Содержание
- 1 Музыка. 6 класс
- 2 Конспект урока «перезвоны. Молитва» по музыке для 6 класса
- 3 Музыка. 6 класс
- 4 конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
- 5 Разработка урока «Перезвоны» Молитва план-конспект урока по музыке по теме
- 6 6 класс. Перезвоны. Молитва презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему
- 7 Музыка. 6 класс
- 8 Конспект урока перезвоны молитва
- 9 Конспект урока перезвоны молитва
- 10 Урок 13. «Перезвоны» Молитва
Музыка. 6 класс
Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны» В. А. Гаврилина. Молитва как музыкальный жанр
Религиозные сюжеты в музыке
Необходимо запомнить
Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие.
Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание колоколов.
Осмысление религиозных сюжетов характерно и для современных композиторов: В. Гаврилина, В, Кикты и др.
Конспект урока «перезвоны. Молитва» по музыке для 6 класса
Конспект урока музыки в 6 классе.
Тема урока: «перезвоны. Молитва».
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
1.дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом по прочтении В. Шукшина «Перезвоны»;
2.выявление глубоких связей с народным музыкальным творчеством;
3.осмысление интонационного богатства народной музыки;
4 дальнейшее знакомство с.жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
5.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
6.развитие общей музыкальности и художественного вкуса.
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…
Звучит произведение С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
Как звучала музыка?
Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д.
Кто исполнял это произведение?
К какому жанру можно отнести музыку?
К жанру духовной музыки: молитва.
В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы?
Он волнуется, переживает. просит, мучается, страдает, радуется и т.д.
Как надо исполнить молитву?
Напевно, плавно, тихо, сдержанно, возвышенно.
Это произведение можно назвать молитвой?
Звучит «Молитва» Б.Окуджавы.
Можно. Только она напоминает песню.
Профессиональную или народную?
Народную или авторскую?
Старинную или современную?
Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.
Можно отнести следующее произведение к жанру молитвы?
Звучит «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
Что вы услышали?
Обращение к Богу.
Оно проговаривается на фоне колокольного звона.
О чём просит этот человек?
О спасении , защите, помиловании…
Это добрый и беззащитный человек?
Он жестокий и трусливый…
Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.
Как вы думаете, это музыка старинная или современная?
«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно горько».
Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».
«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
Звучит «Ерунда» В.Гаврилина.
Какой характер музыки?
Звучит «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
Перекличка женских и мужских голосов – пример народной музыки.
В музыке В .Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.
К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.
Звучит «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
Какая молитва «просительная», а какая – «покаянная»? Почему?
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «перезвоны. Молитва», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны» В. А. Гаврилина.
Молитва как музыкальный жанр
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— влияние на творчество современных композиторов произведений других видов искусства (литературы и живописи);
— тема молитвы в русской музыке;
— музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.
Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.
Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.
Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.
Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.
Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.
На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.
Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.
Находясь под впечатлением от внутреннего убранства и величия собора, от причастности к древности, Валерий Григорьевич написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».
О сюжетах фресок можно судить по названиям номеров: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Скоромохи», «Музыкант», «Зверь нападает на всадника».
Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.
Музыкальная тема «Орнамент» звучит в симфонии несколько раз и скрепляет музыкальные сюжетные зарисовки.
Слово «орнамент» означает узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Термин актуален и для музыки. Поскольку ритм является одним из средств выразительности этого вида искусства.
Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.
На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.
Симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны» Гаврилина даже имеет подзаголовок: «По прочтении Шукшина».
Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.
Само название «перезвоны» говорит нам о том, что композитор обратился к древнерусской традиции звонить в колокола.
«Перезвоны» отражают различные сферы жизни народа: будни и праздники, трагические и комические события. Затрагивают общечеловеческие вопросы: жизни и смерти, любви и разлуки, человека и природы, семейных ценностей и религии.
Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.
Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.
К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.
Петр Ильич Чайковский включил пьесу «Утренняя молитва» в сборник «Детский альбом».
Поскольку, молитва – это личное обращение, она может быть любой: произнесённая вслух или про себя. Наш современник, поэт и композитор Булат Шалвович Окуджава, написал песню «Молитва». Она исполняется под гитарное сопровождение.
Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие.
Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.
В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.
На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№1. Что вдохновило композитора написать симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»?
Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.
Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.
№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?
Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». А также обратить внимание на строение инструментов. Гусли и арфа – щипковые инструменты. На скрипке тоже можно играть щипковым способом, однако, более распространено исполнение смычком. Фортепиано хоть тоже струнный инструмент, но имитировать на нём аутентичную игру на гуслях непросто.
конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perezvony._molitva._urok_muzyki_6_klass.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Перезвоны. Молитва».
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
- дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
- осмысление интонационного богатства народной музыки;
- дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
- развитие музыкального и эстетического вкуса.
- «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
- «Ерунда» В.Гаврилина.
- «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
- С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
- «Молитва» Б.Окуджавы.
- «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
- Организация детей на работу.
- Распевка.
- Сообщение темы урока.
- Работа над новым материалом.
1. Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника» В.Гаврилина .
-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)
— О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)
— Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.
— Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).
2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.
Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».
«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
3. Прослушивание и характеристика произведения. «Ерунда» В.Гаврилина.
-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)
-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)
4. Прослушивание и характеристика произведения. «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
— Какое исполнение? (хор – пример народной музыки. Озорные частушки.)
В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.
5. Обобщение учителем.
6. Прослушивание и характеристика произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
-Охарактеризуйте прослушанное произведение. (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)
— К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)
— Какие чувства испытывает человек во время молитвы?
(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)
-Можно ли это произведение назвать молитвой? ( Да. )
7. Обобщение учителем.
Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.
8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися .
9. Прослушивание и характеристика произведения «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.
К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.
— Охарактеризуйте эту молитву.
— Какая это молитва? Почему?
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
— Что нового узнали на уроке?
-Какие произведения мы прослушали?
— Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?
— Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?
— Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.
2. Обобщение ответов.
4. Оценка работы детей.
- Организованное окончание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.
Конспект урока с презентацией на тему » Виды словочосетаний». 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему .
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.
Конспект урока по русскому языку «Слова-приятели» для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.
План — конспект урока c ЭОР. УМК «Английский в фокусе. 5 класс». Н.И. Быкова, Дж. Дули. Модуль №8, урок 8a.
Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 классаТема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метровФ.И.О. педагога:Пастухов Сергей АлександровичПредмет: физическая культураКласс.
Разработка урока «Перезвоны» Молитва
план-конспект урока по музыке по теме
Конспект урока по музыке, тема: «Перезвоны» Молитвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_perezvony_molitva.pdf | 660.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це.
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1.
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема «Право». Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг.
Урок — обобщение знаний по теме «Устройство компьютера». Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер — клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче.
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк.
Внеклассное мероприятие «Веселые старты» проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения.
6 класс. Перезвоны. Молитва
презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему
Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему «Перезвоны. Молитва», рассматривается произведение В. Гаврилина «Перезвоны», а так же обращение к жанру «молитва» разных композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_gavrilin_perezvony._molitva.ppt | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999) Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
« Перезвоны»- так назвал свою симфонию- действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор Валерий Александрович Гаврилин. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
Видео (кликните для воспроизведения). |
В основе этого сочинения- впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
В рассказе В. Шукшина « Слово о малой родине» есть такие слова: Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное , в том, что даёт родина- каждому из нас- в дорогу. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
А вот что говорил Валерий Александрович Гаврилин о своём сочинении: Всё, написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается « действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть , как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
«Молитва» В «Молитве» человек, а из контекста симфонии-действа мы видим, что это бывший разбойник, обращается к Богу и просит помиловать его. Это не просто молитва, это осмысление человеком своего жизненного пути. Сопровождает молитву звучание колокола. Это звучание воспринимается как биение человеческого сердца, как удары часов жизни. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
П. Джогин « На Валааме» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
И. Левитан « Над вечным покоем» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
Б. Кустодиев « Осенний сельский праздник» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
Булат Окуджава «Молитва» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) «В минуту трудную сию» поэт, песнопевец . Имя иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.
конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс.
Конспект урока по музыке, тема: «Перезвоны» Молитвы.
Презентация у уроку музыки в 5 классе «Перезвоны».
Методическая разработка мастер-класса «Пасхальный перезвон. Гжель». Составлена на основе педагогического опыта Юдиной З.М. с целью расширения кругозора знаний о традиционных промыслах Росс.
Занятие «Птичий перезвон – птица-веснянка» относится к серии мероприятий эстетического цикла. В воспитательной системе занятие является клубным часом, включающим в себе мастер-класс. Актуальность за.
Музыка. 6 класс
Молитва в музыке
П. И. Чайковский «Молитва» («Детский альбом»)
Российская культура уходит корнями в глубокую древность. Колокола извещали жителей о радостных и печальных событиях. Гусли сопровождали сказания. С молитвой обращались люди к Богу. Композиторы, вдохновлённые древнерусской культурой, нередко включали национальные элементы в свои произведения.
«Крестный ход в Ярославле». Художник Алексей Боголюбов
Цели и задачи
- углубить представления о религиозных сюжетах и образах в творчестве В. Кикты, В. Гаврилина, Б. Окуджавы.
- различать характер музыкальных произведений (симфонических, вокальных, вокально-инструментальных);
- научиться узнавать элементы древнерусской музыки в современных музыкальных произведениях.
Узнаем, научимся, сможем
- что такое светская и духовная музыка;
- находить общее и особенное в жанре духовной музыки – молитве – и её интерпретации в произведениях современных композиторов;
- анализировать древнейшую традицию колокольности в русской музыке композиторов XX века.
Музыкальные инструменты
С помощью какого инструмента на Руси оповещали народ о важных событиях? Выберите подходящее изображение.
«Пастушья дудочка». Художник С. Андерсон
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Концерт на гуслях». Художник Н. П. Богданов-Бельский
«Царь-колокол в Московском Кремле». Художник Е. Гильбертзон
Конспект урока перезвоны молитва
Конспект урока музыки в 6 классе.
Тема урока: «перезвоны. Молитва».
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
1.дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом по прочтении В. Шукшина «Перезвоны»;
2.выявление глубоких связей с народным музыкальным творчеством;
3.осмысление интонационного богатства народной музыки;
4 дальнейшее знакомство с.жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
5.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
6.развитие общей музыкальности и художественного вкуса.
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…
Звучит произведение С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
Как звучала музыка?
Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д.
Кто исполнял это произведение?
К какому жанру можно отнести музыку?
К жанру духовной музыки: молитва.
В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы?
Он волнуется, переживает. просит, мучается, страдает, радуется и т.д.
Как надо исполнить молитву?
Напевно, плавно, тихо, сдержанно, возвышенно.
Это произведение можно назвать молитвой?
Звучит «Молитва» Б.Окуджавы.
Можно. Только она напоминает песню.
Профессиональную или народную?
Народную или авторскую?
Старинную или современную?
Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.
Можно отнести следующее произведение к жанру молитвы?
Звучит «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
Что вы услышали?
Обращение к Богу.
Оно проговаривается на фоне колокольного звона.
О чём просит этот человек?
О спасении , защите, помиловании…
Это добрый и беззащитный человек?
Он жестокий и трусливый…
Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.
Как вы думаете, это музыка старинная или современная?
«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно горько».
Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».
«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
Звучит «Ерунда» В.Гаврилина.
Какой характер музыки?
Звучит «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
Перекличка женских и мужских голосов – пример народной музыки.
В музыке В .Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.
К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.
Звучит «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
Какая молитва «просительная», а какая – «покаянная»? Почему?
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
Конспект урока перезвоны молитва
Волгоградская область, г. Михайловка, 2014г.
Тема: Православная молитва
Создать условия для формирования понятия молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы ; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.
Тип урока: урок получения новых знаний
Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литературное чтение.
основные: учебник ( Кураев А.В. Основы православной культуры. –М.; Просвещение,2012;)
дополнительные: презентации; звуковая запись колокольного звона, карточки для индивидуальной работы, карточка-тренажёр для работы в парах, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Начинаем наш урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку.
Самоопределение к деятельности
— Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?
— Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?
Мы должны внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, если это необходимо.
Проверка домашнего задания
— Ребята, на предыдущем уроке я просила вас обратиться к вашим близким с вопросом: «Что значит быть православным человеком?»
— Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
Дети делятся своими высказываниями и рассуждениями.
Целеполагание и мотивация
— Ребята, что вы видите на экране?
— Что вы знаете о православном храме?
(Звучит звон колоколов)
— Приходилось ли вам слышать колокольный звон?
— Когда и зачем звонят колокола? (Колокола призывают к молитве верующих, в старину звонили в случае опасности и возвещая о радостной вести, например о победе в сражении)
— Прочитайте тему сегодняшнего урока.
— Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
— Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
Во время просмотра фото православного храма и прослушивания звона колоколов происходит эмоциональное погружение в тему.
Храм – это сооружение православных христиан. Там люди молятся.
Колокола зовут людей к молитве.
Какие бывают молитвы, зачем и как надо молиться.
Открытие новых знаний
1.Работа с новой терминологией.
— Как вы понимаете значение слова «молиться»?
Молитва — обращение верующего к Богу.
— А что значит православная молитва?
— Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва .
2. Чтение статьи учебника
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Читают статью учебника
1. Ответы на вопросы после чтения учебника.
-Чем молитва отличается от магии?
— Какие бывают молитвы?
— Как вы поняли, что такое молитва-славословие?
— За что можно благодарить Бога? ( Слайд 11)
— Что значит «молитва-просьба)? (Слайд 12)
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
2. Осмысление прочитанного.
— О чём бы вы молили Господа?
— Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если один человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!
Другой молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость…
— Что вы можете сказать об этих людях?
— А каким вы представляете себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
— Про себя (это будет только ваш секрет) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?
— Оглянитесь вокруг, посмотрите хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
— Вспомните вчерашний день по минуткам. За что вы забыли вчера поблагодарить Бога?
Молитва противоположна магии. Магия – это колдовство и оно осуждается мировыми религиями.
Дети отвечают, опираясь на слайды.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие.
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – просьба: “Подай, Господи!”
— Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Урок 13. «Перезвоны» Молитва
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь с данными условиями.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.