Вифлеемские младенцы история, храм, молитвы, иконы

Детально: Вифлеемские младенцы история, храм, молитвы, иконы - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Икона Вифлеемской Божьей Матери. Православные иконы. Иконы святых

Одной из самых почитаемых святынь христианства является икона Вифлеемской Божьей Матери. История ее небогата, однако достаточно запутана. Некоторые историки считают, что написана она была на Руси. По мнению других, ее создателем был евангелист Лука. Этот святой написал три подобных иконы – Цареградскую, Эфесскую и Иерусалимскую. Последняя называется Вифлеемской.

История иконы Вифлеемской Божьей Матери

Многие считают, что написал Лука этот образ еще при жизни Богородицы, а поэтому он наиболее точно показывает, как именно выглядела Дева Мария. Сначала евангелист создал одну икону с изображением Богородицы, а потом еще две. Одну из них он решил показать самой Деве Марии. Образ понравился Богородице, и она благословила его, прибавив, что со всеми, кто будет молиться, глядя на него, «пребудет благодать».

Евангелист Лука написал еще несколько икон, на которых основатели христианства изображены достоверно. Считается, что некоторые образы Спасителя, а также апостолов Петра и Павла созданы именно им и представляют собой не что иное, как обычные портреты, а не собственно выдуманные иконы.

В 463 г. скифы попытались захватить столицу Византии — Константинополь. Для того чтобы заручиться поддержкой Господа, в этот город женой императора Феодосия, Евдокией, была привезена икона Вифлеемской Божьей Матери. Благодаря ее заступничеству Константинополь устоял, и скифы отступили. Это было первое чудо образа. После этого его поместили в Влахернскую церковь. Здесь икона пробыла очень долго – около 300 лет. Существует также версия о том, что передан образ был не в Валхернский храм, а в одну из церквей монастыря Одигон, откуда и пошло его название.

В 988 г. образ был перевезен в Корсунь в дар князю Владимиру, который передал его в новгородский Софийский собор. В этом храме она находилась около 400 лет.

Легенда об иконе

Об этой иконе также существует довольно интересное предание. Согласно легенде, икона не просто была привезена на Русь, а служила покровительственной реликвией для дочери византийского императора Константина Порфирородного — Анны. Этот образ должен был защищать ее на пути следования в Черниговскую область из Царьграда. Ехала туда Анна к своему будущему мужу. Тогда икона и получила свое название «Одигитрия», что переводится как «Путеводительница».

Особенности образа

Интересным фактом можно считать то, что икона Вифлеемской Божьей Матери – единственный образ, на котором Дева улыбается. Риза на иконе изготовлена из платья княгини Елизаветы Романовой (1864-1918 гг.), христианской великомученицы. Считается, что именно она передала эту икону в Вифлеем. Также существует легенда о том, что больная княгиня получила исцеление, помолившись перед этим образом.

Младенец Христос изображен на иконе держащим в руке один из символов царственной власти – державу. Другая его рука поднята в благословляющем жесте. Сама Богородица указывает на Христа. Считается, что таким образом она пытается сказать о том, что ее сын Иисус – Путь Жизни.

Особенности образов «Одигитрия»

Все католические и православные иконы, на которых Божья Матерь указывает на Иисуса, принято называть «Одигитриями». На всех таких образах Дева Мария изображена сидящей и держащей на руках младенца Христа. При этом он также держит что-либо в руке. Обычно это не держава, как на Вифлеемской иконе (хотя она и стала прообразом всех образов «Одигитрий»), а свиток или книга. Это соответствует иконографическому типу Христа как Пантократора, то есть Вседержителя. Обычно Пресвятая Дева изображается на таком образе по пояс. Однако имеются иконы Одигитрии, на которых Богородица написана оплечно или во весь рост. Основной особенностью образов этого иконографического типа является то, что в центре композиции находится сам Христос, а не его мать.

Где находится икона сейчас

Вифлеемская икона Божьей матери, значение которой, как мы выяснили – поклонение божественному младенцу, а не собственно женщине, родившей его, на данный момент все еще находится в Вифлееме, в базилике Рождества Христова. Помолиться ей можно перед входом в ту пещеру, где когда-то появился на свет сам Иисус Христос. Образ помещен в деревянный киот и находится справа у стены. Каждый год паломники со всего мира стекаются в Вифлеем для того, чтобы поклониться чудотворному образу.

Как молиться, стоя перед иконой?

В каких случаях может помочь Вифлеемская икона Божьей матери? Молитва ей произносится в случае болезни детей. Просить Богородицу можно и об исцелении взрослых. Конечно же, слова нужно произносить от души и с глубокой верой. Как и любой другой образ Девы Марии, эта икона может помочь и тем, кто не имеет, но хотел бы завести детей. Какой-то особой молитвы Вифлеемской иконе не существует. Можно просто попросить ее о заступничестве своими словами. Также в этом случае подходит и обычная молитва Пресвятой Деве — «Богородица Дева радуйся…».

Что такое акафист?

Акафист иконе Божией Матери или любой другой – это особый гимн, исполняемый в церкви в честь Христа, святых и т. д. При его произнесении нельзя сидеть. Первые акафисты прославляли именно Пресвятую Деву. Написаны они были на греческом языке и составлялись по определенным правилам. Структура акафиста очень интересна: после первой строфы идут, чередуясь, двенадцать больших и двенадцать малых.

История появления православных икон в мире и на Руси

Как уже упоминалось, считается, что первые образа представляли собой обычные портреты Спасителя, Богородицы, апостолов и святых. Самой старой христианской иконой считается Спас Нерукотворный. По легенде, живописец Ананья решил нарисовать образ проповедующего Христа, когда тот поучал народ в Иерусалиме. Однако у него совершенно ничего не получалось, так как выражение лица Спасителя постоянно менялось. Увидев, что художник расстроился, Христос якобы попросил воды, умылся ею и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом и проявилось его изображение.

Первые иконы создавались для того, чтобы людям было проще общаться с Иисусом, его Матерью и святыми на духовном уровне. Из Византии традиция написания образов распространилась по всему миру. Иконы были понятны и близки людям, говорившим совершенно на разных языках. Древние образа называли «Библией для неграмотных». По этим изображениям средневековый человек, не умеющий читать, мог изучать историю жизни Христа, его апостолов и христианских святых.

На Русь иконопись также пришла из Византии после принятия христианства в 988 г. Вплоть до конца семнадцатого века оно стало основой древнерусского изобразительного искусства. Мода на светские картины начала распространяться у нас в стране только во времена правления Петра Первого.

Обучали русских мастеров греки, приглашенные для росписи русских христианских храмов. Основателем первой чисто национальной школы иконописи был митрополит Илларион, призывавший духовенство и прихожан к созданию своей славянской религиозной культуры на основе пришедшего из Византии христианства. Первые русские иконы святых, апостолов, Спасителя и Богородицы были монументальнее византийских, имели большие размеры и отличались сумрачностью колорита.

Читайте так же:  Икона избавление от долгов и кредитов молитва

Иконы святых

Первоначально русские иконы все же повторяли сюжеты икон византийских. Однако с течением времени на Руси появились и свои святые. А вместе с ними и иконы, изображающие их. Одними из самых первых стали образа Бориса и Глеба, русских князей, убитых собственным братом Святополком за христианские убеждения. Произошло это злодеяние в 1015 г. в ходе междоусобной войны. Эти князья и стали первыми канонизированными русскими святыми. До сих пор Борис и Глеб считаются небесными защитниками правителей русской земли.

Чудотворные иконы Божьей Матери

Помимо Вифлеемской, имеются и другие иконы Божьей Матери, в присутствии которых происходят разного рода чудеса. На самом деле таких образов много. В качестве примера может быть приведена чудотворная икона Божьей матери «Взыскание погибших». Когда-то она принадлежала одной из русских дворянских семей. Последний ее владелец разорился, с горя запил и был уже на грани смерти. Однако помолившись со всей искренностью к иконе, получил помощь. Его дочери удачно вышли замуж. Благодарный отец передал образ в местную церковь.

Нельзя не упомянуть и об иконе Иверской Божьей матери, святыне Иверского монастыря на Афоне. Этот образ представляет собой один из вариантов Одигитрии. Перед ним произошло просто огромное количество чудесных исцелений. Чудотворными считаются также икона Божьей матери «Утоли моя печали», «Милостивая», Тхивинская и многие другие.

Мироточение икон Богородицы

Известно, что образа Богородицы часто мироточат. То есть на поверхности иконы сами собой появляются капли маслянистого вещества, похожего на священную миру, применяемую при крещении. Объяснить это явление свойствами древесины выделять смолу попросту невозможно, так как имеются свидетельства мироточения даже обычных бумажных ксерокопий образов. Очень часто это явление предвещает какие-либо беды. В особенности в том случае, если икона источает не благоуханное масло, а красную жидкость, похожую на кровь, либо прозрачную, схожую со слезами.

Икона Вифлеемской Божьей Матери и другие подобные образа – не только важнейшие христианские святыни, но и произведения искусства, представляющие собой огромную историческую ценность. Большинство из этих изображений хранит в себе немало тайн и загадок. Возможно, когда-нибудь историкам удастся их разгадать.

Вифлеемские младенцы: история, храм, молитвы, иконы

Церковь прославила Вифлеемских младенцев как первых мучеников за Христа. И ныне пребывают они в Царствии Небесном рядом с Тем, за кого претерпели невинные страдания. Там, где нет для них ни печали, ни смерти, есть только вечная радость и вечная жизнь. Дай Бог и нам сподобиться этих небесных чертогов.

Евангельская история

Младенцу Иисусу, когда он родился, не нашлось места среди людей. И он возлежал в яслях возле домашнего скота. Христос же, долгожданный Миссия, пришел не земное государство основать, а возвести людей к Небесному Царству.

Когда появился на свет Спаситель, царем Иудеи был злой и жестокий царь Ирод. И хотя он не был иудеем, ему незаконно удалось занять трон. И вот однажды до него дошло известие, что в мире сем появился законный наследник иудейского престола.

Претендент на трон

Страх и трепет объяли Ирода. В сердце у него все больше копилась злоба, и он начал строить коварные планы. Однажды его осенила поистине сатанинская мысль. Спешно собрал Ирод всех первосвященников, книжников народных и задал им один единственный вопрос: «Где Христос должен родиться?». Они же ответили ему: «В Вифлееме иудейском».

Итак, Ирод узнал то место, где родился претендент на трон. Теперь же его стали интересовать вопросы по поводу того, когда это произошло, то есть сколько Ему сейчас лет? У первосвященников спрашивать об этом толку было мало. Тогда он решил разыскать волхвов, которые говорили, что им явилась какая-то путеводная звезда и они следуют за ней, чтобы поклониться Божественному младенцу.

Волхвы

Ирод сразу же послал стражу, чтобы во что бы то ни стало привести волхвов. На это времени много не понадобилось. Волхвы, не подозревая ничего худого, пришли и сердечно рассказали Ироду о том, когда появилась звезда на востоке.

Ирод стал производить расчеты. Звезда, по утверждению волхвов, появилась несколько месяцев назад. Да плюс еще, они могли ошибиться и не сразу ее заметить. И вполне возможно, она явилась тогда, когда младенец уже родился и окреп. Вся эта арифметика привела его к выводу, что Младенец может быть возрастом до двух лет.

Коварные расчеты

Итак, все сведения получены, что же остается? Само дело — да такое жестокое и кровожадное, подобного которому дотоле не было в истории.

Ирод, скрывая свои истинные намерения, лукаво сказал волхвам, чтобы они пошли и тщательно разведали о младенце, и когда найдут, известили его об этом, тогда и он пойдет и поклонится Ему.

Но волхвы, получив во сне откровение, не стали возвращаться к Ироду, а совершили поклонение родившемуся Христу и, минуя Иерусалим, совсем другими путями отправились в свои страны.

Месть Ирода

Ирод так и не узнал, где же находится Божественное дитя. Он страшно разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и младше.

И свершилось великое злодеяние — весь Вифлеем и его окрестности наполнились воплями и причитаниями, ибо пролилась кровь 14 000 невинных детей.

Но Христа Ироду найти так и не удалось. Святое семейство, получив извещение от Ангела, бежало в Египет.

Злодейства Ирода

Гнев Ирода был страшен, он обрушился и на благочестивого праведника Симеона Богоприимца. В храме, взяв родившегося младенца Христа в руки, старец всенародно засвидетельствовал о явлении долгожданного Мессии. В скором времени Симеон отошел к Господу. Но Ирод не захотел, чтобы его достойно погребли.

Потом по велению царя Ирода был жестоко убит и священник Захария, которого закололи между жертвенником и алтарем. Все это случилось из-за того, что он не указал воинам царя на место нахождение его сына Иоанна – будущего крестителя Иисуса Христа.

Вскоре гнев Божий покарал и самого царя Ирода. Его постигла жуткая болезнь — он умер от того, что его заживо съели черви.

Но перед своей смертью он успел довершить еще несколько злодеяний. Он убил несколько первосвященников и книжников иудейских, свою жену Мариамну и трех своих сыновей, родного брата, а также семь десятков древнейших мужей, членов Синедриона.

Святые мученики младенцы Вифлеемские. Смысл страданий

Впервые эпизод с избиениями младенцев был описан апостолом Матфеем в Евангелии. Когда впервые знакомишься с этой новозаветной историей, сразу охватывает какой-то страх и ужас. И невольно возникает вопрос о смысле страданий и смерти Вифлеемских младенцев.

Перед Богом никакие страдания не остаются бессмысленными. Об этом говорится и в многочисленных свидетельствах, описанных в Священном Писании. Об этом говорят жизни людей, пострадавших в этом мире по разным причинам, приведенные в пример в этой книге. Не всегда понятен промысел Божий о человеке и мире. Невозможно осознать и увидеть сразу в один миг, что все направлено на благо всего мироздания.

Первые мученики

Необъяснимыми кажутся и страдания святых Вифлеемских младенцев – первых мучеников, невинная кровь которых была пролита за Спасителя мира. А ведь они стали мучениками абсолютно бессознательно и в этом, конечно же, есть определенный Промысел Божий.

Читайте так же:  Молитва от чревоугодия и обжорства

Слово «мученик» по-гречески переводится как «свидетель». После Крестной Жертвы Господа страданиями за Него становится свидетельство веры. Тогда что сказать о пострадавших праведниках Ветхого Завета, которые пострадали за Истинного Бога до Его пришествия, или о Вифлеемских младенцах?

Вне всякого сомнения, все они очень важны для Бога и ничуть не меньше новозаветных. Разница только в том заключается, что Христос принес Себя в жертву на Кресте и тем самым освободил от греха, проклятия и смерти после их жизни на земле.

Примеров мученичества очень много, и условно они подразделяются на две группы: мученичество без вариантов (по необходимости) и мученичество выбора.

В первом подвиге от мученика требуют отречения от Христа, чтобы продолжить свою жизнь на земле, или признать Его как Мессию и пострадать за веру, отдав жизнь. Во втором к подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек принимает страдания из-за политических и религиозных целей, когда необходимо убрать своих оппонентов.

Невинная жертва

Так случилось и с царем Иродом. Когда он узнал о новорожденном Царе Иудейском, стал опасаться того, что в скором времени лишится своего трона. Поэтому и послал воинов избить младенцев от двух лет и ниже в Вифлееме и в его округе, которых оказалось около 14 000.

Ирод не знал, где именно в то время находился Иисус, но хотел таким образом в числе невинных страдальцев увидеть и новорожденного Христа.

Выбора у этих младенцев не было: они еще не осознавали жизнь, поэтому их и не спрашивали, выбирают они путь мученичества или нет. Но именно таким оказался их путь в Царство Небесное.

За свои великие злодеяния царь Иудейский понес наказание Божие: на теле его появились гниющие раны, а рядом не было ни одного сочувствующего его горю человека. Но и будучи уже смертельно больным, он сеял зло и приказал убить родственников и свою семью, видя в них соперников на престол.

Толкование Иоанна Златоустого

Святитель Иоанн Златоуст о попущении смерти невинных, безгрешных младенцев говорит, что смерть их была, как если бы у тебя взяли несколько медных монет и дали взамен золотых. Такой человек никогда бы не чувствовал себя обиженным, а напротив — считал бы благодетелем того, кто дал золотые монеты.

Под медными монетами подразумевается наша жизнь земная, которая всегда заканчивается смертью. А золото — это вечная жизнь, которую дарит нам Господь.

За несколько мгновений мученических страданий младенцы получили ту блаженную вечность, которую святые достигали трудами и подвигами всей своей жизни.

Пещера

Вифлеемские младенцы страданиями своими открыли таинственную дверь в Царство Небесное. А после наследовали вечную жизнь в сонме Ангелов.

В Палестине, в городе Вифлееме, недалеко от храма Рождества Христова, в пещере находятся мощи Вифлеемских младенцев, тех самых святых мучеников, убиенных воинами царя Ирода. Эта пещера входит в систему многочисленных подземных захоронений, расположенных в районе храма Рождества.

В самом ее низу расположена небольшая катакомбная церковь IV века. Это один из древнейших престолов, сохранившихся в этом городе.

Антоний Новгородец разъяснил, что половина мощей была вывезена в Константинополь, а половина осталась в Вифлееме. Туда стекаются сотни верующих.

Храм младенцев вифлеемских. Парнас

В историческом районе Петербурга, в северной его части, построили новый храм. Его назвали в честь Вифлеемских младенцев. Он строился два года и рассчитан на 200 человек.

Строительство началось с небольшой часовенки, построенной в 2012 году. Затем по проекту одной местной жительницы начали строить здесь церковь, которая была завершена в мае 2016 года. В тот же год прихожане отметили в нем Пасху, и Храм младенцев Вифлеемских опять был закрыт для завершения работ по внутреннему убранству. В 2017 году его открыли и уже праздник Рождества отмечали именно в нем.

Число мучеников-младенцев

В предании указано, что младенцев было 14 000, а вот в Евангелии этого числа нет. Имеет ли это какое-нибудь значение? Понятное дело, в таком небольшом городе, как Вифлеем, и его округе вряд ли нашлось бы такое количество младенцев от двух лет и младше.

Отсюда становится понятно, что число 14 — символичное и говорит о массовости совершенного убийства. Вообще, число 14 очень часто встречается в библейской традиции: у Рахиль было 14 детей, в родословной Иисуса Христа встречается 14 родов от Давида до переселения в Вавилон и 14 после переселения из Вавилона до Христа и далее.

Память об избиении в Вифлееме младенцев христиане стали совершать уже во втором веке. Вот тогда, вероятнее всего, и было обозначено это число. Но с другой стороны, 14 — это дважды по 7. А эта цифра выражает идею святости и законченности.

Поэтому можно предположить, что число 14 000 скорее весьма условное, метафоричное. Оно указывает на двойную исключительность случившегося кровопролития, непередаваемые размеры страдания.

В день почитания избиенных младенцев — 11 января — православные молятся о предотвращении абортов. Женщины, которые этот грех когда-либо совершили, приносят покаяние. В этот день служба происходит под чтение молебна, акафиста, канона и молитвы Вифлеемским младенцам.

Грех аборта

Икона Вифлеемских младенцев является неким литургическим символом и знамением движения в защиту нерожденных детей. Православная церковь считает, что аборт не просто какое-то безнравственное действие. Это убийство, которое считается сознательным, а значит, смертельный грех, требующий длительного покаяния, даже если он совершен по незнанию. Человеческое существо было убито до его крещения, а за некрещеных молиться нельзя, и поэтому нерожденные младенцы лишены церковного поминовения и отпевания.

Аборт не может не отразиться на семейном благополучии, на физическом и психическом здоровье супругов, потому что существует духовный закон жизни построения семьи, которая не может быть построена на крови невинно убиенных малышей.

Перед иконой мучеников младенцев Вифлеемских замаливают грехи убийства детей. День памяти из малого престольного праздника стал днем покаяния матерей, совершивших когда-либо страшный грех против своих детей. В этот день проводятся акции в защиту нерожденных детей.

14 тысяч убиенных младенцев – реальное количество жертв или символ?

Память 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев чтит Церковь 11 января. Невинные дети, погубленные по приказу царя Ирода, стали первыми мучениками за Христа. Масштаб этого великого злодеяния, совершенного сразу после рождения Иисуса Христа, ужасает – показывает степень извращенности человеческого мира и его вопиющую потребность в приходе Спасителя.

Однако существует мнение, что 14 тысяч, число прославленных Церковью жертв трагедии в Вифлееме, не соответствует действительности. Согласно исследованиям ученых, 2000 лет назад в этом маленьком городке не могло быть столько младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В то же время в сирийских источниках упоминаются 64 тысячи убиенных в Вифлееме невинных детей, а в ряде западных мартирологов указаны и 144 тысячи младенцев-мучеников.

Как же следует относится к подобной информации, и как воспринимать праздник, в котором возможны некоторые исторические недостоверности? О почитании святых убиенных младенцев Вифлеемских, первых мучеников за Христа – протоиерей Владимир Ровинский, настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери города Ковель Волынской области.

Кровавое звено в противостоянии Бога и человека

Видео удалено.
Читайте так же:  Православное молитва трифону
Видео (кликните для воспроизведения).

Протоиерей Владимир Ровинский

За древним преданием, которое Церковь сохранила для нас, о тысячах и тысячах избиенных в Вифлееме младенцев, стоит не желание установить их точное количество, а подчеркнутое напоминание о масштабах борьбы извращенного грехом человечества против Бога.

Вифлеемская трагедия стала далеко не последним кровавым звеном в этом вековом противостоянии надменного, самодовольного, властолюбивого, кровожадного, погибающего в страстях человека и кроткого, смиренного, долготерпеливого и жертвенного Бога, пришедшего в мир спасти людей.

Почтить память Вифлеемских младенцев Церковь предлагает нам через несколько дней после празднования Рождества Христова. Это почитание имеет древние корни. Из сочинений священномучеников Иринея, епископа Лионского (†202) и Киприана, епископа Карфагенского (†258), следует, что уже при их жизни Вифлеемские младенцы повсеместно почитались святыми.

Устное предание о казни младенцев запечатлено в Евангелии от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2.16).

Как видим, евангелист не ставит своей целью донести до слушателей точное количество младенцев, которые были принесены в жертву алчности и властолюбию царя Ирода.

Это невозможно. Хотя в Евангелии и акцентируется внимание на избиении «всех младенцев» – и не только в Вифлееме, но и «во всех пределах его».

Роспись монастыря Симона Петра на Афоне

Помочь увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Мессию Христа

Блаженный Иероним Стридонский, подвизавшийся в Вифлееме и занимавшийся там научной деятельностью во второй половине IV века, пишет, что по указу Ирода было убито «много тысяч» младенцев. Евангелист Матфей связывает это убийство, которое произошло уже после Рождества Христова, с длинной чредой попыток уничтожить богоизбранный народ на протяжении всей ветхозаветной истории.

Напомню, что Матфей поставил своей целью помочь иудеям увидеть, в непринятом ими Иисусе из Назарета, обещанного Мессию Христа. Апостол еврейского народа постоянно ссылается на авторитет ветхозаветных пророчеств о Христе. Он связывает в одно целое известные древние пророчества с теми событиями, которым свидетелем был не только он, но и его соплеменники.

Вот и здесь, сразу после повествования об избиении младенцев в Вифлееме, он говорит: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:16-18).

Рама, городок расположенный в 12 километрах от Вифлеема, несомненно подпадал под действие указа Ирода. В Раме находится гробница Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова, который был внуком родоначальника еврейского народа Авраама. В Раме собирали плененных иудеев перед тем, как отвести их в рабство на чужбину. И ветхозаветный пророк Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе своего народа.

Гробница Рахили в Израиле

Наивная ошибка или глубокий символ?

Но мы перед собой поставили вопрос, почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме младенцев – 14 тысяч. Что здесь – наивная ошибка или глубокий символ?

Церковное предание, вслед за евангелистом Матфеем, видит в массовом убийстве невинных младенцев из Вифлеема не просто одиночный случай проявлений царского деспотизма, а ставит его в контексте истории падшего человечества страшным звеном в длинном ряду безуспешного богоборчества.

А число «14» действительно символическое. Нам известно, что родословная Спасителя, тем же евангелистом Матфеем, разделена на три чреды по четырнадцать родов: «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17).

Да и Ветхий Завет сыновьями Рахили называет не только рожденных ею Иосифа и Вениамина, но также и внуков — «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). Отсюда и древнее церковное предание, которое через византийскую традицию пришло на Русь и сохранило нам память о 14 тысячах младенцев-мучеников, о которых Рахиль спустя 17 веков после своей кончины плачет как «о детях своих».

Боль за младенцев-мучеников и память об их страданиях не угасает в Церкви. Святые мощи младенцев сохраняются в склепе рядом с Храмом Рождества Христова в Вифлееме. А часть мощей одного из младенцев находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры рядом с церковью Рождества Христова. Святые мощи первого мученика за Христа привез в Киев патриарх иерусалимский в 1620 году.

Невинно убиенным младенцам молятся дети и о детях, молятся за рожденных недоношеными и убиенных во чреве. Современная статистика ужасает не меньше древнего злодеяния: сегодня в России, Украине и Белоруссии ежедневно в утробе матери убивают не менее 14 тысяч не рожденных детей.

И, как писал известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий: «Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни».

Церковь чтит память святых мучеников 14 000 убиенных Вифлеемских младенцев

Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа.

Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

Молитвы Вифлеемской иконе Божьей Матери

Одной из самых известных и древних икон является образ Вифлеемской Божьей Матери. Лик Богородицы лишь на этом образе предстает с улыбкой, а в её взгляде не видна печаль.

История Вифлеемской иконы Божьей Матери

О происхождении иконы есть две версии. По одной она была создана по заказу русского императора, по другой – евангелистом Лукой, современником Девы Марии. Говорят, будто бы его работу видела сама Мария, которой она очень понравилась. Несмотря на различие версий, нельзя отрицать тот факт, что это один из самых достоверных образов Божьей Матери, который позволил узнать, какой она была при жизни.

Читайте так же:  Молитвы ко Пресвятой Богородице — Молитвослов

Образ улыбающейся Богородицы хранится в Вифлееме, рядом с входом в пещеру «Рождества Христова». Паломники приезжают туда даже их самых отдаленных уголков света, чтобы не только посетить место рождения Иисуса Христа, но и помолиться Вифлеемской Божьей Матери.

Были созданы также Смоленская, Казанская, Тихвинская иконы и «Споручница грешных». Все они обладают большой силой и представляют тип образов «Одигитрия» или «Путеводительница». Так называют образы Богоматери, где она указывает на своего сына, говоря тем самым, что Иисус – путь к спасению.

Есть ещё одна особенность, присущая иконе Вифлеемской Божьей Матери, на ней Иисус держит в руках не свиток, а державу. Поэтому до сих пор продолжаются споры о дате написания иконы, так как помимо Божьей власти это может означать и силу царской власти.

О чем молятся перед Вифлеемской иконой Божьей Матери?

Богородица защищает и покровительствует верующим в самых разных ситуациях. Молитвы Вифлеемской Божьей Матери о помощи обладают невероятной силой, к тому же они не остаются и без внимания Господа.

Чаще всего перед иконой Вифлеемской Божьей Матери молятся о даровании детей. Помогает Богородица и в семейной жизни: сохранить гармонию и любовь, отвести недругов от супругов и детей. Большой силой обладают просьбы о здоровье детей и домочадцев. Богоматерь обязательно услышит и проникнется искренней молитвой, не оставит в болезни и немощи.

День образа – 28 августа. Обязательно следует прочесть молитву перед иконой Вифлеемской Божьей Матери в этот знаменательный день. Обращение к святому перед иконой в день почитания будет обладать самой большой силой, но только если слова будут искренними, а просьба иметь благую цель.

Текст молитвы

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто.

В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти.

Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повйнника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми сподоби.

Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моей скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори.

Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании детей

Пресвятая Богородица, сирых и слабых утешительница и заступница! Молю Тебя: разреши мои печали и направь Дланью Своею к свету и благодати любви Господа нашего Иисуса Христа. О, Владычице, позволь возрадоваться счастью материнства и узреть милость Твою. Аминь.

Молитва о рождении здорового ребенка

Богородице Дево, Звездой Вифлеема сияющая, подарившая миру Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа! Молим Тебя: укрой нас своим покровом и судьбы свяжи во веки веков. Избави нашу семью от всякого зла, козней и предательства и позволь нам смиренно войти в Царствие Небесное. Аминь.

Молитвы Вифлеемским младенцам

Одной из самых трагических страниц в летописи христианства принято считать избиение невинных младенцев во Вифлееме. И для множества христиан по всему миру молитвы, приносимые этим святым – очень значимы.

Богослужение: 29 декабря

Избиение Вифлеемских младенцев: история или легенда?

До сих пор доподлинно не выяснено, миф или факт, реально имевший место – убийство 14000 младенцев во Вифлееме. Согласно преданию от Левия Матфея, иудейский правитель Ирод узнав от волхвов о рождении Иисуса Христа – Царя Иудейского – согласно их пророчеству, приказал убить всех младенцев Вифлеема в возрасте от 2-х лет и младше, чтобы не оставить возможности выжить и ему. Христу с семьей удалось спастись, бежав в Египет. А всего тогда было убито, в соответствии с преданием, от четырнадцати до шестидесяти четырех тысяч детей мужского пола младше 2-х лет, по приказу рассвирепевшего Ирода. С тех пор верующие этих младенцев чтят как первых святых, принявших смерть за Христа, и читают памятные молитвы Вифлеемским младенцам.

Богословы настаивают на том, что данный факт имел место как промысел Божий, чтобы показать лютую натуру Ирода, его непомерную жесткость. Однако, в исторических древних источниках, в том числе, и в основном – авторства Иосифа Флавия, среди остальных зверств и бесчеловечных поступков этого иудейского правителя ничего не найдено об убийстве младенцев во Вифлееме. Потому немало ученых полагают, что именно то событие является элементом творчества в жизнеописании святого.

Когда читать молитвы Вифлеемским младенцам?

Память Вифлеемским мученикам младенцам принято почитать, согласно православной традиции, 11 января, вскоре после Рождества Христова. А богослужения, приуроченные к данному трагичному событию, проходят 29 декабря.

Исходя из версии историков, Вифлеем был небольшим городом, и там просто не могло быть тогда так много младенцев в возрасте менее двух лет.

Как же тогда отмечать этот печальный для христиан праздник и читать текст молитв Вифлеемским младенцам с полным осознанием и пониманием его сакрального смысла? Здесь священнослужители поясняют, что Левий Матфей не стремился довести до верующих точное число невинно убиенных младенцев, а призывал отнестись к количеству 14000 как символу непомерной жестокости, алчности, властолюбия в целом, а фигура лютого человека – правителя Ирода в данной истории как бы обобщает в целом эти качества правителей и множества людей той эпохи, и служит контрастом в сравнении со смирением, благостью, великодушием Бога, явившегося спасти человечество от него самого и его ужасных грехов.

Святые мощи убиенных по приказу правителя Ирода младенцев хранятся в пещере близ храма Христа Спасителя в Вифлееме. Именно туда направляются паломники, которые хотят поклониться этим первым святым, принявшим смерть во славу Христову. Теперь же молитвы Вифлеемским младенцам приносят и о детях, и сами дети, а также множество верующих, желающих почтить их светлую память.

Тексты молитв Вифлеемским младенцам

Тропарь, глас 1

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Кондак, глас 6

В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся.

Ин кондак, глас 4

Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся,/ и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то,/ уби́ти мня во я́слех// я́ко Младе́нца лежа́ща.

Вифлеемские младенцы-мученики: История, иконы, молитвы

Житие

Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы. Передача телеканала «Радость моя».

Читайте так же:  Молитва от алкоголя и курения

Вифлеемская трагедия

Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.

Как Вы оцениваете смысл страданий Вифлеемских младенцев? И какое место уготовано им в загробной жизни?

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. После Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека свидетельством веры. Ведь по-гречески «мученик» — «свидетель». Но что можно говорить о праведниках Ветхого Завета, страдающих за Истинного Бога еще до пришествия Христа или о страданиях Вифлеемских младенцев — сверстников Младенца-Спасителя? Без сомнения, они важны для Бога ничуть не меньше новозаветных, с той лишь разницей, что Христос пострадал за них на Кресте и освободил от греха, проклятия и смерти после их земной жизни.

Почему Господь попустил смерть и мучения невинных детей? Ведь они не совершили зла и греха?

Здесь можно ответить относительно их земной участи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Здесь несколько медных монет— наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.

Пророк Иеремия пишет: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15). Это относится только к Вифлеемским младенцам или ко всем поколениям христианских мучеников-младенцев?

Рама — это местечко в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. По преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет, как пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?». В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер.1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар.10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей. В наше время, помня о младенцах из Вифлеема, мы вспоминаем обо всех убиенных — убитых просто так, без обвинения, без какого бы то ни было «состава преступления», убитых просто так, по той причине, что это было нужно многочисленным «Каинам и Иродам».

Протодиакон Андрей Кураев об избиении вифлеемских младенцев.

Предание говорит, что младенцев было 14 000, в Евангелии об этом ничего не сказано. Эта цифра имеет какое-либо значение?

Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Оно говорит о массовости такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. Евфимий Зигабен, византийский богослов ХII века пишет об этом так: «Ирод полагал, что звезда, возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им, но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».

В то же время можно говорить о символичности цифры «14» как о числе «сыновей» Рахили. В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина)—«это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни.

Вообще, цифра «14» часто встречается в библейской традиции. Например, в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. Вероятно, тогда и была определена цифра «14 000».

Иконы и картины

Мученики младенцы Вифлеемские. Россия. Конец XVI — начало XVII в.

Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные. Кодекс Гертруды, кон. X в. Чивидале, Италия

Святые мученики 14000 младенцы Вифлеемские. Афон, монастырь Дионисиат

«Избиение младенцев» (фреска Джотто в капелле Скровеньи)

«Избиение младенцев» (Даниэле да Вольтерра)

Молитвы

Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Кондак, глас 4

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.

Вифлеемские младенцы история, храм, молитвы, иконы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here