Рождество Христово. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен .
Прокимен, глас 8:
В ся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний.
В ся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Всевышний.
Стих: В оскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его.
В оскликните Господу вся земля, пойте же имени Его, воздайте славу хвале Его.
Прокимен в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
Скачать (MP3 файл. Продолжительность Размер )
Апостол к Галатом, зачало 209. [Гал. 4, 4 – 7.]
Б ратие, егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Eдинороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом,
Б ратья, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону,
Да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем.
Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
И понеже eсте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Oтче.
А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом.
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Аллилуиа, глас 1.
Н ебеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Н ебеса проповедают славу Божию, и о творении руки Его возвещает твердь. (Пс. 18, 2.)
Стих: Д ень дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум.
Д ень дню передает слово и ночь ночи возвещает знание (ст. 3).
Евангелие Матфеа, зачало 3. [Мф. 2, 1 – 12.]
И исусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще:
К огда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
Где eсть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Eму.
Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос раждается?
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Oни же рекоша eму: в Вифлееме Иудейстем, тако бо писано eсть пророком:
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши eси во владыках Иудовых: из тебe бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля.
И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них время явльшияся звезды,
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте известно о Oтрочати: eгда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся Eму.
И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Oни же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши ста верху, идеже бе Oтроча.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею зело,
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
И пришедше в храмину, видеша Oтроча с Мариею Материю Eго, и падше поклонишася Eму: и отверзше сокровища своя, принесоша Eму дары, злато и ливан и смирну.
И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Причастен: И збавление посла Господь людем Своим. А ллилуиа, трижды.
Текст службы дается с параллельным русским переводом профессора Киевской духовной академии М.Н. Скабаллановича по изданию «Христианские праздники. Рождество Христово», Киев, 1916.
Что такое прокимен в православии
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен.
Прокимен, глас 4: Б лагословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. Стих: И споведайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его:
Т огда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же возбраняше Eму, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Eго.
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася Eму небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
И се, глас с небесе глаголя: Сей eсть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Причастен: Я вися благодать Божия спасительная всем человеком.
Прокимен
Православие. Словарь-справочник . 2014 .
Смотреть что такое «Прокимен» в других словарях:
ПРОКИМЕН — (ново греч. церк, предшествующий). Стих из псалма, который поется на часах и вечернях велик. поста, перед паремиями, на утрени, перед евангелием, и на литургии, перед апостолом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка
прокимен — стих, выбранный из псалтыри по приличию к празднику; поется в церкви перед посланиями (Даль) См … Словарь синонимов
ПРОКИМЕН — муж., греч., церк. стих, выбранный из псалтыри, по приличию, к празднику; поется в церкви перед посланиями. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Прокимен — (греч. προκείμενον букв. «лежащий впереди») в Православной церкви неоднократно повторяемая песнь, состоящая из одного стиха псалма (чаще всего, хотя есть прокимны, взятые из Евангелия, Апостола и даже апокрифических текстов), каждое… … Википедия
ПРОКИМЕН — мна; м. [греч. prokeimai предлагаемый, предлежащий]. Церк. Стих из псалма, которым предваряется чтение или пение во время православного богослужения. * * * ПРОКИМЕН ПРОКИМЕН (греч. Prokeimenos, букв. лежащий впереди), стих псалма (см. ПСАЛМЫ),… … Энциклопедический словарь
Прокимен — изменяемое краткое молитвословие, за редким исключением представляющее собой строки из псалмов. Прокимены предвосхищают чтения из книг Нового Завета. Сначала прокимен читает чтец, затем его повторяет хор. После этого чтец читает положенные… … Православная энциклопедия
прокимен — краткий стих, который поется перед чтением из Апостола, Евангелия и Паремейника , церк., др. русск. прокименъ (Уст. Студ., ХII в.; см. Срезн. II, 1535). Из греч. προκείμενον – то же (Дюканж), собственно, то, что предшествует (Фасмер, Гр. сл. эт.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Прокимен — (от греч. προκειμενος впереди лежащий) название стихов, произносимых чтецом или диаконом и повторяемых пением на клиросе перед чтением апостола, евангелия и паремии. В прокимнах, обыкновенно заимствованных из Св. Писания, выражается кратко смысл… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Прокимен — м. Стих из псалтыри, который поется в церкви перед чтением из священного писания. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Прокимен
Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий) – стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.
Ежедневные прокимны Вечерни
На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.
Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» ( Пс. 92 )
Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.
Исключения из вышеизложенного правила:
Великие прокимны — см. ниже.
В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.
Великие прокимны Вечерни
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре:
Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» ( Пс. 76 ),
Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» ( Пс. 113 )
Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» ( Пс. 68 ),
Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» ( Пс. 60 ).
Прокимны Утрени
Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:
Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» ( Пс. 11 ).
Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» ( Пс. 7 ).
Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» ( Пс. 95 ).
Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» ( Пс. 43 ).
Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» ( Пс. 9 ).
Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» ( Пс. 79 ).
Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» ( Пс. 9 ).
Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» ( Пс. 145 ).
На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).
Прокимны Часов
Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
Первый час в Великий четверг (читается паремия).
Прокимны литургии
На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:
Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» ( Пс. 32 ),
Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» ( Пс. 117 ),
«Прокимен – προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:
«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.
История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV — V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна – последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен – по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1-го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18-й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» – стих 11-й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» – стих 1-й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8-го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10-й псалма 145, а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».
Значение слова «прокимен»
Проки́мен (греч. προκείμενον — букв. «лежащий впереди») — в Православной церкви неоднократно повторяемая песнь, состоящая из одного стиха псалма (чаще всего, хотя есть прокимны, взятые из Евангелия, Апостола и даже апокрифических текстов), каждое из этих повторений предваряется «стихом» в менее торжественном исполнении. Исполняется перед чтением Апостола, Евангелия или паремий и служит своеобразным «предисловием» к этому чтению. Состоит из стиха, в собственном смысле называемого «прокимном» (поётся) и одного (или более — на воскресных вечернях и в случае великих прокимнов) «стихов» (чаще читаются), предшествующие повторению прокимна. Схематично исполнение прокимна выглядит так:
Чтец (или диакон) читает (реже поёт) первый стих,
Хор поёт (повторяет, желательно с мелодией) первый стих (он-то и является прокимном в узком смысле слова),
Чтец (или диакон) читает (реже поёт) второй (третий, четвёртый) стихи,
Хор поёт первый стих,
Чтец (или диакон) читает первую половину первого стиха,
Хор поёт вторую половину первого стиха.
Что такое прокимен в православии
Прокимен восходит к обычному для древней Церкви респонсорному пению псалмов, при котором псалом пелся целиком, но после каждого стиха добавлялся рефрен — наиболее важный или известный стих этого же псалма. В IV веке Лаодикийский собор зафиксировал сложившуюся традицию, в соответствии с которой псалмы не пелись непосредственно один за другим, но разделялись чтениями. Так был заложен обычай библейских чтений, разделённых пением псалмов. К концу IV века из поющихся на богослужении псалмов стал выделяться один стих: по выражению Иоанна Златоуста «стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Из обычая народного пения этого только одного стиха из псалма и возник прокимен. В своём виде, близком к современному, прокимен зафиксирован уже в VI веке в рассказе Иоанна Мосха и Софрония Иерусалимского о посещении ими Нила Синайского.
В латинских богослужебных обрядах схожее с прокимном исполнение псалма называется респонсорий. В мосарабском обряде схожим образом поётся Psallendo (буквально «для пения») — стих читается и затем поётся (он, в узком смысле, и называется psallendo), затем читается второй стих (versus), потом первая половина первого стиха читается, а вторая -поётся.
В западно-сирской литургии Апостола Иакова чтение Апостола предваряется целым псалмом, а не прокимном (в отличие от иерусалимского варианта той же литургии). Таким образом, у яковитов, отделившихся от Православной церкви после Халкидонского собора, процесс превращения псалма в прокимен так и не завершился.
В последующих частях рассказывается о прокимнах православного богослужения.
Ежедневные прокимны вечерни
На вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и, по своему смыслу, должен предварять чтение паремий. Хотя паремии на вечернях читаются не всегда, прокимен никогда не опускается. Прокимен вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется в зависимости от праздников, дней памяти святых (об исключениях — ниже). Прокимны на вечерни каждого дня недели таковы (следует отметить, что богослужебный день начинается с вечерни, и, таким образом, вечерня понедельника совершается в воскресение, вторника — в понедельник и т. д.):
Воскресенье: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс.92)
Понедельник: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни» (Пс.133)
Вторник: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» (Пс.4)
Среда: «Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего» (Пс.22)
Четверг: «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми» (Пс.53)
Пятница: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс.120)
Суббота: «Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя» (Пс.58)
Все перечисленные прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна, хотя по букве таковым не является. Таким образом, особенный прокимен воскресенья выделяет этот день из числа прочих дней седмицы. Более того, если суббота совпадает с одним из тех праздников, вечером которых полагается петь особенный великий прокимен, то великий прокимен, в соответствии с Типиконом, переносится на другой день ради того, чтобы сохранить на своём месте обязательный прокимен воскресенья.
Исключения из вышеизложенного правила:
Великие прокимны — см. ниже.
В будние дни Великого поста вечерня соединяется с часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна (а не один), меняющиеся ежедневно (а не фиксированные на каждый день недели).
Великие прокимны вечерни
Великим прокимном называется прокимен вечерни, исполняющийся не 2,5 стиха (как обычный), а на большее количество стихов. Великих прокимнов в современном православном богослужении четыре:
Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс.76),
Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори» (Пс.113)
Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» (Пс.68),
Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (Пс.60).
В дни, когда по уставу полагается петь великий прокимен, на вечерне обязательно бывает вечерний вход духовенства (даже, если вечерня вседневная, как вечерами воскресений Великого поста) и отменяется рядовой прокимен дня недели. Исключение из этого правила: совпадение такого дня с субботой, в этом случае на вечерне поётся прокимен воскресения, а великий прокимен переносится на один день раньше.
Прокимны утрени
Единственным чтением на утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресением, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресения, не совпадающее с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа (о системе осмогласия — смотри Октоих):
Глас 1: «Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» (Пс.11).
Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» (Пс.7).
Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» (Пс.95).
Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» (Пс.43).
Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» (Пс.9).
Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» (Пс.79).
Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» (Пс.9).
Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс.145).
На утренях Великих понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы Евангелие читается, но прокимнов перед ним не полагается, на утрене Великой субботы — полагается два прокимна: перед паремией и апостольским чтением.
Прокимны часов
Обычно последование часов не включает в себя чтений из Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие понедельник, вторник и среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
первый час в Великий четверг (читается паремия).
Прокимны литургии
На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. Правила выбора прокимна для литургии сложнее, чем для утрени или вечерни. Например, при совпадении воскресенья с Богородичным праздником поются два прокимна (воскресный рядового гласа и богородичный), в будние дни, на который выпала память святого поются два прокимна (дня и святого) и проч. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа (система осмогласия — смотри Октоих):
Глас 1: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс.32),
Глас 2: «Крепость моя и пение мое — Господь, и Той бысть мне во спасение» (Пс.117),
Прокимен восходит к обычному для древней Церкви респонсорному пению псалмов, при котором псалом пелся целиком, но после каждого стиха добавлялся рефрен — наиболее важный или известный стих этого же псалма. В IV веке Лаодикийский собор зафиксировал сложившуюся традицию, в соответствии с которой псалмы не пелись непосредственно один за другим, но разделялись чтениями. Так был заложен обычай библейских чтений, разделённых пением псалмов. К концу IV века из поющихся на богослужении псалмов стал выделяться один стих: по выражению Иоанна Златоуста «стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Из обычая народного пения этого только одного стиха из псалма и возник прокимен. В своём виде, близком к современному, прокимен зафиксирован уже в VI веке в рассказе Иоанна Мосха и Софрония Иерусалимского о посещении ими Нила Синайского.
В латинских богослужебных обрядах схожее с прокимном исполнение псалма называется респонсорий. В мосарабском обряде схожим образом поётся Psallendo (буквально «для пения») — стих читается и затем поётся (он, в узком смысле, и называется psallendo), затем читается второй стих (versus), потом первая половина первого стиха читается, а вторая -поётся.
В западно-сирской литургии Апостола Иакова чтение Апостола предваряется целым псалмом, а не прокимном (в отличие от иерусалимского варианта той же литургии). Таким образом, у яковитов, отделившихся от Православной церкви после Халкидонского собора, процесс превращения псалма в прокимен так и не завершился.
В последующих частях рассказывается о прокимнах православного богослужения.
Ежедневные прокимны вечерни
На вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и, по своему смыслу, должен предварять чтение паремий. Хотя паремии на вечернях читаются не всегда, прокимен никогда не опускается. Прокимен вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется в зависимости от праздников, дней памяти святых (об исключениях — ниже). Прокимны на вечерни каждого дня недели таковы (следует отметить, что богослужебный день начинается с вечерни, и, таким образом, вечерня понедельника совершается в воскресение, вторника — в понедельник и т. д.):
Воскресенье: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс.92)
Понедельник: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни» (Пс.133)
Вторник: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» (Пс.4)
Среда: «Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего» (Пс.22)
Четверг: «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми» (Пс.53)
Пятница: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс.120)
Суббота: «Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя» (Пс.58)
Все перечисленные прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна, хотя по букве таковым не является. Таким образом, особенный прокимен воскресенья выделяет этот день из числа прочих дней седмицы. Более того, если суббота совпадает с одним из тех праздников, вечером которых полагается петь особенный великий прокимен, то великий прокимен, в соответствии с Типиконом, переносится на другой день ради того, чтобы сохранить на своём месте обязательный прокимен воскресенья.
Исключения из вышеизложенного правила:
Великие прокимны — см. ниже.
В будние дни Великого поста вечерня соединяется с часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна (а не один), меняющиеся ежедневно (а не фиксированные на каждый день недели).
Великие прокимны вечерни
Великим прокимном называется прокимен вечерни, исполняющийся не 2,5 стиха (как обычный), а на большее количество стихов. Великих прокимнов в современном православном богослужении четыре:
Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс.76),
Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори» (Пс.113)
Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» (Пс.68),
Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (Пс.60).
В дни, когда по уставу полагается петь великий прокимен, на вечерне обязательно бывает вечерний вход духовенства (даже, если вечерня вседневная, как вечерами воскресений Великого поста) и отменяется рядовой прокимен дня недели. Исключение из этого правила: совпадение такого дня с субботой, в этом случае на вечерне поётся прокимен воскресения, а великий прокимен переносится на один день раньше.
Прокимны утрени
Единственным чтением на утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресением, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресения, не совпадающее с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа (о системе осмогласия — смотри Октоих):
Глас 1: «Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» (Пс.11).
Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» (Пс.7).
Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» (Пс.95).
Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» (Пс.43).
Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» (Пс.9).
Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» (Пс.79).
Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» (Пс.9).
Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс.145).
На утренях Великих понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы Евангелие читается, но прокимнов перед ним не полагается, на утрене Великой субботы — полагается два прокимна: перед паремией и апостольским чтением.
Прокимны часов
Обычно последование часов не включает в себя чтений из Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие понедельник, вторник и среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. Правила выбора прокимна для литургии сложнее, чем для утрени или вечерни. Например, при совпадении воскресенья с Богородичным праздником поются два прокимна (воскресный рядового гласа и богородичный), в будние дни, на который выпала память святого поются два прокимна (дня и святого) и проч. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа (система осмогласия — смотри Октоих):
Глас 1: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс.32),
Глас 2: «Крепость моя и пение мое — Господь, и Той бысть мне во спасение» (Пс.117),
Глас 4: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси» (Пс.103),
Глас 5: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век» (Пс.11),
Глас 6: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое» (Пс.27),
Глас 7: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс.28),
Глас 8: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему» (Пс.75).
Что такое прокимен
Прокимен, в переводе с греческого – «предлагаемый впереди», предваряющий. Это отрывок из того или иного псалма, который исполняется перед чтением Евангелия, Апостольских посланий или книг Ветхого Завета, служит своеобразным предисловием к ним.
Прокимен возглашается священником, дьяконом или чтецом, и повторяется хором. В четвертом-пятом веках в качестве прокимна на богослужениях звучал целый псалом, позднее сложилась традиция исполнять отдельные стихи, наиболее ярко и глубоко передающие смысл последующего отрывка из Священного писания. Существует малый прокимен, состоящий из двух строф псалма, и великий – из пяти строф.
Николай Батюшин. Отрывок из исторической повести «Тайная военная разведка и борьба с ней»
Совершенно неожиданно нам прислали чуть ли не семнадцать вакансий в конные батареи. Они являлись полной противоположностью вакансиям в крепостную артиллерию, куда добровольно почти никто не хотел идти — эта участь падала на долю юнкеров с низшими баллами. В утешение этим несчастливцам на литургии читался прокимен.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.
Что такое прокимны, где они находятся и когда исполняются
Прокимен — это краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа», читаемого в праздники, посвященные Богородице).
В IV — V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен попеременно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий — из пяти строф.
Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета).
Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии.
Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.
В конце Апостола есть раздел, где написаны все прокимны с аллилуариями. Сначала по дням года (месяцеслов) , потом воскресные 8 гласов, на каждый день недели, и общие святым. Также отдельно есть раздел для Великого Поста и Пятидесятницы.
Прокимен и «чтения», или Паремии
Прокимен и «чтения», или Паремии
Возглашается Прокимен учиненным монахом или чтецом, или канонархом, в настоящее же время, по большей частью, самим же диаконом после того непосредственно, как он скажет: «Премудрость» (или самим священником, если нет служащего диакона).
Слово . Прокимен с греческого значит: «напереди лежащий». Это стих, заимствованный из Священного Писания, главным образом из псалмов, который обычно предшествует чтению Священного Писания и служит как бы предисловием к нему. Иногда же чтения Священного Писания за ним не бывает, и тогда он просто выражает собой значение настоящего дня, почему и называется: «Прокимен дне». Каждый прокимен имеет за собой стих, который составляет как бы его продолжение и находится с ним в тесной логической связи. Лик повторяет за чтецом или диаконом слова прокимна и, наконец, чтец произносит первую половину прокимна, а лик допевает вторую половину. Кроме обычных прокимнов, поемых два с половиной раза, имеются еще так называемые великие прокимны, которые имеют три стиха, а потому поются четыре с половиной раза.
На всенощном бдении под воскресение (в субботу вечера) поется всегда неизменно прокимен: Господь воцарися, в лепоту облечеся; четыре с половиной раза, заимствованный из 92–го псалма. На бдениях под великие и иные праздники поется прокимен дне (для каждого дня седмицы имеется как на литургии, так и на вечерни, свой особый прокимен). Если Господский праздник придется в субботу, то на бдении ему поется не прокимен дне, а тот великий прокимен, который должен бы был петься на вечерни в самый день праздника, потому что прокимен «Господь воцарися» никогда не отменяется и не заменяется другим, а непременно поется на каждой воскресной вечерне (в субботу вечера).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
После прокимна на всенощном бдении под великие и иные праздники в честь святых бывают так называемые «чтения», по большей части заимствованные из Ветхого Завета. Они называются также «паремиями» с греческого: . что значит: «притча» (proverbium, parabola). Эти чтения, или паремии, содержат в себе пророчества о воспоминаемом событии или похвалу празднуемому святому. В праздники в честь свв. Апостолов читаются отрывки из их посланий. На всенощных бдениях под воскресение паремий, по большей части, не бывает, исключая те воскресные дни, когда вспоминается память святых отец: пред Рождеством Христовым; свв. отцов 1–го Вселенского собора в 7–ю неделю по Пасхе; свв. отцов первых 6–ти вселенских соборов в ближайший воскресный день к 16 июля; и свв. отцов 7–го Вселенского Собора в ближайший воскресный день к 11 октября, а также в те воскресные дни, в которые приходится память какого?нибудь святого, которому по уставу положены паремии. На всенощном бдении обычно читается только три паремии и лишь в очень редких случаях, при совпадении двух празднеств, шесть паремий. Перед чтением каждой паремии диакон возбуждает внимание молящихся к ним возгласами Премудрость и Вонмем. Во время чтения паремий царские врата закрываются, а иерей сидит на горнем месте одесную страну престола.