Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них

Детально: Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Вопросы, относящиеся к компетенции дежурных службы приходского консультирования, и ответы на них

Эта часть пособия содержит вопросы, отражающие примерный объем знаний, необходимый для дежурных службы приходского консультирования и ответы, доступные для понимания малоцерковного человека.

В основу этой части первоначально были положены вопросы, которые на протяжении нескольких лет записывались в специальный журнал дежурными консультативной службы. Впоследствии количество вопросов было увеличено с целью отражения приблизительного объема знаний, необходимых дежурным службы.

Работа по составлению ответов осуществлялась приходскими консультантами. Задача состояла в том, чтобы, используя современные брошюры по основам веры и другие материалы, составить доступные для понимания малоцерковного человека ответы, дающие представление о вере и церковной жизни.

В ответах на большинство вопросов приведены цитаты из Священного Писания – основного источника вероучительных знаний.

В церковном знании следует различать:

догматы – непреложные истины христианского вероучения, (свод которых заключен в Символе веры), отклонение от которых никому не дозволяется, ибо ведет к ереси (лжеучению) и расколу – нарушению единства Церкви;

каноны – правила-предписания (апостольские, соборные и святоотеческие), относящиеся к церковному строю жизни, управлению, к обязанностям священнослужителей и каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учения, церковного благочиния, отклонения от которых могут привести к разномыслию, расстройству отношений и нестроениям в церковной среде;

и наконец традиции и обычаи, которые могут быть в чем-то несхожими на разных приходах без всякого ущерба для веры и верующих.

Буквальное соблюдение Закона требовалось в Ветхом Завете. Новый Завет отменил обрядовые постановления ветхозаветного человечества, утверждая людей в той мысли, что соблюдение внешних правил не имеет решающего значения для духовной жизни. В Новом Завете угождение Богу совершается покаянным сердечным сокрушением, смирением, благодарением с любовью, готовностью к милосердию, самопожертвованию, исполнением евангельских заповедей и безусловным запрещением себе греха.

Поэтому на некоторые вопросы не существует однозначных ответов. Исходя из сложившейся традиции на разных приходах, на один и тот же вопрос могут быть даны разные ответы.

Распределение вопросов по разделам

Пособие содержит 567 вопросов с ответами. Для удобства пользования вопросы распределены на 30 разделов. Последовательность расположения разделов, отличается от общепринятой – начинать с главного. Большинство вопросов малоцерковных людей связано именно со свечами, записками и иконами, поэтому эти разделы помещены в начало, а о таинствах такие люди наоборот спрашивают редко, некоторые и вовсе не знают об их существовании. Поэтому первыми размещены разделы, которые содержат самые простые, наиболее часто задаваемые вопросы.

Внутри большинства тематических разделов вопросы размещены таким образом, что сначала идут сложные, раскрывающие основные понятия раздела, суть и смысл явления, а затем простые, частные. Такое размещение вопросов помогает усвоить главное, после чего можно ответить на многие частные вопросы.

Разделы «О Символе веры» и «О заповедях Божиих» представляют собой краткий катехизис – объяснение Символа веры и заповедей Божиих. Эти вопросы в практике консультирования почти не встречаются, но включены в пособие с целью дать образ простых для понимания ответов на основные вопросы православного вероучения.

Дежурный должен уметь отвечать не только на простые вопросы малоцерковных людей, но и быть подготовленным к возможным более сложным вопросам со стороны прихожан и других работников храма.

В разделе «Для начинающих церковную жизнь» собраны советы тем, кто начинает воцерковляться, так как в этот период возникает много вопросов, связанных с верой и Церковью. Он завершает третью часть пособия, символизируя ожидаемый результат деятельности приходских консультантов – пробуждение в людях желания начать церковную жизнь.

Использование пособия при подготовке дежурных консультантов

Основное назначение «вопросника» – обеспечить единообразие в ответах дежурных, «чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). «Вопросник» может дополнить знания консультантов, облегчить поиск кратких и правильных ответов на заданные вопросы. Но зачитывать ответы или отвечать на вопросы заученными цитатами из «Практического руководства» во время дежурства в храме не следует. Ни в коем случае не стоит воспринимать это пособие как некую строгую инструкцию по общению с малоцерковными людьми – это лишь примерный ориентир, дающий представление о том, как можно отвечать.

Эта часть пособия может быть использована в качестве учебного материала при подготовке мирян для участия в приходском консультировании. По разделам «вопросника» можно проводить практические обучающие семинары. Но совокупность представленных в «Практическом руководстве» вопросов и ответов не претендует на полноту подробного рассказа о православной вере и жизни христианина.

По усмотрению руководителя приходской консультативной службы, «вопросник» может быть скорректирован, доработан и издан отдельной брошюрой для использования его приходскими консультантами и другими работниками конкретного храма.

Основные направления консультирования

Эта часть пособия отражает и объединяет два важных направления консультирования: передавать необходимый минимум знаний о церковной жизни и объяснять несостоятельность имеющихся предрассудков. Третьим не менее важным направлением является предостережение от обрядоверия – то есть от веры в спасительное значение одного лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без осознания и понимания их смысла.

Предлагаемые тематические разделы третьей части пособия достаточно широко представляют содержательную сторону консультирования и с учетом цели, задач и направленности службы освещают круг основных вопросов.

Вопросы, требующие обращения к священнику

В практике приходского консультирования встречаются вопросы, касающиеся личных духовных проблем и сложных жизненных ситуаций. Такие вопросы также записывались в журнал, но в данном пособии они не представлены, так как ответы на них может дать только священник, учитывая особенности каждого конкретного случая.

Это целый комплекс сложных вопросов, выходящих за пределы компетенции дежурных службы приходского консультирования, требующие обращения за помощью к священнику:

Читайте так же:  Толковый словарь слово молитва

– вопросы личного характера, требующие разъяснения, наставления, благословения;

– вопросы исповедального характера, требующие пастырского участия и совета;

– вопросы, связанные с индивидуальной подготовкой к участию в таинствах;

– вопросы, требующие знания церковно-канонического права.

Дежурным консультативной службы следует направлять этих людей к священнику, воздерживаясь от ответов на подобные вопросы.

Как отвечать с рассудительностью

1) Сначала нужно чутко, со вниманием воспринять задаваемый вопрос, услышать и с рассуждением в молитвенном духе осмыслить его:

почему такой вопрос возник у человека? это говорит о недостатке у него знаний или церковного опыта? о чем хочет спросить? что на самом деле его беспокоит? насколько он открыт к диалогу?

2) Обдумать возможный ответ с учетом означенных обстоятельств;

3) Отвечая на вопрос, целесообразно придерживаться следующей последовательности:

а) после вопроса должен сначала прозвучать максимально сжатый, краткий и правильный ответ на заданный вопрос;

б) далее желательно пояснить и раскрыть его более полно, в меру слышания и восприятия спросившего человека;

в) наконец последней, восполняющей и завершающей ответ фразой – поставить точку, подвести к выводу.

Вопрос 1:

Кому поставить свечу, если ребенок серьезно заболел?

* Восприятие вопроса, в молитвенном духе осмысление с рассуждением…

а) Краткий емкий ответ:

Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим.

б) Пояснение и раскрытие ответа:

Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы, покаяния и сплочения ее. Она активизирует духовную жизнь семьи. Малышу следует давать пить святую воду, окроплять его этой водой. И самое главное – это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как в храме, так и дома, и в больнице, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это и сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него.

в) Восполняющая и завершающая ответ фраза:

Разумеется, что молитва должна сочетаться с лечением, которое рекомендует врач.

Вопрос 2:

Кому поставить свечу о благополучии в делах?

* Восприятие вопроса, в молитвенном духе осмысление с рассуждением…

а) Краткий емкий ответ:

Желающий благополучия должен не только молиться, но и строить свою жизнь по заповедям Божиим.

б) Пояснение и раскрытие ответа:

Через Евангелие Бог обращается ко всем с призывом быть добрыми, милосердными, сострадательными, но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а просят Бога, чтобы Он помогал им в их делах.

Хороша молитва со словами от сердца, с верой и надеждой на помощь Божию. Следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Но все, посылаемое Господом, направлено к пользе и спасению души.

в) Восполняющая и завершающая ответ фраза:

Поэтому после всех молитвенных прошений верующие добавляют слова: «Да будет воля Твоя, Господи».

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Дача (89)
  • Сад (17)
  • Цветник (11)
  • Огород (47)
  • Духовное (28)
  • Эзотерика (8)
  • Йога (5)
  • Религия (2)
  • Заготовки впрок (21)
  • Психология (7)
  • Для дома (2)
  • Комнатные цветы (2)
  • Кино (1)
  • Вино (0)
  • Еда (110)
  • Сластена (17)
  • Тесто (17)
  • Пост (14)
  • Мясные блюда (9)
  • Салаты (6)
  • Мультиварка (2)
  • Рыба (1)
  • Здоровье (42)
  • Уход за телом (4)
  • Интересное (26)
  • Идеи по хозяйству (12)
  • Музыка (2)
  • Рукоделие (92)
  • Вязание крючком (47)
  • Вязание спицами (23)
  • Поделки (3)
  • Шитье (2)

Цитатник

Китайская шапочка. МК вот здесь она была. Схема не вся, .

Овощной салат без уксуса. Не могу пройти мимо этого рецепта, не добавив его в свои закладки. Х.

Пасхальная салфетка крючком Пасхальная салфетка крючком Здравствуйте! А вы готов.

Заливной пирог с жареной капустой и луком Быстрый и очень вкусный пирожок на ужин. Ми.

Практическое руководство по приходскому консультированию

Дорогие отцы, братья и сестры, приходские катехизаторы и сотрудники храмов!

Мы предлагаем Вам коллективный труд пастырей и церковнослужителей Санкт-Петербургской епархии, Ростовской-на-Дону епархии, сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации и просто добрых любящих Свою Церковь людей. Он призван помочь в организации службы приходского консультирования, в которую, по благословению настоятеля, помимо штатного приходского катехизатора могут войти и другие сотрудники храма или активные прихожане. Опыт создания таких служб в кафедральных соборах, городских и даже сельских храмах заслужил одобрение и поддержку со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви. Данное пособие может также быть полезным для свечниц, уборщиц, тружеников трапезных, дежурных и всех сотрудников храма, работа которых предполагает постоянные контакты с приходящими в храм людьми, лишь начинающими церковную жизнь.

Желаю помощи Божией всем трудящимся на ниве духовного просвещения!

Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе.

При составлении учебно-методического пособия «Практическое руководство по приходскому консультированию» использовался опыт работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской и Ростовской-на-Дону епархиях.

Пособие состоит из трех частей с приложениями. Первые две части содержат рекомендации по организации консультативной службы на приходе и практические советы дежурным. В третьей части представлены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся правил поведения в храме, православной этики, церковной жизни и православного вероучения.

Пособие предназначено священнослужителям и приходским катехизаторам, организующим подобную службу на своих приходах, дежурным службы приходского консультирования и другим сотрудникам прихода, с которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм малоцерковные люди.

Особую благодарность за подготовку, составление и редактирование книги Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви выражает:

протоиерею Александру Зелененко, протоиерею Александру Усатову, иерею Константину Горбунову, иеромонаху Геннадию (Войтишко), И. И. Кузнецовой, А. Г. Моисеевой, Д. А. Туголукову, А. В. Ракушину

И ОТВЕТЫ НА НИХ

ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ПРАКТИКЕ ПРИХОДСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ,

ВОПРОСЫ,

Часть 3

(по разделам)

_______________________________________________________

Эта часть пособия содержит в себе вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, которые задают люди, редко приходящие в храм, или только начинающие церковную жизнь, и ответы, доступные для понимания малоцерковного человека.

Вопросына протяжении нескольких лет записывались дежурными консультантами Ильинского храма в специальный журнал. Потом были систематизированы по разделам с целью создания объемного представления о перечне задаваемых вопросов.

Читайте так же:  Молитва иисусу христу от нечистого

Заметим, что в практике приходского консультирования иногда встречаются вопросы, касающиеся личных духовных проблем и ситуаций. Они также записывались в журнал, но в данном пособии они не представлены, так как ответы на них может дать только священник, учитывая особенности каждого конкретного случая. Дежурный консультант не должен отвечать на подобные вопросы, а направлять спрашивающего к священнику.

Работа по составлению ответовосуществлялась дежурными консультантами Спасо-Парголовского храма с использованием церковной литературы по азам и основам веры. Задача состояла в том, чтобы предложенные ответы были доступны пониманию малоцерковного человека, соответствовали заданным вопросам и, по возможности, углубляли представление о церковной жизни и понимание веры.

Совокупность этих вопросов и ответов не является вероучительным катехизисом и не претендует на полноту подробного рассказа о православной вере и жизни христианина.

Таким образом, эта часть пособия отражает и объединяет два важных направления деятельности дежурных консультативной службы, способствующих передаче необходимого минимума знаний о церковной жизни воцерковляющимся, предохранению от формирования суеверий у людей, ищущих Бога, объяснению несостоятельности уже сформировавшихся предрассудков и суеверий.

По усмотрению руководителя приходской консультативной службы «вопросник» может быть скорректирован, доработан и издан отдельной брошюрой с целью использования его приходскими консультантами и другими работниками конкретного храма.

Основное назначение вопросника – обеспечить единообразие в ответах. а также пополнить знания консультантов или напомнить им об отдельных вопросах церковной жизни (так как многое из усвоенного на курсах со временем забывается), облегчить поиски кратких и правильных ответов на заданные вопросы в духе православного учения, а не от ветра головы своея, также эта часть пособия может быть использована в качестве экзаменационных вопросов при отборе мирян для участия в приходском консультировании.

Он также может быть использован как учебное пособие при подборе и подготовке дежурных, по разделам «вопросника» с группой консультантов можно проводить практические обучающие семинары.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время работа над этой частью пособия продолжается.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 132 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них

Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и .

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 021
В начало текста В конец текста

Эта часть пособия содержит вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, которые задают люди, редко приходящие в храм или только начинающие церковную жизнь, и ответы, доступные для понимания малоцерковного человека. Вопросы на протяжении нескольких лет записывались дежурными консультантами храма святого пророка Илии на Пороховых Санкт-Петербургской епархии в специальный журнал. Потом были дополнены и систематизированы по разделам с целью создания объемного представления о перечне задаваемых вопросов (28 разделов содержат 500 вопросов с ответами) .

Заметим, что в практике приходского консультирования иногда встречаются вопросы, касающиеся личных духовных проблем и ситуаций. Они также записывались в журнал, но в данном пособии они не представлены, так как ответы на них может дать только священник, учитывая особенности каждого конкретного случая. Дежурный консультант не должен отвечать на подобные вопросы, а направлять спрашивающего к священнику.

Работа по составлению ответов осуществлялась дежурными консультантами храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии с использованием церковной литературы по основам веры. Задача состояла в том, чтобы из многочисленных современных брошюр по основам веры выбрать доступные и легкие для понимания малоцерковного человека ответы на наиболее часто возникающие вопросы для углубления представления о церковной жизни и понимания веры.

В качестве ответов на некоторые вопросы приведены цитаты из Священного Писания, чтобы показать консультирующим ориентир для их ответов, а воцерковляющимся – основной источник вероучительных знаний. Консультантам не рекомендуется отвечать на вопросы заученными цитатами, но в случае необходимости, исходя из ситуации, можно подкрепить ответ авторитетом Священного Писания.

Следует также помнить, что на некоторые вопросы не существует однозначных ответов. Исходя из духовного состояния спрашивающего и сложившейся традиции на приходе, на один и тот же вопрос могут быть даны разные ответы.

В церковном знании надо различать: догматы – истины христианского учения, истины веры, отклонение от которых никому не дозволяется, так как ведет к ереси; каноны – предписания, относящиеся к церковному строю, управлению, к обязанностям священнослужителей и каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учения, незначительные отклонения от которых иногда дозволяются, но большие отклонения могут привести к расколу; и, наконец, традиции и обычаи, которые могут быть в чем-то несхожими на разных приходах без всякого ущерба для веры и верующих.

Буквальное соблюдение Закона требовалось в Ветхом Завете. Новый Завет отменил все обрядовые постановления ветхозаветного человечества, утверждая людей в той мысли, что соблюдение внешних правил не имеет решающего значения для духовной жизни. В Новом Завете угождение Богу совершается исключительно чистотою сердца, любовью, готовностью к самопожертвованию, исполнением евангельских заповедей, и безусловным запрещением себе только греха.

На вопросы о построении духовной жизни должен отвечать священник, так как только священник может правильно определить духовное состояние человека и дать душеполезный совет.

Совокупность представленных в Практическом руководстве вопросов и ответов не является вероучительным катехизисом и не претендует на полноту подробного рассказа о православной вере и жизни христианина. Не являются они и циклом катехизических бесед.

Таким образом, эта часть пособия отражает и объединяет два важных направления деятельности дежурных консультативной службы, способствующих передаче необходимого минимума знаний о церковной жизни воцерковляющимся, предохранению от формирования суеверий у людей, ищущих Бога, объяснению несостоятельности уже сформировавшихся предрассудков и суеверий.

По усмотрению руководителя приходской консультативной службы, «вопросник» может быть скорректирован, доработан и издан отдельной брошюрой для использования его приходскими консультантами и другими работниками конкретного храма.

Основное назначение «вопросника» – обеспечить единообразие в ответах, «чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор. 1: 10 ) . «Вопросник» может дополнить знания консультантов, облегчить поиски кратких и правильных ответов в духе православного учения на заданные вопросы. Но зачитывать ответы из Практического руководства во время дежурства в храме не рекомендуется.

Читайте так же:  Молитва ирине македонской

Эта часть Практического руководства может быть использована в качестве учебного пособия при подборе и подготовке мирян для участия в приходском консультировании. По разделам «вопросника» можно проводить практические обучающие семинары.

ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ПРАКТИКЕ ПРИХОДСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ,И ОТВЕТЫ НА НИХ

Эта часть пособия содержит в себе вопросы,встречающиеся в практике приход-ского консультирования, которые задают люди, редко приходящие в храм, или только начинающие церковную жизнь, и ответы,доступные для понимания малоцерковного человека.

Вопросына протяжении нескольких лет записывались дежурными консультанта­ми Ильинского храма в специальный журнал. Потом были систематизированы по разде­лам с целью создания объемного представления о перечне задаваемых вопросов.

Заметим, что в практике приходского консультирования иногда встречаются во­просы, касающиеся личных духовных проблем и ситуаций. Они также записывались в журнал, но в данном пособии они не представлены, так как ответы на них может дать только священник, учитывая особенности каждого конкретного случая. Дежурный кон­сультант не должен отвечать на подобные вопросы, а направлять спрашивающего к свя­щеннику.

Работа по составлению ответовосуществлялась дежурными консультантами Спасо-Парголовского храма с использованием церковной литературы по азам и основам веры. Задача состояла в том, чтобы предложенные ответы были доступны пониманию малоцерковного человека, соответствовали заданным вопросам и, по возможности, уг­лубляли представление о церковной жизни и понимание веры.

Совокупность этих вопросов и ответов не является вероучительным катехизисом и не претендует на полноту подробного рассказа о православной вере и жизни христиа­нина.

Таким образом, эта часть пособия отражает и объединяет два важных направления деятельности дежурных консультативной службы, способствующих передаче необходи­мого минимума знаний о церковной жизни воцерковляющимся, предохранению от фор­мирования суеверий у людей, ищущих Бога, объяснению несостоятельности уже сфор­мировавшихся предрассудков и суеверий.

По усмотрению руководителя приходской консультативной службы «вопросник» может быть скорректирован, доработан и издан отдельной брошюрой с целью использо­вания его приходскими консультантами и другими работниками конкретного храма.

Основное назначение вопросника — обеспечить единообразие в ответах, а также по­полнить знания консультантов или напомнить им об отдельных вопросах церковной жиз­ни (так как многое из усвоенного на курсах со временем забывается), облегчить поиски кратких и правильных ответов на заданные вопросы в духе православного учения, а не от ветра головы своея, также эта часть пособия может быть использована в качестве экзаме­национных вопросов гари отборе мирян для участия в приходском консультировании.

Он также может быть использован как учебное пособие при подборе и подготовке дежурных, по разделам «вопросника» с группой консультантов можно проводить прак­тические обучающие семинары.

В настоящее время работа над этой частью пособия продолжается.

О ПОСЕЩЕНИИ ХРАМА

1.1. Зачем ходить в храм?

— Все люди ходят в школу, чтобы учиться и получить образование, ведь без шко­лы не стать грамотными и интеллектуально развитыми людьми. Вот так и в отношении храма, где обретают духовное (верховное, или высшее) знание — богопознание.

Храм — это особое место богоприсутствия и богообщения, где как нигде в другом месте на душу человека снисходит благодать Божия.

Именно в храме читается Священное Писание, которое затем священник поясняет своей проповеди. Именно в храме на Исповеди человеку прощаются грехи и даются пастырские советы для их искоренения. Именно в храме, причащаясь Святых Тайн Тела и Крови Христовых, человек обретает полноту единения с Богом как залог вечной жизни.

Через величественные богослужения Церкви он ещё в этой земной жизни входит в круг интересов и событий, которыми всецело и ничем не отвлекаясь, будет жить после смерти тела.

Как рыба не может жить без воды, а лёгкие без воздуха, так и христианин не может оставаться духовно живым и здоровым вне храма. Только в духовной жизни — высшее призвание каждого человека и только в храме он, как нигде, может почувствовать дыхание подлинной, благодатной жизни во Святом Духе.

Что надо делать, подходя к храму?

— Перед входом в храм надо перекреститься со словами «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа» и кратко помолиться.

Как вести себя в храме?

— Людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь — это особый мир со своими пра-
вилами и установлениями. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юб-
ках, вкофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время надо подать записки, купить и поставить свечи, приложиться к иконам. После этого за­нять удобное место. Следуя древнему обычаю, женщинам лучше это сделать в левой части храма, мужчинам — в правой. Никто не должен занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, приклады­вания к кресту мужчин пропускают первыми.

Недопустимо хождение по храму во время службы, ведение разговоров. Если пришли в храм во время богослужения, надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи перед иконами, или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Нельзя в храме, как доме молитвы, сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно — так, чтобы не оскорбить величие святыни.

1.4. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередьи о чём надо
молиться?

-В первую очередь хорошо поставить свечу о здравии своих близких в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери. О упокое­нии усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благо­дарить Господа за Его благодеяния, просить помощи в имеющихся нуждах.

Можно ли в храме сидеть?

— Чтобы выразить Богу почитание и благоговение перед Ним, во время молитвы
стоят, а не сидят. Если перед земным царём (президентом или начальником) стоят, то,
как можно сидеть перед Богом — Царём Небесным? Сидеть во время богослужения раз-­
решается только по телесной немощи, в случае нездоровья, но во время чтения Еванге- лия, вособо важных местах Литургии следует встать.

Однако Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлён к Не­му с должным благоговением. Если по немощи приходится совершать молитву сидя, но со вниманием, то это не препятствует тому, чтобы молитва была угодна Богу. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», — говорил московский святитель XIX века Фила­рет (Дроздов).

Читайте так же:  Молитва живым о помощи на русском языке

Здоровье. Человек. Природа.

Непознанные аспекты религии, астрологии, жизни людей и влияние их на здоровье.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.

7 апреля 2012 г.

Вопросы священнослужителю

ВОПРОСЫ, встречающиеся в практике приходского консультирования, И ОТВЕТЫ НА НИХ

Вопросы на протяжении нескольких лет записывались дежурными консультантами храма святого пророка Илии на Пороховых Санкт-Петербургской епархии в специальный журнал. Потом были дополнены и систематизированы по разделам с целью создания объемного представления о перечне задаваемых вопросов (28 разделов содержат 500 вопросов с ответами).

Заметим, что в практике приходского консультирования иногда встречаются вопросы, касающиеся личных духовных проблем и ситуаций. Они также записывались в журнал, но в данном пособии они не представлены, так как ответы на них может дать только священник, учитывая особенности каждого конкретного случая. Дежурный консультант не должен отвечать на подобные вопросы, а направлять спрашивающего к священнику.

Работа по составлению ответов осуществлялась дежурными консультантами храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии с использованием церковной литературы по основам веры. Задача состояла в том, чтобы из многочисленных современных брошюр по основам веры выбрать доступные и легкие для понимания малоцерковного человека ответы на наиболее часто возникающие вопросы для углубления представления о церковной жизни и понимания веры.

В качестве ответов на некоторые вопросы приведены цитаты из Священного Писания, чтобы показать консультирующим ориентир для их ответов, а воцерковляющимся – основной источник вероучительных знаний. Консультантам не рекомендуется отвечать на вопросы заученными цитатами, но в случае необходимости, исходя из ситуации, можно подкрепить ответ авторитетом Священного Писания.
Следует также помнить, что на некоторые вопросы не существует однозначных ответов. Исходя из духовного состояния спрашивающего и сложившейся традиции на приходе, на один и тот же вопрос могут быть даны разные ответы.

В церковном знании надо различать:

догматы – истины христианского учения, истины веры, отклонение от которых никому не дозволяется, так как ведет к ереси;

каноны – предписания, относящиеся к церковному строю, управлению, к обязанностям священнослужителей и каждого христианина, вытекающим из нравственных основ евангельского и апостольского учения, незначительные отклонения от которых иногда дозволяются, но большие отклонения могут привести к расколу;

и, наконец, традиции и обычаи, которые могут быть в чем-то несхожими на разных приходах без всякого ущерба для веры и верующих.

Буквальное соблюдение Закона требовалось в Ветхом Завете. Новый Завет отменил все обрядовые постановления ветхозаветного человечества, утверждая людей в той мысли, что соблюдение внешних правил не имеет решающего значения для духовной жизни. В Новом Завете угождение Богу совершается исключительно чистотою сердца, любовью, готовностью к самопожертвованию, исполнением евангельских заповедей, и безусловным запрещением себе только греха.
На вопросы о построении духовной жизни должен отвечать священник, так как только священник может правильно определить духовное состояние человека и дать душеполезный совет.

Совокупность представленных в Практическом руководстве вопросов и ответов не является вероучительным катехизисом и не претендует на полноту подробного рассказа о православной вере и жизни христианина. Не являются они и циклом катехизических бесед.

Таким образом, эта часть пособия отражает и объединяет два важных направления деятельности дежурных консультативной службы, способствующих передаче необходимого минимума знаний о церковной жизни воцерковляющимся, предохранению от формирования суеверий у людей, ищущих Бога, объяснению несостоятельности уже сформировавшихся предрассудков и суеверий.

По усмотрению руководителя приходской консультативной службы, «вопросник» может быть скорректирован, доработан и издан отдельной брошюрой для использования его приходскими консультантами и другими работниками конкретного храма.

Основное назначение «вопросника» – обеспечить единообразие в ответах, «чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1:10). «Вопросник» может дополнить знания консультантов, облегчить поиски кратких и правильных ответов в духе православного учения на заданные вопросы. Но зачитывать ответы из Практического руководства во время дежурства в храме не рекомендуется.

Эта часть Практического руководства может быть использована в качестве учебного пособия при подборе и подготовке мирян для участия в приходском консультировании. По разделам «вопросника» можно проводить практические обучающие семинары.

Читать онлайн «Практическое руководство по приходскому консультированию» автора просвещения Санкт-Петербургская епархия Отдел религиозного образования и духовного — RuLit — Страница 12

III. Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них (по разделам)

Эта часть пособия содержит в себе вопросы, встречающиеся в практике приход-ского консультирования, которые задают люди, редко приходящие в храм, или только начинающие церковную жизнь, и ответы, доступные для понимания малоцерковного человека.

Вопросы на протяжении нескольких лет записывались дежурными консультантами Ильинского храма в специальный журнал. Потом были систематизированы по разделам с целью создания объемного представления о перечне задаваемых вопросов.

Заметим, что в практике приходского консультирования иногда встречаются вопросы, касающиеся личных духовных проблем и ситуаций. Они также записывались в журнал, но в данном пособии они не представлены, так как ответы на них может дать только священник, учитывая особенности каждого конкретного случая. Дежурный консультант не должен отвечать на подобные вопросы, а направлять спрашивающего к священнику.

Работа по составлению ответов осуществлялась дежурными консультантами Спасо-Парголовского храма с использованием церковной литературы по азам и основам веры. Задача состояла в том, чтобы предложенные ответы были доступны пониманию малоцерковного человека, соответствовали заданным вопросам и, по возможности, углубляли представление о церковной жизни и понимание веры.

Совокупность этих вопросов и ответов не является вероучительным катехизисом и не претендует на полноту подробного рассказа о православной вере и жизни христианина.

Таким образом, эта часть пособия отражает и объединяет два важных направления деятельности дежурных консультативной службы, способствующих передаче необходимого минимума знаний о церковной жизни воцерковляющимся, предохранению от формирования суеверий у людей, ищущих Бога, объяснению несостоятельности уже сформировавшихся предрассудков и суеверий.

По усмотрению руководителя приходской консультативной службы «вопросник» может быть скорректирован, доработан и издан отдельной брошюрой с целью использования его приходскими консультантами и другими работниками конкретного храма.

Читайте так же:  Заговор от насморка у ребенка и взрослого что важно знать родителям

Основное назначение вопросника — обеспечить единообразие в ответах, а также пополнить знания консультантов или напомнить им об отдельных вопросах церковной жизни (так как многое из усвоенного на курсах со временем забывается), облегчить поиски кратких и правильных ответов на заданные вопросы в духе православного учения, а не от ветра головы своея, также эта часть пособия может быть использована в качестве экзаменационных вопросов гари отборе мирян для участия в приходском консультировании.

Он также может быть использован как учебное пособие при подборе и подготовке дежурных, по разделам «вопросника» с группой консультантов можно проводить практические обучающие семинары.

В настоящее время работа над этой частью пособия продолжается.

Читать онлайн «Практическое руководство по приходскому консультированию» автора просвещения Санкт-Петербургская епархия Отдел религиозного образования и духовного — RuLit — Страница 1

Практическое руководство приходскому консультированию. Учебно-методическое пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея организации приходского консультирования была продиктована самой жизнью. Во многих густо населённых городах с новостройками мы видим множество многоквартирных домов и мизерное количество небольших православных храмов, которые не способны вместить всех приходящих. Особенно это касается родительских поминальных суббот, воскресных и праздничных дней. В такие дни людской поток многократно превышает обычное число прихожан. Бывает такое чаще на Рождество Христово, на Пасху и в Троицу. Не меньше бывает людей и в Крещение Господне при раздаче святой крещенской воды, в дни двунадесятых праздников, в Великую Субботу, когда освящают куличи и крашеные яйца.

В эти дни к вечеру свечницы просто изнемогают от бесконечно повторяющихся вопросов: куда поставить свечу, где канун, где какая икона… Вопросы сыплются самые разнообразные, есть даже богословские, но в основном конкретные, жизненные, простые. Как подготовиться к крещению, к исповеди, к причастию; чем католики отличаются от православных; как пользоваться святой водой; куда поставить свечу, если сын плохо учится, а куда, если ещё муж пьёт и в семье скандалы; кто моя небесная покровительница, почему она, как и я, мученица?…

И ещё — срез горя, скорбей, болезней и масса недоуменных вопросов… К батюшке очередь, а у свечниц и прислуживающих в храме женщин выше головы своих прямых обязанностей, им не до ответов…

Именно поэтому в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов по благословению настоятеля храма святого пророка Божия Илии протоиерея Александра Будникова возникла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совершенствуется в ряде храмов нашей епархии.

Появление такой службы во многом обусловлено объективным фактом наличия в современной Церкви, так называемой категории «захожан» — людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни. Большая часть из них, веруя, тянется к Богу и Церкви. Они знают эти несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечки, подать записки, что-либо освятить или взять домой. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде церковного человека, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница или просто бабушка с прихода, они их задают: «Вы все знаете, скажите, пожалуйста…». Но какой они получают ответ?

Конечно, в наших храмах трудятся и образованные свечницы и уборщицы, но часто можно встретить и «бабушкино богословие», состоящее из обрядоверия, сверхстрогих правил или околоцерковных суеверий.

Довольно часто православных укоряют: сектанты стоят на каждом углу, стучатся в дома, снимают для проповедей стадионы, а где же ваши миссионеры? Самый главный «катехизатор» в православном храме сегодня — бабушка-уборщица. Она на виду, вот и обрушивается на нее весь шквал вопросов «захожан». Однажды в откровенной беседе женщина, работающая в храме, призналась, что её «терпения хватает только на первые пять-десять вопросов, а потом и не заметишь, как сорвёшься и «гавкнешь» — грех, конечно…»

Таким образом, ситуация приходского консультирования возникает почти во всех храмах, находящихся в черте города, особенно в густонаселенных районах. А если такая ситуация существует, почему бы тогда не подготовить для этого общения церковно образованных и опытных мирян?

При этом наличие или отсутствие в храме установленного дежурства священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедший в храм, решится обратиться к священнику (по причине неуверенности в себе и незнания, как это правильно сделать). Консультант может выслушать такого человека, ответить на некоторые простые вопросы, а при наличии более сложных — посоветовать обратиться к священнику, подсказать в какое время и как это сделать.

Однако важно, чтобы эта служба не воспринималась как «ноу-хау». Пояснение о церковной жизни для начинающих приобщаться к ней было в Церкви всегда. Одни — малоцерковные, спрашивали, а другие — поопытней, объясняли. А теперь при таком духовном одичании, вследствие долгого, массового и насильного отлучения людей от веры и Церкви, необходимость в ответах с пояснениями для вопрошающих самая острая. Приходское консультирование, ориентирующее людей в начале их воцерковления, должно стать естественной составляющей многогранной жизни прихода, (первоначальной формой приходской катехизации), сферой приложения имеющегося церковного опыта, сил и знаний, полученных прихожанами на занятиях в Воскресной школе, на миссионерских, катехизаторских или богословских курсах.

Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При составлении учебно-методического пособия использовался опыт работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской епар­ хии. Пособие содержит рекомендации по организации консультативной службы на приходе, практические советы дежурным и материалы изуче­ ния различных вопросов, связанных с деятельностью приходской консуль­ тативной службы. В третьей части пособия представлен перечень вопросов, встречающих­ ся в практике приходского консультирования, с ответами на них. При со­ ставлении ответов использовались: Библия, Толковый Типикон, Настоль­ ная книга для священно-церковно-служителеи, литература по основам Православия и пастырские рекомендации. «Практическое руководство по приходскому консультированию» пред­ назначено для священнослужителей, имеющих желание организовать по­ добную службу на своих приходах; для мирян, участвующих в работе кон­ сультативной службы и проводящих первичные катехизические беседы с вновь пришедшими в Церковь людьми. С пособием полезно ознакомиться и другим работникам храмов — свечницам, уборщицам, сторожам и смотрителям

Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here