Молитва в мечете

Детально: Молитва в мечете - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Как молятся мусульмане

Одной из пяти основ исламской веры является молитва или намаз. Относиться к ней следует очень ответственно, поэтому каждому правоверному требуется знать, как молятся мусульмане и как правильно молиться дома мусульманину, чтобы соблюсти все требования и правила молитвы.

Молитва также важна для каждого верующего потому, что она является общением молящегося со Всевышним Аллахом, которое приведет его к праведной жизни. Намаз в исламе на первый взгляд может показаться сложным, и запомнить и выполнять его правильно и безошибочно в мечети и дома не каждому под силу с первого раза. Поэтому следует разобраться в деталях, как молятся мусульмане, какие правила соблюдают, чтобы научиться это делать правильно и следовать всем канонам религии ислама. Для того, чтобы этому научиться, необходимо изучать правильное совершение намаза и концентрироваться на сути и содержании молитвы, не зависимо от того, дома ли молится мусульманин или в мечети.

Сколько раз в день молятся мусульмане?

Мусульманин должен молиться, то есть совершать ритуальную молитву, пять раз в день, и правильный мусульманский намаз включает в себя не только проговаривание определенных молитвенных слов, но и совершение определенных действий, телодвижений, поясные поклоны и земные. Важно, чтобы молящийся был сконцентрирован на том, что он делает, поскольку во время молитвы Всевышний Аллах наблюдает за ним. Мусульмане молятся коллективно, но намаз может быть и индивидуальным, если верующий находится дома или в путешествии.

Есть пять наиболее важных ежедневных намазов входящих в 5 столпов Ислама, молиться которые обязательно для каждого правоверного, они отделяют веру человека от неверия:

  1. предрассветная молитва или фаджр намаз;
  2. полуденная молитва или зухр-намаз;
  3. послеполуденная молитва или аср-намаз;
  4. закатная молитва или магриб-намаз;
  5. ночная молитва или иша-намаз.

Данные намазы мусульманин должен молиться в мечети коллективно, если неподалеку от него есть мечеть и он слышит азан (призыв). Допускается молиться дома или на работе, если мечеть находится вдалеке, идет сильный дождь, снег, если мусульманин болеет или есть какие-либо еще веские причины, которые затрудняют присутствие на коллективном намазе.

Как правильно молиться. Видео

В данном видео можно посмотреть как правильно молиться мусульманину, какие движение совершать во время молитвы и какие дуа и суры читать:

Где молятся мусульмане?

Мусульмане молятся в мечетях — мусульманских храмах, особенно это касается обязятельных коллективных молитв, пятничной или праздничной молитвы, а также таравих-намаза в месяц Рамадан, остальные молитвы мусульманин может совершать как дома, так и на работе или в любом другом чистом месте, как сказано об этом в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ: «Вся земля сделана для меня чистой и местом поклонения / масджид» (передали Ахмад 5/148, 161, Абу Дауд 489, Ибн Маджах 567, ат-Таялиси 472).

Важнейшие молитвы в Исламе

Мусульманин должен обязательно молиться и не оставлять без веских причин джаназа-намаз, джума-намаз и ид-намаз:

  • Джаназа-намаз — заупокойная молитва по умершему мусульманину, совершаемая коллективно. Имеет свои особенности совершения, мусульмане ставят тело покойного перед собой и молятся стоя, не совершая поясных и земных поклонов, также во время молитвы читаются определенные дуа за покойного.
  • Джума-намаз — пятничная молитва из двух ракаатов, которую не рекомендуется пропускать без веской уважительной причины, мусульмане молятся коллективно в мечети, перед совершением джума-намаза читается пятничная проповедь — хутба.
  • Ид-намаз — праздничная молитва, совершаемая коллективно два раза в год, по окончанию поста в месяц Рамадан — Ураза-Байрам и по завершению Хаджа — Курбан-Байрам.

Желательные молитвы

Помимо обязательных намазов в исламе мусульманин может молиться для испрашивания дождя, во время солнечного затмения или лунного.

Также мусульманам рекомендуется молиться намазы, которые пришли из Сунны Пророка Мухаммеда ﷺ, и за которые молящегося ждут большие награды и возможное приближение к Господу Миров.

Вот основные дополнительные намазы:

Необходимо отметить, что некоторые намазы, в зависимости, от обстоятельств, могут совершаться не как обычно, к примеру, обязательный пятидневный намаз путешественника может и должен сокращаться и совмещаться: утренний намаз читается в 2 ракаата, обеденный зухр и аср, сокращаются до 2 ракаатов вместо 4 ракаатов и совмещаются, то есть читаются один за другим в удобное для путника время, магриб намаз читается в 3 ракаата, а иша, вместо 4 в 2 ракаата и также совмещаются друг с другом (магриб с иша). При этом суннат-намазы не читаются, за исключением, утренней сунны, которую Пророк Мухаммед ﷺ никогда не оставлял.

Мольбы

Небольшие мольбы или дуа с поминанием имени Всевышнего могут совершаться без специальной подготовки или ритуала. К таким относятся множество дуа при возникновении разных обстоятельств: при выходе в дорогу, для очищения дома от скверны, после совершения намаза, перед сном, за умершего, после азана, от бремени долгов, чтобы успешно выйти замуж, после пробуждения утром, перед и после принятия пищи, при встречи с врагом или недоброжелателем, от всего плохого, чтобы забеременеть, о прощении, от лени, во время дождя, для успешной сдачи экзаменов и много других, которые можно найти в книгах-сборниках дуа, о мольбах мусульманина.

Также мусульманин может обратится в любое время к Всевышнему Аллаху помолившись Ему о тех нуждах, которые заботят его в данный момент. Такая мольба носит произвольный характер, однако по сунне правильно в начале произнести имя Аллаха, восхвалить Его и поблагодарить, призвать мир и благословение на Посланника Аллаха ﷺ: «БисмиЛлях. АльхамдулиЛлях. Ва ссаялту ва ссаляму аля расулиЛлях», а также попросить прощения у Всевышнего за свои грехи.

Требования к молящемуся

Молиться мусульмане начинают с того, что правильно осуществляют подготовку к намазу.

Если мусульманин отправляется в мечеть, то входить в мечеть ему следует тихо, поскольку нельзя мешать тем, кто уже молится, также запрещено проходить впереди молящегося мусульманина. Когда мусульманин молится не дома, ему нельзя мешать другим молящимся, нельзя разговаривать во время молитвы и следует поддерживать концентрацию. Запрещено совершать молитву, будучи нетрезвым или под действием наркотиков.

Молиться в чистоте

Молиться следует в чистом месте и в чистой одежде, также сам молящийся должен быть ритуально чистым. Перед намазом мусульманин должен правильно совершить малое или большое омовение, в тех случаях, если оно нарушилось. Нарушается омовение, если человек справил малую или большую нужду, у него вышли газы, случилось кровотечение, рвота или обморок, а также по некоторым другим причинам.

Читайте так же:  Молитва господу о замужестве сильная молитва

Если чистота того места, где будет молиться мусульманин дома, вызывает у него сомнения, то ему следует расстелить коврик.

Одежда

Перед тем, как молиться, мусульманин должен закрыть свое тело так, как того требуют правила: мужчина не должен иметь открытых участков тела от колен до плеч, включая плечи, а женщина должна закрыть все тело, кроме своих ладоней и лица. Нельзя молиться не закрыв данные участки тела, ни в общественном месте, ни дома. Кроме того мусульманке и мусульманину не подобает одевать обтягивающую или прозрачную одежду, одежду с изображениями животных и людей.

В какую сторону молятся мусульмане?

Начиная молиться, следует правильно рассчитать направление Кыблы, повернувшись в сторону Заповедной Священной мечети в Мекке в центре которой находится главная святыня мусульман — Священная Кааба. Все мусульмане мира поворачиваются лицом в сторону Каабы во время намаза. Если мусульманин помолиться в другую сторону, зная о неправильном направлении, то его молитва будет недействительна.

Для правильного направления молитвы можно использовать компас или ориентироваться по Солнцу, зная широту и долготу нахождения, также в современное время используют мобильные программы определения Киблы.

Время намаза

Мусульмане молятся в определенное время для каждой из пяти ежедневных молитв. Время, которое отведено для каждой молитвы, определяется положением солнца. На каждый намаз отводится в среднем от пяти до десяти минут. Время для каждой молитвы в разные дни не совпадает, поскольку положение солнца в течение года меняется, так что время совершения молитвы также сдвигается. Нельзя молиться, если время молитвы еще не наступило, исключение делается лишь для путешественников, которые совмещают и сокращают свои намазы.

Столпы молитвы

Для каждого намаза есть свое число ракаатов, то есть повторений: для молитвы фаджр положено два ракаата, для зухр-намаз – четыре ракаата, для аср-намаза – четыре ракаата, для магриб-намаза – три ракаата, для молитвы иша – четыре ракаата.

Приступая к молитве, в мечети или дома, верующий должен сделать намерение молиться, идущее от самого его сердца. Начиная намаз, нужно это намерение понять и осознать. Вслух можно не произносить слова этого намерения. Во время осмысления своего намерения мусульманин может подумать о том, сколько он собирается произнести ракаатов, и о том, с какой целью он собирается это сделать.

Что совершает мусульманин во время молитвы?

Молитва мусульманина состоит из ракаатов, как об этом упоминалось выше, один ракаат состоит из следующих пунктов:

Совершая второй ракаат, после второго суджуд следует сесть на колени и читать ташшахуд.

Завершать правильно молитву следует ас-салямом. После того, как будет произнесен ташшахуд, следует прочитать салават Пророку Мухаммаду ﷺ, затем обратиться к Аллаху с просьбой, чтобы Он уберег мусульманина от мучений в могиле и в Аду. Завершается молитва поворачиванием головы вправо произнеся слова «Ас Салям Алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху». Затем нужно повернуть голову влево и произнести: «Ас Салям Алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху».

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Читайте так же:  Молитва перед исповедью

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Иша намаз

Ночной намаз или иша намаз – это молитва, которая совершается после того, как заканчивается время магриба. Состоит из четырех ракаатов фарда и двух ракаатов сунны намаза.

Ночной иша намаз входит в пять обязательных ежедневных мусульманских молитв:

Мужчинам желательно молиться в мечети, как и остальные коллективные обязательные намазы.

Последовательность действий в ночном намазе

В первую очередь выполняют четыре ракаата фарда, а затем 2 ракаата суннат иша намаза. Следует отметить, что в ночном намазе в первом и втором ракаатах имам читает суры вслух: мужчина, молящийся один или мужчина-имам читают суры громко, а молящаяся женщина или женщина-имам в коллективном намазе среди женщин читает эти суры не слишком громко, но не про себя.

В третьем и четвертом ракаате читается только сура аль-Фатиха про себя как мужчинами, так и женщинами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Первый ракаат

В положении стоя следует сделать намерение (ният) совершить ночной иша намаз, намерение можно произнести про себя или шепотом «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха совершить четыре ракаата ночного фарда намаза Иша».

Обе руки поднимают на уровень ушей или плеч, раздвигая пальцы и ладони обратив в сторону Киблы. Для женщин – руки предписано поднять до уровня груди.

После этого надо произнести: «Аллаху акбар», вслух это произносят мужчины и имам. Далее кладут правую руку на левую, обхватив правой рукой запястье левой руки и кладут руки на живот или грудь. Женщинам предписано поставить руки на уровень груди.

Оставаясь стоять в этом положении следует прочитать дуа Сана: «Субхаанакя аллаахумма …», затем чего читают: «А ‘ узу билляхи минашшайтаанир раджим. Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим» и далее читают суру аль-Фатиха.

По окончании чтения суры аль-Фатиха надо прочитать вслух какую-либо суру или длинный аят – это может быть сура аль-Кяусар, что касается слова «Амин» после суры аль-Фатиха, то согласно ханафитскому мазхабу его говорят про себя, другие же имамы считают, что «Амин» следует произносить вслух, хором.

Далее следует опустить руки, произнести: «Аллаху акбар» — мужчины и имам произносят это вслух и совершить поясной поклон или руку. В поясном поклоне надо сказать трижды «Субхана Раббияль азыйм».

После совершения поясного поклона тело следует выпрямить до положения вертикально, а во время выпрямления следует говорить: «Раббана уа лякаль хамд». Эти слова также имам и мужчины должны говорить вслух.

Далее говорят «Аллаху акбар» — мужчины и имам – вслух, затем следует совершить земной поклон или саджда. Саджда выполняется так: сначала следует опуститься на колени, или на руки, согласно шафиитскому мазхабу, после этого опираются на руки, и только затем касаются носом и лбом места саджда. Во земном поклоне надо произносить трижды «Субхана Раббияль А‘ля».

Читайте так же:  Молитва на оружие

Затем поднимаются в положение сидя из саджда, говоря (вслух имам и мужчины) «Аллаху акбар». В положении сидя следует выдержать паузу в несколько секунд, во время которой произносят дуа «Раббигъфирли вархамни ваджбурни варфа‘ни варзукъни ваhдини ва‘ афини».

Далее снова произнести: «Аллаху акбар» (вслух – имам и мужчины), снова опуститься в поклон саджда и произнести трижды «Субхана Раббияль А‘ля». Затем произносят «Аллаху акбар», поднимаясь из саджда (имам и мужчины – вслух) для совершения второго ракаата ночного намаза иша.

Второй ракаат

Следует сказать слова «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», после чего читают суру аль-Фатиха, а затем какую-либо короткую суру, либо длинный аят – подойдет сура аль-Ихляс.

Далее все действия ночного намаза повторяются как и в первом ракаате до второго суджуда (земного поклона), после которого молящийся возвращается из саджда в положение сидя и следует читать дуа Аттахият «Аттахияту лилляхи вассалавату…». Далее молящийся должен произнести слова «Аллаху акбар», которые вслух произносят мужчины и имам, после чего поднимается на третий ракаат ночного намаза иша.

Третий ракаат

Третий ракаат ночного намаза иша аналогичен первому ракаату, за исключением того, что читается только одна сура аль-Фатиха про себя, как мужчинами, будь то имам, так и женщинами.

После второго суджуда молящиеся поднимаются в положение стоя для совершения четвертого ракаата.

Четвертый ракаат

В четвертом ракаате также следует произнести: «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», и прочитать суру аль-Фатиха про себя.

Далее все действия молитвы повторяются аналогично другим ракаатам намаза до второго суджуда (земного поклона), после завершения которого молящиеся возвращаются в положение сидя, и в этом положении читают дуа Аттахият. После этого дуа следует читать Салават «Аллахума салли ‘ аля Мухаммадин…», а далее читать дуа Раббана «Аллахумма инни ‘аузу бика мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азабиль-кабри…».

После этого следует произнести, поворачивая голову сначала вправо «Ассаляму галейкум уа рахматуллах», взгляд направлен на правое плечо, а затем повернуть голову влево, произнося «Ассаляму галейкум уа рахматуллах», взгляд направлен на левое плечо. На этом фард ночного намаза закончен.

Зикр после иша намаза

После окончания обязательного ночного намаза желательно произнести тасбих: трижды «АстагфирулЛах», а затем «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам». Далее мусульманин может продолжить чтение зикров ночного намаза: слова поминания Аллаха по 33 раза «СубханаЛлах«, «АльхамдулиЛлях«, «Аллаху Акбар«, затем сделать дуа после намаза и встать для совершения суннат намаза ночного иша-намаза. Также можно совершить сразу суннат-намаз, а данные зикры совершить уже после молитвы.

Суннат ночного намаза

После совершения обязательного фард намаза мусульманину желательно почитать 2 ракаата суннат намаза. Он может читаться, как в мечети, так и дома. Суннат намаз читается отдельно одним молящимся, при этом тексты сур и аятов, а также дуа и молитвенные фразы произносятся про себя.

Последовательность действий такая же как в в ночном намазе иша, в начале следует намерение (ният) совершить молитву, про себя или можно произнести шепотом: «Намереваюсь ради Аллаха совершить два ракаата сунны ночного намаза Иша (или Ясту намаз по-татарски)».

Первый ракаат

  • Нужно поднять обе руки до уровня ушей с раздвинутыми пальцами, чтобы ладони были повернуты к Кибле. Для женщин положение рук должно быть таким: поднимать руки следует до уровня груди. Далее следует произнести: «Аллаху акбар», после этого правую руку следует положить на левую. Руки следует опустить на живот или грудь, а женщинам следует поставить руки свои до уровня груди.
  • Оставаясь в таком положении, следует прочитать дуа Сана: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика…», после этого прочитать «А‘узу билляхи минашшайтаанир-раджим» и далее «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим». Следующий шаг – нужно прочитать суру аль-Фатиха, а после ее прочтения следует прочитать еще какую-то короткую суру или длинный аят.
  • Далее руки опускают, говорят: «Аллаху акбар», совершают поясной поклон или руку, в котором нужно говорить трижды «Субхана Раббияль ‘азыйм».
  • После чего нужно выйти из поклона руку, говоря: «Сами‘аллаху лимян хамидах» и затем сказать: «Раббана уа лякаль хамд».
  • После этого произносятся слова «Аллаху акбар!», выполняется земной поклон или саджда, для чего сначала следует встать на колени, опереться на руки (или можно наоборот опереться на руки, а затем встать на колени), затем коснуться места саджда лбом и носом.
  • Во время земного поклона следует трижды повторить «Субхана Раббияль А‘ля», а затем подняться из поклона саджда сказав: «Аллаху акбар» и перейти в положение сидя, оставаясь в этом положении несколько секунд, где следует произнести короткий зикр.
  • Затем снова следует опуститься в саджда, произнеся «Аллаху акбар!», и снова в сажда сказать «Субхана Раббилья А‘ля» трижды. Затем вставая в положение стоя произнести «Аллаху акбар», далее переходят ко второму ракаату.

Второй ракаат сунны

Нужно произнести: «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», и прочитать суру аль-Фатиха. После ее прочтения читают кроткую суру либо один из длинных аятов – в таких случаях подойдет сура аль-Ихляс «Куль хува Аллааху Ахад…».

Далее в ночном иша намазе руки опускают, произнося «Аллаху акбар», совершают поясной поклон или руку, в поясном поклоне произносят трижды «Субхана Раббияль ‘азыйм», затем выходят из поклона, выпрямляя тело до положения вертикально, произнося «Сами‘аллаху-лимян-хамидах» и затем «Раббана уа лякаль хамд».

Далее со словами «Аллаху акбар» выполняется земной поклон саджда. В земном поклоне нужно произносить «Субхана Раббияль А‘ля» трижды, а затем подняться из саджда, произнося «Аллаху акбар», и в положении сидя провести несколько секунд, во время которого произносят «Раббигфирли» (два или три раза).

Далее произносят слова «Аллаху акбар» опускаясь снова в саджда, снова трижды произносят «Субхана-Раббияль-А‘ля». Далее возвращаются в положение сидя, говоря «Аллаху акбар», и в этом положении нужно прочитать дуа Ат-Тахият «Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту…», а затем «Салават» и по желанию короткие дуа.

Далее необходимо произнести таслим, поворачивая голову к правому плечу со словами «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах», а затем также к левому плечу со словами «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах», и на этом намаз будет завершен.

Некоторые мусульмане завершают ночной намаз и сунну, дополнительным намазом витр, состоящим из одного, трех или более нечетных ракаатов. Данный намаз можно делать как после молитвы иша, так и отложив его по сунне до времени наступления тахаджуд намаза (последнюю треть ночи). Выполнение молитвы витр является обязательной в исламе.

Читайте так же:  Молитва матроне московской от кисты

Хадисы об иша намазе

Ночной намаз иша упоминается в ряде хадисов. По словам Аиши, Пророк Мухаммад ﷺ однажды откладывал иша намаз, пока большая часть ночи не прошла, и только потом он вышел и объявил, что это и есть подлинное время, в которое следует читать намаз Иша, но он не хочет обременить своих последователей.

Еще в одном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что исполнить иша намаз следует до первой трети ночи или в середине ночи, и он повелел бы своим сподвижникам выполнять ночной намаз в это время, если бы не считал это для своей общины обременительным.

Также в хадисе со слов Джабира рассказано, что Посланник Всевышнего ﷺ иногда торопился с ночной молитвой, но были случаи, и когда он медлил. Если же Пророк Мухаммад ﷺ видел, что уже собрались верующие для совершения молитвы, то он совершал намаз раньше, но если верующие опаздывали, то Пророк Мухаммад ﷺ откладывал намаз.

Уснул и пропустил ночной намаз, что делать когда проснешься?

Если мусульманин проспал ночной намаз или забыл, то проснувшись и вспомнив об этом ему следует встать помолиться, как будто он не пропускал эту молитву.

Азан и икамат

Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).

Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению, в прошлые времена, когда не было громкоговорителей азан совершался муадзином с высокого места, к примеру, минарета мечети.

Азан и икамат в джамаате

Согласно Шариату для группы людей (джамаата) азан и икамат – это утвержденная сунна, которая узаконена для пяти молитв Аллаху, в том числе и во время путешествия. Окончательное их оставление не дозволено, поскольку являются внешним исламским обрядом.

Приводят слова Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ о том, что “Если наступит время молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом”.

Азан и икамат для одного человека

Для одного лица постановления Шариата указывают, что азан и икамат являются сунной, что подтверждается рассказом Укъба бин Амира о том, как Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах удивился, увидев пастуха, который дает азан, а затем совершает молитву, во время того, как находится со стадом на пастбище. Тогда Аллах Всемогущий сказал: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай”.

Произносить призыв желательно даже человеку, который совершает намаз в одиночестве, и даже если он проходит дома или где-то в степи. Азан должен быть произнесен громко, даже если человек находится не в мечети. Об этом говорится в хадисе, что Абу Саид аль-Худри свидетельствовал, что следует повысить свой голос, когда находишься в степи и пасешь овец и собираешься произнести азан перед тем, как совершать намаз, и что такое повеление он слышал от Посланника Аллаха ﷺ .

Мудрость азана и история его возникновения

Азан содержит в себе многоплановую мудрость: он оповещает мусульман о том времени и месте, когда и где будет совершаться молитва, он побуждает верующих к коллективному совершению молитвы, а также он побуждает беспечных мусульман, напоминая о совершении молитвы тем, кто забыл о ней, поскольку молитва является величайшей милостью Аллаха.

Призыв был узаконен на первый год хиджры, поскольку в то время появилась острая необходимость в том, чтобы был установлен какой-либо знак, который мог бы сообщать верующим о том, что наступило время молитвы. Поначалу мусульмане не пришли к единому решению, но с наступлением ночи АбдуЛлаху ибн Зейду был ниспослан сон, в котором он видел человека, который нес колокол. АбдуЛлах у него спросил, несет ли тот колокол на продажу, и человек ответил ему вопросом на вопрос, поинтересовавшись, что собирается с этим колоколом сделать АбдуЛлах, на что тот сообщил, что с помощью этого колокола он будет призывать верующих на молитву. Человек, который нес колокол, предложил научить его кое-чему более полезному, и обучил АбдуЛлаха азану и икамату. АбдуЛлах наутро пошел к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему ﷺ о своем сне, на что Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал, что видение это правдивое и ему следует передать эти слова Билялю, поскольку он обладает более звонким и подходящим для этого голосом.

Азан, поистине, обладает рядом достоинств: все, чего достигал голос муаззина, будет свидетельствовать за него в Судный день перед Аллахом – будь то джинн, человек или любое живое существо. Достоинства его настолько велики, что, знай об этом люди, они бы вступали в соревнования за право делать азан, — так говорил Пророк Мухаммад ﷺ .

Условия азана

Для того, чтобы азан с икаматом считались действительным, человек, который их совершает, должен соблюдать ряд условий:

  • быть мусульманином;
  • мужчиной (женщине не дозволено совершать азан, но можно негромко читать икъамат);
  • должен находиться в трезвом рассудке и разуме;
  • должна быть соблюдена очередность слов, а сами его слова должны произноситься непрерывно, без большого перерыва;
  • совершение азана при наступлении времени для совершения молитвы;
  • звуки должны произноситься четко, а сам текст растягивать так, как того требуют соответствующие правила арабского языка;
  • при совершении азана запрещается чрезмерно распевать его, особенно если это приводит к тому, что буквы, харакаты изменяются, либо если это ведет к добавлению или убавлению звуков;
  • действительными будут являться азан и икамат, совершенные несовершеннолетним, но различающим мальчиком-мумайизом (то есть отличающим уже мужчин и женщин);
  • также призыв будет действительным, если человек проспал время молитвы или забыл ее вовремя совершить.

Сунна при чтении азана и икамата

Желательные действия при совершении азана и икамата предполагают:

  • желательно их произносить стоя, а сидя читать нежелательно, если есть возможность делать это стоя;
  • муадзин, должен быть обращен лицом к Кибле;
  • читающему следует находиться в состоянии малого и полного омовения;
  • обходить минарет во время совершения призыва нежелательно, хотя это не касается тех случаев, если город большой;
  • когда муэдзин собирается провозгласить призыв на молитву, ему следует встать на возвышенность, лучше всего, если это будет минарет. П ри отсутствии минарета можно произносить с крыши мечети. Сейчас на крышах мечетей устанавливают громкоговорители, и муэдзины могут прочитать азан в мечети, стоя. Если же громкоговоритель неисправен или отключили электричество, муэдзин должен следовать тем правилам, которые указаны ранее;
  • азан и икамат следует провозглашать одному и тому же человеку;
  • желательно, чтобы у муадзина был красивый и громкий голос;
  • икамат в отличие от азана произносится негромко, на возвышенность подниматься не нужно. Это следует сделать только тогда, когда есть вероятность, что не все смогут услышать икамат;
  • между азаном и икаматом нужно протянуть время, чтобы верующие могли завершить суннат-намазы и собраться на намаз.
Читайте так же:  Заговор молитва от конкурентов

Слова азана

Форма призыва должна быть такова с переводом на русский язык:

Можно ли совершать заупокойную (джаназа) молитву в мечети?

Вопрос: Можно ли положить тело усопшего перед совершающими обязательную молитву? И можно ли совершать заупокойную (джаназа) молитву в мечети?

Ответ: Хвала Аллаху ﷻ, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Желательно иметь для совершения заупокойной молитвы отдельное помещение. Относительно совершения заупокойной молитвы в мечети у богословов есть разные мнения ввиду их понимания хадисов, дошедших до нас относительно данного вопроса.

Имам Муслим привёл хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором рассказывается, что «она велела перенести тело усопшего Саада бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, в мечеть и совершить заупокойную молитву там. Люди стали возмущаться, и тогда Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Как же быстро люди забыли, что Посланник Аллаха совершил заупокойную молитву над Сухайлом бин аль-Байза именно в мечети”».

عن السيدة عائشة رضي الله عنها أنها أَمَرَتْ أَنْ يُمَرَّ بِجَنَازَةِ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ رضي الله عنه فِي المَسْجِدِ فَتُصَلِّيَ عَلَيْهِ, فَأَنْكَرَ النَّاسُ ذَلِكَ عَلَيْهَا, فَقَالَتْ: مَا أَسْرَعَ مَا نَسِيَ النَّاسُ, مَا صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ صلَّى اللهُ عليهِ وعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ عَلَى سُهَيْلِ بْنِ البَيْضَاءِ إِلا فِي المَسْجِدِ

Имам Абу Давуд привёл хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «За совершение заупокойной молитвы в мечети никакого дополнительного воздаяния нет». В передаче этого же хадиса, приведённого имамом Ахмадом и Ибну Маджой, сказано: «Нет дополнительного воздаяния за чтение джаназа-намаза в мечети».

مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فِي المَسْجِدِ فَلا شَيْءَ عَلَيْهِ

مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فِي المَسْجِدِ فَلا شَيْءَ لَهُ

Шафиитские богословы посчитали желательным совершение заупокойной молитвы в мечети, а ханбалиты – всего лишь дозволенным, ссылаясь на хадис, приведённый имамом Муслимом. Ханафитские и маликитские учёные считают нежелательным совершение заупокойной молитвы в мечети, если есть другое место, предназначенное для этого, вне мечети.

Заключение:

Нет ничего запретного в совершении заупокойной молитвы в мечети, если нет риска пачкания мечети и нет неприятного запаха.

Кроме того, в том, чтобы положить тело перед совершающими обязательную молитву, нет ничего запретного: при этом не имеет значения, положат тело усопшего перед читающими намаз, справа от них или слева, пока те исполняют намаз, чтобы по завершении чтения они совершили заупокойную молитву. Хотя лучше не класть тело перед молящимися. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Эта молитва защищает человека весь день

Эту молитву мусульмане читают ежедневно, в разных ситуациях: после пробуждения ото сна и при отходе ко сну, перед принятием пищи или питья, при выходе из дома и по возвращении, перед началом какого-либо дела и т.п. Речь идёт о Басмале («Бисмиллях…»), в которой заключена милость Божья.

Басмала («Бисмилляhи-р-раẍмани-р-раẍим» – «Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том») – это упоминание Бога, существующее во всех вещах и во всех действиях. Басмала находится в начале каждой молитвы (дуа), в начале каждого упоминания, в начале каждого деяния. По сути Басмала является ключом, данным нам Господом, который открывает все врата благополучия, и который извлекает пользу и отталкивает вред от всего, что окружает нас.

В чтении Басмалы заключено огромное вознаграждение от Всевышнего, потому что она является аятом из Священного Писания – Корана.

В изречении Посланника Божьего ﷺ , которое сообщил Ибн Аббас (да будет доволен им Господь), говорится: «Когда учитель велит маленькому мальчику-ученику произнести «Бисмиллях…» и он это произносит, Всевышний предначертывает учителю, его родителям, ученику и его родителям освобождение от Ада».

В хадисе говорится, что «Каждое важное дело, которое не начинается с «Бисмилляh…», – не благодатное» (имамы ан-Насаи, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

Пророк ﷺ также изрёк: «Ничто не повредит (тому) рабу (Божьему), который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить:

بِاسْمِ اللَّهِ الَّذِي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الْأَرْضِ وَلاَ فِي السَّمَاءِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيم

«Бисмилляhи лляҙи ля яḓурру ма‘а смиhи шайъун фи-ль-арḓи ва ля фи-с-самаъи, ва hува-с-сами‘у-ль-‘алим»

(Смысл) «С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий!»» (имамы аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Как заставить шайтана похудеть?

Посланник Господа ﷺ изрёк: «Скажи «Бисмилляхи ррахмани ррахим», когда что-то совершаешь, и сатана станет меньше, чем муха» (Абу Давуд; ан-Насаи).

В книге досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана» приводится следующая история:

«Один исхудалый, ослабевший шайтан, то есть иблис, встречает другого шайтана – жирного, округлённого. Жирный шайтан спрашивает худого, из-за чего тот так похудел.

Худой рассказывает: «Меня приставили к одному человеку, он всегда, входя в дом и приступая к еде, произносит «Бисмиллях…», поэтому у меня нет возможности участвовать в том, что он делает, и я стал таким».

Жирный сказал: «Меня тоже приставили к одному человеку, он вообще не знает «Бисмиллях…», поэтому я всегда кушаю с ним, пью с ним, вхожу в дом вместе с ним, сплю с ним, встаю с ним, то есть я участвую во всех его делах, и я имею возможность сесть на его шею и вести его куда мне хочется, словно ишака или коня»».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Молитва в мечете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here