Содержание
Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы
Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).
В Своей Книге Господь миров сказал следующее:
О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха… (62:9)
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.
Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.
Как читать пятничную молитву
1. После азана молящийся обычно произносит дуа:
Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад
Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».
2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.
3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.
4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.
5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.
6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.
Особенности джума-намаза
Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.
Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.
Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.
Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.
Джума-намаз равен полуденному?
Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.
Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).
Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.
Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.
По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.
Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Время намаза — Джума.
Расписание на сегодня и месяц
Время намаза
Расписание на сегодня
Намоз вакти Джума, Самаркандская область
Namoz vaqtlari Juma
Джума, Узбекистан, Самаркандская область
Расписание на месяц
В таблице ниже представлен график совершения намаза для населенного пункта Джума в Марте 2020 года
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Как делать намаз
Он — Тот, который сотворил вам всё благое на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небесных сводов. Он о всякой вещи знающий! Поистине, только Аллаху нужно поклоняться и повиноваться! (Коран, Сура Корова, №29)
Как мы вычисляем точное время и почему на других сайтах часто неправильное время?
Расписание намаза в каждом населенном пункте подсчитанно с учетом географического положения и принятым местными авторитетными богословами правилам расчета. Вы можете убедиться, что именно наше расписание совпадает по времени с азаном в каждом из тысяч городов, для которых мы ведем расчет, если окажетесь вблизи мечети.
В интернете много популярных сервисов подсчета, появляющихся на первых местах в Google и Яндекс, но мы можем однозначно заявить, что их расписание во многих городах не соответсвтует действительности. Все эти сервисы берут в качестве метода расчета Всемирную Лигу Мусульман. Это общая методика расчета и считая по ней, вы можете убедиться, что в большинстве городов время не совпадает. Просто в каждом из городов свои правила расчета, которым мы и следуем.
Время намаза — Пятница.
Расписание на сегодня и месяц
Время намаза
Расписание на сегодня
Пятница, Россия, Московская область
Расписание на месяц
В таблице ниже представлен график совершения намаза для населенного пункта Пятница в Марте 2020 года
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Как делать намаз
О люди! Мы ниспослали вам ясные знамения об истине посланника Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — и Мы ниспослали вам через него Коран — яркий Свет, освещающий вам путь, и руководство к спасению. (Коран, Сура Ан-Ниса № 174)
Как мы вычисляем точное время и почему на других сайтах часто неправильное время?
Расписание намаза в каждом населенном пункте подсчитанно с учетом географического положения и принятым местными авторитетными богословами правилам расчета. Вы можете убедиться, что именно наше расписание совпадает по времени с азаном в каждом из тысяч городов, для которых мы ведем расчет, если окажетесь вблизи мечети.
В интернете много популярных сервисов подсчета, появляющихся на первых местах в Google и Яндекс, но мы можем однозначно заявить, что их расписание во многих городах не соответсвтует действительности. Все эти сервисы берут в качестве метода расчета Всемирную Лигу Мусульман. Это общая методика расчета и считая по ней, вы можете убедиться, что в большинстве городов время не совпадает. Просто в каждом из городов свои правила расчета, которым мы и следуем.
Пятничный намаз. Порядок выполнения
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].
Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].
Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Из чего состоит пятничный намаз (джума)
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.
Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Четыре ракяата сунны
Первый азан.
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].
Первая проповедь
Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.
Второй азан.
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].
По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.
Вторая проповедь
Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.
Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].
Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Два ракяата фарда
Икамат.
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].
Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.
По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
Видео (кликните для воспроизведения). |
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
Как правильно совершать пятничный намаз?
Как правильно совершать пятничный намаз?
Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.
Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)
Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:
«Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)
Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Следовательно, в этот день желательным является совершение полного омовения. Также пятницу лучше всего провести в поминании Всевышнего, читать Коран, давать садака, возносить Всевышнему дуа. (Подробнее — 8 дел, которые нужно совершить мусульманину в эту пятницу)
Правила совершения пятничной молитвы
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.
Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.
1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.
Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.
Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».
Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».
3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.
Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.
Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)
В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.
Новости
Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов
Неоднозначную реакцию вызвал пост, выложенный на просторах Интернета одним из пользователей, который сравнил ограждаемые места во время пятничного намаза в Московской Соборной мечети с бронированием столиков в ресторане, назвав это «беспределом и дискриминацией». За постом последовало немало комментариев, поддерживающих автора, содержание которых порой переходило рамки любой этики и морали. Ситуацию, названную автором поста «беспределом и дискриминацией», прокомментировал муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов:
«Комментируя создавшееся обсуждение вокруг проведения Джума-намаза в Соборной мечети Москвы, для начала процитирую хадис Посланника Аллаха (мир ему): «Воистину, дела оцениваются по намерению» (аль-Бухари). То, что верующий намеревался прийти пораньше и занять первые ряды, – похвально и будет вознаграждено Всевышним в соответствии с его намерениями.
О достоинстве раннего прихода на Джума-намаз свидетельствует такой хадис: «Тот, кто в пятницу, совершив омовение, отправится в мечеть в первый час, будет подобен тому, кто принес в жертву верблюда. Тот, кто отправится в мечеть во второй час, будет подобен тому, кто принес в жертву быка. Тот, кто отправится в мечеть в третий час, подобен тому, кто принес в жертву барана. Тот, кто отправится в мечеть в четвертый час, подобен тому, кто принес в жертву курицу. Тот, кто отправится в мечеть в пятый час, подобен тому, кто принес в жертву куриное яйцо. До тех пор, пока имам не произнесет такбир, ангелы присутствуют там и слушают Коран» (Муслим).
Приводится также хадис: «В пятницу ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать» (аль-Бухари).
В любой организации существуют свои порядки. Относительно первых рядов, ставших предметом споров, нужно принимать в расчет тот факт, что Московская Соборная мечеть является центральной мечетью страны, ее посещают официальные делегации из разных стран. Исламская этика подразумевает особое отношение к гостям, которым всегда отдаются соответствующие почести согласно статусу и определенному протоколу.
Не стоит забывать слова Посланника Аллаха: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим, а также тот, кто не почитает и не уважает старших» (ат-Тирмизи). Достаточно вспомнить его личный пример отношения к прибывавшим к нему делегациям (даже во главе с неверующими) и слова: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, уважительно относитесь к нему» (Хаким).
В Священном Коране Всевышний говорит: «О верующие, будьте покорны Аллаху (Богу, Господу), [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями (4:59). К сожалению, столь важным положениям ислама не придается значения. На первое место выходит желание все подстроить под себя вопреки усилиям администрации и волонтеров создать все условия для комфортного пятничного пребывания в мечети порядка 20 тысяч прихожан единовременно. К следованию шариату зачастую применяется чересчур буквальный подход, когда прихожане в стремлении занять первые ряды даже на обычный намаз могут встать за имамом и не знать, что они отводятся для имамов и муэдзинов, то есть тех, кто может заменить его в молитве в случае необходимости.
Существующий порядок в Соборной мечети продиктован насущной необходимостью, а не желанием руководства ущемить права верующих. Но, к сожалению, именно из-за отсутствия понимания ислама и положения вещей создается фитна, сеется смута в мусульманском сообществе с переходами на личности и чуть ли не с обвинениями имамов в неверии. Первый, кто дал ход подобным обсуждениям, берет на себя большую ответственность, ведь относительно смутьянства и внесения раздора в Священном Коране сказано: «…Но знайте, знайте, смута хуже и пагубнее [по грешности], чем убийство (2:191).
Руководство мечети готово пойти навстречу прихожанам и при необходимости сократить количество выделенных рядов. Прежде чем запустить подобные негативные настроения на просторах Интернета, следовало обратиться к имамам с просьбой дать соответствующие разъяснения. Именно так и пристало поступать верующим в случае возникновения недопонимания. Недаром Посланник Всевышнего (мир ему) сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]» (ат-Тирмизи).»
Официальный сайт Московской соборной мечети (с) 2015
Как читать пятничный намаз?
Правила совершения коллективного пятничного намаза. (Источник фото: freepik.com)
Сегодня пятница, а это значит, что мы продолжаем нашу постоянную рубрику, где рассказываем о достоинствах пятницы и пятничного намаза. На прошлой неделе мы перечислили условия джума-намаза. Сегодня мы разберем порядок совершения пятничной молитвы и остановимся на основных моментах, о которых не знают многие новообращенные мусульмане.
Для мусульман посещение коллективного пятничного намаза является обязанностью. Однако, к сожалению, многие из верующих пренебрегают им. И когда задаешь вопрос, почему человек не посещает пятничную молитву, то часто в ответ слышишь, что он не умеет читать намаз, не знает как вести себя в мечети и т.д..
Надеемся, что после прочтения этой статьи у тех, кто откладывают свое поклонение, не останется причин для страхов и сомнений. Ведь Всевышний Аллах сказал:
О верующие! Когда призывают [азаном] на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха [к совершению пятничного намаза] и оставьте торговлю [и все прочие дела]. Это лучше для вас [чем прибыль от торговли], если бы вы только знали [какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному]. (62:9).
Итак, основные моменты:
- Пятничная молитва начинается в то же время, что и полуденный намаз и проводится в мечетях или в специально отведенных для этого местах.
- Пятничный намаз состоит из 10 ракагатов: сначала совершаются 4 ракагата сунны, затем 2 ракагата фарза, затем вновь 4 ракагата сунны.
- Джума намаз, в отличие от других намазов, не восполняется. Если время, отведенное для него, вышло, то следует совершить намаз Зухр.
- С момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди.
Правила совершения коллективного пятничного намаза
1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.
2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.
Руководителем в коллективном намазе является имам . Доверившиеся имаму совершают намаз за ним, выполняя каждое действие намаза за имамом, но ни при каких обстоятельствах не опережая его.
В положении кыям (стоя) читают только сана, не произнося «Агузу», «Бисмиллях» и не читая другие суры, ожидают и слушают имама. При выпрямлении после совершения поясного поклона имам произносит только тасмиг («Сами’аллаху лиман хамидах»). А стоящие за имамом произносят тахмид («Раббана лякаль хамд»). Остальные зикры (восхваления) произносят и имам, и стоящие за ним.
Имам громко произносит такбир, тасмиг и приветствие (салям). Стоящие за ним все произносят про себя.
3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.
Самые распространенные вопросы
Как совершается намерение?
Намерения совершаются следующим образом:
«Я вознамерился совершить четыре ракагата сунны пятничного намаза. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».
«Я вознамерился совершить два ракагата фарза пятничного намаза, следуя за этим имамом ради Аллаха Всевышнего. Аллаху акбар».
«Я вознамерился совершить четыре ракагата сунны пятничного намаза. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».
Куда лучше вставать во время коллективной молитвы?
При наличии только одного человека за имамом, он будет стоять справа на расстоянии одной пяди, если за имамом стоят 3 человека, то они образуют ряд. Стоять в ряду ровно, не оставляя свободного места, является сунной.
Что делать, если не успел на намаз?
До совершения двух ракагатов обязательного пятничного намаза имам читает хутбу (проповедь). Вошедший в мечеть во время проповеди имама должен начать его слушать, не читая намазы тахиятуль масджид и четыре ракагата сунны пятничного намаза.
После совершения фарза пятничного намаза должен совершить сначала первые четыре ракагата сунны, потом последние четыре ракагата сунны пятничного намаза. Тахиятуль масджид в этом случае не совершается.
Если имам начнет читать проповедь, в то время как кто-то совершает тахиятуль масджид или четыре ракагата сунны, то намаз не прерывается и совершается до конца.
Если опоздавший встал за имамом до произнесения приветствий (салям) в фарз пятничном намазе, то он восполнит пропущенные ракагаты после. Не успевший встать за имамом до приветствий в пятничном намазе совершает полуденный намаз.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пятница для мусульман является благословенным и праздничным днем, в который принимаются молитвы и праведные дела, поэтому не пренебрегайте посещением пятничной молитвы. И пусть Аллах увеличит ваши знания, понимание религии и объединит в раю вместе с пророками и праведниками. С благословенной пятницей!
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.