошибками, и никто не ругает их, потому что дети – маленькие. Так и в жизни. Ребенок обязательно будет совершать ошибки. И наша задача – быть рядом и поддерживать его, а не обвинять, не отталкивать и не прогонять из Церкви собственным поведением.
Очень важно научить ребенка выстраивать собственные, личные отношения с Богом. Этот процесс называется индивидуализацией, индивидуализированным вероучением.
Неспроста беседы священника с желающими креститься называют огласительными. Оглашение подразумевает устный рассказ о Боге, который я извлекаю из себя гласом (голосом). При этом мысленно я – в молитве, и получается, что моими устами говорит Сам Господь. Так же и в разговоре с детьми. Мы произносим какие-то слова, душа ребенка начинает вслушиваться в то, что говорит ему нашими устами Господь. И в этот момент следует обязательно отойти в сторону, чтобы не мешать.
Пусть ребенок сам начнет строить отношения с Богом – и не так, как этого хочется мне, а сообразно своим особенностям – личности, характеру, способностям, генам.
Бог – один, но то, как мы Его видим, – уже индивидуально. Как на Афоне. Там одна вера, все служат Одному и Тому же Христу, но при этом у каждого монастыря – свои особенности. Монахи из разных монастырей даже внешне отличаются друг от друга. «Этот из Григориата!» – скажут про одного. «А этот – из Симонопетра» – про другого (Григориат и Симонопетра – названия монастырей на Афоне. – Прим. перевод.). Чем же эти монахи различаются? Нюансами в одеянии, которые обязательно разглядит местный, знающий человек. То есть по внешнему виду монаха можно определить, из какого он монастыря.
И совсем не плохо, если, получив одни и те же знания о Боге, люди идут каждый своим путем. В Церкви расцветает каждый, и пусть таланты и способности каждого ребенка проявятся в полную силу. Не надо стремиться закатать детей в асфальт – чтобы все они были одинаковыми и думали как я или как учитель в воскресной школе. Ни в коем случае. Даже когда сам ребенок называет что-то грехом. Я, например, в таких случаях всегда спрашиваю:
– А почему ты думаешь, что это грех?
– Не знаю.
– Не знаешь. Тогда почему говоришь, что это грех? Ты задумывался об этом когда-нибудь?
– Но мне не кажется, что это грех…
– Ну вот видишь, ты уже поменял свое мнение!
Фото с сайта uzi.cerkov.ru
3. Сделать так, чтобы ребенок задумался
Иными словами, ребенок не должен повторять мои слова, как попугай. Важно, чтобы он знал, почему то или иное является грехом.
– Отче, я не курю! – говорит паренек.
– А почему ты мне об этом говоришь?
– Ну, разве это не хорошо?
– А почему это хорошо?
– Нет, ну вы же батюшка! Разве вы не считаете, что это правильно?
– Это правильно, но мне хочется понять, знаешь ли ты, почему это правильно.
– Отче, – говорит другой паренек. – У меня нет девушки. Я совсем не общаюсь с девушками.
– А почему?
– Потому что не надо!
– Почему не надо?
И всё, ступор. Ответа нет. Разговор окончен.
– Отче, так что же – получается, надо?
– Нет, я не скажу тебе, надо или не надо.
В наше время важно уметь сделать так, чтобы человек задумался, а не давать какие-то готовые рецепты. В противном случае ребенок будет «глотать таблетки», повторяя всё подряд, а как только он окажется в миру, с ним можно будет сделать что угодно. Сейчас много наших детей уезжают на учебу в Англию, Германию, Америку. И когда они возвращаются оттуда совершенно другими людьми, родители ужасаются: «Каким он был и каким стал!» А это как раз те дети, которые здесь были ангелами. Но ангелами такими, как бы поточнее сказать… Бессознательными. Они не сознавали, что делают, когда росли здесь, – просто повторяли за взрослыми. А так нельзя.
Необходимо отдавать себе отчет в том, почему мы поступаем так или иначе, а не просто копировать чье-то поведение.
Только так можно по-настоящему приблизиться к Богу. А готовых решений в воспитании детей нет.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»
Три важных шага вместе с ребенком к Богу
С какими трудностями воцерковления встречается современный человек и как разобраться во всех возникающих вопросах?
К вере все приходят по-разному. Кого-то с «молодых ногтей» воспитывают в православных традициях, а кто-то открывает для себя Бога только в зрелом возрасте – и чаще всего после какого-либо пережитого горя. Независимо от сложившейся ситуации любой человек в начале своего духовного пути встречается с определенными трудностями и, к сожалению, не всегда знает, как с ними справиться.
По статистике в России крещено около 70% населения, но регулярно посещают храм только 14%. Некоторые приходят в Церковь, думая, что она решит все их проблемы, другие – отдают дань традиции, и лишь немногие — искренне желают спасения своей души. Поэтому, прежде всего, трудности воцерковления зависят от мотива верующего.
Но есть три первых трудных «шага», сделав которые, человек сможет преодолеть первоначальную часть долгого пути к Богу.
Шаг 1: Незнание правил поведения в храме.
Не стоит идти на службу, не изучив хотя бы основы тех правил и традиций, которые следует соблюдать во время богослужения – вероятнее всего, на вас будут падать косые взгляды. Вы и сами будете чувствовать себя неуютно, и возможно, не захотите уже повторно приходить в храм. Но отправляясь в путешествие заграницу, мы стараемся заранее изучить обычаи того народа и той страны, куда едем. И не считаем это обременительным. Пока Церковь для нас – именно такая «заграница», пока неизвестная, со своими канонами и традициями, которые нам предстоит понять и прочувствовать.
Конечно, нельзя сразу постичь все тонкости обычаев, но, если обратиться за помощью к знающим людям и регулярно посещать службы, то со временем данные правила станут привычны и понятны.
Во время первых шагов на пути к воцерковлению человек не всегда до конца осознает, что священник — всего лишь помощник, «проводник» между ним и Богом. Поэтому, люди стесняются, боятся простого человеческого осуждения, ведь порой даже самым близким не могут рассказать все, что у них на душе. Главное – это помнить, что все мы не безгрешны, и первая исповедь всегда самая тяжелая, но именно она открывает нам путь к Богу.
Вставать рано на службы, читать молитвы, соблюдать посты для современного человека порой очень неудобно. Особенно трудно тем людям, которые не могут себя дисциплинировать. Они молятся, ходят в Церковь, что говорится «по вдохновению». Но и это препятствие можно преодолеть. Человек может силами собственной воли справиться с ней, тем самым побеждая, прежде всего, себя и свое греховное начало.
Не стоит забывать, что процесс воцерковления далеко не быстрый. Нельзя в одночасье стать духовно просветленным человеком, которого бы ставили в пример. Важно лишь помнить, что любые трудности – это испытания, которые Бог каждому дает по силам.
Своим опытом прихода к Богу поделилась монахиня Серафима (Корнева):
«Воцерковление – это всегда постепенный процесс. Я росла в верующей семье, и поэтому сомнений, связывать ли свою жизнь с Богом, не было. Главное – это идти в Церковь с чистыми помыслами, быть готовым самоотверженно делать добро для других. Очень важно подготавливать себя к походу в храм: читать молитвы, проповеди, изучать духовную литературу. Для человека, пришедшего к Богу в сознательном возрасте, процесс воцерковления начинается с генеральной исповеди: он должен покаяться во всех грехах начиная с 7-летнего возраста. Крайне важно понимать смысл каждого церковного обряда. Взять даже наложение крестного знамени: кто-то крестится просто потому, что это делают все, не предавая этому какого-либо смысла. А ведь во время этого жеста христианин просит у Бога спасти его и избавить от участи грешников. Из собственного опыта я поняла: один из самых действенных инструментов против трудностей на пути к Богу — это смирение».
Анастасия Корнева
Публикация подготовлена в рамках реализации проекта-победителя
Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017
aa.antabis.ru
пути избавления от алкоголизма
Сергей П. 12 шагов. Шаг третий.
Третий шаг.
Или принятие решения и взятие на себя обязательств
научиться «жить по правилам» Бога во всех своих делах,
чтобы Он мог руководить моей жизнью.
Как я делал III шаг и как это описано в 5 главе синей книги.
Я выявил в предыдущий двух шагах три существенных момента:
- Я алкоголик и не могу эффективно управлять своей жизнью.
- Моя проблема в бессилии отказаться от алкоголя. Без помощи мне с ним не совладать. Но мне нужна помощь, которую ни один человек не может мне дать.
- Мне нужна Высшая сила, которая может избавить меня от алкоголизма, если я смогу её найти. Я готов в неё поверить и предпринять нужные шаги, чтобы установить с ней контакт и позволить ей войти в мою жизнь и руководить ею.
Убежденный в этом, я приступил к Третьему шагу, который заключается в принятии решения препоручить мою волю ( постоянное направление мыслей и основной идеи жизни) и мою жизнь (поступки и их результат) Богу, как я Его понимаю. Третий шаг – это обращение к Богу и, самое главное, взятие на себя обязательств. Как я должен действовать?
Этапы третьего шага:
I. Выполнение обязательного требования и условия.
II. Принятие решения.
III. Собственно Третий шаг. (Обращение к Высшей силе и взятие на себя обязательств).
I. Выполнение обязательного требования и условия.
В книге написано:
«Первое требование заключается в обретении абсолютной уверенности в том, что жизнь, построенная на своеволии, не может быть успешной.»
Зачем мне выполнять это требование? Программа АА — это новый образ жизни. Зачем мне начинать новую жизнь, если меня устраивает прежняя? Я алкоголик, и как большинство алкоголиков, ничего не хочу менять в прежней жизни, только решить проблемы. Но тут мне придётся понять и принять тот факт, что проблемы невозможно решить без коренного изменения руководящих принципов самой жизни. Поэтому я должен выполнить это требование и честно посмотреть на мою прежнюю жизнь.
Итак, я всегда верил в Бога и им был я сам для себя и мой ум, с помощью которого я хотел добиться для себя успеха в жизни. (вспомните рассказ Билла). Достижение успеха и материального благополучия — моя цель в жизни.
И я жил жизнью, построенной на своеволии. В этой главе я узнаю, почему я потерпел неудачу в жизни. Я должен увидеть причину, главную проблему моей жизни, которая привела меня к постоянному беспокойству, раздражению, неудовлетворённости, жалости к себе и алкоголизму — как следствию этих и других внутренних проблем.
Что такое моя жизнь, построенная на своеволии? Моя воля проста — в этой жизни в первую очередь хорошо должно быть только мне и всё должно быть так, как я хочу.
В главе чётко описаны основные принципы такой жизни:
Почему я живу по таким принципам? В книге есть ответ:
Когда-то в жизни я сделал выбор думать в этой жизни только о себе, выбрал эгоистическую управляющую идею и цель в жизни. С этого момента я уже не управлял своей жизнью. Эгоизм, эгоцентризм, себялюбие стали управлять моей жизнью. Я стал ведом «разными формами страха, самообмана, своекорыстия и жалости к себе». Я постоянно сталкивался с другими людьми и они причиняли мне боль. Что посеешь, то и пожнёшь. Нельзя посеять редиску и получить урожай огурцов.
Раз я сам сделал такой выбор, то я сам и причина всех своих бед. Мне абсолютно необходимо избавиться от эгоизма, иначе он убьёт меня. Самому мне не справиться. Здесь нужна помощь Бога. « Никогда нельзя избавиться от эгоцентризма без Его помощи».
В чём же мне нужна будет его помощь? В книге написано:
«Многие из нас обладали моральными и философскими убеждениями в изобилии, но мы не могли жить в соответствии с ними, как бы нам того ни хотелось. Мы не могли стать менее эгоцентричными, хотя очень желали этого и прилагали все силы. Нам нужна была помощь Бога.»
Мне нужна помощь Бога в том, чтобы я научился и мог усвоить и поддерживать образ жизни в соответствии с новыми принципами
В книге написано:
«Здесь мы объясняем, как это делается и почему нужно действовать именно так. Прежде всего, мы должны были перестать играть роль Бога для самих себя. Это не работает».
– это второе условие!
Прежде всего, я должен перестать играть роль Бога для самого себя.
Это не работает.
Но я не могу перестать играть роль Бога в своей жизни! Я бессилен это сделать! Единственное, что я могу – это принять решение!
Итак, задаю себе ( также и своему подспонсорному) вопросы:
- «Обрёл ли ты уверенность в том, что жизнь, построенная на своеволии, эгоизме, корысти, нечестности, страхах, беспокойстве, неудовлетворённости и жалости к себе не может быть успешной.?»
- « Понял ли ты, что в самом эгоистическом принципе жизни корень всех твоих проблем? (проблем у тебя много и алкоголизм только одна из них)»
- « Понял ли ты, что нужно избавиться от эгоизма, иначе он убьёт тебя? Что нужно перестать играть роль Бога в своей жизни? Что речь идёт о самой твоей жизни?»
- « Понял ли ты, что и здесь ты бессилен и самому тебе не избавиться от эгоизма, тебе нужна сила и помощь Бога? Готов ли ты обратиться к нему и отдать свою волю (направление мыслей, основную идею жизни) и свою жизнь (поступки и результаты) под управление Высшей силе?
II. Принятие решения.
Если мои ответы: «Да», то я принимаю решение III шага, обращаюсь к Богу:
«Боже, я решил, что с этого момента в этой жизненной драме Ты будешь моим Руководителем. Ты мой Господин, я — исполнитель Твоей воли. Ты мой Отец, я — Твоё дитя.»
В книге написано:
« В большинстве своем полезные идеи просты, и этот принцип стал краеугольным камнем новой триумфальной арки, пройдя под которой, мы вышли к свободе.»
После принятия решения я со спонсором делаю третий шаг.
Я принял решение, что мне нужен новый руководитель в моей жизни, так как я, как руководитель, не справился с этой задачей. Мое руководство жизнью привело меня к той куче неразрешимых проблем, что у меня есть на сегодняшний момент. Под угрозой оказалась само моё физическое существование, сама моя жизнь.
Поэтому я вручаю свою волю и свою жизнь заботе нового руководителя – Бога, путём решения научиться жить по определённым простым Его правилам (принципам) и находиться в контакте с Ним.
Естественно, что при этом я должен полностью отказаться от всех старых идей и представлений о Боге, о том, как нужно жить, чтобы быть счастливым. Они не сработали в моей жизни.
III. Третий шаг.
Мы оба, спонсор и спонсируемый, становимся на колени.
Сначала молится спонсор:
«Боже, перед тобой на коленях стою я и (имя человека), он пришел к Тебе со всем смирением, которое у него есть, чтобы попросить Тебя, о том, чтобы отныне Ты направлял его и руководил его жизнью. (имя человека) осознал, что его жизнь, построенная на эгоизме и своеволии, когда он жил и поступал так, чтобы хорошо было только ему, не может быть успешной и полностью неуправляема. (имя человека) пришел к Тебе, наш небесный Отец, со всем смирением просить, чтобы ты сделал его одним из своих детей , чтобы он служил Тебе, выполнял Твою волю, посвятил свою жизнь Тебе, Боже, и препоручить свою волю и жизнь твоей заботе, Боже, стремясь быть в постоянном контакте с Тобой, полезным другим детям твоим во всех своих делах и жить по Твоим принципам, чтобы стать проводником Твоей любви.»
Затем я (спонсируемый) говорю, молитву 3 Шага:
“Господи, я предаю себя Тебе, чтобы создавать и творить со мной, как Тебе угодно. Освободи меня от рабства эгоизма, чтобы выполнять Твою волю. Удали то, что тяготит меня, чтобы эта победа была свидетельством для тех, кому я мог бы помочь и помогу Твое силой, Твоей любовью, Твоим путем в жизни. Да исполняю я Волю Твою всегда! Аминь!”
В книге написано:
«Мы долго размышляли, прежде чем сделать этот шаг, чтобы быть уверенными в нашей готовности отдаться Ему окончательно.» Почему нужно размышлять? Я обычно даю подспонсорному время на раздумье и решение вопроса: «Действительно ли он готов начать жизнь на новой основе? Действительно он готов молиться и жить на другой основе, осознанно исключая из жизни личную выгоду, ложь, обман и.т.д.?»
И ещё, в книге написано:
«Мы поняли, что желательно сделать этот шаг, связанный с духовным ростом, вместе с человеком, понимающим нас, таким как жена, лучший друг, духовный наставник. Для этого не требуется никакой обязательной словесной формулы, достаточно лишь выразить основную мысль без всяких оговорок.»
Бог всегда был рядом со мной и пытался мне помочь, но я не допускал его в свою жизнь, постоянно будучи занятым мыслями и заботой о себе (абонент не доступен или находится вне зоны действия сети). Для полной ясности вопроса, что я обещаю сделать, чтобы Бог мог войти в мою жизнь и руководить ею, я после молитвы 3 шага говорю основную мысль третьего шага своими словами ( и прошу подспонсорного тоже сказать свои обещания).
Господи, я обещаю Тебе:
- что полностью откажусь от своих старых представлений о Тебе, о себе и о том, как мне нужно жить.
- что отныне научусь постоянно обращаться к тебе в молитве за руководством и руководствоваться Твоей волей в своих поступках.
( Твоя воля для меня, Господи, чтобы я постоянно был в контакте с Тобой, жил по Твоим принципам, чтобы я изменил свою жизнь таким образом, чтобы сделать её максимально полезной другим, особенно алкоголикам, во всех своих делах. И я согласен, чтобы ты давал мне всё, что мне необходимо в зависимости от того, в какой степени я был полезен другим.) - что сделаю шаги с 4 по 9, чтобы увидеть свой эгоизм, который мешает мне отдать свою жизнь под Твоё руководство, научиться определять его, узнавать и избавляться от его проявлений с Твоей помощью, а также возместить причинённый в прежней жизни ущерб.
- обещаю, что каждый свой день буду проживать по 10,11,12 шагу.
- обещаю, что буду делиться опытом, силами и надеждами с другими, особенно алкоголиками, и применять принципы этой программы жизни во всех своих делах. АМИНЬ!
С момента принятия решения III шага, то что «я хочу для себя, не имеет никакого значения». То, что имеет значение – это Божья воля для меня
( как я могу быть полезен другим детям Твоим и иметь силу жить по твоим правилам (принципам) во всех своих делах?), только это имеет значение.
Бог заботится о том, кто перестал заботиться о себе!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сразу после третьего шага спонсор даёт мне ( и я даю подспонсорному) 11 шаг, ведь именно там описано как конкретно нужно действовать, чтобы препоручать свою волю и свою жизнь Богу сегодня и каждый день в своей жизни.
Теперь мне нужно провести нравственную инвентаризацию.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.