Содержание
Всенощное бдение
Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.
Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.
Всенощная начинается с великой вечерни
В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.
Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).
Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».
Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.
После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.
Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.
Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.
Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.
После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.
Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.
После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки [1] . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.
Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.
Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий
В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.
Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.
После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.
Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.
После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».
Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.
Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.
После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.
Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.
Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.
После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.
Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.
Молитвенное правило
Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.
Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.
Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.
Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.
Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.
Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».
Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.
В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.
Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.
Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.
Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.
Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.
Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.
Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.
Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.
Вспоминается такая притча:
В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».
Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»
Читать вечерние молитвы
Вечерние молитвы
Вечерние молитвы — незаменимая часть жизни каждого православного христианина. Повелось с глубокой древности, что к Господу следует обращаться ежедневно, перед едой, началом работы, а также утром и вечером. Для этого каждому рекомендуется держать у себя краткий молитвенник, который поможет быстро и своевременно найти необходимую молитву.
Обязательно ли читать вечерние молитвы?
Все это делается потому, что каждый человек слаб перед искушением и плотскими грехами, и для того, чтобы не поддаться соблазну, нужно неустанно и ежедневно обращаться к Богу за помощью, для того, чтобы найти в себе силы побороть лукавого. Можно провести аналогию с пищей для физического тела — если не питаться полноценно и по расписанию, тело ослабеет и не будет так хорошо себя чувствовать, как раньше. То же самое и с молитвами, которые являются духовной пищей для христианина.
Бог видит добрые дела и обязательно вознаграждает тех, кто их выполняет. Однако, как истинный наш Отец он ждет нашего обращения к Нему, для того, чтобы снова и снова направлять на истинный путь и помогать сохранить душу чистой и светлой, избегать грехов и ненужных искушений.
Как правильно читать вечерние молитвы?
Любая молитва читается с определенным, присущим ей ритмом. Можно послушать в церквях священников, чтобы убедиться, как мерно и естественно звучат слова в их исполнении. Каждому христианину желательно стремиться к такому же конечному результату.
Конечно, изначально не получается читать именно так, как это делают опытные молельщики или монашествующие люди. Начинающие молитвенный путь должны следовать нескольким несложным правилам, чтобы привычка к молитве формировалась естественно и не насильно:
Читаем вечерние молитвы в такое время, когда все основные дела уже сделаны, и никто вам не помешает. Желательно выбрать для этого тихое место, выключить телевизор, радио, и сосредоточиться на словах, которые вы произносите. Старайтесь понять, какой смысл вкладывается в чтение вечерней молитвы и почему произносятся именно эти слова. Перед молитвой нужно очиститься и выкинуть из головы все дурное. Нельзя молиться со злобой или ненавистью в сердце.
Для тех, кто только начинает свой путь, сложно будет произнести всю молитву целиком и не ошибиться. Церковь поощряет произнесение облегченных вариантов для новичков, которые, постепенно, могут по мере своих возможностей переходить к более сложным молитвам. Стоит запомнить, что важнее не количество произнесенных строчек, а понимание и искренняя вера в то, что вы произносите.
Читаем вечерние молитвы вначале про себя, стараясь понять и прочувствовать ритм текста, а затем, прокрутив в голове, можно начать повторять молитву вслух, стараясь соответствовать канону.
Духовники рекомендуют новичкам начать с более простых текстов, а дней через 10, когда прочтение их уже не будет составлять особого труда, постепенно добавлять некоторое количество строк.
Молитва будет услышана Господом только в том случае, если она произносится искренне и от чистого сердца, без злых помыслов и скрытого внутри себя гнева. Молитва произносится на благо и служение Богу и людям. Если следовать этим несложным правилам, можно за короткое время улучшить навыки чтения молитвы. Без сомнения, неправильно произнесенные молитвы делают невозможным истинное благоговение перед Господом во время произнесения святых текстов.
Толкование самых распространенных молитв
Царю Небесный
Читать вечерние молитвы обычно начинают с этого молитвословия, как самого распространенного и действенного. В данной молитве Святого Духа именуют Царем, ибо он истинный Царь всего живого и неживого на этой Земле и за ее пределами, в обьединении с Богом Отцом и Богом Сыном. Перечисляется то, что он приносит утешение страждущим и тем, кто ждет его поддержки, достаточно лишь обратиться и чистосердечно попросить помощи. Он называется Духом Истины, потому что помогает найти заблудшим душам свой Истинный Путь, который приведет их на настоящую дорогу.
Трисвятое
Данное прошение относится к пресвятой Троице, которую восславляют перед Престолом святые ангелы. Бога Сына в этой молитве называют Всесильным, благодаря его победе над дияволом и разрушением ада. Человек в этой молитве просит избавить его от всех грехов, которые он совершил или вынужден будет совершить, а также оберегать его на протяжении жизненного пути.
Молитва Господня
Читаем вечерние молитвы, несомненно, из самых различных источников, но чаще всего советуют именно эту, благодаря ее простоте, звучности. Она как будто распологает к искренности. Такая молитва напоминает каждому у родителях, потому что каждый для Бога — как неразумный ребенок, которого нужно оберегать и наставлять на правильный путь. В этой молитве человек подтверждает, что верит во Всесильность Бога и просит его наставить человека на путь истинный, уберечь его от всевозможных ошибок и простить, если он их совершит.
Молитва Ангелу Хранителю
Ангел Хранитель — для каждого верующего настоящий защитник и наставник, причем он для человека выбирается самим Богом, поэтому имеет огромную власть. Моление вечером своему ангелу хранителю просто необходимо, поэтому данная молитва входит в обязательный перечень. Ангел хранитель обязательно предостережет от ненужных поступков, а также поможет жить так, чтобы душа и тело жили в гармонии и чистоте. В данной молитве особенно подчеркивается опасность как физических врагов человека (например, нехристианских людей, которые толкают на совершение греха), так и духовных врагов (плотские позывы, низменные страсти).
Некоторые детали относительно вечерних молитв
Из-за различных причин (например, недостатка времени или слабого зрения), у многих не получается прочитать необходимое количество молитв перед сном. Поэтому возникает вопрос, можно ли заменить вечернию молитву чем-нибудь другим, например, прослушиванием церковных песнопений.
Как утверждается в послании Апостола Павла, не важно, чем занят человек, главное, чтобы все это делалось во славу Божью. Но многие церковники не позволяют этого делать, считая, что прослушивание песен не несет в себе того смысла, который несет произнесение святых слов вслух.
Молитву следует читать искренне и от всего сердца, чтобы душа наполнялась благоговением. Необходимо возблагодарить Бога за все, что случилось за этот день: неважно, хорошее или плохое, потому что Бог никогда не дает нам обстоятельств тяжелее, чем те, с которыми мы можем справиться и стать сильнее. Если молитва читается на церковнославянском языке, нужно знать ее русский перевод, чтобы не произносить слова, которых не понимаешь и не чувствуешь.
Во сне человек особенно уязвим перед происками лукавого, поэтому просто необходимо защищать себя ежедневней вечерней молитвой. Порождения диавола могут посылать в расслабленное сознание греховные мысли, дурные желания, кошмары. Защищенный молитвой человек находится под неустанной защитой Господа и его ангела хранителя, поэтому, несомненно, вечерняя молитва является важным ежедневным делом в жизни каждого христианина.
Вечерняя молитва
Вестминстерский словарь теологических терминов. — М.: «Республика» . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .
Смотреть что такое «Вечерняя молитва» в других словарях:
Сура 103 АЛЬ-‘АСР ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА, мекканская, 3 аята — Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Клянусь молитвой вечернею: 2. Поистине человек в заблуждении, 3. Кроме тех, что уверовали и творили благие деяния, наставляя друг друга в правой вере и в терпении … Коран. Перевод Б. Шидфар
молитва — ы, ж. 1) Обращение к Богу, к святым с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла, содержащее также благодарность, восхваление. Утренняя молитва. Вечерняя молитва. Но, видно, внял господь моим молитвам, дух кротости в Бориса он вложил (А. К.… … Популярный словарь русского языка
молитва — бессловная (П.Соловьева); благостная (И.Аксаков, Фруг); восторженная (Потехин); горячая (Голен. Кутузов); жаркая (Фруг); кроткая (Фруг); немая (Андреев); пламенная (А.Измайлов); святая (Блок, Полежаев, К.Р.); сладкая (Потехин, Сологуб);… … Словарь эпитетов
Минха (молитва) — … Википедия
Амида (молитва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Амида. Амида (ивр. עֲמִידָה Стояние) главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне Эсре» (ивр. שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה … … Википедия
Салат (молитва) — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
evening prayer — Вечерняя молитва … Вестминстерский словарь теологических терминов
ВЕЧЕРНЯ — Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения ок. 9 го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.… … Православная энциклопедия
Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия
Намаз — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Вечерня
Вече́рня – общественное богослужение, совершаемое в вечерние часы (в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной)).
Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения.
В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паремии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» ( Лк. 2; 29-30 ); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст.
На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма.
Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.
Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
Вечерняя молитва как называется
Вечерняя молитва — ♦ (ENG evening prayer) вечерняя служба в англиканской церкви, соответствует вечерне в римско католической церкви. Называется также вечернее песнопение … Вестминстерский словарь теологических терминов
Сура 103 АЛЬ-‘АСР ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА, мекканская, 3 аята — Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Клянусь молитвой вечернею: 2. Поистине человек в заблуждении, 3. Кроме тех, что уверовали и творили благие деяния, наставляя друг друга в правой вере и в терпении … Коран. Перевод Б. Шидфар
молитва — ы, ж. 1) Обращение к Богу, к святым с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла, содержащее также благодарность, восхваление. Утренняя молитва. Вечерняя молитва. Но, видно, внял господь моим молитвам, дух кротости в Бориса он вложил (А. К.… … Популярный словарь русского языка
Видео (кликните для воспроизведения). |
молитва — бессловная (П.Соловьева); благостная (И.Аксаков, Фруг); восторженная (Потехин); горячая (Голен. Кутузов); жаркая (Фруг); кроткая (Фруг); немая (Андреев); пламенная (А.Измайлов); святая (Блок, Полежаев, К.Р.); сладкая (Потехин, Сологуб);… … Словарь эпитетов
Минха (молитва) — … Википедия
Амида (молитва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Амида. Амида (ивр. עֲמִידָה Стояние) главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне Эсре» (ивр. שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה … … Википедия
Салат (молитва) — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
evening prayer — Вечерняя молитва … Вестминстерский словарь теологических терминов
ВЕЧЕРНЯ — Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения ок. 9 го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.… … Православная энциклопедия
Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия
Намаз — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Вечерняя молитва как называется
Вечерняя молитва — ♦ (ENG evening prayer) вечерняя служба в англиканской церкви, соответствует вечерне в римско католической церкви. Называется также вечернее песнопение … Вестминстерский словарь теологических терминов
Сура 103 АЛЬ-‘АСР ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА, мекканская, 3 аята — Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Клянусь молитвой вечернею: 2. Поистине человек в заблуждении, 3. Кроме тех, что уверовали и творили благие деяния, наставляя друг друга в правой вере и в терпении … Коран. Перевод Б. Шидфар
молитва — ы, ж. 1) Обращение к Богу, к святым с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла, содержащее также благодарность, восхваление. Утренняя молитва. Вечерняя молитва. Но, видно, внял господь моим молитвам, дух кротости в Бориса он вложил (А. К.… … Популярный словарь русского языка
молитва — бессловная (П.Соловьева); благостная (И.Аксаков, Фруг); восторженная (Потехин); горячая (Голен. Кутузов); жаркая (Фруг); кроткая (Фруг); немая (Андреев); пламенная (А.Измайлов); святая (Блок, Полежаев, К.Р.); сладкая (Потехин, Сологуб);… … Словарь эпитетов
Минха (молитва) — … Википедия
Амида (молитва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Амида. Амида (ивр. עֲמִידָה Стояние) главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне Эсре» (ивр. שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה … … Википедия
Салат (молитва) — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
evening prayer — Вечерняя молитва … Вестминстерский словарь теологических терминов
ВЕЧЕРНЯ — Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения ок. 9 го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.… … Православная энциклопедия
Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия
Намаз — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Вечерние молитвы
Сновидение считается связующим звеном между реальным миром и миром снов. Именно в это время человека посещают сомнения и страхи за свое будущее. Вечернее правило молитвы на сон грядущим — это особый вид обращений к Богу. В них содержится искренняя просьба о том, чтобы Всевышний защитил верующего и не дал ему в сумрачный час сбиться с пути истинного. Человек в вечерних обращениях обязательно благодарит Бога за прожитый день, просит благословения на спокойный сон и молит о покаянии за свои свершенные ведомые и неведомые прегрешения.
Вечерние молитвы (вечернее правило молитвы на сон грядущим)
Вечернее правило на сон грядущим всегда состоит из нескольких молитв.
Начинаться оно должно пред начертательной молитвой, которая звучит следующим образом:
Для разных категорий верующих мирян выделяется три основных молитвенных правила вечерних молитв:
1. Полное молитвенное правило, напечатано в «Православном молитвослове», которым могут пользоваться опытные верующие.
2. Краткое молитвенное правило, которое состоит из следующих основных молитв:
- «Царю Небесному»;
- «Трисвятое»;
- «К Святой Троице»;
- «Молитва Господня»;
- «Боже вечный»;
- «Благаго Царя»;
- «Ангеле Христов».
- от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
- «Отче наш».
3. Краткое молитвенное правило, которое разработано Преподобным Серафимом Саровским предусматривает чтение следующих молитв:
- «Отче наш», молитва читается три раза;
- «Богородице Дево», молитва читается три раза;
- «Верую».
Когда человек становится верующим и приходит в церковь, он сталкивается со многими непонятными ему вещам. Оказывается, нужно выполнять многие правила, а это не всегда просто. Только столкнувшись с определенными ритуальными трудностями и успешно преодолев их, человек начинает понимать, что таким образом Бог ставит необходимую преграду, отделяющую верующих от грехов.
Обязательным для верующего является чтение вечерних молитв. Молитвенное правило при этом для начинающих может быть сокращено. Допускается читать одну вечернюю молитву. Но при этом каждый вечер обращения к Богу должны быть разными, а их последовательность нужно согласовать со священником. Но при этом следует понимать, вечернее правило занимает не более полчаса, поэтому нужно настроиться на то, чтобы следовать ему полностью.
Для новичков начинать вечернее моление следует с молитвы «Царю Небесный». После этого нужно прочитать короткое взывание к Богу «Трисвятое», затем прочитать молитву «Пресвятая Троице» и закончить вечернее правило следует известной всем молитвой «Отче наш».
Тексты и толкования вечерних молитв
Молитва Святому Духу
Текст первой вечерней молитвы, которая известна еще и под названием «Царю небесный» звучит следующим образом:
В этой молитве звучит обращение к Духу Святому. Он в молитве называется царем, так как он, как и Бог Отец и Бог Сын, управляет вселенной и царствует над всем миром. Утешитель он потому, что после смерти Иисуса Христа он утешил апостолов и сегодня утешает всех, кто в этом нуждается. Духом истины он называется, потому что он наставляет верующих на путь истины и учит их праведной жизни.
Молитва «Трисвятое»
Далее произносится молитва «Трисвятое», которая также называется ангельской песнью:
Эта молитва обращена к трем лицам Святой Троицы. При этом к Богу Отцу обращаются, как Святой Боже. Бог Сын — это Святой Всесильный. Такое обращение обусловлено тем, что Сын Божий своим воскресением победил дьявола и разрушил ад. Дух Святой — это Святой Бессмертный. Он называется так, что он вечный и как Бог дарует всем существам жизнь на земле, а людям он дарует за добродетельную жизнь бессмертие. Эту песнь поют ангелы на небесах над троном Божьим.
В молитве содержится обращение непосредственно к Святой Троице, а после этого к каждому лицу Святой Троицы. Но во всех случаях верующий просит прощения от грехов. При этом к Богу Отцу, мы обращаемся за очищением наших грехов, у Бога Сына просим прощения за все неправильные действия, которые мы совершили, а к Святому Духу мы обращаемся с просьбой исцелить наши душевные немощи. В последних молитвенных словах акцентируется то, что мы просим прощения грехов не по заслугам нашим, а чтобы прославлять Пресвятую Троицу.
Молитва Господня
Следующей вечерней молитвой является молитва Господня — обращение к Богу. В этой молитве содержится обращение непосредственно к Богу. Мы обращаемся к нему словом «отец». Это значит, что мы стоим перед ним подобно детям перед своими родителями. Мы молимся ему с искренней любовью и преданностью. Во время молитвы верующие подобны детям, открываясь Богу во всем, делятся всеми своими нуждами с сердечной простотой. Подчеркивая факт Отца, живущего на небесах, мы признаем мощь и всесилие Бога.
В молитве верующие просят о том, чтобы Бог не только простил грехи, но управлял бы душевными силами, направлял бы на путь истинный, чтобы получить возможность попасть в Царство Небесное.
Слушать молитву Господу:
Тропарь вечерний
Обязательными для вечерней молитвы являются тропари. Перевод такого молитвенного текста звучит так:
Молитва Ангелу Хранителю
Еще одной важной молитвой, которую нужно читать на сон грядущим является молитва Ангелу Хранителю.
Текст обращения звучит так:
Ангел Хранитель для каждого человека является Добрым Духом, который назначен самим Богом охранять и направлять человека на истинный путь. Поэтому вечером нужно обязательно помолиться ему. Если будет установлена связь с Ангелом Хранителем, то он защитит человека от грехов и поможет жить свято, являясь покровителем души и тела.
Именно в молитве Ангелу Хранителю подчеркивается опасность для верующего врагов телесных и бестелесных. Первые — это люди, которые подталкивают к греху. Бесплотные же, или духовные враги — это наши пагубные душевные страсти, к примеру, зависть или гордость.
Молитва Святого Макария
Для тех, кто соблюдает полное вечернее правило в перечень молитв включается молитва Святого Макария Великого к Богу Отцу.
Текст обращения такой:
Другие нюансы вечернего правила
Многие спрашивают о том, можно ли вечером перед сном слушать православные молитвы? В качестве ответа на этот важный для многих вопрос можно сослаться на послание апостола Павла к Коринфянам, в котором он пишет, что неважно, чем занимается человек, ест он, пьет или чем-либо другим занят, важно чтобы все делалось во славу Божью. Это значит, что можно прослушивать православные молитвы и песнопения перед сном. Но при этом следует понимать, что заменять вечерние молитвы таким способом нельзя.
Также можно слушать песнопения старцев Оптиной Пустыни. Это мужской монастырь, который славится древними православными традициями, история святыни уходит вглубь веков. Здесь во все времена служили Богу старцы, которые могли предвидеть людские судьбы и предсказывать будущее. Энергетика веры и необходимости служить Господу передается через молитвенные песнопения братии Оптиной Пустыни и настраивает на праведную жизнь.
Положительно церковь относится к просматриванию видео с песнопениями и молитвами. Можно вечером некоторое время просматривать, ранее скачанное видео бесплатно. Важно очень бережно относится к такому материалу. Желательно в процесс прослушивания аудио материалов или просматривания видео отложить все мирские дела.
Перед вечерней молитвой нужно отрешиться от мирских дел и полностью сосредоточится на своем желании пообщаться с Богом и поблагодарить его за все, что было им дано вам в день прошедший.
Молиться вечером нужно непосредственно перед сном, а после вечерних молитв следует сразу ложиться спать. Не следует заниматься, какими-либо домашними делами и желательно без необходимости не общаться с домочадцами. Молиться нужно умом и сердцем. Это значит, что нужно осознавать каждое произнесенное слово, но исходить произнесенные фразы должны из глубины души. Если принимается решение молиться на старославянском языке, то нужно обязательно ознакомиться с русским переводом и понять каждое слово. Но когда изучение языка оригинала вызывает какие-либо затруднения, то лучше читать молитвы на русском языке, понимая полностью их смысл.
Очень важно, приступая к вечерним молитвам, изгнать из своего сердца обиды, горечь и раздражение. Важно понимать, что любая молитва станет поддержкой только в том случае, если верующий ведет праведную жизнь и вся его деятельность в жизни направлена на служение людям. Помешать общению с Богом и привести к тому, что вечерние молитвы не будут услышаны Господом, может сильная усталость. Поэтому нужно найти время немного отдохнуть перед тем, как молиться.
Важно понимать, что при чтении вечерних молитв не следует напрягаться. Важно не вычитывать сложные тексты молитв на старославянском языке, а понимать их. Без понимания молитвенных обращений искреннего общения с Богом, которое так важно в час вечерний, не получится. Именно поэтому необходимо заучивать молитвы. Священнослужители утверждают, что обязательно следует включать в вечернее правило молитвы старцев Оптина Пустынь. Они складывались веками и в каждой фразе можно уловить глубокую мудрость, которая поможет понять основы православия, а затем глубже познать их.
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
День каждого православного христианина начинается и завершается молитвой . Верующий человек так же обязательно произносит молитвы:
- перед тем, как сесть за стол;
- перед тем, как приступить к работе;
- по завершении дела.
Содержание правила
Молитвы, отобранные для конкретных случаев, собранные в устоявшемся порядке, называются «правилом».
В самом слове содержится указание на обязательность этого чтения
: на то и правило, чтобы его исполнять!
Утреннее
Пробудившись и встав с кровати, следует прочесть:
- «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
- «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
- Символ веры.
Преподобный Серафим Саровский считал непрестанную молитву первой необходимостью для любого человека.
Полезные материалы
Однако, некоторым людям, в особенности, новоначальным христианам, запоминать обширные тексты на церковнославянском языке довольно сложно. Учитывая это, святой составил краткое правило для людей, живущих мирской жизнью.
Исполняя сугубый молитвенный подвиг, прп. Серафим молился 1000 дней и ночей на камне в лесной глуши.
В него вошли молитвы, тексты которых известны всем православным воцерковленным христианам. В силу краткости и общеупотребительности, их несложно запомнить. Тем не менее, регулярное их чтение святой почитал делом в высшей степени душеполезным. Эти молитвы иногда называют еще «Серафимовым правилом».
Сам святой Серафим Саровский был, как известно, великим молитвенником: он провел тысячу дней в непрестанной молитве, стоя на коленях на большом валуне, а позднее затворился более чем на 10 лет.
С утра до середины дня, выполняя разную работу, следует произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)!»
Если такой возможности нет, например, вокруг люди, то следует просто повторять про себя сокращенный ее вариант: «Господи, помилуй!»
Перед самым обедом следует повторить молитвы из утреннего правила.
После того и до самого вечера нужно произносить «Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного! Если есть возможность остаться наедине с собой, то можно повторять: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».
Вечернее
Перед тем, как лечь спать, следует прочесть те же молитвы и в том же порядке, что и утром.
- «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
- «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
- Символ веры.
Полные тексты молитв, которые преподобный Серафим благословлял читать в течение всего дня
Ниже приведены полные тексты молитв краткого молитвенного правила для мирян.
Молитва
Правило утреннее
Молитва Господня «Отче наш» :
«Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго». (3 раза)
Песнь Богородицы «Богородице, Дево, радуйся!»
«Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших» (3 раза)
Символ веры
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже
от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже
Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века. Аминь». (1 раз)
Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Или просто повторять в уме: «Господи, помилуй».
«Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного».
«Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешного».
Повторить утреннее правило.
Богородичное правило
Широко известно молитвенное правило, получившее название «Богородичного». Не нужно путать его с краткими молитвами для мирян, которые благословлял святой Серафим. Правило это в общем виде состоит из молитвы «Богородице Дево, радуйся», повторяемой 150 раз. После каждых 10 молитв читается по 1 разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Также через каждые десять молитв добавляют прошения, соответствующие этапу в земной жизни Пресвятой Богородицы. Таким образом, вспоминают всю земную жизнь Царицы Небесной.
Ниже приведено полное Богородичное правило, которым молился священномученик Серафим (Звездинский). Сегодня Богородичное правило широко распространено в таком виде.
Молитва
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается ежедневно 150 раз) .
После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».
После каждого десятка читаются дополнительные молитвы:
Первый десяток.
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников) , а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.
Второй десяток.
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви .
О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).
Третий десяток.
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена) .
Четвертый десяток.
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена) .
Пятый десяток.
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.
Шестой десяток.
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.
Седьмой десяток.
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.
Восьмой десяток.
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.
Девятый десяток.
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.
О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.
Десятый десяток.
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.
Одиннадцатый десяток.
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.
Двенадцатый десяток.
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.
Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.
Четырнадцатый десяток.
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.
Пятнадцатый десяток.
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.
Если не получается исполнить
Если же по каким-то причинам строго придерживаться этого правила не получается, святой Серафим советовал таким людям просто читать эти молитвы про себя при всяком удобном случае: находясь в пути, лежа в постели, делая какую-либо монотонную работу руками и так далее.
О своем молитвенном правиле для мирян святой говорил, что тот, кто будет придерживаться его, может «достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».
Дни памяти
2 Январь 1833 года День преставления св. прп. Серафима Саровского, по старому стилю. Утром почившего старца нашли стоящим на коленях перед образом Божией Матери Умиление.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дни памяти преподобного Серафима по новому стилю празднуются 15 января (преставление, второе обретение мощей) и 1 августа (обретение мощей).
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.