Всенощная служба текст

Детально: Всенощная служба текст - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Всенощная служба текст

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 222
  • КНИГИ 592 965
  • СЕРИИ 22 154
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 446

Всенощное бдение. Литургия

Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского

Диакон: Востаните! Господи, благослови!

Иерей: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков.

Священнослужители в алтаре: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите, поклонимся и припадем к Нему.

Псалом 103, предначинательный

Хор: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи.

Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи.

Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси. Благословен еси, Господи.

На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи.

Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи.

Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. На каждое прошение. Диакон: О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилла, и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), чест-нем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем (или: о веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Блажен муж, иже не и́де на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блажени вси надеющийся Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Воскресни́, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / услыши мя, Господи. / Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / вонми гласу моления моего. / Внегда воззвати ми к Тебе: / услыши мя, Господи.

Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздея́ние руку́ моею, / жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.

Положи, Господи… (Пс. 140, 141).

На 10: Изведи из темницы душу мою,/ испове́датися Имени Твоему.

Мене ждут праведницы, / до́ндеже воздаси мне. На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой.

Да будут уши Твои / внемлюще гласу моления моего.

На 6: Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит? / Яко у Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потер-пе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.

На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи ут-ренния, / да уповает Израиль на Господа.

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: / и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Хвалите Господа вей язы́цы, / похвали́те Его вей людие.

Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает во век.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Догматик или стихира. [1]

Вход с кадилом, Свете Тихий

Диакон: Премудрость, прости.

Хор: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, / Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! / Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй; / темже мир Тя славит.

Диакон: Премудрость. Вонмем. Прокимен, глас…

В субботу, глас 6:

Диакон: Господь воцарися, / в лепоту облечеся.

Хор: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Диакон, стих 1: Облечеся Господь в силу, и препоясася.

Хор: Господь воцарися, в лепоту облечеся. На каждый стих.

Диакон, стих 2: Ибо утверди вселенную, яже не подви-жится.

Диакон, стих 3: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господь воцарися.

Хор: В лепо́ту облечеся.

В воскресенье, глас 8:

Се ныне благословите Господа / вей раби Господни.

В понедельник, глас 4:

Господь услышит мя,/ внегда воззвати ми к Нему.

Во вторник, глас 1:

Милость Твоя, Господи, / пожене́т мя вся дни живота моего.

Боже, во Имя Твое спаси мя, /ив силе Твоей суди ми.

В четверг, глас 6:

Помощь моя от Господа, / сотворшаго небо и землю.

Поется: под воскресенье – догматик гласа, под двунадесятый праздник – стихира праздника, под праздник святого – положенный на ряду Богородичен.

Некоторые праздники – Богоявление, Воздвижение, Преображение, Рождество Христово, Вознесение— имеют особый «великий прокимен».

Всенощное бдение

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

Читайте так же:  Сонник борьба с нечистой силой. К чему снится нечистая сила

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки [1] . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

Видео удалено.
Читайте так же:  Семистрельная икона Божьей Матери значение и в чем помогает
Видео (кликните для воспроизведения).

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Всенощная служба текст

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Перед его началом бывает благовест и «трезвон во вся».

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш. » чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется Бог Господь с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами Бог.

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог.

Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Далее — Трисвятое по Отче наш.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздника (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет кондак праздника (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника (обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры праздника. По Ныне отпущаеши — тропарь праздника (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господь — тропарь праздника (трижды), затем – кафизмы и полиелей

.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея

.

Прокимен, гл. 4: И з чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Стих: Р ече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава: Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы. И ныне — то же, но конец: Христос родися в Вифлееме. Помилуй мя, Боже и стихира: Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем.

Канонов — два: св. Космы Маиумского — с ирмосом на 8 и св. Иоанна Дамаскина — на 8 (ирмосы по дважды).

Вместо Честнейшую – припев 9-й песни: Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. И ирмос: Таинство странное вижду и преславное.

К каждому тропарю первого канона припеваются свои припевы, ко второму канону припев: Днесь Дева раждает Владыку. Катавасия 9-й песни — ирмос второго канона: Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. (Тот же ирмос в русском переводе М. Скабаллановича: Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие).

Этот же ирмос (Любити убо нам) вместе с первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии. По 9-й песни — светилен: Посетил ны есть свыше (трижды).

Читайте так же:  Молитва пресвятой богородице к иконе непроходимая дверь

Поется Великое славословие, по Трисвятом — тропарь праздника.

В конце утрени – праздничный отпуст И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия свт. Василия Великого.

Входный стих — праздника: Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты — иерей во век по чину Мелхиседе́кову.

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»

Вместо Достойно поется задостойник праздника — припев: Величай, душе́ моя и ирмос: Люби́ти убо нам (и до отдания праздника Рождества Христова).

Отпуст в конце Литургии — как на утрене.

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, Слава, и ныне — кондак праздника и, по обычаю, величание.

От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений — ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня, на которой поется прокимен великий, глас 7-й: Кто бог велий

(со стихами).

Читать онлайн «Текст Всенощного бдения на церковнославянском языке» — RuLit — Страница 1

Текст Всенощного бдения на церковнославянском языке

Всенощное бдение. На велицей вечерни

Пришед иерей во храм святый и наложив на себя епитрахиль, стоя пред царскими враты, глаголет:

Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

И учиненный чтец глаголет: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Царю́ Небе́сный: Трисвятое. Пресвята́я Тро́ице: О́тче наш:

Возглас: Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сына́, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй, 12. Сла́ва, и ны́не: Прииди́те, поклони́мся: трижды. И 9–й час.

По немже отпуста не бывает, но глаголет иерей начало:

Благослове́н Бог наш:

И чтец: Ами́нь. Прииди́те, поклони́мся: И псалом 103: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой:

На Всенощном бдении диакон: Воста́ните!

Лик: Го́споди, благослови́!

Иерей: Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Клирицы в олтаре: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́ Царе́ви на́шему Бо́гу. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Ему́.

[Лик: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. / Благослове́н еси́, Го́споди. / Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. / Благослове́н еси́, Го́споди. / Во испове́дание и в велеле́поту / обле́клся еси́. Благослове́н еси́, Го́споди. / Посреде́ гор про́йдут во́ды. / Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди. / Вся прему́дростию сотвори́л еси́. / Сла́ва Ти, Го́споди, сотвори́вшему вся.]

Псалом 103.

Со́лнце позна́ за́пад свой. Положи́л еси́ тму, и бысть нощь. Я!ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́.

Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. Трижды.

№18 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ (чинопоследование и символика)

XXVII. Воскресная песнь по Евангелии

Диакон поднимается с Евангелием на амвон.

Духовенство и народ: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, / поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, / еди́ному безгре́шному. / Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Христе́, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: / Ты бо еси́ Бог наш, / ра́зве (кроме) Тебе́ ино́го не зна́ем, / и́мя Твое́ имену́ем. / Прииди́те вси ве́рнии, / поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: / се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. / Всегда́ благословя́ще Го́спода, / пое́м Воскресе́ние Его́: / распя́тие бо претерпе́в, / сме́ртию смерть разруши́».
Евангелие возлагается на аналой для поклонения и целования.
Этим песнопением совершается прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя, и поклонение Ему.
XXVIII. Стихира воскресная (праздничная)

Хор: «Воскре́с Иису́с от гро́ба, я́коже прорече́, даде́ нам живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость»
Диакон на солее у иконы Христа Спасителя:
«Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ …» (Если не было Литии).
Иерей: «Ми́лостию и щедро́тами и человеколю́бием Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Лобзание Евангелия и помазание елеем духовенства и народа.
Елеопомазание – помазание чела верующего освящённым елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека.

XXXV. Сугубая ектения
Диакон: «Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…».
Иерей: «Яко ми́лостив и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Ектения сугубая и просительная здесь разделяются лишь возгласом иерея, и следуют одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву.

XXXVI. Просительная ектения
Диакон: «Испо́лним у́треннюю моли́тву на́шу Го́сподеви…»
Иерей: «Яко Бог ми́лости, щедро́т и человеколю́бия еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Затем, после нескольких возгласов, следует отпуст воскресного всенощного бдения.

XXXVII. Отпуст
Иерей: «Воскресы́й из ме́ртвых, Христо́с, и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, свято́го Архистрати́га Бо́жия Михаи́ла и про́чих небе́сных Сил Беспло́тных, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и Анны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
Отпуст – благословение молящихся на добрые дела и выход из храма. Недопустимо, когда некоторые христиане, или по невоспитанности, или по невежеству, выходят из храма без благословения, прежде окончания богослужения.
XXXVIII. Многолетние
Хор: «Великого Господина и отца нашего Кирилла… и Господина нашего Игнатия, епископа Выборгского и Приозерского…».
Этим заканчивается служба Утрени.
Закрываются Царские врата, задергивается завеса и начинается служба первого часа.
В этой заключительной части Всенощного бдения Святая Церковь всем желает долгих лет жизни и благополучия.

Всенощное бдение в церкви текст

Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера (а в иных местах и утром) особая служба Богу, называемая обыкновенно, всенощной, или всенощным бдением.

Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, следовательно, вся предпраздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою. И в настоящее время существуют такие св. обители, где всенощное бдение продолжается около шести часов от начала оного.

Обычай христиан проводить ночное время в молитве очень древен. Апостолы, частью по примеру Спасителя, Который не раз в Своей земной жизни употреблял ночное время на молитву, частью из боязни врагов своих, имели молитвенные собрания по ночам. Первые христиане, опасаясь преследования идолопоклонников и иудеев, молились по ночам в праздники и дни памяти мучеников в загородных пещерах, или так называемых катакомбах.

Всенощная изображает историю спасения рода человеческого через пришествие на землю Сына Божия и состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа.

Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадильницею и диакон со свечою кадят св. алтарь; потом диакон говорит на амвоне: востаните, Господи благослови! Священник говорит: слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем священник призывает верующих поклониться Христу Царю и Богу нашему; певчие поют избранные места из псалма 103: Благослови, душе моя, Господа… Господи Боже мой, возвеличился еси зело (т.е. Весьма)… На горах станут воды… Дивна дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся. Между тем, священник с диаконом, окадивши алтарь, обходят с кадилом всю церковь и кадят св. иконы и молящихся; за этим к концу пения псалма 103 входят в алтарь, и затворяются царские врата.

Читайте так же:  Молитва о от заикания

Это пение и действия священника с диаконом до входа их в алтарь напоминают нам творение мира и счастливую жизнь первых людей в раю. Закрытие царских врат изображает изгнание первых людей из рая за грех непослушания Богу; ектения, которую говорит диакон по закрытии царских врат, напоминает безотрадную жизнь наших праотцев вне рая и наши постоянные нужды в помощи Божией.

После ектеньи мы слышим пение первого псалма царя Давида: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых, и путь нечестивых погибнет, работайте (служите) Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом; блажени вси, надеющиеся нань (на Него). Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой; Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Избранные места из этого псалма поются для того, чтобы изобразить как горестные мысли праотца нашего Адама по случаю своего грехопадения, так и советы и увещания, с которыми прародитель наш Адам обращается к своему потомству словами царя Давида. Каждый стих из этого псалма отделен ангельским славословием аллилуия, что значит с еврейского языка хвалите Бога.

После малой ектеньи поются умилительные две молитвы к Господу Богу: Господи воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе услыши мя, Господи! (Псал. 140)

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи!

Да приидет молитва моя, как фимиам пред Тобою; поднятие рук моих да будет жертвою вечернею. Услышь меня, Господи!

Это пение напоминает нам, что без помощи Божией трудно жить человеку на земле; ему постоянно нужна помощь Божия, которую мы удаляем от себя своими грехами.

Когда пропоются следующие за пением Господи воззвах молитвы, называемые стихирами, совершается вечерний вход.

Он совершается следующим образом: во время последней стихиры в честь Божией Матери отверзаются царские врата, выходят из алтаря северной дверью сначала свещеносец с горящею свечою, потом диакон с кадилом и священник. Диакон кадит св. иконы иконостаса, а священникстоит на амвоне. После пения Богородичной песни диакон становится в царских вратах и, изображая крест кадильницею, возглашает: премудрость, прости! Певчие отвечают следующею умилительною песнею священномученика Афиногена, жившего во 2 столетии по Р. Христове:

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит.

Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя.

Что же знаменует вечерний вход? Вынос свечи означает явление пред пришествием Христовым св. Иоанна Предтечи, которого Сам Господь назвал светильником. Священник, во время вечернего входа, изображает Спасителя, пришедшего в мир для заглаждения пред Господом вины человека. Слова диакона: премудрость прости! Внушают нам, что мы должны с особенным вниманием, стоя наблюдать за священными действиями, моля Господа, да простит и нам все согрешения.

Во время пения Свете тихий священник входит в алтарь, лобызает св. престол и становится на горнее место, обратившись лицом к народу. Этим действием своим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром, поэтому певчие вслед за пением Свете тихий поют: Господь воцарися в лепоту облечеся, т.е. Что Иисус Христос, после Своего вознесения, воцарился над миром и оделся красотою. Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых.

После прокимна под двунадесятые и Богородичные праздники и под праздники в честь святых угодников Божиих, особенно чтимых нами, читаются паремии, или приличные праздникам небольшие три чтения из книг ветхого и нового заветов. Пред каждою паремиею возглас диакона премудрость указывает на важное содержание читаемого, а возглашением диакона вонмем! Внушается, чтобы мы были внимательны во время чтения и мысленно не развлекались бы посторонними предметами.

Лития и благословение хлебов

За сугубою и просительною ектеньями иногда в более торжественные праздники совершается лития и благословение хлебов.

Эта часть всенощного богослужения совершается так: священник с диаконом выходят из алтаря в западную часть храма; на клиросе поют стихиры праздника, а диакон после них молится о Государе Императоре, Государыне Императрице и о всем Царствующем Доме, о епархиальном епископе и всех православных христианах, о том, чтобы Господь сохранил всех нас от бед и напастей. Лития совершается в западной стороне храма для того, чтобы возвестить кающимся и оглашенным, обыкновенно стоящим в притворе, о празднике и вместе с ними помолиться о них. Здесь основание молиться за литиею о всякой душе христианской, находящейся в скорби и горе, нуждающейся в Божией милости и помощи. Лития также напоминает нам древние крестные ходы, которые первенствующие христиане совершали во время общественных бедствий по ночам из опасения, чтобы не подвергнуться преследованию от язычников.

За литиею после стихир, певаемых на стиховне, после предсмертной песни Симеона Богоприимца, и когда пропоется трижды тропарь праздника, совершается благословение хлебов. В первые времена христианства, когда всенощное бдение продолжалось до рассвета, для подкрепления сил молящихся священник благословлял хлебы, вино и елей и раздавал их присутствовавшим. В напоминание об этом времени и для освящения верных, и в настоящее время священник молится над 5 хлебами, пшеницею, вином и елеем и просит Бога о умножении их и отом, чтобы Господь освятил верных, вкушающих от этих хлебов и вина. Елей (масло), освященный в сие время, употребляется для помазания молящихся за всенощным бдением, а пшеница употребляется в пищу. Пять хлебов, освященных в сем случае, напоминают то чудо,которое совершил Господь во время Своей жизни на земле, когда Он 5 хлебами насытил 5000 человек.

Первая часть всенощного бдения оканчивается словами священника: благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Читайте так же:  Вера православная — Молитвы в духовной брани

При сем бывает звон, напоминающий об окончании вечерни и о начале второй части всенощного бдения.

Служба Рождеству Христову: Всенощное бдение и Литургия (текст)

Богослужение совершается вечером 6-го и утром 7-го января.

Совершается бденная служба праздника (по Минее).

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа.

Литургия свт. Василия Великого.

Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, Спа­си­тель мі­ра, ро­дил­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в цар­ст­во­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста (Ок­та­вия) в го­ро­де Виф­ле­е­ме. Ав­густ по­ве­лел сде­лать все­на­род­ную пе­ре­пись во всей сво­ей им­пе­рии, к ко­то­рой от­но­си­лась то­г­да и Па­ле­сти­на. У ев­ре­ев был обы­чай ве­с­ти на­род­ные пе­ре­пи­си по ко­ле­нам, пле­ме­нам и ро­дам, вся­кое ко­ле­но и род име­ли свои оп­ре­де­лён­ные го­ро­да и пра­оте­че­с­кие ме­с­та, по­то­му Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва и пра­вед­ный Ио­сиф, как про­ис­хо­див­шие от ро­да Да­ви­до­ва, дол­ж­ны бы­ли ид­ти в Виф­ле­ем (го­род Да­ви­да), что­бы вне­сти и свои име­на в спи­сок под­дан­ных ке­са­ря.

В Виф­ле­е­ме они не на­шли уже ни од­но­го сво­бод­но­го ме­с­та в го­род­ских гос­ти­ни­цах. В из­ве­ст­ня­ко­вой пе­ще­ре, пред­на­зна­чен­ной для стой­ла, сре­ди се­на и со­ло­мы, раз­бро­сан­ных для кор­ма и под­стил­ки ско­ту, да­ле­ко от по­сто­ян­н­о­го ме­с­то­жи­тель­ст­ва, сре­ди чу­жих лю­дей, в хо­лод­ную зим­нюю ночь, в об­ста­нов­ке, ли­шён­ной не толь­ко зем­но­го ве­ли­чия, но да­же обы­к­но­вен­н­о­го удоб­ст­ва – ро­дил­ся Бо­го­че­ло­век, Спа­си­тель мі­ра. «Та­ин­ст­во стран­ное ви­ж­ду и пре­слав­ное, – с уди­в­ле­ни­ем вос­пе­ва­ет Свя­тая Цер­ковь: – Не­бо – вер­теп; Пре­стол Хе­ру­вим­ский – Де­ву; яс­ли – вме­сти­ли­ще, в них же воз­ле­же не­вме­сти­мый Хри­стос Бог» (ир­мос 9-й пе­с­ни ка­но­на). Без­бо­лез­нен­но ро­див­шая Бо­го­мла­ден­ца Пре­свя­тая Де­ва, Са­ма, без по­сто­рон­ней по­мо­щи, «по­вит Его и по­ло­жи в яс­лех» (Лк 2).

Но сре­ди пол­но­ч­ной ти­ши­ны, ко­г­да всё че­ло­ве­че­ст­во объ­я­то бы­ло глу­бо­чай­шим гре­хов­ным сном, весть о Ро­ж­де­ст­ве Спа­си­те­ля міра ус­лы­ша­ли па­с­ту­хи, быв­шие на но­ч­ной стра­же у сво­его ста­да. Им пред­стал Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Не бой­те­ся: се бо бла­го­ве­ст­вую вам ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем, яко ро­ди­ся вам днесь Спа­си­тель, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве», и сми­рен­ные па­с­ты­ри пер­вые удо­сто­и­лись по­кло­нит­ь­ся ра­ди спа­се­ния лю­дей Снис­шед­ше­му до «ра­бия зра­ка». Кро­ме ан­гель­ско­го бла­го­ве­с­тия виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во чу­де­с­ною зве­з­дою воз­ве­ще­но бы­ло вол­хвам-»зве­з­до­слов­цам», и в ли­це вос­то­ч­ных му­д­ре­цов весь язы­че­с­кий мір, не­зри­мо для не­го са­мо­го, пре­кло­нил свои ко­ле­на пред ис­тин­ным Спа­си­те­лем міра, Бо­го­че­ло­ве­ком. Вой­дя в хра­ми­ну, где был Мла­де­нец, вол­хвы «пад­ше по­кло­ни­ша­ся Ему, и от­вер­з­ше со­кро­ви­ща своя, прин­есо­ша Ему да­ры: зла­то и ли­ван и смир­ну» (Мф 2:11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится:

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: “не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился”. К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда “бе Иисус лет яко тридесять” ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва из­дре­в­ле при­чи­с­лен Цер­ко­вью к ве­ли­ким дву­на­де­с­я­тым празд­ни­кам, со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, изо­б­ра­жа­ю­ще­го празд­ну­е­мое со­бы­тие ве­ли­чай­шим, все­ра­до­ст­ней­шим и чу­де­с­ным. «Се бла­го­ве­ст­вую вам, – ска­зал Ан­гел виф­ле­ем­ским па­с­ты­рям, – ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем. Яко ро­ди­ся вам Спас, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Да­ви­до­ве. И се вам зна­ме­ние: об­ря­ще­те Мла­ден­ца по­ви­та, ле­жа­ща в яс­лех. То­г­да же вне­за­пу бысть со Ан­ге­лом мно­же­ст­во вой не­бес­ных, хва­ля­щих Бо­га и гла­го­лю­щих: сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зе­м­ли мир, в че­ло­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Вси слы­шав­шии ди­ви­ша­ся о гла­го­лан­ных от па­с­ты­рей о рож­д­шем­ся Спа­си­те­ле, и са­ми па­с­ты­ри воз­вра­ти­ша­ся, сла­вя­ще и хва­ля­ще Бо­га о всех, яже слы­ша­ша и ви­де­ша» (Лк 2:10-20). Так Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, как со­бы­тие вы­со­чай­шее и чрез­вы­чай­ное, со­про­во­ж­да­лось див­ной ве­стью па­с­ты­рям и вол­хвам о все­мір­ной ра­до­сти для всех лю­дей, «яко ро­ди­ся Спас», Ан­гель­ским сла­во­сло­в­и­ем ро­див­ше­му­ся Спа­су, по­кло­не­ни­ем Ему па­с­ты­рей и вол­хвов, бла­го­го­вей­ным уди­в­ле­ни­ем мно­гих, слы­шав­ших сло­ва па­с­ты­рей о ро­див­шем­ся От­ро­ча­ти, сла­вою и хва­лою Его от па­с­ты­рей.

Со­г­ла­с­но с Бо­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом Еван­ге­лия, от­цы Цер­к­ви в сво­их Бо­го­му­д­рых пи­са­ни­ях изо­б­ра­жа­ют празд­ник Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва ве­ли­чай­шим, все­мир­ным и ра­до­ст­ней­шим, таким, ко­то­рый слу­жит на­ча­лом и ос­но­ва­н­и­ем для про­чих празд­ни­ков.

Перед началом Великого повечерия торжественно читается иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное, во святый день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Рождества по плоти:

Я возвещаю вам великую радость: сегодня — Рождество Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Возвещайте и вы по всей земле: произросла Ветвь из корня Иессеева, родился Князь міра, Царству Которого не будет конца.

Это — день Рождества Спасителя нашего, предначертанный Промыслом Всевышнего прежде всех веков, Духом Святым предуготовленный. Это — рождение вечного Света во времени, предзнаменованное праотцами, обещанное пророками, ожидавшееся избранным народом, вожделенное для всех творений.

Ныне от Девы-Матери Марии Христос Иисус родился во времени, чтобы нас привести к Отцу вечному. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Ныне воссиял день нового спасения, день, издревле предуготовлявшийся, день блаженства вечного.

Ныне ликуют на небе ангелы, содрогается в преисподней враг рода человеческого, на земле воскресают падшие люди, радуясь о надежде спасения. Посему да ликует святой, ибо приблизился к славе; да радуется грешник, ибо приглашён снискать прощение; да воодушевится язычник, ибо призван к жизни.

Мы празднуем Рождество Христово, начало нашего искупления, возрадуемся все и, присоединяясь к ангельским ликам, воспоём песнь славословия.

Боже, Отче всемогущий, как фимиам возносится к Тебе наша хвала, ибо в Предвечном Слове — Сыне Твоём — Ты возлюбил нас прежде создания міра и Духом Твоим Святым животворишь нас, приобщая нас жизни вечной.

Величаем Тебя, Отче жизни, ибо тайной милосердия Твоего, которую мы исповедуем и празднуем верою, нам даровано спасение; мы обрели закваску нового, искуплённого человечества и семя нескончаемой жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков.

Всенощная служба текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here