Содержание
О молитве за умерших
Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Все вместе христиане составляют единое Тело – Церковь Христову ( Еф.1:23 ; Кол.1:18 ; Евр.12:22–23 ). Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших.
Почему она необходима?
Как мы знаем, никто из людей, умирая, не может сказать, что он вполне очистился от грехов, после смерти нет покаяния, и облегчение своей участи своими собственными силами грешники получить уже не в состоянии. Помочь им может только молитва живых, молитва Церкви, милостыня, а главное – бескровная Жертва, приносимая на алтаре. Эти молитвы, по учению Православной Церкви, «исхищают из уз ада души» находящихся там усопших братий наших (правосл. исповедание, отв. на вопр. 64) и «всепомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Простр. катехизис, II чл.), то есть помогают получить от Бога прощение грехов и перейти в лучшее состояние.
Придавая такое значение молитве за умерших, Православная Церковь следует слову Божию и указаниям святых Отцов и учителей.
Слово Божие, заповедует христианам: «молитесь друг за друга» ( Иак. 5, 16 ), молитесь за брата своего, «согрешившего грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), «о всех святых» ( Еф.6:18 ), т. е. о христианах, и «за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). А это значит, что надо молиться и за умерших, потому что у Бога «все живы» ( Лк.20:38 ), потому что «живы или умираем – всегда Господни» ( Рим.14–8 ).
Почему мы должны молиться друг за друга? Потому что все мы – дети одного Отца, члены одного Тела Христова. И Господь говорит : «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» ( Ин.13:35 ), любовь же по словам апостола, «никогда не престает » ( 1Кор.13:8 ). «Любовь познали мы в том, – свидетельствует и апостол Павел, – что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Истинною любовию, – пишет апостол Павел, – члены Церкви «все возращали в Того, Который есть глава Христос» ( Еф.4:15 ). Это означает, что истинная любовь содействует духовному возрастанию христиан, очищению и прощению грехов.
Возможность такого возрастания и прощения грехов по смерти ясно видна из слов Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам. если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в бидишем» ( Мф.12:31–32 ); если бы по смерти вообще невозможно было бы прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простится хула на Духа Святого. Молясь перед Своею крестной смертью об учениках, Господь просил Отца даровать им и вечное блаженство: «Отче. хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою. » ( Ин.17:24 ). Апостол Павел просил Господа оказать милость Онисифору по смерти его: «да даст Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим.1:18 ), то есть в день Страшного Суда. Апостол Петр, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что «и мертвым было благовествуемо» ( 1Пет.3:19:20; 4:6 ). Если бы в загробной жизни не существовало духовное возрастание и прощение грехов, то не нужно было бы и благовествование.
В Священном Писании есть немало и прямых указаний на молитвенное поминовение умерших и на милостыню за них. Так в ветхозаветной Церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим ( Втор.26:14 ; Иер.16:7 ), налагать на себя пост по случаю кончины близких ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12 ); книга Судей израилевых указывает, что поминовение умерших было обычаем в Израиле ( Суд.11:40 ) – все это делалось с целью испросить умершим прощение их грехов.
О милостыне в память умерших говорится и в книге Руфь: «Благословен он (Вооз) от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руф.2:20 ), Иисус сын Сирахов поучает: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Пророк Варух свидетельствует, что израильтяне обращались к Богу со следующей молитвой: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитвы умерших Израиля и сынов их. Не вспоминай неправд отцов наших..» ( Вар.3:4–5 ). Иуда Макковей, увидев, что у всех павших в сражении воинов под хитонами были «посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям», обратился к Богу с молитвой: «да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех» и «принес за умерших умилостивительную жертву» ( 2Мак.12:39–45 ).
Против этого свидетельства протестанты обычно замечают, что оно находится в книге не канонической, а апокрифической и потому не имеет важного значения. Мы уже замечали, что неканонические книги – не то же самое, что апокрифические. Неканонические книги составлены богопросвещенными писателями и потому весьма полезны, апокрифические же книги – подложные, отвергнутые Церковью и ими пользоваться нельзя. Что же касается Маккавейских книг, Церковь всегда признавала их правильными, исторически верно передающими сведения из жизни иудеев.
Протестанты отвергают молитвы за умерших, не верят в их благотворность, считают их безполезными. Евангельский богач, мучившийся в аду, сколько ни просил Авраама облегчить его страдания, получил отказ: «между нами и вами, – сказал ему Авраам, – утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Молитва богача достигла лона Авраамова, но он ничем не мог помочь, потому что между ними была великая пропасть, которую никто не мог перейти, но она существовала только в Ветхом Завете и для ветхозаветных людей, которые должны были слушаться Моисея и пророков, а не Христа и Апостолов: «Авраам сказал: у них (неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк. 16:29 ). То, что невозможно было для Авраама, стало возможно после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Искупительной Христовой Жертвой пропасть между адом и раем была уничтожена. Своими крестными страданиями Господь искупил не только живых, но и умерших – ибо ускупил весь мир. «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. » – говорит апостол Петр. У апостола Павла читаем: «Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» ( Еф.4:8–9 ). Сойдя душою в ад и победив смерть, победив диавола, Христос освободил томящиеся там души ветхозаветных праведников, многие из которых, как свидетельствует Священное Писание, тотчас воскресли ( Мф.27:52–53 ).
После крестных страданий Христу дана была «власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ), Он получил ключи от рая и ада ( Откр.1:18 ). Это говорит о том, что есть выход из ада и переход в рай. «Так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – никто не затворит, затворяет – никто не отворит» ( Откр.3:7 ). Свою милость Господь может оказать каждому умершему и во всякое время может освободить душу из ада и ввести ее в Царство Небесное.
Господь сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин.14:13–14 ). Следовательно, если молить Его об улучшении участи умершего, не согрешившего «к смерти», Он властен исполнить эту просьбу. Потому не безполезны молитвы за умерших, иначе как же понимать тогда слова апостола Павла, воскликнувшего: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ).
Попавшие в ад души пребывают, в зависимости от их греховности, на разных ступенях. Как на небе, соответственно нравственному состоянию праведников, «обителей много», так и в аду, соответственно нравственному состоянию грешников, есть различные затворы и темницы. В одних страждут согрешившие «к смерти», против Духа Святаго ( Мф.12:31–32 ) – это хулители Бога и Его Церкви, отвергающие догмат искупления Христом человечества и, подобно евангельскому богачу, не раскаявшиеся в своих грехах, а также сознательно лишившие себя жизни, т. е. восставшие против Творца. За таких умерших Церковь не молится ( 1Ин.5:16–17 ). В других же местах ада находятся те, кто умер с верой, но по не зависящим от них обстоятельствам не смог покаяться – был убит на войне, скоропостижно скончался, или кто не успел принести плоды, достойные покаяния. За них Православная Церковь возносит молитвы к Богу, твердо веруя, что эти молитвы приносят им пользу и могут полностью вызволить из ада.
«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ), – говорит Священное Писание. Следовательно делают вывод протестанты, суд Божий совершается тотчас по смерти, потому молитва за умершего уже безполезна.
Православная Церковь именно на основании Священного Писания учит иначе. Для умерших существуют два суда: предварительный – частный и окончательный – всеобщий. Частный суд наступает сразу после смерти человека, а всеобщий, то есть Страшный Суд совершится после Всеобщего Воскресения, после кончины мира и второго пришествия Христова: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе..» ( Мф.24:29–30 ; Мк.13:24–26 ; Лк.21:25–27 ). Это время еще не наступило, окончательный суд впереди. Если бы загробное состояние людей определялось окончательно сразу после смерти, то не нужен был бы Страшный Суд. Но пока умершие находятся, если можно так выразиться, в «предварительном заключении», тяжесть и продолжительность которого зависит от поведения обвиняемого в его земной жизни – от тех дел, которые он совершил, живя на земле, от ходатайств за него других людей, членов Церкви Христовой, и от милосердия Владыки. Поэтому необходимо теперь, пока еще не поздно, молить Бога за наших умерших братьев и сестер, ожидающих того великого дня, когда на Страшный Суд Христа «соберутся пред Ним все народы» ( Мф.25:32 ).
Молитва и милостыня, говорят протестанты, не могут спасти умершего грешника от вечного наказания: «какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мк.8:37 ). В приведенных протестантами словах Священного Писания говорится не о молитве за умерших, а о том, что душа человеческая дороже всех благ мира ( Мк.8:36 ), и кто потеряет душу, тот уже не выкупит ее у Судии никакими драгоценностями. Мы верим, что Господь «нелицеприятно судит каждого по делам», и что мы «не тленным серебром или золотом искуплены, но драгоценной Кровию Христа. » ( 1Пет.1:17–19 ). После искупительной жертвы Христовой, каждый человек может искупить свои личные грехи в земной жизни добрыми делами и покаянием, но как бы добродетелен он ни был, все грехи он искупить не может, поэтому и нужна молитва за него тогда, когда он сам для своего спасения уже ничего сделать не в состоянии.
Бог любит каждого человека и «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4 ), хотя мы не можем знать, кого Он спасет, ибо «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ), мы, однако, должны с верой и усердием, с великой христианской любовью молиться за усопших братьев наших.
Святой Ефрем Сирин обращается к Богу с молитвой: «По благости Твоей, Господи, упокой отошедших от нас верных, почивших в уповании на Тебя, и когда приидешь, сподоби их стать одесную Тебя, и со святыми Твоими введи их в чертог Твой» (Св Ефрем Сирин. Творения. Тр.-Серг. Лавра, 1900, ч.IV, гл. 45, с. 290).
Мы должны молиться за умерших, как и они молятся за нас. Молитва эта полезна и отрадна и для нас, живых, и для них, усопших. Молитва утешает нас в скорби утраты своих родных и близких, но и тогда, когда время залечивает раны, покрывая их «травой забвения», в молитве не перестает действовать наша любовь к ним, ближним и дальним. Тот, кто не молится за умерших, – не любит их, не соблюдает заповедь любви, оставленную Христом, тот мертв духовно, ибо сказано: «не любящий брата пребывает в смерти» ( Ин.3:14 ).
О молитвенном общении с инославными с канонической точки зрения
Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45 Апост. правиле:
«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви – да будет извержен».
46 Апост. правило гласит:
«Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть часть верному с неверными».
Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают:
«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий».
Авторитетный православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45 Апостольское правило относительно самого понятия «еретик» делает ссылку на 1 правило Василия Великого. По терминологии св. Василия Великого еретики – это те, кто расходятся с Православным вероучением в основных догматах; св. Василий Великий называет еретиками манихеев, валентиниан, маркионитов и подобных им – кого он предписывает принимать в Церковь чрез крещение; тем самым признается недействительным крещение, полученное ими в их еретических обществах. Принадлежащих к иным сообществам, отделившимся от Православной Церкви, св. Василий Великий обозначает как раскольников или самочинников, предусматривая в качестве чиноприема для первых миропомазание, а для вторых (самочинников) – покаяние.
Если сопоставить терминологию 1 правила Василия Великого с содержанием 95 правила Трулльского Собора, который суммировал правотворчество Древней Церкви по вопросу о приеме еретиков и раскольников, то окажется, что несториане и монофизиты (первые по буквальному смыслу правила, а вторые по контексту), принимаемые в Православную Церковь через покаяние, по третьему чину, в том смысле слова «еретик», в каком его использует св. Василий Великий в своем 1 правиле, еретиками не являются.
Хотя нельзя не отметить и то, что понятия «еретик» и «ересь» как в авторитетных древних текстах, так и в позднейшей христианской литературе употребляются в разных смыслах, обозначая в одной терминологической системе лишь фундаментальное искажение веры и приверженцев учений, искажающих веру в самых ее основах, а в другой – всякое догматическое заблуждение. В том же 95 правиле Трулльского Собора говорится, что несториан следует принимать по 3 чину, так, как предписывал св. Василий принимать самочинников, и в то же время условием их приема ставится «предание анафеме ереси своей, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира».
И все-таки, если следовать в истолковании 45 правила за епископом Никодимом Милашом, за его отсылкой к толкованию 1 правила Василия Великого, то окажется, что еретики, с которыми воспрещается общая молитва – это те, кого мы принимаем в Церковь чрез крещение, иными словами, применительно к современной практике – адвентисты, иеговисты, молокане и приверженцы новейших сект, а в последнее время обыкновенно называемых тоталитарными, с которыми общих молитв в практике нашей Церкви действительно нет.
Но есть и иные каноны, которые касаются общения в молитве с отделившимися от Церкви. Так, 10 Апостольское правило гласит:
«Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен».
Наконец, в каноническом корпусе Православной Церкви есть еще 33 правило Лаодикийского собора, которое уже несомненно относится не только к молитвенному общению с еретиками или лицами, персонально отлученными от церковного общения, но ко всем вообще раскольникам:
«Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем».
В подлиннике употреблено слово, обозначающее схизматика, раскольника. Но особенность этого правила в том, что в нем не содержится упоминание о санкции против нарушителя; сказано только «не подобает», но не сказано под угрозой какого прещения «не подобает». Таким образом правило носит скорее рекомендательный, чем строго юридический характер, в отличие от правил, воспрещающих молитвенное общение с еретиками и отлученными от общения, за что каноны предусматривают отлучение. Вероятно, отсутствие упоминания о санкции в этом правиле не случайно; и это обстоятельство дает основание полагать, что с канонической точки зрения молиться с еретиками и отлученными (при сопоставлении с 33 правилом Лаодикийского собора такая интерпретация 10 Апостольского правила представляется более конечной), с одной стороны, и с отщепенцами, или схизматиками, – с другой – это не одно и то же, хотя по мысли отцов Лаодикийского собора все-таки и со схизматиками, раскольниками «молиться не подобает».
Почему? Вероятно, по той же причине, по каковой не следует молиться с еретиками. Епископ Никодим (Милаш) в толковании 45 Апостольского правила ссылается на русского канониста архимандрита (позже епископа) Иоанна (Соколова) и пишет: «Весьма мудро замечает архимандрит Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к их охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры». Толкование вполне убедительно. Стремлением противодействовать религиозному индифферентизму руководствовались, несомненно, и Отцы Лаодикийского Собора, издавая 33 правило.
Какие выводы можно сделать из канонов, процитированных здесь, применительно к современной практике? Очевидно, и ныне должно оставаться недопустимым молитвенное общение с еретиками в том смысле, в каком этот термин употребляет Василий Великий в своем 1 правиле (то есть иеговистами, приверженцами Богородичного центра, и подобными им), а также с лицами, подвергшимися отлучению лично, что, вероятно, целесообразно распространить и на всех схизматиков, персонально участвовавших в учении расколов.
Евхаристическое общение недопустимо со всеми вообще, кто не принадлежит к канонической Православной Церкви, потому что евхаристическое общение собственно и является самым полным выражением единства церковного, при наличии которого разногласия по вопросам церковно-административным и даже частичным богословским не в состоянии повредить единство церковное, пока они не приведут к разрыву общения.
Что же касается молитвенного общения с инославными, которые присоединяются к Православной Церкви по 2 и 3 чину, то есть теми, кто принадлежит Католической, Старокатолической, протестантским, нехалкидонским, старообрядческим Церквам; то, по мысли, лежащей в основе канонов, молитвенное общение с ними предосудительно в той мере, в какой оно способно породить или питать религиозный индифферентизм или, добавим, вводить в соблазн верных.
При этом следует учитывать и такие обстоятельства. В условиях современной жизни, когда Православная Церковь, с одной стороны, существует не в катакомбах, а вполне легально и в то же время в большинстве государств от государства отделена, нет ни возможности, ни, очевидно, большого смысла в том, чтобы заграждать вхождение в православный храм, даже во время богослужения каким бы то ни было лицам, в том числе неверующим, иноверцам. Было бы противоестественно и неразумно искусственным образом не впускать в храм инославных христиан или препятствовать им молиться в храме вместе с православными. Православные паломники с древних пор посещали неправославные, в частности, католические храмы, где хранятся православные святыни – храм святителя Николая в Бари, собор св. Петра в Риме и множество других католических церквей Рима. Присутствие православных в таких храмах во время католического богослужения при этом не представляется чем-то скандальным и выявляющим религиозный индифферентизм.
Что безусловно предосудительно и соблазняет многих – это участие в экуменических богослужениях, составленных по особому чину, который не идентичен чинопоследованиям, применяемым в самой Православной Церкви. Само существование таких особых экуменических богослужений способно вызвать подозрение, что ВСЦ или иные экуменические организации – это не форумы для встреч представителей разных Христианских Церквей, способствующие поискам ими церковного единства, а что ВСЦ уже в наличном своем состоянии несет в себе некие элементы церковности, является квази-«церковью», с чем невозможно согласиться по фундаментальным экклезиологическим соображениям. Богослужение существует ведь в Церкви и санкционируется Церковью.
В какой мере, когда и где допустимо, помимо присутствия за инославным богослужением в инославном храме или дозволения инославным находиться в православном храме, где ничто не в силах ему помешать молиться, специальное приглашение для присутствия за православным богослужением инославных мирян или клириков или принятие аналогичных приглашений православными священнослужителями или мирянами, то это вопросы, ответы на которые должны даваться исходя из церковно-политических, пастырских соображений, исходя из заботы о благе Церкви, о том, чтобы не послужить соблазну «малым сим» и в то же время не отталкивать ищущих сближения с Православной Церковью.
Что же касается молитвенного общения «в доме», то в условиях современной жизни у православных христиан часто бывает неизбежным бытовое общение с атеистами и иноверцами. Не в меньшей мере допустимо оно и с инославными христианами. И если, оказавшись за одним обеденным столом православный и католик или лютеранин, захотят помолиться, то одновременное чтение молитвы Господней едва ли будет каноническим преступлением. А вот совершение при этом какого-то особого чина, которого нет ни в Православной Церкви, ни инославных церквах, действительно способно смутить религиозную совесть как участвующих в таком «молитвословии», так и присутствующих при его совершении.
Проведение совместных конференций, диалогов христианами разных конфессий не может, вероятно, не начинаться с молитвы, но для православных приемлемо, чтобы это были молитвы, употребляемые в Православной Церкви, а не искусственно сочиненные для такого рода мероприятий.
Источник: Миссионерское обозрение N 4/1997
Вам может быть интересно:
1. Оазис молитвы – монахиня Варвара (Пы́льнева)
Молитва в протестантизме
Самое подробное описание: молитва в протестантизме — для наших читателей и подписчиков.
Молитва
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тот, кто желает преуспевать в христианской жизни, должен вести молитвенную жизнь. Многие неуспехи в христианской жизни и христианской работе происходят в результате нерадивости в молитве. Очень немногие христиане посвящают молитве достаточное время. Апостол Иаков говорил верующим его времени, что нищета и бессилие в их жизни и служении объясняется небрежением в молитве. «Желаете, — говорит Бог через апостола Иакова, — и не имеете… потому что не просите» (Иак. 4,2). Так и теперь. Многие христиане спрашивают: «Почему я так плохо возрастаю в моей христианской жизни?» «Почему я так часто не имею победы над грехом?» «Почему я приношу так мало плода для Господа, несмотря на мои усилия?» Бог отвечает им: «Не имеете потому что не просите».
Это достаточно легко: вести жизнь молитвы, если вы решите это. Уделите специальное время для молитвы каждый день. Правило Давида и Даниила является хорошим правилом — три раза в день. «Вечером и утром и в полдень, — говорит Давид, — буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Пс. 54,18). О пророке Данииле мы читаем: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошёл в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как он делал это и прежде того» (Дан. 6,10). Разумеется, человек может молиться, идя по улице, или управляя автомобилем, или сидя за письменным столом; и человек должен научиться возносить его сердце к Богу в самые занятые минуты его жизни; однако мы должны уделить специальные промежутки времени для молитвы; промежутки времени, когда человек уединяется для беседы с Богом, закрывает дверь и молится своему Отцу Небесному втайне (Мат. 6,6). Бог, Который втайне, встречает там молящегося и, видя тайное, воздаёт ему явно, т.е. даёт ему по молитве его.
Молитва — удивительная привилегия. Это — аудиенция у Царя. Это наша речь, направленная к Отцу Небесному. Как странно, что люди задают вопрос: «Сколько времени я обязан проводить в молитве?» Когда подданный вызван на аудиенцию с его царём, он не спрашивает: «Сколько времени я должен провести с царём?» Его вопросом может быть: «Сколько времени царь уделит мне?» И каждое искреннее дитя Божие, понимающее, что такое есть молитва, что это — аудиенция у Царя царей, не должен спрашивать: «Сколько времени я обязан проводить в молитве?» но: «сколько времени я имею право провести в молитве, принимая во внимание другие обязанности и привилегии?»
Остановитесь во время суеты и спешки и искушений рабочего дня для благодарения и молитвы. Несколько минут, проведённых наедине с Богом в средине дня, помогут вам оставаться спокойным посреди забот и тревог современной жизни. Заканчивайте день благодарением и молитвой. Вспомните о всех благословениях, полученных в течение прошедшего дня и возблагодарите Бога за каждое из них. Ничто так не укрепляет веру в Бога и Его слово, как спокойный обзор в конце для всего того, что Бог сделал для вас. Ничто не приносит дальнейших и больших благословений от Бога, как разумное благодарение за уже дарованные благословения.
Заключительным делом в конце каждого дня должна быть ваша просьба к Богу показать вам всё неугодное Ему, сделанное вами. После этого тихо ожидайте, дав Богу возможность говорить к вашему сердцу. Прислушайтесь! Не спешите! Если Бог покажет вам что-либо, сделанное вами в течение дня, огорчившее Его, то исповедайте свой грех полностью и искренно, как вашему святому и любящему Отцу Небесному. Верьте, что Бог прощает вам всё это, ибо Он говорит Сам, что прощает (1 Иоан. 1,9). Итак, в конце каждого дня все ваши отношения с Богом будут улажены. Вы сможете лечь в постель и спокойно заснуть, имея радостное сознание, что нет никакого облачка между Богом и вами. Вы сможете встать на следующий день, начав новый день вашей жизни без всякой задолженности Богу. Делайте это, и вы никогда не отпадёте. Конечно, вы вовсе не отпадёте. Очень трудно восстановить правильный финансовый баланс в предприятии, в котором в течение долгого времени были допущены нечестные махинации. Ни один банк не заканчивает свой день, не удостоверившись, что его баланс является совершенно правильным. И ни один христианин не должен заканчивать свой день, до тех пор пока все счета с Богом не будут приведены в полный порядок.
Мы должны иметь особую молитву в случае особого искушения, если мы видим приближающееся искушение. Если вы имеете возможность, то немедленно уединитесь, оставшись один на один с Богом, и подготовьтесь к сражению. Непрестанно взирайте на Бога. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5,17). Это не значит, что вы должны находиться на коленях всё время; однако ваше сердце должно быть на коленях всё время. Мы должны часто стоять на коленях или лечь лицом вниз в полном смысле этого слова. Это — радостная жизнь, свободная от тревог и забот. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил. 4,6-7).
Имеется три вещи, о которых должен особенно молиться каждый, желающий преуспевать в христианской жизни.
О мудрости: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, то да просит у Бога» (Иак. 1,5). А ведь у нас у всех недостаёт мудрости.
О силе: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе» (Ис. 40,31).
О Святом Духе: «…тем более Отец Небесный даёт Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11,13). Даже если вы получили Святого Духа, всё равно вы должны постоянно просить о новом исполнении Духом и определённо ожидать, что вы будете исполнены. Мы нуждаемся в новом исполнении Духом для критических обстоятельств, могущих возникнуть внезапно в нашей христианской жизни и служении Господу. Апостол Пётр был крещён и исполнен Святым Духом в день Пятидесятницы (Деян. 2,1-4), однако он был заново исполнен Святым Духом (смотри 4,8 и 4,31). Имеется много христиан в этом мире, которые однажды, вне всякого сомнения, имели крещение во Святого Духа и пережили великую радость и были использованы для служения чудесным образом, но которые пытались продвигаться вперёд в дальнейшем служении с помощью силы, полученной годы тому назад. Теперь их жизнь является сравнительно безрадостной и бессильной. Мы нуждаемся постоянно в исполнении маслом наших светильников. Но мы получаем наполнение маслом, когда просим об этом.
Хорошо иметь маленькую группу друзей христиан, с которыми вы имеете взаимную симпатию, с которыми вы встречаетесь каждую неделю для молитвы. Не было ничего более важного в моём духовном возрастании в течение последних лет, чем маленькое молитвенное собрание, насчитывающее менее дюжины друзей, которое мы имели каждую субботу вечером в течение нескольких лет. Мы собирались и вместе ожидали присутствия Божия. Если мою жизнь Господь смог употребить, то это в значительной степени потому, что мы имели эти молитвенные собрания. Счастлив тот молодой христианин, который имеет маленькую группу друзей, собирающихся регулярно для молитвы.
http :// www . blagovestnik . org / books /00329. htm #11
Добавить комментарий Отменить ответ
Протестантские сми: журнал протестантизм в России, протестанты в России. Сми христианские новости: религия, христианское радио и музыка, телевидение благих новостей.
Как молиться об инославных и иноверных?
В храме и дома
Мама — католичка, папа — протестант, а ты православный. А еще у тебя тетя буддистка. Так бывает, но помолиться хочется обо всех. Как это сделать, мы кратко излагаем в «Слайдах».
За всех ли людей можно молиться?
Вот что говорит об этом настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин: Молиться надо за любого человека, неважно, крещен он или не крещен в Православной Церкви. За каждого человека Господь пролил кровь свою, на каждого Он посылает свою благодать, каждому дарует солнце и дождик. Он сам так говорит в Евангелии (Мф 5:45).
Кто такие иноверцы? А инославные?
Иноверцы (от выражения «иная вера») — это люди других религий: буддисты, мусульмане, иудеи и другие. Инославные — это люди других христианских конфессий: католики, протестанты, англикане. Так их называют, потому что они в отличие от православных «иначе» славят Христа.
Можно подать записки в храме за иноверца или инославного для поминовения на литургии?
Нет и нет. Православная Церковь молится только о крещенных в ее лоне людях. Но дело не в том, что Церковь в принципе отвергает молитву за некрещеных, просто участвовать в таинствах (а тот, о ком священник возносит молитву за литургией, тоже участвует в таинстве Евхаристии) могут только члены Церкви Христовой, то есть крещеные верующие люди.
В храме вообще не молятся об инославных и иноверных?
Об инославных молятся — на молебне или панихиде. Эти службы не относятся к церковным таинствам, поэтому во время этих молитв можно подать записки с именами инославных (но лучше предупредить об этом священника). Об иноверцах молятся только в виде общих прошений за всех людей, которыми изобилует богослужения. Например, церковь молится о «мире всего мира».
А самому можно молиться?
Конечно — дома или в частной молитве в храме. Никто не может запретить помолиться перед иконой, попросив своими словами Бога, святых или Богородицу о человеке любой конфессии или вероисповедания. Если своими словами сложно, есть молитва преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
А что с отпеванием?
С недавнего времени в служебнике (книга для священников с текстами треб) есть «Чин погребения инославных». Но полноценным погребением это сложно назвать, скорее это молитва-утешение для верующих родственников, которые хоть что-то хотят сделать для близкого человека, провожая его в последний путь. Там даже ни разу не называется имя покойного, над которым читаются молитвы. А вот для иноверцев такого чина нет.
Молитвы — это хорошо, конечно. Но есть ли шанс у иноверных и инославных попасть в рай?
Что нужно для того, чтобы попасть в рай? Соблюдение заповедей, то есть Божественного закона. Вот что говорит об этом апостол Павел в Послании к Римлянам: (…ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим. 2:14–15). А это значит, что точного ответа на этот вопрос у нас нет, но надежда на милость Творца есть у всех.
Православный сын крестился у протестантов. Что делать?
Вопрос читателя:
Мой сын был крещён в Православной Церкви, но женился на протестантке и перед свадьбой крестился второй раз в протестантской церкви, чтобы угодить отцу невесты, который не хотел давать благословения. Я об этом узнала, когда уже все случилось. Что теперь делать, не знаю, и не знаю, как теперь это можно исправить. Душа моя болит и плачет за сына. Я знаю, что второй раз креститься нельзя и это большой грех. Помогите советом или молитвой за раба Божьего Андрея! Спаси Господи.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогая во Господе Марина! С большой болью в сердце прочёл Ваше письмо. К сожалению, многие в наше время ищут лёгких путей к достижению своих земных желаний. Не стал исключением, увы, и Ваш сын. Поэтому, единственное, что мы можем сделать в данной ситуации — это келейно, в домашней молитве, молиться за отпавшего от Святой Православной Церкви Андрея, и просить Господа вразумить его.
Даст Господь, и Ваш сын вернётся в лоно Православной Церкви. Если он надумает это сделать, нужно будет подойти к священнику в Православной Церкви, исповедаться, покаяться в том, что сделал, и пройти чин приема в Православие. Так что вариант возврата есть, дело за сыном!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Фото Lawrence OP/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0
А какая разница? Насколько мне известно, согласно официальной доктрине РПЦ, и католическая, и протестантские церкви — сёстры православной. Крещение в любой из них равно спасительно для души человека. Так что не психуйте!
мне кто-нибудь объяснит, почему Господь должен «вразумлять» Андрея, если он как был христианином, так и остался им?
Протестанство-это такое же ответвление христианства как католицизм и православие.
Они молятся тому же богу что и вы. Прочтите в чем суть протестанства и может тогда успокоитесь. Но христос любит же всех, сын же ваш не ислам принял
дорогая Марина. Не знаю прочтете ли вы это, но подумайте. Если ваш сын православный, но Библию не читал, в церковь не ходил и вообще духовными вещами не интересовался то разве он истино верующий? А может осознанно крестившись,а крещение, если верить Библии, это обещание Богу доброй совести, он наконец начнет читать Евангелие и поймет где правда,а где нет и в какой церкви ему лучше. Бог он не только в православной церкви есть и все. Он и с католиками и с протестантами ( если это конечно не секта, полностью извратившая Писание). Молитесь о его спасении это самое главное
Судя по всему, уважаемая Марина, сын Ваш, хоть и был, подобно большинству российских младенцев, крещён по воле родителей — сам, повзрослев, опять-таки подобно большинству крещёных во младенчестве, серьёзного отношения к религии не сформировал. В этом истинная проблема — а не в самом поступке, совершённом из сугубо мирских соображений. Печать крещения несмываема — никакие инославные таинства и даже языческие церемонии не прервут его связи со Христом, Которому Вы его поручили при крещении — но от него требуется пройти свою часть пути навстречу Спасителю — а Вы обеспокоились лишь когда он совершил этот поступок. Который лишь следствие его небрежения, и никакого самостоятельного значения не имеет — ибо наверняка не является сознательным отпадением от православия — сын вообще не вкладывает в него никакого сакрального смысла, а таинство без смысла — пустое.
Божией помощи Вам, Марина!
Хотела бы Вам посоветовать начать молиться Матушке Богородице, особенно пред Её чудотворным образом «Взыскание погибших».
По молитвам перед этим дивным образом Божией Матери Господь вырвал меня с ребёнком из йоги! Моя мама молилась Богородице, просила Её вразумить и привести в храм Божий заблудшее дитя!
Милостью Божией, теперь моя дочка в монастыре подвизается, у нас с нею по заступничеству родненькой Матушки Богородицы появился замечательный духовный отец, любящий и строгий молитвенник.
И Вам Матушка Богородица непременно поможет, спасёт гибнущую душу Вашего сына! Ведь материнская молитва со дна моря достаёт!
Если живете в Москве, то здесь этот образ находится в Брюсовом пер., в храме Воскресения Словущего, почти каждую неделю, в воскресение в 18ч., перед этой иконой Божией Матери служится акафист.
А если живёте не в Москве, то можно самой дома читать акафист пред иконой Матери Божией «Взыскание погибших», или любой другой.
Отчаянно молитесь Матушке Богородице!
Она- Сама Мать, Она всегда отвечает на материнские молитвы и слёзы!
Помоги Вам Господи!
Современный протестант
Современный протестант «из наших» иногда не так уж и далёк от Православия. В первые два-три года очень далёк. Всё в Православии для него — либо фольклор, либо язычество. Но жизнь берёт своё.
Родная община, научившая верить, уже не кажется такой идеальной, как вначале. Становятся заметными недостатки братьев и сестёр; личные грехи, несмотря на уверенность в спасённости, выйдя в дверь, заходят в окна. Взамен «чистой евангельской веры» и простоты всё чаще о себе заявляют доктринальные разногласия. Человек успокаивается, то есть прощается с прежней горячностью. Становится понятным то, о чём постоянно твердит Церковь. А именно — что спасение требует трудов, что жизнь проходит между страхом и надеждой, что «Царствие Небесное силой берётся». В подсознании крепнет голос генетической памяти.
Большинство протестантов у нас ведь люди крещёные. Можно отрицать пользу крещения в детстве, можно считать себя гражданином вселенной и стопроцентным сыном грядущего Царства. Но крещение действует, благодать живёт и требует воцерковления. Некоторые из наших протестантов кажутся полумонахами или старообрядцами для своих иностранных братьев. И женщины у них на служении в платках, и под гитару молиться не любят, и молятся долго, к тому же, стоя. Думайте что хотите, но часто это — истинно крещённые в детстве люди, и вести себя они стремятся в соответствии с просвещённой совестью.
Их сердце разгоняет по венам вместе с кровью генетическую память. Это память о Православии.
«Как вы молитесь? — спросил я у одного протестантского проповедника. — У вас есть оформленный чин, или вы всякий раз руководствуетесь эмоциями?» — «Конечно, есть чин, — умно и грустно ответил собеседник. — На эмоциях и духовном подъёме долгую работу не построишь». Затем он рассказал, что начинают они с пения псалмов, потом просят о различных нуждах, проповедуют. Заканчивают молитву общим чтением «Отче наш». Я заметил, что если не брать во внимание анафору, епиклезу, то есть сердцевину Евхаристии, то по структуре очень похоже на литургию Златоуста. Он согласился. «Генетическая память?» — спросил я. — «Возможно», — прозвучал ответ.
Через какое-то время, может, через считанные годы, наши приходы пополнятся вернувшимися в Православие братьями и сёстрами, прошедшими в протестантстве школу катехизации. Это будет истинное торжество Православия, но нам нужно к этому подготовиться. Во-первых, они — люди Книги. Им нужно читать и объяснять Писание не пять минут в неделю, а гораздо больше. Большинство из них только потому и наполняют арендованные концертные залы, что в родных церквах, под куполом, на котором возвышается крест, они проповедей не слышали. Честно скажем, не очень-то и искали. Но если бы поискали, то, снова честно скажем, вернулись бы в арендованные залы. Нам нужно проповедовать, причём качественно и постоянно. Вера отцов, вера, «однажды переданная святым», в нашем случае часто похожа на сундук с сокровищами. Сокровища реальны, но мы сами не часто в сундук заглядываем.
От привычной брезгливости к протестантам следует перейти к радостному и дерзновенному благовестию. Вы чтите субботу? А знаете ли вы, что и мы субботу чтим? Не по-еврейски, бездействием, но непременной молитвой в храме. Мы помним, что это — седьмой и благословенный день. Только чтим его менее воскресенья, поскольку суббота — день благодарной памяти о творении мира и благословении, а воскресенье — благодарность Богу за искупление. Искупление требует большей любви, чем творение.
Вы чтите имя Господа, открытое Моисею при купине? А вы знаете, что мы на каждой службе со страхом его произносим? Мы благословляем Сущего, то есть Яхве, говоря по-славянски «Сый благословен Христос Бог наш». Ведь Сын во всём равен Отцу. Он тоже — Яхве, как Отец и Дух. По-гречески это имя мы пишем на иконах Спасителя. Это имя произносится в таинстве Крещения.
Если угодно, то мы — пятидесятники в правильном смысле этого слова. В Пятидесятницу родилась наша Церковь, и всё, что совершается в ней, совершается действием Господа Святого Духа. Если хотите знать, то мы не меньше квакеров учимся трепетать перед Богом в молчании. Многие из нас не менее некоторых самых активных методистов всю жизнь изучают Писание. Всё, на чём отдельные группы и секты пытаются построить своё общинное или индивидуальное бытие, у нас есть. Причём оно не вчера появилось. Всё это у нас есть от начала и существует в истинном смысле, стоит только поискать. Ну а что до грехов и слабостей — то у кого их нет? Разница лишь в том, что наши грехи на виду, и мы, вслед за апостолом Павлом, не боимся хвалиться немощами, «да вселится в нас сила Христова».
Это дерзновенная цель, но она реальна. Следует вернуться к серьёзному погружению в догматику. Всем известно, что протестантов, словно красные флажки, раздражают иконы. Мы пытаемся объяснять им догмат Седьмого Собора, но, кажется, говорим на разных языках. Дело в том, что начинать надо с Собора Первого. Сначала стоит говорить о Божестве Иисуса, о Его природном равенстве Отцу. Потом, если понимание достигнуто, следует говорить о Соборе Втором, затем Третьем. Божество Святого Духа, равенство Ипостасей, различие между Личностью и природой будут нашими темами. Сложности, возможно, начнутся с Собора Четвёртого, иногда раньше. Соотношение природы и воли, вопрос о Деве Марии — Кого Она родила и как Её правильно называть? Тут расхождения станут очевидными. Это значит, что вопрос иконопочитания, вопрос, поднятый и решённый на Соборе Седьмом, невозможно решить, перескакивая через несколько столетий напряжённой догматической мысли.
Христос — Бог воплотившийся, Бог, ставший видимым. В силу Воплощения к Нему не относятся слова Ветхого Завета, подчёркивающего запрет на изображения тем, что «только голос вы слышали, а образа никакого не видели». Христос — не «бог чужой», чьи образы соблазняли Израиль. Он — Бог Истинный, Чья Личность при земной жизни была доступна зрению и осязанию, а ныне доступна иконному письму. Но чтобы к этому прийти, нужно многое пройденное оставить за собой. Нужен упорный труд, вначале по образованию собственному, затем — по непростому общению с братьями, лишёнными общения с Церковью. Это труд титанический, силам людей не подвластный, труд, требующий благодати. Бог благодать даст, даст много, «с избытком» и независтно. Нужен лишь наш труд. В этом всё дело.
Нужно видеть глаза людей, не расстающихся с Библией, когда они впервые слышат об отцах Египта! Кто любил Писание больше отцов? Многие из них носили в памяти всю (!) Псалтирь, помнили дословно огромные куски Евангелий, целые послания Павла. «Вы думаете, что любите и знаете святые книги? Я расскажу вам об Арсении Великом и об Антонии». Нужно видеть глаза людей, привыкших получать духовную пищу в виде тоненьких брошюр с глянцевой обложкой, когда авва Аммон и авва Макарий впервые встают перед их мысленным взором.
«Но где эти люди сегодня? — спросят у нас рано или поздно. — Не является ли большинство православных прихожан людьми простыми и от глубин далёкими?» — «Не смущайтесь», — будет ответ. В те времена, когда пустыни заселились людьми, знавшими каждую букву в Моисеевых книгах, рядом с ними жили люди, не знавшие ничего, кроме имени Спасителя. «Я ничего не запоминаю и ничего не понимаю», — жаловался молодой монах наставнику. — «А как зовут Спасителя?» — спрашивал старец. — «Иисус Христос», — отвечал молодой монах. — «Возрадуйся, чадо. Ты знаешь самое главное». Так и в нашей жизни. Есть немногие, знающие много, но рядом с ними в той же благодати, а часто и в большей, пребывают многие, знающие чуть-чуть, но самое главное.
Я совершенно серьёзно утверждаю и не на шутку уверен в том, что очень скоро наши храмы наполнятся теми, кто сегодня относит себя к протестантам. Их не отпугнут ни ворчливые бабушки, ни дисциплинарная строгость, ни непривычный язык.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Они, напитавшись текстами, возжаждут благодати, которая породила тексты. Любители Писания узнают в Церкви смиренную Мать Писания и придут покаяться в том, что долго этого не замечали. Из людей слова они станут людьми Чаши. Вернее, они станут людьми слова, которое поётся, читается и благовествуется над Чашей.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.