Содержание
- 1 Житие св. Димитрия Ростовского
- 2 Тропарь, кондак, молитва и акафист св. Димитрию Ростовскому
- 3 Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 г.)
- 4 Духовное завещание св. Димитрия
- 5 Духовное завещание дмитрия ростовского
- 6 Святитель Димитрий Ростовский и его труды
- 7 Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям
Итак, пусть никто не трудится после моей смерти допрашивать или разыскивать каких-либо моих приобретений. Даже и на погребение и на поминовение ничего не оставляю – пусть иноческая нищета наиболее на кончине явится пред Богом. Верю, что Ему приятнее будет, если бы ни одного гроша после меня не осталось, чем когда бы большие сбережения раздавались.
И если меня, такого бедняка, никто не захочет предать обычному погребению, то молю тех, кто о своей смерти вспоминает, да снесут мое грешное тело в убогий дом и там бросят его между трупами.
Если же воля начальствующих повелит меня умершего погребсти по обычаю, то молю Христолюбивых погребателей, пусть погребут меня в монастыре святого Иакова, епископа Ростовского, в углу церкви, на месте, которое я для себя указал. Об этом челом бью.
Желающий же без денег ради Бога помянуть мою грешную душу в своих молитвах, пусть и сам будет помянут в Царстве Небесном. Требующего же за поминовение мое платы молю, пусть не поминает меня нищего, ничего не оставившего на поминовение.
Бог же да будет всем милостив и мне грешному во веки. Аминь.
Таково мое завещание, такова моя духовная грамота, таково сообщение о моем имении. Если же кто, не поверив настоящему извещению, начнет с допросом искать после меня серебра и золота, то хотя и много потрудится, ничего не найдет, и Судия ему Бог.
(Писано в Богоспасаемом граде Ростове в дому архиерейском, в лето 1707, апреля в 4-й день).
Из книги: Святитель Димитрий Ростовский. Уроки благочестия. М., 1997. С. 153-156.
(перечень в хронологической последовательности)
«Моему сану (его же несмь достоин) надлежит Слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность!»
Св. Димитрий митрополит Ростовский
Руно орошенное. Чернигов, 1683 (переиздания: Чернигов, 1689, 1691, 1696, 1697, 1702, 1827)
Книга житий святых (Минеи Четий). Киев, 1689-1705 (переиздания: М., 1711-1716, 1756-1759, 1762, 1764, 1767, 1789, 1805, 1837, 1888; Киев, 1757, 1764; Ростов, 1824, 1849)
Апология во утолении печали человека, сущаго в бедах и озлоблении. Чернигов, 1696 (переиздания: Чернигов, 1700, 1716)
Рассуждения о образе Божий и подобии в человеце. М., 1707 (переиздания: М., 1714, 1717)
Розыск о раскольницей брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны. М., 1745 (переиздания: М., 1755, 1762, 1783, 1803, 1824, 1847; Киев, 1748, 1776, 1859, 1866, 1877, 1903)
Дневные записи святого чудотворца Димитрия митрополита Ростовского, изданные с собственоручной писанной им книги, находящейся в Киево-Печерской библиотеке // Древняя российская вифлиофика. М., 1774. Ч. 6. С. 315-408 (переиздания: М., 1781)
Летопись иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, новоявленного чудотворца, сказующая вкратце деяния от начала миробытия до рождества Христова. с присовокуплением Келейной летописи сего же святого чудотворца / Изд. Н. Новиков. М., 1784
Собрание разных поучительных слов и других сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского. М., 1786. Т. 1-6
Молитва исповедания к Богу от человека, полагающая спасения начало. М., 1795 (переиздания: М., 1809, 1823, 1843; Киев, 1823, 1839, 1879, 1894, 1898, 1906; СПб., 1849, 1853, 1858, 1861, 1868, 1896)
Летопись иже во святых. с присовокуплением богоугодного жития сего святителя, Духовной грамоты, Келейных записок и гравированного его портрета. СПб., 1796. Ч. 1-2 (переиздания: СПб., 1799-1800. Ч. 1-2)
Краткий катехизис, или Вопросы и ответы о вере, и о прочих ко знанию христианина нужнейших, сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского чудотворца. Житие иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовского чудотворца СПб., 1796. С. 57-121
Зерцало православного исповедания. СПб., 1805 (переиздание: СПб., 1807)
Сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского. М., 1805-1807. Ч. 1-4
Сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского. М., 1818. Ч. 1-4
Сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского. М., 1824. Т. 1-4
Богомысленное размышление о пресвятых страстях Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1846, 1860, 1886, 1905; СПб., 1888)
Врачество духовное на смущение помыслов. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1835, 1838, 1847, 1868, 1872, 1882, 1887, 1903, 1911; СПб., 1850, 1853, 1880, 1890, 1905)
Письма Феологу и Г.Д. Строганову святителя Дмитрия Ростовского // Вестник Европы. 1826. Январь-февраль. С. 272-275
Плач на погребение Христово с прибавлением поклонения св. Троице и поклонения Пресвятой Богородице. Киев, 1826 (переиздания: Киев, 1830, 1842, 1851, 1858, 1875, 1892, 1893, 1905)
Краткое богомысленное размышление. Киев, 1829 (переиздания: Киев, 1838, 1850, 1854, 1860, 1873)
Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучатся и молящся в тайне. Киев, 1830 (переиздания: СПб., 1849, 1853, 1862; Киев, 1857, 1878, 1890, 1893)
Сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского. М., 1833-1840. Ч. 1-4
Апология во утолении печали человека, сущаго в бедах и озлоблении. (Печатается из сочинений святителя Димитрия Ростовского). Киев, 1833 (переиздания: Киев, 1848, 1864, 1886, 1916; СПб., 1850, 1853, 1862)
Письма Стефану Яворскому // Маяк. 1842. Т. 2. Кн. 4. С. 114-132
Святого отца нашего Димитрия, Ростовского святителя и чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений // Христианское чтение. 1842. Ч. 4. Кн. 12. С. 311-521
Размышление о смерти. Киев, 1846 (переиздания: Почаев, 1853; Киев, 1879, 1893)
Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное. Киев, 1847 (переиздания: Киев, 1857, 1871, 1883, 1908, 1913)
Богодуховное наставление христианское. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853, 1890)
Дела богоугодные. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853, 1890)
За что Бога благодарити. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853, 1890)
Исповедание грехов генеральное, глаголемое перед иереем от лица кающегося. Киев, 1850 (переиздания: Киев, 1877, 1888, 1890, 1901, 1913)
Пять стихословий. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853, 1890)
Размышления с самим собою. СПб., 1850 (переиздания: СПб., 1853, 1890)
Целование ран Господа нашего Иисуса Христа на всяк день. СПб., 1830 (переиздания: СПб., 1853, 1890)
Сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского. М., 1857. Т. 1-5
О исповедании грехов и святом причащении. СПб., 1858 (переиздания: СПб., 1863, 1866)
Письма к отцу Феологу // Ярославские епархиальные ведомости. 1860. Часть неофиц. С. 65, 66, 73
Поклонение Пресвятой Богородице. СПб., 1864
Сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Киев, 1869-1872. Ч. 1-5
Указ св. Димитрия Ростовского и письмо Феологу (ноябрь 1702) // Ярославские епархиальные ведомости. 1871. Часть неофиц. № 12. С. 93; № 46. С. 371-372
«Рождественская драма» Дмитрия Ростовского // Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения. 1672-1725 годов. СПб., 1874. Т. 1. С. 339-399
Письма святителя Димитрия, митрополита Ростовского Феологу // Ярославские епархиальные ведомости. 1874. Часть неофиц. № 31-38. С. 246-303
Титов А.А. Краткое учение о седми таинствах церковных святителя Димитрия, митрополита Ростовского, исправленное его рукою. Фототипическое воспроизведение оригинала рукописи. М., 1880
Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Киев, 1880-1881. Ч. 1-5
Титов А.А. Новые данные о святителе Димитрии Ростовском. М., 1881
Педагогическая мера св. Димитрия Ростовского к обузданию своеволия школьников // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1883. Кн. 2. Отд. V. С. 17-18
Молитвенная песнь. Киев, 1884 (переиздания: Одесса, 1892; Киев, 1893, 1895)
Слово на сошествие св. Духа св. Димитрия Ростовского // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1884. Кн. 2. Отд. II. С. 1-15
Како подобает всем Христианом тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, во святых тайнах на святом престоле сущее, всеусердно почитати всяким благовенством. М., 1886
Письмо Иову, письмо отцу Феологу // Ярославские епархиальные ведомости. 1888. Часть неофиц. № 24-25, 29. С. 314-316, 395, 450
Амфилохий (Угличский). Из неизданных сочинений Димитрия Ростовского. СПб., 1889
Псалмы или духовные канты сочинения Святителя Димитрия / Публ. и пред. А.А. Израилева. М., 1889
Святой Димитрий Ростовский. Стихи на страсти Господни или стихи страстные. Ярославль, 1889
Шляпкин И.А. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. Приложения. С. 1-72
Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Киев, 1895-1905. Ч. 1-5
Мысли святителя Димитрия, митрополита Ростовского о том, что где Бог, там все доброе. М., 1898 (переиздание: М., 1910)
Жития святых на русском языке, изложенные, по руководству Четий-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. М., 1902-1911. Т. 1-12
Поклонение пречистым пяти язвам Христовым. М., 1906; «Успенская драма» св. Димитрия Ростовского // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1907. Кн. 3. Отд. II. С. 1-43
Титов А.А. Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского на украинском наречии. М., 1909
Уроки благочестия. Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Ярославль, 1909
Утешение человеку в скорби, беде и гонении. Из сочинений св. Димитрия, митрополита Ростовского. Переложена на чисто русский язык. СПб., 1916
«Рождественская драма» Димитрия Ростовского // Шляпкин И.А. Старинные действа и комедии петровского времени, извлеченные из рукописей и приготовленные к печати. Пг., 1921. С. 151-159
Успенская драма: (Комедия на успение Богородицы) // Русская драматургия последней четверти XVII в. и начала XVIII в. М., 1972. С. 177-220
Рождественская драма: (Комедия на рождество Христово) // Русская драматургия последней четверти XVII в. и начала XVIII в. М., 1972. С. 220-274
Уроки благочестия. М., 1997 С. 153-156
Алфавит духовный святителя Димитрия Ростовского. М., 1997
Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1998
Из многочисленных творений св. Димитрия одни имеют содержание догматическое, другие — духовно-нравственные, третьи — историческое.
I. Догматические составляют:
1) «Вопросы и ответы краткие о вере»;
2) «Зерцало православнаго исповедания»
1) (оба сочинения представляют собою катехизическое изложение вероучения и нравоучения православной Церкви»;
2) «Двенадцать статей о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа»;
3) «Розыск о Брынской вере».
II. К духовно-нравственным относятся:
1) «Врачевство духовное на смущение помыслов» (извлечено из Лествицы, Патерика, житий святых и т.п.);
2) «Апология во утолении печали человека сущаго в беде» (разговор между скорбящим и утешающим);
3) «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающся и молящся втайне» (цель сего сочинения приучить христианина к молитве);
4) «Поклонение Святой Троице»;
5) «Поклонение Пресвятой Богородице»;
6) «Молитва исповедания к Богу повседневная»;
7) «Исповедание грехов генеральное»;
8) «О причащении Святых Тайн» (размышление о том, как достойно приступать к Святым Тайнам и молитвы пред причащением и по причащении);
9) Молитвенные размышления о страданиях Господних (с разными заглавиями);
10) Два пастырских послания (о достодолжном совершении святых таинств покаяния и причащения);
11) «Алфавит духовный» (краткий духовно-нравственные правила, расположенные по славянскому алфавиту по примеру Лествицы Иоанна Лествичника);
12) «Духовные псалмы и песнопения» и проч.
III. К историческим принадлежат:
1) «Диарий» (записки с 1681 год по 1703 и письма, относящиеся к ученым трудам святителя);
2) «Руно орошенное» (сказания о 24 чудотворениях от иконы Божией Матери в Ильинском Черниговском монастыре);
3) «Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова»;
Святитель Димитрий
«Се покой мой, зде вселюся в век века» – пророчески предрек ростовский митрополит Димитрий, в марте 1701 г. впервые посетив Яковлевский монастырь. Эту обитель ростовский владыка избрал местом своего погребения, а она впоследствии стала мемориалом нового чудотворца, храня живую память о первом российском святом нового времени.
Митрополит Димитрий (1651–1709 гг.) являлся одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви последней четверти XVII – начала XVIII вв., он прославил свое имя как архиерей, пастырь и проповедник, агиограф, летописец и публицист. Ростовская кафедра стала последним местом его служения, святитель возглавил ее в 1702 г. и управлял ею до 1709 г.
Владыка оставил распоряжение похоронить себя в Яковлевском монастыре, основанном в конце XIV столетия епископом Иаковом. В своем завещании он писал: «да погребут мя в монастыре Святого Иакова Епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место назнаменовах, о сем челом бью».
В 1709 г., в ночь на 28 октября, митрополит Димитрий скончался и его тело было предано земле в юго-западном углу храма Зачатия св. Анны Яковлевского монастыря. 21 сентября 1752 г. произошло обретение мощей святителя, и спустя несколько лет, на св. Пасху, 1 апреля 1757 г., они были оглашены «совершенно святыми».
Ростовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в XVIII столетии. У гроба ростовского владыки происходили сотни исцелений. Яковлевский монастырь, хранивший чудотворные мощи святителя, стал центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.
В марте 1765 г. по воле императрицы Екатерины II, являвшейся ревностной почитательницей св. Димитрия, Яковлевский монастырь был объявлен ставропигиальным, вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Святейшего Синода. Обитель была причислена к монастырям второго класса и в ней была учреждена архимандрития. В том же году к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству с ним Спасо-Песоцкий.
Житие св. Димитрия Ростовского
Тропарь, кондак, молитва и акафист св. Димитрию Ростовскому
Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 г.)
Александра Антоновича Ревви,
Ореста Федоровича Миллера,
Содержание
Предисловие
Из пособий укажем вышеназванное превосходное исследование «Св. Димитрий Ростовский, М. 1849», редактированное, как мы слышали, А. В. Горским из двух студенческих сочинений о. Нечаева и Барского. На остальных печатных и рукописных сочинениях Приклонского (рук. Рост.-Яковл. мон. № 370), Амвросия (рук. И. П. Б.), Доброславина, Чернышева, неизвестного, (рук. Рум. музея), останавливаться не будем. Отметим только синодальное печатное житие, написанное Арсением Мациевичем (Рук. И. П. Б. Q № 288 л. 71 об.), на которое мы неоднократно и ссылаемся.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не мне конечно судить насколько верно и живо выяснена личность святителя в моей многолетней работе, но не могу не высказать глубокой благодарности лицам, способствовавшим мне нравственной и материальной поддержкой: высокопреосвященному Иоанафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, о. архимандриту Ювеналию, наместнику Киево-Печерской Лавры, о. архимандриту Иллариону, настоятелю Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, о. архимандриту Владимиру, библиотекарю Синодальной библиотеки в Москве, о. архимандриту Владимиру, библиотекарю Спасо-Ярославского архиерейского дома, о. игумену Гавриилу, ризничему Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, о. протоирею Киево-софийского собора П. Г. Лебединцеву, Н. М. Аничкову, С. И. Балтромайтису, И. А. Бычкову, В. П. Ламбину, А. С. Родосскому и А. А. Титову. За составление указателя приносим товарищу нашему П. Ф. Кадыкину искреннюю благодарность. «Оже ся где буду описал или переписал, чтите исправливая Бога деля, а не кляните, занеже книги ветшаны, а ум молод не дошел»,
Февраль 1891 года.
Кроме многих сочинений вовсе не принадлежащих святителю, сама лексическая сторона никуда не годится: сочинения святителя переведены и исправлены. Переписка об издании сочинений святителя в 1758 г., Ярос. Еп. Вед. 1872 г. № 2 и сл. Из сочинений, не принадлежащих святителю, отметим Алфавит духовный, вероятно Копиинского, Исповедание грехов генеральное и послание Хрисогона к Анастасии из сочинений Каллиста Ксанфопула, Целование ран Христовых Димитрия Кантакузена, проповеди о поклонении иконам и в неделю 27 по Св. Духе (Сочинения т. II, стр. 54 и 627) Стефана Яворского, Собор на Иисуса Назорея (см. приложение) и пр.
Яр. Еп. Вед. 1879 г.. № 51, стр. 404. Интересующимся вопросом об открытии мощей св. Димитрия можно указать Странник 1885, № 3, стр. 446 и № 12, стр. 663.
Духовное завещание св. Димитрия
Дни памяти:
23 Мая (5 Июня) — собор Ростово-Ярославских святых, переложение мощей св. Димитрия в серебряную раку,
19 Июля (1 Августа),
21 Сентября (4 Октября) — обретение мощей,
28 Октября (10 Ноября) — преставление.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Серебряная гробница святителя Димитрия Ростовского. Уничтожена в 1922 г., при изъятии церковных ценностей из Спасо-Яковлевского монастыря
Итак, пусть никто не трудится после моей смерти допрашивать или разыскивать каких-либо моих приобретений. Даже и на погребение и на поминовение ничего не оставляю – пусть иноческая нищета наиболее на кончине явится пред Богом. Верю, что Ему приятнее будет, если бы ни одного гроша после меня не осталось, чем когда бы большие сбережения раздавались.
И если меня, такого бедняка, никто не захочет предать обычному погребению, то молю тех, кто о своей смерти вспоминает, да снесут мое грешное тело в убогий дом и там бросят его между трупами.
Если же воля начальствующих повелит меня умершего погребсти по обычаю, то молю Христолюбивых погребателей, пусть погребут меня в монастыре святого Иакова, епископа Ростовского, в углу церкви, на месте, которое я для себя указал. Об этом челом бью.
Желающий же без денег ради Бога помянуть мою грешную душу в своих молитвах, пусть и сам будет помянут в Царстве Небесном. Требующего же за поминовение мое платы молю, пусть не поминает меня нищего, ничего не оставившего на поминовение.
Бог же да будет всем милостив и мне грешному во веки. Аминь.
Спасо-Яковлевский монастырь. Фрагмент гравюры И. М. Белоногова 1800-1871 гг.
Таково мое завещание, такова моя духовная грамота, таково сообщение о моем имении. Если же кто, не поверив настоящему извещению, начнет с допросом искать после меня серебра и золота, то хотя и много потрудится, ничего не найдет, и Судия ему Бог.
(Писано в Богоспасаемом граде Ростове в дому архиерейском, в лето 1707, апреля в 4-й день).
Из книги: Святитель Димитрий Ростовский. Уроки благочестия. М., 1997. С. 153-156.
Духовное завещание дмитрия ростовского
В 1702 году ростовским митрополитом был назначен Дмитрий Ростовский, в миру – Даниил Туптало. Родился в декабре 1651 года в селе Макарово под Киевом, в семье полкового сотника Саввы Туптало. Учился в Киевском братском училище, но недоучился – после взятия Киева поляками оно было закрыто. В 18-летнем возрасте Даниил принял монашеский постриг в киевской Кирилловской обители, после пострижения в иночество получил имя Дмитрий. Был игуменом в нескольких украинских монастырях. В 1675 году был посвящен в иеромонахи, проповедовал при Черниговской кафедре; в 1677–1679 гг. – в Литве. В 1681 году был назначен игуменом Максаковского Преображенского монастыря.
В 1701 году по распоряжению Петра Первого он был вызван в Москву, где его рукоположили в сан митрополита и поручили принять Тобольскую митрополию, а заодно проповедовать в Сибири и Китае. Это назначение никак не устраивало Дмитрия Ростовского и по состоянию здоровья, и по причине творческого характера. Еще в 1684 году, в Киево-Печерской лавре, он начал работу над «Четьи-Минеями» – житиями святых, которая требовала постоянного обращения к источникам, которых в Сибири, конечно же, не было. По преданию Дмитрий от расстройства даже слег в постель. Сейчас уже трудно сказать, как ему удалось уговорить церковное руководство и самого Петра Первого избавить его от этого назначения и на время остаться в Москве. Надо было ждать, когда освободится ближайшая епархия. Так 4 января 1702 года Дмитрий был назначен ростовским митрополитом. Может, помогло то, что еще в 1690 году он поднес первую часть своих «Четьи-Миней» царям Ивану и Петру Алексеевичам. В любом случае ясно, что Дмитрий оказался в Ростове не по причине стечения обстоятельств, а умышленно, прекрасно зная о хранящихся здесь книжных сокровищах.
Работу над «Четьи-Минеями» Дмитрий закончил в 1705 году. Это был уникальный труд в 12 томах, в каждом свыше 600 страниц. Даже если бы Дмитрий Ростовский написал только одни «Четьи-Минеи», его имя навсегда осталось бы в древнерусской литературе. Но он был автором целого ряда литературных произведений, вот лишь некоторые их названия: «Руно орошенное, или Сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Богоматери», «Розыск о раскольничьей брынской вере», «Поучительные слова», «Диариум» (дневник), «Алфавит духовный», «Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении», «Краткий катехизис», «Келейная летопись», «Летопись царей и патриархов», «Слово о пьянстве», «Летопись ростовских архиереев». В последнем произведении для изучающих ростовское краеведение и сегодня представляет интерес рассказ о ростовском митрополите Филарете – отце первого русского царя Михаила Романова, о тех испытаниях, которые выпали на долю Ростова и ростовцев в годы Смуты.
Еще на Украине Дмитрий начал сочинять религиозные стихотворения, написал шесть драматических мистерий. Одна из них – «Успенская драма» – была написана, по мнению исследователей, на Украине, в конце XVII века и была предназначена для исполнения монахами и писцами в монастыре.
В Ростове Дмитрий Ростовский учредил семинарию, в которой училось более двухсот детей священнослужителей, которые ставили его мистерии, исполняли сочиненные им духовные песни. Уже в наше время Московский камерный театр осуществил постановку спектакля «Ростовское действо», созданного по «Комедии на Рождество» Дмитрия Ростовского. Он был автором текста и музыки, в свое время комедия вызвала огромное количество подражаний, была проникнута верой в мир, добро и справедливость. Имела большой успех и современная постановка: заложенные в комедии идеи не устарели, творчество Дмитрия Ростовского продолжает служить людям.
По сути дела, здесь, в Ростове, митрополит Дмитрий начал работу, которую в Ярославле продолжил Федор Волков и завершил созданием первого русского театра. Таким образом, Дмитрия Ростовского можно назвать одним из первых отечественных драматургов, а Ростов может по праву разделить с Ярославлем честь называться родиной русского театра.
В ростовских топонимах нет упоминания Дмитрия Ростовского, но его имя было увековечено в другом месте: в 1761 году, в честь Дмитрия Ростовского, Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую крепость. Со временем крепость превратилась в город Ростов-на-Дону, который, по сути дела, наследовал не только имя, но и славу Ростова Великого.
В Собрании российских древностей А.И.Мусина-Пушкина, в котором хранилось «Слово о полку Игореве», были и сочинения Дмитрия Ростовского. Любопытная деталь: когда археограф К.Ф.Калайдович, который провел настоящее следствие, чтобы выяснить обстоятельства находки «Слова о полку Игореве», спросил у типографщика Семена Селивановского, принимавшего участие в издании «Слова», каким почерком была написана рукопись, тот, не раздумывая, ответил, что почерк был не очень древний и похож на почерк Дмитрия Ростовского, с рукописями которого типографщику приходилось иметь дело.
Скончался митрополит Дмитрий Ростовский 28 октября (8 ноября) 1709 года, по преданию точно предсказав день своей кончины. Перед этим он пригласил в келью своего любимого ученика и переписчика его сочинений Савву Яковлева, пересказал ему свою биографию, благословил и поклонился до земли.
Узнав о кончине Дмитрия, в Ростов прибыла царица Параскева Феодоровна – вдовствующая супруга царя Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. В последний путь Дмитрия провожал его друг – митрополит и блюститель патриаршего престола Стефан Яворский, совершивший литургию и организовавший погребение в Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря – там, где завещал Дмитрий.
В 1757 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память 28 октября (10 ноября), а также 21 сентября (4 октября; день обретения нетленных мощей святителя). По заказу императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена серебряная рака, в которую 25 мая 1763 года были переложены мощи Дмитрия. Прибывшая в Ростов императрица Екатерина Вторая вместе с другими высшими церковными иерархами несла носилки с мощами Дмитрия Ростовского.
«Златоуст Российской словесности», «Пастырь добрый», «Цевница духовная», «Звезда всю страну ученьми и чудесы озарившая», «райская ветвь Малороссии», «Святитель с медоточивыми устами» – так называли Дмитрия Ростовского после его смерти. При жизни ему покровительствовали гетман Украины Мазепа и император Петр Первый. О литературном творчестве Дмитрия Ростовского высоко отзывался Ломоносов. Державин в «Кантате в честь 200-летия со дня кончины Святителя Димитрия, митрополита Ростовского» писал:
- В сонме великих ростовских святителей
- Был ты сияющей новой звездой,
- Лучший из наших духовных учителей,
- Праведник с любящей чуткой душой!
Тургенев говорил: «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?». Толстой признавался: «Вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Димитрия Ростовского».
Между тем сам митрополит очень скромно оценивал свою литературную деятельность: «В книгописательстве иное быть историком, иное толкователем, иное нравоучителем. Однако же я, грешный, всё то смешал, как горох с капустой, желая иметь книжицу оную наподобие заметок и примечаний, чтобы было что нужное порой к проповеди».
Еще одна уникальная фигура ростовской истории – Арсений Мацеевич. Родился в Польше в 1697 году, в семье польской шляхты. Постригся в монашество в Киеве, был законоучителем в Петербургской академии. В 1733 году совершил объезд северных епархий, вступил в полемику с сосланными в Соловецкий монастырь раскольниками, в результате чего появилось его литературное произведение «Увещевание к раскольнику», написанное страстным, живым языком. В 1742 году назначен ростовским митрополитом, проявил себя ярым защитником старых допетровских порядков, за устранение светских лиц из Синода и восстановление патриаршества. В то время вышло распоряжение правительства об учреждении монастырских штатов, резко ограничивающее духовенство в управлении церковным имуществом. Арсений написал по этому поводу знаменитое «Доношение» в Синод, за что в 1763 году был лишен архиерейского сана и сослан на Белое море, в Анзерский скит. По доносу, за произнесение дерзких слов против Екатерины Второй, был лишен и монашеского чина. Заключенный в Ревельскую крепость под именем Андрея Враля, он скончался от голода. На стене каземата незадолго до смерти написал: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси».
Можно сказать, что Ростовскому краю «везло» на деятелей церкви – в своем большинстве это были люди незаурядные, талантливые, деятельные, оставившие яркий след не только в истории Ростовского края, но и в истории всей России.
Спасо-Яковлевский монастырь, где был похоронен митрополит Дмитрий Ростовский, образовался в результате слияния Княгинина монастыря, основанного Марьей Черниговской, и Яковлевского, заложенного в конце XIV века при ростовском епископе Иакове. Рядом с Зачатьевском храмом, где был погребен Дмитрий Ростовский, стоит Дмитриевский собор. Сюда просвещенный граф Шереметев – муж знаменитой Параши Жемчуговой – намеревался перенести обретенные мощи Дмитрия Ростовского, но этому воспротивились монахи. А неподалеку возвышается церковь Спаса на Песках бывшего Княгинина монастыря. Где-то здесь, в темной келье, одетая в черное монашеское одеяние, создавала летописные рассказы-некрологи по убитым татарами русским князьям Марья Черниговская. Возможно, здесь перелистывала она страницы «Слова о полку Игореве», сочувственно скорбела над плачем Ярославны и скупо улыбалась, читая о возвращении князя Игоря из плена, переживая радость его молодой жены. Сама княгиня Марья не дождалась этого счастья, так хоть чужой радостью на мгновения согреть озябшую одинокую душу.
По большому счету, Ростовский край можно назвать родиной великорусской литературы, начало которой было положено преданиями, житиями, летописями, первыми авторскими произведениями, составляющими золотой фонд древнерусской культуры. Епифаний Премудрый, Вассиан Рыло, Авраамий Палицын, Ирина Луговская, Дмитрий Ростовский – это далеко неполный список писателей-ростовцев, в их числе неизвестные авторы ростовских житий, преданий, повестей, которые чудесным эхом дошли до нашего времени. А сколько таких произведений не сохранилось, не уцелело в пожарах и войнах? Последний вопиющий пример – варварское (другого слова не найдешь) отношение к оставшимся в Ростове рукописям, документам и книгам после переезда архиерейского дома в Ярославль. Возможно, мы потеряли сокровища, которые можно поставить рядом со «Словом о полку Игореве».
Святитель Димитрий Ростовский и его труды
Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть» [2] . В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных» [3] . В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.
По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу» [4] , оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати» [5] .
Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.
Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».
В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали» [6] , и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.
Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам» [7] .
Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество» [8] . Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.
Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).
Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».
Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный») [10] .
Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.
Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:
«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит» [11] .
Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие» [12] . Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.
Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:
«От юности и до при ближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М. ) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М. ). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь» [13] .
Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.
Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.
В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:
О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.
Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению» [14] .
Отрывок из готовящейся к изданию книги «Русь во Христе: Очерк истории Православия в России»
10 ноября 2013 г.
[1] См., например, весьма полную библиографию – за последние почти три десятилетия – в кн.: Стрижев А.Н. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский // Богословские труды. Вып. 39. М., 2004. С. 378–391.
[2] Житие, иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца // Димитрий, митрополит Ростовский, святитель. Сочинения. Т. 1. М., 1839. С. 2.
[11] Цит. по: Поселянин Е.[Погожев Е.Н.] Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. С. 42.
Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям
Было время, когда в России самым дорогим приданым для новобрачных считались не драгоценная утварь, платья и украшения, а духовные книги. Люди знали: будет вера – будет и благословение Господне над семьей, а остальное приложится. Евангелие, «Добротолюбие» — поучения святых отцов Церкви передавали из поколения в поколение. И среди самых известных источников мудрости и добра особое место принадлежало Четьим Минеям.
Сегодня даже не все знают, что это такое. Это целый свод житий (жизнеописаний) святых, охватывающий весь годовой круг памятных дат. Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту.
Не стяжав «имения, кроме книг святых»
И хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз.
Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.
Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).
А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.
Провожало владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.
Много лет владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей.
Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.
Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.
Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».
А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:
«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».
При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.
Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.
В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.
Дар ученика
К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.
Родился он на киевщине в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юношей он твердо решил поступать в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве. Способности его и желание учиться были таковы, что при скромных средствах, он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце и искра той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного – служить Ему всецело.
В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха, т.е. монаха, имеющего сан священника.
В ту пору он не переставал, как и прежде читать, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным. Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.
За усердие и пастырскую ответственность молодого священника ценили. Не прошло и десяти лет с момента его учебы, а Киев и Чернигов, Слуцк и Вильно уже оспаривали друг у друга право иметь у себя молодого пастыря, обращающего свое непрестанное учение на благо Церкви.
Рано было возложено на него и игуменство – обязанности настоятеля монастыря. Кто-то удивлялся, а архиерей, возводивший его в игуменский сан, провидя его еще более высокое призвание, сказал, что желает ему «по имени – Димитрий – и митры», т.е. служения на архиерейском поприще.
Не почет означало для него принятие игуменского сана. Это был призыв к еще более усердному служению. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую лавру для продолжения ученых занятий.
С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий-Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре.
Многие годы работы для того, чтобы и сегодня в России люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.
Сделать святых близкими людям
Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.
Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.
Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).
Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.
«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!
Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.
Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.
Что мы выбираем?
К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.
С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.