Неделя о мытаре и фарисее Православный Церковный календарь

Детально: Неделя о мытаре и фарисее Православный Церковный календарь - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году. Первый зов великопостной весны

Протопресвитер Александр Шмеман

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году выпадает на 9 февраля и закончится 15 февраля. Подробнее об этой неделе без поста Вы узнаете из статьи!

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году — 9 февраля — 15 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году — 22 февраля — 28 февраля

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году – с 9 февраля по 15 февраля

Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом.

Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.

Ведь вот, устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвы. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью.

Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся.

В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой.

Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.

Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? — вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком — гордыня.

Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их.

Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения — не стали ли они уже не только недостатком, пороком, а, хуже того, — общественным и даже государственным преступлением. Оказывается, любить родину — это все время бесстыдно восхвалять ее, унижая чужие родины. Оказывается, быть лояльным — это провозглашать все время безгрешность власти.

Оказывается, быть человеком — это унижать, топтать других людей, это возвышать себя путем их унижения. Проанализируйте свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, и вы должны будете признать, что это именно так.

Тот мир, в котором мы живем, так пронизан оглушительным и грубым бахвальством, что уже сам этого больше не замечает, оно уже стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени — Пастернак — в знаменитой своей строчке: «…все тонет в фарисействе».

Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой.

Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше. И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы.

Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти.

Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.

И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, — можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это-уважение к другому и это уменье мужественно признать себя несовершенным, раскаяться, и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны…

[*] Из книги «Воскресные беседы».

Вы прочитали статью Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году. Читайте также —

Неделя о мытаре и фарисее. Материалы Правмира:

Видео о Неделе о мытаре и фарисее:

Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

1 февраля Неделя о мытаре и фарисее Сплошная седмица Подготовка к Великому Посту

Неделя – древнерусское название воскресенья. В большинстве славянских языков воскресенье называется «неделей», то есть днём, когда «не делают», не работают. В романских языках – «день Господний» (от лат. dies Dominicus).
Неделя в нашем понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица.
Неделя о Мытаре и Фарисее – в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам (2 — 8 февраля) – пост отменяется и в среду, и пятницу.
В православном церковном календаре Неделя о мытаре и фарисее (наряду с Неделей о блудном сыне(8 февраля), мясопустной(15 февр.) и сыропустной (22 февраля- Прощеное воскресенье) неделями) является одной из четырёх подготовительных к Великому посту.

Эта неделя посвящена Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее.

ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

Читайте так же:  Паримии на Преображение Господне

12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 18:10-14).

Первая подготовительная седмица к Великому посту

Святая Православная Церковь как чадолюбивая мать не сразу вводит нас на поприще Поста, зная, что без должной подготовки человек может приуныть и ослабеть в любом, даже благом, деле. Поэтому перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного. Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приуготовительные недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели (Воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В приуготовительные недели, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Один праведный человек по имени Лавр оставил свое село и ушел в горы, искоренив в душе своей все свои желания, кроме желания посвятить себя Богу и попасть в Царство Небесное. Несколько лет Лавр провел в посте и молитвах, думая только о Боге. Когда он снова вернулся в село все односельчане подивились его святости. И все его почитали как истинного человека Божия. И жил в том селе некто по имени Фаддей, который позавидовал Лавру и сказал односельчанам, что и он может стать таким же, как Лавр. Тогда удалился Фаддей в горы и стал в одиночестве изнурять себя постом. Однако через месяц Фаддей вернулся обратно. И когда односельчане спросили, чем он занимался все это время, он ответил:

— Я убивал, крал, лгал, клеветал на людей, превозносил себя, прелюбодействовал, поджигал дома.
— Как это может быть, если ты был там один?
— Да, телом я был один но душой и сердцем я все время был среди людей, и чего не мог делать руками, ногами, языком и телом своим, делал мысленно в душе.

(Святитель Николай Сербский. Объяснение десяти заповедей. Заповедь 10-я)

Быть религиозным человеком сегодня – это значит осмысленно, сознательно относиться к своей вере, точно знать, почему мы живем так, а не иначе. Это нужно знать и для самих себя, и для того, чтобы уметь ответить всякому на любой вопрос, касающийся нашей веры; поэтому внутренняя интеллектуальная жизнь верующего православного человека всегда должна быть интенсивной. Нашей духовной жизни должны быть чужды умственная спячка, бездумность и беспамятство, нам необходимо постоянно размышлять о своих религиозных убеждениях, искать им рациональные подтверждения, дабы быть уверенными в правоте избранного нами жизненного пути.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя о мытаре и фарисее

Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.

Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Предел нечестия заключается в том, что мы, будучи лживыми, как свидетельствует слово Божие, считаем себя праведными, а «Пришедшего в мир грешныя спасти» представляем лживым (Сравн.1 Ин. 5, 10).

Обратим внимание на то, что о фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог слушает более внимательно то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит: «Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей тот, кто «бородой Авраам, а делами – Хам».

Грешный человек пришел в храм, чтобы бесчестить других людей и похвалиться своими добрыми делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. И вообще, зачем ему было в храм приходить, если Бог отправляет его домой ни с чем! Господь показывает ложное благочестие – то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Оно – как высокое, до времени зеленое дерево, не имеющее плода и гнилое внутри.

Читайте так же:  Молитва давидова псалтирь

Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами. – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда апостолу Петру открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».

Из-за близости ко Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет святой Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы приступаем к таинству причащения Тела и Крови Христовых. Горе нам, если мы повторяем их одними устами.

Мы живем в мире, где все меньше чувство греха. Можно подумать, в »безгрешном обществе», у которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной.

Самое важное, что происходит сегодня в мире, это то, что люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством – как выражение любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех мужеложства – просто как иной стиль жизни. И если это не добродетель, то, по крайней мере, это уже как бы не безнравственно. Просто это – другое.

И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнет чувствовать, что грех – это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.

И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит: «Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, от которых я первый».

Кажется, безумие мира уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим тысячной доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло – пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи – тем более Дух Божий ведет нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20).

Никогда, может быть, еще не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И призываются войти в эту славу, как никогда, грешники кающиеся, ибо, как никогда, приблизилось Царство Небесное.

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее — одна из четырёх подготовительных к Великому посту.
В православном церковном календаре она относится к Сплошным Седмицам — пост отменяется даже в среду и пятницу.

ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Эту неделю Церковь посвящает поучительному воспоминанию о мытаре и фарисее. В этой притче рассказывается о том, насколько важно для нас искреннее, а не показное покаяние.
Два человека вошли в храм помолиться.
Это были два совершенно разных человека и по духовному уровню и по социальному статусу, в храм они пришли молиться Богу. И вели они себя по-разному.

Фарисей пришел к Богу со своей надменностью и гордостью, в молитве он начал хвалиться своими ‘’заслугами’’, с упоением перечисляя свои добродетели. Этот исполнитель закона соблюдал все предписания и религиозные правила, был образованным человеком, часть своего богатства он давал на нужды Храма. Вероятно, в жизни он был даже неплохим человеком, и возможно к нему люди относились уважительно.
В своей молитве он абсолютно забыл о том, что эти его добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим, а его ошибкой было то, что он считал свою Цель жизни уже достигнутой.
Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди
Эти слова нельзя считать молитвой, но утверждением своего «я», своей гордости.
Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь
Фарисей, таким образом, унижает ближних и бесстыдно превозносится, он уже стоит на последней ступеньке своей гордости, которая приводит к отвержению Бога. По сути, ему уже Бог не нужен, ведь он пришел просто похвалиться своими внешними достижениями.
В его голове произошло переключение на количество, а не качество добрых дел: ‘’два раза пощусь, отдаю десятую часть’’
Но эти цифры Господу не нужны, ему нужно наше, наполненное любовью, сердце.

Второй человек, кто был в храме — мытарь, т.е. сборщик налогов. В древние времена к сборщикам налогов относились с презрением, поэтому мытарь стоял себе скромно в сторонке и, осознавая свои грехи, молился простыми словами:

«Господи, помилуй мя, грешнаго!»

Все свои силы мытарь направил на вымаливание прощения своих прегрешений. Он «не смел даже поднять глаз на небо» — настолько было глубоким его раскаяние в своих грехах и огромнейшее желание очиститься от них.
Мытарь «грехи свои полагает на главу свою перед Богом», а не свои добродетели, поэтому, после такой смиренной молитвы, он оказался перед Богом чище и праведнее, хотя свою жизнь он считал безнадежно пропавшей, по сравнению с ‘’праведным’’ фарисеем.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ НЕДЕЛИ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ

Притчей о мытаре и фарисее Спаситель призывает нас искоренить фарисейство, которое есть в каждом из нас.
Фарисей думает, что он лучше многих, свое мнение – правильным, других людей он желает подстроить под себя, свои недочеты он не видит, зато очень внимателен к слабостям людей. Самый главный признак фарисейства — желание приобрести за свое благочестие почет и уважение людей, поэтому все дела он старается делать при свидетелях, которые могли бы его отметить. На людях фарисеи говорят много и красиво, но, при этом никогда не сделает доброго дела, если на него никто не смотрит.
На этот счет есть слова Спасителя:

Читайте так же:  Заговор против конкурентов в торговле

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18:14).

Закон Божий и Его Заповеди соблюдать необходимо, но при этом, по-настоящему духовный человек должен обладать еще смирением мытаря.

Смирение — это основа всей духовной жизни, а не просто одна из добродетелей. По словам прп. Исаака Ниневийского, подвижники получают награду не за свои труды, а за смирение в них.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Без смирения нет милосердия и любви, а где присутствует гордыня — там всегда присутствует осуждение ближнего. Когда человек переполнен сам собой, он начинает переливаться через край, а потом стремится заполнить других людей собой и своими мнениями.

На примере притчи о мытаре и фарисее показывается, что добродетель находится там, где есть смирение и покаяние, и нет гордости.

Церковь разъясняет, что молитвы и пост становятся полезными и спасительными для человека, когда они не запятнаны самолюбованием и превозношением. Кто хвалится своими делами, тот не понимает или забывает, что мы, своими силами без помощи Божией не можем исполнить всего Закона, а значит сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.

Утреннее молитвенное правило начинается с молитвы мытаря:

«Боже, милостив буди мне, грешному»

Когда мы произносим эту молитву, очень важно вспомнить притчу о мытаре и фарисее, и то, с каким чувством молился мытарь, с таким настроем и далее нужно продолжать молитвенное делание.

Неделя о мытаре и фарисее

9 февраля 2020 года — Неделя о Мытаре и Фарисее

За несколько недель до начала Великого поста православные начинают готовиться к приближающемуся Великому Посту. В первое «подготовительное» воскресение Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки:

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11—14).

Лука вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество». Мы, современные читатели, видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея — для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи — это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осужден — он говорит, что мытарь «оправдан более».

Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идет в свой дом «более оправданным». Почему?

Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять.

Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно».

Французский писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет:

«Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с небесных высот, как орел».

Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией. Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».

Читайте также:

Евангелия Великого поста. О мытаре и фарисее

Кто такой мытарь в Библии?

Кто такие фарисеи в Библии?

Фарисей как герой нашего времени

На заставке: фото Александра Гаврилова.

Православные отмечают Неделю о мытаре и фарисее

В воскресенье 9 февраля 2020 года Православная Церковь отмечает Неделю о мытаре и фарисее — первую подготовительную Неделю к Великому посту.

Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется седмицей.

Великий пост предваряют четыре подготовительных недели: сначала Неделя (без седмицы) о мытаре и фарисее; далее — седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»).

В Неделю о мытаре и фарисее на богослужении звучат песнопения, связанные с притчей о мытаре и фарисее из Евангелия от Луки. В них проводится аналогия с жизнью людей: одни праведны в поступках, но склонны к гордому фарисейству. Другие грешны в своем образе жизни, но смиренны и склонны к искреннему – как у мытаря – покаянию.

Через эти богослужебные тексты Церковь напоминает, что для спасения недостаточно одних только внешне праведных поступков – без искреннего смирения, покаяния и любви к ближнему спастись не может даже усердный делатель праведности.

Напомним, что в 2020 году Великий пост начнется 2 марта, а завершится праздником Пасхи Христовой, которая будет отмечаться 19 апреля.

Читайте также:

О мытаре и фарисее

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче

Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)

На заставке: Юлиус Шнорр фон Каросфельд. Фарисей и мытарь (фрагмент)

Неделя о Мытаре и Фарисее — 9-15 февраля 2020 года

Великий Пост перед праздником Пасхи — это одно из важнейших мероприятий в духовной жизни православного христианина. Но, чтобы провести пост по всем правилам и принести пользу духовную человеку, следует правильно к нему подготовиться, а для этого надо правильно проводить каждую подготовительную неделю, первой из которых является седмица мытаря и фарисея.

Содержание притчи о мытаре и фарисее

Притча, изложенная Иисусом Христом в Евангелии от Луки, стала главной идеей первой подготовительной недели, обозначенной в православном календаре как седмица мытаря и фарисея. Эта история (а притча — не что иное как короткая назидательная история) не теряет своей актуальности, несмотря на изменения в политике, истории и науке. Она понятна всем и сегодня, и крайне важна для того, чтобы подготовить свое сердце к Пасхе. В 2020 году эта неделя начнется 9 февраля и закончится 15 февраля.

Притчу можно прочитать в евангелии от Луки в 18 главе. Евангелист отвел на нее всего 4 коротких стиха: с 10 по 14. Но даже в столь незначительном отрывке можно найти пищу для подкрепления духовного человека.

Притча рассказывает о двух людях, пришедших в храм для совершения молитвы. Они стояли недалеко друг от друга и молились про себя. Иисус рассказывает своим ученикам их мысли и содержания их молитв. Мытарь, рукой ударяя себя в грудь, молился Богу и просил помилования, называя себя самым последним грешником на свете. Его сердце было полно покаяния, и он не смел даже глаза поднять к небу, осознавая, насколько он ничтожен и греховен перед Господом Вседержителем.

Второй же был фарисеем и, одетый в богатые одежды, молился так же Господу Богу. Но его молитва была совсем другая. Он, смотря на мытаря, молился Господу и говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь». Он благодарил Господа, что не является грабителем или мытарем, что он благочестив и соблюдает Закон Божий.

Читайте так же:  Как снять приворот с сына самостоятельно заговор от приворожения

Важно! Иисус, рассказывая эту притчу, говорит ученикам, что мытарь уйдет из храма более оправданный, чем фарисей, несмотря на то, что мытарь не ведет такой правильный образ жизни и не исполняет и половины Торы, в отличие от фарисея.

Экскурс в историю

Для того чтобы правильно толковать притчи, следует быть знакомым с историей иудаизма и тем временем, ведь Иисус всегда говори притчи, которые были понятны людям и построены на их повседневной жизни. Так, например, притча о пастухе и овцах (Мф. 18:12-14) рассказывает о поисках потерянной овцы, а поскольку в то время выпас овец составлял важную часть экономики Израиля, то ее смысл был понятен всем. Так и притча о двух молящихся в храме была доступна для понимания даже необразованным людям того времени.

В те времена, мытари были ставленниками Римской империи, которая покорила Израиль. Она назначила налоги, которые каждый еврей обязан был уплачивать. А мытари были своеобразными налоговыми инспекторами и собирали со своего народа деньги, чтобы отдать их в казну Рима. За это они крайне презирались евреями и считались последними павшими людьми.

Даже сегодня налоговые инспектора не вызывают приятных чувств, а в то время они отдавали деньги Римской империи, стране, которая покорила свободолюбивый Израиль и считала себя его господином.

Фарисеи же были учителями веры. Они составляли правящую партию и были верхушкой того общества и в целом Израиля. Они были очень почитаемыми людьми и всегда занимали крупные правящие посты в обществе. Поэтому, говоря простым языком, притча, рассказанная Иисусом, была о представителе верхушки общества и представители самого последнего слоя населения.

Толкование

На первый взгляд кажется, что все понятно и однозначно: мытари, т.е. последние люди мира сего — грешники и должны просить Господа о покаянии, а фарисеи, живущие праведной жизнью, благодарят за это Господа.

Но не все так однозначно.

Если присмотреться к молитве фарисея, то станет видно, что на самом деле он не благодарит Господа, но превозносится за счет других людей, стараясь обелить себя «Благодарю, что я не разбойник и не мытарь» — опуская других людей, фарисей надеется возвысить себя в глазах Господа.

Важно! Фарисей в притче — это человек, полный самодовольства, гордости и греха, несмотря на видимую сторону его жизни — исполнение закона, доскональное знание Торы, регулярные пожертвования.

Иисус не говорит ничего о его жизни, вполне возможно он на самом деле был хорошим праведным человеком, но Христос обращает внимание учеников на его поведение в молитве. Это не покаянная молитва и не молитва благодарения, это полные гордости и хваления самого себя слова. Самодовольство доминирует в словах и совершенно затмевает все его прочие добродетели. Он думает, что уже является праведником и святым, таковым не являясь. Пламя по Господу в его душе уже погасло.

С другой стороны, стоит мытарь — презренный человек, предавший родину и соотечественников, служащий тирану и поработителю Риму. Скорее всего, мытарь вовсе не исполняет закон, но ощущая свое падшее положение, бьёт себя в грудь и просит Господа быть к нему милостивым. Он даже не смел поднять глаза к нему, осознавая, что его дела не способны его оправдать и только Господь может это сделать.

Важно! Таким образом, данная притча о двух разных состояниях человеческой души. Одна молитва, которая, казалось, о благодарении, но на самом деле полная восхваления человеческих дел, а с другой — молитва покаяния, плача и стенания, с полным признанием того, что человек является грешником и без Господа не способен ни на что.

Иисус Христос на примере этих двух молящихся, показывает ученикам, что дела человека не важны, состояние его души перед Господом — вот что важно. Можно быть праведником, соблюдать все правила и посты, но в душе презирать людей и самого Господа, а можно стараться исполнить хоть что-то, быть падшим человеком, но в смирении приходить к Богу, прося Его о милости. И, Иисус указывает на это, смиренное сердце для Вседержителя важнее, нежели праведная жизнь.

Духовный смысл

Пример мытаря и фарисея показывает верующим людям, что главное условие для добродетели — это смирение и покаяние, а препятствие этому — гордость. Готовясь к посту, Церковь говорит людям о том, что хвалиться своими делами не следует, что молитва и пост являются спасительными только тогда, когда сердце не захвачено самолюбованием и гордостью. Хваление своими делами приведет к падению человека.

Совет! Перед Великим Постом очень важно заглянуть в собственное сердце и понять, что движет им — покаяние и смирение перед Творцом или желание оправдать и заслужить себе награду своими делами?

Значение и особенности

Отцы Церкви приравнивают 3 недели перед Великим Постом к последним дням перед войной, когда воины приводят в порядок свою амуницию и оружие, чтобы быть готовыми. Раньше перед боями воины вспоминали былые подвиги и тем самым подбодряли друг друга. Для христиан притчи и рассказы о святых и их подвигах являются такими же способами подбодрить себя перед долгой дорогой Великого Поста.

О Великом Посте:

Самое важное оружие христианина — это смирение. Оно противостоит по своей природе главному оружию дьявола — гордости. Именно поэтому христианин всегда должен упражняться в смирении и быть готовым склониться перед несправедливостью в его сторону и обидой.

Важно! Великий Пост прекрасно помогает научиться смирять плоть и желания перед Божьей волей, а история мытаря и фарисея в первую же подготовительную седмицу иллюстрирует, к какому духовному смирению необходимо стремится верующему человеку.

Данная седмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется. Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе.

Когда неделя о мытаре и фарисее в 2020 году?

Неделя (то есть воскресение) о мытаре и фарисее начинает время подготовки к Великому посту. Это первое из четырёх воскресений этого периода. В 2020 году Неделя о мытаре и фарисее приходится на 9 февраля, седмица длится до 15-го.

В воскресенье, 9 февраля 2020 года, на Литургии читается фрагмент из Евангелия – рассказанная Христом притча о двух верующих, пришедших в храм. Один из них – фарисей, представитель крупнейшего в те времена иудейского религиозного движения, соблюдавший все религиозные правила и уверенный в своей непогрешимости. Его молитва звучала так: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как всякие грешники». Второй – мытарь, сборщик налогов на службе у оккупантов-римлян, презираемый в обществе, – от всего сердца просил к себе у Господа милости. Эту его покаянную молитву: «Боже, милостив буди мне грешному» – повторяют теперь христиане ежедневно. Ни один человек не может прожить без грехов, но не все готовы увидеть свои ошибки и страсти – притча о мытаре и фарисее призывает нас не быть горделивыми «праведниками», а встать рядом с кающимися грешниками.

До Великого поста еще три недели. Неделя о мытаре и фарисее – это сплошная седмица, то есть пост в среду и пятницу с 10 по 15 февраля 2020 года отменяется. Но в то же время Церковь призывает верующих и в этот период помнить о покаянии, и в период Великого поста постараться посмотреть на себя, на свои поступки и мысли честно, заглянуть глубоко в свою душу, а не ограничиваться и уж тем более не гордиться своим следованием правилам и предписаниям.

Подробнее о значении этой притчи читайте в материале: «Неделя о мытаре и фарисее»

О значении слова «неделя» в церковной традции читайте в материале: Время Церкви: неделя и седмица

Иллюстрация: «Мытарь и фарисей»_Юлиус Карольсфельд

Неделя о мытаре и фарисее: когда будет в 2020 году

В преддверии Великого Поста верующие вспоминают притчу о фарисее и мытаре. Этот короткий поучительный рассказ настраивает на смирение, заставляет почувствовать внутри себя дух Христа. Неделя о мытаре и фарисее (в 2020 году — 9-15 февраля ) напоминает православным, что без смирения не достичь Царствия Божия, и что гордыня ведет к погибели. Именно дух смирения отличает христианскую религию от других вероисповеданий, и без духа кротости нет спасения. Так как Великий Пост относится к переходящим датам, то и неделя о мытаре и фарисее начинается в разное время. Чтобы точно знать начало Поста, нужно сверять даты по церковному календарю. В статье я расскажу вам о том, какой смысл заключен в притче о мытаре.

Читайте так же:  Молитва о блудном муже

Суть притчи о мытаре и фарисее

Одной из особенностей проповедей Иисуса Христа было повествование в притчах. Притчами называются короткие поучительные рассказы с глубоким смыслом, которые наводят на размышление о вечном. Удивительно, но рассказанные более 2000 лет назад поучительные истории актуальны и в наши дни. Мир изменился, а суть человека осталась прежней. Поэтому данная притча была включена в богослужения литургического года.

Слова притчи и ее смысл глубоко западают в душу каждому человеку, заставляют задуматься: правильно ли я живу, достоин ли я Царствия Божьего? Нет ли в моих мыслях и действиях лукавства, как у фарисея? Кто ближе к Царствию Божьему — мытарь или фарисей? С одной стороны, мытарь пользуется своим положением и присваивает деньги, а иногда отнимает и последнее. С другой стороны, мытарь искренне осознает свою греховную природу и умоляет о прощении.

На заметку! Мытарь — это сборщик налогов, фарисей — иудейский чиновник.

Фарисей же горд своей самоправедностью. Он живет напоказ: молится, чтобы все его видели и слышали. Он выполняет Закон Божий только ради того, чтобы получить славу от людей. Для фарисея очень важно, чтобы люди оценили его «рвение», ведь это обеспечивает ему «теплое» место при храме. На первый взгляд, фарисей поступает правильно. Но если оценить его мысли, то он полон гордыни и высокомерия. А это смертные грехи.

Неделя о мытаре и фарисее в 2020 году: 9 — 15 февраля.

Грех гордыни влечет за собой остальные грехи: он их порождает. Из-за гордыни пал ангел света Люцифер, из-за гордыни души теряют вечность. Несмотря на течение веков, грех гордыни по-прежнему актуален. По-прежнему человеку свойственно принижать заслуги других и возвышать себя унижением ближнего. Поэтому Иисус и обратил внимание верующих на эту притчу, чтобы они избавились от смертного греха и переоценили свои слова и поступки.

Смирение

Эта притча учит верующих, что для обретения Царствия Божьего выполнения религиозных правил и законов недостаточно. Важно обрести и сохранить внутреннее смирение: перед волей Божьей, перед величием Божьим, перед братом своим по вере. Без внутреннего смирения христианская жизнь невозможна, потому что суть христианской жизни и есть смирение. Когда Иисус молился в Гефсиманском саду накануне своего распятия, он так и сказал: «Да будет Твоя воля, а не моя».

Этим он подчеркнул свое смирение перед волей Отца Небесного, усмирил свою плоть и свои амбиции. Поэтому для верующего христианина нужно иметь смирение мытаря, чтобы обрести Царствие Небесное. Эту мысли и стремился донести до слушателей Иисус христос на проповеди.

Многие люди думают, что добрые дела, которые они совершают по церковным праздникам, откроют им двери на Небеса. Но это заблуждение. Добрые дела без смирения мытаря никуда не приведут и небесные врата не откроют. Некоторые люди поступают, как фарисей: делают добрые дела для того, чтобы их похвалили окружающие. Но Бог зрит сердца, и ему ведомы все помыслы человека. Если ближнего можно обмануть и ввести в заблуждение, то Создателя жизни провести вокруг пальца не получится. Чем раньше это осознает человек, тем успешнее сложится его духовная жизнь.

На заметку! Получивший благодарность на земле, лишается ее на небесах.

Истинное христианское делание, как учат верующих отцы церкви, состоит во внутреннем смирении. «Пусть левая рука не знает, что делает правая». Совершать добрые дела нужно не на показ, а от чистых помышлений. Апостолы учили верующих: делайте всё, как для Христа. То есть, нужно совершать поступки так, как будто делаешь их для Бога. Тем более, за свои добрые дела не следует требовать вознаграждения. Верующие прошлых веков старались уйти от похвалы и благодарности осознанно: тот, кто получает благодарность на земле, лишается ее на небесах.

Именно так поступал Николай Чудотворец, когда подкидывал деньги на приданое дочери бедняка. Святой Николай делал благодеяние под покровом ночи, чтобы только никто не увидел и не отблагодарил его. Лишь только на третий раз отец дочерей увидел Николая, потому что специально караулил благодетеля.

Святой Николай обладал мудростью, дарованной ему Духом Святым, поэтому творил благодеяние тайно. Притча о мытаре перекликается с притчей о бедняке и Лазаре. Иисус прямо сказал о Лазаре (который попал в ад), что он уже получил вознаграждение на земле. Так как бедняк не видел ни одного благополучного дня в своей жизни, ему открылись двери вечного блаженства. Об этом помнил Николай Чудотворец, когда делал добрые дела и избегал благодарности.

Подготовка в Великому Посту

Накануне Великого Поста перед Пасхой очень важно осознать, что недопустимо гордиться своими делами. Недопустимо демонстрировать всем свое религиозное рвение и пытаться унизить тех, кто недостаточно религиозен или не проявляет религиозного рвения.

Важно! Смирение и покаяние — главное условие христианской добродетели.

Самолюбование и превозношение перед другими — мерзость пред Господом, потому что корень этих состояний гнездится в гордыне. Враг человеческий не дремлет и постоянно внушает греховные мысли. Иногда греховные мысли могут внешне казаться добродетельными: посмотри, какой ты хороший, как усердно ты молишься и держишь пост. Это внушает верующим враг человеческий, чтобы ввергнуть в грех гордыни. Не всегда к грехам относится что-то противозаконное: некоторые грехи выглядят вполне благопристойно, например, самолюбование своим религиозным рвением.

Отцы церкви прекрасно знают греховную природу человека и хитрость дьявола, поэтому утреннее молитвенное правило начинается со слов мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». В этих словах заключен код христианского мироощущения: без смирения не будет прощения. Бог не будет дарить прощение тем, кто в нем не нуждается. И лишь вознуждавшийся в милости крикнет в своем сердце: «Прости меня, грешного!» Прощение Божье и милость Его открывают Небеса.

Великий Пост подготавливает верующих к самому значительному событию в жизни церкви — Распятию и Воскресению Христову. Воцерковленный человек уже знает, что причастие (принятие Святых Тела и Крови Христовых) всегда предваряет пост и покаяние. Без покаяния нельзя вкушать Святые Дары, и на сытый желудок их тоже не принимают. Поэтому пост и покаяние — два главных условия к причастию.

Великий пост запрещает вкушать скоромную (животную) пищу, чтобы подчинить плоть духу. Когда человек преодолевает желание съесть мясное блюдо, он подчиняет свое тело духовным устремлениям исполнить повеление отцов церкви. На протяжении 40 дней верующие ведут ежедневную борьбу с плотскими помышлениями, подчиняя их духовному. Поэтому Пост предваряет Неделя о мытаре и фарисее, чтобы возвысить в верующих дух смирения.

Особенности седмицы

Эта неделя относится к Сплошным Седмицам. Это значит, что отменены все строгие правила относительно постных дней — среды и пятницы. В этой отмене содержится глубокий смысл: спасение даровано милостью Божией, а не нашими заслугами. Соблюдение церковных правил без внутреннего смирения и покаяния ни к чему не приведут. Фарисейское ханжество и вера напоказ противны Богу, и спасение человек обретает только в результате осознания своей неистребимой греховности. Когда человек, как мытарь, опустит глаза перед образом Божьим, тогда он и обретет прощение, спасение и жизнь вечную.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Неделя о мытаре и фарисее Православный Церковный календарь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here