Содержание
40 дней после смерти у мусульман: как считать и обычаи
На 40 дней после смерти у мусульман устраивают поминки об усопшем. Но традиция вызывает споры у сведущих людей: в Коране нет упоминания о необходимости накрывать стол и поминать умершего, но и не запрещается.
Особенности подсчета 40 дней
Поминки у мусульман – спорная тема. Они не запрещены Шариатом, но отношение к обычаю иное, нежели у христиан. В исламе не принято отмечать поминки в определенные даты, хотя отдельные народы поминают усопших на 3, 9 и 40 день после смерти, на 52 день и на годовщину. В день рождения усопшего обряд не проводят: день рождения как праздник у мусульман отсутствует.
Считать 40 дней после смерти принято, когда человек покинул земной мир. По законам ислама хоронят в день гибели до заката (на следующий день, если человек умер вечером или ночью). День гибели – фактически и день похорон. От него и ведут отсчет.
Поспешные похороны в день смерти связаны с климатическими особенностями мусульманских стран. В них жарко, процессы разложения ускоряются. Похоронить стараются быстрее, временная разница между днем гибели и похоронами отсутствует.
Поминают по традиции в любой день, без привязки ко дню гибели.
Где находится душа человека до 40 дней и что происходит после
40 дней в исламе после смерти – число из христианской традиции. В мусульманской вере нет строгой привязки к временным промежуткам событий, происходящих с душой после отхода в иной мир. Но цифра 40 в исламе символическая:
- на 40 день Бог создавал человека;
- 40 недель женщина вынашивает ребенка;
- 40 лет – середина человеческой жизни;
- 40 лет было Пророку, когда он получил аяты Корана и т.д.
В связи с этим традиция поминать усопших на 40 день после смерти прижилась и у мусульман.
Люди, исповедующие ислам, считают: когда тело похоронено на кладбище, могила – врата в иной мир после смерти. Душе является светлый ангел Израил. Если человек при жизни верующий, совершает благие дела, его дух попадает в рай. По представлениям мусульман, это прекрасное место, где текут реки с медом, вином и молоком, где человек встречает свою вторую половину и обретает с ней вечное блаженство.
Душа праведника выходит из тела плавно, как вода из кувшина. Человек не осознает, что умер. Смерть освобождает от трудностей и проблем. В раю праведники наслаждаются пребыванием в любви и вечности.
Иная судьба ожидает мусульман, совершавших грехи при жизни. Когда ангелы преподносят душу грешника Богу, он велит отправить ее в могилу, чтобы душа предстала пред судом ангелов Мункира и Накира. Отчет за прожитую жизнь – искупление грехов и стремление к духовности.
После погребения душа оказывается в загробном мире – Барзах, ощущая дыхание рая или ада. Верующие праведники после смерти попадают в райскую обитель, грешники мучаются в аду, искупляя свои грехи.
Считается, что 40-й день – время для достижения душой божественной обители. Но мусульмане не привязываются к датам, в отличие от христиан. Ни Коран, ни хадисы не объясняют, что происходит с душой до 40 дней.
Пребывая в загробном мире, человеческий дух ожидает Страшного Суда. По представлениям мусульман, земная жизнь дается один раз, после смерти человек обретает жизнь вечную.
Традиции поминок на 40 дней у мусульман
Мусульмане проводят поминки на 40 день в кругу семьи. Приглашают близких родственников, людей преклонного возраста.
При проведении обряда у людей, исповедующих ислам, не принято громко голосить, плакать.
Поминки проходят тихо, без лишних эмоций. Есть ряд общих традиций, которых придерживаются все верующие. Но существуют и региональные отличия.
Традиции мусульман после смерти:
- Женщины и мужчины сидят отдельно.
- Поминки на 40 день проводят скромно, без излишеств. До 40 дня в доме покойного не звучит музыка, нет увеселений.
- Приходящим на поминки запрещено объедать родственников покойного, им помогают, успокаивают.
- Родственникам запрещено занимать деньги, использовать имущество несовершеннолетних детей, чтобы устроить пышные поминки.
- За столом читают молитвы, поминают умерших.
- Обязательно чтение Корана. Священную книгу читает приглашенный имам с религиозными знаниями или старший мужчина в семье.
- На поминках мусульмане не разговаривают.
- Поминают умершего только добрыми словами.
- В память об усопших раздают небольшие суммы, конфеты родственникам, нищим.
- Долго сидеть за столом не принято. После трапезы отправляются на кладбище.
- Обязательный элемент – садака – раздача милостыни нищим: живые совершают благие дела во имя умерших.
Кроме основных правил, существуют региональные отличия мусульман:
- У татар за усопшего мужчину молитву читает мужчина, за женщину – женщина. Посуду на стол ставят новую, класть вилки и ножи запрещено.
- В Азербайджане поминки проходят “на широкую ногу”. Жители страны накрывают пышные столы. Желающие приходят и поминают умершего. Никто не уходит голодным. На 52-й день после смерти принято ставить на стол чай и халву, угощая всех желающих. В это время кости умершего отделяются. Процесс считается для усопшего мучительным.
- В татарских поселках сохраняют кусочек ткани и соль, оставшиеся после похорон. Их прячут и достают на поминки.
- Абхазы на 40-й день после смерти родственника ставят на стол угощение и кормят пришедших в дом.
- В Турции поминки с пищей проводят только на 40 день и годовщину.
Несмотря на региональные отличия, традиционный исламский обряд поминовения на 40 день после смерти скромный, тихий, лишенный пышности и излишеств.
Что готовят в исламе
Блюд, готовящихся на поминки на 40 день после смерти, у мусульман нет по причине отсутствия строгих предписаний в Коране. Исключение составляют ореховая халва и сладости. Ими принято угощать пришедших в дом и класть на могилу. У людей ислама сладкое считают символом достатка. Когда родственники приносят сладости на могилу или выставляет их на поминках, это свидетельство, что семья в достатке, и душа умершего не должна печалиться о близких.
В остальном мусульмане готовят на поминки после смерти традиционные блюда в зависимости от региональных предпочтений:
- шурпа с пельменями;
- плов;
- суп с бульоном и лапшой;
- каши;
- лепешки;
- блюда из зерен проросшей пшеницы – сэмэни;
- блюда из рыбы и морепродуктов;
- кушанья из курицы, говядины, баранины (не свинины);
- напитки: соки, вода с медом, минеральная вода.
Спиртные напитки во время проведения обряда почитания смерти у мусульман запрещены. Начинают трапезу с чая со сладостями, затем подают горячие блюда. Считается: их запах помогает душе покойного быстрее вознестись на небеса. В отдельных местностях накрывают стол для покойного.
Рестораны и кафе предлагают организацию поминок с соответствующим меню. Порой трапеза проходит на улице, где натягивают тент и расставляют лавки для гостей. В отдельных местностях стол организуют сообща: принято приносить с собой сыр, овощи, лаваш, фрукты, курицу, жертвенных животных.
Обряд поминовения усопшего на 40 день после смерти – воспоминание об ушедшем для почтения его памяти. Процесс проходит не трагически, с общением и увеселением в честь умершего. Так мусульмане почитают память покойного родственника.
Какую молитву читают на 40 дней у мусульман
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику, а также всей его семье и сподвижникам.
В последние годы в среде мусульман Татарстана идут жаркие непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить межлисы на 3, 7 и 40 день после смерти покойного. И поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.
В связи с этим предлагаю вместе с читателями сайта провести анализ этого обычая. Хочу начать с доводов противников этой традиции.
Что касается Корана или сунны то в них нет четких и ясных доказательств (кат и ад-диляля) в пользу запрещенности этих межлисов. Ни Коран, ни хадисы не диктуют: «О верующие, остерегайтесь» или «Будьте далеки от подобного деяния». В связи с этим, выводить хукм харам мы не в праве, осознанное выведение такого хукма может ввести его автора в неверие.
Как известно, слово «сунна» в арабском языке несет смысл — путь, дорога, традиция. Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.
После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаю провести ее объективный анализ.
Как известно, она состоит из следующих действий:
Обычно на этих межлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей.
Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин — это фарз. Коран по этому поводу сообщает: «А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, — уготовано им проклятие и наихудшая обитель» 13:25.
Естественно, при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какой же хукм в исламе имеет приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему» 4:86.
Конечно же все, кто приходит, высказывает соболезнование семье усопшего. Согласно шариату это действие является сунной Пророка (с.а.с.). По этому поводу есть многочисленные хадисы, в частности в одном из них, приведенном в сборнике ан-Наса’и, рассказывается о человеке, который посещал уроки Пророка (с.а.с.) со своим маленьким сыном. Когда сын умер, этот сподвижник не пришел на урок и Пророк (с.а.с.) спросил о нем. Узнав о смерти его сына, Пророк (с.а.с.) отправился к нему, чтобы высказать свои соболезнования.
Во время межлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» 16:125, и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).
Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: «Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)».
Аллах в Коране сказал: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу» 40:60. В зависимости от ситуации, эта мольба может быть желательной (если человек просит о чем-либо хорошем), добровольной (если он просит о чем-либо разрешенном) или обязательной (если он просит о чем-либо обязательном).
Ее хукм в основном сунна и Пророк (с.а.с.) побуждая к ней сказал: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.
Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: «О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски».
Теперь, если мы сделаем обзор всех хукмов перечисленных элементов межлисов, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунны до фарза. Однако предлагаю не спешить с окончательным выводом и поразмышлять о функции, этих межлисов.
С моей личной точки зрения, при правильном подходе межлисы 3, 7 и 40 дней выполняют функцию сходную с функцией СМИ или каких-либо важных общественных собраний.
Как известно, в мекканский период призыва Пророк (с.а.с.), чтобы довести Ислам до большего числа людей, использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами Пророк (с.а.с.) использовал большое скопление народа.
В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и интернет и мобильная связь, и пр. Но вместе с ними упомянутые межлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва. И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти межлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.
В связи с этим хочу подвести следующий итог: межлисы 3, 7 и 40 дней представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы ими воспользуемся. Точно также как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или убить человека, точно также этими межлисами мы можем довести Ислам до людей или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама.
Вспомните хадис: «Все дела по намерениям». Если имама на межлисе интересует только пища и садака и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно, и может быть классифицировано как бида. Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает межлисы, чтобы призывать людей к Аллаху, если он, мудро подбирая необходимые аяты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, делает красивое дуа и благодаря его действиям люди тянутся к вере, то такой межлис может достигнуть и степени фарза.
Надеюсь, что подобная позиция позволит примирить обе спорящие стороны и что правильное использование межлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.
Рамиль (Абдулла) АДЫГАМОВ,
Адыгамов Рамиль Камилович, кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан.
Дата и место рождения: 02.04.1975, г. Алматы
В 1993 году закончил Алматинский технологический техникум легкой промышленности и бытового обслуживания.
1999-2001 – обучение в Татарско-американском региональном институте, на факультете лингвистики. Специальность: лингвистика арабского языка.
С 2004 года научный сотрудник Института истории при АН Республики Татарстан, отдел истории общественной мысли и исламоведения.
С 2006 года – декан факультета исламских наук исторического факультета.
С 2010 года – член Совета улемов Республики Татарстан.
Адыгамов Р.К. Исламское вероучение – Казань: 2001 – 74 с.
Адыгамов Р.К. Основы исламского права – Казань: 2003 – 123 с.
Утыз-Имяни Г. Избранное / Утыз-Имяни Г. Сост. автор введ., перев. с араб. Р. Адыгамов – Казань: 2007 – 320 с.
Знание языков: татарский, казахский, русский, английский, арабский
Поминки у мусульман: на какой день после смерти проходят у татар
Поминки у мусульман – это религиозное мероприятие в исламе, направленной на отдание памяти покойному. Традиции траурного мероприятия у представителей религий часто отличаются друг от друга. К проведению обряда относятся по-разному в зависимости от укладов, сохранившихся в определенных местностях.
На какой день после смерти мусульмане делают поминки
Первая траурная трапеза у мусульман проводится в день похорон. Душа покойного находится на земле и будет страдать, если родные не проявят к ней уважения. За столом не следует произносить речи, пища вкушается молча. Мужчинам принято сидеть отдельно от женщин, дети на поминках не присутствуют. Правила устанавливает Коран, отсчет следующей даты скорботного мероприятия идет со дня смерти.
В каждом регионе, где проживают мусульмане существуют особенности проведения траурных обедов.
В Азербайджане, Киргизии на трапезах требуется накормить гостей, пришедших на похороны и поминки. Режут скот (баранов, овец), разбивают шатры для собравшихся почтить память усопшего. В этих местностях людей не принято приглашать, те, кто действительно помнят об умершем приходят сами.
Поминки у татар проходят скромнее. Весь обряд мусульман данного региона сосредоточен на молитвах. В конце приема пищи проходит раздача подарков «хаер» — жертвуют суммы от 50 до 100 рублей. Уходящим с поминок собирают угощения со стола, чтобы те помолились за душу умершего. Считается, чем больше людей прочитает молитву за покойного татарина, тем больше шансов у него попасть в Рай.
Траурные обеды зачастую делают в кафетериях или ресторанах.
Следующие поминальные дни у мусульман после похорон – 7 и 40 сутки со дня смерти. Мероприятия проводятся по аналогии с первым днем. Следует раздать милостыню, как напоминание об умершем.
На 7 день разрешено посещение кладбища даже женщинам, ведь их присутствие на похоронах строго запрещено. В некоторых регионах, где исповедуют ислам, на столе ставят дополнительный прибор и стул в знак присутствия усопшего на поминках.
В траурные дни приглашают муллу для чтений Корана. Устраивают обеды, с обязательным наличием на столах сладостей.
При организации трапез у мусульман на годовщину существуют особые традиции. Приглашаются родственники, соседи и знакомые. Еда на столе должна быть скромная. Через год после смерти в доме, где был покойный снимается траур.
Чтобы соблюсти все учения Корана следует обратиться в местную мечеть, где дадут советы по проведению поминок.
Правила по Корану
Основные правила траурного мероприятия у мусульман:
- в Исламе различные застолья с разнообразием блюд запрещены. Поминки следует проводить скромно;
- трапеза не должна отвлекать от чувства скорби;
- мероприятие не должно приводить к большим затратам, вызывать финансовые затруднения;
- первые три дня в доме покойного мусульманина не следует принимать пищу, все время нужно проводить в молитвах и воспоминаниях об умершем;
- все пришедшие на похороны выражают соболезнование родственникам усопшего;
- требуется пригласить имама для чтений Корана;
- за приемом пищи не разговаривают;
- поминки на деньги умершего не проводятся;
- на траурном обеде у мусульман не принято плакать. Смерть означает волю Аллаха. Согласно учениям пророка, слезы приводят к мучениям покойного;
- одежда на присутствующих только белого цвета, на женщинах надеты длинные до щиколоток юбки, на голове платок, у мужчин – тюбетейка;
- во время трапезы после каждой смены блюд гости читают молитву;
- каждый пришедший на поминки получает из рук хозяев небольшой подарок — чай, сладости, деньги;
- прием алкоголя за столом строго запрещен;
Согласно писаниям Корана, покойного необходимо похоронить на кладбище, находящимся ближе к дому. Душа усопшего мусульманина не сможет найти упокоения, пока тело не предано земле. Кремация у представителей религии под запретом, она схожа с огнем в аду. Умершего собирают к погребению, омывают его тело, накрывают белым полотном – саваном. К процедуре омовения допускаются только самые близкие люди, родственники, имеющие большой авторитет. Покойника не разрешено оставлять одного, его оберегают от злых духов. После захоронения проводят поминки с близкими родственниками и гостями.
У мусульман тело не принято класть в гроб для погребения.
При опускании умершего в могилу, его голову следует наклонить в сторону солнца. Усопшего опускают в могилу вниз ногами, а при похоронах женщины мужчины не должны видеть ее савана. После опускания все присутствующие должны бросить по горсти земли, прочитать молитву.
Примерное меню на поминки
Еда на траурном столе не отличается от обычного обеда. Особенные правила мусульманских поминок – отсутствие в меню блюд из свинины, прием в пищу мяса этого животного запрещено Кораном, не разрешается пить алкоголь. По обычаю, подается суп с лапшой домашнего приготовления. На второе блюдо подается плов. В меню могут присутствовать обычные лепешки или приготовленные на тандыре.
Если на поминках решено готовить мясо, выбирают только халяль, курицу, говядину, баранину. Могут подаваться блюда – гуляш, жареная курица, олма. Разрешены различные каши, рыбные блюда. На столе у мусульман обязательно присутствует халва с миндалем. Сладости символизируют сладкую жизнь после смерти. Из напитков пьют чай, сок, минеральную воду.
Сколько длится траур
Траур у мусульман по любому родственнику (мать, отец, дети) составляет не более трех дней. Для мужчин скорбь ограничивается лишь ношением головного убора во время проведения похорон и поминок.
Что касается женщин, то сроки для них различны:
- после смерти мужа должны соблюдать траур 4 месяца и 10 дней — срок, в течение которого начинает шевелиться ребенок, если он был зачат до смерти супруга;
- в течение данного периода запрещено выходить замуж.
Вещи, которые находятся у мусульман под запретом для женщины при трауре:
- окрашивание глаз сурьмой, нельзя украшать себя и делать привлекательной;
- носить какие-либо украшения — золото, серебро, драгоценные камни, кольца;
- использовать духи и различные благовония. Масла, содержащие ароматические экстракты в период поминок у мусульман находятся под запретом, разрешено наносить только масла, которые не содержат ароматизаторов;
- женщина может украшать свое жилище, расчесывать свои волосы, стричь ногти;
- во время траура жена должна жить в семье покойного мужа;
- наследники умершего не могут выгнать вдову из родительского дома в течение этого времени;
- женщина может выходить из жилища только в дневное время, ночевать она должна в комнате мужа.
Зачем следует соблюдать траур во время поминок:
- следование учениям Аллаха;
- выражение почтения родственникам покойного мусульманина и самому умершему;
- охрана женщины от различных предложений от других мужчин;
- пребывание вдовы в доме супруга защищает ее от притязаний родственников усопшего, связанных с разделом наследства;
- привыкание к жизни без супруга.
Есть ли специальные поминальные дни у мусульман
Основное правило мусульманских поминок является то, что согласно учениям Корана, пятница считается священным днем. На траурные обеды верующие пекут маленькие пирожки с картофелем и мясом. Считается, что аромат вкусной еды поможет умершему обрести покой. На трапезе необходимо чтение молитв, приглашают мула или читает хозяйка дома.
Второй особенностью проведения ритуала у мусульман считается поминовение усопшего на 51 день после смерти. Согласно учениям, душа заканчивает все тяжелые испытания, происходит отделение тела от костей, покойного мучают сильные боли. Чтобы облегчить страдания, родным полагается придерживаться следующих правил:
- на 51 день в дом приходят только приглашенные, блюда и напитки на поминках должны быть качественные, дорогие;
- молитву читают только гости того же пола, что был покойный;
- принято вспоминать умершего и всех ранее упокоенных.
Как помянуть мусульманина христианину
Что касается поминовения мусульман христианами, то в православной церкви провести такой обряд невозможно, но личная молитва дома не запрещается. Церковь разрешает зажечь свечу, произнести доброе слово в память о покойном, сделать добрые дела, раздать милостыню.
Многие люди считают, что проведение поминок по правилам — сложная и часто невыполнимая процедура: далеко живущие родственники, неотложные дела, отсутствие возможности похоронить на определенном кладбище. Вне зависимости от происходящих событий, трудностей, которые возникают – поминки — обязательный обряд у мусульман для сохранения светлой памяти о близком и любимом человеке.
Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа
Дуа за умершего — это особый вид исламской молитвы, которую произносят за умершего человека. Родные покойного просят Аллаха о помещении души усопшего в райский сад и прощении всех прижизненных грехов. Неизбежность ухода в загробный мир трактует нормы поведения, которым должен следовать каждый верующий.
Почему важно читать дуа за умерших
Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.
Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.
Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину
Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.
Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.
Перед смертью
Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:
«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».
В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.
Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:
«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».
При соболезновании
Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.
При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:
«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».
В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:
«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».
Усопшим родителям до 40 дней
Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.
Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:
«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».
«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».
«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».
За упокой
Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:
«Аллахуммягъфир (имя умершего) УарфягъДяраджятаху ФильМадийиня УахлюфхуФииА’къыбихи ФильГъабирииняУагъфирляня УаЛяхуЙя РаббяльАляямиин. УафсиЛяхуФии КъабрихиУаНяууир ЛяхуФиих».
При посещении кладбища над могилой произносят дуа за упокой душ матери, отца или других родственников:
«АссалямуАлейкум! ДарраКауминМукъминина, УаАтакум МаТуадуна, ГаданМуаджжалюна, УаИння, Иншаллах, БикумЛяхикун. АллахумАгфирли АхлиБакиильГаркад».
Данная молитва служит приветствием умерших в их последнем пристанище. Дуа повествует о том, что на все произошедшее воля Аллаха. Молящиеся при помощи данной мольбы просят простить прегрешения усопшим.
Еще один текст за упокой произносится так:
«АссалямуАлейкум, ЙааАхлиль-Кубур. ЯгфирулляхуЛя НауаЛякум. АнТум Саляфуна, УаНахНу БильАсаар».
Молящийся данными словами приветствует находящихся под землей и просит у Всевышнего простить умерших за их грехи.
За умершего родственника после похорон
Когда погребение состоялось необходимо совершение погребальной молитвы с прочтением дуа. Джаназа-намаз совершается в несколько этапов:
- Ритуальное омовение.
- Произнесение мольбы:
«CубханакаллахуммаУаБихамдика, УаТабаракасмука, УаТааляДжаддука, УаЛяИляхаГайрук».
Восхваляется Аллах и обозначается как единственный достойный поклонения и наделенный силой.
Читается дуа с просьбой благословления Пророка и его семьи Аллахом, как единственным достойным восхваления:
«АллахуммаСалли ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааСаляйта ‘АляИбрахиимаУа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджиид. АллахуммаБарик ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааБаракта ‘АляИбрахиима Уа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджид».
«АллахуммаГфир ЛяхуУархамх, УаАафихиУагъфу‘Анх, УаАкримНузуляху УаУасси‘ Мудхаляуу, УагсыльхуБильМа’иУасСалджи УальБарад. УаНаккыхи Миналь-ХатайаКямяЮнака-С-СаубульАбъяду МинадДанас. ВаАбдильхуДаран ХайранМинДаарих, УаАхлянХайранМинАхлих, УаАдхыльхулДжаннатаУа КыхиФитнатальКабэри УаГазабанНар».
На поминках
Когда погребение умершего совершилось, следует прочесть дуа к Великому:
Данный текст в переводе с арабского языка трактуется как прошение Аллаха простить усопшего.
На поминках умерших родителей родственники произносят специальное дуа:
«АллахуммяГъфир ЛихийяняУаМяййитиня УаШяхидиняУага-И-БиняУа СагъыириняУаКябииириня УаЗякяриня УяУнсяня. АллахуммяМян АхйайтяхуМиння Фя-АхйихиА’ляль-Ислями УаМян ТяуяффяйтяхуМиння ФятяуаффяхуА’ляль-Имян. Аллахуммя ЛяТяхримня АджрахуУаЛя ТудылляняБя’дях».
Молящий взывает даровать жизнь по нормам ислама, а мертвым – покой в веровании. Всевышнего просят не лишать наград за терпеливое нахождение в испытаниях.
Можно ли с помощью дуа помочь умершему
Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.
Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:
- мусульманин не должен надеяться на получение собственных благ за счет дуа от другого верующего;
- умершие получают только те награды, которых достигли сами;
- согласно трактовке сур Корана в день Суда потомки возложат на чашу весов своих предков праведные деяния.
Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.
Как дуа может помочь умершему человеку
Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.
В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже. Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:
«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»
Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»
Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:
إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун
Перевод смысла: Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:
«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»
В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки).
В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа – их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:
«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)
«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний – прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).
«Аллахуммя иння (имя покойного) фии зиммятикя хябли джявярикя факъыхи мин фитнятиль-къабри уа а’заабин-нняри уа антя ахлюль-вяфя-и вяль-хяккъ. Фягъфирляху вярхямхю иннякя антяль-гъафурур-рахиим»
Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).
«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»
Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).
Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:
«Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»
Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»
Дуа на кладбище
Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).
Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:
«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)
Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».
Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:
«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)
Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».
Доводы тех, кто выступает «за»
Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос:
1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»» (59:10)
Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.
2. Очень часто можно встретить хадис, в котором говорится о делах, приносящих пользу человеку после смерти. «С наступлением смерти человека список его благих дел закрывается [то есть его уже нельзя будет пополнить], однако три действия будут приносить ему вознаграждение и в могиле. Это – подаяние, сделанное в пользу других людей, которые продолжают им пользоваться, производство знаний и благовоспитанный ребёнок, который будет молиться за своего родителя после его смерти» (Муслим).
3. Молитва-джаназа (погребальная молитва) представляет собой, по сути, просьбу в адрес Создателя о прощении грехов умершего. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.) при завершении всех необходимых процедур по приготовлению умершего к погребению говорил сподвижникам следующие слова: «Совершайте дуа за спасение души нашего брата, проявление им стойкости и твёрдости, ведь именно сейчас он подвергается испытаниям в могиле» (Абу Дауд). В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, говорится, что пришедшие на погребальную молитву люди фактически будут заступаться за умершего. Если таких людей будет не менее ста, то Аллах примет их заступничество за него.
4. В хадисе, передаваемом Айшой (р.а.), сообщается, как однажды к Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) обратился мужчина и спросил: «У меня умерла мама. Несмотря на это, я чувствую, что если бы она была жива, то дала бы подаяние нуждающимся. Могу ли я сейчас вместо неё совершить это деяние?» Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил на этот вопрос утвердительно (приводят Бухари и Муслим).
5. Ещё одним доводом в пользу необходимости молиться за спасение душ умерших является норма из исламского права, которая позволяет совершать паломничество (хадж) за покойника.
6. В одном из хадисов Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится следующая ситуация. К нему привели овцу, которую он зарезал сам. После этого Пророк (с.г.в.) произнёс: «Ради довольства Всевышнего. Аллах велик! Я совершил это действие за себя лично и за всех тех членов моей общины, кто не смог совершить жертвоприношение» (Абу Дауд, Тирмизи).
Аргументы противников мольбы за умерших
Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы:
1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:
«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)
Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется.
2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:
«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)
Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)
Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти.
Далее стоит отметить, что в упоминаемом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, о котором идёт речь в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии. Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.