Анализ стихотворения 7 класс образец

Детально: Анализ стихотворения 7 класс образец - святые тексты подобранные специальное для Вас.

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

План анализа стихотворения 7 класс по литературе

1 ответ

1. Заглавие, автор.

2. Краткая история создания.

3. Тема, основная мысль, идея (для чего создан стих, какие чувства он должен вызвать), наличие или отсутствие сюжета.

4. Использование художественных средств, анализ лексики.

5. Композиционные черты: размер стиха, тип рифмы, ритм.

6. Характеристика лексики: использование тропов (эпитеты, метафоры и т.д.)

7. Стилистика произведения (синтаксические особенности).

8. Фонетика: эпифора, ономатопея (звукоподражание), ассонанс, аллитерация, анафора.

9. Характеристика лирического героя.

Читайте так же:  Самая сильная православная молитва от блудной страсти Марии Египетской

10. Лирическое направление и жанр.

11. Личное отношение к стиху.

Оценка: 4 ( 13 голосов)

  • 1. Что такое анализ стихотворения?
  • 2. Как писать анализ стихотворения, план?
  • 3. Как сделать анализ стихотворения по литературе? (план и пример поэтического текста)
  • 4. Структура анализа стихотворения, пример по плану
  • 5. План анализа стихотворения 10 класс
  • 6. План анализа стихотворения 11 класс по литературе
  • 7. Анализ лирического стихотворения, 6 класс (план)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Даниил Кошелев 625
  2. 2. Игорь Проскуренко 438
  3. 3. Владимир Кунтин 196
  4. 4. Арина Процанова 147
  5. 5. Виолетта Иванова 122
  6. 6. Полина Томашец 121
  7. 7. Арина Бутусова 96
  8. 8. Николай Алексеев 84
  9. 9. Александр Кузьмин 64
  10. 10. Елизавета Кузьмина 63
  1. 1. Кристина Волосочева 18,535
  2. 2. Ekaterina 18,121
  3. 3. Юлия Бронникова 18,110
  4. 4. Darth Vader 17,256
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Шаблон анализа лирического стихотворения

Шаблон позволяет учащимся подготовить анализ лирического стихотворения

Содержимое разработки

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:

Создается такое настроение ———————

В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как —————

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Это стихотворение (о чем стихотворение?)

Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …

Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Стихотворение названо так потому, что…

В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (. каких именно. );

Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (. ).

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….

Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль

Мысль первой строфы такова….

Во второй строфе автор говорит о….

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

образы событий (. каких именно. );

Образ лирического героя, авторское «Я» (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы . отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

Мужская — рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская — с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая — с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля — -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже — двух з

Эпитет — художественное определение

Сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» — вместо «лев»

Ирония — скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота — художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок»

Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

«реки крови», «море смеха»

Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

душа поёт, река играет

Овеществление — уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…

Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит» — подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

Читайте так же:  Молитва как попросить прощение у бога за грехи

автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

эпифора — единство концовок

градация — своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис — пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие — увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия — нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Примерный план анализа лирического произведения
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

План анализа стихотворения состоит из 21 пункта, содержит некоторые теоретические сведения.

Скачать:

Вложение Размер
plan_analiza_stikhotvoreniya.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

1 . Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – произведение небольшого объёма, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики. Пейзажная лирика (отношение к природе). Гражданская (общественно-политическая) – понимание поэтом современной ему общественной жизни. Интимная (дружбы, любви) – чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека. Философская – размышления о смысле человеческой жизни.

ОДА (греч. «Песнь») — монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть.

РОМАНС, ПЕСНЯ – стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.

ЭЛЕГИЯ – стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращённое к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.

СОНЕТ (ит. sonetto), стихотворение из четырнадцати строк (два четверостишия и три трехстишия –итальянский сонет; три четверостишия и одно двустишие – английский сонет) с определенной рифмовкой.

ОТРЫВОК – намеренно незавершённое стихотворение философского содержания.

САТИРА – лироэпическое стихотворение, высмеивающее, обличающее какое-либо явление действительности.

ЭПИГРАММА – короткое сатирическое стихотворение.

ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, преимущественно стихотворная.

4. Основная тема – предмет поэтического высказывания, вопрос, которого касается автор, жизненное явление, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

5. Смысл названия.

6.Лирический сюжет – это изображение динамики переживаний. Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это м.б. любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога.

7. Композиция. Кольцевая композиция. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

8. Основные настроения, тональность. Устойчивое настроение. Изменяющееся настроение.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие. Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, изгнанничества, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

11. Лирические персонажи. Их переживания, их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

Ямб / — -´ / Акцентный стих

Дактиль / -´ — — / Свободный стих (верлибр)

15. Рифмовка, характер рифм.

абба – опоясывающая рифма

аабб – смежная рифма

абаб – перекрёстная рифма

мужская рифма (костёр) – ударение на последнем слоге

женская (дрожали) — ударение на предпоследнем слоге

дактилическая (похаживал) – ударение на третьем слоге от конца

гипердактилическая (прислушиваться) – ударение на четвёртом слоге от конца

16. Лексика. Языковые изобразительно-выразительные средства (тропы).

Ирония – употребление с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (союз отсутствует).

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее,

продукт – его производитель, действие – орудие действия…)

Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому.

Перефраз(а) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т. д.

Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Присоединяются словами как , будто, подобно, словно, что. Одна из форм сравнения – использование творительного падежа:

Летели дни, крутясь проклятым роем …

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

17. Анализ языка. Синтаксис. Стилистические фигуры.

Анафора – единоначатие. Повтор слова или группы лов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

Эпифора – повторение слов или выражений в конце строки или строфы.

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность и динамичность.

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.

Инверсия –нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.

Читайте так же:  Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в делах на работе, самая сильная

Многосоюзие – намеренный повтор союза, придающий художественной речи неторопливость.

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.

Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.

Параллелизм – развёрнутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях.

Умолчание – пропуск слов или словосочетаний. Обычно передаёт душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления.

1) риторический вопрос;

2) риторическое обращение.

18. Звукопись. Фонетическая окраска.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Звукоподражание – прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

19. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Целостный анализ стихотворения

Для чего нужен анализ стихотворения?

Анализу стихотворения начинают учить в школе на уроках литературы. Зачастую школьникам не нравится это занятие, оно кажется для них скучным. Но только целостный анализ стихотворения может помочь лучше понять замысел автора, его идеи.

Для успешного анализа необходимо в первую очередь полностью прочитать стихотворение, не отвлекаясь на внешние раздражители. Если в тексте встречаются незнакомые слова, их значение следует посмотреть в толковом словаре.

Анализ стихотворения требует полной тишины и сосредоточенности. Необходимо выключить телевизор или радио, чтобы ничто не отвлекало от поэтического текста.

План анализа стихотворения

Прежде чем приступать к анализу стихотворения, необходимо составить план, следуя которому проанализировать поэтический материал будет достаточно легко. План может состоять из следующих пунктов:

  • Автор, название стихотворения, история его создания. Здесь указываются инициалы поэта, название стиха, дата и причина его создания.
  • Тема, идея, основная мысль произведения. Тема может быть философской, любовной, общественно-политической, пейзажной. Здесь необходимо указать, что именно хотел сказать поэт в своем произведении, охарактеризовать его настроение.
  • Сюжет произведения. Не во всех стихотворениях есть сюжет, так как поэтический текст – это прежде всего лирика, а не повествование.
  • Художественно-выразительные средства. Нужно обязательно указать, какие средства выразительности использовал автор. Это могут быть метафоры, эпитеты, гипербола, антитеза, оксюморон и многие другие.
  • Ритм, рифма (парная, перекрестная, кольцевая), стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль).

Все перечисленные пункты необходимы для анализа стихотворения, но их очередность может меняться в зависимости от предпочтений человека, который делает анализ.

Рис. 1. примерный план анализа стихотворения.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам выполнить анализ стихотворения. Здесь указан примерный план, следуя которому можно сделать целостный анализ лирического произведения.

Художественный анализ стихотворения
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Алгоритм художественного анализа стихотворения предлагается использовать в качестве раздаточного материала.

Скачать:

Вложение Размер
16-_hudozhestvennyy_analiz_stihotvoreniya.doc 34.5 КБ
16-_hudozhestvennyy_analiz_stihotvoreniya.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественный анализ стихотворения

— В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня …

— Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.

  1. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.

-Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне.

  1. Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей, каждая из которых представляет собой

— онегинскую строфу (16 строк).

Произведение написано ямбом, дактилем…

— хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге.

— ямб – двусложная стопа с ударением на 2 слоге.

— дактиль – трёхсложная стопа с ударением на 1 слоге.

— амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге.

— анапест – трёхсложная стопа с ударением на 3 слоге.

5. Рифма точная, неточная (…), перекрёстная ( кольцевая, парная.)

Мороз и солнце – день чудесн ый !

Ещё ты дремлешь, друг прелестн ый ,

Пора, красавица, просни сь ,

Открой сомкнуты негой взор ы …

— перекрёстная – а б а б

— кольцевая – а б б а

— парная — а а б б

  1. Лексические средства языка.

В произведении А.С. Пушкин использует яркие ( красочные, разнообразные) выразительные средства языка.

Проанализируем лексические средства языка. Прежде всего, это красочные эпитеты …, интересные метафоры …, необычные сравнения …

Автор использует также синонимы …, антонимы … Мы видим и приём антитезы , который показывает противопоставление, контраст между вчерашней вьюгой и нынешним чудесным днем …

В стихотворении есть и лексический повтор …, который усиливает чувства автора, показывает его восхищение красотой природы.

-Преобладает прямой порядок слов …( инверсия …)

-А.С. Пушкин использует сочетание прямого порядка … слов с инверсией …

Богатое разнообразие лексических средств языка создаёт живую картину природы,

( точно передаёт переживания лирического героя).

6. Морфологическая структура произведения.

— Рассмотрим морфологическую структуру произведения. В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка …) прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный …), а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…), которые передают смену действий, динамику.

7. Синтаксические средства языка.

Интересны также синтаксические средства языка. В стихотворении ( в начале стихотворения) преобладают повествовательные предложения… Они показывают спокойную интонацию произведения. Затем голос автора становится более взволнованным, и это ярко передают восклицательные предложения . имеются и вопросительные предложения …риторический вопрос…

В стихотворении нет восклицательных предложений, однако за внешним спокойствием интонации, сдержанностью лирического героя скрывается глубина и сила его чувств, скрывается столько любви, нежности, печали…

Произведение представляет из себя одно ( два) сложное предложение.

— В произведении преобладают простые ( сложные предложения)…

— Здесь можно увидеть сочетание простых и сложных предложений…

Обилие однородных членов предложения создают наиболее яркий и точный образ зимы ( любви, лирического героя) …

В стихотворении есть и обращение …, вводные слова …, прямая речь , которая создаёт ощущение присутствия читателя.

8. Фонетические средства языка.

Автор использует приём аллитерации ( нагнетение шипящих согласных – ж, з, ч, ш), а также звонких (б, в, р, л, н — …, а также ассонанса ( нагнетение гласных звуков – а, о, и, е — …Эти фонетические средства языка словно передают скрип снега, звон льда, топот коня.

9. Каким представляется мене лирический герой?

Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.

Читайте так же:  Молитва в матроне о здоровье ребенка

План анализа стихотворения

Ответ

Проверено экспертом

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Верлибр / свободный или белый стих/

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Ближний и дальний,

Собственной жаль мне-

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— архаизмы, устаревшие слова

неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— рассказ от лица персонажа

— автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
материал по литературе (7 класс) на тему

памятки для учеников «Стихотворные размеры», схема анализа стихотворения

Скачать:

Вложение Размер
Стихотворные размеры 39 КБ
Схема анализа стихтворения 15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин)

Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков)

Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин)

На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов)

Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин)

Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков)

Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин)

На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов)

Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин)

Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков)

Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин)

На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов)

Предварительный просмотр:

Примерный план анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…

4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).

5. Тема, идея стихотворения.

6. Образы стихотворения.

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):

Тропы — слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:

  1. эпитет — художественное определение;
  2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
  3. аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  4. ирония — скрытая насмешка;
  5. гипербола — художественное преувеличение;
  6. литота — художественное преуменьшение;
  7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
  8. метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
  9. перифраза — описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
  10. паралеллизм — однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
  1. повторы (рефрен);
  2. риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  3. антитеза (противопоставление);
  4. градация (например: светлый — бледный — едва заметный);
  5. инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  6. умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
  1. аллитерация — повторение одинаковых согласных;
  2. ассонанс — повторение гласных;
  3. анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  4. эпифора — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).

8. Стихотворный размер:

А) двусложные размеры:

‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей;

_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб;

Б). трехсложные размеры:

‘_ _ _ дактиль;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест.

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)

В). верлибр (свободный или белый стих)

9. Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрестная;
абба — кольцевая.

10. Образ лирического героя, авторское «Я».

Как делать анализ стихотворения ? 7 класс. по плану
очень нужно .

Ответ

. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

Читайте так же:  Молитва чтоб любимый быстрей вернулся ко мне

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Верлибр / свободный или белый стих/

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Ближний и дальний,

Собственной жаль мне-

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— архаизмы, устаревшие слова

неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— рассказ от лица персонажа

— автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

Анализ стихотворения

Ответ

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Анализ стихотворения 7 класс образец
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here