Ураза — пост у мусульман, в какие дни и как ее держат

Детально: Ураза — пост у мусульман, в какие дни и как ее держат - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Как правильно держать уразу (правила поста, намерение, дуа)

Яндекс реклама

Google реклама

С приближением месяца Рамазан, многих интересуют ответы на вопросы, как правильно держать пост, как поститься в месяц Рамадан и т.д.

В этой статье мы решили рассказать о правилах поста в этот Священный для мусульман месяц.

Пост в Исламе — это воздержание от еды, питья и половых сношений в течение дня, а точнее с времени начала рассвета (примерно за два часа до восхода солнца) и до самого заката. После заката солнца все вышеперечисленные запреты снимаются до следующего утра, и так каждый день на протяжении всего месяца Рамадан.

У верующего должно быть искреннее намерение поститься ради довольства Всевышнего Аллаха, то есть никто не должен держать уразу с другой целью, например, ради похудения или соблюдения лечебных диет.

Утреннее время еды называется — сухур, а разговение вечером — ифтар.

Как держать уразу в первый раз

Ничего сложного нет. Утром (точнее в конце ночи) встать, нужно поесть и попить достаточное количество жидкости, чтобы не было сильного обезвоживания организма в течение дня. Следует есть легкую пищу (не острую и не соленую), чтобы потом не хотелось пить.

Ровно за два часа до восхода солнца, нужно прекратить прием пищи, сполоснуть рот, чтобы не остались куски еды и сделать намерение.

Намерение на уразу утром

Многие не знают что говорить когда держишь уразу, какую молитву читать. А это очень легко — утром делается намерение, а вечером молитва (дуа).

Намерение держать уразу в месяц Рамадан, можно произнести следующими словами (можно и на русском):

Науайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля.

«Я намериваюсь держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката, искренне ради довольства Всевышнего Аллаха».

В случае, если человек проспал сухур, он может дальше поститься, если у него было намерение в течение всего месяца держать пост или же перед сном он сделал намерение на уразу, но проспал. Неправильно будет, если человек встал вспомнил, что ничего не поел и решил поститься (то есть если заранее не запланировал).

Как мы поняли, пост будет действительным и без трапезы во время сухура, если постящийся заранее сделал намерение. Однако сухур важен тем, что сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах, приветствует) порекомендовал принимать пищу в утренние часы, сказав:

«Принимайте пищу перед рассветом, ведь, поистине, в сухуре — благодать».

А в другом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовал:

«Дaже если у вaс нет ничего из еды, то старайтесь совершить сухур хотя бы одним фиником или же глотком воды».

А еще сухур — это благодатное время, и за тех, кто встает до рассвета, будут молиться ангелы и просить за них перед Всевышним.

Итак, с намерением разобрались. После произнесения намерения запрещено без уважительной причины прерывать пост, а также нельзя сквернословить, ругаться и даже если кто либо спровоцирует ссору, вы должны ответить: «Я пощусь».

Разговение в Рамадан, молитва или дуа после ифтара

Вечером, сразу же после заката солнца, когда оно полностью исчезнет за горизонтом, необходимо разговляться. Если имеются финики, то можно ими, если нет, то можно просто водой.

После разговения читают такое дуа (можно и на русском):

«Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккальту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту».

«О Аллах, я постился ради Твоего довольствия, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя Твои дары. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Время разговения считается таким моментом, когда принимается молитва верующего и поэтому желательно в эти минуты обращаться к Всевышнему Аллаху с какой-либо дуа или просьбой, причем можно просить у Него на любом языке.

После молитвы можно поесть.

Время когда нужно поститься

Люди, которые первый раз в жизни решили поститься, не знают где и как смотреть время держать уразу, во сколько закрывать утром, во сколько можно кушать, сколько дней держать, можно ли держать уразу в пятницу.

Для точного определения времени можно воспользоваться временами намаза конкретного населенного пункта. Обычно в них указывается время завершения сухура утром, а время разговения (закат солнца) совпадает с временем намаза Магриб (ахшам).

А также в интернете можно найти времена восхода и заката солнца для определенного города. Сухур заканчивается за два часа до восхода солнца, а ифтар (разговение) сразу после заката.

Пост следует держать в течение всего месяца Рамадан, по пятницам тоже. Неправильно поститься только по три дня в начале в конце или в середине, как говорят некоторые незнающие люди, а необходимо держать уразу именно на протяжении всего месяца.

Можно ли держать уразу не делая намаз

Многие задаются вопросом — можно ли держать только уразу без совершения намаза? Не только можно, а нужно.

Как и совершение намаза, пост является обязанностью мусульман перед Всевышним. Намаз является отдельным столпом Ислама, а Ураза отдельным. Поэтому за несоблюдение намаза человеку будет засчитан отдельный грех, а за несоблюдение поста – отдельный. Следовательно, если соблюдать лишь пост, а намаз не совершать, то за оставление намаза будет засчитан грех, но пост считается действительным. Поэтому глупо оставлять еще и пост по причине не совершения намаза.

Однако у человека должно быть твердое намерение в скором времени начать совершать пятикратный намаз. Поскольку мы не знаем когда покинем этот свет (молодыми или старыми, здоровыми или больными), то нужно задуматься о том, сколько людей ушли, так и не начав читать намаз. Не будет ли поздно?

Как держать уразу женщине

Еще можно увидеть такие вопросы касательно месяца Рамазан — как правильно держать уразу женщине, держат ли пост беременные и т.п.

Пост женщин отличается от поста мужчин тем, что во время месячных им запрещено держать уразу, за эти пропущенные по уважительной причине посты, они должны возместить в другие дни, уже после окончания месяца Рамазан. Могут даже восполнить зимой, когда дни короткие.

А что касается беременных и кормящих женщин, то пост может нанести вред как самой женщине, так и малышу, поэтому для них пост не является обязанностью. То есть, если во время кормления или беременности есть опасность нанесения вреда своему здоровью или здоровью ребенка, пост можно отложить и восполнить в другое время.

В одном из хадисов говорится:

«Путники на половину освобождены от намаза, а беременные и кормящие женщины полностью освобождены от поста» (Тирмизи, Саум, 21; Ибн Маджа, Сыям, 12; Насаи, Сыям, 51).

Кто освобождается от поста в Рамадан

Сначала разберем вопрос — со скольки лет можно держать уразу. Несовершеннолетние дети не обязаны держать пост. Однако ради проявления уважения и ради того чтобы в будущем им легче было поститься, можно их приучить держать с вами вместе пост, например до обеда. А со временем наступления половой зрелости, дети по Исламу считаются совершеннолетними, и намаз, и ураза им становится фардом.

От поста освобождаются больные люди, путники, и как уже упомянули выше — женщины во время месячных, беременности и при кормлении грудью. Все эти люди должны возместить пост в другое время. Больной когда выздоровеет, путник когда вернется из сафара, а женщины хотя намаз и не возмещают, но пост обязаны возместить, которые оставили по причине месячных.

Читайте так же:  Как привлечь парня молитва

Больные люди которые и в другое время не могут восполнить пропущенные посты из-за обострения болезни, платят фидия (как бы откуп за каждый пропущенный день). Сумма за один день приравнивается стоимости кормления одного бедняка минимум количеством едой на протяжении дня.

Пусть Аллах облегчит, примет наши посты. Даст всем здоровья, одарит бесконечным счастьем в обоих мирах!

Дополнительные дни поста

Аудио версия настоящей статьи:

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [1], день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4]. Среди месяцев лунного календаря особо выделены с точки зрения соблюдения дополнительного поста — Мухаррам и Ша‘бан [5]. В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней [6].

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша [7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц [8].

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» [9].

Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [10] [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века [11]» [12].

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют. В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен.

Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам [13].

Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие: 1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»); 2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя [14] выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после [15].

Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан [16], то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» [17]; «Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» [18].

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни [19] Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) [20].

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан [21], а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль [22], тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» [23].

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай.

Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль[24].

Если долг превысит один месяц (не 29–30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

[2] Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256–261, хадисы № 1706–1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528–530, все «сахих».

[3] Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

[4] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

[5] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

Читайте так же:  Молитва на сохранение в пути

[6] Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

[7] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

[9] См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

[10] Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

[11] Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

[12] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

[13] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718–1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».

[14] Мусульманские богословы относят это к нежелательным действиям. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 266, 267.

[15] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 265–268, хадисы № 1721–1727; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 307, 308, хадисы № 544 и 545, оба «сахих».

[16] Ша‘бан — месяц, предшествующий Рамадану.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 119, хадис № 3/1227; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, 277.

[18] Богословы говорили, что данный хадис указывает на крайнюю нежелательность начинать пост месяца Рамадан за день-два до фактического начала месяца поста. Но если это пришлось на те дни, в которые человек обычно постится (понедельник и четверг, например) или верующий постился весь месяц Ша‘бан, либо он восполняет дни пропущенного обязательного поста, то он постится, и данное порицание к нему не относится. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 152, хадис № 1914; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, хадис № 1741 и комментарий к нему.

[19] В случае с Ураза-байрамом праздничным днем канонически является лишь один день, а в Курбан-байрам — четыре. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, хадис № 1747.

[20] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, 279, хадисы № 1744–1747 и комментарий к ним.

[21] Женщины (девушки), пропустившие несколько дней поста из-за, например, начавшихся регул, также имеются в виду в данном хадисе.

[22] Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.

[23] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 531, хадис № 8777, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 253, хадис № 1698; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 523, «сахих».

[24] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 74.

В какие дни запрещено держать уразу?

В какие дни запрещено держать уразу?

Следующим после Священного месяца Рамазан по лунной хиджре следует месяц Шауваль. Именно в этот месяц шесть дней поста считаются мустахабом.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тот, кто соблюдал уразу весь Рамазан, будет соблюдать шесть дней уразы в месяц Шауваль, то будет подобен продержавшему пост весь год».

Поститься можно как подряд все шесть дней, так и с промежутком. Но стоит оговориться, что эти шесть дней поста никак не могут компенсировать пропущенные дни поста в месяц Рамазан, а значит, если таковые у вас имеются, должны восполняться отдельно, и это является обязательным. Ибо нафиля (одобряемый, но не обязательный) пост не может быть восполняющим пропущенные по тем или иным причинам дни обязательного поста. И если вы выразили намерение восполнить пропущенные дни поста, то это зачтется вам, соответственно, в качестве погашения обязательного долга, а не как нафиля пост.

Пост в праздничный день Священного Рамазана и четыре дня в праздник Курбан является тахриман макрух , то есть неодобряемое действие близкое к хараму (запретному).

Отдельный пост только в пятницу или только в субботу, считается макрухом танзих макрухом , то есть неодобряемым близким к халялю (дозволенному).

Причина этого проста: пятница это праздник для мусульманина, а суббота это особый день у иудеев, и соответственно чтоб избежать схожести с ними в этот день пост считается не желательным.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!

Почему мусульмане соблюдают пост в Рамадан?

Смысл поста месяца Рамадан

Давайте подумаем – в чем же заключается истинный смысл поста в Рамадан, почему мусульмане должны целый месяц в течение всего светового дня отказаться от пищи, воды и супружеской жизни? Многие сейчас скажут, что таково повеление Всевышнего. Разумеется, это правильно. Но ведь в каждом Его повелении есть своя мудрость и смысл, в чем же смысл поста?

Ответ содержится в той цели, ради которой сотворен человек. Как мы знаем, человек создан для того, чтобы поклоняться своему Творцу.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51, 56).

При этом под поклонением подразумеваются не только определенные действия, когда человек буквально склоняется в молитве перед своим Создателем, падает ниц перед Ним, выражая Ему свою преданность и покорность, но и вся жизнь человека, которая должна быть прожита ради довольства Всевышнего. Когда человек в каждый момент своей жизни должен помнить о Том, Кто его создал – выражать Ему благодарность за свою жизнь и все блага, которые он имеет в жизни, обращаться к Создателю, поступать так, как Он хочет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что же мешает человеку постоянно осознавать себя перед взором Создателя и вести угодную Ему жизнь – ведь мы знаем, что периодически совершаем дурные поступки, бываем забывчивы и неблагодарны? Причина в том, что у нас есть не только душа – при помощи которой мы и способны познавать Творца, но и тело, а вместе с тем множество материальных потребностей.

Читайте так же:  Молитва архангела михаила на понедельник

Мы помещены в материальный мир, который имеет сильную власть над нами – нас влекут к себе разнообразные удовольствия и блага, которые в нем находятся. У нас есть животная душа, наше эго – которую называют нафс, где живут низкие чувства и страсти. Нафс побуждает человека искать удовольствий мирской жизни, соревноваться с другими людьми в накоплении имущества, нафс завидует, гневается, он побуждает человека искать запретного общения с противоположным полом.

Для того, чтобы человек хотя бы на некоторое время оторвался от материальной жизни и вспоминал своего Творца, Он повелел нам исполнять определенные действия поклонения – совершать обязательные молитвы, отказываться от запретной пищи, читать Коран. В эти момент человек на некоторое время отрешается от мирской суеты, но через какое-то время потребности материального мира опять берут верх над ним, и он забывает о духовных вопросах.

Чтобы эта связь человека с материальным миром хотя бы на какое-то время была прервана, Всевышний повелел ему раз в году целый месяц держать пост, то есть, резко ограничить потребности его тела. На протяжении долгого дня – особенно если пост приходится на лето, человек испытывает голод и жажду, он не должен сближаться с супругой или супругом.

Почему необходимо отказаться именно от еды, питья и интимных отношений? Желудок и половые органы – это именно те части тела, при помощи которых материальный мир управляет нашим поведением. Ради чего человек трудится и умножает свое имущество, собирает богатство?

Это делается либо ради того, чтобы иметь возможность покупать себе самую вкусную еду и разнообразные напитки, либо ради того, чтобы быть привлекательным для противоположного пола. Мужчины стараются достичь высокого положения в обществе, заработать большие деньги, чтобы их любили красивые девушки – ведь для многих женщин важно, чтобы их муж был богатым и известным человеком.

Женщины, наоборот, всячески приукрашивают свою внешность — наряжаются в модную одежду, следят за своим лицом и фигурой, поскольку мужчинам нравится видеть рядом с собой привлекательную и ухоженную жену. Ради обладания какой-то очень красивой женщиной мужчины вступали в конфликты и даже устраивали войны. По древнегреческой легенде, многолетняя Троянская война произошла именно из-за женщины – когда троянский царевич Парис похитил Елену, прекрасную жену спартанского царя Менелая.

Иными словами, именно голод и влечение к женщине (или к мужчине) управляют человеком в этом мире, движут его поведением. Зная это свойство человека, его зависимость от потребностей своего тела, наш Создатель и повелел человеку в определенное время года сознательно обуздывать эти два органа, которые имеют над ним такую власть. Недаром аят Корана, где говорится о возложенной на мусульман – так же, как на верующих других религий – обязанности поста, говорится о богобоязненности человека.

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными» (2, 183).

Иными словами, Господь говорит человеку – если ты сумеешь в это время обуздать свое тело, свои мирские потребности, таким образом ты выразишь свою преданность Мне, ты вспомнишь о Том, Кто тебя создал.

Смысл Рамадана именно в том, чтобы отказаться на время от нужд и желаний нашего тела, чтобы освободившееся время посвятить поклонению Всевышнему. Поэтому в Рамадан становятся такими ценными и обязательные, и желательные действия поклонения – поскольку в идеале человек должен совершать их с удвоенным энтузиазмом, с большим усердием и любовью к Богу.

К сожалению, следует отметить, что в Рамадан человека подстерегают другие опасности. У него образуется много свободного времени – когда ему не нужно несколько раз в день готовить себе еду, покупать продукты, отвлекаться на прием пищи. Остаются только его трудовые обязанности (если он должен в это время работать) или учебные (если он учится).

Оставшееся время ему следует посвятить чтению Корана или иной религиозной литературы, поминанию Аллаха (зикр), совершению желательных намазов – либо восполнению пропущенных молитв, если у него есть долговые намазы, и иным богоугодным делам (посещать больных, помогать бедным, уделять внимание родственникам).

Но с сожалением приходится признать, что многие мусульмане тратят это ценное свободное время совершенно впустую. Они часами сидят перед телевизором, бесцельно бродят по интернет-сайтам, болтают по телефону, переписываются в социальных сетях. Женщины ходят по магазинам, где часами рассматривают и примеряют одежду или обувь, рассматривают модные сумочки или иные аксессуары. С приближением вечера они с нетерпением посматривают на часы – когда же наконец это кончится, и можно будет вкусно поесть и попить?

Вторая опасность, которая подстерегает верующих в это время – это грехи языка. Человек обуздал потребности своего желудка, своих половых органов, но, к сожалению, язык остался на свободе. Во время Рамадана возрастает награда за благие дела, но грехи, совершенные в это время, будут особенно тяжелыми. Особенно это касается всех грехов, связанных с языком – злословия, сплетен, клеветы, лжи, сквернословия и брани, ссор и споров.

Поэтому во многих хадисах подчеркивается важность обуздания своей речи в это время, важность удаления от ссор и конфликтов:

«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь попытается завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): « Поистине, я пощусь! (Я соблюдаю пост!)» (Аль-Бухари).

«Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху нет нужды, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Аль-Бухари).

Про таких верующих говорится в хадисе, что пост не принесет им никакой пользы, кроме голода и жажды.

Итак, какой можно сделать вывод? Рамадан необходим для поддержания баланса между материальными и духовными вещами в жизни человека – когда раз в году человеку предписано резко ограничить потребности своего тела, чтобы иметь возможность вспомнить о своем Создателе, усердно поклоняясь Ему и совершая благие дела. Поэтому для нас крайне важно, чтобы это ценное время не пропало впустую и не было потрачено на бесполезные, а то и вредные дела, которые вызовут гнев Аллаха.

Пост и его достоинства в исламе

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России и СНГ на текущий 2020 год представлен в специальном разделе нашего сайта «Время намаза».

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Читайте так же:  Молитва чтобы мужа домой тянуло

В 2020 году Рамазан продлится с 24 апреля (первый день поста) по 23 мая (см. календарь):

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы – это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост – это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа – за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура – постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в День Ашура служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) – имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа – об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам – ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха – Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан – ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль – так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день, или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца – Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг – именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, – говорил он. – И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения – при ифтаре – произносят дуа:

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приём пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу – такой пост будет считаться действительным.

Читайте так же:  Молитва соль от порчи и сглаза

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, – попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает менструация, ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой прощение грехов, о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Какие посты, помимо поста в Рамадан, должен соблюдать мусульманин?

Вопросы: какие посты, помимо поста в Рамадан, должен соблюдать мусульманин?

Обязательным для мусульман является только пост в Священный месяц Рамазан. Остальные же посты не обязательны, а лишь поощрительны. То есть если человек не поститься, то нет на нем греха, а если поститься, то получит за это вознаграждение. Однако, если человек начав нафиля пост, испортил его по каким-либо причинам, то восполнить этот пост становиться его обязанностью.

Существуют разные виды нафиля поста. Человек может следовать сунне Пророка Ибрахима (мир Ему) и поститься три дня в месяц, может следовать сунне Пророка Дауда (мир Ему) постясь через день. Или же может следовать сунне Благословенного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)и держать уразу, то есть пост, в те дни в которые держал Избранный и Любимый Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), например каждый понедельник и четверг. История знает людей, которые постились каждый день, хотя по Исламу данное действие, совершенное без веских причин считается неодобряемым.

Немаловажно знать дни, в которые поститься макрух. Причем макрух не только близкий к дозволенному, но и к запретному.

Например, поститься только в пятницу, принятый как священный праздничный день для мусульман считается танзихан макрух, то есть нежелательное действие близкое к дозволенному. Ибо как указанно в хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пятница это день когда едят, пьют и совершают зикр, то есть поминают Всевышнего.

Поститься же в первый день праздника Рамазан и в Курбан байрам считается тахриман макрух, то есть действием близким к запретному.

Также неодобряемым считается, когда человек не прерывая пост, то есть, не совершая прием пищи после захода солнца, поститься несколько дней подряд.

Все это зависит от самого человека, от его возможностей и намерений. Если человек поститься только для того, чтобы привлечь внимание окружающих и заслужить людскую похвалу, то от такого поста в плане духовном прока мало.

В какие дни когда нельзя держать Пост

Дни, в которые нельзя держать Пост:

  • В день праздника Фи т р – праздника прекращения Поста – первый день Ша уу аля, месяца, следующего за Рамаданом.
  • В день праздника К урбан-Байрам – десятого числа месяца З уль- Х иджа.

Имам Муслим передал от ‘Аиши, да будет ей еще больше милости Аллаhа, что Пророк Му х аммад, мир Ему, запретил соблюдение Поста в дни двух праздников Аль-Фитр и Курбан-Байрама.

  • В три последующих дня после К урбан-Байрама (дни Ат-Ташри к ). Пророк, мир Ему, об этом сказал:

«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ»

Это означает: «Дни Ат-Ташри к – дни, когда едят и пьют».

Передал имам Муслим.

  • В день сомнения, то есть в день, следующий за двадцать девятым Ша‘бана, если о том, что видели новолуние Рамадана сообщили те люди, высказывание которых не является достаточным для определения начала месяца, например, это люди, совершающие большие грехи, а также дети, женщины и тому подобное.

Такой день называется днем сомнения и в этот день нельзя поститься. Об этом Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал:

«لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ
فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

Это означает: «Нельзя опережать Рамадан ни на один или больше дней ни в коем случае. Начинать соблюдение Поста и прекращать его следует по наблюдению новолуния. Если же новолуния не было видно, то следует дополнить Ша‘бан тридцатым днем» . Передал имам Аль-Бухарий.

  • Во второй половине месяца Ша‘бан запрещено соблюдать Пост и этот Пост не действительный. Исключением является Пост-долг или Пост-на з р (обет), а также разрешается соблюдать Пост-Сунну в том случае, если он был продолжением Поста, начатого в первой половине Ша‘бана [1] .

Пророк Му х аммад, мир Ему, призывал соблюдать шесть дней Поста в месяце Ша уу аль – это является Сунной. Лучше поститься шесть дней подряд сразу же после дня Праздника Разговения. Если же поститься после праздника не все шесть дней подряд, а отдельными днями, то это также учитывается как Сунна [2] .

Абу Айюб Аль-Ан с арий передал такие слова Пророка Му х аммада, мир Ему:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ»

Это означает: «Кто постился в месяц Рамадан и после него соблюдал Пост шести дней месяца Ша уу аль, как будто постился целый год» . Передал имам Муслим.

Кто приступил к соблюдению обязательного Поста (фар д ), например в месяце Рамадан, или к соблюдению долга (ка д а) а также, если приступил к соблюдению Поста-назр (Пост-обет), тот не может его прерывать, это запрещено ( х арам). А если кто-либо соблюдает Пост-нафль (Сунну), то по школе имама Аш-Шафи‘ый не запрещается его прервать.

[1] То есть до 15 числа месяца Ша‘бан включительно. Например, если человек до середины Ша‘бана постился по понедельникам и четвергам или соблюдал Пост через день, тогда он может продолжать этот Пост и во второй половине Ша‘бана.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Действия и слова Пророка Му х аммада, мир Ему.

Ураза — пост у мусульман, в какие дни и как ее держат
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here