Содержание
- 1 Молитва пророка (с.а.с.)
- 2 Разбор книги «Краткое описание молитвы Пророка ﷺ» шейха Альбани
- 3 «Описание молитвы пророка» шейха аль-Албани
- 4 «ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 22. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
- 5 Дуа Юнуса
- 6 Дуа Пророка Мухаммада ﷺ
- 7 «ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 25. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
- 8 Разбор книги «Краткое описание молитвы Пророка ﷺ» шейха Альбани
- 9 Молитва пророка (с.а.с.)
Молитва пророка (с.а.с.)
О том,как совершал молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
1. Намерение. Раб намеревается совершить обряд поклонения Аллаху и совершить молитву, для чего утверждает намерение в своем сердце. Не упоминалось, что пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) или его сподвижники произносили намерение языком или говорили: “Я совершаю такую-то молитву”.
2. Такбира аль-ихрам (возвеличивание Аллаха, произнеся которое молящийся вступает в священное состояние молитвы). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), когда вставал на молитву, становился лицом к Кибле и говорил: “Аллаху Акбар” (Аллах Велик). Он поднимал руки до уровня ушей или плеч, пальцы рук были выпрямлены, а ладони рук обращены в сторону Киблы, затем он клал правую руку на левую на груди.
3. Затем он читал дуа аль-истифтах (мольбу, открывающую молитву): “О Аллах! Отдали меня от грехов, как Ты отдалил восток от запада. О Аллах! Очисти меня от грехов, как очищается белая рубашка от грязи. О Аллах! Смой мои грехи водой, снегом и градом” (хадис согласован).
Иногда он открывал молитву следующим дуа: “О Аллах! Хвала Тебе! Благословенно имя Твое! Славно величие Твое! Нет божества, кроме Тебя!” (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).
4. После дуа аль-истифтах он говорил: “Прибегаю к покровительству Аллаха от шайтана, побиваемого”.
5. Затем он читал суру “аль-Фатиха”. Иногда аят “Именем Аллаха Милостивого, Милосердного” он произносил вслух. Чаще он читал его про себя, и это подтверждено Сунной. Когда он заканчивал читать “аль-Фатиху”, он говорил “Аминь!” Когда он читал Коран в молитве вслух, он громко произносил: “Аминь!” — и это повторяли стоящие позади него”. Чтение пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) было продолжительным. Он останавливался в конце каждого аята (стиха) и удлинял его голосом” (аль-Бухари).
Умм Салама рассказывала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) читал: “Именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному! Хозяину Судного дня. ” (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
6. После того, как пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) заканчивал читать “аль-Фатиху”, он молчал (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
7. После того, как он заканчивал читать “аль-Фатиху”, он читал другую суру. Он удлинял чтение в утренней молитве. Иногда он укорачивал его по причине путешествия или другой причине. В вечерней молитве он, в основном, укорачивал чтение. В остальных молитвах он читал суры или их отрывки средней продолжительности.
8. После окончания чтения Корана пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) молчал сколько желала его душа (ат-Тирмизи; в иснаде есть отсутствующее звено) до поясного поклона. Затем он поднимал руки до уровня плеч или ушей и возвеличивал Аллаха, а затем совершал поясной поклон. Он клал ладони на колени, словно сжимая их, расставив пальцы. Он отдалял руки от боков, выравнивал и распрямлял спину, голова находилась на уровне спины ни поднятой, ни опущенной. В поясном поклоне он говорил: “Свят мой Великий Господь!” — три раза (Муслим). Иногда вместе с этим он говорил: “Свят Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости Меня!” (хадис согласован).
9. Затем он поднимался из поясного поклона, поднимал руки и говорил: “Аллах слышит того, кто восхваляет Его”. Когда он выпрямлялся, он говорил стоя: “Хвала тебе, о Господь наш!” В достоверном хадисе говорится, что он также говорил: ”Аллах слышит того, кто восхваляет Его. Хвала Тебе, о Господь наш Аллах! Наполняются ею небеса и земля и все, что ты пожелаешь помимо них, но хвала и слава Твоя превыше того, что может сказать раб, а все мы — Твои рабы. Никто не удержит того, что Ты даруешь, и никто не одарит, когда Ты запретишь, и величие не принесет величественным пользы перед Тобой” (Муслим).
10. Затем он возвеличивал Аллаха и падал ниц в земной поклон, не поднимая рук (аль-Бухари). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) касался земли коленями раньше рук (Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа), а затем припадал к земле лбом и носом. В земном поклоне он прочно устанавливал лоб и нос на землю, отдалял руки от боков, широко расставляя их, так что была видна белизна его подмышек (аль-Бухари). Предплечья он не клал не землю, а поднимал их от земли (аль-Бухари). Руки находились на уровне плеч (Абу Дауд, ат-Тирмизи), а иногда — на уровне ушей (Абу Дауд, ан-Насаи). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) выпрямлялся в земном поклоне. Кончики пальцев его ног были обращены к Кибле (аль-Бухари). Он распрямлял кисти и пальцы, не расставлял их и не сжимал их. Находясь в земном поклоне, он трижды говорил: “Свят мой Высокий Господь!” (Муслим). Иногда вместе с этим он говорил: “Свят Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!”
11. Затем пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), возвеличивая Аллаха, поднимал голову, а затем отрывал от земли руки. При этом он не поднимал рук до уровня плеч или ушей. Затем он садился на левую голень, положив ее на землю (хадис согласован). Стопу правой ноги он ставил вертикально (аль-Бухари), а пальцы ее были направлены в сторону Киблы (ан-Насаи привел хадис Ибн Умара, показывающий, что это относится к сунне в молитве). Ладони он клал на бедра. Локоть правой руки лежал на правой голени, а кончики пальцев — на колене. Между двумя земными поклонами пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) говорил: “О Аллах! Прости меня, будь милостив ко мне, помоги мне, постав меня на прямой путь и одари меня благим” (ат-Тирмизи, Абу Дауд). В другом хадисе говорится, что между двумя земными поклонами он говорил: “Господи, прости меня! Господи, прости меня!” (Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Насаи).
Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) настолько удлинял сидение между двумя земными поклонами, что люди думали, что он забылся (хадис согласован).
12. Затем он совершал второй земной поклон также, как и первый, а затем поднимался из земного поклона, пока не выпрямится сидя (аль-Бухари, ат-Тирмизи). Затем он поднимался на кончиках пальцев и коленях, опираясь руками на бедра, если это не доставляло трудностей; если же ему было тяжело, то он опирался руками на землю и вставал на второй рака’ат (аль-Бухари).
13. Когда он вставал на второй рак’ат, он начинал читать Коран без паузы (Муслим), которую он выдерживал, читая дуа аль-истифтах в начале молитвы. Он не прибегал к покровительству Аллаха в этом рак’ате, поскольку делать это в начале молитвы достаточно. Второй рака’ат пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) совершал также, как и первый, за исключением четырех моментов: пауза, дуа аль-истифтах, такбира аль-ихрам, удлинение чтения Корана, ибо пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) читал Коран меньше, чем в первом рак’ате, и он был длиннее второго.
14. Когда пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) садился для произнесения свидетельства, он левую кисть клал на левое бедро, а правую кисть — на правое бедро. Мизинец и безымянный палец правой руки он сжимал, большой и средний пальцы он сгибал в кольцо, а указательный палец поднимал и двигал им, не выпрямляя его, а несколько согнув его, и смотрел на него. Левую кисть он распрямлял на левом бедре.
Сидение для этого ташаххуда, а это — первый ташаххуд, такое же, как и сидение между двумя земными поклонами. Он садился на левую голень, а стопу правой ноги ставил вертикально (ан-Насаи; иснад достоверный). Данное сидение не было описано в хадисах иным образом. В этом ташаххуде он говорил: “Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник” (аль-Бухари). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) сильно укорачивал этот ташаххуд, словно он сидел на раскаленном камне.
15. Затем он поднимался на кончиках пальцев и коленях, опираясь руками на бедра, как это уже было описано, и поднимал руки до уровня плеч, как он делал это в начале молитвы (текст согласован).
16. Затем он читал “аль-Фатиху”, и в хадисах не говорится, что в последних двух рака’атах он читал что-либо после “аль-Фатихи”.
17. В последнем ташаххуде пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) садился на бедро (аль-Бухари). Он опирался на землю левым бедром, а половина левой стопы выступала из-под правой голени (Абу Дауд 965 от Тарика Ибн Ляхи‘а, хадис подкрепляется другой ривайей от Абу Халида, и ат-Тирмизи назвал его хорошим, достоверным). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) прислонял правую руку к правому бедру и не приподнимал его. Локоть ее находился у основания бедра. Затем он сжимал два пальца — мизинец и безымянный — и сгибал средний и большой пальцы в кольцо, а указательным пальцем двигал и взывал к Аллаху (Ахмад и авторы “ас-Сунан”). Пальцы левой руки он распрямлял и клал на левое бедро (Муслим). Затем он читал ташаххуд. Пальцы его рук были обращены в сторону Киблы в ташаххуде, при поднятии рук, в поясном и земном поклонах, а пальцы ног были обращены в сторону Киблы в земном поклоне.
18. В последнем ташаххуде пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) говорил: “Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Поистине, Ты — Восхваляемый, Славный! О Аллах! Ниспошли благодать Мухаммаду и роду Мухаммада, как Ты ниспослал благодать Ибрахиму и роду Ибрахима. Поистине, Ты Восхваляемый, Славный!”
19. После окончания ташаххуда до взывания к Аллаху с мольбой он прибегал к покровительству Аллаха от четырех вещей и говорил: “О Аллах! Прибегаю к Тебе от адского наказания, от наказания в могиле, от искушения жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии”. Некоторые ученые считают эту мольбу о покровительстве после ташаххуда обязательной в молитве, поскольку пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) повелел читать ее: “Когда один из вас закончит читать (последний) ташаххуд, пусть он молит Аллаха о покровительстве от четырех вещей”, — и он упомянул их.
20. Затем он взывал к Аллаху различными молитвами. Одной из них пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) научил Абу Бакра ас-Сыддыка, да будет доволен им Аллах: “О Аллах! Поистине, я был сильно несправедлив со своей душой, и не прощает грехов никто, кроме Тебя. Даруй мне Свое прощание и будь ко мне милостив, ведь Ты — Прощающий, Милостивый!” (хадис согласован). К этим молитвам относится и следующая: “О Аллах! Поистине, я прибегаю к Тебе от грехов и долгов” (хадис согласован).
21. Затем пророк (да благословит его Аллах, и ниспошлет ему мир) произносил приветствие, повернув голову направо: “Мир вам и милость Аллаха!” — так что видел белизну щеки сидящего справа, а затем — повернув голову налево: “Мир вам и милость Аллаха!” — так что видел белизну щеки сидящего слева (Абу Дауд, ан-Насаи, а ат-Тирмизи назвал хадис достоверным).
22. После приветствия он трижды молил Аллаха о прощении, сидя лицом к Кибле, а затем говорил: “О Аллах! Ты — Мир, и от Тебя исходит мир! Благословен Ты, о Обладатель величия и почета” (Муслим и авторы “ас-Сунан”). Он оставался лицом к Кибле, пока говорил это.
Затем он поворачивался к молящимся позади него иногда через правое плечо, а иногда — через левое.
Ибн Мас’уд сказал: “Я видел, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) частью поворачивался через левое плечо” (хадис согласован).
Анас сказал: “Большой частью я видел, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) поворачивался через правое плечо” (Муслим).
Разбор книги «Краткое описание молитвы Пророка ﷺ» шейха Альбани
от К Исламу Апр 26, 2017
Мой брат-мусульманин!
Таково краткое изложение книги «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», которое мне удалось составить, пытаясь тем самым приблизить тебя к этому труду, сделать его для тебя яснее, облегчить его для твоего восприятия, как будто ты видишь этот намаз собственными глазами.
И если ты молишься так же, как молился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз которого разъяснен (в данной книге), то, поистине, я надеюсь, что Всевышний Аллах примет твой намаз, поскольку, поступая подобным образом, ты на практике воплощаешь слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я».
Вместе с тем, ты не должен забывать и об уделении должного внимания присутствию сердца и смирения во время намаза, поскольку это является величайшей целью стояния молящегося раба перед Аллахом. И чем сильнее ты сможешь развить в своей душе чувство смирения и покорности, совершая намаз так же, как молился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем больше ожидаемых плодов ты пожнешь.
— Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани
Книгу читает, переводит и разбирает Динар Абу Идрис.
Скачать книгу на русском языке (Перевод Дамира Хайрутдина) в формате WORD и в формате PDF
«Описание молитвы пророка» шейха аль-Албани
Шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани
Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами
«Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я»
(передал аль-Бухари)
Издание третье
Исправленное и дополненное
МОСКВА/УММА
СОДЕРЖАНИЕ
1.1) Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах!)
2.2) Имам Малик ибн Анас (да будет милостив к нему Аллах!)
3.3) Имам аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах!)
4.4.) Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах!)
5. Отказ от следования некоторым высказываниям своих Имамов ради следования Сунне
IV. Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)
1. Обращение в сторону Каабы
2. Стояние во время намаза (аль-киям)
1. О намазе больного человека в положении сидя
2. О намазе на корабле
3. О стоянии (аль-киям) и сидении (аль-ку’уд) во время совершения дополнительного ночного намаза
4. О совершении намаза в обуви и об указание так поступать
5. О намазе на минбаре
6. Об обязательности сутры перед молящимся
7. О том, что нарушает намаз
8. О запрете совершать намаз, обратившись лицом к могиле
8. Поясной поклон (руку’)
1. Описание поясного поклона
2. Об обязательности соблюдения спокойствия во время совершения поясного поклона
3. Слова обращения к Аллаху во время совершения поясного поклона
4. О совершении продолжительного поясного поклона
5. Запрет на чтение Корана во время совершения поясного поклона
6. Выпрямление из поясного поклона и слова обращения к Аллаху, произносимые после поясного поклона
7. О продолжительном стоянии после поясного поклона и об обязательности соблюдения спокойствия при этом
9. Земной поклон (суджуд)
1. О склонении в земном поклоне на руки
2. Об обязательности соблюдения спокойствия во время совершения земного поклона
3. Слова обращения к Аллаху во время совершения земного поклона
4. Запрет на чтение Корана во время совершения земного поклона
5. О совершении продолжительного земного поклона
6. Достоинства земного поклона
7. О совершении земных поклонов на земле и на подстилке
8. О выпрямлении после (первого) земного поклона
9. Сидение в положении »ик’аа’» между двумя земными поклонами
10. Об обязательности соблюдения спокойствия между двумя земными поклонами
11. Слова мольбы, обращаемой к Аллаху между двумя земными поклонами
12. Сидение для отдыха (джальсат аль-истираха)
13. О вставании для совершения следующего рак‘ата, опирась на руки
14. Об обязательности прочтения суры «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате
11. Первый ташаххуд
1. О движении (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда
2. Об обязательности первого ташаххуда и о правомерности взывания в нём с мольбами к Аллаху
3. Формы ташаххуда
4. Молитва за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): её место и формы
5. Полезные и важные выводы относительно молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)
5.1 Польза первая
5.2 Польза вторая
5.3 Польза третья
5.4 Польза четвертая
5.5 Польза пятая
5.6 Польза шестая
12. Вставание для совершения третьего, а затем четвертого рак‘атов
13. Произнесение ду‘а-кунут во время совершения пяти намазов по случаю какого-либо бедствия (несчастья)
14. Ду‘а-кунут во время совершения намаза «аль-витр»
15. Последний ташаххуд
1. Об обязательности этого ташаххуда
2. Об обязательности обращения к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) в этом ташаххуде
3. Об обязательности обращения к Аллаху за защитой от четырёх вещей перед мольбами (, произносимыми до приветствия)
4. Мольбы, обращаемые к Аллаху перед произнесением слов приветствия, и её различные формы
«ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 22. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Анализ хадисов, касающихся произнесения слова ‘‘Амин’’
имамом и молящимися позади него
Из книги »Сильсилят аль-Ахадис ад-Да’ифа » (951-2) шейха аль-Албани
- «Когда он говорил »Амин», молящиеся позади него тоже говорили »Амин»(, произнося это слово) так, что в мечети становилось очень шумно».
Насколько нам известно, хадис, приводимый в вышеупомянутой формулировке, безоснователен.
Ибн Хаджар указал в »Тальхис аль-Хабир» (стр. 90): «Я не нахожу этот хадис в такой формулировке, но его смысл передает Ибн Маджа в хадисе от Бишра ибн Рафи’ » .
- «Когда он читал: غير المغضوب عليهم ولا الضالين
» Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой и не тех, которые находятся в заблуждении », то (по окончании) говорил ‘‘Амин’’ так, что находившиеся рядом с ним в первом ряду могли слышать это [, и мечеть сотрясалась от этого]».
Да’иф (слабый хадис). Приводят Ибн Маджа (1/281) и Абу Дауд без дополнения в квадратных скобках (1/148), оба через Бишра ибн Рафи’ от Абу Абдуллаха, двоюродного брата Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).
Ибн Хаджар указал в »Тальхис» (стр. 90): «Бишр ибн Рафи’ является слабым (передатчиком); говорят, что двоюродный брат Абу Хурайры– неизвестный (передатчик), однако Ибн Хиббан назвал его надежным (передатчиком)» .
Аль-Бусайри указал в »Аз-Зава’ид» (56/1): «Это слабый иснад; состояние Абу Абдуллаха неизвестно; (Имам) Ахмад назвал Бишра слабым (передатчиком), а Ибн Хиббан высказался о Бишре следующим образом: »Он передавал вымышленные сообщения» ».
В хадисе № 2 содержится лишь часть смысла хадиса под № 1, т.е. ‘‘Амин’’ в нем произносит только имам. Что касается произнесения ‘‘Амин’’ молящимися позади (имама), то это может подразумеваться под фразой »и мечеть сотрясалась от этого (звука)», однако (если рассматривать этот) хадис в буквальном смысле (,то он) подразумевает, что причиной тому стало слово ‘‘Амин’’, произнесенное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) .
- «Когда он заканчивал читать Мать Корана (т.е. суру »аль-Фатиха» – прим. переводчика), то возвышал свой голос и говорил ‘‘Амин’’ » .
Да’иф (слабый хадис). Приводят ад-Даракутни, аль-Хаким и аль-Байхаки.
Все вышеперечисленные источники (в сборниках ад-Даракутни, аль-Хакима и аль-Байхаки) содержат Исхака ибн Ибрахима ибн аль-‘Аля’ аз-Зубайди, также известного как Ибн Зибрик, который является слабым (передатчиком): Абу Хатим сказал: «Старик, ничем дурным не отличался»; Ибн Ма’ин о нем отзывался хорошо; ан-Наса’и о нем сказал: «Ненадежный (передатчик)»; Мухаммад ибн ‘Ауф сказал: «У меня нет сомнений, что Исхак ибн Зибрик лгал» .Однако этот хадис в такой формулировке является правильным по смыслу, так как его подкрепляет хадис от Ва’иля ибн Худжра с достоверной цепочкой передатчиков.
[Поскольку текст этого хадиса совсем не указывает на то, что молящиеся позади имама произносили ‘‘Амин’’, его неправильно рассматривать как разновидность хадиса под № 2, как это делал аш-Шавкани].
Единственной подержкой для хадиса № 1 может послужить следующий хадис, приводимый (имамом) аш-Шафи’и в своем «Муснаде» (1/76) через Муслима ибн Халида от Ибн Джурайджа от ‘Ата’, который сообщил:
- «Я слышал, как имамы Ибн аз-Зубайр и остальные после него говорили ‘‘Амин’’, и находящиеся позади говорили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо».
У этого хадиса имеются два недостатка:
- Слабость (в качестве передатчика) Муслима ибн Халида аз-Занджи; Ибн Хаджар сказал о нем: »Он правдив, но часто ошибался».
- » ‘Ан’ана» [1] Ибн Джубайра, который был »мудаллясом» [2]; возможно, он на самом деле взял этот хадис от Халида ибн Аби Ануфа, который передал его в следующем виде от ‘Аты:
4.1. «Мне встретились двести сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) в этой самой Мечети (т.е. в Заповедной Мечети Мекки– Масджид аль-Харам): когда имам прочитывал: ولا الضالين
«И не тех, которые находятся в заблуждении», они возвышали свои голоса при произнесении ‘‘Амин’’ (в другой версии говорится: «Я слышал громоподобный звук, когда они произносили ‘‘Амин’’»)» .
Приводят аль-Байхаки (2/59) и Ибн Хиббан в «Ас-Сикат» (2/74); альтернативную версию привел аль-Байхаки.
Этого человека по имени Халид упомянул Ибн Аби Хатим (1/2/355-6), однако он не сказал ни о его надежности, ни о его слабости в качестве передатчика. Ибн Хиббан включил его в число надежных передатчиков, однако Ибн Хиббан широко известен тем, что при подобных обстоятельствах он не проявлял должной строгости, поэтому я не довольствуюсь тем, что это сообщение является достоверным. Причина этого заключается в том, что Ибн Джурайдж на самом деле взял этот хадис от него (т.е. от Халида ибн Аби Ануфа – прим. переводчика), что, в свою очередь, составляет лишь один спорный путь; если нет, то мы тем самым не знаем от кого Ибн Джурайдж взял этот хадис. Похоже, что Имам аш-Шафи’и сам не был удовлетворен достоверностью этого сообщения, потому что в отношении его он занимал противоположную позицию. Так, в «Аль-Умм» (1/95) он говорит: «Таким образом, когда имам заканчивает читать Мать Книги, он произносит ‘‘Амин’’, возвышая свой голос, чтобы молящиеся позади него могли последовать его примеру: когда он произносит это (т.е. ‘‘Амин’’-прим. переводчика), они то же самое произносят про себя, и мне не нравится, чтобы они это произносили вслух». Поэтому если бы вышеупомянутое сообщение от сподвижников было достоверным с точки зрения Имама аш-Шафи’и, то он не высказался бы против их практики.
Итак, (было) похоже, что самого правильного мнения по этому вопросу придерживается шафиитский мазхаб: имаму, а не молящимся позади него, следует вслух произносить ‘‘Амин’’. А Аллаху это ведомо лучше!
Однако затем я обнаружил, что в своем »Сахихе» аль-Бухари приводит (только) текст сообщения от Ибн аз-Зубайра (в форме »му’алляк» [3]), указывая на него со всей определенностью. Ибн Хаджар в »Фатх аль-Бари» (2/208) пишет: «Соединяющий иснад (этого сообщения) приводит ‘Абд ар-Раззак от Ибн Джурайджа, от ‘Аты. Он (т.е. Ибн Джурайдж) сказал: «Я его спросил: «Ибн аз-Зубайр произносил ‘‘Амин’’, завершая (читать) Мать Книги ?» Он ответил: «Да, и находящиеся позади него также произносили ‘‘Амин’’, пока в мечети не раздавалось эхо». Затем он сказал: »Поистине, ‘‘Амин’’ – это мольба»». Это сообщение приводит ‘Абд ар-Раззак в »Аль-Мусаннафе» (2640/2) и через этот же путь — Ибн Хазм в »Аль-Мухалле» (3/364) .
В этом сообщении Ибн Джурайдж разъяснил, что он взял его непосредственно (букв. лицом к лицу – прим. переводчика) от ‘Аты, поэтому мы уверены в отсутствии здесь »тадлиса» [4]. Таким образом, сообщение от Ибн аз-Зубайра надежно устанавливается.
Точно так же устанавливается сообщение и от Абу Хурайры, передаваемое от Абу Рафи’:
- «Абу Хурайра призывал на намаз Марвана ибн аль-Хакама[5], предварительно поставив условие, что последний не дойдет до слов: ولا الضالين » И не тех, которые находятся в заблуждении», — пока он не будет знать, что Абу Хурайра уже присоединился к молитвенному ряду. Поэтому когда Марван прочитывал: ولا الضالين » И не тех, которые находятся в заблуждении», — Абу Хурайра протяжно произносил ‘‘Амин’’. Он также сказал: »Когда ‘‘Амин’’ тех, кто (обитает) на земле, совпадает с »амином» тех, кто (обитает) на небесах, они получают прощение» .
Приводит аль-Байхаки (2/59); иснад этого сообщения достоверен.
Таким образом, поскольку ничто противоречащее произнесению вслух ‘‘Амин’’ Абу Хурайрой и Ибн аз-Зубайром не установлено от других сподвижников, их сообщения должны быть приняты . До настоящего времени мне не известно ни одного сообщения, которое противоречило бы этому. А Аллаху всё это ведомо лучше!
[1] Глагол » ‘ан’ана» –»передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, т.е. говорить «со слов, со слов»» . »В качестве термина (образованное от глагола » ‘ан’ана») слово »му’ан’ан» используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то…»».
[2] Прим. переводчика: слово »мудалляс» образовано от глагола »далляса» – »утаивать недостаток товара от покупателя». »В качестве термина (образованное от этого глагола) слово »тадлис» служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашения, что по сути своей является подтасовкой».
[3] Прим. переводчика: про сообщения в форме »му’алляк», приводимые в »Сахихах» аль-Бухари и Муслима, см. примечание к Приложению № 2.
[4] Прим. переводчика: см. примечание к слову »мудалляс».
[5] Прим. переводчика: правитель Медины; затем один из халифов династии Омейадов.
Дуа Юнуса
Часто у верующих возникают вопросы относительно того, какое дуа более подходит для определенного случая. Создается впечатление, что некоторые верующие принимают дуа за своего рода заклинание, которое волшебным образом помогает в определённых случаях. Всевышний приветствует, когда верующие обращаются к нему с просьбами, и, по словам Пророка Мухаммада ﷺ , Аллах гневается на тех, кто не просит у него. Но просить у Всевышнего тоже надо уметь, поэтому существуют для молитвы определенные правила этикета, которые верующим мусульманам необходимо знать.
Дуа – это просьба или мольба, обращенная к Аллаху – это следует из перевода данного слова с арабского языка. Произносится ли мольба вслух или же человек произносит их про себя, мысленно, это неважно для Аллаха – в Коране сказано, что Бог всегда знает, что в сердце у человека. С помощью молитвы такая связь с Создателем устанавливается верующим.
Пророк Мухаммада ﷺ говорил, что дуа является полезным и для того, что еще случится, и от того, что уже случилось. Обращаясь к Аллаху, мусульманин либо сразу получит от Всевышнего то, о чем просит, либо после такой молитвы грех ему будет прощен и в будущей жизни в ином мире он получит вознаграждение.
Хадис о повторении мольбы Юнуса сорок раз
В хадисе рассказывается о Юнусе, который попал во чрево кита. Данный хадис приводится в сборнике аль-Хакима , он передается со слов Са ‘ да ибн Абу Ваккаса. По его словам, Пророк Мухаммад ﷺ рассказывал о том, что Юнус попал в утробу кита, а оттуда взывал к Всевышнему словами молитвы. Сообщается , если с такой молитвой мусульманин, страдающий заболеванием, обратится к Аллаху сорок раз, а потом умрет, то награда шахида будет дарована ему в ответ на молитву. Если же больной мусульманин обратится сорок раз к Аллаху с дуа пророка Юнуса, а потом выздоровеет от болезни, то примкнет к числу прощенных. Данный хадис относится к числу слабых. В его иснаде присутствует слабый передатчик Амр ибн Бакр ас-Саксаки.
Но о самом дуа есть другой, хадис, относящийся к числу достоверных.
Дуа Юнуса в чреве кита
На арабском: لا اله الا أنت سبحانك اني كنت من الظالمين
Перевод на русский: «Нет Бога достойного поклонения, кроме Тебя, Пречист Ты, поистине, я был одним из несправедливых»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слушать и скачать в mp3 формате (читает Саад аль Курейши):
Дуа из Корана
«Помяни также человека в рыбе (Йунуса), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака [из мрака моря, ночи и чрева кита]: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» Аль-Анбийа (Пророки), 87-й аят.
Дуа пророка Юнуса известно верующим мусульманам тем, что если его прочесть, то Вспвышний обязательно услышит молящегося и ответит ему на его молитву.
Сам же пророк Йунус известен тем, что его отождествляют с пророком Ионой из Библии. Пророк Юнус был послан к своему народу, о нем четыре раза упоминается в тексте Корана. Пророка Юнуса называют еще именем Зун-Нун, что в переводе с арабского означает «обладающий рыбой».
Дуа Пророка Мухаммада ﷺ
Дуа Пророка Мухаммада (с.а.с. ﷺ — в переводе с арабского «Да благословит его Аллах и приветствует») – это все молитвы, с которыми к Господу обращался Посланник Аллаха ﷺ .
Дуа Пророка Мухаммада ﷺ , приведенные в достоверных хадисах, по объему невелики, но они содержат в себе охватывающие как этот мир, так и иной мир великие блага, несмотря на их лаконичность и краткость.
Частые дуа пророка ﷺ
Одна из молитв выражает просьбу Посланника ﷺ к Творцу укрепить его сердце «на Его религии», в этой мольбе Мухаммад ﷺ называет Всевышнего «О, изменяющий состояние сердец». Муслим в своем «Сахихе» в хадисе указывает, что однажды Мухаммад ﷺ сказал о том, что Аллах держит сердце человека «меж двух пальцев», «которым Он распоряжается, как пожелает». После этих слов Мухаммад ﷺ обратился к Творцу с мольбой о том, чтобы Он сделал так, «чтобы сердце мое повиновалось Тебе!». Текст дуа на арабском, в транскрипции и и в переводе на русский:
يا مقلب القلوب ثابت قلبي علي الدينك
«Йа мукаллиба-ль-кулюби, саббит кальби *аля диника»
«О изменяющий состояние сердец,укрепи моё сердце на твоей религии» (хадис от Тирмизи).
Анас бин Малик передал в своем хадисе, что Посланник Аллаха ﷺ часто к Всевышнему обращался с мольбой о том, чтобы Всевышний защитил его от лени и слабости, печали и тревоги, от малодушия и трусости, а также от бремени долгов и скупости и от любых притеснений со стороны окружающих его людей. Эта молитва начинается со слов «Аллахумма инни а‘уҙу бика мина-ль‘аджзи…»:
В своих словах Посланник ﷺ обращается к Творцу в поисках защиты и помощи. Просит он Господа указать ему путь и поддержать его в борьбе против его врагов. Он также обращается к Богу с мольбой наставить его, научить правильному поклонению Господу. Мухаммад ﷺ упоминает в своей мольбе и собственные прегрешения и просит Творца принять свое покаяние и очистить его от грехов.
Дуа Пророка Мухаммада ﷺ можно читать в разных ситуациях. Хорошо прочитать их для защиты от всевозможных бед и несчастий.
Дуа аудио
1. Частое дуа пророка Мухаммада ﷺ к Аллаху с просьбой о прощении:
«Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни»
«О Господи! Поистине, Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!».
2. Дуа за пророка ﷺ , произносимое после азана:
Обращение с мольбой после намаза
По словам Посланника ﷺ , дуа является поклонением Всевышнему. После фард намазов следует прочитать:
Дуа является формой поклонения Всевышнему, и когда человек к Творцу обращается с просьбой, он подтверждает этим своим действием, собственную веру в то, что Всевышний – единственный, кто может человеку даровать все то, в чем человек нуждается, и что только на Него следует полагаться человеку, и только к Нему следует человеку обращаться с мольбой. Всевышний любит, когда к нему обращаются с мольбами часто, если просьбы эти не противоречат и разрешены шариатом.
Для мусульманина дуа – это оружие, дарованное ему Господом. Пророк ﷺ спросил однажды верующих, научить ли их таком средству, что поможет преодолеть им любые беды и несчастья. И сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ сказали, что желают этого. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что им следует читать дуа «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин», и если читать эту молитву, то Всевышний услышит и ответит. Согласно словам Пророка ﷺ , ангелы стоят рядом с читающим молитву, и когда они говорят: «Аминь», просьба, читаемая в молитве, исполняется.
Как делается дуа?
Дуа – это ибадат, который Аллах вознаграждает, и совершать его следует по определенному порядку.
- читать дуа следует, обращаясь к Творцу всем сердцем, с намерением ради Всевышнего;
- начинать чтение дуа необходимо со слов, восхваляющих Аллаха, после чего читают салават Посланнику Господа ﷺ , после чего следует каяться в собственных грехах.
По свидетельству Фадаля бин Убайда, Пророк Аллаха ﷺ , однажды услышав, как один человек обратился к Аллаху с просьбой, но перед этим не восславил Всевышнего и не обратился к Всевышнему с мольбами за Посланника Всевышнего ﷺ , указал на то, что человек этот поспешил, а затем сказал, подозвав его, что если собираешься обратиться с мольбой к Господу, следует начать с вознесения хвалы Всевышнему и призвания Его благословения на Пророка ﷺ .
- — если в вашем дуа содержится важная просьба, то перед тем, как читать молитву, следует совершить омовение всего тела, особенно если эта просьба очень важна;
- — читать дуа следует, повернувшись в сторону Киблы;
- — во время чтения молитвы руки держат перед лицом, повернув ладонями вверх. Как свидетельствовал Пророк Мухаммад ﷺ , тому, кто поднимает руки во время мольбы, Творец не может отказать. Сам Пророк ﷺ , по свидетельству Анаса, настолько сильно поднимал руки во время чтения дуа, что была видна даже белизна его подмышек;
- — во время чтения молитвы просьбу к Всевышнему следует произносить тихо, смиренным уважительным тоном, не обращая взора к небесам и так, чтобы никто из окружающих не слышал этой просьбы;
- — по окончании чтения молитвы следует вновь, как это было сделано перед чтением молитвы, сказать слова восхваления Господа и салават Посланнику Аллаха ﷺ .
Чтобы испросить у Господа для себя наставления, достатка и целомудрия, следует читать молитву, начинающееся словами «Аллахумма инни…», которое приведено в хадисе имама Муслима.
Дуа Посланника Аллаха ﷺ – средство, дарованное Творцом, которое поможет испросить у Него как защиты, так и помощи, а также возможность испросить у Всевышнего благословения для Его Пророка ﷺ .
«ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 25. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ НАМАЗА ПРОРОКА
(ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ!)
بسم الله الرحمن الرحيم
Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
Предисловие
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого ведет Аллах, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдет истинного пути. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник.
Мой брат Зухайр аш-Шавиш, директор издательства «Аль-Мактаб аль-Ислами», предложил мне составить краткое изложение книги «Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами», сократить ее и сделать ее содержание более доступным для восприятия простых людей.
Я посчитал это предложение благословенным, и оно совпадало с тем, что уже давно зрело в моей душе. Я неоднократно слышал о подобном предложении от своего брата и друга. Он настойчиво просил меня о том, чтобы я, несмотря на большую занятость научной деятельностью, уделил ему хотя бы немного своего времени. И тогда я поспешил, по мере собственных сил, осуществить предложение брата, моля Покровителя, хвала Ему Всевышнему, сделать этот труд искренним ради Его Благословенного Лика и полезным для моих мусульманских братьев.
В этой работе я привел некоторые полезные дополнения к книге «Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)», снабдил ее примечаниями и счел необходимым привести в ней слова поминания Аллаха, уделив при этом особое внимание разъяснению некоторых слов, содержащихся в соответствующих хадисах либо поминаниях Аллаха.
В эту работу я также поместил основные заглавия, а также множество других поясняющих подзаголовков. Кроме того, каждый вопрос, рассматриваемый в книге, имеет свой порядковый номер.
Вместе с тем, я разъяснил правовую норму (хукм), действующую применительно к каждому вопросу: является ли он столпом (рукн) или относится к категории обязательного (ваджиб). Там, где правовая норма, действующая в отношении данного вопроса, не упоминается, он относится к категории сунна.
О некоторых нормах, касающихся категории сунна, говорят, что они обязательны для выполнения (вуджуб), однако подобное утверждение противоречит научному исследованию.
Рукн (столп) – это то, посредством чего осуществляется определенная вещь, в которой он содержится, тогда, как его отсутствие влечет за собой недействительность того, в чем содержится рукн. Например, поясной поклон (руку’) в намазе является в нем рукном (столпом), а отсутствие поясного поклона влечет за собой недействительность намаза.
Шарт (условие) – это то же самое что и рукн, за единственным исключением: шарт находится за пределами того, что он обусловливает. Например, условием совершения намаза является омовение, а намаз без омовения будет недействительным.
Ваджиб – это любое веление, выполнение которого установлено в Коране и Сунне, однако не имеющее свидетельства (далил), которое относило бы его к (категории) рукн либо шарт. Человек, совершающий деяния, которые относятся к категории ваджиб, получит за это награду от Аллаха, а отказывающийся их совершать, не имея на то уважительной причины, будет Им наказан.
Фард является синонимом слова ваджиб. Не существует свидетельства, которое указывало бы на терминологическое различие между двумя этими категориями.
Сунна — это те виды поклонения, которые совершал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) постоянно либо чаще всего, не вменив их в обязанность (мусульманам). Человек, совершающий деяния, которые относятся к категории сунна, получит за это награду от Аллаха, а отказывающийся их совершать не будет Им наказан, и он не заслуживает порицания.
Что же касается хадиса, который приводят некоторые подражатели (мукаллиды), приписывая его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!): «Кто оставит какую-нибудь мою сунну, то на него не распространится мое заступничество», — то он безоснователен в качестве слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Это не так и нельзя приписывать данный хадис Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) из опасений возвести на него ложь, ибо он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Пусть тот, кто намеренно возведет на меня ложь, займет свое место в Огне».
Следует добавить, что при написании книги я не придерживался какого-либо одного из четырех наиболее распространенных мазхабов. Поистине, в этом я следовал по пути знатоков хадисов, которые придерживаются (методологии) принятия любого достоверного хадиса, переданного от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), поэтому их мазхаб является наиболее прочным по сравнению с другими мазхабами, как засвидетельствовали беспристрастные ученые каждого из мазхабов. Среди них представитель ханифитского мазхаба, ученый Абу аль-Хасанат аль-Лукнави аль-ханафи, который сказал: «А как же может быть иначе, если они (т.е. знатоки хадисов) являются настоящими наследниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и истинными помощниками его Закона (Шариата) ?! Пусть соберет нас Аллах вместе с ними (в День Воскресения) и внушит нам любовь к ним и следование за ними вплоть до самой смерти!»
Да смилуется Аллах над Имамом Ахмадом ибн Ханбалом, который сказал:
Религия Пророка Мухаммада – в хадисах (ахбар),
Наилучшие скакуны для юноши – в преданиях (асар);
Не отворачивайся от Хадиса и его знатоков,
Ибо мнение – ночь, а Хадис – это день.
Может несведущ юнец в преданиях Руководства,
Хотя солнце освещает его всем своим блеском!
26 число месяца сафар 1392 года по хиджре
Разбор книги «Краткое описание молитвы Пророка ﷺ» шейха Альбани
от К Исламу Апр 26, 2017
Мой брат-мусульманин!
Таково краткое изложение книги «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», которое мне удалось составить, пытаясь тем самым приблизить тебя к этому труду, сделать его для тебя яснее, облегчить его для твоего восприятия, как будто ты видишь этот намаз собственными глазами.
И если ты молишься так же, как молился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз которого разъяснен (в данной книге), то, поистине, я надеюсь, что Всевышний Аллах примет твой намаз, поскольку, поступая подобным образом, ты на практике воплощаешь слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я».
Вместе с тем, ты не должен забывать и об уделении должного внимания присутствию сердца и смирения во время намаза, поскольку это является величайшей целью стояния молящегося раба перед Аллахом. И чем сильнее ты сможешь развить в своей душе чувство смирения и покорности, совершая намаз так же, как молился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем больше ожидаемых плодов ты пожнешь.
— Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани
Книгу читает, переводит и разбирает Динар Абу Идрис.
Скачать книгу на русском языке (Перевод Дамира Хайрутдина) в формате WORD и в формате PDF
Молитва пророка (с.а.с.)
О том,как совершал молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
1. Намерение. Раб намеревается совершить обряд поклонения Аллаху и совершить молитву, для чего утверждает намерение в своем сердце. Не упоминалось, что пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) или его сподвижники произносили намерение языком или говорили: “Я совершаю такую-то молитву”.
2. Такбира аль-ихрам (возвеличивание Аллаха, произнеся которое молящийся вступает в священное состояние молитвы). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), когда вставал на молитву, становился лицом к Кибле и говорил: “Аллаху Акбар” (Аллах Велик). Он поднимал руки до уровня ушей или плеч, пальцы рук были выпрямлены, а ладони рук обращены в сторону Киблы, затем он клал правую руку на левую на груди.
3. Затем он читал дуа аль-истифтах (мольбу, открывающую молитву): “О Аллах! Отдали меня от грехов, как Ты отдалил восток от запада. О Аллах! Очисти меня от грехов, как очищается белая рубашка от грязи. О Аллах! Смой мои грехи водой, снегом и градом” (хадис согласован).
Иногда он открывал молитву следующим дуа: “О Аллах! Хвала Тебе! Благословенно имя Твое! Славно величие Твое! Нет божества, кроме Тебя!” (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).
4. После дуа аль-истифтах он говорил: “Прибегаю к покровительству Аллаха от шайтана, побиваемого”.
5. Затем он читал суру “аль-Фатиха”. Иногда аят “Именем Аллаха Милостивого, Милосердного” он произносил вслух. Чаще он читал его про себя, и это подтверждено Сунной. Когда он заканчивал читать “аль-Фатиху”, он говорил “Аминь!” Когда он читал Коран в молитве вслух, он громко произносил: “Аминь!” — и это повторяли стоящие позади него”. Чтение пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) было продолжительным. Он останавливался в конце каждого аята (стиха) и удлинял его голосом” (аль-Бухари).
Умм Салама рассказывала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) читал: “Именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному! Хозяину Судного дня. ” (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
6. После того, как пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) заканчивал читать “аль-Фатиху”, он молчал (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
7. После того, как он заканчивал читать “аль-Фатиху”, он читал другую суру. Он удлинял чтение в утренней молитве. Иногда он укорачивал его по причине путешествия или другой причине. В вечерней молитве он, в основном, укорачивал чтение. В остальных молитвах он читал суры или их отрывки средней продолжительности.
8. После окончания чтения Корана пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) молчал сколько желала его душа (ат-Тирмизи; в иснаде есть отсутствующее звено) до поясного поклона. Затем он поднимал руки до уровня плеч или ушей и возвеличивал Аллаха, а затем совершал поясной поклон. Он клал ладони на колени, словно сжимая их, расставив пальцы. Он отдалял руки от боков, выравнивал и распрямлял спину, голова находилась на уровне спины ни поднятой, ни опущенной. В поясном поклоне он говорил: “Свят мой Великий Господь!” — три раза (Муслим). Иногда вместе с этим он говорил: “Свят Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости Меня!” (хадис согласован).
9. Затем он поднимался из поясного поклона, поднимал руки и говорил: “Аллах слышит того, кто восхваляет Его”. Когда он выпрямлялся, он говорил стоя: “Хвала тебе, о Господь наш!” В достоверном хадисе говорится, что он также говорил: ”Аллах слышит того, кто восхваляет Его. Хвала Тебе, о Господь наш Аллах! Наполняются ею небеса и земля и все, что ты пожелаешь помимо них, но хвала и слава Твоя превыше того, что может сказать раб, а все мы — Твои рабы. Никто не удержит того, что Ты даруешь, и никто не одарит, когда Ты запретишь, и величие не принесет величественным пользы перед Тобой” (Муслим).
10. Затем он возвеличивал Аллаха и падал ниц в земной поклон, не поднимая рук (аль-Бухари). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) касался земли коленями раньше рук (Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа), а затем припадал к земле лбом и носом. В земном поклоне он прочно устанавливал лоб и нос на землю, отдалял руки от боков, широко расставляя их, так что была видна белизна его подмышек (аль-Бухари). Предплечья он не клал не землю, а поднимал их от земли (аль-Бухари). Руки находились на уровне плеч (Абу Дауд, ат-Тирмизи), а иногда — на уровне ушей (Абу Дауд, ан-Насаи). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) выпрямлялся в земном поклоне. Кончики пальцев его ног были обращены к Кибле (аль-Бухари). Он распрямлял кисти и пальцы, не расставлял их и не сжимал их. Находясь в земном поклоне, он трижды говорил: “Свят мой Высокий Господь!” (Муслим). Иногда вместе с этим он говорил: “Свят Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!”
11. Затем пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), возвеличивая Аллаха, поднимал голову, а затем отрывал от земли руки. При этом он не поднимал рук до уровня плеч или ушей. Затем он садился на левую голень, положив ее на землю (хадис согласован). Стопу правой ноги он ставил вертикально (аль-Бухари), а пальцы ее были направлены в сторону Киблы (ан-Насаи привел хадис Ибн Умара, показывающий, что это относится к сунне в молитве). Ладони он клал на бедра. Локоть правой руки лежал на правой голени, а кончики пальцев — на колене. Между двумя земными поклонами пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) говорил: “О Аллах! Прости меня, будь милостив ко мне, помоги мне, постав меня на прямой путь и одари меня благим” (ат-Тирмизи, Абу Дауд). В другом хадисе говорится, что между двумя земными поклонами он говорил: “Господи, прости меня! Господи, прости меня!” (Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Насаи).
Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) настолько удлинял сидение между двумя земными поклонами, что люди думали, что он забылся (хадис согласован).
12. Затем он совершал второй земной поклон также, как и первый, а затем поднимался из земного поклона, пока не выпрямится сидя (аль-Бухари, ат-Тирмизи). Затем он поднимался на кончиках пальцев и коленях, опираясь руками на бедра, если это не доставляло трудностей; если же ему было тяжело, то он опирался руками на землю и вставал на второй рака’ат (аль-Бухари).
13. Когда он вставал на второй рак’ат, он начинал читать Коран без паузы (Муслим), которую он выдерживал, читая дуа аль-истифтах в начале молитвы. Он не прибегал к покровительству Аллаха в этом рак’ате, поскольку делать это в начале молитвы достаточно. Второй рака’ат пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) совершал также, как и первый, за исключением четырех моментов: пауза, дуа аль-истифтах, такбира аль-ихрам, удлинение чтения Корана, ибо пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) читал Коран меньше, чем в первом рак’ате, и он был длиннее второго.
14. Когда пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) садился для произнесения свидетельства, он левую кисть клал на левое бедро, а правую кисть — на правое бедро. Мизинец и безымянный палец правой руки он сжимал, большой и средний пальцы он сгибал в кольцо, а указательный палец поднимал и двигал им, не выпрямляя его, а несколько согнув его, и смотрел на него. Левую кисть он распрямлял на левом бедре.
Сидение для этого ташаххуда, а это — первый ташаххуд, такое же, как и сидение между двумя земными поклонами. Он садился на левую голень, а стопу правой ноги ставил вертикально (ан-Насаи; иснад достоверный). Данное сидение не было описано в хадисах иным образом. В этом ташаххуде он говорил: “Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник” (аль-Бухари). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) сильно укорачивал этот ташаххуд, словно он сидел на раскаленном камне.
15. Затем он поднимался на кончиках пальцев и коленях, опираясь руками на бедра, как это уже было описано, и поднимал руки до уровня плеч, как он делал это в начале молитвы (текст согласован).
16. Затем он читал “аль-Фатиху”, и в хадисах не говорится, что в последних двух рака’атах он читал что-либо после “аль-Фатихи”.
17. В последнем ташаххуде пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) садился на бедро (аль-Бухари). Он опирался на землю левым бедром, а половина левой стопы выступала из-под правой голени (Абу Дауд 965 от Тарика Ибн Ляхи‘а, хадис подкрепляется другой ривайей от Абу Халида, и ат-Тирмизи назвал его хорошим, достоверным). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) прислонял правую руку к правому бедру и не приподнимал его. Локоть ее находился у основания бедра. Затем он сжимал два пальца — мизинец и безымянный — и сгибал средний и большой пальцы в кольцо, а указательным пальцем двигал и взывал к Аллаху (Ахмад и авторы “ас-Сунан”). Пальцы левой руки он распрямлял и клал на левое бедро (Муслим). Затем он читал ташаххуд. Пальцы его рук были обращены в сторону Киблы в ташаххуде, при поднятии рук, в поясном и земном поклонах, а пальцы ног были обращены в сторону Киблы в земном поклоне.
18. В последнем ташаххуде пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) говорил: “Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Поистине, Ты — Восхваляемый, Славный! О Аллах! Ниспошли благодать Мухаммаду и роду Мухаммада, как Ты ниспослал благодать Ибрахиму и роду Ибрахима. Поистине, Ты Восхваляемый, Славный!”
19. После окончания ташаххуда до взывания к Аллаху с мольбой он прибегал к покровительству Аллаха от четырех вещей и говорил: “О Аллах! Прибегаю к Тебе от адского наказания, от наказания в могиле, от искушения жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии”. Некоторые ученые считают эту мольбу о покровительстве после ташаххуда обязательной в молитве, поскольку пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) повелел читать ее: “Когда один из вас закончит читать (последний) ташаххуд, пусть он молит Аллаха о покровительстве от четырех вещей”, — и он упомянул их.
20. Затем он взывал к Аллаху различными молитвами. Одной из них пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) научил Абу Бакра ас-Сыддыка, да будет доволен им Аллах: “О Аллах! Поистине, я был сильно несправедлив со своей душой, и не прощает грехов никто, кроме Тебя. Даруй мне Свое прощание и будь ко мне милостив, ведь Ты — Прощающий, Милостивый!” (хадис согласован). К этим молитвам относится и следующая: “О Аллах! Поистине, я прибегаю к Тебе от грехов и долгов” (хадис согласован).
21. Затем пророк (да благословит его Аллах, и ниспошлет ему мир) произносил приветствие, повернув голову направо: “Мир вам и милость Аллаха!” — так что видел белизну щеки сидящего справа, а затем — повернув голову налево: “Мир вам и милость Аллаха!” — так что видел белизну щеки сидящего слева (Абу Дауд, ан-Насаи, а ат-Тирмизи назвал хадис достоверным).
22. После приветствия он трижды молил Аллаха о прощении, сидя лицом к Кибле, а затем говорил: “О Аллах! Ты — Мир, и от Тебя исходит мир! Благословен Ты, о Обладатель величия и почета” (Муслим и авторы “ас-Сунан”). Он оставался лицом к Кибле, пока говорил это.
Затем он поворачивался к молящимся позади него иногда через правое плечо, а иногда — через левое.
Ибн Мас’уд сказал: “Я видел, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) частью поворачивался через левое плечо” (хадис согласован).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Анас сказал: “Большой частью я видел, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) поворачивался через правое плечо” (Муслим).
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.