Содержание
Указания при архиерейском служении — читать, скачать
Протоиерей Николай Иноземцев
Журнал Московской Патриархии, 1982, №12
На литургии Преждеосвященных Даров Входные молитвы архиерей совершает, согласно Уставу, до чтения часов и изобразительных, которые он выслушивает в стасидии или в алтаре. Перед началом литургии он входит в алтарь Царскими вратами и облачается в алтаре.
По другой практике, входные молитвы совершаются на изобразительных. Архиерей в мантии исходит из алтаря Царскими вратами на солею. Царские врата закрываются. Сослужащие священники и диаконы исходят из алтаря на входные молитвы северными и южными дверьми.
По прочтении молитв иподиаконы отверзают Царские врата, архиерей входит в алтарь и становится пред престолом. Сослужащие ему священнослужители входят в алтарь боковыми дверьми, и все прикладываются к престолу. Архиерей отходит на учиненное место, и сослужащие подходят к нему под благословение. Иподиаконы снимают мантию с архиерея и облачают его в священные одежды. Сослужащие также облачаются. Через Царские врата святитель в преднесении дикирия и трикирия исходит на кафедру.
Существует практика, особенно в праздничные дни, когда архиерей прибывает в храм к началу литургии Преждеосвященных Даров. В таком случае встреча и входные молитвы совершаются как обычно. Облачение совершается на кафедре. Молитвы на облачение не читаются, только перед возложением каждой из одежд диакон произносит: «Господу помолимся».
В завершение облачения протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки. » Святитель крестообразно осеняет дикирием и трикирием молящихся на четыре стороны.
На этом возгласе все сослужащие исходят из алтаря диаконскими дверьми и становятся у кафедры, крестятся на восток и кланяются архиерею.
Дикирий и трикирий уносятся в алтарь, диаконы и книгодержец становятся за кафедрой, а свещеносец и жезлоносец — на обычном месте у Царских врат.
Протодиакон и первый священник берут благословение у архиерея, после чего протодиакон становится на солее, немного правее Царских врат, а священник идет в алтарь южной дверью и становится пред престолом.
Иподиаконы отверзают Царские врата и вместе со священником, протодиаконом, свещеносцем и жезлоносцем крестятся дважды. Священник целует Евангелие и престол. Затем все они крестятся в третий раз и творят поклон архиерею.
Протодиакон: «Благослови, Владыко». Священник: «Благословено Царство. » Хор: «Аминь». Священник, протодиакон и иподиаконы снова крестятся и кланяются святителю.
Царские врата закрываются. Чтец читает 103-й псалом [1], святитель — светильничные молитвы [2].
После чтения псалма Царские врата отверзаются.
Протодиакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся. «
В конце ектении [3] иподиаконы выносят из алтаря сосуд с водой для омовения рук архиерея и полотенце и встают на солее, по центру, возле протодиакона. На возгласе священника: «Яко подобает Тебе всякая слава. » все стоящие на солее и у кафедры, кроме книгодержца, кланяются архиерею. Иподиаконы и протодиакон идут к кафедре, архиерей умывает руки. Священнослужители в это время идут в алтарь, целуют престол и творят поклон архиерею. Царские врата затворяются, сосуд с водой иподиаконы уносят в алтарь.
Чтец читает 18-ю кафизму. После каждой «Славы» кафизмы — малые ектении, произносимые при отверстых Царских вратах. Возгласы ектений произносят поочередно священники в алтаре.
Во время малых ектений книгодержец подает святителю Чиновник для чтения молитв.
Во время чтения кафизмы в алтаре первостоящий пресвитер последовательно полагает на дискос Преждеосвященный Святой Агнец (1-я «Слава»), троекратно кадит с протодиаконом Святые Дары на престоле (2-я «Слава») и переносит Святые Дары на жертвенник по обычаю (3-я «Слава»).
По возгласе последней ектении книгодержец, свещеносец и жезлоносец уходят в алтарь. Два диакона с кадильницами выходят на солею и испрашивают у архиерея благословение на каждение.
Хор поет: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. «
Вход совершается обычным порядком, и всегда с Евангелием.
По возглашении протодиаконом «Премудростъ, прости», священнослужители поют: «Свете тихий. » Поклонившись Евангелию и осенив на четыре стороны молящихся дикирием и трикирием, архиерей вместе со священнослужащими входит в алтарь. При пении «Ис полла эти, дэспота» архиерей совершает каждение [4]. По окончании каждения протодиакон произносит: «Вонмем». Архиерей с горнего места возглашает: «Мир всем». Протодиакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен. И читается паримия. На время чтения паримии Царские врата закрываются. После паримии — второй прокимен. Царские врата открываются.
Архиерей становится пред престолом, берет из рук протодиакона кадило и трикирий. По окончании второго прокимна протодиакон возглашает: «Повелите». Архиерей возгласно произносит: «Премудрость, прости» и, обратившись лицом на запад (к народу), стоя в Царских вратах, глаголет: «Свет Христов просвещает всех», осеняя при этом кадилом и трикирием народ, преклонившийся до земли. Царские врата вновь закрываются, и читается вторая паримия.
По окончании чтения паримии при открытых Царских вратах певцы поют: «Да исправится молитва моя. «
Архиерей, стоя пред престолом, совершает каждение. При пении «Не уклони сердце мое в словес лукавствия. » он отходит к жертвеннику, кадит Святые Дары, после чего отдает кадило протодиакону. Иподиаконы снимают со святителя омофор. При начале пения последнего стиха «Да исправится молитва моя. » архиерей отходит к престолу и преклоняет колена. После пения архиерей возгласно глаголет молитву святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Если есть праздник, то после молитвы святого Ефрема Сирина протодиакон возглашает: «Вонмем», архиерей идет к горнему месту, и читаются прокимен, Апостол и Евангелие праздника.
Далее произносятся сугубая ектения «Рцем вси. » и ектения об оглашенных (с 4-й седмицы Великого поста добавляется также ектения о готовящихся ко Святому Просвещению — Крещению). После «Елицы оглашеннии, изыдите. » один из диаконов совершает каждение престола, взяв благословение на кадило у архиерея.
К началу возгласа «По дару Христа Твоего. » протодиакон снимает с архиерея митру и кладет ее на блюдо, покрытое воздухом, которое несет затем диакон, а иподиаконы исходят на солею, к Царским вратам, на омовение рук архиерея. По омовении диаконы возлагают на архиерея малый омофор. К этому времени диакон, совершающий каждение, должен покадить престол, Святые Дары на жертвеннике и подойти к престолу, чтобы покадить на архиерея и переднюю сторону престола, так как каждение алтаря не совершается.
Хор в это время поет: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. » Архиерей, воздев руки горе, трижды возглашает в слух священнослужителей: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. «, на что протодиакон ответствует: «Верою и любовию приступим. » [5].
Архиерей, поцеловав престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику и кадит Святые Дары. Иподиаконы снимают с него омофор и отдают диакону, несущему митру. Архиерей берет воздух, которым были покрыты потир и дискос со Святыми Дарами, и полагает его на левое плечо протодиакону, а первому и второму священникам подает соответственно дискос и потир. Остальные священники берут крест, лжицу, копие и прочие необходимые для совершения Таинства священные предметы.
После этого совершается великий вход. Первым идет диакон с митрой и омофором, за ним — иподиаконы со свечой, жезлом, с дикирием и трикирием, далее — диаконы со свечами и кадильницами (при этом диаконы кадят дискос со Святыми Дарами, идя вполоборота перед дискосом). Рипидчики идут позади первого священника и осеняют рипидами Святые Дары на дискосе. Народ во время великого входа преклоняет колени пред Святыми Дарами.
Диакон с митрой и омофором входит в алтарь через Царские врата, архиерей целует митру и омофор, а диакон — руку архиерея [6]. Иподиаконы со свечой и жезлом встают за амвоном лицом к Царским вратам.
Архиерей принимает от священника дискос со Святыми Дарами, показует его народу, глаголя: «Верою и любовию приступим», и идет со Святыней к престолу. Хор также поет: «Верою и любовию приступим. » Все диаконы и священники входят в алтарь через Царские врата, рипидчики — через диаконские двери. Старшие иподиаконы с дикирием и трикирием остаются у Царских врат.
Архиерей поставляет дискос и чашу на престол, снимает с них покровцы и затем покрывает их воздухом, ничего не произнося, совершает каждение надевает митру. Народ в это время поднимается с колен. По окончании пения «Верою и любовию приступим. » архиерей творит молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего. » с тремя земными поклонами и затем осеняет молящихся дикирием и трикирием.
Если имеется ставленник во диакона, то на архиерея возлагают малый омофор. Хиротония совершается, по обычаю, сразу же после молитвы святого Ефрема Сирина, и после хиротонии архиерей осеняет народ.
Далее следует ектения «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. » Архиерей возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением. » Народ поет молитву Господню «Отче наш». По возгласе диакона «Вонмем» протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на него малый омофор, и архиерей, «покровенным сущым Божественным Даром, вложив руку, касается Святых Даров со благоговением и страхом многим» (Чиновник) и возглашает: «Преждеосвященная Святая — святым».
Далее литургия совершается обычным порядком. Исключением является то, что диакон, потребляющий Святые Дары, по существующей практике, не испивает из Чаши.
[3] Если есть ставленник, хиротонисуемый во диакона, иподиаконы выходят с ним из алтаря в конце великой ектении, кланяются архиерею и идут к кафедре. Ставленник делает земной поклон (без совершения крестного знамения) архиерею. Архиерей совершает чины хиротесии во чтеца и иподиакона, после чего ставленник подает сосуд с водой архиерею для омовения рук. Затем протодиакон, ставленник и все иподиаконы идут на солею, крестятся пред Царскими вратами, кланяются святителю и входят в алтарь.
[6] Когда нет свободного диакона, митру и омофор архиерея несут один или два иподиакона, но входят они в алтарь через южную дверь.
Указания при архиерейском служении
Содержание
Вам может быть интересно:
1. Указания при архиерейском служении – Литургия. – святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский
2. Подведем итоги прошедшему году – священномученик Аркадий (Остальский)
4. Слово в день памяти святителя Воронежского Митрофана – святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский
5. Послание Сахаку, епископу Армении – святитель Аттик Константинопольский
6. История есть суд Божий – протоиерей Валентин Асмус
10. Послание к императору Иовиану – святитель Афанасий Великий
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Всенощная.
В начале вечерни, после пения: “ Приидите, поклонимся…” книгодержец подаёт архиерею книгу для прочтения светильничных молитв.
Если есть лития, то архиерея облачают в малое облачение: мантию, епитрахиль, поручи, малый омофор и клобук. Иподиаконы выходят с дикирием и трикирием впереди архиерея.
Книгодержец на литии подаёт архиерею книгу для прочтения молитв: “Услыши ны, Боже, Спасителю наш” и “Владыко Многомилостиве…”
Во время шестопсалмия книгодержец подаёт архиерею книгу для прочтения утренних молитв.
На полиелей архиерей выходит в полном облачении. Иподиаконы выходят с трикирием, дикирием и рипидами и становятся около иконы праздника или Евангелия.
При выносе Евангелия на чтение иподиаокны сопровождают диакона со свечами и рипидами и по прочтении Евангелия уходят в алтарь. Книгодержец, взяв в левую руку сосуд с елеем и стручец для помазания, а также плат, выходит из алтаря в конце молитвы: “Спаси, Боже, люди Твоя…” вместе с иподиаконами, все кланяются вместе с протодиаконом архиерею и подходят под елеопомазание. Во время елеопомазания архиереем народа иподиаконы наблюдают обычно за порядком в храме. Посошник стоит с жезлом слева от архиерея.
Особенности в службах совершаемых в присутствии неслужащего Архиерея
При входе архиерея в храм открываются обычно царские врата. Священник по входе архиерея в церковь (алтарь) принимает у него благословение вместе со всеми сослужащими. Когда архиерей с амвона благословляет народ, певцы поют: “Тон дэспотин…”
На службах часов, повечерия, полунощницы, вместо: “Молитвами святых отец наших…” священник возглашает: “Молитвами Святаго Владыки нашего, Господе Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.” Вместо: “Именем Господним благослови, отче,” чтец возглашает: “Именем Господним, Владыко, благослови.”
По произнесении возгласов священник делает поклон архиерею.
Перед началом всенощного бдения, а также и в других случаях, священник подносит кадило архиерею и просит его благословения для каждения. Точно так же и диакон, сослужащий священнику, испрашивает от архиерея благословение перед каждением. Точно также и диакон, сослужащий священнику, испрашивает от архиерея благословение перед каждением.
Диакон кадит сначала архиерею, а затем священнику. Архиерею полагается кадить вначале трижды по трижды, а после каждения – только трижды.
Диакон перед выходом из алтаря для произнесения ектении и по окончании её, по входе в алтарь, делает поклон архиерею, затем – священнику.
При возглашении: “Мир всем” священник творит поклон архиерею, рукой же благословения народу не преподаёт.
Перед входом с Евангелием священник, прежде чем отдать Евангелие диакону, приложившись к престолу с диаконом, делает вместе с диаконом поклон архиерею, затем диакон, приняв от иерея Евангелие, подносит его для целования архиерею и после сего уже совершается вход. Вход благословляет архиерей.
На литургии пред чтением Евангелия диакон подносит Евангелие архиерею для лобызания.
На великом входе, входя в алтарь, священнослужители тихогласно поминают архиерея: “Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем…”
После причащения Святых Таин священник или диакон подносит архиерею просфору и на ней антидор и ковш с теплотой.
В конце службы перед отпустом хор поёт: “Владыко, благослови.”
По окончании службы священник и диакон принимает от архиерея благословение и разоблачаются по его выходе из храма, а если разоблачаются раньше, то не иначе, как с разрешения архиерея.
По выходе архиерея их алтаря, по окончании службы, когда архиерей благословляет с амвона народ, певцы поют: “Ис полла…,” а при выходе архиерея из храма бывает трезвон.
Порядок Встречи Архиерея при обозрении им Церкви.
Перед прибытием архиерея к церкви совершается благовест в большой колокол. Во время благовеста должны быть отверсты во всех алтарях храма царские врата, на престолах раскрыты антиминсы, а ковчег с запасными Святыми Дарами и сосуд для святого мира должны быть поставлены на престоле главного алтаря. На этом же престоле должен быть приготовлен на блюде, покрытом воздухом, Крест. Надлежит также приготовить чашу со святой водой и кропило и кадильницы с горящими углями.
За престолом, перед местными иконами иконостаса и перед чтимыми иконами, заблаговременно должны быть зажжены свечи и лампады, а для встречи архиерея должны быть зажжены свечи в двух подсвечниках, употребляемых при малом и великом входах.
Ключи от сосудохранилища, ризницы и церковной библиотеки должны быть также наготове.
К встрече архиерея священники облачаются в епитрахили, поручи и фелони, диаконы – в стихари с орарями и поручами.
При приближении архиерея к храму совершается трезвон.
Для встречи архиерея духовенство выходит из алтаря в следующем порядке: впереди идут два псаломщика со свечами, зажженными в выносных подсвечниках, за ними – диаконы с кадильницами и выносными диаконскими свечами, за диаконами – священники, из которых старший по настоятеле несёт чашу со святой водой и с положенными на ней кропилом, а после всех – настоятель прихода с Крестом, положенным на блюдо, покрытое воздухом. (Где малочисленный причт, там святую воду выносит и подаёт архиерею псаломщик, а свечи в подсвечниках могут нести и другие лица, по указанию настоятеля.) Где есть певчие, выходят и они на встречу вместе с духовенством.
По прибытии архиерея к храму настоятель прихода, поклонясь архипастырю, подаёт ему Крест, обратив его на блюде рукоятью на левую сторону от себя, а когда архиерей приложится к Кресту, подаётся ему и святая вода для окропления, при осенении Крестом, предстоящего народа. Затем, настоятель, опять приняв от архиерея Крест, а несущий святую воду – кропило, со всем духовенством в вышеуказанном порядке, в предшествии певчих, входят в храм с пением: “Достойно есть…”
Войдя в храм, духовенство становится перед амвоном в порядке старшинства; диаконы – между последней парой священников, лицом к алтарю, причём священник, несший святую воду, и диаконы, несшие кадильницы и свечи, отдают всё это заранее приготовленным лицам для отнесения на полагающиеся места, а псаломщики ставят подсвечники на клиросах перед святыми иконами. Крест, лежащий на блюде, остаётся в руках настоятеля до окончания положенной молитвы. По окончании пения: “Достойно есть…” старший диакон возглашает краткую сугубую ектению: “Помилуй нас, Боже…” – ту, которая бывает на вседневной утрени перед шестопсалмием. Возглас после этой ектении, равно как и отпуст по возглашении диаконом: “Премудрость,” произносит обычно настоятель прихода.
По отпусте настоятель подаёт архиерею Крест, а диакон возглашает многолетие (где священник один, без диакона, ектению, отпуст и многолетие говорит священник, стоя у амвона).
По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда, после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют: “Тон дэспотин…,” настоятель, с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики.
По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить, для обозрения алтарей, в пределах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний, остаётся в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма.
По обозрении храма, когда архиерей взойдёт на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея – младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной их боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения.
Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют: “Ис полла эти, дэспота,” прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения.
При выходе архиерея из храма совершается трезвон.
Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров.
Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: “Тон дэспотин. ”) сказано: “И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу.”
После часов Архиерей выходит на уготованное место, для облачения. За Архиереем следуют все служащие. Облачение Архиерея совершается так же, как и перед литургией св. Иоанна Златоуста. Но протодиакон над каждой одеждой говорит только: “Господу помолимся,” ничего другого к этому не добавляя. После облачения в Чиновнике указывается совершение Архиерем осенения дикирием и трикирием и отхождения жезлоносца и примикирия(свещеносца) к царским вратам (обо всем этом говорится совершенно в тех же выражениях, как в чине литургии св. Иоанна Златоуста); непосредственно после этого в Чиновнике читаем: “ Так же приходят протодиакон со диаконы ко Архиерею, целуют его десницу, и отошедше поклоняются. Также старший священник поклоняется Архиерею и идет в алтарь южною дверью”. Далее после: “Благословенно царство,” – “Аминь” указывается произносить Архиерею. При чтении 103 псалма царские врата закрываются. Они открываются во время всех ектений, а после возгласов, произносимых в алтаре, снова закрываются.
В остальном литургия Преждеосвященных Даров совершается обычным порядком, причем ектении и возгласы произносятся сослужащими и диаконами в порядке старшинства, как и на литургии св. Иоанна Златоуста. Когда поют: “Хвалите Господа вси язы́цы ,” приходят продотиакон с диаконами, и кланяются Архиерею. После этого следуют те же действия и так же совершается, “егда поется последний стих,” вход с Евангелием, как и на литургии св. Иоанна Златоуста (Малый вход); причем о порядке выхода из алтаря говорится: “предходит чтец с жезлом, и примикирий с лампадою, воследующе диакони держаще тремя персты орари, инии же диакони с кадильницами, иподикони предходят…” и так далее. Вместо: “Приидите поклонимся,” поется: “Свете тихий”; и когда споют: “видевше свет вечерний...”- тогда благоговейно преклоняют главы Архиерей и прочие, допевая эту молитву.
По совершении Архиереем каждения, учинённый чтец выходит на середину церкви перед амвоном, творит поклон, держа книгу закрытой. Протодиакон становится в царских вратах, обратясь лицом к чтецу и показуя к нему орарий, говорит: “Вонмем.” Архиерей: “Мир всем.” Чтец: “И духови твоему.” Протодиакон: “Премудрость.” Чтец: “Прокимен псалом Давидов.” И возглашает прокимен данного дня, на глас. Также протодиакон: “Премудрость.” Чтец – надписание Бытия. Протодиакон: “Вонмем.” Царкие врата закрываются. И после прочтения паремии из книги Бытия, царские врата открываются и возглашается второй прокимен.. После этого протодиакон возглашает: “Повелите.” Архиерей берет обеими руками кадильницу и трикирий, становится перед престолом обратившись к востоку, и назнаменуя крест, говорит: “Премудрость прости.” Затем обратившись на запад, к народу, говорит: “Свет Христов просвещает всех.” В это время все стоят на коленях, преклонив свои лица к полу. Архиерей отдает кадильницу и трикирий, царские врата закрываются. Чтец: “Притчей чтение.” Протодиакон: “Вонмем.” И читается следующая паремия. По исполнении ее, Архиерей говорит: “Мир ти.” Чтец: “И духови твоему.” Протодиакон: “Премудрость.” Далее певцы, 1-й лик попеременно со 2-м поют обычно: “Да исправится.”
По исполнении (“Да исправится”) творим три поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И если праздник, то чтец говорит положенный прокимен.Архиерей идет на горнее место и отдает омофорий. Далее совершается чтение Апостола и Евангелия, как и на литургии св. Иоанна Златоуста.
Указания при архиерейском служении — читать, скачать
Устав всенощного бдения для хора:
На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:
1. “От восток солнца до запад. ” (Пс. 112:3-2);
2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.
Можно тропарь повторить два раза.
3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.
4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.
Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.
Далее вся Всенощная идет обычным чином.
После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина. ” и еще раз: “Ис полла” (краткое).
Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина. ” и “Ис полла. ” (краткое).
По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:
– тропарь или величание праздника (не спеша);
– “Утверждение на тя надеющихся. ”;
– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).
Устав Божественной литургии для хора:
Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад. ” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион. ”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется. ”. Хор начинает петь: “Да возрадуется. ”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.
Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий. ” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны. ”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.
Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос. ” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.
Видео (кликните для воспроизведения). |
1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.
Архиерей: “Призри с небесе. ” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый. ”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе. ” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе. ” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех. ” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).
Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:
Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости. ”.
После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла. ” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи. ”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи. ”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина . приносящаго . и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже. ”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет. ”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина. (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.
Указания при архиерейском служении — читать, скачать
Иеромонах Корнилий (Аношин).
УСТАВ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА (PDF-документ 298 Кб). В Уставе церковного звона описываются средства и виды канонических звонов. Особое внимание уделено церковному звону при богослужениях суточного, недельного и годичного кругов и при совершении таинств и треб. В приложении приводится Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона, некоторые псалмы и молитвы, а также практические рекомендации по сохранению колоколов и бил.
В ПОМОЩЬ ЗВОНАРЮ (PDF 415 Кб.) Сборник статей Н.И.Завьялова (муз. рук. группы звонарй Храма Христа Спасителя г. Москва) об уставных звонах, технике колокольного звона, статья И.В.Коновалова о конструкции колокольни и звучании колоколов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРИХОДСКИХ ТРЕБ (PDF 568 Кб.) Составитель свящ. Н.Сильченков. Напечатано в 1994 г. по изданию 1888 г. Содержит практические советы по совершению треб, общие церковные и гражданские постановления, относящиеся к приходским требоисполнениям. Многие из них актуальны и до настоящего времени.
Гермоген Иванович Шиманский.
ЛИТУРГИКА: ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ (PDF-документ 555 Кб). Учебник по литургике. Автор данной книги – Гермоген Иванович Шиманский (1915-1970), ученик известного литургиста, профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича. В книге изложены чинопоследования обрядов и Таинств Русской Православной Церкви, с их догматическим, историческим и практическим толкованием. Труд отличается исключительной четкостью и точностью, при краткости изложения.Предлагаемый вниманию читателей учебник литургики можно назвать классическим. Классическим и по содержанию, поскольку он основан на чистом источнике духовного опыта: святоотеческом богословии и богослужебном уставе Православной Церкви. Классическим и по методике изложения. Это результат многолетней личной практики, приобретенной в опыте участия в богослужении и проверенной в течение ряда лет преподаванием в духовных учебных заведениях. Глубокое повседневное участие в совершении богослужения стало не только основой кандидатского сочинения Шиманского, но и созданных им позднее учебников для духовных школ. Издание рекомендуется как студентам духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, так и всем, кто искренне интересуется Церковным Богослужебным Уставом, особенностями русского православного богослужения.
РУКОВОДСТВО ПО ЛИТУРГИКЕ ИЛИ НАУКА О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ ( DJVU 14,82 Мб ). Составлено применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников Духовных Семинарий . Репринт с издания 1886 г. 590 страниц. Учебное пособие о богослужении Православной церкви. О составных частях богослужения, символических действиях, лицах, совершающих богослужение, о священных местах, иконах, священных одеждах. О различных видах церковного богослужения, о Литургии.
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНО-СЛУЖИТЕЛЕЙ. ( DJVU 67 Мб ). (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) . 1794 стр. Репринтное издание 1993 г. с издания 1913 г. Включает в себя несколько отделов, освещающих различные стороны православного богослужения: Отдел церконо-календарный, с практическими указаниями особенностей тех или иных богослужебных дней года; отдел церковно-практический, описывающий порядок рядовых церковных служб — суточного, седмичного, годового круга; таблицы рядовых служб с примечаниями; объяснение церковно-приходских треб и других священнодействий и чинопоследований; отдел историко-статистический, содержащий сведения о важнейших исторических событиях и деятелях как светских, так и церковных; также имеются краткие сведения о различных ересях, сектах, расколах и учений, противоречащих православию в частности, и христианству вообще; сведения о римо-католической церкви; о соборах — Вселенских, поместных и соборах католической церкви.
Архиепископ Вениамин, Нижегородский и Арзамасский
НОВАЯ СКРИЖАЛЬ, ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЕ О ЦЕРКВИ, ЛИТУРГИИ И ВСЕХ СЛУЖБАХ И УТВАРЯХ ЦЕРКОВНЫХ. ( DJVU 4,3 Мб ). Новонабранное 18-е издание 1999 г. 309 стр. Состоит из четырех частей. В первой упоминается о церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях к ней принадлежащих, и проч.; во второй — о службах, положенных в священническом Служебнике, и о постах; в третьей — о хиротониях, основании храмов и освящении храмов и антиминсов; в четвертой — о молитвах и последованиях, содержащихся в Требнике.
Дмитревский И. И.
ИСТОРИЧЕСКОЕ, ДОГМАТИЧЕСКОЕ И ТАИНСТВЕННОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ. ( DJVU 12,4 Мб ). Репринт с издания 1897 г. 428 стр. Основано на Священном Писании, Правилах Вселенских и Поместных соборов, и на писании св. отцев Церкви. С приложением «Книги о храме» Симеона, митрополита Солунского.
Протоиерей Константин Никольский.
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ. Том 1 (PDF 1,90 Мб.) В книге не делается попытки полного и всестороннего освещения современного состояния литургической науки, так как назначение ее иное – дать практическое руководство священно-церковнослужителям, так необходимое в их церковном служении. В соответствии с этим предлагаемая книга содержит лишь краткие очерки истории Церковного устава, истории создания и назначения богослужебных книг Православной Церкви, в основном же посвящена Уставу соединения церковных служб, чинопоследо-ваниям всенощного бдения и Божественной литургии, с указаниями для священно-церковнослужителей при архиерейском служении, а также подробное описание места и роли богослужения в жизни Православной Церкви . 2-е изд. 1992 г. 630 стр.
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ. Том 4 (PDF 2,52 Мб.) Четвертый том «Настольной книги священнослужителя» по содержанию основных своих разделов примыкает к первому (литургическому) тому, являясь его продолжением, содержащим руководство по совершению частного богослужения и служб Триодей постной и цветной.
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННИКА. Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики (PDF 622 Кб.) Настоящий справочник составлен редакцией общероссийского журнала «Руководство для сельских пастырей» по материалам собственных публикаций с добавлением сведений, заимствованных из православной периодической печати. Выпуская настоящий «Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики», редакция имеет в виду дать пастырям, особенно молодым, справочную книгу, в которой они могли бы найти руководственные указания в различных затруднительных случаях своей богослужебной практики, не предусмотренных церковным уставом и канонами или не ясно в них определенных и потому требующих толкования. Выпущен в 1903 г. 144 стр.
ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. (PDF 475 Кб.) Книга включает краткое последование великопостных служб суточного круга и описание священнодействий литургии Преждеосвященных Даров. Предназначена для священнослужителей и певчих, а также для всех изучающих церковное богослужение. Автор-составитель — священник Сергий Казаков.
Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Скачать RAR-архив 522 Кб.
Историческое введение в эпоху первохристианства. В основе этой книги лежит курс лекций, читавшихся студентам Православного Богословского Ин-ститута в Париже, начиная с 1935 — 1936-го учебного года. Научный курс Священного Писания Нового Завета, включавший Введение в изучение новозаветных книг и их толкование.
При сканировании использован греческий шрифт Greek , который находится в архиве с книгой. К сожалению, в греческих словах имеются ошибки в надстрочных диакретических знаках.
Указания при совершении архиерейской Божественной литургии.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I.
Введение
1) Обязанности иподиаконов
2) Описание предметов иподиаконского служения
3) Описание архиерейского облачения
4) Распределение обязанностей иподиаконов на богослужении
Часть II.
Указания при совершении архиерейской литургии
3) Начало Божественной литургии
9) Иерейская хиротония
10) Диаконская хиротония
11) Причащение духовенства и мирян
13) Крестный ход
14) Разоблачение и проводы
Часть III.
Указания при совершении архиерейского всенощного бдения.
5) Великое славословие
Часть IV.
Указания при совершении архиерейской Литургии Преждеосвященных Даров
Часть V.
Заключение
Часть VI.
Приложение (схемы)
Часть I.
Введение.
Настоящий труд предпринят нами под руководством проректора Коломенской духовной семинарии иеромонаха Константина (Островского), в прошлом — иподиакона митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Содержание статьи было просмотрено и одобрено иподиаконом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II диаконом Иоанном Нефедовым и старшим иподиаконом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия иеродиаконом Сергием (Куксовым).
За архиерейским богослужением прислуживают иподиаконы. Слово иподиакон в переводе с греческого означает «младший служитель». Иподиакон во время богослужения облачается в стихарь и крестообразно опоясывается орарем.
Обязанности иподиаконов
Обязанности иподиаконов различны и, по уже устоявшейся практике, разделяются на несколько должностей:
1. Первый иподиакон
2. Второй иподиакон
3. Первый рипидчик
4. Второй рипидчик
Первый и второй иподиаконы именуются первой парой иподиаконов, первый и второй рипидчики – второй парой.
Описание предметов иподиаконского служения
Иподиаконы на архиерейском богослужении отвечают за следующие предметы:
1. Архиерейское облачение (отвечает книгодержец)
2. Дикирий и трикирий.
3. Рипиды
4. Архиерейский Чиновник
5. Орлецы
6. Архиерейский жезл
7. Предносная свеча (примикирий)
8. Архиерейское кадило
9. Ладаница с ложечкой
10. Подносы (три)
11. Покровцы на подносы
12. Кувшин с подносом для омовения рук Архиерея
13. Полотенца (три)
14. Комплект для запивки (поднос, три ковша и плат)
15. Сосуд для воскомастиха и воскомастих (при освящении храма)
16. Фартуки и нарукавники (при освящении храма)
17. Облачение для ставленников
18. Стихари и орари по количеству иподиаконов
Описание архиерейского облачения
В состав архиерейского облачения входят:
1. Архиерейская мантия
2. Митра с крестом
3. Подсаккосник
4. Епитрахиль
5. Пояс
6. Палица
7. Поручи
8. Саккос
9. Большой омофор
10. Малый омофор
11. Крест
12. Панагия
Также в комплекте облачения находится сулок для архиерейского жезла.
Распределение обязанностей иподиаконов на богослужении
Первая пара иподиаконов встречает и облачает архиерея, носит дикирий и трикирий и подает их в уставные моменты архиерею для осенения. Первый иподиакон управляет действиями всех остальных иподиаконов.
За архиерейское облачение отвечают первый иподиакон и книгодержец. Книгодержец гладит и раскладывает облачение перед архиерейским богослужением и складывает облачение по его окончании. Книгодержец подает архиерею в определенные моменты богослужения Архиерейский Чиновник для чтения молитв.
За жезл и орлецы отвечает посошник. Посошник подает и забирает у архиерея жезл, раскладывает орлецы. Во время богослужения посошник и свещеносец стоят на солее лицом друг к другу, посошник – у иконы Спасителя, свещеносец – у иконы Божией Матери.
Рипидчики выходят с рипидами в уставные моменты архиерейского богослужения, а в остальное время участвуют в облачении архиерея, раскладывают и убирают орлецы в алтаре, выносят дикирий и трикирий во время хиротоний.
Кадильщик отвечает за архиерейское и диаконские кадила, за диаконские свечи, ладанницу, а также при освящении храма воскосмастих и сосуд для него (обычно используется турка).
В нашей статье при описании действий священнослужителей и иподиаконов для удобства будут использоваться следующие условные обозначения. Так как при ориентировании в пространстве понятия «справа» и «слева» относительны и не всегда подходят для описания действий сразу нескольких участников богослужения, мы будем использовать обозначения «север – юг – запад — восток», так как в православном храме алтарь обычно устроен в восточной стороне.
Часть II.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Указания при совершении архиерейской Божественной литургии.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.