Содержание
Я как кадило пред тобою
Литургия эта так названа потому, что для причащения верующих употребляется преждеосвященный и напоенный Кровию Христовою Агнец. Этот Агнец освящается обыкновенно на предшествующей литургии Василия Великого или Иоанна Златоустого.
Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы.
Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, — до отпадения Западной Церкви от Восточной.
Вечерня на литургии Преждеосвященных Даров — до малого входа совершается по обыкновенному чину.
После пения гимна Свете тихий чтец посреди церкви читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и несчастных его последствиях, другую — из Притчей Соломоновых.
После первой паремии священник, стоящий пред престолом, появляется в царских вратах, держа в руках кадило и стоявшую пред Святыми Дарами свечу, осеняет крестообразно народ и возглашает:
Свет Христов просвещает всех!
Этими словами священник указывает на тот Божественный Свет, который в Ветхом Завете, до пришествия Иисуса Христа на землю, просвещал, среди языческой тьмы Богоневедения, ветхозаветных праотцов и пророков.
При этом благословении предстоящие преклоняются до земли, изъявляя тем свое благоговение к Превечному Свету, просвещающему все концы земли.
После второй паремии три певца отделяются от хора и, став пред царскими вратами, поют следующие стихи из 140-го псалма Давида:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Перевод: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Перевод: Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Перевод: Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Перевод: Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.
Внегда — когда.
Непщевати — думать, придумывать, считать.
Вина — извинение, оправдание.
Самая литургия Преждеосвященных Даров начинается ектениями об оглашенных. После ектений открываются царские врата и вместо Херувимской песни хор поет:
Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо, входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа.
Во время пения этой песни Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, причем все предстоящие преклоняются до земли, воздавая тем должное поклонение Телу и Крови Христовой. При этом перенесении Святых Даров поминовения членов Церкви не бывает, так как оно сделано было на той литургии, когда освящались Святые Дары. По великом входе следует приготовление верующих к причащению, самое причащение, благодарение за причащение и конец литургии, по порядку литургии свт. Иоанна Златоуста.
Изъяснение псалма 140-го.
«Псалом Давиду». И сей псалом заключает в себе одну мысль с предыдущим. Гонимый Саулом умоляет Бога.
Пс.140:1 . Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
«Господи, воззвах к Тебе, услыши Мя» . Воззванием называет Пророк ревность души. Так и молчавшему Моисею Бог сказал: «что вопиеши ко Мне» ( Исх. 14. 15 ).
«Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе». С благоволением, говорит Пророк, приими моление мое, Владыка.
Пс.140:2 . Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.
«Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя» . С молитвою соединил Пророк упражнение в добродетели. Ибо сие означает «воздеяние рук» ; потому что руки даны нам на делание. Пророк умоляет, чтобы молитва возносилась, подобно курению фимиама, и была также благоуханна, а равно и распростертие рук уподоблялось жертве вечерней. Упомянул же о жертве вечерней, а не утренней, потому, что находился в бедствиях и скорбях, а бедствие подобно тьме и ночи.
Пс.140:3 . Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих.
«Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» . Создатель дал языку две ограды, ограду зубов и ограду устен, удерживая сим неразумныя его стремления. Впрочем Пророк испрашивает другаго хранения, чтобы в негодовании не сказать чего-нибудь неприличнаго. А что, гонимый Саулом, не позволял он себе сказать иногда что-либо хульное, свидетельствует об этом история. Когда другие покушались убить Саула, Давид именовал его «христом Господним» , и обращая к нему речь, называл себя рабом его; возвестившаго же об убиении Саула и хвалившагося, что им совершено убийство, предал смерти, сказав: «кровь твоя на главе твоей» , потому что сказал ты: «аз убих христа Господня» ( 2Цар. 1, 16 ).
Пс.140:4 . Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» . Умоляет о хранении не только языка, но и самых движений мысли, чтобы не нашлось в них инаго какого помысла, противнаго божественным законам. Вместо сего: «непщевати вины о гресех» , Симмах сказал: противузаконныя мысли. И по переводу Седмидесяти разуметь сие должно так: блаженный Давид мог разсуждать: Саул мне враг и неприятель, желает убить меня; поэтому, нет несправедливости умертвить такого человека, потому что и закон повелевает: «возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего» ( Матф. 5, 43 ). Но, провидя евангельский образ жизни, возжелал он жить по оному, и молится, чтобы не встречать никакого повода ко греху.
«С человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их». Так поступают, говорит Пророк, делатели беззакония; а у меня да не будет никакого общения с ними, если они и на верху благополучия. Ибо «избранными» , называет здесь людей лукавых и благоденствующих.
Пс.140:5 . Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.
«Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея» . Предпочтительнее для меня, говорит Пророк, когда праведные для вразумления и пользы огорчают, нежели когда предлагают приятное люди грешные, хотя бы это, подобно елею, делающему главу светлою, и доставляло мне радости в жизни. Лучше желаю быть вразумлен праведными, нежели пользоваться услугами грешных.
«Яко еще и молитва моя во благоволении их». Симмах перевел сие так: еще и молитва моя не простирается далее злобы их. Столько далек от желания себе благоденствия их, что и им желаю перемениться, чтобы с переменою благополучия изменились и сами они, отложив злобу свою.
Пс.140:6 . Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
«Пожерты Быша при камени судии их» . В непродолжительном времени, говорит Пророк, сделаются они ничтожными, и обольщенные высотою владычества, подобно скалам в море сокрытым под водами, будут потоплены в глубине, то есть, преданы забвению.
«Услышатся глаголи мои, яко усладишася». Дознав же опытом истину слов моих, ощутят их приятность и пользу.
Пс.140:7 . Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
«Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Толщею земли» , Пророк называет непрерывную связность земли, которая, будучи разрезана плугом, делится на глыбы. Подобно сим глыбам, говорит он, и те, которые стоят ныне твердо, сокрушены будут смертию, и кости их разсыплются во гробах. Ибо сим «при аде» назвал гробы.
Пс.140:8 . Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
«Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отъими душу мою» . Не полагаюсь ни на что человеческое, но ожидаю Твоей помощи, и умоляю не лишить ея душу мою.
Пс.140:9 . Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
«Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и оть соблазн делающих беззаконие» . О сих сетях и соблазнах упоминал Пророк и в предыдущем псалме. «Сетями» же и «соблазнами» называет злоумышления, от которых и умоляет избавить его.
Пс.140:10 . Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
«Падут во мрежу» , то есть, Божию, «грешницы» . Раставлявшие сети другим, как бы некою мрежею, объяты будут Божиим наказанием, потерпят, что сами делают, и впадут в уготованное ими другим.
«Един есмь аз, Дóндеже прейду». А я буду всегда далек от этого, пока не прииму конца жизни.
Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского
Вам может быть интересно:
2. Толкование на Псалтирь – Псалом 140 – профессор Александр Павлович Лопухин
Псалом 140 «Господи, воззвах к тебе, услыши мя»
Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моленiя моего, внегда воззвати ми к тебе. Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою; воздеянiе руку моeю, жертва вечерняя. Положи, Господи, храненiе устом моим и дверь огражденiя о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствiя, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконiе; и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостiю и обличит мя, eлей же грешнаго да не намастит главы моея; яко eще и молитва моя во благоволенiих их. Пожeрты быша при камени судiи их; услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к тебе, Господи, Господи, oчи мои; на тя уповах, не отими душу мою; сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконiе. Падут во мрежу свою грешницы; eдин eсм аз, дондеже прейду.
Перевод
Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Яко кадило пред Тобою.
Опубликовал Людмила Никеева в блоге «Людмила Никеева». Просмотры: 3294
Я долго думала, прежде чем решиться разместить свои очередные «размышлизмы» именно сегодня, 16 марта, когда миллионы людей замерли и никто, кроме Господа Бога, не знает, «что день грядущий нам готовит». А потом стала думать вот как:
Моя предыдущая публикация, «Время войти в себя. », очень порадовала своим рейтингом: на данный момент – более 1500 человек, и еще продолжают читать, даже сегодня. (Пишу об этом бестрепетно, не боясь упреков в тщеславии: я здесь – не более чем ретранслятор, если не считать небольшого труда по подготовке текста.) Это действительно радость – то, что «азбучный» читатель, даже сейчас, когда отцы молчат (время Великопостной священнической страды, да и не их дело заниматься политикой), не теряет ориентиры и, не отрекаясь от внешнего, не уходит в него с головой, не «выходит из себя» и остается в пространстве Великого поста. И я, и все мы здесь отдаем себе отчет, что за дни сейчас на внешнем дворе. Боже меня упаси брать на себя роль воскресного проповедника, но просто как рядовому члену Церкви и мне да не возбранится сказать: «Кесарям кесарево, Богови – Богово». И скорби наши, и радости никто не отнимет у нас.
Сама жизнь, а вернее – смерть, продолжила небольшую дискуссию на тему церковнославянского языка, затронутую в моем очерке «Надежды маленький оркестрик…». Случилась она 10 февраля, а назавтра утром мне позвонила двоюродная сестра Нина и сказала: «Ну вот, в семь часов мамочка моя умерла…» И я сразу села читать за свою новопреставленную тетушку Тамару 17-ю кафизму. Древними своими словами льющую на души людские – и здешние, и уже тамошние – елей утешения. «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим… Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему… Руце Твои сотвористе мя и создасте мя…»
На семейной фотографии 1925 года (см. Дед Никифор) тетушка моя, годовалой девочкой, сидит на руках у матери (моей бабушки Агриппины). Первого мая, если бы тетя Тамара дожила до этого дня, ей исполнилось бы 90…
К счастью, недели за две до кончины успели ее причастить. Я была на этом ее последнем Причастии, и в ожидании батюшки мы с ней поговорили, держась за руки… Свистящим шепотом, с закатывающимися глазами, она извлекала из ускользавшей памяти какие-то обрывки былого – и вдруг ясно и четко сказала: «Шура, когда я пошла в школу, купил мне портфель и учебники». Шура – это мой отец и ее любимый брат. А я напомнила ей, как она неожиданно приехала навестить нас с совсем еще маленьким сыном. Перед тем мы многие годы не виделись: это в детстве я часто ездила с мамой к «гаванским», как она называла моих теток, тетю Олю и тетю Тамару, живших тогда в Гавани, на Опочинина, а во взрослой жизни родственные связи отошли на периферию… И вот тетя Тамара вдруг приехала. Привезла какие-то игрушки, конфеты – и детский свитерок, на котором спереди был изображен… большой валенок. «Валенок. » – закивала она, когда я сказала, что очень была ей тогда благодарна и до сих пор помню этот валенок…
(Потом уже, много спустя, я вдруг подумала, что вот, теперь на земле остался еще только один человек, который… помнит меня маленькой, – это моя харьковская сестра София.)
17 февраля вечером исповедалась, а, когда вернулась домой, неожиданно зазнобило, начался кашель, а наутро оказалось, что не могу говорить. И в тот день, впервые за все время в Церкви, я не только не прочитала объединенный акафист иконам Божьей Матери «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радость», но даже и не вспомнила о нем. А ведь существование этих икон было для меня одним из самых потрясающих открытий начального времени моей жизни в Церкви… Так прихватило. «Оклемалась» же я – только на Иверскую. Очень точное это слово, как многие простонародные словечки, – «оклемалась»: пришла в себя, но еще не поправилась.
Все это пришло мне в голову уже задним числом, когда я «подводила итоги» своей болезни. Причина ее была абсолютно ясна мне уже в тот момент, когда зазнобило: после исповеди, просто уже в беседе, я позволила себе нелицеприятно отозваться о неких рабах Божиих. « Не суди, да не судима будеши… » – сказано мне было ясно и недвусмысленно. Ситуация была из тех, когда «и к попу ходить не надо » . Каялась в дни болезни своей так, как давно не давалось. На «Иверскую» почувствовала: помиловали. Как только силы позволили – исповедалась заново, уже на первой седмице Поста…
Какое это счастье – когда события твоей жизни, от крупных до самых незначительных, – обвехованы внутри души не гражданским или астрономическим календарем, а Календарем Церковным: заболела на «Взыскание погибших», «оклемалась» – на «Иверскую».
И вот пришел Великий пост… Незадолго до того я прочитала любопытную статью: «Классические ошибки в восприятии православного богослужения» ( http://azbyka.ru/tserkov/tserkovno-. osprijatii-pravoslavnogo-bogosluzhenija.shtml ). Одно ее место очень актуально сейчас, в дни Великого поста, когда так часто звучит трепетное песнопение «Да исправится молитва моя…»
«Одно из главных песнопений вечерни (а также и молитва священника на вечернем входе), — читаем в статье, — содержит слова: “ Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою ” . Что это за “кадило”, с которым сравнивается молитва, которая, в свою очередь, должна быть “исправлена”? Thymiama — это, во-первых, ” фимиам (ладан), каждение”, а уже только во вторую очередь “кадило” в привычном для нас значении. И в указанной цитате имеется в виду именно “каждение, кадильный дым”. Kateuthyno — “выпрямлять, делать прямым, направлять по прямой линии, направляться, устремляться”. Перевод фразы можно исправить так: “Да вознесется молитва моя, яко фимиам пред Тобою”. Все тот же церковнославянский язык, но смысл куда очевиднее».
По чтении этого разъяснения мне очень ярко и ощутимо вспомнились струи теплого воздуха, устремлявшиеся вертикально вверх от горящих свечей в алтаре Знаменского храма в селе Хрипуново. Было это в конце сентября – начале октября, точный день не помню, солнце уже стояло очень низко, и я даже не сразу поняла, что какой-то источник света, возникший в алтарном окне и светивший ярко и точечно, как прожектор, – это солнце. Я так и записала тогда: «солнце-прожектор». А про струи теплого воздуха – «видимый воздух».
Колеблясь и отклоняясь от оси и снова к ней возвращаясь – «выпрямляясь», – он струился и струился вверх. Яко кадило пред Тобою… Яко фимиам Тебе.
После болезни как нельзя более своевременно было для меня Соборование. «Идите сюда, здесь местечко есть!» – приветливо сказала мне одна прихожанка и похлопала рукой по скамейке. Я поклонилась ей и сидевшему рядом мужу ее и, поблагодарив, села с ними. А потом сказала: «Мы с вами уже не один год раскланиваемся, а до сих пор незнакомы!» (Я давно уже приметила эту трогательную своим видным издалека единством-тождеством пожилую пару, а они, как оказалось, – меня.) И мы разулыбались и назвали свои имена. И, пока еще служба не началась, стали тихонько беседовать.
И получилось так, что опять про солнце. Было около 6 вечера, и в храм через высокие двери заглядывало еще низкое (не уже – как было осенью в Знаменском храме, а еще) солнце. «Сейчас уже длинный световой день, и потому совсем какое-то пасхальное настроение, – сказала я . – В “сезон” Соборования всегда приходит на ум Пасха. Хотя до нее еще и далеко…» «Вы знаете, – ответила моя собеседница, – сегодня-то день солнечный, а вот как-то раз был серый, пасмурный день, и в храме было пасмурно, и вдруг в алтаре откуда-то сбоку вспыхнули солнечные лучи! Только вот там, в алтаре. – И она показала рукой, где именно. – Это было до того неожиданно и трогательно, что я чуть не расплакалась…»
И вот началось Соборование. Когда же отец Константин, идя с помазанием по нашему ряду, дошел до меня и увидел, с кем рядом я сижу, то, приостановившись, посмотрел на меня, потом на них, потом – снова на меня и спросил: «Вы знакомы?» «Да, знакомы!» – дружно ответили мы. И, улыбнувшись нам своей солнечной улыбкой, он продолжил путь… «На самом деле мы ведь только что познакомились», – сказала я своей соседке. «Да! – засмеялась она. А потом добавила: – Всё это не просто так…» Я кивнула, а про себя подумала: «Не просто. Здесь людей рассаживает… Сам Господь…»
Я могла собороваться во вторник, на первом в этом Посту Таинстве Соборования, могла позже, но я выбрала именно этот день, и не только потому, что народу вначале бывает еще относительно немного, а по той причине, что это был День Ангела. Именно в этот день, ровно 15 лет назад, я приняла Святое Крещение. И мне был дан свой собственный, неотъемлемый Ангел Хранитель.
Одна моя милая «подружка» по храму, человек удивительно сердечный и добрый, позвонила мне в этот день и поздравила. «Надо же, ты помнишь? Спасибо тебе!» «Да, я очень хорошо помню, как ты сказала, что это для тебя за день. Ты сказала, что это день твоего второго рождения». И это было в точности так. «Якоже есть писано».
Когда, спустя три месяца после Крещения, я пришла в одно христианское издательство и меня спросили, давно ли я в вере, я сказала: «Уже три месяца». Эти добрые люди, спасибо им, не прыснули со смеху, услышав это «уже», но для меня это было подлинное «уже». Каким-то необъяснимым образом скукожилась, едва ли не аннигилировалась, вся моя предшествующая, довольно долгая жизнь, и в этих трех месяцах каждый день шел если не за год, то за месяц. Я думаю, тот, кто крестился так же, как я, в зрелые годы и пришел к вере не по чему-либо другому, а просто потому, что уже не мог без нее жить, просто не выжил бы, – меня поймет.
Архимандрит Григорий Зумис, игумен афонского монастыря Дохиар, – о старце Ефреме Катунакском: «У старца был ум Христов. Однажды с Афона он поехал в родное село. В одном углу церковного двора он нашёл старую выброшенную крещальную купель, в которой его когда-то крестили. Он обнял её и приветствовал, как мать, спасшую своё дитя от смерти».
Первая фраза в этой цитате – не про меня, однако свою крещальную купель я воспринимаю именно так и никак иначе.
И последнее: 15 марта мы праздновали явление иконы Божией Матери «Державная», простершей Свой Покров над Россией после отречения императора от престола. Будем о нем помнить.
Видео (кликните для воспроизведения). |
. Я уже открывала эту запись, как вдруг в почте у меня обозначилось письмо от моей постоянной читательницы из одного старинного российского города. Прочтя его, я тут же попросила у нее разрешения его опубликовать, оно было дано, и вот это письмо перед вами. Так и хочется назвать это маленькое стихотворение в прозе: « Из России – с любовью » .
«Сейчас читаю древнюю рукопись Иоанна Златоуста, где он пишет, что нет на свете скорбей, зла, болезней, а есть грех, и от него всё это происходит. С этой мыслью начинаю Великий пост. Беру свои грехи в охапку и несу положить к ногам Господа. Иду в свою приходскую Введенскую церковь Открываю дверь и оказываюсь в теплой тишине и темноте, людей нет, вернее, их не видно, только горящие свечи, как наши души перед престолом Божиим.
В тишине молодой сильный голос батюшки («Откуда начну плакати…») Встаю на колени, душу охватывает ужас от своей греховности, и думаю, как же Господу было страшно приходить к нам в этот мир.
Душу охватывает печаль и покаяние и она плачет вместе с хором чистыми девичьими голосами Введенского хора («Душе моя, что спиши, конец приближается…»)
Служба кончается. Выхожу на улицу и попадаю в сказочное действие. Белые снежинки ликуют, легкая метель расстилает мне пушистый ковер из чистого снега. В душе появляется радость. Как радость? Откуда радость? Как мне её принимать, когда только сейчас я скорбела и печалилась?
Имею ли я на неё право? С одной стороны – скорбь, с другой – радость. А как мне встать на средний царский правильный путь. Я ЕСТЬ ПУТЬ. Это мне задание на весь Великий пост».
. Есть такое чудное святоотеческое понятие: « радостотворная печаль » ; открыв его для себя когда-то, очень ему радуюсь. Набрав в поиске эти два слова, получим множество утешительных ответов на вопрос, заданный в письме.
Постскриптум:
В текущем году в Санкт-Петербурге высадят 9 млн цветов, 22 тыс. деревьев и 249 тыс. кустарников. Об этом сообщает пресс-служба комитета Смольного по благоустройству.
Петербургский метрополитен будет работать круглосуточно 8 раз в году. Власти северной столицы установили 8 дат, когда подземка и ряд наземных маршрутов будут работать и днём, и ночью. Речь идёт о новогодней ночи и на Рождество (Христово. – Л.Н.), на Пасху, в день празднования Победы – 9 и 10 мая, в Ночь музеев, и День города и праздник выпускников «Алые паруса». В остальное время метрополитен будет работать по стандартному графику. Продлевать время работы подземки не планируется.
( Из городской хроники)
Да исправится молитва моя
«Да исправится молитва моя…»
— эти стихи из 140-го псалма Давида исполняются обычно на каждой вечерне. Но во время Великого поста их поют на литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и в первые три дня Страстной седмицы. По традиции во время этого песнопения все молящиеся становятся на колени, а певчие выходят в центр храма к солее.
Протоиерей Дмитрий Смирнов так объясняет смысл этой молитвы: «Кадило — это такой прибор, куда кладется уголь и ладан (фимиам, то есть благовонное вещество). И каждение этим благовонным дымом является образом нашей молитвы. Как кадильный дым возносится вверх, к небесам, так и молитва возносится к Богу. Мы люди грешные и наша молитва «неисправна». И мы просим у Бога, чтоб Он исправил нашу молитву».
«Да исправится молитва моя» музыка П. Г. Чеснокова.
Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944) – русский хоровой дирижер, композитор, профессор Московской консерватории, известный регент, автор книги «Хор и управление им». Чесноков создал свыше 400 духовных хоров, а также 60 смешанных и более 20 женских хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда — упал, стоя в очереди за хлебом (причина инфаркта – истощение организма).
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою,
воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:
Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой,
Поднятие рук моих – как жертва вечерняя.
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня!
Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе.
Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих.
Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов.
Иеромонах Фотий (Мочалов). На видео можно посмотреть, как поется песнопение в храме
«Да исправится молитва моя»
Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его!
(1 Цар. 23: 14)
Всякое истинное открытие, достающееся открывателю, как правило, весьма непросто, становится затем легкодоступным достоянием всех последующих эпох. Когда-то очень давно поняли, что огонь можно извлекать из соприкосновения двух камней, хотя для этого надо было потрудиться. Сегодня мы получаем огонь легким движением спички. Когда-то изобретение электрического света родилось после непростых научных опытов Яблочкова и Эдисона. Сегодня мы включаем этот свет элементарным щелчком клавиши. Меняются формы – от примитивных к более совершенным, но суть остается той же.
То же самое происходит и в духовной жизни человечества. Духовный опыт одного человека, когда этот человек свят, опыт, дающийся трудами и скорбями, становится достоянием многих поколений и эпох, источником великого блага для бесчисленного количества людей. Как достижение тех ученых мужей, что открыли электричество, одарило нас светом в любое время суток и всеми сопутствующими благами, так духовный опыт великих духоносных мужей становится источником благодатного света и спасения для всех тех, кто приобщается ему.
Посмотрите на Царя и Псалмопевца Давида. Его псалмы – опыт его духовной жизни, осоленной скорбями и напастями. Немало из них написано во время разнообразных жизненных испытаний и даже после случавшихся в его жизни грехопадений, осмысленных потом и раскаянных. Многие из псалмов Давида начертаны после избавления от напастей, а иные и вовсе писаны в изгнании. Но именно потому, что родились они в исстрадавшемся верующем сердце, сохранившем при всех испытаниях праведность и преданность Богу, Давидовы псалмы удостоились наития Святого Духа. И, будучи Боговдохновенными, имеют силу напоевать благодатью и наши сердца. Надо лишь приложить малый труд по прочтению этих псалмов.
И об одном из таких псалмов – псалме 140 – мы и поговорим сегодня. А точнее сказать, мы, используя своевременный повод – время Великого поста, попытаемся осмыслить богослужебное употребление этого псалма на Литургии Преждеосвященных Даров в виде песнопения «Да исправится молитва моя».
Давид понимал: он не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание
По мнению толкователей, 140-й псалом написан Давидом в тот период, когда царь Саул, опасаясь потери власти, замыслил убить Давида (см.: гл. 19–24 1 Цар.). Потрясенный до глубины души замыслом тестя – Давид был женат на дочери Саула Мелхоле, – он вынужден был спасаться бегством, хотя и был невиновен, ибо не имел никакого помысла свергать царя. Соответствующими мыслями и ощущениями и наполнен весь псалом. Давид просит Господа услышать его молитву. Осознавая свою невиновность, он просит избавить его от сети, которую ему приготовили; просит, чтобы в эту сеть попали сами устроившие ее, а он был избавлен. С другой стороны, Давид признает свою греховность, просит Господа положить хранение его устам, дабы не озлобляться на противника, просит не позволить его сердцу уклониться к самооправданию. Давид понимает, что хоть и не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание.
Такова общая смысловая композиция этого псалма. Если мы обратимся теперь к песнопению «Да исправится молитва моя», то заметим, что в нем использована лишь первая часть 140-го псалма. Структура расположения стихов псалма в этом песнопении и его место в Литургии Преждеосвященных Даров позволяет нам увидеть некоторые новые смысловые аспекты псалма применительно уже к нашей духовной жизни, что мы и попробуем сейчас сделать.
Во-первых, обращает на себя внимание тот момент, что песнопение «Да исправится молитва моя» построено в виде прокимна, то есть сначала исполняется основной стих – собственно «Да исправится молитва моя», а затем он чередуется с другими тремя стихами. В конце вновь пропевается основной стих. Обратившись к литургическим источникам, мы действительно находим данные о том, что ранее в константинопольской соборной традиции это песнопение было прокимном, чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре. И уже значительно позже «в студийской монашеской традиции, вытеснившей к концу XII века соборную константинопольскую, “Да исправится молитва моя” перестало быть обычным прокимном, во время его исполнения постепенно утвердился обычай народного коленопреклонения и священнического каждения».
Во время пения «Да исправится…» следует преклонить колени. Обратим внимание на то, что это коленопреклонение в литургийном ряду находится между двумя другими подобными моментами. Коленопреклонение совершается перед «Да исправится…» – при возгласе «Свет Христов просвещает всех» – и вскоре после «Да исправится…» – на важнейшем «Ныне силы небесные». Случайно ли это? Не думаю. Здесь указание на важнейший смысловой ряд в литургийном пространстве. В этом ряду первое коленопреклонение связано с обращением к оглашенным, готовящимся принять святое крещение. Это обращение, имеющее значительный вероучительный смысл. Последнее коленопреклонение связано с важнейшим моментом Литургии, когда переносятся Святые Дары. Ну а с чем связано коленопреклонение во время песнопения «Да исправится молитва моя»?
Структура прокимна, присущая этому песнопению, позволяет нам говорить о его особенном нравоучительном характере. Он состоит в том, что первый и основной стих песнопения указывает на важнейшее дело христианина, дело, сопровождающее всю его жизнь, – на молитву. Стихи, «проложенные» между основным, – указание на моменты, которые способствуют преуспеянию в молитве либо, напротив, препятствуют сему. Это своего рода духовный многослойный «пирог», в котором основной слой обретает свой истинный «вкус» лишь в сочетании с прочими. Хотите убедиться в том, что это так? Тогда пойдем дальше.
1. «Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя».
В главном для христианина духовном делании – молитве – основной фактор успеха – внимание. Если есть оно, а вместе с ним есть и благоговение, и покаяние, то молитва будет возноситься к Богу, как дым кадильный, благоухающий и стремящийся непрестанно ввысь. Если внимания нет, то молитва «стелется» по земле, подобно дыму Каиновой жертвы, и такая жертва, как мы помним, не была угодна Богу. При этом, как это ни парадоксально и ни печально, подобная «Каинова» жертва – неизбежный временный удел всякого христианина, ибо нерассеянная молитва – «жертва вечерняя», то есть является плодом многолетних и усиленных трудов. И получаем мы этот плод нередко лишь к «вечеру», то есть ближе к закату жизни.
Это основной лейтмотив песнопения. В нем – указание цели. Далее следуют вышеупомянутые моменты в «проложенных» стихах.
2. «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́».
Здесь указание на качества, которыми обладает настоящая молитва и которые мы должны для своей молитвы приобретать. И во-первых, речь об искренности и покаянном характере молитвы. Вот как говорит об этом великий Златоуст: «Что же выражает Псалмопевец словами: “Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня”? Он разумеет здесь внутреннее воззвание, которое произносит сердце воспламененное и дух сокрушенный, которое произнося и Моисей был услышан. Как человек, взывающий голосом, напрягает всю свою силу, так и взывающий сердцем напрягает весь ум свой. Такого воззвания требует Бог, воззвания, которое происходит от сердца и не дозволяет поющему зевать и развлекаться» [1] .
Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно
Во-вторых, нельзя не заметить: во второй части стиха – та же мысль, что и в первой, только изложенная другими словами. И это не в последнюю очередь говорит нам о необходимости в молитве постоянства. Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно. Неслучайно призывает апостол: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Постоянство в молитве – то же, что капля, которая точит камень. Подобно маленькой ничтожной капле, которая со временем разрушает даже твердыню камня, наши немощные, но постоянные молитвенные потуги способны разрушить греховную сердечную коросту и ввести молитву в сердце, где она становится по- настоящему сильной и действенной.
3. «Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х».
Ничто так не расхищает из сердца молитвенный плод, как постоянно открытые уста. Потому и Премудрый призывает: «Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор» (Сир. 28: 29). «Дверь ограждения» и «хранение» своим устам мы должны просить у Бога, поскольку привыкли держать свои уста открытыми и говорим много лишнего. Никакой иной грех так не «легок» и не «приятен», как пустословие. Он способен быстро «сгладить» плохое настроение, аккуратно «прикрыть» лень. Он, как ничто иное, доставляет нам много «приятных минут», но при этом отнимает нечто очень важное – пусть небольшой, но все же благодатный плод, который обретает наше сердце после нашей немощной, но все же молитвы. А потому христианину, искренне молящемуся об исправлении молитвы, «яко кадило», также искренне следует бороться с пустословием, многословием и, разумеется, сквернословием. «Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания» [2] , а это, согласимся, нечасто случается.
4. «Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х».
Самооправдание – великое зло. Потому, когда согрешишь, признавай: я согрешил
Этот непростой, как кажется, стих содержит достаточно простую мысль: «Не уклони сердце мое к словам лукавым для измышления извинения во грехах». Как самоосуждение для человека – великое благо, так самооправдание – великое зло. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи. А если станешь отыскивать пустые предлоги и освобождать душу от страха, то усилишь в ней расположение снова предаваться тем же грехам и много прогневаешь Бога» [3] .
Грех естественным образом порождает в душе чувство вины и ощущение неизбежности наказания. Возникает желание куда-то от этого спрятаться. Когда человек не вполне понимает значение покаяния, тогда и возникает самооправдание как попытка спрятаться от ответственности. Самооправдание – то же, что стремление страуса уйти от опасности через погружение головы в песок. Это смешно, но не только. Самооправдание порождает для человека существенное зло: чем более человек сам себя оправдывает, тем более осуждается Богом. А потому тот христианин, кто стремится к нерассеянной и плодотворной молитве, должен избегать самооправдания, ибо просить Бога о милости и одновременно привлекать на себя Его осуждение – то же, что одной рукой что-то строить, а другой все тотчас же разрушать.
Воздевание рук во время молитвы – очень древняя внешняя форма обращения к Богу, хотя в современной богослужебной практике она используется священниками нечасто. Основная мысль этой формы-образа – дать возможность человеку как можно сильнее выразить устремленность его к Богу и Небу. Выразить и затем – по принципу перехода от внешнего к внутреннему – помочь устремиться к Богу его уму, его сердцу и воле. Песнопение «Да исправится молитва моя» именно об этом. Это молитва о том, чтобы наше внешнее благочестие пришло наконец в гармоничное единство с нашим внутренним миром. И, наверное, поэтому оно так полюбилось нашим православным людям.
Псалом 140
Хвалебная песня не несет в себе ни одного гневного слова. Это молитва покаяния. Ведь во многих бедах виноваты мы сами. И важно вовремя искупить свои грехи и покаяться в плохих деяниях. Псалом 140 – особенная молитва для тех, кто хочет очистить душу.
Текст молитвы псалом 140
В храмах на богослужении используют текст псалма 140 на церковнославянском языке. В домашних условиях можно читать псалом 140 на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.
2 Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя.
3 Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х.
4 Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х, с челове́ки де́лающими беззако́ние, и не сочту́ся со избра́нными их.
5 Нака́жет мя пра́ведник ми́лостию и обличи́т мя, еле́й же гре́шнаго да не нама́стит главы́ моея́, я́ко еще́ и моли́тва моя́ во благоволе́ниих их.
6 Поже́рты бы́ша при ка́мени судии́ их: услы́шатся глаго́ли мои́, я́ко возмого́ша.
7 Яко то́лща земли́ просе́деся на земли́, расточи́шася ко́сти их при а́де.
8 Яко к Тебе́, Го́споди, Го́споди, о́чи мои́: на Тя упова́х, не отыми́ ду́шу мою́.
9 Сохрани́ мя от се́ти, ю́же соста́виша ми, и от собла́зн де́лающих беззако́ние.
10 Паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы: еди́н есмь аз, до́ндеже прейду́.
На русском языке
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
История написания
Авторство псалма 140 принадлежит царю Давиду. Некоторые толкователи утверждают, что псалмопевец написал во времена гонения царем Саулом. Тогда ему пришлось нелегко. Давид пытался доказать свою невиновность и преданность правителю, но все было тщетно. Давид мог собственноручно убить Саула, но не стал. Он надеялся только на защиту и помощь Господа.
Для чего читают псалом 140?
Чаще всего псалом 140 на русском языке читают во время стенаний и опасностей. Рекомендуется использовать текст молитвы в следующих случаях:
- во время семейных неурядиц;
- в благодарность Господу;
- дабы восторжествовала справедливость;
- если испытываете притеснения начальства.
Толкование псалма 140
- Стихи 1-4: Автор просит просто покаяния, чтобы Господь не гневался на врагов, подарил им жизнь. Он не просит наказать злопыхателей, он лишь просит защиты от них. Если Господь услышит молитвы, то наступит справедливость.
- Стихи 5-10: Всевышний даст силы верующему пережить все трудности. Пусть каждый поступок будет благословенен. Все мольбы против злодеев и их дел. Вожди нечестивых следуют за автором по пятам, у них везде есть глаза. От них не укрыться. Не справедлива злость врагов по отношению к певцу. Ведь ничего злого и дурного в нем и его поступках никогда не было.
Правила чтения
Строгих правил чтения псалма 140 нет. Лучше читать молитву в уединении и тишине. Многие читают текст со сборника Псалтырь или заучивают наизусть.
Да исправится молитва моя – я крокодила пред тобою
После великой (мирной) ектении начинается стихословие первого антифона* (первой части) 1-ой кафизмы, известного также в обиходе как «Блажен муж», по первым словам песнопения. Стихословить значит петь или читать текст книги Священного Писания по стихам, иногда попеременно с другими поющими или читающими и с некоторыми припевами (например, аллилуйя):
«Блажен муж, иже не и́де на совет нечестивых, аллилуия». В современном языке слово «блаженный», т.е. счастливый, благополучный, невозмутимо радостный (блаженное состояние) используется редко; у него также есть разговорный смысл – глуповатый, чудаковатый: «он какой-то блаженный», — покручивая пальцем у виска. «Счастлив человек, который не ходил на совет людей беззаконных, не соблюдающих заповедей Божиих; аллилуйя (хвалите Бога!). Ибо знает Господь путь праведных — праведников, тех, кто живет праведно, по правде Божией; и путь беззаконных (нечестивцев) погибнет».
«Воскресни́ Господи, спаси мя, Боже мой». Воскреснути здесь значит «предстать, явиться в силе, посетить»: явись, восстань, Господи и спаси мя, Боже мой! После пения кафизмы в малой ектенье, состоящей всего из трех прошений, где мы призываемся паки и паки – опять и опять – в мире помолиться Господу, мы просим Его: заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Заступити по-церковнославянски — защитить, прикрыть собой; по Твоей благодати, т.е. Твоей, Господи, любовью и милостью.
«Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава… ныне и присно и во веки веков». Ибо Твоя, Господи, власть (держава), и Царство, и могущество, сила, и слава… сейчас и всегда (присно) и во веки веков. Аминь. Это заключительный возглас ектеньи, дальше следуют т.н. стихиры на «Господи, воззвах» — т.е. стихиры припеваемые (присоединяемые) к стихам вечернего псалма «Господи, воззвах к тебе, услыши мя» (вернее псалмов 140, 141, 129 и 116):
«Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня… да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние рукý моею, жертва вечерняя». Исправиться значит «направиться»: «пусть моя молитва направится к Тебе, как дым фимиама (яко кадило)». Кадило – это воскурение ладаном, благовоние, каждение; а не только собственно кадильница, куда кладется уголь и ладан. Сам глагол кадити значит «возжигать». Воздеяние рук моих (руку́ – форма множественного числа) – буквально «поднятие рук вверх», известная с древности форма молитвенного прошения.
А что касается крокодилы… теперь, благодаря многочисленным изданиям богослужебных текстов, и с параллельным переводом, и с комментариями, нам уже не нужно «переводить» их со слуха; хочется верить, что жажда понимания и уровень народного благочестия от этого не понизятся.
Использованы словари О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.), прот.Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.).
Видео (кликните для воспроизведения). |
*Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три «славы» (три части, каждая из которых заканчивается славословием «слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», кратко именуемым «слава»), называется в уставе «антифонами», так как вся кафисма или первая ее «слава» (первый антифон) поются в известные дни антифонно (т.е. попеременно двумя хорами).
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.