Во главе годового цикла православных праздников стоит

Детально: Во главе годового цикла православных праздников стоит - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Православные обряды и праздники

бряды и праздники занимают важное место в православии. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» – особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Во время таинств, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать.

В православии основными считаются семь таинств (обрядов):

крещение;
миропомазание;
покаяние;
причащение;
священство;
венчание;
елеосвящение (соборование).

Крещение – таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына, и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Таинство покаяния или исповеди – это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве венчания, которое совершается в храме, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Необходимо отметить, что все эти обряды были известны и в дохристианские времена, но христианство наполнило их более глубоким смыслом. Общий смысл всех христианских таинств состоит в том, чтобы под видом обряда, под осязаемым действием преподнести невидимые, мистические Дары Святого Духа. Таким образом, обряд имеет смысл не сам по себе, а только в единстве видимого и невидимого (духовного).

Священным жестом, который является неотъемлемым атрибутом православного христианина, является крестное знамение. В массовом употреблении оно появилось в VII в. Крестное знамение представляет собой движение правой руки поочередно: лоб – середина груди – оба плеча (справа налево), у католиков – слева направо, и символизирует Крест Распятия Христа и Животворящий Крест. В православии крестное знамение совершается тремя сложенными пальцами, у старообрядцев – двумя, у католиков – всеми пальцами открытой ладони, протестанты крестное знамение не используют вовсе. В православии позволяется совершать крестное знамение левой рукой больным и увечным.

Во главе годового цикла православных праздников стоит Пасха – Праздник Светлого Христова Воскресения. Он установлен в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Известно, что Иисус Христос был казнен накануне иудейского праздника Пасха, а на следующий день после Пасхи его гроб был пуст. Прежнее еврейское название – Пасха – было сохранено, поскольку этот праздник соблюдали первые христиане-евреи. Праздник Пасха не имеет строго фиксированной даты празднования, это решение было принято на первом Вселенском соборе 325 г. Христианская Пасха приходится на первое воскресение первого полнолуния после весеннего равноденствия. Пасхой открывается богослужебный год в православии, и Пасха является первым из 12-ти наиболее важных православных праздников. Их называют двунадесятыми праздниками (происхождение названия от числа 12), которые состоят из «преходящих» и «непреходящих».

1. Преходящие праздникине имеют фиксированной даты празднования и исчисляются от Пасхи. К преходящим, кроме Пасхи, относятся два праздника – Вознесение Господне и День Святой Троицы:

Вознесение Господне.Этот праздник установлен в честь вознесения Христа на небо на 40-й день после своего воскресения. До своего вознесения Иисус являлся своим ученикам. Празднуется в четверг шестой недели после Пасхи.

День Святой Троицы (иначе называется «пятидесятница»). Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, что произошло на 50-й день после Пасхи. Этот день считается днем основания христианской церкви. Празднуется в воскресение через семь недель после Пасхи.

2. Непреходящие праздники,соответственно, выпадают на строго определенное число месяца. В их число входят: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

Рождество Богородицы (21 сентября). Дата рождения Девы Марии – матери Иисуса Христа – в семье благочестивых праведников Ионима и Анны. Этот день почитается как «начало спасения».

Воздвижение Креста Господня – крестовоздвижение (27 сентября). Установление праздника связано с нахождением при раскопках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). По преданию, Марию, будущую Богородицу, в младенчестве принесли в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому посвящение девочки стало знаком высшего избранничества.

Рождество Христово (в православии празднуется 7 января). Хотя точная дата рождения Христа не установлена, современные исследователи называют 7-6 гг. до н.э., поскольку сегодня точно определена дата смерти царя Ирода Великого – 4-й год до н.э. А мы помним, что именно он приказал истребить всех младенцев в окрестностях города Вифлеема в надежде, что среди них окажется Христос.

Крещение Господне (19 января). Как указано в Священном Писании, Иисус Христос крестился в реке Иордан от пророка Иоанна, т. е. принял обряд очищающего омовения, символизирующий начало Его служения Богу. Греческое слово «баптисма» – «омовение» – переведено на славянский как «крещение», поскольку считается, что Иисус освятил обряд омовения своей смертью на кресте.

Сретение Господне (15 февраля – на 40-й день после Рождества Христова). Этот праздник введен в IV в. в память о примечательном событии. Младенца Иисуса принесли в Храм для традиционного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.

Благовещение (7 апреля). Празднуется как день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Сына Божьего.

Преображение Господне (19 августа). Во время молитвы на горе Фавор Иисус преобразился божественным светом, и апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Христа в окружении пророков Моисея и Илии.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Отмечается в память о кончине Богоматери. Считается, что ее смерть наступила около 48 г. в городе Эфесе, где Иоанн Богослов (один из апостолов) жил после смерти Иисуса.

Читайте так же:  Сельский требный сборник — читать, скачать

Таковы двунадесятые праздники. Кроме них почитанием пользуются и так называемые Великие праздники:

Обрезание Господне (14 января);

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля);

День Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) – в память их мученической смерти при гонениях во времена императора Нерона в 64 г.;

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) установлен в память явления Матери Божией, которое произошло в середине Х в. в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери.

Большое значение Православная церковь придает постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста – это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Праздники Рождественского цикла

Неде­ля свя­тых пра­о­тец (пра­от­цов) (пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым). Цер­ковь вос­по­ми­на­ет всех ро­до­на­чаль­ни­ков (греч. пат­ри­ар­хов) бо­го­из­бран­но­го на­ро­да – от Ада­ма до Иоси­фа Об­руч­ни­ка; вме­сте с ни­ми вспо­ми­на­ют­ся «про­по­ве­дав­шие Хри­ста» вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки и во­об­ще все биб­лей­ские пра­вед­ни­ки.

Неде­ля свя­тых отец (от­цов) (в вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством). Цер­ковь вновь вос­по­ми­на­ет всех вет­хо­за­вет­ных свя­тых, но осо­бо про­слав­ля­ют­ся пред­ки Иису­са Хри­ста по пло­ти. По­это­му в Еван­гель­ском чте­нии на Ли­тур­гии при­во­дит­ся ро­до­слов­ная (ге­не­а­ло­гия) Иису­са Хри­ста.

Рож­де­ство Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста [в 5508 г. от Со­тво­ре­ния ми­ра, в цар­ство­ва­ние Ке­са­ря Ав­гу­ста, в Виф­ле­е­ме Иудей­ском]. Та­ко­во совре­мен­ное на­зва­ние празд­ни­ка; в квад­рат­ных скоб­ках – до­пол­не­ние по ста­рым ме­ся­це­сло­вам. Бо­лее точ­ное в бо­го­слов­ском ас­пек­те на­зва­ние, на ко­то­рое нам сле­ду­ет об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние, та­ко­во: «Еже по пло­ти (kata sarka) (!) Рож­де­ство Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста» (так в сла­вян­ской Ми­нее, это бук­валь­ный пе­ре­вод с гре­че­ско­го). – (25 де­каб­ря / 7 ян­ва­ря).

Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (26 де­каб­ря / 8 ян­ва­ря). На сле­ду­ю­щий день по­сле празд­но­ва­ния Рож­де­ства Цер­ковь устра­и­ва­ет тор­же­ствен­ное «со­бра­ние» (слав. со­бор) – со­зы­ва­ет ве­ру­ю­щих для бла­годар­ствен­но­го про­слав­ле­ния Пре­свя­той Де­вы, по­слу­жив­шей ве­ли­ко­му та­ин­ству во­пло­ще­ния и во­че­ло­ве­че­ния Сы­на Бо­жия. От­сю­да и на­зва­ние празд­ни­ка.

Па­мять свя­тых и пра­вед­ных Иоси­фа Об­руч­ни­ка, ца­ря Да­ви­да и Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня (в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле Рож­де­ства; ес­ли же Рож­де­ство при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то их па­мять со­вер­ша­ет­ся на сле­ду­ю­щий день, вме­сте с Со­бо­ром Бо­го­ро­ди­цы).

Па­мять Свя­тых мла­де­нец че­ты­ре­на­де­ся­ти (че­тыр­на­дца­ти) ты­сяч, иже в Виф­ле­е­ме от Иро­да из­би­ен­ных (29 де­каб­ря / 11 ян­ва­ря).

Об­ре­за­ние Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста (1/14 ян­ва­ря).

Свя­тое Бо­го­яв­ле­ние. Кре­ще­ние Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста (6/19 ян­ва­ря).

Со­бор Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на (7/20 ян­ва­ря).

Сре­те­ние Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста (2/15 фев­ра­ля).

Па­мять Прав. Си­мео­на Бо­го­при­им­ца и Ан­ны Про­ро­чи­цы (3/16 фев­ра­ля).

Ис­то­ри­че­ская цель и дог­ма­ти­че­ский смысл празд­ни­ков рож­де­ствен­ско­го цик­ла со­сто­ит не толь­ко в том, чтобы вспом­нить во всех по­дроб­но­стях зна­ме­на­тель­ные фак­ты зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста, но, преж­де все­го, в том, «чтобы вы­явить, по­нять и, на­сколь­ко воз­мож­но, пе­ре­жить тай­ну Сло­ва, став­ше­го пло­тью» (Бер­нард Бот­та). (Смот­ри­те 1 гла­ву Еван­ге­лия от Иоан­на.)

Бу­дем вни­ма­тель­ны к ис­то­ри­ко-бо­го­слов­ско­му ас­пек­ту этих празд­ни­ков. По­ста­ра­ем­ся по­нять, по­че­му, на­при­мер, рим­ский по про­ис­хож­де­нию празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва (Dies Natalis Christi) ста­ли празд­но­вать в день зим­не­го солн­це­во­ро­та (25 де­каб­ря) и по­че­му он с тру­дом при­жи­вал­ся на хри­сти­ан­ском Во­сто­ке (а в ка­лен­да­ре Ар­мян­ской Церк­ви его до сих пор во­об­ще нет!)? Для это­го нуж­но учить­ся бо­го­сло­вию и быть вни­ма­тель­ны­ми к бо­го­слу­жеб­ным тек­стам. Пи­сав­шие их ве­ли­кие от­цы Церк­ви со­зда­ва­ли не «тек­стов­ки» для хо­ро­вых пар­тий, а пе­ре­ла­га­ли в до­ступ­ную для на­ро­да фор­му свои бо­го­слов­ские трак­та­ты, и ни­кто не от­ме­нял необ­хо­ди­мо­сти их изу­че­ния.

Праздники годового цикла

Праздники годового цикла

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников Божиих. Величие их подвигов стало неисчерпаемым источником для благочестивых христиан-песнотворцев и художников, которые составляли в их память различные молитвы и гимны, а также художественные изображения. Св. Церковь включила эти духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти упоминаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он разворачивается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых. Проявление милости Божией к известному народу, местности или городу, например избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т. п., не могли не дать повода молитвенно ознаменовать эти события.

Так называемый годовой цикл Православного богослужения начинается с 14 сентября (1 сентября по старому стилю) церковным новолетием. Этот цикл состоит из т. н. Двунадесятых (т. е. двенадцати), Великих и особо чтимых праздников в честь святых и различных церковных событий.

Двунадесятые праздники делятся на непереходящие (т. е. имеющие четко фиксированную дату празднования): Крещение Господне (19 января[4]), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января); и переходящие (зависящие от дня празднования главного христианского торжества – Св. Пасхи, или Воскресения Христова): Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи) и День Св. Троицы, или Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи).

К Великим праздникам относятся: Обрезание Господне и память Свт. Василия Великого (14 января), Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Покров Пресвятой Богородицы (14 октября).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Основные праздники церковного года (кроме пасхального цикла)

Основные праздники церковного года (кроме пасхального цикла)

1 (14) сентября. Начало индикта – церковное новолетие. Преподобного Симеона Столпника (около 390–459 гг.) и матери его Марфы.

2 (15) сентября. Святителя Иоанна Постника, патриарха Цареградского (595 г.). Преподобного Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.) Печерских.

4 (17) сентября. Пророка Боговидца Моисея (около 1531 г. до P. X.). Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911 г.). Собор Воронежских святых.

Читайте так же:  Молитва к апостолу иакову алфееву

5 (18) сентября. Пророка Захарии и праведной Елизаветы (I в.), родителей Иоанна Крестителя. Убиение благоверного князя Глеба, во святом крещении Давида (1015 г.).

6 (19) сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

8 (21) сентября. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии[48].

9 (22) сентября. Святых праведных Богоотец[49] Иоакима и Анны.

11 (24) сентября. Преподобного Силуана Афонского (1938 г.).

14 (27) сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

16 (29) сентября. Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца (1406 г.).

17 (30) сентября. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (около 137 г.).

18 сентября (1 октября). Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница».

19 сентября (2 октября). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299 г.) и чад его Давида (1321 г.) и Константина, Ярославских чудотворцев.

20 сентября (3 октября). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и его болярина Феодора, чудотворцев (1245 г.). Собор Брянских святых.

21 сентября (4 октября). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752 г.).

23 сентября (6 октября). Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977 г.).

25 сентября (8 октября). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392 г.).

26 сентября (9 октября). Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 100 г.). Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

27 сентября (10 октября). Преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937 г.).

28 сентября (11 октября). Память преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, в ближних пещерах почивающих. Благоверного князя Вячеслава Чешского (935 г.). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (ок. 1337 г.).

30 сентября (13 октября). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Праздники годового цикла

Праздники годового цикла

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Святая Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он разворачивается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых. Проявление милости Божией к известному народу, местности или городу, например избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т. п., давали повод молитвенно ознаменовать эти происшествия.

Годовой цикл Православного богослужения начинается 14 сентября (1 сентября по ст. ст.) церковным новолетием. Этот цикл состоит из т. н. Двунадесятых (т. е. двенадцати), Великих и особо чтимых праздников в честь святых и различных церковных событий.

Двунадесятые праздники делятся на непереходящие (т. е. имеющие четко фиксированную дату празднования): Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января); и переходящие (зависящие от дня празднования главного христианского торжества – Святой Пасхи, или Воскресения Христова): Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи) и День Святой Троицы или Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи).

К Великим праздникам относятся: Обрезание Господне и память святого Василия Великого (14 января), Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), святых первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Покров Пресвятой Богородицы (14 октября).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Церковные праздники : даты , объяснения и традиции

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (в 6-е воскресенье Великого Поста)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Православный календарь (Алексей Семенов)

Православный календарь – это древнее изобретение человечества, которое в наши дни пользуется заслуженной популярностью. В этом календаре отражены все периоды жизни, важные для жизни воцерко́вленного человека. А поскольку церковь играет немалую роль в жизни современного общества, популяризации православных календарей сложно удивляться. В православном календаре мы отразили наиболее значимые события церковной жизни: великие праздники, посты, дни поминовения усопших. В тех случаях, когда дело касается «подвижных» праздников и прочих значимых событий, мы указываем даты до 2020 года. Помимо этого, с помощью нашего календаря все заинтересованные люди смогут самостоятельно рассчитать даты тех или иных событий жизни православного человека.

Оглавление

  • Глава первая. Откуда все начиналось, или История православного календаря
  • Глава вторая. Непереходящие великие праздники

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православный календарь (Алексей Семенов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Издательство AB Publishing, 2013

ООО «Креатив Джоб», 2013

Глава первая. Откуда все начиналось, или История православного календаря

В православном календаре отражается два вида праздников, два круга событий:

• неподвижный круг – даты событий указаны в богослужебных книгах

• подвижный круг, или Пасхальный – все события устанавливаются относительно дня празднования Пасхи.

События неподвижного круга раз и навсегда определены в богослужебных книгах, их даты не меняются в зависимости от года. Отмечаются даты неподвижного круга либо по «старому стилю» (юлианский календарь), либо по «новому стилю» (григорианский календарь, которым пользуются все современные люди). В русской Православной церкви праздники, относящиеся к неподвижному кругу, отмечаются по юлианскому календарю. Даты их отличаются от дат «нового стиля» на 13 дней.

Что касается событий Пасхального круга, здесь ситуация несколько сложнее. Особые дни жизни всех православных людей, если они принадлежат к Пасхальному, или подвижному, кругу, «курсируют» по датам. То есть их необходимо высчитывать ежегодно. Благо, в настоящее время сделать это не слишком сложно. День Пасхи вычисляют по солнечно-лунному календарю.

1.1. Православие и лунно-солнечный календарь

Откуда пошли православные праздники? У них удивительно древняя, буквально ветхозаветная история. Многие праздники, отраженные в православном календаре, восходят ко временам Ветхого Завета. Ряд праздников идет и с Новозаветного времени. Православные праздники посвящаются поминанию важнейших событий в жизни Божьей Матери, Иисуса Христа и памяти святых угодников.

Русский православный календарь – уникальная система, включившая в себя и солнечный, и лунный календари. На Русь календарь пришел из Византии одновременно с введением христианства. Назывался он тогда «Церковным кругом» или «Великим Индиктио́ном». В основе его был юлианский календарь. Итак, из чего же состоит русский православный календарь?

Месяцеслов, или «Святцы», отражает даты солнечного календаря. В нем указаны имена святых по дням, посвященным их памяти, и непереходящие (то есть имеющие постоянную дату) православные праздники. В Пасхалии определяется «плавающая» дата Пасхи, а также всех переходящих (то есть не имеющих постоянной даты) праздников. Пасхалия связана с лунным календарем. Согласно правилам Александрийской Православной Пасхалии, Пасха празднуется в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, которое отсчитывается после дня весеннего равноденствия 21 марта.

1.2. Великие праздники – что это такое?

Праздников в православном календаре более чем достаточно. По большому счету, каждый день календаря чем-то да знаменит. Ведь верующие каждый день года посвящают воспоминанию особых для христианина событий или памяти святых. Но праздники эти неравнозначны по своей важности.

Каким образом устроены церковные богослужения?

Круг годового богослужения помогает служителям церкви посвятить каждый свой день либо воспоминаниям особых библейских событий, либо памяти многочисленных святых.

Круг седмичного, то есть недельного богослужения указывает на дни недели, посвящаемые воспоминаниям об особых событиях:

• воскресение посвящено Воскресению Христову

• понедельник – ангелам Божиим

• среда – постный день, посвящен предательству Христа Иудой

• четверг – святителям христианства

• пятница – постный день, посвящен распятию Христа на кресте

• суббота – посвящается святым православной церкви и усопшим.

Круг суточного богослужения включает в себя девять церковных служб:

• вечерние и ночные – вечерня, повечерие, полунощница, утреня

• дневные – службы первого, третьего, шестого, девятого часа

• литургия, или обедня – центральное богослужение, совершается также ежедневно.

Но нам, мирянам, не слишком нужно вникать в столь тонкие подробности жизни православной церкви. Ведь как бы ни были люди воцерко́вленными, они все равно привязаны к светской жизни, и посвящать каждый свой день круглосуточно служению Богу мало кто сможет. Нам важно знать православные праздники, особые, наиболее важные даты календаря.

Итак, какие же бывают праздники?

Двунадесятые праздники – это двенадцать великих праздников годового круга богослужения. Двунадесятые праздники подразделяются на:

Госпо́дские – посвящены Иисусу Христу

Богородичные – посвящены Пресвятой Богородице

Двунадесятые праздники подразделяются на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Даты переходящих праздников каждый год падают на разные числа и высчитываются в зависимости от дня празднования Пасхи. Собственно Пасха к двунадесятым праздникам не относится.

Недвунадесятые праздники – остальные праздники, отраженные в православном календаре.

Праздники православного календаря подразделяются по важности на:

К великим праздникам относятся двунадесятые и Пасха, или Воскресение Христово. Великие праздники отличаются особой торжественностью богослужения.

Оглавление

  • Глава первая. Откуда все начиналось, или История православного календаря
  • Глава вторая. Непереходящие великие праздники

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православный календарь (Алексей Семенов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Во главе годового цикла православных праздников стоит

Первая книга православного верующего

сост. П. Е. Михалицын

© DepositPhotos.com / servantes, обложка, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2014

© ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», г. Белгород, 2014

Никакая часть данного издания не может быть скопирована или воспроизведена в любой форме без письменного разрешения издательства

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Каково назначение человека? Зачем и почему мы живем? Почему существует зло? Эти и подобные им вопросы всегда волновали человечество. Актуальны они и в наши дни, когда многие традиционные ценности пересматриваются в плоскости секулярного мировоззрения и нового мирового порядка. Многие из наших современников вряд ли могут уверенно ответить на извечные вопросы человечества. Обывателю порой сложно разобраться в пестрой палитре всевозможных религиозных учений и философий, каждое из которых претендует на обладание абсолютной истиной. Попыткой прояснить и приоткрыть современному читателю глубину и духовную красоту Православия, его вероучения, богослужения, морали, традиции является наша книга. Наша работа адресуется прежде всего людям, мало знакомым с Православием, но желающим получить о нем более глубокое представление. Тем не менее и для уже что-то знающих о восточном христианстве эта книга, надеемся, станет подспорьем в процессе углубления этих знаний и расширения представлений об этом уникальном религиозном явлении.

Книга построена таким образом, чтобы максимально информативно и вместе с тем как можно более лаконично представить читателю основные положения Православия.

В первой главе достаточно подробно рассказывается о православном богослужении и его духовном центре – православном храме. Здесь читатель сможет узнать об устройстве, убранстве, архитектурных и иконографических принципах православного храма, познакомиться с годовым циклом православного богослужения, почерпнет полезную информацию о постах и некоторых обрядах Православной Церкви, а также о правилах поведения в храме Божьем.

Вторая глава вводит читателя в непростой мир православного вероучения. В этой главе повествуется об основных догматах (вероучительных истинах) Православия, приводится учение о таинствах, классификация грехов и понимание христианской молитвы как основного средства общения с Богом, рассказывается о почитании Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих в Православной Церкви, а также приводятся примеры некоторых наиболее распространенных молитв.

Третья глава посвящена нравственным нормам Православной Церкви. В этой главе обстоятельно представлены такие ключевые понятия, как нравственность, нравственный и евангельский законы, совесть, добродетель, грех и др.

В четвертой главе представлены ответы на вопросы, которые часто задают люди, только начинающие свой путь в Православной вере.

В пятой главе на примере десяти заповедей Закона Божьего и девяти заповедей Нагорной проповеди Спасителя Иисуса Христа наглядно показаны принципы применения норм и законов духовно-нравственной жизни православного христианина.

Таким образом, в данной книге представлен весь спектр основных вероучительных, духовно-нравственных, богослужебных положений, характеризующих Православие как уникальную и самодостаточную религию.

Надеемся, что наша книга будет полезна и интересна всем интересующимся восточным христианством.

Православный храм и богослужение

Если спросить любого обывателя, что для него Православная Церковь или с каким символом ассоциируется в его представлении восточное христианство, то, скорее всего, такой человек укажет на храм. И это совершенно правильная ассоциация. В православном вероучении храм – это центр духовной и литургической жизни. Именно здесь начинается и заканчивается духовный путь христианина, здесь же и совершается главное христианское таинство – Святая Евхаристия. Поэтому понимание устройства, назначения и особенностей православного храма является неотъемлемой составляющей христианского мировоззрения.

Устройство православного храма. Церковная архитектура, ее закономерности и особенности

В классическом определении храм – это особо посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через Святое Причащение и др. таинства. Храмы иначе называются церквами, потому что верующие, собирающиеся здесь на молитву, составляют Церковь (т. е. собрание или общество верующих). По своим архитектурным особенностям Божии храмы отличаются от прочих зданий. Главный вход в храм почти всегда бывает с запада, т. е. с той стороны, где заходит солнце, а самая важная часть храма, алтарь, в большинстве случаев обращена на восток, к той стороне, где солнце бывает утром.

Храмы завершаются одною или несколькими главами, увенчанными крестами, для напоминания о Господе Иисусе Христе, совершившем наше спасение на кресте. Иногда крест в нижней части имеет форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Иисуса Христа. Одна глава на Церкви Божией проповедует о том, что Бог есть един. Три главы означают, что мы кланяемся Богу единому в Трех Лицах. Пять глав изображают Спасителя и четырех евангелистов. Семь глав строятся на храмах для обозначения, во-первых, семи спасительных таинств, которыми христиане освящаются для получения вечной жизни, во-вторых, семи вселенских соборов, на которых утверждены догматы и правила христианского вероучения и благочиния. Есть храмы и с тринадцатью главами: в этом случае они изображают Спасителя и Его двенадцать Апостолов.

Все храмы посвящены Богу, и в них Господь невидимо присутствует Своей благодатью. Кроме этих общих названий, каждая церковь имеет частное название в зависимости от того священного события или лица, в память которых она построена, – например, церковь Рождества Христова, храм Воскресения Христова, в честь Святой Троицы, во имя Святых равноапостольных Константина и Елены или Святого великомученика Пантелеимона и т. п. Если в городе несколько храмов, то главный из них называется собором: сюда собирается в торжественные дни духовенство различных церквей, и богослужение совершается собором, т. е. вместе, сообща. Тот собор, при котором находится кафедра епископа, называется кафедральным.

Православные праздники и обряды

Православие имеет свой набор религиозных праздников и обрядов, которые являются основой христианского культа. Церковные календари богаты разнообразными событиями: практически каждый день ознаменован каким-либо важным обрядом или праздником. Вместе с тем, праздники и святки делятся на великие и двунадесятые.

Главные праздники православной христианской традиции

Пасха считается «торжеством торжеств», когда совершилось наибольшее христианское таинство. Далее следуют двунадесятые праздники. Их всего 12. Три из них являются переходящими. Это значит, что дата проведения торжеств меняется из года в год в зависимости от того, в какой день отмечается Пасха. Это:

  • Вербное воскресенье, или, как его называют по церковному календарю, Вход Господень в Иерусалим;
  • Вознесение Господне;
  • Троица.

Остальные девять всегда отмечаются в один и тот же день, то есть являются непереходящими. Среди них:

  • Рождество Христово;
  • Крещение;
  • Сретение;
  • Благовещенье;
  • Рождество Богородицы;
  • Введение Богородицы во храм;
  • Успение пресвятой Богородицы;
  • Воздвижение креста Господня.

Далее следуют пять великих празднеств, к которым относят:

  • Обрезание Господне;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи);
  • Петра и Павла;
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя;
  • Покрова.

Кроме того, существует множество престольных праздников, которые посвящены разнообразным событиям церковной истории и связаны с жизнью Христа и Богородицы. Также празднуются дни воздвижения храма. Последние праздники имеют местное значение.

Православные обряды и таинства в Рождество

Одним из наиболее знаковых праздников считается Рождество Христово. В этот день отмечается рождение сына Божьего Иисуса Христа. Следует отметить, что столь распространенное празднование в течение первых пяти столетий после распространения христианства не было принято. Только через полтысячелетия после этого события монах Дионисий Малый произвел соответствующие вычисления, которые позволили ему утверждать, что он определил дату рождения Христа. В соответствии с этим римская христианская церковь поручила Дионисию Малому разработать новую пасхалию – таблицу празднования Пасхи. Традиционно Пасха отмечается в первое воскресение после наступления полнолуния, которое следует за равноденствием. Это случается или в мае, или в апреле. В связи с этим Пасха является переходящим празднеством.

Несмотря на то, что расчеты монаха были произвольными и искусственными, весь христианский мир согласился с ними. На самом деле нигде в Евангелии не упоминается даты его рождения. Скорее всего, священнослужители, стараясь максимально распространить христианство среди языческих народов, выбрали наиболее подходящую дату, когда многие язычники праздновали коляды. Вопреки расхожему мнению, подобные обряды встречаются не только у славян. Песни и пляски в зимние месяцы в честь языческих богов встречались и у народов Египта, и у древних шумеров, и у европейских народов.

На Руси празднование Рождества Христова соединилось с языческими колядами. В христианской традиции этот период носит название Святок. Следами языческих верований являются распространенные на Святки гадания, зажигание костров, переодевания, обряд вождения Козы и много другого, что, по дохристианским верованиям, должно было помочь Солнцу победить холод и заставить зиму отступить.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С празднованием Рождества и всего рождественского цикла праздников связывали также много примет. Так, считалось, если рождественский день был ясным и тихим – стоит ожидать отличного урожая. Теплое Рождество – к холодной и затяжной весне, а метель предвещает хороший урожай пшеницы.

Во главе годового цикла православных праздников стоит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here