Утренняя шестопсалмие гражданским шрифтом читать

Детально: Утренняя шестопсалмие гражданским шрифтом читать - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Шестопсалмие в новом переводе

Содержание

Новый перевод псалмов Г.П. Федотова

Георгий Петрович Федотов давно думал о переводе православного богослужения на русский язык. Этой теме посвящена его статья в № 57 «Пути», под заглавием «Славянский или русский язык в богослужении», в которой, после тщательного взвешивания pro и contra он решительно высказался в пользу русского. Г. П. не раз пытался переводить литургические песнопения, в частности он работал над переводом; «Херувимской».

Новый русский перевод Псалмов представлялся ему особенно насущным; в двадцатые годы, в России, когда к церковному чтению были привлечены миряне, синодальный перевод поражал привыкший к славянским звукам слух своей неблагозвучностью, а часто и искажением смысла.

Но для осуществления этого трудного и ответственного дела, долго у него не хватало досуга. И то, и другое было, наконец, дано ему во время длительного пребывания на острове Олероне в трагическое лето 1940 г.

Вернувшись в Париж в начале октября с готовым переводом, Г. П. успел до окончательного своего отъезда прочесть его в кругу сотрудников Православного Дела и воспользоваться кое какими критическими замечаниями К.В. Мочульского.

Перевод сделан со славянского языка, с некоторыми исправлениями по греческому и еврейскому текстам. Он не имеет претензии на научность и рассматривался автором как попытка заменить синодальный текст в частной и литургической молитве.

Извлекаем из полного перевода Псалмов Г.П. Федотова, долженствующего в скором времени выйти отдельной книгой, шесть Псалмов, читаемых на утрени и составляющих так называемое Шестопсалмие.

Шестопсалмие

Псалом 3

Господи, почему так умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие скажут душе моей: «Нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи – защитник, мой; слава моя. Ты возносишь главу мою. Я к Господу воззвал, и Он услышал меня, со святой горы Своей. Я заснул и спал и встал, ибо Он хранит меня. Не убоюсь, тьмы людей, отовсюду нападающих на меня. Господь, восстань, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех врагов моих, раздробил зубы: грешников. От Господа спасение моё, и на людях Твоих благословение Твоё.

Псалом 37

Псалом 62

Боже, Боже мой, с ранней зари ищу тебя. Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя, в земле пустынной, непроходимой и безводной. Так я видел Тебя во святилище, видел силу Твою и славу Твою. Ибо милость Твоя слаще жизни, уста мои прославят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё воздену руки мои. Словно туком и маслом наполнится душа моя, и радостными устами восхвалю имя Твоё. Я вспоминал Тебя на постели моей, и на утренней страже буду размышлять о Тебе. Ибо Ты был помощником моим и под кровом крыл Твоих возрадуюсь. К тебе прильнула душа моя, десница Твоя поддержала меня. Те же, кто тщетно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли. Будут преданы мечу, станут добычей лисиц. Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

Псалом 87

Господи Боже, спасение моё, днём и ночью взываю к Тебе. Да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, приклони ухо Твоё к молению моему. Ибо душа моя насытилась, горем: и жизнь моя приблизилась к аду. Я сравнялся со сходящими в гроб, как человек беспомощный, покинутый. Среди погибших от меча и брошенных в могилу, о ком Ты уже не вспоминаешь, ибо они отвержены от руки Твоей. Меня положили, во рву преисподней, во мраке и сени смертной. На меня обрушился гнев Твой и все волны Твои нахлынули на меня. Ты удалил от меня близких моих; сделал меня мерзостью для них. Я заточён и нет мне исхода. Очи мои исчахли от горя. Я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. Разве для мёртвых Ты творишь чудеса? Или тени воскреснут, чтобы славить Тебя? Разве кто поведает во гробе милость Твою и истину Твою в погибели? Разве познает кто во тьме чудеса Твои, и правду Твою в стране забвения. Но я к Тебе, Господи, воззвал, и утром молитва моя – навстречу Тебе. Зачем же, Господи, Ты отвергаешь душу мою? Обрываешь лицо Твоё от меня? Жалок я и чахну от юности моей; терплю, смиряюсь и изнемогаю. Надо мною бушует ярость Твоя, ужас Твой убивает меня. Окружают меня как вода всякий день, обступают со всех Сторон. Ты удалил от меня близких моих, друга и ближнего от страны мрака.

Псалом 102

Псалом 142

Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня во правде Твоей. И не судись с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых. Враг преследует душу мою; в землю: втоптал жизнь мою; заставил меня жить во мраке как мертвеца. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспоминаю дни древние, рассуждаю о всех делах Твоих, помышляю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя как жаждущая земля перед Тобой. Скоро услышь меня, Господи, дух мой изнемогает. Не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь сходящим в гроб. Дай мне услышать на рассвете милость Твою, ибо на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, каким идти, ибо к Тебе стремится душа моя. Избавь меня от врагов моих, Господи, к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бог мой; дух Твой благий да введёт меня в землю правды. Имени Твоего ради, Господи, оживи меня правдой Твоею. Изведи от печали душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою. Ибо я Твой раб.

Читайте так же:  Защитная молитва от плохих людей

Источник: Вестник РСХД 1952 №6

Вам может быть интересно:

1. Св. Геневева и Св. Симеон Столпник – профессор Георгий Петрович Федотов

2. Вопросы и ответы – протоиерей Олег Стеняев

Шестопсалмие

Чтец: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.(Трижды)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.(Дважды)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалити Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуйся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуются.Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духе, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Шестопсалмие

Богослужебный Устав Православной Церкви предписывает на каждой утрени (кроме Пасхальной) повторять шесть (3, 37, 62, 87, 102 и 142) псалмов. Причём читать Шестопсалмие нужно не спешно, протяжно, чтобы всем было слышно хорошо.

Шестопсалмие — духовный смысл

Тот же устав требует, чтобы при чтении шести псалмов всем подобает слушать прилежно, со всяким вниманием. Ибо в них ощущаются призывы к покаянию и чувство умиления. Слова в Шестопсалмие должны произноситься со страхом Божиим, с благоговением. Так, как будто разговор незримо идёт с Самим Господом Богом через молитвы о грехах наших:

не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклоненны, и очи имуще долу. Сердечныма очима зряще к востоку, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную.

В это время недопустимы разговоры и другие шумы. Внимать словам Псалмопевца следует с руками, сложенными крест накрест на груди. Со склонённой головой и опущенными вниз глазами. Думать можно о смерти, будущим мукам и жизни вечной. Кто-то из благочестивых писателей сравнил эти псалмы с размышлениями кающегося грешника у яслей Христовых. Подмечено верно, так как Шестопсалмие — это переход от вечерни к утрени. От Ветхозаветных времён к Новому завету. От радости к надежде на родившегося Спасителя. Именно об этом славословят Ангелы при рождении Христа:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…

Шестопсалмие — особенности чтения

Читается Шестопсалмие посреди храма. Чтобы ничто не отвлекало и не препятствовало проявлению чувств молящихся, на время чтения шести псалмов в храме выключают свет и гасят все свечи. Погружение внутреннего пространства во мрак, символизирует темноту Вифлеемской пещеры во время Рождества Христова. Церковь именно на Шестопсалмие вспоминает рождение Богомладенца. Шестопсалмие читается в течение 6-10 минут.

Это время — глубокий, важный момент в вечернем богослужении. Поэтому древняя традиция исключает делание поклонов и накладывание крестного знамения во время чтения шести псалмов. Во второй части Шестопсалмие, когда начинается чтение четвёртого по счёту 87, самого скорбного, изливающего смертную горечь псалма, священник выходит из алтаря. Он встаёт пред царскими вратами и про себя продолжает чтение 12-ти особых «утренних» молитв. Их читать иерей начал ещё в алтаре перед престолом.

Читайте так же:  Молитва на приобретение жилья своего

Шесть псалмов читать всем верующим

Прочитать Шестопсалмие самому нужно каждому христианину. Наилучшее время для этого чтения наступает тогда, когда тоска сдавливает сердце. А ещё тогда, когда душа томиться скорбью безотрадной. Такие периоды бывают в жизни каждого человека, даже внешне счастливого, довольного, благополучного.

В минуты отчаяния, скорби, недовольства обстоятельствами нужно уединиться и прочитать шесть псалмов. Причем не спеша, внимая умом и сердцем каждое слово Псалмопевца Давида. В такие минуты слова каждого псалма ложатся на сердце, как целительный бальзам. Как благодатный елей. Как утешение бедной, измученной борьбе с грехом, человеческой душе. Если псалтырь составляет костяк богослужений, то Шестопсалмие — это краткое содержание псалтыри.

Как правильно читать псалтырь дома

Псалтирь — это основа православного богослужения[/caption] В старозаветной церкви молились, используя Библию Ветхого Завета. Одна из самых известных, популярных, читаемых книг Церковью из Библии того времени — это Псалтирь. Ее активно применяют в храмовом богослужении Православной Церкви, а также в домашних условиях простые верующие. Давайте разбираться: как правильно читать Псалтырь дома?

О Псалтири

Певучим именем «Псалтирион» в Греции называли в ветхозаветные времена струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого пелись, обращённые к Богу, молитвы. Поэтому священные псалмы относятся к церковному песнопению, которые поются на храмовых богослужениях.

Псалтирь — удивительная книга. В ней можно найти ответы на все случаи жизни: покаяние, утешение, пророчество, поиск Бога. Есть просьбы о помощи, заступничестве, слова благодарению Бога и другие прошения. Она возбуждает душу, зажигает сердце, приковывает внимание.

Это единственная книга Ветхого Завета, которая полностью включена в богослужения Православной Церкви. Она полюбилась всем: Псалтирь непрестанно читают в монастырях, в кельях, в домашних условиях. Именно в Псалтыри более всего слышится голос Христа, намного более явственно, чем в других книгах Ветхого Завета. Больше всех псалмов написал Царь Давид, но в Псалтири есть псалмы других ветхозаветных праведников.

И хотя с самого начала псалмы складывались по правилам еврейской поэзии и предназначались для народа Израиля, Православная Церковь включила Псалтирь в богослужения суточного круга. Для удобства чтения все псалмы поделены на 20 кафизм, каждая из которых состоит из трёх частей славы (по названию славословия, которое читается в начале части). Кафизмы содержат от 6 до 9 псалмов.

Как правильно читать Псалтырь дома?

Если Священную книгу Старого Завета читать постоянно, то быстрее, глубже, осмысленнее придёт понимание вечерних и утренних богослужений в храме. Отдельные псалмы или кафизмы целиком поются и читаются на Вечерне, Утрене, Божественной литургии, великопостных часах (кафизмы), часах (псалмы). А ещё во время свершения молебнов, таинств.

Утреня начинается с Шестопсалимие, название которой говорит о прочтении 6 псалмов. Чаще других читается псалом 50, который каждый православный христианин должен знать наизусть. Псалтырь можно читать стоя (предпочтительнее) и сидя, вслух или вполголоса. Читать со вниманием, обязательно соблюдая ударения.

Главное — настроить внутреннее состояние. Псалтирь из 365 дней не читается лишь 10 дней: от Великого Четверга Страстной недели до праздника Фомы в воскресение (Антипасха). В остальное время Псалтирь читается с молитвами о здравии, о упокоении усопших. Особо рекомендуется читать её во время постов.

Церковью разработан Устав чтения Псалтири, в котором можно найти ответ на вопрос: как правильно читать Псалтырь дома. Порядок чтения не имеет никакого значения. Можно читать понравившиеся псалмы, кафизмы по очереди или вразнобой, на всякую потребу. Главное — это делать регулярно, постоянно, последовательно.

Правила, касающиеся вопроса, как правильно читать Псалтырь дома

  1. Если миряне к молитвам утром и вечером дома прибавляют один или несколько понравившихся псалмов, то читают в них только текст. Аналогия: 50 псалом в утренних молитвах.
  2. Если читаются кафизмы (одна или несколько), то перед их началом и окончанием читаются особые молитвы.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

На «Славах»

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу [

Здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения.На первой и второй «Славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей Славе – имена о упокоении.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (

), начальников, наставников, благодетелей (

) и всех православных христиан. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (

) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

читается 40 раз.Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном

И в конце всего молитвословия:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Читайте так же:  Молитва просительная или покаянная

Утренняя шестопсалмие гражданским шрифтом читать

В шестопсалмии, при изображении скорбных чувств души человеческой о своем греховном состоянии, воспоминается (в порядке богослужения) время пришествия Христа Спасителя, возвестившего нужду покаяния для спасения и даровавшего скорбной душе мир и утешение. Посему чтение шестопсалмия предваряется обыкновенно троекратным повторением радостного славословия, воспетого Ангелами, явившимися вифлеемским пастырям в ночь рождения Иисуса Христа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).

После этого ангельского славословия дважды повторяются слова покаянного псалма: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17), в которых содержится краткая молитва к Богу о том, чтобы Он Сам Своею благодатию открыл уста грешного человека к достойному возвещению славы Его. За этой краткой молитвой следует уже самое чтение псалмов, составляющих шестопсалмие.

Есть церковное предание о том, что Страшный суд Христов будет длиться столько, сколько по времени читается шестопсалмие. И мы, собравшись в храм как на суд Божий, предстоя пред Господом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о суде Божием. Вслед за Псалмопевцем, говорящим о страшном состоянии человека на земле: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его, через благодарение Богу, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, твердо уповая на правду Божию, милость на Суде и на спасение: услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, Дух Твой благий наставит мя на землю праву, прорывается человеческая душа от рабства диаволу и греху к своему Творцу и Спасителю.

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

68739549 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)

(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)

(QR-код в отдельном окне)

Часослов на церковно-славянском языке.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://orthlib.ru. На церковно-славянском языке. Богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитв суточного богослужебного круга

Если церковно-славянские шрифты не отображаются корректно на Вашем устройстве для чтения книг,
то обратитесь к разделу «Помощь»

Перед восходом Солнца

Каждый, кто регулярно приходит в храм на всенощное бдение, знает, что в нем есть один особенный момент, таинственный и строгий. После вечерни, в самом начале утрени, после ангельского славословия («Слава в вышних Богу, и на земле мир…») все вдруг стихает. В храме гасятся верхний свет и свечи. Царские врата закрыты; священники в алтаре. На середину храма выходит чтец и при единственной свече, которая у него в руках, читает шестопсалмие. Это шесть псалмов: 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й, пять из которых принадлежат, по надписаниям самих псалмов, царю-псалмопевцу Давиду и связаны с событиями его жизни.

На вопросы о шестопсалмии, о его происхождении, значении и смысле отвечает Алексей Кашкин — кандидат богословия, заведующий библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия для духовных семинарий «Устав православного богослужения».

— Шестопсалмие — это начало утрени, а утреню изначально служили именно ранним утром, после ночного бдения. В давние века христианские подвижники за ночь вычитывали всю Псалтирь. Шестопсалмие, читаемое в храмах сегодня, — то, что, по немощи нашей, осталось от этой традиции.

Почему шестопсалмие читается именно в этот момент? Первая часть всенощного бдения, вечерня — это символическое изображение ветхозаветной истории, а утреня символизирует Новый Завет, Пришествие в мир Спасителя. Шестопсалмие — это переход к Новому Завету. Оно отражает несчастное, греховное состояние падшего человечества, узнавшего уже о рождении Богомладенца (вот почему шестопсалмие предваряется ангельским славословием Ему: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2, 14)), но не услышавшего еще евангельской вести во всей ее полноте. Оно призвано вернуть нас с небес на землю: от радости празднику, которым проникнута вечерня, к реальной картине нашего недостоинства. К радости мы вернемся чуть позже — во время полиелея.

— Почему из 150 псалмов, употребляемых за бого­служением, выбраны именно эти? Случайно ли то, что они связываются в единый сюжет? Мы видим человека бесконечно страдающего, угнетенного как собственными грехами, так и внешними бедствиями, однако же не теряющего единственной надежды — на Бога: Мнози восстают на мя, мнози, глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси (Пс. 3, 2–3). Упование человека (точнее, царя Давида, потому что эти псалмы непосредственно связываются с событиями его жизни) подвергается тяжелейшим испытаниям: Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37, 4). Но в 102-м псалме происходит подлинное воскресение духа, преодоление скорби и отчаяния. Человек открывает для себя милость Божию, он полон благодарности: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его (Пс. 102, 1). А в последнем, 142-м, человек окончательно обретает ориентир и почву под ногами: скажи мне, Господи, путь, воньже пойду Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Пс. 142, 8, 10). Можно ли сказать, что шестопсалмие — это отражение духовного пути человека?

— Здесь нет какого-то общего, единого объяснения, есть разные толкования. Во-первых, обратим внимание на то, что шестопсалмие, как говорит Типикон, — это беседа души с Богом. Человек обозревает свою жизнь, просит Господа простить его грехи, избавить его от бедственного положения. Для человека очевидна связь между его бедами и его собственными грехами, и он, страдая, обращает к Богу свой молитвенный покаянный вопль. Вполне возможно, что при формировании шестопсалмия произошел отбор псалмов, отвечающих именно этой мысли. Кроме того, заметим, что шестопсалмие — это именно утреннее богослужение, изначально оно читалось затемно, до восхода солнца. Потому и подобраны псалмы, в которых упоминается это время суток. Человек просыпается с мыслью о Боге: Боже, Боже мой, к тебе утренюю, возжада Тебе душа моя (Пс. 62, 2). А то, что в шестопсалмие входят псалмы из разных кафизм, от первой до предпоследней, напоминает нам о традиции древних подвижников, прочитывавших за ночь всю Псалтирь.

Читайте так же:  Заговор на секс женщину

— Шестопсалмие читается при погашенных свечах не только ведь потому, что когда­то его читали затемно, перед восходом солнца? Почему от прихожан в этот момент требуется особенно строгое и благоговейное поведение?

— Коль скоро шестопсалмие — это беседа души с Богом, необходимо, чтобы все силы человека были устремлены к этой беседе. Человек погружается в полутьму, чтобы ничто не развлекало его зрения, чтобы он мог полностью погрузиться в себя. Именно с этим связано дисциплинарное требование Типикона: во время чтения шестопсалмия запрещаются всякие передвижения по храму, даже поклоны и осенение себя крестным знамением. Ни одно внешнее движение, ни один посторонний звук не должны отвлекать. Все умственные силы должны быть направлены на слушание и понимание молитвословий. Так требовалось исстари; в старопечатной (т. е. изданной еще до исправления богослужебных книг Патриархом Никоном) Псалтири было даже такое примечание: если человек болен, простужен и не может сдержать кашля или чихания, он на время шестопсалмия должен выйти в притвор храма. Также там говорится, что опоздавший не должен входить в церковь до окончания чтения шестопсалмия. А тем, кто стоит в храме, руки предписывалось держать «при персех», то есть так же, как мы скрещиваем их на груди, подходя ко Причастию, когда нас тоже не должно ничто отвлекать, никакое лишнее движение.

— Мне приходилось читать, что шестопсалмие напоминает нам о Страшном Суде и что именно поэтому в это время не положено осенять себя крестом: Спаситель придет уже не распинаться, а судить мир, и креститься тогда будет уже поздно.

— Да, именно о таком понимании этого молитвословия на Афоне свидетельствует Паисий Святогорец. Тексты Священного Писания, в том числе и псалмы, составляющие Псалтирь, по своему содержанию многогранны. В каждом из них не один смысл, а много, и при определенном подходе и такой смысл в шестопсалмии тоже можно уловить. Это лучше принять как частное богословское мнение. Но все же следует помнить: входящие в шестопсалмие священные песни родились задолго до того, как сформировалось четкое представление о втором Пришествии Мессии и о Страшном Суде. Поэтому правильнее здесь говорить лишь об аналогиях со Страшным Судом, но не о прямой связи. Ведь когда человек предстанет перед Богом, он должен будет дать отчет о своей жизни. А в шесто­псалмии, как уже сказано, человек созерцает свою жизнь, сокрушается о грехах и падениях и уповает на милость Отца.

— Для чего священник, первоначально находившийся в алтаре, после трех прочитанных псалмов выходит и становится лицом к закрытым Царским вратам?

— По завершении чтецом первой части священник, надев епитрахиль, становится лицом к закрытым Царским вратам, чтобы прочитать двенадцать тайных утренних молитв. Если определить их содержание сжато, то это просто утренняя молитва любого христианина. И священник в эти минуты молится как наш представитель, он за всех нас произносит эти молитвы перед Царскими вратами во время чтения второй части шестопсалмия.

— А почему шестопсалмие читается, а не поется? Или его могут когда-то и петь тоже?

— В древности это молитвословие пелось. Но пелось особым распевом, речитативом, который соответствовал содержанию псалмов. Причем пели его все. Был основной голос, ведущий — того человека, который заменял сегодняшнего чтеца и стоял, как и чтец, в центре храма. А остальные как бы шли за ним, ориентируясь на его пение. Но это было лишь на заре христианства. В эпоху создания Типикона, в Средние века от этого уже отказались. Возможно, отказ связан с особой строгостью и аскетичностью этих минут утренней службы.

Фото Ивана Привалова

Газета «Православная вера» № 23 (499)

Читать онлайн «Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом)» — RuLit — Страница 1

Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

Аще иерей, глаголет:

Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аще ли ни, глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Аминь. Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш…

Тропари сия, глас 6

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй (40). И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cue: «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

Читайте так же:  Защитная молитва от сглаза на ребенка

Псалом Давиду, не надписан у еврей, 1

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, 2 но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь. 3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. 4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. 5 Сего ради не воскреснут нечистивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. 6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечистивых погибнет.

Псалом Давиду, 2

1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? 2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. 3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. 4 Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. 5 Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я. 6 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою его, 7возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. 8 Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. 9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. 10 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. 11 Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. 12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, 3

2 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, 3 мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. 4 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. 5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. 6 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. 7 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. 8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. 9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Читать онлайн «Текст Всенощного бдения на церковнославянском языке» — RuLit — Страница 7

Иерей: Благослове́ние Госпо́дне на вас. Того́ благода́тию и человеколю́бием, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Мы же: Ами́нь. И начинаем утреню с шестопсалмия.

Начинаем шестопсалмие, со всяким молчанием и умилением слушающе: учиненный же брат со благоговением и страхом Божиим глаголет:

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Трижды.

Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Дважды.

Псалом 3.

Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми́? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Псалом 37.

Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.

Псалом 62.

Бо́же, Бо́же мой, к Тебе́ у́тренюю, возжада́ Тебе́ душа́ моя́, коль мно́жицею Тебе́ плоть моя́, в земли́ пу́сте и непрохо́дне, и безво́дне. Та́ко во святе́м яви́хся Тебе́, ви́дети си́лу Твою́ и сла́ву Твою́. Я!ко лу́чши ми́лость Твоя́ па́че живо́т, устне́ мои́ похвали́те Тя. Та́ко благословлю́ Тя в животе́ мое́м, о и́мени Твое́м воздежу́ ру́це мои́. Я!ко от ту́ка и ма́сти да испо́лнится душа́ моя́, и устна́ма ра́дости восхва́лят Тя уста́ моя́. А!ще помина́х Тя на посте́ли мое́й, на у́тренних поуча́хся в Тя. Я!ко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́. Ти́и же всу́е иска́ша ду́шу мою́, вни́дут в преиспо́дняя земли́, предадя́тся в ру́ки ору́жия, ча́сти ли́совом бу́дут. Царь же возвесели́тся о Бо́зе, похва́лится всяк клены́йся Им, я́ко загради́шася уста́ глаго́лющих непра́ведная.

На у́тренних поуча́хся в Тя. Я!ко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́.

Часослов для чтения мирянам.

Часослов — богослужебная книга, излагающая состав и порядок общественного богослужения; содержит тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических), — то есть для всех служб ежедневного богослужения (утрени, полунощницы, часов с междочасием, изобразительных, вечерни и повечерия). Предназначается для чтецов и певцов. Включает также чины и молитвы, присоединяемые к шести службам дневного круга: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущим.

Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно.

Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит.

В этом разделе опубликованы тексты последований Часослова адаптированные для келейного (домашнего) чтения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Особо здесь следует выделить последования Полуношницы и Повечерия малого, которые раньше благочестивыми христианами употреблялись вместо утренних и вечерних молитв, а так же Чин обедницы, который в современной практике православные христиане употребляют в случаях когда нет возможности присутствовать на Божественной Литургии в праздники и Воскресные дни.

Утренняя шестопсалмие гражданским шрифтом читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here