Содержание
- 1 Феодоровская — Костромская икона Божией Матери
- 2 Православные иконы и молитвы
- 3 Феодоровская икона: как помогает, о чем молиться и где находится
- 4 Феодоровская икона Божией Матери
- 5 По вопросу о древних списках с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
- 6 Икона Божией Матери Феодоровская
- 7 Церковь чтит память Феодоровской иконы Божией Матери
Феодоровская — Костромская икона Божией Матери
Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 — 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 — 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Феодоровская икона: как помогает, о чем молиться и где находится
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Как известно, Феодоровская икона Божией Матери была написана св. евангелистом Лукой. Остается загадкой тот факт, что никто не знает, кто и в какое время завезли ее в Россию. Она является важнейшей святыней в России.
Чудотворная Феодоровская икона
Называется она по той причине, что носит название в честь святого Феодора Стратилата, который нашел ее на сосне в городе под названием Городец. Через определенный период там, где обрели ее, основан Городецкий Феодоровский монастырь.
За все время пребывания чудотворного образа в городе произошло множество чудесных событий. Одно из таких событий – лик остался невредимым после того, как дважды горел Костромовский собор. Он потемнела до отречения царя Николая второго.
Не все знают, что у образа две стороны. На второй стороне вы можете увидеть образ мученицы Параскевы. Есть предположение, что ее лик на задней стороне иконы связан с супругой св.Александра Невского.
Значение Феодоровской иконы
Многие цари, начиная с Николая первого и члены их семей, ходили к чудотворному образу и молились. Она была родовой иконой семьи Романовых. Князь Александр Невский брал ее на все свои походы. В 1262 году умер князь и было принято решение о необходимости вернуть святой в Кострому. Известно, что существует список с подлинной чудотворной иконы, его привезла инокиня Марфа.
Феодоровская икона Божией матери не знала времени без молитв. География паломничества лика велика – Соловки, Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург. Хранилась она в Успенском соборе до 1929 года. Также хранилась она в храме святого Иоанна Златоуста, а после в соборе Воскресения Христова. В 1991 году святыню перенесли в Богоявленский – Анастасиин собор.
Подлинность образа подтвердила экспедиция Наркомпроса в 1919 году. До 1922 года ее украшала десяти килограммовая золотая риза. Новая драгоценная риза из серебряно – позолоченного оклада была изготовлена по желанию Алексея первого в 1955 году.
В чем помогает Феодоровская икона Божией Матери
Многие рассказывают о чудотворном ее влиянии. У Пресвятой Богородицы с молитвами просят о:
- рождении ребенка;
- легких родах;
- счастье в браке;
- способствовании укреплению здоровья;
- помощи избавиться от болезней.
Чудесное дарование детей образа Федоровской Божией Матери:
- Известен случай, когда супружеская пара из Нижегородской области не могла иметь детей семь лет. Год они молились перед образом каждый день, ни дня не пропустили. Свершилось чудо. Родился мальчик.
- Второй случай был с женщиной, которая имела серьезное гинекологическое заболевание. Врачи твердо стояли на том, что рожать женщине нельзя и опасно. После прочтения молитв через некоторое время она благополучно родила мальчика.
- Третий случай был с женщиной, у которой отнялась нога. Придя с трудом к чудотворному образу, она стала молиться, чтобы она помогла избавиться от недуга. Домой женщина дошла самостоятельно, а через сутки совсем нога ее не беспокоила.
О чем молятся Феодоровской иконе Божией Матери
Каждый читает молитву о том, что его тревожит или беспокоит. Образ помогает не только при тяжелых родах, но и хорошему воспитанию ребенка, что немаловажно для будущих родителей.
Как известно, все чудотворные просьбы задокументированные в летописях храмов. К молитве не стоит относиться, как к заклинанию. Помните, что молитва — это ваше обращение к Богу, Богородице или Святому. Молиться нужно от чистого сердца и искренне.
Не стоит молиться в ультимативной форме. Если у вас недостаточно духовного опыта, есть написанные молитвы, которые помогут вам подобрать необходимые слова. Также вы можете молиться своими словами, ведь Богу угодно и такое обращение.
Не забывайте просить сил и помощи, чтобы перенести жизненные испытания, разума, мудрости и светлого ума.
Вот так произносят саму молитву образу Богородицы:
«К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь».
Где находится Феодоровская икона Божией Матери
Этот чудотворный образ один из самых старых русских икон, который сохранился до наших дней. Семнадцатого августа 1991 года местонахождение иконы было изменено. Из Воскресного храма она была перенесена в Богоявленский собор Костромы.
И в наше время вы можете там ее увидеть. Чудотворный образ был на выставке Москве в Донском ставропигиальном мужском монастыре в 2013 г., после чего его доставили в Калининградскую епархию.
Дни празднования двадцать седьмого марта и двадцать девятого августа. Храм Феодоровской иконы Божьей Матери вы можете увидеть по адресу: г.Киев, улица Мануильского, 32. Адрес в России: улица Мосина, 27, Астрахань.
Молитва Феодоровской иконы Божией Матери о рождении ребенка
Супружеские пары хотят завести ребенка, ведь их чадо станет символом их любви. Но не у всех получается родить малыша. Святой лик действительно творит чудеса и нужно молиться Пречистой о зачатии дитя. Для начала вам необходимо очистить ваш разум и душу, укрепить вашу веру, избавиться от пагубных привычек. Молиться необходимо каждый день.
Молитва Богородице о даровании детей
«О, Всемилосердная, Благая и Истинная Защитнице наша, Госпоже Богородице, счастье Материнства познавшая, в коем волнения, надежды, тревоги и скорби всех матерей земных приявшая, не остави молитвами Твоими припадающих к святей и чудотворней иконе Твоей раб сих (имена) и испроси у Сына Твоего и всех Бога безплодства разрешение, в родах поможение и благочадие, младенцем же их надежный покров и защишение.
Призри, Пречистая Мати, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвертого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь».
Перед данной образом также просят девушки удачного замужества, легкого прохождения беременности, здоровья ребенку. Просите у лика Богородицы желаемое и Она вам обязательно поможет.
Храни Вас Господь!
Феодоровская икона Божией Матери
По преданию, еще при жизни Богоматери евангелистом Лукой было написано около семидесяти ее образов, один из которых впоследствии получил название Федоровская иконы Божьей Матери.
Описание иконы
По иконографии она относится к типу «Умиление»: Младенец прильнул к щеке Матери и обнимает Ее, но на Ее лике нет улыбки, только скорбь и бесконечная любовь к Сыну, который будет принесен в жертву за все человечество. Цвет одеяния Богоматери – пурпурный, что символизирует царскую власть, а в христианской традиции – Страсти Христовы. Обнаженные ножки Младенца напоминают о предстоящих Ему страданиях.
У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб.
История иконы уходит вглубь веков, и за эти столетия она не раз являла свою чудотворную силу.
Обретение иконы на Руси
С 1 века н.э., когда была писана икона пресвятой Богородицы Федоровской, и до ее обретения в начале 13 века в маленьком русском городе Городец, история ее покрыта мраком. Известно лишь, что, когда в 1239 году Городец сожгли монголы, икона пропала, но через некоторое время произошло ее чудесное обретение князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского.
Случилось это так: охотясь, князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время многие костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата, в его честь в городе был возведен собор.
К месту обретения иконы Богородицы двинулась огромная процессия во главе с духовенством. После долгой коленопреклоненной молитвы ее торжественно перенесли в соборный храм Костромы, а иконе дали название Феодоровской в часть явления Феодора Стратилата, покровителя воинов.
Значение Феодоровской иконы Божьей Матери
Вскоре после обретения иконы Александр Невский получил от отца, великого князя Ярослава Всеволодовича, благословение на заключение брака с Александрой Брячиславной, дочерью полоцкого царя.
За семь веков своего пребывания в Костроме Феодоровская икона явила немало чудес. Так, костромской собор, где она пребывала, дважды охватывал пожар, и оба раза пламя не затронуло чудотворную.
Когда в 1260 году Костроме подступило монгольское войско, угрожавшее полным разорением города, князь выступил против врагов с Феодоровской иконой, которую несли перед его малой дружиной. Внезапно в разгар битвы лик Пресвятой Богородицы стал излучать ослепительное сияние, заставившее врагов бежать с поля боя. Озеро, неподалеку от которого происходила битва, получило название Святого, а на месте явления чуда князь велел поставить вначале крест, а затем каменную часовню.
Особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери в 1613 году, когда на царство был призван первый представитель династии Романовых. Только обращение к ней архиепископа сломило сопротивление инокини Марфы, матери будущего царя Михаила Федоровича, и заставило ее дать сыну благословение на царствование. Упав на колени, она обратилась к образу Богородицы:
Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!
С тех пор Кострома стала считаться «колыбелью Дома Романовых», которые регулярно ездили туда на поклон к иконе, в том числе и в 1913 году, когда праздновалось 300-летие царской династии. Примечательно, что многие иностранные невесты наследников престолы, принимавшие православную веру, получали при крещении отчество «Федоровна» в знак того, что в роли их Восприемницы и Покровительницы выступает сама Богоматерь.
Даже в годы советской власти Федоровскую икону Божьей Матери не тронули, что стало уникальным явлением в новейшей истории РПЦ, а в новом тысячелетии верующие многих городов России получили возможность поклониться ей и попросить о помощи.
В чем помогает Федоровская икона Божьей Матери
Традиционно считается, что эта икона покровительствует девушкам, которые хотят выйти замуж, и будущим матерям, а также миру в семье и преодолению разногласий между близкими. Особенно много сведений о чудесных исцелениях женщин, которые долго не могли забеременеть, — после каждодневных чистосердечных молитв перед Феодоровской иконой им было даровано счастье материнства.
Молитвы перед иконой
Тропарь, глас 4
Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Перевод: Пришествием чтимой Твоей иконы, Богоотроковица, обрадованный сегодня Богохранимый город Кострома, как древний Израиль к киоту Завета, приходит к изображению лица Твоего и воплотившегося от Тебя Бога нашего, да Твоим Материнским к Нему обращением всегда просишь для всех, под защиту покровительства Твоего прибегающих, мир и великую милость.
Ин тропарь, глас 4
Днесь све́тло красу́ется преимени́тый град Кострома́/ и вся Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ днесь бо яви́ся нам пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прии́дите, вси Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся лю́ди Твоего́ достоя́ния от всех бед/ по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.
Перевод: Сегодня радостно ликует знаменитый город Кострома и вся Российская страна, созывая к веселью все боголюбивые народы христианские на преславное торжество Божией Матери ради пришествия Ее чудотворного и многоцелебного образа: ибо в сей день явилось нам пресветлое великое солнце; придите, все богоизбранные люди, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, ибо источает нам неоскудевающие милости Пресвятая Богородица и избавляет все города и страны христианские невредимыми от всех наветов вражьих. Но, о Всемилостивая Госпожа, Дева Богородица, Владычица, спаси страну нашу, и архиереев, и всех людей Твоего удела от всех бед по великой Твоей милости, да взываем Тебе: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»
Кондак, глас 8
Благода́рственная принося́ще Ти, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Перевод: Благодарственные молитвы принося Тебе, рабы Твои, Богородица, за все благие дела, которые Ты сделала городу нашему, из глубины души взываем к Тебе и коленопреклоненно просим: не переставай, Владычица, Материнскими к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавать всё на благо и во спасение всем, с верой и любовью взывающим к Тебе: «Радуйся, Дева, честь христиан».
Ин кондак, глас 8
Притеце́м, лю́дие, вси к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в дом Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к нам прише́ствие,/ посети́ нас, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу,/ ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи, и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́, от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Прибегнем, все люди, к тихому и доброму пристанищу, в дом Божией Матери, к чудному образу Царицы и Богородицы, по неизреченной милости Ее явленному, с верою припадая и взывая: «О Всемилостивая Владычица, ради спасительного Твоего промысла, чудного образа к нам пришествия, посети нас, грешных, светло совершающих празднество Твое, укрепи страну нашу, дивно над врагами победу подавая, и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебимой соблюди, прибегающих к Тебе спаси, от всяких напастей избавь, сохраняя в мире все Православие, дабы нам взывать Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Молитва первая
Молитва вторая
По вопросу о древних списках с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери
Реферат 12 ноября в зале Дворянского собрания в общем годичном заседании членов Костромской ученой архивной комиссии.
В № 1294 «Поволжского вестника» от 10 октября текущего года напечатано было следующее письмо А.М. Ждановой к г[-ну] редактору. «В № 1292 вашей газеты помещена заметка о Феодоровской иконе Божией Матери, хранящейся у г. С. (в д. № 23 на Всехсвятской улице ). Не думаю, чтобы эта икона была самая старинная, так как первый снимок с явленной иконы находится у меня, в чем есть и подпись на ней. К сожалению, я не могу никого найти прочесть эту подпись подробно. Эта икона наша родовая, так как род нашей матери происходит от великого князя Василия Ярославича, по прозванью Квашня. Предложите от себя любителям и знатокам старины осмотреть эту древность, в чем с моей стороны препятствия не будет».
Ввиду этого открытого заявления я очень заинтересовался столь древней иконой. Явление Феодоровской иконы Богоматери князю Василию Ярославичу случилось, по общепризнанным изысканиям, в 1258–1262 годах. При вероятном предположении, что первый список с нее мог быть сделан в ближайшее к этому время, пусть даже спустя 50 лет, должно признать, что принадлежащий г-же Ждановой «первый снимок с явленной иконы» имеет древность в шесть веков. И вот в первом часу дня того же 10 октября я посетил обладательницу этим снимком (в доме Васильевых на Козьмодемьянской улице) для того, чтобы всесторонне осмотреть столь крайне редкостную по древности икону и затем составить заключение о ней. Настоящая заметка имеет своей целью сообщить о произведенной мною экспертизе означенного списка Феодоровской иконы и о тех выводах, к каким привели данные, добытые экспертизой, и вместе указать наиболее древние известные списки подлинной иконы Феодоровской.
По сообщению А.М. Ждановой, эта Феодоровская икона Божией Матери, являясь первым снимком с явленной иконы, уже лет триста передается по женской линии; была старинная грамота с сказанием об этой иконе, но она сгорела или утратилась, как и так называемое родословное дерево 1 . Какую же древность представляет эта родословная икона, есть ли она действительно первый снимок с явленной иконы?
Принадлежащая г-же Ждановой икона Феодоровская имеет почти аршин вышины и ¾ аршина ширины, написана на двух прямых кипарисовых досках, хорошей сохранности. Обратная сторона иконы, равно боковые стенки ее гладко отесаны, а верх и низ опилены. Употребление пилы в России относится к царствованию Алексея Михайловича, когда оно и к иконам было применяемо. Иконы же раннего времени, особенно XIII-XIV веков, были рубленые, имеют грубоватый обрез. Отсюда, рассматриваемая икона – как не имеющая таких признаков – может по своему происхождению принадлежать ко времени не ранее половины XVII века.
Затем, шпоны или скрепы досок иконы находятся в самом верху, где вставлены в средину во всю ширину иконы в уровень с линией обреза. Такой способ скрепления иконных досок есть характерная черта петровского времени. На иконах более ранних веков шпоны устроены так, что они сверху и снизу отступают на ¼ высоты иконы, притом шпона, вставленная с правой стороны к левой, не доходит до края на четверть ширины, и настолько же шпона с левой стороны не достигает правой.
Далее. По осторожном снятии ризы с иконы оказалось, что икона писана по левкасу на холсте или паволоке, натянутой до верха, причем самый левкас положен не только сверху паволоки, но и под ней самой. Такая именно подготовка для письма иконы практиковалась не позднее половины XVIII века.
Посредине иконы на левом и правом полях имеются два миниатюрных изображения: на левом поле – святого Иоанна Предтечи с крыльями, а на правом – святого Феодора Тирона, оба с надписаниями имени. В виду того, что преимущественно до петровского времени иконные миниатюры или совершенно не были помещаемы, или же были изображаемы сплошь на полях икон, а на обсуждаемой иконе лишь две миниатюры, к тому же в самом письме их имеется характерный для икон начала XVIII века розовый цвет или крап, – отсюда получаем основание относить происхождение иконы вообще к первой половине XVIII века.
Приведенная надпись сделана масляной краской по золоченому фону, причем сразу бросается в глаза некоторая аляповатость и неумеренно густая шрафировка . Такое мастерство, которое впоследствии выродилось в суздальское, встречается у тех иконописцев, кои по закрытии в 1712 году Иконописной палаты московской (существовавшей с конца XVII века), оставивши столицу, возвратились в родные города и в их церквах обнаруживали свое искусство с некоторой своеобразностью. Отсюда же можно полагать, что принадлежащая г-же Ждановой икона по своему происхождению относится ко времени не ранее 20-х годов XVIII столетия.
Далее. В надписи совершенно нет старинной славянской вязи; штрихи в надписи грубоватые и начертание строчных букв д, п, ѣ, ю, также начальных прописных букв М и Θ (Μήτηρ Θεού
В окладе иконы стан Богоматери и Младенца Иисуса шит по белому шелку кручеными мелкими в два ряда серебряными нитями и золочеными полосочками, которые прямо натянуты, но скреплены вкось прошивной нитью. Шитье это уже значительно потемнело, самые нити по местам слабы; в общем же нить проникает или пронизывает не всю сплошь (на обратной стороне) материю шелковую. Такой способ шитья на иконах был в употреблении преимущественно от XVII века до последней четверти XVIII века. Шитье потемнело и обветшало, по сообщению г-жи Ждановой, от того, что икона эта как местно (в Данковском уезде Рязанской губернии) чтимая, и даже раскольниками, была выносима летом в сельских приходах для молебных пений и во время пожаров для защиты от огня и, таким образом, испытала на себе влияние непогоды и частого обращения.
Описанное шитье вправлено под серебряный оклад иконы – чеканный, но отнюдь не басемный. В венце и на правом плече Богоматери имеется по звезде с 8 светлыми камнями небольшими; у самых концов венца остались приделанные с той и другой стороны два колечка, которые, без сомнения, дают основание заключать, что к венцу у Богоматери была некогда подвешена цата. Серебряная риза 3 имеет по полям узорчатые серебряные полосы, из коих на нижней вырезана приведенная надпись. На загибе с левой стороны имеется дата 1771, то есть года, арабские цифры – чеканки стиля XVIII века. Сверх того, на загибах левой, правой и нижней полос имеются три чеканных знака АА, АОВ
По всем изложенным признакам и свойствам икона г-жи Ждановой в настоящем своем виде по времени происхождения относится к первой половине или, точнее, второй четверти XVIII века.
Описанная икона, составляя фамильное сокровище, отнюдь не подлежит продаже, между тем в городе Костроме, по объявлению в «Поволжском вестнике», продается старинная Феодоровская икона Божией Матери. И вот в целях сравнительного определения ее древности мною осмотрена и эта икона.
Размер Феодоровской иконы г[-на] С. почти одинаковый с размером иконы Ждановой. На полях же иконы в миниатюрах изображены с надписями – на левой стороне святой Феодор Стратилат и ниже его святая Мария Египетская, а на правой стороне, в симметрии с левой, святой Петр митрополит, ниже преподобная Матрона. Судя по этому, икона была фамильная. Письмо иконы – хорошей сохранности в стиле строгановской или нижегородской школы; но при темных тонах в ликах Богоматери и Спасителя слишком выступает желтоватый тон в остальном – как показатель позднейшего мастерства. Можно полагать, что икона эта по письму принадлежит к концу XVIII или даже к началу XIX века. Внизу на (серебряном) окладе выбита в двух разделах надпись, одинаковая с имеющейся на иконе Ждановой, но более крупно. С палеографической стороны эта надпись и над иконными ликами не обследована мною вследствие того, что икону плотно облегает кованая серебряная риза – половины XIX века.
По поводу произведенной экспертизы старинных Феодоровских икон Божией Матери может возбуждаться вопрос о том, какой же древнейший или даже первый список с чудотворной Феодоровской иконы и где он находится?
Не можем здесь не упомянуть о том, что в Троицком храме Ипатиева монастыря сохраняется бывшая в моленной боярыни Марфы Ивановны Феодоровская икона Богоматери, которой она благословила сына своего Михаила Феодоровича на царское правление. Затем известно, что новоизбранный царь Михаил при отправлении из Костромы 19 марта 1613 года в город Москву взял с собой точный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и поставил его в своей придворной, что в сенях, Рождество-Богородицкой церкви, причем в честь этой иконы установлен свой придворный праздник 14 марта на память восшествия его на всероссийский престол. В заключение не можем не указать на то, что в некоторых церквах города Костромы, начиная с соборного храма, в коем имеется пожертвованная Михаилом Феодоровичем небольшая икона Феодоровская, тщательно сохраняются от половины XVII и XVIII веков благоговейно чествуемые Феодоровские иконы Богоматери, из коих некоторые имеют большую древность, чем подлежавшие рассмотрению и обсуждению две Феодоровские иконы, составляющие собственность частных лиц в городе Костроме.
a. Имеется в виду город Кострома.
b. Шрафировка (шраффировка) – штриховка сеткой, двойная штриховка.
c. Матерь Божия (греч.).
d. В тексте статьи это клеймо набрано в виде треугольника: A O B
Полные названия упоминаемой И.В. Баженовым литературы:
– Карамзин Н.М. История государства Российского. Том IV. (Разные издания).
– Хилков А.Я., князь. Ядро российской истории. М., 1770.
Икона Божией Матери Феодоровская
Празднование 14 / 27 марта, 16 / 29 августа
Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы увидели ту бездну, в которую нас тянули дореволюционные соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего; чтобы мы очистились, возродились и заткали ткань новой России. И потому нелепо нам гордиться тем, что мы-де «ничего не пересмотрели» и «ничему не научились», и еще нелепее нам опять «идти побираться под окнами» западной культуры, западной религиозности, философии и политики и выпрашивать себе «на бедность» черствые корки европейских рассудочных выдумок. Россия ждет от нас своего видения, своей веры, своей мысли и своей государственной формы. И мы должны готовиться к тому дню, когда рухнет в России засилье дьявола.
Икона Божией Матери Феодоровская. Празднование 14/27 марта, 16/29 августа |
Свой рассказ о чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской мы не случайно начали со слов замечательного русского философа Ивана Александровича Ильина. Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.
Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.
Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х годах кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север — в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход.
В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После смерти князя в 1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали.
Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе. В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», — с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот привезла в Москву из Костромы сама инокиня Марфа.
Другие чудотворные списки с Феодоровской имелись в Вознесенском монастыре в Сызрани, в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, в Троицкой церкви в Казани (ее поставил туда святитель Гермоген), в Моршанске, Ярославле и во многих иных местах. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный, список с Феодоровской — в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.
Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.
В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания иконы — был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.
Промыслительно, что когда рухнуло в России «засилье дьявола», возобновились и крестные ходы с Феодоровской иконой. И, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руки Алексий II, ходы эти «ныне приобретают государственное общероссийское значение».
До 2001 года Феодоровская икона ни разу не покидала пределов Костромской земли (за исключением 1940-х годов, когда ее реставрировал И.Э. Грабарь). В начале третьего тысячелетия чудотворная, издавна чтимая как нарочитая покровительница православной семьи и подрастающего поколения, с благословения предстоятеля Русской Православной Церкви навестила Москву и Екатеринбург, где освящала собою крупные православные молодежные форумы. Феодоровскую икону в этих длительных путешествиях сопровождал архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Московского Патриархата.
За время пребывания святыни в Москве и Екатеринбурге сотни тысяч православных смогли поклониться ей и получить благодатное утешение. В столицу Урала икона была доставлена по воздуху, и этот крестный ход сопровождался чудесными знамениями. Несмотря на очень плохую погоду, самолет со святыней на борту — единственный из десятков других — сумел совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев. Событие это, учитывая историческую и духовную связь иконы с царской семьей, несомненно, имеет глубокое символическое значение.
В крестных ходах с Феодоровской иконой приняли участие многие сотни тысяч людей. Воистину это был подлинный акт великого всенародного покаяния. Россия возрождается — сначала духовно, затем, будем надеяться, экономически. Для России, удела Пресвятой Богородицы, важнее всего вернуться к своим духовным корням и выйти на собственную дорогу. Об этом и писал великий русский мыслитель И.А. Ильин.
Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.
Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матерее, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебного образа, днесь боя вися нам пресветлое великое солнце, придите, вся богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неосудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.
К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей, к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастей, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и надежда, покров, и помощь, и заступление, радость, и утешение, и скорая во всем Помощница. О чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе без Твоея всесильные помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.
Церковь чтит память Феодоровской иконы Божией Матери
Феодоровская — Костромская икона Божией Матери, по преданию, была написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим, сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.