Содержание
- 1 Святая канавка Богородицы в Дивеево
- 2 Что делать с землей со святой канавки в Дивеево?
- 3 Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево: правила и молитва
- 4 Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
- 5 Чудеса после молитвы на Канавке Богородицы в Дивеево
- 6 Один день в Дивеево или 150 молитв на Святой Канавке
- 7 ДИВЕЕВО: 4 Удел Богородицы и Святая Канавка
- 8 В гости к Серафиму Саровскому или Паломничество по Святой земле
- 9 Святая Канавка — ограда до небес
Святая канавка Богородицы в Дивеево
Что такая Святая канавка
Святая канавка Пресвятой Богородицы — самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка — не такая уж маленькая, это — достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.
Святая канавка: история
Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику — преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.
Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.
Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой «Умиление». Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:
- в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
- в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
- на погребение Матери Божией 16/30 августа;
- в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
- 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.
Когда украшают канавку в Дивеево
На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.
Кому приезжать на Святую канавку?
Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь — это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:
И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.
«Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).
Какую молитву читать на канавке
Святая Канавка Божией Матери — это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.
Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся»:
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.
Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает
молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,
потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды
и, наконец Символ Веры единожды.
— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.
— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.
— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».
Что делать с землей со святой канавки в Дивеево?
Мы продолжаем цикл статей о святой Канавке Царицы Небесной и сегодня поговорим о том, из чего, собственно, состоит это уникальное сооружение – о самой земле.
Для чего берут землю с Канавки в Дивеево?
Святость этого места не раз была подтверждена святыми. Сам Преподобный Серафим Саровский говорил:
«Эту Канавку Сама Матерь Божия Своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев».
Но не только молится здесь заповедал святой. Когда копали канавку, батюшка Серафим наказывал сестрам, чтобы землю изо рва кидали вовнутрь обители, где и образовался вал. И говорил:
«Будут приезжать посетители и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и будет она вместо золота».
Прошли века, а святая земля с канавки Царицы Небесной по-прежнему помогает всем, кто осознает ее святость. Они приносит исцеление, охраняет.
Как же правильно использовать землю с Канавки Богородицы?
Привезенную из Дивеева земельку лучше всего хранить в стеклянной баночке или бумажной коробочке, но сгодится и целлофановый пакетик. Главное – чтобы она была не в забытьи, а рядом со святынями на подобающем месте.
Применять ее можно по-разному. Кто-то прямо сырой землей натирает больные места, например, ноги. Другие заливают ее водой, а воду потом пьют или делают компрессы. Но нужно помнить, что это не просто рецепты, это действительно святыня, поэтому все, что вы делаете с землей с Канавки, необходимо сопровождать молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Читайте эту молитву не один раз. Можно даже прочесть все 150 раз, как будто по Канавке идете. И искренне верьте.
Некоторые люди зашивают щепотку святой земли с Канавки в кусочек ткани и носят на шее вместе с нательным крестиком – как ладанку.
Еще святой землей с Канавки можно оградить свой земельный участок, посыпав ее с молитвой с четырех сторон света в границах забора.
Крыжовник
Когда сестры Дивеевской обители рыли святую канавку, Серафим Саровский велел им засадить склоны крыжовником для укрепления рва и естественной ограды. В наше время при восстановлении Канавки на склоны вновь посадили крыжовник.
Так вот, когда крыжовник разрастается, его обстригают. Обрезанные ветки не выкидывают, а укореняют или раздают паломникам.
Надо отметить старое правило – в монастыре ничего не просят. Но если вам там вдруг что-то дают или дарят – берите. Это особая благодать. Тем более, если это ветки крыжовника со святой Канавки. Берите и попытайтесь укоренить их у себя в саду, на даче или просто в цветочном горшке.
Травка со святой Канавки Богородицы в Дивеево
Склоны Канавки обсажены также газонной травой, и когда она подрастает, ее тоже подстригают, но не выкидывают. Так заповедал Серафим Саровский – ничего с этого святого места не выкидывать.
Скошенную траву высушивают и зашивают в ткань. Получаются небольшие подушечки, которые продают в монастыре. А если вам доведется побывать в Дивеево на праздник Успения Божией Матери и пройтись по украшенной Канавке Крестным ходом, не забудьте наклониться и взять цветочки и травку на память.
Их также можно высушить и зашить в ткань, и на полученной подушечке спать во время болезни.
Но опять же, помните, что такая подушечка – не для удовольствия. Зашитая в ней травка с Канавки – святая, а значит, отношения требует благоговейного.
В заключение хотелось бы сказать вот что
Во все времена паломники, посещая святые места, стремились принести домой частичку святости и благодати. Да и сам Бог дал нам святую воду, елей (растительное масло), землю со святых мест, как святыню для исцеления в помощь нашему страждущему телу.
В этом плане Дивеево не исключение. Здесь много святых источников, где можно набрать воду; в храме можно получить масло от лампады, которая горит около мощей Серафима Саровского; есть земля и травка с Канавки. И святыни эти действительно помогают, но они не должны затмевать главного – веры в Бога и молитвы к Нему.
Отменить ответ
Алексей ( 2 года назад )
“Жизнь — движение, но без недвижимости — это не жизнь!”
Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево: правила и молитва
В прошлой статье мы рассказали историю возникновения святой Канавки, а сегодня более подробно поговорим о молитве.
Если вы планируете посетить Серафимо-Дивеевский монастырь, вам будет также полезен обзор ТОП-10 отелей в Дивеево рядом с монастырем
Как правильно молиться на Канавке?
Вообще, слово правильно – не совсем уместно. С одной стороны есть некоторые рекомендации, с другой – молитва, это особое состояние. И у каждого человека оно проявляется по-разному.
Прежде всего, надо помнить, что Канавка Божией Матери – это святое место. Соответственно, вести себя здесь следует благоговейно, или с уважением, вне зависимости от религиозных убеждений. Не мешать молящимся, не разговаривать. Для женщин есть еще один нюанс: также как и храм, Канавку во время месячных не стоит посещать.
Канавку следует проходить с молитвой. Обычно читают 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». И часто люди задают вопрос, сколько по времени занимает молитвенное правило на Канавке?
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, и никаких временных рамок не существует. Дело в том, что наш индивидуальный ритм жизни, проявляется и в молитве. Есть медлительные люди, они и по Канавке идут как черепашки, и иногда не успевают до конца прочитать положенные молитвы. А люди динамичные совершенно искренне молятся, но при этом не замечают, как, оказывается, все уже прочли, и стоят в конце Канавки с ощущением молитвенной наполненности. Одного духовного человека как-то спросили, мол, не стоит ли сознательно медлить, когда молишься. На что тот ответил: «Бог каждого человека создал со своим темпераментом, и нельзя быстрых – замедлять, а медленных – торопить».
Это важный момент, потому что можно услышать мнения, что по Канавке обязательно надо ходить медленно. Это не совсем так. Бегать здесь конечно не стоит, но читать молитву и идти вы можете в привычном для вас темпе.
Сугубая молитва на Канавке
Всем известна старая пословица «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Увы, в жизни так часто бывает, что к Богу мы обращаемся тогда, когда все материальные средства испытали. Или когда размеры беды или нужды кажутся человеку неподъемными.
Многие в такой момент обращаются к Богу, готовы браться за особые молитвенные правила, соблюдать посты, выполнять послушания. Одним из таких молитвенных правил является чтение акафистов. И не сведущие, приезжая в Дивеево, спрашивают, а читают ли акафисты на Святой Канавке?
Конечно, если вы решите прочитать акафист на Канавке, вам этого никто не запретит, но такой практики здесь нет. В монастыре стараются выполнять богородичное правило, заповеданное Святым Серафимом Саровским. Но если у вас серьезная нужда, вам могут посоветовать пройти Святую Канавку три раза подряд. Каждый круг, проходя с благоговением и читая 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся», в конце попросите то, в чем нуждаетесь. Идти с молитвой столько раз может показаться уже трудным занятием, особенно, если вы к этому не привычны. Но, по словам людей, получивших Божию помощь именно после такого маленького «подвига», – особые обстоятельства, требуют и сильной молитвы.
Ночная молитва на Канавке пресвятой Богородицы
Есть еще один вид молитвы – ночной. Связан он с преданием, что именно в 3 часа ночи Сама Пресвятая Богородица посещает Дивеево и проходит по своей Канавке.
Не удивительно, что многие верующие, в том числе и паломники, узнав об этом, стремятся пройтись по Канавке с молитвой ночью. Кто–то видя километровые монастырские ограды, внутри которых также включена и Канавка, и вспомнив, что монастырь на ночь закрывается, удивится. Да, действительно, часы работы монастыря ограничены временем – с 5 утра – до 23 часов ночи, после чего все ворота закрываются. Но! Про это предание знают все в монастыре, и есть благословение пускать людей на Канавку даже ночью.
Стоит сказать заветное слово охраннику на воротах, что вы хотите помолиться на Канавке ночью, вас пропустят. Но только туда! Так что не стоит искушать судьбу и пытаться попасть в темное время куда-то еще. Монашествующие тоже нуждаются в отдыхе, как и все остальные люди.
Ночью на Канавке читают тоже богородичное правило. Или молятся просто своими словами.
Что будет, если пройтись по Канавке в Дивеево?
Попробуем подвести итог.
- Во-первых, не стоит ждать чудес. Молитва – это общение с Богом, и не всегда результатом бывает какая-то награда. Мы ведь с родителями общаемся не ради того, чтобы нам что-то подарили, хотя, увы, бывает и такое. Так же и к Богу, и Богородице следует обращаться с благодарностью и благоговением с сыновними чувствами.
- Во–вторых, если молиться искренне, то награду вы все-таки получите. Это ощущение особой благодати, тихой и светлой, которая поселиться в душе на какое-то время.
- В-третьих, молитва на Канавке Богородицы имеет силу, тем более, если вы молитесь сугубо ночью, или проходите этот путь с молитвой трижды. Существует много записанных и передаваемых устно чудес, когда после сугубой молитвы на Канавке случались исцеления и благополучные исходы серьезных дел.
- И в четвертых. Вы можете читать дома Богородичное правило каждый день. Где бы вы ни жили, в Дивеево, или в другом городе, но молитва «Богородице, Дево, радуйся», прочитанная 150 раз, незримыми нитями свяжет вас с Дивеевом и Канавкой Пресвятой Богородицы.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Святая Богородичная Канавка
«О Канавке говорил мне батюшка, – говорит сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка!»
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»
В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.
Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.
Батюшка Серафим положил начало Канавке
В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.
Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.
Чудеса после молитвы на Канавке Богородицы в Дивеево
Тема чудес, наверное, самая волнительная. О свидетельствах исцелений или явной помощи Божией любят слушать и читать многие. Есть даже определенный процент населения, который везде эти чудесные случаи выискивает, и даже обычные вещи наделяет «особой» силой – настолько сильна их жажда чудес.
Но святые не зря во всей строгостью предостерегали людей от искания чудес, приравнивая это даже к недоверию Богу. Во главу угла надо ставить, прежде всего, веру и молитву, а угодно будет Богу послать чудо в укрепление души или нет – судить не нам.
Молитва на канавке Богородицы
Но чудеса в нашей жизни случаются, и Дивеево можно назвать одним большим Дивом. Так близко здесь Бог, и так быстро слышится искренняя и пламенная молитва.
На Богородичной Канавке многие люди испытывают чувство благодати и особую миротворенную атмосферу. Хотя прочитать 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся» – это труд. Мысли так и норовят унести сознание в привычный суетный поток, и стоит прилагать усилия, чтобы разум не растекался. А еще надо постараться, чтобы и сердце принимало участие в молитве.
Непривычный труд для простых мирских людей, даже не каждый верующий сразу навыкает этому занятию. Но люди приезжают в Дивеево с надеждой получить Божию помощь и приходят на Канавку, и начинают молиться.
Девушки вымаливают себе суженых женихов, женщины страдающие бесплодием – ребенка. Кто–то молиться об успешной сдаче экзаменов и о разрешении жилищных вопросов.
Но самым, пожалуй, явным свидетельством помощи Божией и Богородицы, является чудо исцеления.
Свидетельство исцеления
«У моей мамы как-то воспалилась слюнная железа. Вначале она даже не замечала этого, а потом появилась боль, дискомфорт, припухлость. Мама прошла Канавку с молитвой «Богородице, Дево, радуйся», но с завершением Канавки она не закончила молитву. Продолжала ее читать по пути домой. Она крестила крестным знамением больную щеку и молилась Богородице об исцелении. И ее просьба была услышана, на следующий вечер в ротовую полость из слюнного протока вышел соляной камень.
Мама сразу почувствовала облегчение и возблагодарила Бога и Матерь Божию.
Жилищный вопрос
«Тот, кто был в Дивеево и задумывался о покупке жилья, в курсе, какие здесь цены на недвижимость – неадекватно завышенные. Но ситуация на рынке такова, что с этим ничего сделать нельзя. Один знакомый, переехавший в Дивеево несколько лет назад, рассказал о маленьком чуде. Продав квартиру на своей родине, он приехал покупать дом в Дивеево и оказался в сложном положении. Вырученных денег не хватало даже на хибару, а своего жилья у него уже не было. А за спиной семья, дети…
Приуныл христианин, но все-таки пошел молиться на Канавку и, видимо, всю свою боль высказал в горячей молитве. И буквально с последним шагам на святой канавке у него зазвонил мобильный телефон. Звонил продавец недвижимости, без посредников, откуда-то узнавший номер телефона потенциального покупателя.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И предлагал на продажу хороший дом с отоплением, но с недостроенным вторым этажом. Документы были подготовлены. А когда продавец озвучил цену, то у героя повествования не осталось и тени сомнений в чуде – сумма названа была такая, которая и была у него. Сейчас этот человек живет в Дивеево, и милостью Божией достроил второй этаж».
Чудо зачатия
У автора статьи есть несколько подруг, вымоливших себе ребеночка на святой Канавке. Но не только ими исчисляется статистика. О чуде зачатия люди говорят с особенной теплотой, передавая по «беспроволочному телефону» надежду отчаявшимся женщинам.
Сюда приезжают не только молодые женщины, недавно вступившие в брак. Приходят на Канавку и те, кто прожили в бездетном браке 7, 15 и даже 20 лет! У них за плечами дорогостоящие и многолетние обследования и лечения, безрезультатные походы к врачам. И каждый год, проведенный в бездетном браке, уменьшает надежду….
И эти почти отчаявшиеся женщины идут на Канавку и от всей своей души молятся Богородице о ниспослании чуда.
Две моих подруги, прожившие в браке 5 и 7 лет, смогли забеременеть после посещения Дивеева и молитвы на Канавке. А у одной моей подруги тетя прожила в бездетном браке 20 лет! Она уже не верила в возможность самой беременности, и даже не относила себя к верующим людям. В Дивеево попала на экскурсию, а когда оказалась на Канавке… расплакалась… как будто душа у нее открылась. Уехала женщина с успокоенным сердцем, а через некоторое время забеременела. В 40 лет они с мужем стали счастливыми родителями, о чем и вернулись сообщить в Дивеево спустя год.
К сожалению, в короткой статье не перечислить всех чудес, которые происходят в Дивеево, в том числе и на Канавке. Свою статистику ведет монастырь, записывая свидетельства чудес. Но и каждый дивеевец может поделиться хоть одним рассказом о чуде, свидетелем которого был он сам, или его родные и друзья.
В святом месте мы живем, в чудесном. Но надо помнить, что чудеса даются нам в помощь и утешение, а не просто так. Благодарность, благоговение и уважение – вот те чувства, которыми стоит наполнять свое сердце, когда вы собираетесь на святую Канавку.
Один день в Дивеево или 150 молитв на Святой Канавке
Знаменитая женская обитель расположилась в селе Дивеево, что в 180 километрах от Нижнего Новгорода, неподалёку от старинного города Арзамас. Говорят, что в Дивеево никто не попадает случайно, а встреча с этим местом никогда не проходит бесследно. Похоже, что это действительно так.
За духовным исцелением
Монастырь живёт своей, особой жизнью. Паломники, экскурсанты, послушницы, монахини – на территории всегда много людей. Одни приезжают за духовным исцелением, другие – за молитвой, а кто-то – ради того, чтобы приложиться к мощам Серафима Саровского. Люди вокруг – очень разные. Вот неряшливо одетый старик примостился на скамеечке возле одного из храмов, вот женщина средних лет на инвалидном кресле – её привезли родные, вот девочка лет десяти, с полузакрытыми глазами она шепчет молитву, держа за руку отца.
Пока любуюсь монастырским яблоневым садом, из храма выходят сёстры-монахини. Только что окончилась Божественная Литургия, и они направляются на трапезу, неся впереди богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. Это действо называется Чин о панагии. Зрелище – завораживающее.
В монастырь нельзя уйти – можно только прийти
Всего в Дивеево живёт около пятисот сестёр и послушниц. Это — те, кто уже окончательно принял решение связать свою жизнь со служением Богу и принять постриг.
— Почему женщины уходят в монастырь? – интересуюсь у сестры Фотины, которая получила благословение сопровождать меня на территории монастыря. И получаю неожиданный для себя ответ, который перечёркивает мои представления.
— В монастырь нельзя уйти – можно только прийти. Если тобой движет горячее желание и любовь ко Христу. Когда человека приводят к нам испытания, выпавшие на его долю, это уход. Бегство от внешних обстоятельств. Чаще всего такие люди, попробовав себя в качестве трудника, сталкиваются с теми же проблемами, от которых бежали – непониманием окружающих, например. Ведь подобные проблемы бегством не разрешаются. Это серьёзная общая ошибка – считать, что в монастырь уходят неудачники и несчастные люди. Хотя, конечно, такого человека мы тоже примем и дадим ему все возможности…
Сестре Фотине было 25 лет, когда она поняла своё призвание. До этого она училась на филолога и некоторое время работала по профессии. Потом побывала в монастырях и поняла, чего именно хочет от жизни.
— Когда соприкасаешься с миром монастырской жизни, открывается красота этого пути, его уникальность. И ничто уже не кажется таким интересным, ничто не может отвлечь от принятого решения. Со мной было именно так, — рассказывает она.
Пение – тоже труд
— Монашеская жизнь состоит из трудов и молитв. Это жизнь на двух основах, как два весла у лодки: без одного весла лодка будет кружить на месте, — рассказывает сестра Фотина.
Утренняя молитва начинается в 5.30 и длится до 8 утра. Монахини просят благословения на начавшийся день. После правила, в 8 часов, начинается трудовой день. Тут нет привычного нам восьмичасового графика – работа распределяется в соответствии со здоровьем и возможностями сестёр. Для кого-то это работа в трапезной, для кого-то – в саду, а кто-то занимается пением.
— Пение – тоже труд? – удивляюсь я.
— Причём тяжёлый, — кивает сестра Фотина. – Оно требует и духовного, и физического напряжения. После пения иногда мокрая выходишь – настолько оно высоко.
Интересно, что в монастырях сёстры проходят через все послушания, так что занятие пением достаются даже тем, кто не одарён природой великолепным голосом. Правда, в Дивеевский хор попадают лучшие.
Ужин в монастыре после вечернего богослужения, около 20.00.
— Готовят у нас с молитвой, — рассказывает сестра Фотина. – Пища простая, но я давно заметила, что нигде не пробовала еду вкуснее, чем в нашем монастыре!
В том, что готовят вкусно, я вскоре имела возможность убедиться – гречневая каша и фасолевый суп в трапезной и правда оказались замечательными!
Без телевизора, но с книгой
У некоторых монахинь в монастыре я заметила мобильные телефоны. И, конечно, не удержалась от вопроса. Оказалось, что пользование телефонами тут не возбраняется, если это связано с послушанием. Например, пользуясь мобильным телефоном, проще управляться с паломническими группами, или вести административную работу. А вот телевизор – ни в коем случае!
— Наша жизнь – это молитва и работа, как в храме, так и внутренняя. Непрестанная молитва, которую сестра должна творить в течение дня.
— А книги? Например, художественная литература?
— Запрета на художественную литературу у нас нет. Такие книги даже есть в библиотеке, наряду с духовными и православными книгами, — пояснила мне сестра Фотина. – Другой вопрос, что когда человек сосредоточен на молитве, то потребности в чтении художественной литературы не возникает. Сама я, например, в определённый момент поняла, что даже любимого Достоевского читать стало тяжело. Просто ты уже находишься в других задачах и категориях.
Святая Канавка
Показав монастырь, сестра Фотина ведёт меня к Святой Богородичной Канавке. Удивительное место, куда устремляются все верующие, посещающие Дивеево. Это дорожка на холме в форме незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, каждый тихонько или про себя читает молитву. А история у неё такая.
25 ноября 1825 года Серафиму Саровскому было явление Божией Матери – она указала ему место в Дивеево, где надо устроить девичью общину, и велела обнести её канавой и валом. Сёстры начали рыть Канавку в 1829 году, а закончили к празднику Рождества Христова 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима. О значении святой Канавки преподобный говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
Вот почему так любят молиться на Канавке, стараясь, по заповеди батюшки Серафима, непременно прочитать 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!»
После закрытия монастыря святую Канавку во многих местах засыпали, а вал сравняли. В 2006 году Святая Канавка была полностью восстановлена, сюда снова приходят тысячи верующих, а сёстры во главе с игуменией каждый день совершают по ней крестный ход.
Именно здесь мы простились с сестрой Фотиной. Ведь Канавка – не место для бесед.
ДИВЕЕВО: 4 Удел Богородицы и Святая Канавка
Свято-Троицкий Серафимо-Дивееский женский монастырь основан в 1788 году как женская община в селе Дивеево Нижегородской губернии. Строительницей монастыря была монахиня Александра, в миру Агафия Семеновна Мельгунова. После смерти мужа она приняла постриг во Флоровском монастыре Киева. И там же ей явилась Пресвятая Богородица, повелевшая монахине: » Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. «
В 1760 году матушка Александра отправилась из Мурома в Саровскую обитель. По пути она остановилась на отдых в деревне Дивеево. Там в тонком сне матери Александре вновь был явлен лик Богоматери, которая сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать.. Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня и Сына Моего Иисуса Христа величающих. «
Инокиня поселилась в Дивеево и построила там каменную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Скончалась она в 1789 году и была погребена справа от алтаря построенного ею храма. Незадолго до своего ухода матушка Александра попросила саровских старцев назначить кого-либо духовным отцом сестер ее общины. Старцы избрали иеродиакона Саровского монастыря Серафима, будущего великого чудотворца и святого.
По преданию, место для Святой Канавки указала Серафиму Саровскому Сама Богородица и прошла там. Копать канавку начал сам отец Серафим 15 июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Затем к нему присоединились сестры обители и миряне.
Преподобный Серафим говорил, что Святая канавка до небес высока и всегда будет защитой и стеной от антихриста.
«Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил отец Серафим.Д
В православии Удел (Жребий) это святая земля, которая находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы. На земле всего четыре таких удела. Первый удел — Иверия, второй удел — Святая Гора Афон, третий удел — Киево-Печерская лавра, четвертый удел — Серафимо-Дивеевский монастырь.
В гости к Серафиму Саровскому или Паломничество по Святой земле
Мы с мужем давно мечтали поехать в паломническую поездку по святым местам. Накануне дня рождения мужа мы посетили родину Ильи Муромца и попросили благославение у святых Петра и Февронии.
А сам день рождения решили отметить в вотчине преподобного Серафима Саровского — Дивеево.
Село Дивеево находится в 150 км от Мурома, в Нижегородской области. Если Владимирская область порадовала новыми дорогами, красивым вантовым мостом через Оку, хорошей разметкой, то Нижегородская встретила ямами да ухабами, узкими разбитыми дорогами🤷♀️ из песни слов не выкинешь.
Подъезжая к Дивеево мы сначала услышали колокольный перезвон, а потом издали увидели золотые купола.
Очень красив и величествен Дивеевский монастырь. Большая территория усыпающая в зелени цветов и деревьев. Воистину царский размах монастыря, его красивые величественные храмы и парковые композиции нам напомнили любимый сердцу Питер.
Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская женская обитель является одной из главных святынь Православного мира. Она, наравне с Афоном, Иверией и Киевом, считается одним из четырёх земных уделов Божией Матери.
На территории монастыря множество святынь. Прежде всего, это Святая Канавка, длиной 777 метров, которая огибает территорию монастыря. Существует добрая благодатная традиция проходить по Канавке, которую наметила своими шагами сама Царица Небесная, читая молитву «Богородице, Дево, радуйся…» 150 раз. Так советовал сам преподобный Серафим Саровский, покровитель, заступник и вдохновитель Свято-Дивеевского монастыря.
“Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев”, – говаривал святой / Источник сайт ПравославиеФМ
Мы три раза прошли по Святой Канавке. Уж очень красивое и благостное место. Просто прогулка по ней гонит все плохие мысли прочь.
Вообще в Троицком соборе монастыре хранятся мощи Преподобного Серафима Саровского, преклониться к которым едут православные паломники со всего света. В левом приделе главного Троицкого собора обители установлен ковчег с честными останками святого.
Для желающих приложиться мощам вход отдельный – открыты двери левого придела. Обычно очередь к старцу огромная и люди стоят по несколько часов с самого раннего утра, но нам повезло, мы попали на вечернюю службу в субботу, когда основной поток паломников схлынул.
Когда-то в детстве в Покровской церкви в родной Самаре меня поразил взгляд старца с иконы, который с любовью и строгостью смотрел на меня. Я не знала о чем молится ему и что просить. Просто здоровалась каждый раз как с родным человеком приходя в храм.
— Вот и пришлось свидеться, мой добрый друг заступник и защитник, отче Серафиме.
Благоговение и радость встречи с преподобным Серафимом наполнила мое сердце. Энергетика потрясающая, мурашки идут по коже волнами пробивая черствость , безверие и уныние сердца, вселяя радость, надежду, веру в лучшее. Если есть возможность обязательно съездите к Серафиму Саровскому, ваша душа будет несказанно рада такому подарку.
Батюшка Серафим завещал: «Ходите ко мне, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами – все придите ко мне, да припав, как живому, и расскажите. И услышу, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мною говорите, и я всегда для вас жив буду.» /Источник p ravoslapravoslavie.wiki
Серафима Саровского молитвенно просят:
- о любви к своему ближнему;
- об умягчении вражды между людьми;
- о даровании постоянной молитвы;
- о помощи в жизни духовной и крепкой вере;
- об исцелении душевных и телесных болезней, в особенности при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
К чудотворной иконе «Умиление» нам не удалось попасть, видимо чтобы был повод поскорее вернуться в святую землю. В народе говорят, что чудотворный образ помогает незамужним девушкам выбрать достойного жениха. Еще этой иконе молятся о внутренней гармонии, о благополучном браке, долгожданном зачатии, счастливых родах, о даровании кроткого и благородного нрава. Так что незамужние девчата, Бог в помощь)
В монастырских трапезных попробуйте очень вкусные творожные пироженки и шоколадки с помадкой и чай «девясил».
Святая Канавка — ограда до небес
Обыкновенные чудеса Дивеевского монастыря
В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.
Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.
Свеча старца
Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.
Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.
После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.
«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».
Чудеса на канавке
Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).
Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».
Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.
«Мы ничего не просили»
Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.
Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту. А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».
Святые источники
Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сергиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.
«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».
Видео (кликните для воспроизведения). |
*Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.